ВСТУПЛЕНИЕ

В эпоху безудержного роста цен на аппаратуру, когда верхняя планка становится все выше и выше, когда понятие “доступный” или “среднебюджетный” размывают свои границы и переходят в новые рубежи, как никогда для производителя становится важным построение четкой вертикали, иерархии модельного ряда, когда каждой модели отведено определенное место в ценовой стратификации и когда каждая модель несет в себе потенциал и функционал, соизмеримый с запрашиваемым ценником (плюс налоги и жадность дистрибьютора).

Большинство решает этот вопрос выпуском устройств, конкретно заточенных под сегмент – бюджетные, середняки, флагманы, а также устройства с замашкой на ТОП-сегмент. Согласитесь, раньше плеер за ~1000 долларов ну никак не мог быть не ТОПом, а теперь вот это верхний средний сегмент, такой себе пред-топ. Или, скажем, достаточный, разумный топ. Назовите как хотите, у каждого достаточность и разумность находится на собственной, известной только ему, ступеньке общечеловеческого безумия.

Но нередко нынче разведение устройств по ценовым и классовым уровням проходит за счет перевыпуска модели и добавления к ней префикса PRO, что сразу дает понять, что если и устройство не получило каких-то узкоспециализированных ПРОфессиональных плюшек (а оно их не получило, к гадалке не ходить), то, как минимум, стало в чем-то (или во всем) лучше, краше. И дороже, куда ж без этого.

На чем, как правило, сказывается этот “профессионализм”? Экран побольше да поярче, ЦАП получше (по даташитам, разумеется), или даже два ЦАПа вместо одного для построения полноценного двойного моно, а также прочие ухищрения с элементной базой. Ну и другой ЗВУК, как же иначе. Ведь какой смысл сделать плеер или наушники лучше на бумаге, дороже, но ровно с таким же звуком? Кроме личной выгоды – никакого. Потому новинки с префиксом PRO, как правило, несут в себе не только возросшие “функционал” и заряженность”, но и другой, зачастую лучший, звук.

Мне сразу на ум приходит FiiO M11 PRO, апгрейд до PRO которого придал звуку те черты, которые сделали плеер действительно стоящим внимания, о чем я не преминул поведать вам, мои читатели. Но, как бы то ни было, изменения были заметные, плеер вырос над своей первоначальной версией, однако, какого-то скачка не произошло. Такая ситуация в подавляющем большинстве случаев такого апгрейда в рамках одной модели. Но сегодня поговорим про другой кейс, когда плеер в первоначальном виде и его PRO-версия – это два абсолютно разных плеера не только по звуку, но и по принадлежности к ценовому сегменту. Абсолютно.

Cayin N3 был неплохим миниатюрным плеером, конкурентоспособным среди себе подобных малышей, наибольший интерес представляющим в качестве цифрового транспорта (я даже рассматривал его, но как нельзя кстати подвернулся под руку новый Hiby R3 по шикарной цене) для более серьезного внешнего ЦАПа с усилителем. В остальном – бюджетный плеер, с неплохим звуком и уверенно хорошим функционалом. Ни дать ни взять – типичный представитель класса 150-долларовых (или сколько он там стоил в свое время?) плееров.

Cayin N3PRO, который китайцы представили относительно недавно, кроме возросшей почти втрое цены, отличается от оригинальной версии практически всем. Хотя почему практически? Она отличается всем. Это другой плеер совершенно другого класса, к тому же обладающий не только собственным характером в звучании (об этом мы поговорим отдельно, еще и как), но и несущий нетривиальный функционал.

ЧТО НОВОГО

“Да все!” – как отвечал Скотт Пилигрим сам себе на в общем-то риторический вопрос “Что самое хреновое?”. По сути это не апгрейд, а новая модель, будем откровенны. И если она, так уж вышло, получила префикс PRO, то относиться он он должен был к другой модели линейки N5 (i – были не такими чтоб очень удачными андроид-плеерами, потому не будем трогать мертворожденный плод), но уж точно не к начальной модели N3. Возможно, бюджетный сегмент еще получит новый виток развития, но это будет в виде другого устройства, скажем, N3-II, так как Cayin N3 PRO к этому сегменту не имеет никакого отношения.

