ВСТУПЛЕНИЕ

Когда-то мой плеер помещался в Coin pocket – тот самый, миниатюрный карман на ваших любимых джинсах. Эх, были времена – мы и наши гаджеты были меньше (тоньше). Но сегодня не время для грусти и ностальгии, ведь сегодня, так уж вышло, я поделюсь своими впечатлениями об очень необычном аппарате. Уже обозревая подобный девайс, я задумался, что пора бы вынести его и ему подобных в отдельную категорию устройств, портативного в которых разве что возможность некоторое количество часов радовать вас без необходимости иметь под рукой розетку. Все остальное – вес, размер, удобство использования в принципе, у этих устройств – отнюдь не портативное. В том числе звук. По степени проработки всех нюансов записи и по подаче в целом – это уже другой, не портативный, уровень.

Первым для меня таким аудиофильским агрегатом стал AK Kann Cube, аппарат на тот момент заметный и обладавший поистине нетривиальным звуком. Как и габаритами, да. Даже CDM неплохо вписался в сценарий прослушивания на ходу, в отличие от “кубика”.

Но когда iBasso анонсировали лимитированную версию своего хита, DX220, возник неподдельный интерес, ведь на этот раз в “лимитке” речь шла не про цвет/материалы корпуса и особый тюнинг, речь по сути шла про другое устройство, основанное на том же хитовом 220-м в паре с не менее снискавшим славы среди любителей портативного хай-фая AMP8.

Опять же тут надо понимать, что и Kann Cube, и DX220 MAX – это не классические плееры, который берешь с собой по пути на работу/учебу, на прогулку или, упаси господи, на пробежку (я бы заплатил, чтоб на это посмотреть). Это такой себе мобильный стационар, который путешествует за вами из комнаты в комнату, который можно взять с собой в длительное путешествие. Стационар, который всегда с собой. Ну или почти всегда.

А потому устройство это далеко не массовое не столько из-за цены, сколько из-за специфики эксплуатации. Мой сценарий, user case, не делает меня потенциальным владельцем агрегата (почему-то называть “девайсом” 220 MAX мне кажется слегка неуважительным). Дома портатив я слушаю только в целях ознакомления для работы над обзорами, а сколько-нибудь тугими полноразмерными наушниками я не обладаю вовсе. “Зачем, если ты постоянно слушаешь что-то чужое?” – задает мне вполне логичный вопрос моя благоверная. И тут тот случай, когда с ней поспоришь. Хотя, какой случай “тот”?

ОСОБЕННОСТИ

Так что же все-таки предлагает лимитированная версия, кроме заметно возросших прайса, веса и габаритов? А предлагает она в довесок к вышеперечисленному еще и заметно перелопаченную как цифровую, так и аналоговую части. Особенно аналоговую, ведь тут поработали действительно на славу, особенно над питанием устройства.

Питание

За работу цифровой части, как и прежде, отвечает пара ESS9028PRO (плеер поддерживает обработку сигнала PCM 32 bit 384 kHz, DSD256), по заявлению производителя, была улучшена обвязка цифровой части и, что особенно важно, питание. Оно тут раздельное – 1 батарея на 4000 мАч отвечает за питание исключительно цифровой части, а еще один блок из 4 аккумуляторов на 900 мАч каждый обеспечивает честные 8,4В на аналоговую часть. Вот это уже интересно! Ведь правильное питание – краеугольный камень любого портатива, где скудные габариты корпуса не позволяют как следует разгуляться в этом направлении. Но тут то сам бог (китайский) велел.

Но это не последний сюрприз, который приготовил нам MAX, из-за такой организации питания плеер обладает двумя индикаторами уровня заряда – отдельно для цифровой и аналоговой части – и двумя разъемами питания. WTF? Все дело в том, что для 8,4В батарей в комплекте с плеером поставляется и отдельный блок питания. Вот сейчас прям дыхнуло той самой ностальгией, когда плеер требовал свой собственный источник питания, и нельзя было обойтись зарядным для смартфона. Не тут то было!

