Все авторы

CAYIN C9 — CITIZEN KANE. Между лампой и транзистором

Cayin C9

ВСТУПЛЕНИЕ

Этот год выдался для меня урожайным на разного рода связки из пары ЦАП-усилитель для наушников. И готовые парные решения под одной маркой успели побывать у меня на тесте, и отдельные усилительные решения, способные по-разному спеться с одним и тем же ЦАПом/плеером. Одни транслировали особенности источника, не привнося ничего от себя. Другие же, напротив, могли дать по щепотке соли и перца, обеспечив превосходный результат. И тогда я утвердился в мысли, что покупка парного решения — не комбайна — решение целиком оправданное. С каждым годом ЦАПы становятся все навороченнее. Все более и более сложные форматы читают. В то время, как усилительная часть если и прогрессирует, то уж очень медленно. Скажем, довольно древний по нынешним меркам CDM при правильном подборе ламп окажется более, чем конкурентоспособным. Вот такой он Cayin C9. Собой олицетворяющий надежность, верность традициям и прогресс как таковой. 

Cayin C9 и плеер

И я не пытаюсь сделать вынужденных реверансов в сторону С9, выдав ему авансом за еще не проявленные заслуги. Совсем нет. Этот усилитель показал себя за время теста как устройство, которое будет раскрываться по мере роста уровня источника. И, значит, станет надежным подспорьем при удовлетворении аудиофильского зуда. А эта хворь рано или поздно одолевает всех. Ну а так — источник сменил, а усилительная часть то в порядке. Буквально. Он не только технически на бумаге выглядит многообещающе, но еще и мощный, что очень кстати для любителей потуже да поноровистее. 

В общем, перечитал и понял, что по первым абзацам получается такой себе усилитель-швейцарский нож. И, в отличие от фильма с Дэниэлом Рэдклиффом, это все не плод моего больного воображения. И это я еще не упомянул в тексте про наличие и твердотельного, и лампового тракта, да еще и двух режимах работы! А какой бутерброд можно запилить с DX220/300MAX! Если вы не хотите лететь в отпуск к родителям жены, совет простой: возьмите с собой в полет этот “бутер”. С ним вы едва ли пройдете досмотр в аэропорту.

Если кроме шуток, то решение вышло еще более спорное по части портативности, чем упомянутые плееры-монстры от iBasso. Да, Cayin C9 уместнее называть не portable, а transportable. Не портативное, но переносное устройство. А все потому что C9 это не самостоятельный девайс и ему нужен источник. И чем выше классом, тем лучше. А тут вступает физика, сука бессердечная. И чем лучше, тем будет больше. Тяжелее. Горячее. Зависимее от розетки. В общем, вы понимаете, о чем я. Все, что так любят аудиофилы. Дискомфорт — наше все. Если нравится звук и удобно, то где-то в подсознании зреет мысль, что тебя в чем-то накололи.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ CAYIN C9

На нескромные размеры официально портативного усилителя намекает уже сама упаковка. Она довольно крупная, да что там говорить, увесистая. Как водится, она облачена в суперобложку-рубашку. Правда, довольно аскетичную. На лицевой стороне “черным по черному” тиснением нанесено название бренда и модели. Под “C9” написано, что именно это такое. Портативный усилитель, а не взрывчатка. А вообще хорошая идея для любителей пранка. Монструозный усилитель для наушников с названием С4. — Что это у вас такое? — Ничего, просто С4, офицер. Помянем любителя теплого лампового звука и несмешных розыгрышей.

А вообще это не аскетичность и суровость упаковки. Это дань уважения тридцатилетнему юбилею Black album. Своего рода трибьют.

Единственная сторона упаковки, сколько-нибудь информативная, это тыльная. Но вот там производитель оторвался, вылив на нас все подробности и секреты. Включая размеры и вес. Не то предупреждают, не то хвастаются. Вот о чем точно предупреждают, так это о правилах поведения с литий-ионными аккумуляторами.