коробка

На смену одному ЦАПу AK4490EN (не путать с 4490EQ, у EN ниже энергопотребление, это по сути аналог ESS-ЦАПов с префиксом Q2M, отлично себя зарекомендовавших в компактных портативных плеерах и бюджетных стационарных ЦАПах) пришла пара вполне себе взрослых AK4493EQ, которые уже находятся в когорте решений Velvet Sound. То есть полноценное двойное моно, по ЦАПу на канал. Не сказать бы, что такие решения являются столь уж необходимыми в портативе (скорее нет, чем да – качество растет пропорционально росту цены и падению автономности), но почему бы и нет.

Но больше всего подвергли пересмотру подход к усилительной части, и речь не появлении в плеере ставшего сегодня обязательным даже в USB-C свистках и bluetooth-ресиверах балансного выхода, а о радикально другом подходе к тракту. Их тут два. Помимо привычного твердотельного, установлена пара ламп. Когда я увидел анонс Cayin N3 PRO, то грешным делом подумал о нано-лампах от Korg, установленных в усилительном модуле AMP9 от iBasso, но тут речь идет о двух полноценных лампах, хоть и миниатюрных, винтажных военного класса пентодах JAN 1846. Да, это не CDM на Sonotone, но тоже, согласитесь, неплохо.

ДИЗАЙН

Ну и порадовала смена дизайна Cayin N3PRO. Люблю всяческую наследуемость и ощущение связи устройств. Уродец (будем откровенным) N3 выглядел инородным телом, подкидышем на фоне актуальных моделей N6-II или N8. В этом случае дизайн пересмотрели и за основу взяли тот самый N6-II, сохранив расположение блока клавиш, дизайн и функционал колеса регулировки громкости.

передняя панель плеера

Относительно “шестерки” Cayin N3PRO чуть компактнее. По цифрам – незначительно (115*64*19мм и 195 грамм против 121*70*21мм и 290 грамм новой “шестерки”), однако, держа Cayin N3PRO в руке, разница кажется более значительной. N3PRO ухватист, хорошо лежит в средней ладони, без проблем помещается как в карман куртки, да и в кармане брюк вполне себе может пожить. С поправкой на нагрев при использовании лампового выхода, но об этом дальше.

Экран

Экран (сенсорная IPS-матрица диагональю 3,2 дюйма и разрешением 480*360) занимает чуть более половины лицевой стороны плеера, что в принципе не проблема, так как отсутствие ОС Android сокращает возможные сценарии использования плеера, где большой и качественный экран пришелся бы кстати. Он контрастен, цветопередача вменяемая, но небольшой размер отображаемых обложек вряд ли заставит вас требовать от него большего.

Яркость – не рекордная, в солнечный день, скорее всего, ее будет временами не хватать. Но наличие Hiby link позволяет вообще пренебречь дисплеем и полностью управлять плеером со смартфона.

В самом низу лицевой стороны находится сенсорная кнопка-кольцо возвращения на экран воспроизведения, изменяющая цвет в зависимости от частоты дискретизации, подобно тому, как это реализовано, например, в A&K SA700. Опцию можно деактивировать в меню, если вас она раздражает.

Корпус

Корпус выполнен из черного матового алюминия, приятного на ощупь и даже не слегка шероховатого, а просто без ощущения глянцевости и вычурной гладкости. Обратная сторона Cayin N3PRO покрыта стеклом. Возможно, закаленным.

кнопки управления Cayin N3PRO

На торцах расположены интерфейсы и органы управления. Клавиши управления воспроизведением и колесо регулировки громкости расположены на правой стороне. Также колесо совмещено с клавишей включения и блокировки дисплея (колесо имеет приятный упругий ход с четкими и ощутимыми щелчками и не имеет явного люфта).

На нижней грани находятся входы-выходы (USB-C с поддержкой OTG, Pentaconn, совмещающий наушниковый и линейный балансный выходы) и два 3,5мм выхода (линейный и наушниковый), на правой расположено только гнездо-приемник карт памяти micro-sd (заявлена поддержка до 1 ТБ), а верхняя грань и вовсе осталась девственно чистой.

К сборке претензий нет – все очень слитно, цельно и монолитно. Кнопки не дребезжат, колесо не люфтит. Куда больше “свободы” можно встретить в более дорогих устройствах (но это если придираться, конечно).