Усилитель

Как я уже писал, усилительная часть плеера построена на базе AMP8 (без возможности смены модулей, как у 220-го, отсутствует). iBasso “допилили” 8-ку, и в результате мы получили чистый класс А с улучшенной обвязкой и радикально улучшенным питанием. При таком подходе модульность просто ни к чему – на выходе мы имеем ультимативный усилительный тракт, обеспечивающий как абсолютно темный фон с самыми чувствительными внутриканалньыми наушниками так и прекрасную производительность со сложными на раскачку полноразмерными наушниками.

Помимо того, что колесо регулировки громкости переехало с боковой грани на нижний торец, изменился и сам принцип его работы. По умолчанию в плеере цифровой уровень громкости выставлен на максимум и непосредственная регулировка – аналоговая. В 220 MAX установлен предельно точный потенциометр (+/- 2 дБ), поэтому в графическом интерфейсе системы вы не увидите отображение реального уровня громкости, о нем вам поведает только положение колеса регулировки. Надо отметить, что такое решение изящно и даже удобно, только следует всегда держать в уме высокий уровень мощности и не забывать переключать коэффициент усиления и менять уровень громкости при частой смене наушников. Например, CA Solaris SE на комфортной для меня громкости я слушал на low-gain и положении ручки РГ на 8 часах. При том, стартует РГ примерно с 7 часов. В то время, как Hifiman Sundara слушал уже на high-gain и 13 часах. Страшно представить, что было бы, забудь я изменить настройки при переключении на Solaris.

УПАКОВКА, ДИЗАЙН, КОМПЛЕКТАЦИЯ

Комплектация ibasso dx220 max

iBasso DX220 Max упакован в традиционную картонку с тисненым логотипом iBasso. От лимитированной версии ждешь более изысканной полиграфии, но это не тот случай: коробка обычной версии DX220 выглядит куда праздничнее и наряднее.

Но комплектация у плеера на 5 с плюсом, ни добавить ни отнять. Под ложементом, на котором покоится ​Ктулху DX220 MAX, в мешочках из предположительно бархата нас ждут: добротный USB-C кабель, уже упомянутое 18-вольтовое зарядное устройство для аналоговой части, коаксиальный кабель, линейный кабель (4,5-3,5мм), традиционный кабель для прогрева, переходник с 2,5 на 4,4 мм, чехол с приятной грубой фактурой (очень кстати, это добавляет ухватистости устройству), защитные пленки и документация.

Дизайн

Дизайн, конечно, претерпел изменения. Практически гладкий кирпичик – плеер здорово контрастирует со своим прародителем в лице DX220. Корпус сделан из нержавеющей стали, с обеих сторон покрыт стеклом. При этом физическая кнопка всего одна – кнопка питания. Все управление воспроизведением осуществляется через графический интерфейс ОС или посредством пульта, а также при помощи сторонних сервисов, к примеру, Hiby Link.

Боковые грани практически лишены каких-либо функциональных элементов: на правой в моем случае лазерной гравировкой нанесено имя владельца, а на левой находится слот для карты памяти. Своей памяти, к слову, у плеера 128 ГБ, что совсем немало. Зато верхний и нижний торцы обильно усеяны элементами коммутации.

Интерфейсы

Нижняя грань содержит 3 выхода: наушниковые 3,5 и 4,4 мм, линейный 4,4 мм, а также крупное колесо регулировки громкости. Ход достаточно тугой, случайные вращения практически невозможны, регулировка происходит очень точно и плавно. Решение сделать ее именно такой мне определенно понравилось.

На верхней грани находится совмещенный SPDIF-выход, кнопка питания, type-C разъем для питания цифровой части и коммутации с ПК и разъем для подключения DC-адаптера на 18В.

Интерфейс ОС привычный любому, кто когда-либо владел плеером от iBasso c ОС Android на борту. Единственные отличия – уже упомянутый второй индикатор уровня заряда и отсутствие интерактивного индикатора уровня громкости. Подробно рассказывать о прошивке нет смысла, Android в iBasso – он и в Африке Android то iBasso.