Самое примечательное на упаковке — это выделенные особенности устройства. Наличие лампового и твердотельного трактов, последний, к слову, 4-канальный, работа в режимах A/AB (не лишним будет напомнить о разнице между ними), а также возможность выбора типа источника. Так, усилитель предельно гибок — его можно подключить к источнику с регулируемым выходом и чистым линейным. 

Под кожухом обложки находится привычный для Cayin короб-шкатулка. Под верхней крышкой с магнитным замком находится сам усилитель. Вот так сразу, зачем тянуть кота за хвост или что там у него еще есть. Усилитель надежно зафиксирован рамкой-ложементом из вспененного материала. Кроме C9 тут только декоративный жетон с названием устройства. Не хватает только отверстия для цепочки и самой цепочки. “— Это ты, Джон Уэйн? — Это я”. Можно сразу в учебку к сержанту Хартману. 

Cayin C9 коробка

Извлекши усилитель, ты понимаешь, что внутри коробки еще куча места, но под ним нет съемного дна. Все очень просто. Нижняя часть упаковки открывается подобно ящику. Как коробки наушников от Empire Ears. Нужно лишь открыть торцевую створку, фиксируемую — опять-таки — магнитом. Вот там нас ждет весь богатейший набор аксессуаров Cayin C9.

Cayin C9 комплектация

Сперва это конверт с предельно подробной инструкцией и второй пленкой на нижнюю часть усилителя. Первая наклеена уже заводе. Кроме того, тут мы можем найти кабель USB-C в тканевой оплетке для зарядки, два межблочных кабеля, 3,5-3,5мм и 4,4-4,4мм, torx-отвертку и набор запасных винтов. В миниатюрной колбе, напоминающей про усилительные модули Cayin N6 mk II. “Как? У Cayin C9 есть сменные модули?” Нет. Тут такой гибкости не предусмотрено, усилитель “из коробки” радует функционалом и возможностями. Производитель позаботился о тех, кто приобретает C9 всерьез и надолго. Cayin предусмотрели замену аккумуляторов. C9 использует четыре литий-ионных аккумулятора 18650. Крайне популярная модель, так что заменить “просевший” по емкости источник питания будет легко.

Межблоки довольно короткие. Они хорошо подходят для создания “бутерброда” или для ситуации, когда устройства лежат торцом к торцу. Для более размашистого размещения они не годятся. Сами “хвостики”, по всей видимости, медные, выполнены в виде плотного переплетения восьми проводов. Фурнитура в целом хорошая. Но что-то мне подсказывает, что для выдавливания всего потенциала Cayin C9 до капли необходим будет межблок поярче. 

ДИЗАЙН CAYIN C9

Дизайн у нашего крепыша — ни дать ни взять — вышел предельно утилитарный, почти армейский. Из какого-то заигрывания с эстетикой и чувствами пользователя только как всегда аккуратная подпись Cayin на верхушке усилителя и аккуратные овалы смотровых окошек на верхней крышке. Все. Потому что в остальном этот дизайн создан для того, чтобы убивать выжимать максимум из наушников. Любых. Без сожаления и сострадания. И размер на этой намекает, как и вес. 160*80*28мм и 550 грамм. Рядом с iBasso DX220MAX устройства выглядят буквально созданными друг для друга. Но только вместе это уже 1250 грамм чистого убийственного звука. Однако.

cayin c9 корпус

Усилитель представляет собой идеальный параллелепипед. Шасси выполнено из куска анодированного алюминия радикально черного цвета. На корпусе присутствуют элементы декора, конечно. Но это довольно строгие линии, бороздки на суровом теле корпуса. Да и уже упомянутые иллюминаторы и название бренда. Хотя до «иллюминаторности» классического Cayin N6 ему далеко.

Cayin

Основные элементы, интересующие нас, находятся на нижнем (переднем) торце. Он плотно усеян ими. Поэтому будем двигаться снизу вверх. Нижний ряд обильно представлен входами/выходами и кнопкой включения/отключения питания. Так как усилитель имеет полностью балансную архитектуру, то и входы разделены по соответствующему признаку. Благо, Cayin C9 прекрасно работает и в режиме небалансного подключения и балансного выхода. 

Верхний ряд — это набор органов управления. Хоть и управляем воспроизведением мы с источника, но тут мы управляем УСИЛЕНИЕМ. Итак, в нашем распоряжении ползунковые переключатели дающие следующие возможности: выбор режима входа (пред/оконечник), выбор гейна (высокий/низкий), выбор тембра (твердотельный/лампа) и режим усиления (A/AB). Неслабо, правда? Какой еще усилитель даст такую свободы выбора и настройки? 

Кроме того, в верхней части переднего торца красуется ручка регулировки громкости. Потенциометр тут аналоговый, все как положено. Ручка утоплена в обеих плоскостях в корпус, что снижает риск случайных взаимодействий. Довольно плотный ход делает эту вероятность еще ниже. На колесе есть пересекающиеся глубокие насечки, поэтому взаимодействовать с ней приятно и удобно. Несмотря на то, что она черная, золоту нашлось места и тут. Основание механизма выполнено — вероятно — в позолоте. Поэтому традиция золотых ручек регулировки громкости сохранена и преумножена. 

Противоположный торец имеет всего два элемента. Но архи-важных. Во-первых, это индикатор уровня заряда. Он, кстати, довольно лаконичен и информативен. Это набор из четырех светодиодов с обозначением минимального и максимального уровней. Светодиоды имеют приятное оранжевое свечение. Такое, теплое ламповое. Все по заветам махровой аудиофилии.

Во-вторых, это порт USB-C для зарядки аккумуляторов. Кстати, производитель подошел к вопросу эргономики очень ответственно. Если батареи популярны и владелец усилителя может легко их заменить, то и сам процесс не должен быть слишком обременительным. Это объясняет пару винтов — на боковых торцах C9. Открутив их, по аналогии с плеерами iBasso, мы “отстегиваем” аккумуляторный блок и можем его извлечь. Далее меняем батареи, повторяем процедуру в обратном порядке и дальше радуемся теплому ламповому звуку. Или транзисторному, тут кому что.

Кроме этих винтов, боковины могут быть примечательны еще одним элементом. На левой находится кнопка-переключатель режима предварительного усиления для входа и индикатор, подтверждающий его активацию. Что немаловажно, так как в этом режиме Cayin C9 работает на максимуме усилительных мощностей, а уровень громкости задает источник — предварительный усилитель ЦАПа или плеера. Решение очень продуманное и позволяющее защитить пользователя и его технику. Респект. 

cayin c

Верхней крышки мы уже коснулись. Основной элемент дизайна тут это пара смотровых окошек, через которые видны Korg’овские nutube лампы. Это хорошо нам уже знакомые 6P1, но о технической стороне вопроса мы поговорим чуть позже. Низ усилителя прикрыт закаленным стеклом. Смотрится отлично, если хорошенько натереть его салфеткой. Которой, к слову, в комплекте не предусмотрено. Ай. А еще, за счет стекла или пленки, его защищающей, Cayin C9 не слишком цепко стоит на поверхности. Благо, на рынке полно решений для таких ситуаций. А для бутерброда, если, конечно, вы отважитесь такой соорудить, есть прекрасное решение вроде адгезивной ленты из ближайшего магазина хозтоваров. Не оставляет следов, многоразового использования и выдерживает действительно большие нагрузки. Так, минутка полезных советов от старого бутербродовода.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ CAYIN C9

И вот мы подошли к самому интересному. Разумеется, в части ДО звука. Усилитель словно стал демонстрацией огромного опыта Cayin по части звука, в частности усиления. Ведь Cayin — это далеко не молодой бренд, уже несколько десятилетий производящий бытовую электронику, в том числе аудио, причем, высшего класса. 