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Cayin N3PRO упакован по статусу: дешево и сердито. Внутри черной обложки, на которой черным же тиснением нанесен контур плеера (название производителя и модели более заметно выделены серебром) с акцентом на паре ламп, находится привычный кейновский бокс из черного плотного картона. Внутри сперва нас встречает конверт с технической документацией, под ним – ложемент, на котором собственно и находится сам плеер.

Под ложементом весь нехитрый комплект – пакетик силикагеля, USB-C кабель, а также чехол. Вот тут остановлюсь: это скорее не чехол, а только накладка на торцы, так как спинка (стеклянная, между прочим) остается открытой. Такое декольте сохранению внешнего вида плеера уже никак не пойдет на пользу, потому при заказе плеера рекомендую заказать и кожаный чехол, к тому же он весьма привлекателен. В целом, придраться по комплектации можно только к этому. Ну и наклейку на дисплей тоже хотелось бы. Наклеенную на заводе для жопоруков вроде меня.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Как уже было сказано, Cayin N3 PRO построен на базе пары АКМовских ЦАПов AK4493EQ. Например они установлены в таких плеерах как: Shanling M5S, Lotoo paw 6000, а также в различной стационарной технике. Дефицитные ЦАПы в свете последних событий на фабрике Asahi Kasei в Японии. А это значит, что плеер поддерживает PCM до 32 bit/384 kHz, DSD256, MQA (поддержка прилетела по OTA-обновлению), а также стандартный набор цифровых фильтров.

В Cayin N3PRO прошивка установлена подобная N8, от Hiby. А это значит поддержку замечательной функции Hiby Link, благодаря которой можно подключить плеер к смартфону по bluetooth и осуществлять управление и навигацию по медиатеке через фирменный плеер Hiby.

Беспроводные интерфейсы

Кстати, о bluetooth. Он тут версии 5.0, двунаправленный. Так как отсутствие Android означает и отсутствие стриминговых сервисов, наличие функции bluetooth-ресивера – это единственная возможность приобщиться к потоковым сервисам владельцам N3PRO. Работает функция хорошо, поддерживается широкий выбор кодеков: AAC, SBC, UAT, aptx, LDAC. WiFi работает только на частоте 2,4 ГГц и предназначен исключительно для обновления прошивки и передачи файлов по сети, как это реализовано на всех устройствах на Hiby OS (попробовав раз, понял, что проще залить по OTG с домашнего сервера, поверьте).

Проводные интерфейсы

Еще немного поговорим о коммутации. USB-C служит для передачи файлов, приема цифрового аудиосигнала и вывода (в т.ч. SPDIF через кабель-переходник) его на внешний ЦАП (обе функции работают без нареканий), а также может питать внешний накопитель/ЦАП, если его потребление не превышает 300 мА.

Интерфейсы плеера

Линейных выхода два – балансный и небалансный. Очень жаль, но этот режим работы задействует только твердотельный усилитель, памятуя великолепную синергию CDM с моей домашней стереосистемой, хотел повторить нечто подобное с Cayin N3PRO, но не судьба, хотя и в привычном токовом режиме плеер не спасовал со связкой Marantz и Dali, хотя и не смог навязать конкуренцию моему новому фавориту в виде Aune X8 с жирным операционным усилителем от Sparkos Labs SS3602 (о нем и не только о нем я дополнил обзор на ЦАП в одном из комментариев).

Балансный выход работает ТОЛЬКО на твердотельных операционных усилителях, по понятным причинам сделать двойное моно на таких лампах не представилось возможным, поэтому 4,4мм выход предназначен только для одного варианта усиления. А вот 3,5мм нет. Слушатель может выбирать их 3 возможных режимов: твердотельный, ламповый триодный, ламповый ультралинейный.

В целом сами Cayin не называют эти режимы полноценными усилительными трактами, так как и транзистор, и лампа по сути являются оконечниками и дают лишь свой характерный тембральный окрас.

Немного о цифрах.

Балансный выход (транзисторный, ясное дело) может обеспечивать до 800 мВт на канал при 32 Ом нагрузки (всего доступны 3 уровня гейна как для наушникового выхода, так и для линейного) и имеет выходное сопротивление в 1 Ом.

В небалансном режиме (0,6 Ом) транзистор дает 250 мВт, а лампа 130 мВт на 32 Ом. Если в случае с Pentaconn это более чем достаточно для портатива, так как позволит обеспечить должный уровень производительности практически любых наушников, то в случае с 3,5мм ламповым выходом возможности протестировать более менее тугие наушники, увы, не преставилась.

Однако, приняв во внимание опыт с CDM, ламповым усилителем с не самыми большими цифрами в ТТХ, я почти уверен, что, если не вешать на плеер самые требовательные динамические и магнипланарные модели, то результат вас более чем удовлетворит.

Касаемо шума, то на высоком гейне твердотельный выход с очень чувствительными Solaris SE его можно уловить, но весьма незначительный. На низком гейне шума нет вовсе (в силу 800 мВт мне было достаточно низкого коэффициента усиления). Лампа обеспечивает уверенный темный фон даже на высоком гейне, что меня порадовало с учетом прошлого опыта с ламповым трактом и Andromeda, когда спасал только iematch.

Еще немного о цифрах.

Соотношение сигнал шум и динамический диапазон выходов почти идентичны – 118 и 119 дБ в пользу баланса – а вот показатель разделения каналов ожидаемо выше у баланса – 110 против 75 дБ. Однако, практический опыт показывает результаты, противоположные ТТХ, заявленным производителем. И речь не о том, что замеры показывают другие цифры, а речь про психоакустическое восприятие звука.

Питает плеер аккумулятор на 4100 мАч. Хватает его на 11 часов работы с небалансного выхода на транзисторе и на 9 часов с балансного или лампового выходов. Автономность средняя, но достаточная. С одной стороны не рекордная емкость аккумулятора и наличие пары прожорливых ЦАПов, а также лампового тракта, с другой – простая логика и отсутствие полноценной ОС.

Применение ламп заставило инженеров Cayin включить воображение. Лампы крайне чувствительны к микрофонному эффекту, вибрациям, а также наводкам. С последним удалось совладать – включение bluetooth и WiFi не приводит к появлению наводок, но стоит вам поднести к плееру смартфон… Лучше этого не делать.

А вот основную проблему – неизбежная тряска при перемещении с плеером как пешком, так и в транспорте – решили применением гибкой печатной платы, гасящей вибрации, а также помещением ламп в мягкий силиконовый чехол. То есть реализовали полноценную виброразвязку внутри компактного корпуса портатвиного плеера. Успешно? Думаю, что да. Гулял, ездил, перемещался быстрым шагом по городу и не было и намека на какие-то посторонние шумы, которые могла бы вызвать неизбежная тряска плеера во время воспроизведения.

Стоит ли добавлять, что воспроизведение в режиме лампового выхода не стартует моментально, а требует 5 секунд для “прогрева” ламп?

ЗВУК

Говоря о Cayin N3PRO, нам нужно описать три разные сигнатуры звука. Даже четыре, если принимать во внимание наличие небалансного 3,5-мм выхода на транзисторе. Вот такой нетривиальный плеер заскочил к нам на огонек. Поэтому на этот раз мы отойдем от привычной структуры описания звука, а поговорим о принципиальных отличиях и о том, как они проявляются в различных аспектах. Ну и не без наших любимых примеров, куда уж без них.

как звучит Cayin N3PRO

Начнем с транзисторного выхода.

С него звук получается… обычный. Обычный для плееров этого ценового сегмента. Это ровный, очень прозрачный звук, с явным уклоном в микродинамику и средними размерами сцены. Он неплох и не слишком хорош, он соответствует ценнику, ожиданиям и, просто господи, трендам.

Низкие частоты обладают хорошим разрешением. Делая ставку на скорость и атаку, они умеренно глубокие и достаточно рельефные. С одной стороны тембрально образы согласованы, с другой – общая склонность плеера выдавать образ в пространстве немного скромнее и компактнее, чем это привычно нашему восприятию, влияет на ощущение реализма звуковой картины и препятствует развитию трехмерности образов.

Середина подается чуть холодно, нейтрально и прозрачно, не переставая вызывать ассоциации с первым декабрьским льдом. Плеер прекрасно отыгрывает атаки и обладает неплохой степенью проработки послезвучий, обеспечивая базовый уровень слоистости в этом диапазоне. СЧ разборчивы, очень информативны, но, послушав лампу, вы, скорее всего, сочтете недостаточно насыщенным диапазон средних частот, потому что иногда “большим” инструментам немного не хватает тела. Это отчасти и вкусовая придирка, есть поклонники и такого звука: быстрого, хлесткого, пульсирующего не как артерия при учащенном сердцебиении, а скорее как молния, рассекающая тьму ночного неба быстрыми и тонкими трещинками света.

СЧ передают динамику и эмоции, однако, не делают на них акцента. Образам пусть и не хватает той самой трехмерности, однако, четкие и различимые границы и хорошая микродинамика обеспечивает контрастность и выразительность на общем фоне. При этом СЧ сохраняют приятную комфортную подачу.

Верхние частоты. Плееру отлично удается обеспечить детализацию в высокочастотном регистре. Он не пытается вытянуть на свет божий все мельчайшие детали, будем откровенны, с учетом цены и уровня (который, как минимум, соответствует цене, а при определенных условиях даже ее превосходит) плеер на этом поприще постигла был обидная неудача. Но общий уровень детализации радует. ВЧ четкие, с выразительными атаками на нижних ВЧ и хорошей проработкой дальних ВЧ.

Так как я строил мезальянс с почти вчетверо более дорогими наушниками, то полученный результат на ВЧ по части слоистости и ощущения воздуха между образами, в том числе их обертонами, можно считать отличным. Фальшивит плеер на высоких нотах, это стало бы заметно, и Solaris послужили такой себе лакмусовой бумажкой. Этот гордый малый достойно прошел такое испытание.

“А где примеры?” – просите вы. Они будут потом, потому что сейчас мы призовем одного из трех святых (святые Лампа, Бумага и Медь).

Cayin N3PRO сравнение лампового выхода

Что же происходит со звуком Cayin N3PRO при переключении на лампу?

Он меняет и меняется сильно. Во-первых, объем. Если при переключении в триодный режим мы получаем броское увеличение образов в размерах, они растут буквально и вширь, и ввысь, и незначительное расширение границ воображаемого пространства, окружающего эти самые, которые возросшие, образы, то в ультралинейном мы наблюдаем также и поразительное преображение воображаемой сцены. Она становится шире, причем заметно примерно настолько, насколько сразу стало заметно увеличение размеров образов при первичном переключении на триод.

Триодный режим

Улучшается проработка планов вглубь, но самое сильное преображение (мне почему-то все время на ум приходит Кафка и его “Превращение”, не знаю даже почему) пространства заметно в области средних частот. В триодном режиме там становится тесновато, в ультралинейном же массивные и реалистичные образы сохраняются, но мнимая дистанция между ними достигает более комфортных значений, позволяя развиться столь ценимой нашим братом аудиофилом трехмерности. Это уже не просто “большой и трехмерный звук”, а мы можем ощутить его грани, фактуру, тембральную арихитектуру, есди хотите, не затененные другими образами, буквально нависающими друг над другом на триоде.

Причем, эта интимность и плотность играет на руку некоторым стилям. Например, небольшие джазовые коллективы, классический хард-боп, превосходно звучит именно при такой подаче. Но современный техничный джаз с высочайшим качеством записи вроде манчестерского трио GoGo Penguin уже требует больше пространства и дистанции между пусть и небольшим количеством образов в записи, но исполненным сложно и требующим места, дабы развернуться на полную.

Не менее интересная ситуация с тембрами, а также общей подачей звука как хоть и сложного, но цельного явления. Если транзистор по традиции дает более раздельное звучание с характерной явно цифровой текстурой, то лампа ведет себя иначе. Триод – это вариант, при переключении в который, мы сразу слышим, как звук “обрастает” не только мясом, но и жиром. Атаки на триоде немного теряют в хлесткости и скорости, само звучание становится более текучим и слитным, но это не текучесть горного ручья, это текучесть магмы по склонам Везувия в Помпеях. Звук приобретает приятную аналоговую текстуру, отличную от той, которую дает более техничный транзистор. Если он выдает больше деталей и разрешения, то лампа обеспечивает больше тепла и натуральности. Под теплом я понимаю не мутный и ватный звук, а именно что живой и естественный. Именно естественность и натуральность (плеер явно заслужил стикер “БЕЗ ГМО” вместо привычных наклеечек HI-RES) больше всего подкупает в лампе.

Во всем диапазоне триод делает звук немного медленнее, его возросшая массивность в определенных ситуациях может трактоваться и как неповоротливость. Но это увалень относительно поджарого и жилистого транзистора берет свое непревзойденной харизмой, дающей ему массу вистов.

Ультралинейный режим

Второй режим лампы, по своему ощущению в звуке – это нечто среднее между транзистором и триодом. Мы все еще получаем ламповую массу и вес, размер образов с сохранением их трехмерности. Получаем больше сцену, пространство, воздух в конце концов между инструментами и более четкие границы звуковых сигнатур, но уже с приличной прибавкой в техничности.

Во-первых, низкие частоты преображаются: не отрекаясь от ламповой фактурности, они уходят заметно глубже вниз, чем это было на транзисторе, получают заметный прирост в техничности и линейности и, что самое главное, – в скорости. Проработка атак и затуханий НЧ радует и она здесь явно выше, чем это положено ожидать от плеера этой ценовой категории. Отдельно похвалю суб-бас, где насыщенность тембров дает ощущение фактуры самых низких частот, что редко встречается в этой ценовой категории.

Средние частоты. Влияние ультралинейного режима на СЧ я уже писал. Самое важное, что происходит на этом участке – за счет улучшенного позиционирования в пространстве и разделения образов мы получаем драматичный прирост выразительности.

На фоне транзисторной нейтральности ламповые СЧ радуют незначительно возросшей температурой тонального баланса, тембры заметно богаче, акцент уже делается не на выделение микроконтрастов из общей картины, а на динамику в целом. На музыкальность, на эмоциональность, как вовлекатор Cayin N3PRO плеер выдающийся. Триодные тембры средних частот как мед, как патока. Вы наслаждаетесь ими и получаете удовольствие не просто от звука, а от музыки как таковой. От взаимодействия этих звуков, от единого целого, которым плеер и звучит в итоге. Ультралинейный режим лишь на йоту уводит вас от праздного залипания на эту непристойную картину аудиопорно. Именно так, если по части тембрального разврата триод это самое настоящее порно, то ультралинейный режим – качественная эротика. Не все же приводить аудиофильско-гастрономические примеры, правда?

Верхние частоты на лампе, как ни странно, ламповые. Детализации им хватает. Плюс, ультралинейный режим еще и обеспечивает неплохую слоистость за счет чуть большей выразительности и техничности. Они берут своей слитностью и массивностью. Чем сполна компенсируют отсутствие привычной для транзистора точности и аналитичности. Конечно, на более высокого класса ламповых трактах детализация и проработка ВЧ заметно выше. Равно как и стоимость таких изделий.

Высокие частоты на триоде более густые и цельные, гладкие и мягкие. Ультралинейный режим их самую малость подсушивает, не уменьшая этой великолепной весомости и не лишая ощущения реалистичности, оголяет текстуру, которую съедает некоторая скученность звука на триоде.

В целом ламповый режим делает очень правильно одну вещь. Даже две, но это касается Cayin N3PRO как такового. Первая вещь – плеер за 400 долларов не пытается играть как топ за 3 тысячи долларов. Пестрить не весть откуда извлеченными деталями, о существовании которых, возможно, не ведает и сам звукорежиссер. Лучшее, что может сделать плеер в этом бюджете – звучать музыкально и интересно. Его должно быть приятно и неутомительно слушать.

Вторая вещь, о которой я упоминал, это то, что транзисторный выход звучит именно так, как он звучит. Если вам показалось, что я в чем-то его критиковал, то вам не показалось. Да, я считаю его самым слабым из трех доступных вариантов (его небалансный вариант я даже не рассматриваю как отдельный, иначе этот пассаж вообще вышел бы за все рамки пристойности), но он такой – аналитический, нейтральный, прозрачный – и он не похож тем самым на лампу. Согласитесь, было бы хуже, если бы плеер имел похожий характер со всех возможных выходов и вариантов усиления? Поэтому Cayin N3 PRO обеспечивает гибкость, вариативность и полный вкусовой универсализм. Также всеядность по части наушников, благодаря хорошему “выхлопу” на балансном выходе транзистора.

ПРИМЕРЫ И ОТЛИЧИЯ ЛАМПЫ ОТ ТРАНЗИСТОРА

И как же без примеров. Хотя на этот раз я решил сломать привычную структуру аудиорассказа.

Уже упомянутое тут манчестерское трио GoGo Penguin. Партия контрабаса звучит весьма по-разному на транзисторе и на лампе. Помимо разницы в тембре, а также в фактуре, здорово слышно, насколько сказывается различие в скорости НЧ триода и ультралинейного режима на проигрыше. Быстрые переходы и высокий ритм буквально наслаивает ноты одна на другую, с одной стороны, обеспечивая целостность и монолит, с другой. Когда переключаешься УЛ режим, то понимаешь, что быстрая и техничная музыка – не конек триода. Транзистор, скажем честно, тут скучноват. Сух, хлесток и техничен. Не без искры, конечно, но лампа чертовски хороша.

Как же без референса из названия обзора? В качестве примера средних частот я хочу привести вокал, причем, не геров микрофона вроде мистеров Роуза (в лучшие годы) и Меркьюри, а человека, берущего харизмой и невиданной мрачной эстетикой. Мрачно-меланхоличные аранжировки Skeleton Tree выступают прекрасным фоном для вокала Кейва. И опять-таки я снова могу тут декларировать некоторое превосходство лампы. В особенности триода, которому попросту уже ничто не мешает: ни скорость атак, ни высокий ритм, ни сама сатурация средних частот. Зато передача тембра на высоте. На высоте эстетики аудиофильского восприятия. Голос звучит максимально интимно, практически заговорщицки, липкая и тягучая триодная подача как нельзя кстати приходится этому минимализму.

Специально взял композицию без перегруженных высоких частот, дабы не давить на слабое место лампы. Повторюсь, тот же CDM поразителен даже на самых сложных фонограммах и обеспечивает великолепную детализацию и разборчивость.

Композиция в свою очередь изобилует мелкими деталями, которые не просто дополняет основной музыкальный образ в виде гитары Криса Джонса, а формируют характер и помогают отразить атмосферу. Та сглаженность и великолепная макродинамика такие моменты, нет, не убивает, но передача мелких нюансов – это конек транзистора, в частности тут, на Cayin N3PRO.

С другой стороны, лампа, а особенно в триодном режиме, слаще и гуще, как вкусный кисель. Позволяет получить максимальное наслаждение от тембра гитары Джонса. Тут и лежит главное отличие в работе плеера на лампе и транзисторе. Если первый позволяет получить наслаждение от макро-составляющей, грубое и лежащее на поверхности, то транзистор раскрывает мелкие нюансы, которые скрыты глубже. Интегральная микросхема, как старатель золотых приисков Колорадо, намывает нам в уши эти детали, формируя тот самый, уникальный, характер и настрой, заложенный в композиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обновление младшей линейки удалось. Cayin N3PRO стал не просто продолжением концепции дизайна очень популярного N6-II, он по сути стал отдельной, ступенькой в иерархии плееров Cayin. Ведь он не является минорным апгрейдом N3, как это водится с PRO-версиями у других производителей. Это по сути недостающее звено эволюции модельного ряда от N3 к предтопу в лице N6-II. На линейку N5 забили, линейка I5 мертва. Да здравствует новый кейновский середняк!

итоги обзора плеера cayin n3 pro

Удачным ли вышел плеер? Да! Универсальным ли он вышел? Да!! Он “съест” практически любые наушники, не перегрузив звук фоновым шумом, он обладает тремя весьма непохожими звуковыми сигнатурами, каждая из которых обладает своим характером, и жанрово не имеет никаких предпочтений, ведь под каждый стиль можно подобрать наиболее подходящий почерк и быть абсолютно довольным.

Отсутствие поддержки стриминговых сервисов – это, пожалуй, главное, что стоит между Cayin N3PRO и признанием его настоящим народным ТОПом. Я хотел наречь его “плеером здорового человека”, но решил, что в 2020 году плеер здорового человека обязан поддерживать из собственной оболочки Spotify, Tidal иже с ними.

Если же стриминговые сервисы вы используете по большим праздникам и предпочитаете старое доброе оффлайн хранилище, а в звуке цените прежде всего цельность и музыкальность, то я вам настоятельно рекомендую обратить свое внимание на Cayin N3PRO, который я считаю самым интересным плеером до 500$.