Экран – 5” full-hd от Sharp – яркий, сочный с хорошими углами обзора. Для плеера большего и требовать нельзя, вряд ли вам придет в голову смотреть youtube на нем или поиграть в игрушки. Естественно, ни про какие тонкие рамки речи не идет, безрамочность тут явно не была в приоритете. В целом плеер радует качеством сборки – он создает чувство цельности и монолитности, надежности и “взрослости” устройства, что не удивительно, так как весит он 700 грамм. Что там про вес говорил Борис Бритва? То-то же.

Дизайн получился строгий, возможно, кто-то сочтет его скучноватым, особенно в сравнении с Kann Cube, который мне напомнил космические грузовые корабли из классических “Чужих”. Но мне такой дизайн нравится даже больше, и если уж использовать аналогии и ассоциации, то в таком случае iBasso DX220 MAX – это такой себе Colt M1911. Строгий, хладнокровный, смертоносный.

ЭРГОНОМИКА, АВТОНОМНОСТЬ

Автономность – сложный вопрос. В зависимости от форматов, источника (карта памяти или стриминг), а также подключенных наушников плеер сможет вас радовать своим звучанием вплоть до 14 часов. Но это “вплоть” очень растяжимо. Скажем, в среднем 8-10 часов можно получить на средней нагрузке, используя офф-лайн воспроизведение.

Другой вопрос, что полностью зарядить вне дома плеер будет невозможно, так как powerbank вам не поможет с зарядкой аккумуляторов аналоговой части. Хотя, стоит отметить, что при использовании чувствительных наушников (то есть и низкого гейна, как следствие), заметно быстрее происходит разряд именно “цифры”. А дежурная банка на 10А у меня всегда с собой. Как и у многих из вас.

Эргономика – больная тема. С одной стороны, при прослушивании не на ходу плеер удобен, и нет никаких причин за что-то ругать ее, эргономику. Но при попытке использовать его вне дома, более того, на ходу, неизбежно столкнешься с проблемой управления. И эта проблема даже более острая, чем габариты агрегата. Вслепую переключить трек или поставить на паузу не получится никак. Только при использовании пульта или плеера от Hiby, что в принципе не такая уж и плохая идея. Если привык перемещаться по городу с сумкой или рюкзаком, то почему бы, черт возьми, и нет? Оно того точно стоит!

ЗВУК

Вот теперь пойдет серьезный разговор (на фоне слышен плеск виски и стук камешков о стенки бокала). Чего я ждал от такого аппарата? В общем-то я угадал – плеер звучит серьезно, нейтрально, по-взрослому солидно и обстоятельно, без присущей DX220 некоторой окрашенности. Noblesse oblige.

iBasso DX220 MAX демонстрирует ультимативный уровень – это уже полноценный hi-end. Плеер уверенно играет на поле стационара применительно к его мощности и общему уровню звучания.

Сцена

DX220 MAX простирает перед слушателем воображаемую сцену, уходящую далеко за пределы головы. Она очень широкая с прекрасно проработанным разделением планов – за счет отличного динамического диапазона на соответствующего качества записях отлично заметны эти мазки, как слой за слоем iBasso DX220 MAX прорисовывает пространство вглубь нашего воображения и восприятия звуковой картины. Образы – соразмерны и трехмерны. В них ощущается подлинность и натуралистичность.

Конечно, этот аспект звука очень субъективен, но лично я счел работу с пространством DX220 MAX великолепной. Оркестровые записи и эмбиент подчеркивают достоинства плеера в полной мере. Если вы киноман и любите Ханса Циммера, то обязательно переслушайте на DX220 MAX его произведения. Я буквально ждал, когда с книжных полок начнут выпадать книги.

Низкие частоты

НЧ монументальны. Говоря про НЧ DX220 MAX, мне на ум приходит иная убийственная аналогия – с линкором “Миссури”. На треках с мощной басовой секцией ibassoDX220 MAX долбанет по вам из всех орудий, будьте уверены, что ощутите себя солдатом иракской армии во время Бури в пустыне.