Во-первых, примечателен сам формат. Хочешь твердотельный быстрый и “холодный” звук — на тебе транзисторный каскад. Хочешь теплый с аналоговыми нотками — на тебе лампу. Да, это не классические лампы, как в N3pro, но, скажу честно, после детального знакомства с Cayin C9 я это не считаю недостатком. По правде говоря, в C9 заметен уверенный шаг вперед в умении “готовить” 6P1 со времен N8. Усилитель позволяет переключаться между двумя наборами усилителей. Лампы представлены уже упомянутыми Korg’ами. 6P1 это нано-лампа, работающая подобно классическому триоду. Только нить накаливания заменили на светодиод. Что дало значительно более низкий нагрев и в энергоэффективность. Такая лампа по части прожорливости в 50 раз эффективнее классического триода. Для решения проблемы “микрофонного эффекта” применен специальный амортизирующий подвес. Так что мобильность усилителя сохранена, даже несмотря на применение в тракте ламп.

От твердотельного семейства у нас тут четыре — по паре на канал — полупроводниковых усилителя от Toshiba, с маркировкой 2SK209 JFET. Производитель ничего не говорит о возможности их замены, но если у вас есть хороший паяльник и прямые рук, то, думаю, все возможно. Тем более с учетом наличия ламп в тракте, да еще четырех, охлаждение внутри корпуса Cayin C9 хорошо продумано (используется специальный порилитический графит). Так что и “горячие” микросхемы проблемой не станут. 

За “оконечное” усиление тут отвечает четверка транзисторов LSK489 от LIS. Да, это по сути гибридный усилитель. Нужно же как-то дать ватты для этих ваших Audeze! 

Как я уже говорил, C9 имеет полностью балансную архитектуру. В отличие от флагманского плеера бренда — Cayin N8. В нем, как и в N3pro, использование только одной пары ламп делало невозможным балансное подключение при выборе лампового тракта. Но тут то у нас тут довольно большой корпус и усиленное питание. Поэтому удалось “впихнуть” четыре лампы и сделать полностью балансную схему в обоих схемах усиления.

За регулировку громкости отвечает старый добрый аналоговый потенциометр на базе микросхемы MUSES72320. Нареканий к ее работе у меня не было за две недели эксплуатации. 

Немного о том, как работают режимы линейного и предварительного усиления. В первом все просто — подключаете ваше устройство с линейного выхода и задаете уровень громкости с C9. Во втором, если ваш источник работает в режиме предварительного усиления, то есть позволяет регулировать выходной уровень, C9 работает как оконечник, то есть на 100% мощности, а за регулировку громкости отвечает источник. У меня в хозяйстве, как вы наверняка помните, имеется ЦАП Aune X8, у которого есть сразу оба выхода — line- и pre-out. Линейным я подключаю его к стереусилителю, а с преда балуюсь с наушниковыми усилителями. В случае с этим выходом я использовал режим предварительного входа на C9 и задавал уровень громкости ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с ЦАПа. Очень удобная фича, если у вас есть такое устройство в зоопарке девайсов.

Работу в режимах A и AB также прокачали. Помните, как это работало с платой E01 для Cayin N6 mk II? Была колоссальная разница в выходной мощности сигнала. Практически полуторная, что делало однотактный режим малоюзабельным с тугими наушниками. Теперь же в режимах A и AB мощность идентична. То есть мы имеем полноценный инструмент для тюнинга, не предполагающий компромиссов вроде расплаты мощностью за более приятное нашему слуху звучание.

Кстати, и это еще не все. Можете оставаться скептиками “здорового питания”, но питание это краеугольный камень аудио. Так как аккумуляторы поменять несложно, а на рынке их масса, в том числе от всяких major’ов воде Panasonic, то можно поэкспериментировать ещё и с батареями. Увы, под рукой не оказалось других батарей, а то я бы непременно попробовал и поделился бы с вами результатами изысканий. Уверен, это имеет смысл. Когда у меня был моденный-перемоденный iBasso DX50, я слышал разницу в звуке с родной батареей и аккумулятором от Pisen. Вот такие пироги. Литий-ионные.

Ну и коротко о ТТХ. Из-за разнообразия режимов и вариантов коммуникации предлагаю ознакомиться вам с таблицей от производителя. И да, он не идеально тихий. Solaris нет-нет да шумят при балансном подключении. Незначительно, но не отметить этот факт не могу. 

Cayin таблица
Cayin таблица

ЗВУК CAYIN C9

Говорить о звук Cayin C9 и сложно, и легко одновременно. Потому что звучит, если коротко, классно. Но по-разному. Поэтому и говорить будем сквозь призму возможностей тюнинга on-the-go. 

Cayin не стали отступать от полюбившегося уже многим фирменного звука. Это прежде всего натуральный, живой с теплотой звук, а не бритвенная мониторность и беспристрастная аналитичность. Звук усилителя все еще внимателен к деталям и внезапно при такой прямолинейной наружности гибок по части воспроизведения нюансов. Но при этом он не тонкий, весомый, плотный. Излишняя выразительность отдана на откуп добавочной натуралистичности и цельности звука. При этом усилитель имеет прекрасную динамику, но она в своей балансировке имеет некоторый уклон в сторону макро-составляющей. Cayin это не про акцент на контрастах и не про подчеркивание каких-то отдельных деталей. Усилитель отлично справляется со сложными и быстрыми композициями, но также удивительно целен и напорист с на первый слух примитивным lo-fi. Он умеет играть мышцами, где это надо, но при этом сохраняет ту самую поразительную пластичность и адаптивность. Плюс возможность переключения тембра и режима — и вы имеете перед собой едва ли не самое универсальное устройство.

Кроме того, Cayin C9 удивляет. Тем, что пары ламп и транзисторов звучат по факту не так, как от них ждешь. Я не был фанатом звука N8 с лампового выхода. Он был по-своему интересен и приятен как дополнительная опция, но не более. С N3pro все было куда интереснее, и с ним я счел лампы в ультралинейном режиме наиболее интересными по звуку. Но там были другие лампы, поэтому это скорее частный случай.

С Cayin C9 случилось обратное. Сколько я бы его не слушал, но лампы лично для меня звучали не только приятнее, но и более изящно. Это наиболее заметно проявлялось именно при передаче контрастов. В динамике, в разделении планов, в отыгрыше тончайших моментов записи. Неожиданное открытие. 

При этом транзистор дает чуть больше напора и плотности, агрессии и артикуляции. Что касается последнего, то разница с лампой не столь велика. Тут не ничего от ламповой мягкости, несобранности и невыразительности. Лампа получается с одной стороны чуть более мягкой и плавной, но с другой — более детальной и интересной. Идеальное сочетание. На мой слух.

Но у транзисторного тракта есть и сильная сторона. Несмотря на более интересную работу лампы с разделением в верхнем регистре, он лучше работает с обертонами. Они получаются насыщеннее и более плавными, оттого лучше подается та самая слоистость в фонограмме. Разница не убийственная, но она есть. Это не значит, что с лампой мы прощаемся со многослойностью послезвучий, просто, транзистор в этом аспекте показал себя лучше. Для моих ушей. На моих сетапах. С моими записями.

Свитчи между режимами усиления покажут вам, скорее всего, такую картину. В классе A Cayin C9 звучит именно что “лампово”. Звучание становится еще более слитное, более аналоговое и теплое. Класс A сильнее сглаживает контрасты, превращая некоторые моменты в записи в такой себе градиент, когда границы размыты. В пределах разумного, конечно, это скорее не буквальное описание работы усилителя, а то, как бы я его образно описал. 

При переходе в класс AB мы сразу получаем прибавку, незначительную, но такую, которую можно заметить, по части глубины НЧ. Улучшается микродинамика. Нет, не так. Микродинамика становится более очерченной и выходит на полшага вперед. 

СЦЕНА

Cayin C9 строит уверенно размашистую стереопанораму. Подлинный же ее размах напрямую зависит от устройства-источника. Я использовал несколько источников с C9: Aune X8, iBasso DX220MAX, Centrance Dacportable и Hiby R3. Равно как и наушников — но их всего было две с половиной пары, Solaris SE, Meze — Elite и Empyrean

Самую огромную сцену я получил, разумеется, в паре с iBasso. Но тут стоит отметить, что по ширине непосредственно с плеером она больше. Вглубь оба же девайса ее строят великолепно. Cayin получает буст разделения планов при использовании ламп в режиме AB. В прочих режимах есть некоторый эффект чуть более плотной подачи планов. 

И Aune, и Centrance дали широкую картинку, с хорошим наполнением от края до края. Ожидаемо, Dacportable получился более плоским, хотя С9 по части проработки пространства дал подняться творению Гудмана если не на две, то на одну степень так точно. Aune с учетом моих модификаций приблизился к передаче объема к DX220MAX, но все же уступил в изящности и эффектности. Все же один мобильный ЦАП против пары “взрослых” десктопных решений это разница решающая. 

R3, конечно, не ощущался настолько камерно и зажато, как он звучит с наушникового выхода, но тут без сюрпризов. Довольно средняя сцена с дефицитом воздуха. Сам C9 не самый “дышащий” источник, так еще и зажато звучащий на ВЧ R3. Но мы же знаем, чем на самом деле ценен этот малыш, верно?

Поэтому если у вас уже есть качественный ЦАП для домашней системы, то настоятельно рекомендую использовать его. Чем сильнее источник заточен под большие пространства, тем лучше получится воображаемая сцена с C9. В вертикальной и горизонтальной проекциях. В тандеме с DX220MAX и Solaris SE достигалась превосходная по своей реалистичности трехмерность презентации. С убедительными и соразмерными образами по трем осям координат.

https://open.spotify.com/track/6MAZwHJzMjBw1e2rP0tnuK?si=71aff4c0760b4b56

В сочетании с DX220MAX была достигнута впечатляющая масштабность. Сцена простирается очень далеко за пределы черепа, но характер подачи — плотный и массивный — сохраняет цельность и связность образов. Скрипка Гаррета, как и весь лейтмотив, органично занимают фронт, а перкуссии и виолончели накрывают нас словно полукуполом. Усилитель здорово передает как масштабность и эшелонированность при исполнении произведения, так и умеет подавать его в более интимной манере. 

Как, например, на этом треке. Басовая-партия куда ближе. Практически на первых ролях, споря за пальму первенства с вокалом Алекса Тернера. Такая презентация куда пикантнее и камернее, чем в предыдущем примере. Но и тут C9 очень хорош. Плотная “коридорная” подача получается именно такой. Cayin словно направляет в нас струю из звуков, создавая приятное давление без потери динамики.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Они тут уходят на максимальную глубину и великолепно контролируются. Бас звучит очень натуралистично, но при этом вкусно. Его тут не с избытком, но подано ровно столько, сколько необходимо, чтобы насладиться, не пресытившись. Кроме придания ему неоспоримой убедительности за счет весомости и осязаемости, дополнительных акцентов на НЧ не делается. Оно и к лучшему, так как это позволяет усилителю выступать транслятором особенностей именно наушников. Разумеется, свой почерк у его есть, но куда сильнее конечный результат зависит от сопряженных головных телефонов. 

Самые низкие слои очень прозрачны и хорошо читаемы. Что на лампе, что на транзисторе. За тем лишь отличием, что на транзисторе звучание домид-басовой области более напористое и сухое. Однако, оба режима имеют чуть более гладкую презентацию суб-НЧ, если говорить о прямом сравнении с DX220MAX. Общая динамика НЧ у iBasso просто сатанинская, при этом рельефность нарочито подчеркнута. Cayin же выступает чуть мягче и плавнее, но без просадки динамики как таковой. 

Мид-бас на ламповом выходе звучит чуть теплее и с немного менее очерченным атаками, чем на твердотельном. В целом презентация похожа. Но транзистор ощущается словно быстрее, в первую очередь за счет атаки. Оба тракта дают хороший плотный панч. При работе оконечника в классе A средние басы звучат плавнее и так же плавно “перетекают” в нижнюю середину. Двухтактный режим AB дает лучшую очерченность средним НЧ, выдавая  приятный контраст на стыке диапазонов. Без просадки или притеснения какого-либо из них. Звучание в классе AB все еще слитное, но A делает более сильный упор на цельность. 

Несмотря на слегка сглаженную подачу, Cayin C9 здорово передает отличия источников при работе с низкими частотами. Хоть и смягчая, он в целом отражал характер DX220MAX. В результате получилась очень органичная по подаче связка (но не по части комфорта! 1250 грамм, Карл!). Хотя лично для меня забористый и шершавый бас MAX’а идеологически ближе Cayin’овского. 

Протяжность и расширение НЧ напрямую зависит от наушников. Лучший контроль и подсушенность Elite по сравнению с Empyrean на Cayin C9 слышны сразу. В целом именно от связки с Solaris SE я получился больше всего фана с C9. А вот более мягкие Meze оставили послевкусие. 

Очень четкая басовая линия. Хоть в центре внимания и вокал, а также партии многочисленных инструментов, принявших участие в записи, низкие частоты переданы превосходно. Им отведено огромное пространство, но все оно — на втором-третьем плане. Эта эшелонированность отлично отыграна Cayin’ом. Бас массивен, рельефен и глубок. Он пластичен и гибок, он умеренно переплетается с остальными партиями, не делая каши. Все образы остаются на своих местах. Это как очень тщательно отрепетированный танцевальный номер, когда, несмотря на, казалось бы, полухаотичные перемещения, артисты в конечном итоге оказываются в исходных позициях. Подчеркнутая макродинамика C9 помогает раскрыться композиции со стороны эффектности и эмоциональной повестки.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

СЧ предельно музыкальны в том понятии, в котором мы еще остаемся на поле аудиофилии. Теплые, с хорошим разделением, но тем не менее слитной подачей. Певуче-переливающиеся. Чуть сильнее на лампе, чуть менее — на транзисторе. Но на сам характер смена тембра влияет несильно. 

СЧ довольно крупные. Такие, которые не пушистые, не пестрят деталями за счет их подчеркивания, а скорее несут их на себе в виде мелкого и подробного рисунка, заметного, но не броского. Рисунка, ощутимого кончиками пальцев. C9 очень хорош в передаче эмоций. Превосходная динамика и естественность позволяют насытить жизнью диапазон, что обеспечивает выигрышное положение для наушников с открытыми и “дышащими” ВЧ. Хорошая V-шка не станет проблемой для C9. UM Mirage, я уверен, стали бы прекрасным напарником для Cayin. Это к примеру правильно оттюнингованной V-шки.

Образы из середины довольно эгоцентричны. Это касается в том числе и вокала. Как правило, образ исполнителя прорисован очень ясно, сам вокал подчеркнут и смещен из глубины сцены на ее край, передний край. Такая подача мне по душе. Тем более сам вокал C9 за счет величины образов на СЧ и естественности тембров передает великолепно. А ровная передача середины без заигрываний с нашим восприятием за счет ВСЧ позволяет в равной степени убидетиельно звучать и мужским, и женским голосам. 

Переходя из класса AB к классу A, мы получаем еще более аналоговое и, возможно, естественное звучание средних частот. Но идет некоторая просадка по выстраиванию сцены вглубь, эти слои, планы, уровни сцены, словно накладываются один на другой, формируя красивую и яркую аппликацию, но без столь реалистичного ощущения глубины. При этом звук сложно назвать плоским. Но это глубина уже не столь впечатляюща. 

Транзистор обеспечивает чуть более привычную для современных устройств подачу. Но скорее за счет чуть более выраженного разделения, чем за счет подчеркивания деталей как таковых. При свитче лампа-транзистор-лампа просадки в детализации нет. А вот любители чуть более выраженной сепарации найдут твердотельный выход занимательнее. Хотя тут следует подходить в комплексе и учитывать, какие наушники используются. Обое Meze органично сочетали свою слитную мягкую подачу средних частот с характером твердотельного тракта С9. Solaris SE же как мега-универсальные наушники хорошо подружились и с транзистором, и с лампой C9.

Превосходно звучит вокал Кейва на его с Уорреном Эллисом крайнем релизе. И Cayin C9 тут играет на поле эмоций и эффектности. Эти тепло, массивность и слитность придают густому и мрачному, но оттого богатому и прекрасному вокалу Кейва практически магический гипнотизм. А сам характер композиции, то пространство, что в ней воссоздается, передается великолепно. Вырисовывается сфера из переплетения звуков и послезвучий, а в ее центре, словно пульсирующая сердечная мышца, голос Кейва.

Несмотря на слитный характер и естественную мягкость, C9 умело справляется с не самыми выдающимися по качеству старыми записями вроде этой. Гитарная партия Галлахера воспроизводится превосходно. С теплом и “ламповостью” классических блюзовых фонограмм, но при этом достаточно педантично по части проработки деталей и нюансов звучания. Также здорово “работает” разделение баса и гитары на планы. Партия бас-гитары тут интересна, а C9 отлично справляется с трансляцией ее вариативности и техники исполнения как таковой. И когда в конце композиции бас выходит едва ли не на передний край сцены, сбивки и рабочий барабан все еще звучат прозрачно и совершенно очерчено. Технически C9 превосходен, хоть и не является чем-то вроде инструмента для прецизионной оценки при работе со звуком. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Сразу скажу, что ВЧ у Cayin C9 мне понравились. И вот почему. Усилитель предельно точно передает как характер ВЧ источника (помните про зажатый верх R3?), так и самих наушников. Сами по себе ВЧ C9 лишены такой уж заметной плавности непосредственно в своем характере. Да, лампа имеет более мягкие штрихи, она плавнее, чем транзистор, но это лишь сравнение, а не общая сигнатура. 

ВЧ обладают отличной детализацией. Точнее, они могут передать без потерь то, что “скормит” ваш источник. Нужно ли говорить, что верха в паре с DX220MAX были превосходны? 

В паре с топами от Meze ВЧ были хорошо знакомые по прослушиванию этих наушников с DX220MAX. Они звучали расслабленно, без той энергетики, которая присуща тем же Solaris, но все так же информативно и невероятно качественно. Тут вопрос сугубо характеров и вкусовых предпочтений.

Транзистор опять-таки имеет более быстрый характер на ВЧ, они еще не острые, но и не такие плавные, как на лампе. При этом сама лампа на ВЧ звучит на какие-то %% чище и детальнее. На удивление, но Korg’овские лампы показали себя несколько прозрачнее транзистора. Однако, как я уже говорил, твердотельный тракт обеспечивает более классную проработку парциальных тонов. 

Не самая легковесная и воздушная подача низких частот и середины гармонична и в то же время уравновешена верхами. ВЧ не тонкие и не “ломкие”, что могло бы сделать их противоестественными на фоне прочего спектра. Но в них нет и чрезмерной весомости. Они не такие приземленные, как НЧ и СЧ. Им не чужды изящество, плавность и деликатность. 

Невероятно зажигательная композиция. В ней есть просто очаровательно звучащие перкуссия и флейта. А также духовые. Обертона этих партий предельно насыщают  пространство под “куполом” воображаемой сцены. Причем, обильное наполнение его послезвучиями дает ощущение плотного тумана, который можно буквально резать руками. Но это не так муть и вуаль, что встречается в случае некачественно подобранного тракта или отдельного элемента, уступающего классом прочим в сетапе. Это следствие уровня проработки ВЧ-диапазона. Ясность, насыщенность и протяжность. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я решил опустить раздел про сравнения. Потому что по сути у Cayin C9 и нет прямых конкурентов. Это ультимативный переносной усилитель для наушников. Невероятно гибкий. Высочайшего уровня. Сравнивать его с более дешевыми и с куда менее широким функционалом моделями прошлых лет, вероятно, не совсем резонно. Загонять его для сравнения к комбайнам тоже далеко не лучшее решение по понятным причина. И еще куда менее логично ставить его в ряд с чистым стационаром. Работающим от сети и с куда более впечатляющей мощностью. 

Вот такое устройство получилось у Cayin. Универсальный солдат. Дуализм во всем. Лампа и транзистор. Класс A и класс AB. Line-in и pre-in. Плюс гибкость с источниками питания. В итоге получается действительно відающееся устройство. У которого нет аналога. Пока. Я уверен, что в скором времени появятся альтернативные решения в сегменте hi-end. 

Но даже при отсутствии прямых конкурентов C9 сложно в чем-то упрекнуть. Если только вы не ценитель бритвенно острой подачи, вычурной нейтральности и педантичной аналитичности.