ВСТУПЛЕНИЕ

Иногда они возвращаются. Это не начало рассказа-хоррора, а вполне себе начало рассказа про аудио. Про аудио, которое нередко превращает жизнь слушателя, жизнь пользователя, аудиофила, в сущий хоррор. Муки выбора, муки поиска будут похлеще мук расставания с деньгами. Этот барьер, пожалуй, преодолевается первым. Раз и навсегда, и пути назад уже нет. Внутренняя жаба мертва, да здравствует аудио разврат.

Так вот. Иногда все же они возвращаются. Одним из устройств, которые первыми были препарированы в моей аудиопещере, был как раз Cayin N6 II, который, к слову, я рассматривал прежде всего как главного претендента на апгрейд. Но не срослось. Во-первых, Android в моем случае не давал бы никаких преимуществ, так как мне более чем хватает лаконичных прошивок а-ля Lotoo OS или аналогичных от QLS, во-вторых, звучание плеера с единственной на тот момент доступной платой, А01, я счел не совсем “своим”. Возможно, это из-за “прогретости” мозга и ушей звуком Dacportable, совсем не похожего на Каин.

Но шло время, и Cayin выпустили еще несколько плат. И вот он, N6-2, вернулся с подкреплением в виде еще одной “тушки” и трех аудиоплат: А01, Е01, Т01. Разнятся они только окрасом и характером или есть отличия более контрастные и влияющие на выбор? Предстоит разобраться. Сразу скажу, что решение продавать плеер с возможностью выбора платы – на 100% правильное. Почему? Об этом дальше.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Итак, это не будет стандартный обзор. Но все же об упаковке поговорить предстоит. Стандартная упаковка сменной аудиоплаты выглядит неброско и лаконично: черный прямоугольник из плотного шероховатого картона, подпоясанный белой картонкой. Информация о непосредственном содержимом находится на обратной стороне упаковки.

Вся техническая информация о продукте, а также краткая инструкция по замене плат находятся внутри коробки. Это стильные черные буклеты с серебряным шрифтом. Вообще у Cayin подход к упаковке мне нравится. Сам Cayin N6-2 упакован явно интереснее одноклассников по своему бюджету. Не решающий фактор, но встречают, как говорится, по одежке.

Внутри коробки находится сам плеер с выбранной ауидоплатой. Также аудио плата продается отдельно, она имеет в комплекте набор из двух пар запасных винтов-звездочек Т5 и соответствующая им отвертка. В комплекте с Т01 отвертка роскошного фиолетового цвета. Насколько я знаю, с другими платами цвет может отличаться, так, Е01 поставляется с оранжевой. Неплохой повод собрать не только коллекцию плат, но и отверточек.

Комплект лаконичный, достаточный и стильный. Ни добавить, ни отнять. Г-образный переходник 4,4 “папа” на 2,5 “мама” идет в комплекте с плеером, потому проблем с подключением к балансному выходу на А01 и Т01 быть не должно для владельцев кабелей с 2,5мм джеком.

Замена платы происходит быстро и не составит труда, даже если вы обычно не держите в руках ничего, кроме ручки или карандаша. Открутить два винта, вытащить плату, снять со сменной платы резиновый наконечник, защищающий текстолит платы и контакты, вставить на место (сделать это неправильно потребует недюжих интеллектуальных и физических кондиций) и закрутить винты. И да, плеер желательно выключить.

ПРО ПЛАТЫ

Cayin n6 2

A01

Cамая первая, комплектная на старте продаж N6-2 – основана на флагманском в 2019 году чипе AKM AK4497EQ и каскаде из четырех OPA1622 в качестве усилительного тракта. Плата обладает широким набором выходов (3,5мм небаланс, 4,4мм балансный наушниковый, совмещенный с линейным выходом, а также выделенный 3,5мм линейный) и обеспечивает в балансном подключении уверенные 530 мВт на 32 Ом. A01 гарантирует темный фон даже с очень чувствительными наушниками. Динамический диапазон на 3,5 выходе 118 дБ, на 4,4 – 119, соотношение сигнал/шум соответственно 119 и 121 дБ. При этом разделение каналов на балансном выходе ожидаемо существенно выше 75 против 95 дБ. Обеспечивается поддержка всех форматов вплоть до DSD256 и PCM32/384. Благодаря емкому аккумулятору, плеер с платой А01 дает до 13 часов воспроизведения при балансном подключении.

T01

Эта плата будучи отчасти данью уважения N6 первого поколения, построен на старом, проверенном временем, PCM1792A, на котором строился и первый N6. Только их тут два, то есть реализована полностью балансная архитектура. Правда, почтенный возраст ЦАПа сказывается на его возможностях: PCM форматы поддерживаются только до 24/192, но когда в портативе этого было мало? Зато поддержка DSD256 на месте. Но любителей поиграть с цифровыми фильтрами ждет фиаско, старичок 1792 поддерживает их всего два, fast и slow. Согласитесь, это сложно занести ему в недостатки.

Cayin аудиоплата T01

Тракт основан на тех же четырех OPA1622 и имеет те же мощностные параметры, что и А01 – 245 мВт на 32 Ом при небалансном подключении и 530 мВт на 32 Ом при балансном. По динамическому диапазону и соотношению сигнал/шум (плата такая же “темная” с нежными и чувствительными ИЕМами, как и А01) Т01 на единицы уступает А01, однако, по показателю разделения каналов у них боевая ничья. Еще один довод в копилку факта о том, что цифры значат ровно ничего. Об этом – дальше.

Автономность платы Т01 заметно ниже. Два “взрослых” ЦАПа, да еще весьма немолодых кушают больше пусть и флагманского, но одного и более современного

AK4497, поэтому при балансном подключении не ждите от плеера больше 7 часов воспроизведения.

E01

Е01 вышла следом за Т01 и стала уже явным шагом вперед. Тут стоит уже куда более современное решение – 8-канальный ЦАП ESS9038PRO, который находит применение в основном в стационарных решениях и в некоторых плеерах из топ-сегмента. ЦАП тут один, что не удивительно, так как обеспечить питание пары “прошек” 9038 и хоть сколько-нибудь адекватную автономность – задачка та еще. Все-таки это плеер, и его хотелось бы носить в кармане, а не в специальной мошне, думая при этом про необходимость вентиляции.

Плата А01, T01, E01

Е01 наиболее отличается среди этих трех плат. В ней было решено отказаться от каскада операционных усилителей и сделать усиление на дискретной схеме. В результате Cayin пришлось отказаться от балансного подключения, оставив только 3,5мм выход без возможности использования его в качестве линейного выхода. Давно убедился, что само себе балансное подключение – не панацея и не гарантия более качественного звучания. И плата Е01 очередное тому подтверждение.

Помимо всего прочего, Е01 обеспечивает также возможность выбора режима усиления и поддерживает работу как в чистом классе А, так и в классе АВ. В классе А заметно выше нагрев и ниже автономность (примерно на 2 часа против 9-10 часов в классе АВ), мощность также ниже – 105 против 150 мВт на 32 Ом. Любителям пофапать на циферки это покажется насмешкой, но не спешите делать поспешных выводов, эта схема усиления, несмотря на скромные Ватты, прекрасно обеспечивает контроль в связке с наушниками любой сложности (в пределах разумного, конечно).

Но нас больше всего интересует то, что эти два режима отличаются не просто разным уровнем громкости, но и характером звучания. Но об этом – дальше. В интерфейсе плеера реализовано быстрое переключение между режимами усилителя: в шторке есть соответствующая кнопка-переключатель. Процесс занимает секунду, на которую исчезает звук, чтоб вернуться снова с измененным характером и фактурой. Удобно!

ПРО ЗВУК

Начнем с А01

Хоть я уже изложил свое видение звучание плеера в связке с этой платой, но еще раз выделю основные моменты. Звучание делает заметный шаг в сторону эмоций и драйва, насыщая нижний регистр дополнительной энергетикой, придавая больше веса самым низким частотам, при этом сохраняя хорошую текстурированность и отличный панч. Эта особенность придется по вкусу владельцам наушников со слегка подсушенными и хлесткими НЧ, плеер придаст им больше жизни натуральности за счет массы.

Сравнение плееров Cayin n6 II

Построение сцены нескрываемо интимное, звуки нас как бы окружают, держат под контролем внимание и не дают ему ускользнуть. При этом нет никаких проблем с сепарацией образов и разделением на планы. Мы просто имеем дело с компактным, но отлично проработанным пространством.

T01

Т01 обладает сопоставимым по глубине басом, однако, градус добавочной энергетики в звучании сдвинут выше – в область ВСЧ и ВЧ. Низкие частоты лишь на толику, но суше, чем в Е01, такие же разборчивые, с прекрасной текстурированностью и протяжностью. Но при непосредственном сравнении сразу замечаешь, что с них немного согнали жирок. Атаки становятся более выразительны. За счет этого нижняя середина звучит более очерченно, а общая прозрачность звучания на ступень выше, чем у платы А01.

Сцена, возможно, из-за использования пары ЦАПов шире, чем на А01 (при этом характеристика разделения каналов у плат имеет одинаковое значение). При этом ощущение увеличенного пространства подпитывается тембральным балансом – ВСЧ и ВЧ несколько тоньше и легче по весу, сравнимо с платой А01, и звучат воздушно, временами с хрустальным подзвоном.

E01

Е01 обладает линейными и глубокими НЧ. В режиме “А” атаки слегка упрощены, подача более слитная, гладкая, я бы назвал ее аналоговой. Акцент смещается на макродинамику, общая тональность теплее. В режиме “АВ” низкочастотный диапазон несколько акцентирование, однако, энергетика массы переходит в микроднамику, НЧ становятся более фактурные, звучание в целом прозрачнее, лучше передается агрессия в записи. Больший микроконтраст повышает требовательность к записи.

Сцена Е01 широкая с прекрасно проработанными планами. Если по первому параметру она явно в паритете с Т01 (в режиме “АВ”, А же звучит немного более интимно, пространство компактнее и чуть проще, что хорошо сочетается с некоторыми музыкальными стилями), то по второму Е01 превосходит как Т01, так и А01. Е01 здорово работает с воссозданием трехмерного пространства, с наушниками, которые хорошо это могут передать, эффект вас впечатлит.

В центре нашего внимания вступление и партия контрабаса в целом. Е01 в классе “А” великолепно передаёт физику инструмента: размер, мощь, глубину, колебание струн, и даже легкая общая сглаженность ему не помеха, в классе “АВ” заметно сильнее подчеркивается фактурное разнообразие диапазона, что по-своему интересно, в особенности если речь идет о техничном и быстром металле. Проработка атаки в классе “АВ” также происходит лучше, чем в А. Т01 ближе всего к Е01 в режиме “АВ” – отличная весомость и фактурность, высокое разрешение и проработка атак. НЧ хлесткие где надо, с реалистичной массой, которая набрана за счет мышц. А вот А01 эту массу набирает не только протеинами – тут самые низкие ноты явно обросли жирком. Разница – не уровневая, а сугубо вкусовая. Любителям богатых, чуть жирноватых НЧ А01 скорее всего придется по вкусу больше остальных.

СЧ в А01 не обладают той напористостью и микродинамикой, которая заметна с Т01. Плата на Burr-Brown подчеркивает этот диапазон, СЧ ярче и прозрачнее. Однако, А01 может предъявить чуть более весомую подачу, результатом которой становится

натуральность: тембры богаче на А01, физика звука передана более интересно и естественно платой на АКМ. В то же время Т01 тут пытается выделить больше деталей и подчеркнуть их, хоть и некоторой ценой естественности.

Я придираюсь, наверное, но тут больше вкусовые отличия, подкрепленные используемыми наушниками. Если у ваших наушников есть проблема с зоной сибилянт или у вас повышенная к ним чувствительность, то дополнительная порция микродинамики и звенящая прозрачность Т01 вам может показаться излишней. И снова муки выбора. Прозрачность и приятная шероховатость против гладкости и натуральности.

Е01 снова надо рассматривать отдельно в каждом из режимов. В режиме А тональный баланс середины смещен в сторону тепла, немного, но это заметно при переключении туда-обратно. Средние частоты слитные, немного сглажены и звучат очень близко к тому, что дает нам плата А01. Такое теплое звучание с патиной аналоговости. В режиме АВ середина становится суше и нейтральнее, заметно возрастает разделение образов, каждый звук приобретает более выраженные границы. Характер уже более техничный, присущий современным устройствам. Но и нельзя поставить знак тождества с платой Т01, у которой этот диапазон, в особенности верхняя середина, обладает меньшей массой, чем на Е01.

Е01 в режиме “АВ” гармонично сочетает прекрасную детализацию и тембральную достоверность: звучание прозрачно, детали очерчены, фактура звука передается с высокой степенью натуральности, осязаемо с должной массой, инструменты звучат реалистично и поистине осязаемо. Режим А же не упрощает подачу как таковую, но лишь более сглажено подает материал, отдавая лайтспот динамике, а не деталям.

ВОКАЛ

Е01 отлично справляется как передачей эмоций, так и с подчеркиванием тембрального разнообразия и глубины вокала. Если Т01 подчеркивает больше эмоциональную составляющую, особенно на женском вокале, за счет более светлой подачи и слегка поддернутых ВСЧ, то Е01 придает больше жизни, реалистичности и естественности. Это касается любого типа вокала, а также и женского, и мужского. Самый сложный тест с оперным пением Е01 явно прошел в качестве победителя, но и более простые задачи вроде Джека Уайта и Роба Зомби Е01 выполняет с эффективностью Джона Уика.

А01 по натуральности и передаче энергетики примерно на одной волне с Е01, но при непосредственном сравнении замечаешь, что женский вокал чуть более сдержан на А01. Е01 более интересен по сравнению с А01 не только по передаче тембром и эмоций, но и по ощущению вокала в пространстве: за счет более широкого и открытого звучания голоса заполняют эшелонировано заполняют пространство, в то время как А01 более интимный и скорее переносит нас в первые ряды зала или на сцену. В отдельных случаях – это успех. В большинстве – Е01 берет эффектностью и отличной трехмерностью, где вокалу все же отводится важнейшее место.

Этот трек привел для того, чтобы вы не подумали, что в заголовке я просто хвастаюсь. Е01 великолепно справляется как с вокальной партией Уайта, так и с весьма тембрально сложным роялем. Звучанием полнотелое, объемное, музыкальное, в классе “А” чуть более слитное, в “АВ” – образы контрастнее и лучше очерчены. Т01 демонстрирует ту разницу в весомости СЧ, о которой я писал: рояль интереснее с платой Е01, у Т01 замечательно передается ритм-секция, но из-за общего характера слегка утонченных и менее весомых, чем у А01 и Е01, СЧ теряется ощущение подлинности клавишных. Раница не день и ночь, но все же. А01, делая акцент на ритм секции, уводит наше внимание от зоны презенса. Трек, приведенный в качестве примера, отлично подходит для той манеры, с которой передается вокал в А01, но клавишные и гитары слегка теряют в выразительности. А01 – это плата для тех, кто ценит прежде всего макродинамику, музыкальность и натуральность.

С верхним регистром все три платы справляются отлично, показывая очень высокий уровень техничности. Но есть отличия в подаче, как ни странно. Т01 наиболее яркая плата из трех. ВЧ напористы, искристы, с хорошей слоистостью, хоть и местами ценой естественности. А01, напротив, имеет сопоставимый уровень детализации и очень хорошую протяженность диапазона, однако, плеер с этой платой слегка сдержано звучит в этом регистре, я бы сказал, что не столь броско, как Т01, который, говоря прямо, прозрачнее, и склонен производить вау-эффект. На первых порах может даже показаться, что уровень платы Т01 выше, чем А01, но причина этой разницы лежит не в уровне исполнения устройств, а в разной подаче. А01 все же акцентирует энергию на нижнем диапазоне, а ВЧ подает более контролируемо, технично, но без подкраса. В более спокойной и естественной манере.

Плата Е01 в режиме “А” на ВЧ приятна и комфортна, такая сдержанная, натуральная, неутомительная подача, особенно хорошо сочетающаяся с яркими наушниками. Я бы сказал, что в диапазоне ВЧ плата Е01 – это плата А01. С той только разницей, что Е01 обладает большей протяженностью диапазона, что здорово подчеркивает обилие тарелочек в записи. Причем, независимо от стиля, это заметно даже на различном индастриале из 90-х. Сравнивать Е01 (А) с А01 – это немного грубо, но в общем понятнее, чем пытаться в двух абзацах выдать более развернутое сравнение.

В режиме “АВ” Е01 на ВЧ получает очень заметную дозу энергетики. Прекрасная выразительность и прозрачность, которую вы обнаружете с Т01, тут дополняется еще и лучше передаваемой телесностью, за счет чего диапазон, однозначно, выигрывает в натуральности. Тут Е01 берет лучшее от Т01 и А01 добавляет еще фирменную сабровскую слоистость и легкий подкрас.

Тарелочки здесь как лакмусовая бумажка. Т01 берет вас на абордаж тем, как он подчеркивает перкуссию: по сравнению с А01, где заметно больший акцент делается

на бочку и ведущий барабан, Т01 за счет большей прозрачности и той самой энергетики перкуссию не просто подчеркивает, но и выделяет другим цветом, ставя пару восклицательных знаков. Немного образно и гиперболизировано, но суть ясна. Е01 показывает свое превосходство на том, как справляется с обертонами, и на том, как передает инструмент, его физику: массу, материал, характер. Однозначно, с Т01 хватает эмоциональности, но Е01 делает шаг в сторону техничности. А01, как я уже говорил, хорош по части ВЧ с технической точки зрения, но подача более сдержанная. В этом треке плата явный акцент делает на бочку, рабочий барабан и низко звучащую гитару.

И если вы забыли уже все, о чем тут читали, то вам просто необходима эта краткая таблица:


Характеристика

А01

Т01

Е01 (А)

Е01 (АВ)
СценаСредняя по ширине, хорошо построена вглубь. Подача скорее интимная, чем масштабная.Сцена широкая, хорошо эшелонирована.По ширине сцена сопоставима с Т01, но проработка планов лучшая из трех плат.
НЧНемного акцентированные , самые низ с жирком. На НЧ сконцентрирован а добавочная энергетика.НЧ более линейные, чем у А01, с хорошей весомостью, но суше и текстурнее на самом низу, чем А01.Чуть более сглаженные, чем в АВ, мягче, менее хлесткий. “Аналоговый” бас.Самые линейные НЧ, сбалансированы по массе и техничности. Хлесткие, глубокие.
СЧТехничные с хорошим разделение планов, но пребывают в тени НЧ и на ВСЧ может не хватать эмоций и энергетики.Заметно подчеркнуты, особенно в ВСЧ диапазоне. Ощущается легкая утонченность, в результате может не хватать телесности и натуральности. Более прозрачные, чем в А01.Больше акцента в макро, более теплое, опять-таки, аналоговое звучание. Идеальны для старого рока и металла.Прекрасно сбалансированы по массе, обладают образцовой микродинамикой.
ВЧНатуральны по массе, тонально ествественны. Немного сглажены, комфортны и неутомительны.Яркие, искристые, хорошо очерченные, обладают добавочной энергетикой. Но временами сильно заметна утонченность, присущая и СЧ. Вау-эффект, переходящий в понимание их некоторой ненатуральности.Заметно приглажены. Подаются более слитно, звучание менее яркое, чем в Т01 или Е01(АВ). Ближе всего к А01.Такие же ясные, как и в Т01, но с более классной проработкой послезвучий. Обладают небольшим окрасом, но в рамках приличия. Более натуральны, чем в Т01.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Три с половиной (режимы А/АВ у Е01 я бы считал за + полплаты) платы получились одновременно похожими и непохожими. С одной стороны они дают отличную возможность выбора и настройки СВОЕГО звука, а также компенсации каких-то особенностей наушников, с другой, на мой взгляд, плата Е01 получилась интереснее остальных двух. В том числе и за счет реализации усиления на дискретных элементах с возможностью переключения между режимами усиления – разницу они дают заметную, и она может быть полезна любителям жанрового разообразия.

Если бы N6-2 предполагался в классическом варианте плеера-моноблока без задуманных производителем вариантов модификации, то выйди он в таком виде на тракте платы Е01, то этот плеер стал бы хитом и без столь выдающегося функционала в виде сменных аудио плат. А невысокие показатели мощности будут вас волновать ровно до тех пор, пока вы не опробуете плеер со своим парком наушников. Или вы серьезно при выборе плеера рассматриваете сценарий регулярного использования его с тугими магнипланарами?