НЧ обладают прекрасной плотностью, упругими атаками, отлично передают характер инструмента и фактуру звука, удар и резонанс. При этой монументальности они великолепны по части передачи мелких деталей, особенно на самом низу, ведь НЧ DX220 MAX уходят в самый-самый “подвал” – хватило бы возможностей ваших наушников. Несмотря на плотность и отличную весомость (под отличной я подразумеваю правильную или, можно сказать, эталонную – обеспечивающую соблюдение тембральной вертикали), НЧ могут похвастать и своими скоростными характеристиками.

НЧ в DX220 MAX создают основу, фундамент, если хотите, обеспечивающий костяк композиции и контраст для прочего спектра в основном за счет слегка подчеркнутого самого нижнего регистра. Эта обстоятельность в самом низу прекрасно конвергирует с эмбиент записями и моими любимыми релизами ECM. Нижний регистр гармоничен – он соблюдает баланс между обеспечением массы, плотности, “физики” в целом и сохранением техничности звучания. Область низких частот прекрасно контролируется без какого-либо намека на перегрузку или гул.

Лайт-спот композиции – на вокале Боуи, а ведущая партия – бас, барабаны, виолончели. Вообще, весь Blackstar примечателен как раз таки ритм-секцией. Вот тут здорово раскрывается игра контрастов, когда акцентированные партии инструментов нижнего регистра звучат с положенной массой, даже массивностью, жесткой и несколько грубоватой, но не оттеняя середину, в особенности зону презенса, вокальный диапазон. Легкий гипнотический эффект и ощущение текучести передаются великолепно.

Что эта композиция делает в этом разделе? Вступлению партии виолончелей предшествуют 4 (на пятом как раз они и вступают) момента на записи, напоминающих звучащий где-то вдалеке гром. То, как прорабатывает DX220 MAX этот “гром”, вызывает фриссон – помимо передачи самого раската, прекрасно передается та самая фактура, топография, рельеф. Динамический диапазон у плеера и впрямь крайне хорош, отчего блестяще передаются все микронюансы. И что самое главное – без какой-либо сухости или потери массы в угоду хлесткости и рельефности.

Средние частоты

Середина, хоть и не обладает добавочными характеристиками, призванными приковать к себе все ваше внимание, тем не менее не может быть охарактеризована иначе кроме как “вовлекающая”. Но достигается это не за счет броских и ярких акцентов, а за счет высочайшего уровня проработки спектра. СЧ чуть слитные, что обеспечивает ту самую музыкальность, натуральный вовлекатор без ГМО и глутамата натрия, они обладают высочайшим уровнем проработки микродеталей. При этом соблюден баланс динамики и техничности, за счет чего ibasso DX220 MAX язык не повернется упрекнуть в скучной подаче, но в то же время плеер беспощаден к некачественным записям – они ему строго противопоказаны.

Насыщенные музыкальными образами в этом диапазоне записи звучат ясно и прозрачно с соответствующим уровню плеера качеством проработки этих самых образов – но без нарочито выделенной, выкроенной из общей картины подачи. Разные по характеру партии инструментов замечательно накладываются и звучат контрастно, они различимы и читаемы. СЧ крайне информативны и при этом сохраняют динамику, которая делает звук живым и по-настоящему музыкальным.

По передаче вокала ibasso DX220 MAX также держит планку – высокие женские голоса сохраняют эмоциональность, низкие мужские обладают весом, теплом и той самой вкусной шероховатостью, плеер вообще демонстрирует исключительно высокий уровень передачи тембров. Его подача – не вокалоцентрична, она позволяет на должном уровне передать слушателю каждый, мало мальски значимый для всей композиции образ, раздельно и на контрасте.

DX220 MAX жанрово всеяден. Вся моя аудиотека была съедена им и переварена без вреда его пищеварительной системе и моим ушам. Электронная музыка, металл, старый рок, джаз, эмбиент – везде DX220 MAX демонстрировал свою мощь и техничность, граничащую с изяществом.

Если вам нужен гитарный рок, то идите сразу к Джеку Уайту. Не самый насыщенный в плане средних частот трек, но нас тут интересует то, как разведены две гитары, акустическая и электрическая (на самом деле они обе электрические, но вторая звучит с эффектом искажения и студийной постобработкой). Сохраняя великолепную динамику, DX220 MAX отлично передает в области СЧ контраст между двумя очень по-разному звучащими инструментами. Другая сторона композиции – вокал Уайта. Как всегда яркий, эмоциональный, временами срывающийся в крик. Плеер тут демонстрирует отличную локализацию и контроль даже на немного перегруженных участках проигрыша, когда в дело включаются клавишные и бубен.

И снова о вокале. Два вокала, женский и мужской, совершенно разные, периодически звучащие с наложением друг на друга, – оба передаются без скрадывания тембра и с восхитительным наслоением при условии довольно насыщенной середины и сложной, присущей Вашингтону, аранжировкой с перкуссиями, духовыми и клавишными.

Верхние частоты

Верхние частоты не уступают прочему диапазону – сложно описывать идеал в принципе. Или то, что можно счесть за идеал. Посудите сами: они обладают всем присущим hi-end сегменту набором характеристик, при этом без специальной накачки: тут нет попытки придать им дополнительной протяженности или напичкать “ловушками” для слушателя, создающими мимолетный вау-эффект. DX220 MAX превосходно прорабатывает ВЧ-диапазон с позиции сохранение естественности звучания как самих звуков, так послезвучий. ВЧ слоисты, насыщены, энергичны, детализация реализована на самом высоком возможном уровне. Плеер покажет всю грязь, все недостатки записи и сведения, не ждите от него снисхождения! С другой стороны, вы получите подлинное наслаждение на различных аудиофильских подборках.

Плеер образцово передает атаки и затухания, а то, как прорабатывается “рассыпание” звуков и послезучий в партиях перкуссий сложно описать, лучше просто послушать. Увы, после вы будете обречены на невольное сравнение и поиск “того самого” звука. И я бы не сказал, что на тестовых записях, заслушанных за посление несколько лет до дыр, я вдруг слышал нечто, что ранее ускользало от моего слуха. Скорее речь про то, как ВЧ отрабатываются в принципе, на потоковом прослушивании, когда слушаешь альбом за альбомом, папку за папкой. DX220 MAX не делает нечто, что другие не делают вовсе. Он делает это лучше. И временами ​много​лучше.

Любите ли вы первый сезон Настоящего детектива так, как его люблю я? Заглавная тема первого сезона для меня раскрылась будто по-новому на DX220 MAX за счет отработки плеером затуханий. Довольно простая композиция заиграла другими красками, получив дополнительную подпитку в виде более весомой области обертонов. “Воздух” в записи присутствовал и ощущался ранее, только в этом случае этот воздух наполнился новым элементом, другим характером, сравнимым с тем, когда чувствуешь в воздухе надвигающуюся грозу.

Чтобы оценить техничность ВЧ, обращаем внимание на тарелочки. На то, как отрабатывается удар (причем, вариативность удара, по краю или верхушке тарелки, ощущается гиперреалистично!), как рассыпается звук на “части”. Плеер препарирует ВЧ участки записи с проворством опытного прозектора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Со временем стал ловить себя на мысли, что меня стало сложно по-настоящему удивить. Но iBasso это удалось, снимаю шляпу! DX220 MAX получился действительно MAX – это ультимативный уровень, настоящий hi-end среди устройств, не привязанных к розетке. К сожалению, сложно считать новинку полноценно портативной. Да, плеер обладает встроенным аккумулятором (да их здесь хватит на 5 плееров!), да может даже порадовать автономностью при определенных обстоятельствах, но он явно не рассчитан на активные перемещения. С другой стороны – это единственный недостаток, за который я бы мог предъявить iBasso!

Как ультимативный полупортативный комбайн, способный выжать максимум даже из самых тугих наушников, DX220 MAX может стать едва ли не лучшим решением на рынке, помешать чему может разве что ограниченная доступность в виду лимитированности модели. Но, согласитесь, когда это останавливало производителя от выпуска дополнительных партий? Не хочу быть Вангой, но я уверен, в будущем у iBasso еще будут подобного форм-фактора агрегаты. А этот, 220 MAX – это демонстрация возможностей и потенциала компании, здесь и сейчас. И они впечатляют.

Ссылки на композиции, упомянутые в обзоре: