ВСТУПЛЕНИЕ

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

ДИЗАЙН

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ

ЗВУК. СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЬНОГО РЯДА CAMPFIRE SOLARIS

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Это было неизбежно. Тот редкие случай, когда неизбежность накладывается на твои ожидания. Я, подобно Таносу, собравшему камни Бесконечности, собрал единовременно все четыре версии дорогих сердцу Campfire Audio Solaris – оригинальную, версию 2020 года, special edition и новую – limited edition. Нет, я не смогу уничтожить половину вселенной, но половину семейных сбережений – определенно. 

Здесь не хватает только AliExpress-версии. Понять и простить. Понять и простить. Надеюсь, я заслужил на это.

Я уже сталкивал лбами оригинальную версию и ее “специальное” издание. Но до этого момента возможность познакомиться с версией 2020 года как-то не представлялась. А тут такой повод – еще одни Solaris в ограниченном тираже, так почему бы не сравнить их все вместе? Попарно. Задачка не из легких, признаюсь. 

Последний опыт сравнения Campfire Solaris закончился покупкой одной из версий. Будем надеяться, что на этот раз семейному благополучию ничто не грозит. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Если уж речь зашла про сравнение, то нужно пройтись по всем пунктам. В том числе по внешнему облачению и комплекту поставки. Хотя о последнем сказать нечего – он одинаков у всех версий за небольшим исключением. Точнее, двумя. 

ЧЕХОЛ

Campfire Audio регулярно делает две вещи – штампует лимитированные версии своих хитов и меняет дизайн чехла. Стоит подчеркнуть, что и первое, и второе портлендцы делают отменно. Поэтому все 4 версии наушников получили разные по форме и материалу чехлы. Первая партия оригинальной модели поставляется с чехлом в форме 4-угольника со скругленными углами, выполненным из гладкой глянцевой эко-кожи. В таком глубоком коричневом цвете. В последствии форму чехла золотой версии обновили.

Особое издание получило кейс из черной матовой эко-кожи с мелкой фактурой. Что соотносится даже с характером подачи наушников. При этом была немного пересмотрена форма. 

Версия Campfire Solaris 2020 года получила наиболее удачный вариант чехла, хоть он и менее вместителен, признаю. Дело даже не в форме, кейс скорее похож на бабушкин футляр от очков. А в материале – “весенние” модели 2020 года получили чудесные пробковые чехлы. Они приятны как на глаз, так и тактильно. Честно, я при распаковке “черных” Solaris не мог остановиться – гладил, гладил и гладил чехольчик… Будь он доступен в официальном магазине, непременно приобрел бы. Но нет, хочешь пробковый чехольчик – покупай, скажем, Andromeda 2020. А не такая уж и плохая идея!

Campfire Solaris Limited Edition получила чехол той же формы, что и прошлая версия с ограниченным тиражом. Только в качестве материала используется такой грубый фактурный серый брезент, напоминающий мешковину.

Этот чехол мне нравится больше, чем аналогичный из комплекта Campfire Solaris SE. Чистая субъективщина, но считаю радикальный черный скучным. Тем более он идет вразрез с дизайном самих “особых” наушников.

Кстати, об “ограниченности” тиража. Новая “лимитка” получила тираж в 500 единиц. Ранее выпущенный “спешл” сперва был ограничен всего 750 единицами. Но впоследствии их численность выросла до 900. Я только рад – больше людей получат эти прекрасные наушники, но на том же head-fi была нездоровая реакция на увеличение числа выпущенных спешлов. А я думал, что у нас публика токсична.

КАБЕЛЬ

Кроме того, отличаются и кабеля. Формально. По факту это по сути один и тот же кабель, разница лишь в цвете изоляции. “Золотые” Solaris и “спешл” комплектуется кабелем Alo Audio Super Litz, а 2020 и limited edition – кабелем smoky litz. По акустическим свойствам и своей эргономике они идентичны. Это очень приятные мягкие медные кабели, не твердеющие на морозе. Однако, уровнево все версии Campfire Solaris заслуживают проводника более высокого класса. Какого? Зависит еще и от источника. Так, с Dacportable я предпочитаю медного толстяка Hulk’а, а с Lotoo paw 6000 – чистое серебро от Whiplash. Но и другие варианты показывали себя великолепно. Но это не тема этого обзора, поэтому с удовольствием пообщаюсь на предмет кабелей в Telegram

УПАКОВКА

Сам же дизайн полиграфии упаковок очень разный. На смену сдержанно-прагматичному у “золотых” Solaris пришел предельно наркоманский у SE. Помните серию South Park про рождественский “спешл”? 2020 имели оформление в стиле всей “весенней” линейки. Потому цветочно-полинозные нотки заставляли зудеть носы аллергиков-аудиофилов по всему миру. Campfire Solaris Limited Edition получила дизайн скорее загадочно-космический. Почему-то ассоциирующийся у меня со Стражами Галактики и Камнем силы. Опять эти аналогии с Марвел.

ДИЗАЙН

На вкус и цвет есть Covid и дальтонизм. Дизайном наушники отличаются, пожалуй, сильнее, чем звуком. С “золотыми” Solaris все и так понятно – это оригинальная модель с позолотой, вызвавшая много споров со стороны утонченных натур. Я и сам не фанат золота в дизайне чего бы то ни было, кроме часов и украшений, но не могу не признать хорошего сочетания с “крутилками”, в частности с оной у моего Lotoo. 

Campfire Solaris Special Edition получил, пожалуй, самый узнаваемый дизайн среди всех iem. Узнаваемый и уникальный на столько, на сколько вероятно встретить в природе двух абсолютно уникальных абалонов. “Росписью” фейсплейтов занялась сама природа, а она, как известно, особа ветренная и не любит повторностей. 

Campfire Solaris 2020 года стала отдушиной тех, кому золото оригинальной версии резало глаз, а “спешл” был не по карману. Радикальный черный цвет! Беспроигрышный вариант везде – в выборе одежды, техники, гроба, а с 2020 года – и цвета кожи. Помимо моно-цвета (или полного отсутствия оного – это как посмотреть), наушники получили существенный буст эргономики. Размер корпуса был уменьшен на 20%, в том числе и звуковода. Опробовав Solaris 2020, я нашел их невероятно комфортными. Я не хочу ругать посадку оригинальных корпусов, но 2020 без сомнений на ступень выше по части удобства. И плевать на скучный дизайн.

Новая лимитированная версия Campfire Solaris Limited Edition продолжила сразу три традиции. Во-первых, сохранила классический размер корпуса. Во-вторых, сохранила черный цвет версии 2020. В-третьих, добавила по части дизайна. Правда, ни про уникальность, ни про какие-то редкие материалы речь не идет. Фейсплейты украсил замысловатый цветочно-подобный узор.

“В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность,
И небо — в чашечке цветка.”

– Уильям Блейк

Покрытие глянцевое и за счет этого узора красиво отражает свет и играет солнечными зайчиками на стенах. Или в бокале коктейля Campfire Solaris. Употребляйте ответственно! Бьет в голову и по карману. 

В целом Solaris – это наушники, независимо от версии, фотографировать которые можно бесконечно. А когда они вместе… Надеюсь, фотографии смогут передать живость и красоту игры отражений золота и перламутра на глянцевых черных, гладких и узорчатых, поверхностях. Больший эстетический экстаз, наверное, я испытывал только с Empire Ears Odin. Когда не мог решить, чего я хочу больше – слушать их или фотографировать.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ

Все 4 версии крайне чувствительны и нетребовательны к усилению. Но не к контролю. Опыт с iBasso CF01 и Solaris SE тому подтверждение. 

ХарактеристикаGoldSpecial edition2020Limited edition
Частотная характеристика5 Гц – 20 кГц 
Чувствительность115 дБ115 дБ94 дБ*115 дБ
Сопротивление10 Ом10 Ом15,5 Ом10 Ом
THD<1%

* данные не на 1 мВт, а на 6,54 мВ среднеквадратичного напряжения сигнала

Пусть вас не вводит в заблуждение данные по чувствительности версии 2020 года. Они такие же легкие на раскачку и шумящие, как и их братья. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

В чем же состоят технологические отличия моделей? Campfire Audio в случае с развитием линейки Solaris демонстрирует последовательность, убедительно говорящую о том, что компания нашла тот самый звук и способ его получения. И лишь оптимизирует технологию. Итак, рассмотрим, как изменялась начинка Campfire Solaris во времени.

Оригинальные наушники представляют собой гибридную систему, состоящую из четырех излучателей. Одного НЧ/СЧ-динамика с 10-миллиметровой диафрагмой, выполненной из высокопрочного углеродного алмазоподобного соединения. Одного большого арматурного драйвера, отвечающего за средние частоты. И пары арматур на ВЧ.

Помимо определенного набора драйверов, наушники могли предложить еще кое-что. Во-первых, запатентованная технология акустической камеры TAEC для ВЧ-излучателей. Она применялась и ранее, например, в Andromeda. Эта расширительная камера позволяет отказаться от привычных схем с демпфером и трубкой звуковода. Она работает за счет регулировки пространства в камере перед излучателем. В результате излучатель “дует” прямо в ухо, обеспечивая детальные и яркие ВЧ без искажений и дискомфорта. 64 Audio с их драйвером TIA добивается того же, но немного иным путем. 

Во-вторых, для оптимизации работы динамического излучателя была внедрена камера с настроенной полярностью. Принцип тот же – управление пространством как перед драйвером, так и позади него. В результате, компания добилась более тонкой и более широкой вариативности в тюнинге звучания динамического излучателя. Это позволило повысить его отклик как при отработке мощных басовых партий, так и при передаче мельчайших нюансов средних частот. 

В-третьих, вся конструкция заключена в специально спроектированной акустической камере, созданной посредством 3D-печати. Ее основная задача – добиться максимальной согласованности излучателей и естественности итогового звучания. 

Campfire Solaris SE во многом повторяет первоначальную версию. Разумеется, СЧ-арматура уже другая, каноничная, от Knowles. Изменилось вот что – акустическая камера на этот раз была изготовлена из керамики, а ее форма пересмотрена. Это позволило улучшить производительность наушников по двум направлениям. А именно построению сцены и передаче вокала. Вообще керамика для Campfire Audio – это та Тамара, с которой вечно кто-то ходит парой. О нелегких взаимоотношениях с этим капризным, но столь желанным в акустике материалом можно почитать в обзоре другой интересной модели от орегонцев – Dorado 2020

Campfire Audio Solaris 2020 получила на 20% уменьшенный корпус, а это требовало изменений и внутри. Потому был изменен подход к внутренней организации излучателей и вместо ранее использованной акустической камеры использовалась более компактная solid-body камера. Это можно перевести как твердотельная или цельнолитая. Оба варианта, очевидно, имеют право на жизнь. Кроме того, был изменен набор арматурных драйверов.

Промо-материалы не говорят о последнем упомянутом факте, однако, он вытекает из особенностей Campfire Solaris LE. О ней производитель говорит как о вобравшей в себя лучшее из двух миров: “исключительный” набор излучателей версии 2020 года, ее solid-body камеру, а также корпуса оригинальной модели и “спешла”. То есть обошлось без керамики. Вот так, чтобы выяснить особенности наушников, нужно включать режим Доры Путешественницы. 

ЗВУК. СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЬНОГО РЯДА CAMPFIRE SOLARIS

Ох и непростая это задача! Сейчас вы и я попарно столкнем все Solaris. Это будет Легенд… – подожди-подожди- …дарно! Итак, приступим. 

ОРИГИНАЛЬНЫЕ SOLARIS VS SOLARIS SE

Я когда-то уже делал такое сравнение в формате обзора “спешла”, когда они только вышли. Скажу, что с тех пор SE’шки поселились в моих ушных раковинах и в самых укромных уголках сердца. 

СЦЕНА

Едва ли главное, чем цепляли в свое время золотые Solaris, была визуализация образов. Если другие внутриканальные наушники преимущественно располагали образы в горизонтальной плоскости, оперируя лишь шириной и глубиной воображаемой сцены, то Solaris предложили слушателю более “вертикальную” презентацию, вытягивая образы из двухмерного пространства в пространство трехмерное. Добиваясь тем самым великолепной реалистичности. Голографичность – этот эффект негласно принято называть именно так. У меня он всегда ассоциировался с киберпанком и конкретно Blade Runner’ом. 

Campfire Solaris Special Edition, как и подобает “спешлу”, делает уверенный шаг вперед в этом направлении. Наушники обеспечивают больший объем воссоздаваемого пространства. Кроме того, презентация еще больше акцентирует эту “голографичность”. За счет лучшей очерченности и более высокой детализации. Именно последнее дополняет созданные в воображении образы теми мельчайшими деталями и особенностями, которые помогают ему, воображению, непринужденно формировать в нашем представлении более отчетливые и реалистичные картины. В этом аспекте SE были и остаются одной из наиболее впечатляющих моделей.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Характер подачи низких частот у наушников похож. НЧ акцентированы, подаются скорее цельно, чем с намерением расслоить для пущей информативности. Чуть выделенная область мид-баса с высоким разрешением делает ударение на текстуре звука, нежели на накачке тела массой. Это прекрасные НЧ, практически идеально сбалансированные по массе, скорости, с отличной передачей рельефа и глубиной. Что касается глубины, то суб-бас обе модели подают прозрачно, но ненавязчиво, все же более акцентируя мид. В результате подача НЧ становится более шероховатая и бархатная. 

SE “держит в духовке” НЧ чуть дольше, подсушивая их до аппетитной корочки. Вследствие этого детализация оказывается выше и выше на столько, на сколько больше за них просят. Более техничные НЧ мне встречались только в заметно более высоком ценовом сегменте.

Партия Фли на Funky Monks хорошо подчеркивает разницу в техничности, но идентичность в характере звучания низких частот этих двух версий Solaris.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Если больше всего претензий к оригинальным Solaris у меня было именно в этой области, то в случае со “спешлом” мне предъявить уже было нечего, кроме дензнаков за сами наушники. 

Если золотые Campfire Solaris на фоне моей дежурной тогда олд-скульной CA Andromeda выделялись прекрасной макродинамикой средних частот и общей эмоциональностью, то SE-версия смещает акцент на детализацию диапазона. Кроме того не оставляя за кадром общую музыкальность. Презентация не менее веселая и задорная, по-хорошему колкая и энергичная. Но нельзя не заметить возросшую ясность и выразительность. Пожалуй, это наименее затронутая изменениями часть спектра. СЧ добавили техничности, не лишив нас красочной и сочной подачи. 

Лучше всего это проявилось на вокале. SE более явственно передают тонкие нюансы работы вокалиста. Все мельчайшие сопутствующие пению звуки служат натуралистичным дополнением и без того естественной подаче наушников. Например, на Your Heart Is As Black As Night от Бет Харт вокал звучит прозрачнее. Кроме того, “спешлы” привносят крупинки естественности за счет нюансов исполнения Бет. Вообще рекомендую ее лайвы или записи для  радио. Удивительная вокалистка.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

ВЧ золотых Solaris, как и подобает V-шке, заметно акцентировали. Это очень эффектные ВЧ, обеспечивающие итоговую объемность звучания. Более того, наушники подсаживали расположенного к яркому звучанию слушателя хорошей телесностью диапазона. ВЧ не казались чем-то эфемерным, подача ощущалась предельно реалистичной. 

Special edition, сохраняя в общем V-образную подачу, так же акцентирует верхний регистр. Но если яркость оригинальных Solaris часто становилась проблемой для слушателя, то в “спешле” ВЧ-диапазон “причесали”. А именно подняв уровень детализации, но придав подаче больше плавности и меньше остроты. Черта хай-энд наушников: высочайшая техничность без сопутствующей утомляемости. Не в последнюю очередь благодаря очень тонкой проработке обертонов. “Спешлы” прекрасно балансируют техничность, протяжность и цельность подачи в диапазоне. 

Тарелочки в Black Betty от Ram Jam на SE имеют более прозрачную, выразительную подачу. Но в то же время и более комфортную. “Спешл” лучше контролируют диапазон, обеспечивая лучшее разделение, а также проработку основного тона и его гармонического обертона.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ CAMPFIRE SOLARIS VS SOLARIS 2020

Campfire Solaris 2020 года стали не просто развитием, а легким пересмотром звуковой парадигмы. Стало это следствием изменений в размерах корпуса и набора излучателей или было задумано изначально – загадка.

В целом звучание относительно первоначального варианта изменилось в сторону теплоты и мягкости. Разумеется, речь не про полный пересмотр характера, а про легкий тюнинг. Легкий, но заметный. Звучание 2020 чуть мягче, временами ощущается большая массивность, особенно снизу. Подчеркивание макроконтрастов и эмоциональность делает их еще более вовлекающе-музыкальными. V-образность Campfire Solaris 2020 выражена едва ли не меньше всего. В результате подача наушников тяготеет к аналоговой слитности. Безусловно, это самые комфортные и “неутомительные” Solaris. Примите к сведению, если “золото” вам ярчит.

СЦЕНА

Если оригинальные Campfire Solaris, как это уже было отмечено, пошли по пути трехмерной визуализации, то версия 2020 года немного более ортодоксальна в этом вопросе. Solaris 2020 привычно строят сцену вширь и вглубь, при этом чуть больше внимания уделяя разделению планов. Они обеспечивают более эшелонированную презентацию, вводя “контрастный раствор”, который делает очерченность планов более явной. “Золотые”, напротив, акцентируют на построении сцены из “блоков” образов, но при этом проигрывают в четкости модели 2020 года. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Едва ли не сильнее всего смягчение подачи коснулось этого диапазона. Если золотые имеют явно V-шечный бас и подчеркивают область средних басов, то Campfire Solaris 2020 все так же отлично передает атаки, но уже без выделения мида. В результате при количественно меньшем количестве НЧ мы имеем прежде всего больше суб-баса.

Кроме того, НЧ 2020 подаются в более слитной манере, текстуры по сравнению с золотыми чуть сглаженнее. Хорошая альтернатива для ценителей более расслабленной подачи НЧ с лучшей презентацией шельфа суб-баса. 

В композиции In The Woods Somewhere от Hozier этот шельф создает завораживающий эффект бесконечно распростертой сцены. Бесконечной, как ирландская печаль. И невольно хочется налить Jameson’а и погрустить по-ирландски. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Опять-таки, 2020 – не классическая V-шка. Потому СЧ здесь, по сравнению с оригинальной моделью, получили больше присутствия. Они крупнее, звуки “толще”, а новый излучатель обеспечивает не только лучшую детализацию, но и более тщательную проработку послезвучий. СЧ также не лишены склонности к некоторой мягкости, не акцентируют микронюансы, но и не скрывают их. Это лучшая иллюстрация хорошего смысла выражения “аналоговая подача”. Нередко это воспринимается как оскорбление, когда под аналогостью понимают мутность и прочие “прелести”.

На композиции One And Two от Anne Wylie Band здорово раскрывается суть отличия между золотыми и 2020. Вокал звучит чуть более убедительно на 2020, а тембры гитары чуть жирнее, в то время как оригинальные Solaris явно дают меньше энергии женскому вокалу. Гитара звучит живее на 2020. А флейта – на золотых, благодаря более яркой презентации последних в целом. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Неужто производитель цветовым оформлением подчеркивает характер подачи наушников? Не посчитайте Campfire Solaris 2020 темными, нет. Однако, за счет этой смягченности они воспринимаются на толику темнее, чем оригинальная модель. Не раз слышал, что золотые ярчат. Видимо, Campfire Audio прислушались к страждущим, и в итоге это отразилось на тюнинге модели 2020 года. Черные звучат более комфортно и расслабленно в этом диапазоне, золотые – агрессивнее и, чего там скрывать, интереснее, ярче и протяжнее. 2020 же – целостнее и сбалансированнее по тоналке. Разница не день и ночь, но достаточная чтобы стать решающим фактором в выборе темной или светлой стороны Силы модели.

Драйвовейшая Given Up от Linkin Park послужит нам для демонстрации разницы в агрессивности наушников на ВЧ. Если на 2020 все в порядке с общей динамикой звучания, что достигается весьма “мясными” НЧ и СЧ, то золотые Solaris звучат на ступень злее, благодаря более акцентированным ВЧ. Ну а колокольчики во вступлении у оригинальной модели чуть более артикулированы.

CAMPFIRE SOLARIS 2020 VS SOLARIS LIMITED EDITION

Campfire Solaris Limited edition в некотором роде развивает идеи как 2020, так и оригинальных Solaris. Ключевые отличия этих версий состоят в том, что 2020 заметно более мягкие, звучат теплее, имеют меньшую артикулированность и более выраженный динамический характер низких частот. При этом LE, как и 2020, всячески пытается уйти от V-шки оригинальных Solaris и версии SE.

СЦЕНА

Как уже было сказано, Solaris 2020 показали прогресс в проработке планов, обеспечивая более качественное их разделение, чем оригинальная модель. В то же время LE проецирует эту эшелонированность на привычную трехмерность “полноразмерных” Solaris. LE дают более качественную передачу музыкальных образов, благодаря их лучшей очерченности, а также балансу телесности и текстур. Если 2020 звучит жирнее и мясистее, то LE заметнее подчеркивает “особые приметы”. 

Само же позиционирование у LE более вокально-ориентированное. Ритм-секции отводится меньше пространства. Отчего заполнение пространства более гармоничное и естественное. Лично мне работа с пространством Campfire Solaris LE нравится больше, чем в версии 2020. Хотя у последних не отнять их глубины и эшелонированности.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Я упомянул динамический характер НЧ у Campfire Solaris 2020. Под этим я подразумевал мягкое расширение НЧ, свойственное этой версии наушников. Атака достаточно артикулированная и четкая, но эта динамическая протяжность, “жирок” и мягкость выдают динамический излучатель с потрохами. LE, подобно “спешлам”, качественно маскируется под арматуру, и лишь прекрасная телесность и плотность звучания нижнего регистра выдает динамический излучатель. Эта последующая плавность НЧ выражена у версии LE заметно в меньшей степени. LE к тому же имеют более собранный, сухой и техничный бас, но не настолько акцентирующий текстуры за счет средних НЧ, как SE’шки. 

В результате, суб-бас остается весомым и существенным в презентации LE, хоть и не так, как у 2020. Что обеспечивает ощущение немного меньшего количества НЧ у LE в сравнении с 2020. 

Running From The Cops от электронщиков из Phantogram бас-битом расставляет Solaris 2020 и LE по местам. 2020 слегка гипертрофировано рисует “бочку”, давая ей заполнить больше объема. А LE в свою очередь обеспечивает лучшую сбалансированность с основным битом, сохраняя при этом общую НЧ-ориентированность композиции. На натуральных инструментах тембры на LE подаются богаче, благодаря их текстурности. А “жирок” 2020 временами просто позволяет им звучать эффектнее.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

2020 и на СЧ сохраняет свой “бади позитив”. СЧ тут явно жирнее и меньше акцентируют микроконтраст, хотя и остаются достаточно техничными и имеют прекрасную протяжность. Не скрадывая детали, они не делают на них ставку, а больше подчеркивают эмоции и макро составляющую. 

Campfire Solaris LE на СЧ суше, чеканнее и сбалансивароннее по массе и текстуре. Деталей не больше – они лишь очерченнее и более ясно выражены. Наушники вокалоцентричны. LE более интересно работают с вокалом, а также больше внимания уделяют эмоциям в этом диапазоне. Если 2020 передают драйв динамикой СЧ и макро контрастом, то LE – за счет энергии тонких моментов и широкой эмоциональной гаммой.

Всяческий Lo-Fi отлично проявляет истинно высокий класс наушников. Простые и “грязноватые” по своему саунду композиции раскрываются по-новому на всяком хай-энде. Потому обратимся к гаражному року. Гитара на Spread Your Love в исполнении Black Rebel Motorcycle Club на Campfire Solaris 2020 звучит чуть тусклее, но при этом образ впечатляющий. Он крупный, массивный, тембр сладкий и густой. Limited edition в противовес дает более компактную презентацию и практически бритвенную остроту. Но все еще комфортно воспринимаемую. Образ более привычный, позиционирование – заметно ближе к слушателю. Оба варианта подачи цепляют по-своему. Обе модели подают СЧ вкусно. Вопрос только в том, что вам больше нравится – подчеревок или прошутто. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Если Solaris 2020 наиболее мягкие на ВЧ, то LE это попытка получить сбалансированный вариант верхних частот. Выразительных и прозрачных, как у оригинальных Solaris, но менее агрессивных и более послушных – как у “спешлов”. 

ВЧ 2020 имеют приятную текучесть и почти медовую сладкоголосость. Мне временами не хватало агрессии и блеска. Campfire Solaris LE сохраняют эту породистость и, не теряя в протяжности, имеют более короткие фазы атаки, за счет чего звучание воспринимается как более воздушное и утонченное. Видно, что с LE по части тонального баланса была проведена серьезная работа. В результате, получилась версия Solaris, вобравшая лучшее из двух серийных собратьев, вплотную приблизившись к эталонной SE. 

Campfire Solaris LE добавляют в выразительности, в то время, как 2020 в своей аналоговости дают более слитное и целостное звучание. 

My Name Is Nobody из одноименного фильма перкуссией и флейтой иллюстрирует приоритеты. Так как перкуссия чуть уводится в тыл воображаемой сцены, 2020 придают звучанию инструмента выраженный добавочный характер, при этом флейта более массивна и протяжна. LE рисуют флейту более естественно, лучше соблюдая тембральную вертикаль, а перкуссиям придают капельку блеска. Как итог 2020 воспринимаются как более масштабные и дающие более глубокую пространственную презентацию, а LE – как более броские, эффектные и голографичные.

ORIGINAL CAMPFIRE SOLARIS VS SOLARIS LIMITED EDITION

Первая и крайняя версии. Между ними 2 года и еще две версии. Как уже упоминалось, LE вобрали в себя лучшее из двух серийных образцов. Поэтому у моделей немало общего. Но и отличия есть. Как в общем характере, так и в технических возможностях.

СЦЕНА

Сцена это скорее то, чем эти версии Solaris похожи. Обе явно шире и глубже среднего, но масштабной и размашистой визуализации они предпочитают делать скорее вертикальную развертку. Что и дает в итоге эту трехмерность подачи наушников. Для более возвышенных жанров, оркестровой классики и оперы, эта масштабность идет в кассу. Но я как поклонник менее академических направлений нахожу дополнительные преимущества не в масштабе, а, в пусть и более компактной, но пространственности.

Построение сцены в целом похоже. За исключением того, что, как и положено V-шке, оригинальные Solaris менее интимны на вокале. LE же, продолжая традиции и 2020, имеет в своем звучании менее выраженную V-образность. И находит вокалисту на сцене место немного ближе к слушателю, обеспечивая устойчивый эмоциональный коннект между ними. 

Оригинальные более плотно заполняют пространство за счет массивности НЧ и ритм-секции. LE тут балансируют между плотной и напористой подачей и умеренной воздушностью. В целом у LE более взрослая и уравновешенная работа с пространством.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Золотые заметно акцентируют НЧ-диапазон. В первую очередь за счет мид-баса. Кроме подчеркнутой текстурности, золотые явно более массивные снизу. LE подает НЧ более размеренно, взвешенно и даже чуть суховато. В сравнении, разумеется. Масса суб-басов эквивалентна плотности и четкости средних НЧ. В купе с более высоким разрешением НЧ LE показывают близкую к образцовой производительность в нижнем регистре. 

Limited edition временами кажутся чуть расслабленными на низах, но это не сказывается на общем ритмическом рисунке и структурированности звучания. Оригинальные Solaris на фоне LE кажутся чуть более драйвовыми и немного менее техничными. 

На Red Hot Chili Peppers – Blood Sugar Sex Magik влияние суб-басовых слоев на LE выражено заметнее и дает лучшую слоистость низких частот. Золотые Solaris тут, немного уступая в разрешении, переносят акцент на средние НЧ, что делает звучание низ чуть более настойчивым, на грани с навязчивостью. LE тут показывают умение объединять собранность со здоровой расслабленностью. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Тут, пожалуй, Limited edition сильнее всего демонстрирует техническое превосходство. Оригинальные Solaris довольно явно отводят назад СЧ, наделяя, правда, их достаточно натуральной весомостью. При этом детальности спектра также уделено нескрываемое внимание. Звучит как образец СЧ для V-образной ачх. Но это кажется так, пока не послушаешь Solaris ограниченного тиража. Оба. 

В частности LE. Лимитка словно снимает вуаль с СЧ оригинальных Solaris, добавляя им выразительности. Кроме того, дополнительно подчеркивается техника исполнения, а мастерство вокалиста получает более качественно проработанную вариативность. Campfire Solaris LE не только лучше отрабатывает микродинамику, но и чуть сильнее акцентирует на ней. Но не настолько, как SE. 

Bling-Bling от мастеров фьюжна Snarky Puppy имеет очень насыщенные, сложные и разнообразные СЧ. Сочетание живых инструментов и синта становится сложным испытанием для наушников. Ведь надо передать гладкость синт-тембра, но в то же время, шероховатость тембра живых инструментов, как и их “тело” в пространстве. Обе модели тут на высоте. Они обеспечивают должный текстурный и геометрический контраст и тембральную вертикаль. Но у LE есть козырь в рукаве в виде прозрачности и отсутствия той самой пелены. В защиту золотых скажу, что пелена эта становится заметна лишь при сравнении в лоб-в-лоб. Кроме того, LE имеет более явно выраженное разделение образов и их более четкое позиционирование. Сама же презентация СЧ немного разная – чуть интимная у LE и немного более пространная у Золотых.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Кроме работы с пространством, LE позаимствовала у оригинальных Solaris также и характер верхних частот. Выразительный, прозрачный, блестящий, граничащий с определением “яркость”. Очень эффектная и весьма ВЧ-фильская подача золотых Solaris частенько становилась камнем преткновения для аудиофилов. Кроме  этой ясности и прекрасной протяжности, оригинальная модель несла и характерную эмоциональную окраску. Она делала ВЧ наушников заметно агрессивными, временами жесткими. 

LE чуть смягчает диапазон, но не так, как это сделано в серийной модели 2020 года. Скорее в духе версии SE. Когда детализация и прозрачность, очерченность и выразительность не мешают комфортной и текучей подаче. Очень аккуратно оттюнингованные, ВЧ Solaris LE звучат одновременно и комфортно, и предельно информативно, приближаясь по этому критерию уже к перламутровым братьям.

Тут можно говорить о лучшем контроле ВЧ-диапазона у LE, и отчасти это так. Хоть оригинальные Solaris и не имеют каких-то явных артефактов в верхнем регистре, нельзя не отрицать более естественную и органичную подачу у LE. Кроме того, сохраняющую блеск и слоистость оригинальной модели. Пусть и не столь ярко выраженную. Нельзя не отрицать более эффектную подачу золотых. Если LE – это Марвин Гайе, то золотые –  Тина Тернер. Оба великолепные вокалисты, но каждый делает свою работу в своей, присущей только им манере. 

Оригинальные Campfire Solaris чуть более навязчивы на Connection от Scandroid (проект Клейтона из Celldweller в духе синт-вейва 80-х). Но они отлично дополняются мощным битом на низах. LE’шки же чуть мягче и их эта сравнительная расслабленность на НЧ обеспечивает чуть более целостный перфоманс. При этом образы LE психо-визуально ощущаются как более очерченные в пространстве. Золотые на ВЧ противопоставляют легкой академичности LE эмоциональность. И ее градус – по-доброму агрессивный. 

Тут определяющим будет скорее не фактор большей техничности LE. Он у обеих версий на том уровне, когда больше уже не всегда означает лучше. А фактор восприятия и вкусовых предпочтений. Когда решает больше темпераментная симметрия.

CAMPFIRE SOLARIS SE VS SOLARIS 2020

Подбираясь неуклонно к кульминации, мы пришли к самой непохожей паре Solaris. Это предельно техничные “спешлы” и версия 2020 года. Это наиболее разные по характеру Solaris. Пожалуй, оригинальная версия в сравнении с 2020 могла бы поспорить за право быть в этой паре, но все же ей была присуща некая вальяжность в отношении технической стороны вопроса. В отличие от SE, демонстрирующих микродинамику на уровне лучших из лучших. Конечно, речь не про такую непохожесть, как у пары Andromeda Gold vs любая другая Andromeda. Но все же.

СЦЕНА

“Спешлы” доводят до некоего совершенства тот подход к передаче пространства, который был заложен в оригинальной модели. Если Andromeda как бывший флагман также показывала намеки на явную трехмерность презентации, то Campfire Solaris подняли планку на новый уровень, став некой вехой для владельцев зеленых фей на пути к более эффектному звуку. Solaris SE, помимо улучшений чисто технических, также “прокачал” и сцену. В итоге мы получили голографичную презентацию с четкими и ясными границами образов. С великолепной соразмерностью и плавностью, сочетающейся с неуклонной решительностью звучания материала. 

Campfire Solaris 2020 также впечатляющи в том, что касается передачи пространства и построения воображаемой сцены. Но они берут охватом. Скорее масштабная, нежели трехмерная, склонная к интимности и компактности, подача Solaris 2020 полноценно раскрывается на записях БСО и биг-бэндов в менее академической музыки. 2020 великолепно разделяет планы и строит очень глубокую и широкую сцену. 

Это классический подход к работе с пространством хай-энд портатива – обеспечить ясные, но прилично удаленные края сцены, но при этом сохранить чувство глубины картины, явной перспективы. А не “размазать” инструменты вдоль линии горизонта, получив неестественно плоское звучание. 

SE заметно сильнее позиционируют вокалиста как центральную фигуру в происходящем. В то же время, 2020 явно делает иначе. Тут вокалист – лишь часть, неотъемлемая, но деталь, шестерня. 2020, несомненно, могут показать достоинства вокалиста, но не так, как это виртуозно делает SE. Версия 2020 отводит больше пространства для крупных образов, в частности ритм-секции. Но эшелонированная масштабная презентация гармонизирует эту гигантоманию в презентации наушников. 

SE немного компактнее, но джаз, рок, металл получаются невероятно вкусными из-за точёности образов и их выверенности позиционирования. Стоит определенно учесть свои предпочтения при выборе.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

НЧ Solaris 2020 явно выделяет сильнее, чем SE. Причем, это происходит вопреки тому, что 2020 наименее V-шная модель Solaris. Это выделение не столько по количеству, сколько по массе и характеру.

Массивность у них заметно большая. Зачастую презентация наушников строится от НЧ или при их сильном влиянии. Они теплее и мягче. При этом низ сохраняет хорошие переходные свойства и не скрадывает ясность нижней середины. Хоть и прозрачность у SE в этом диапазоне повыше, у 2020 тут все также хорошо.

О характере НЧ 2020 я уже писал. Они звучат как положено гибридам с НЧ-динамой. У низа хороший жирный суб-бас, очень качественный стоит отметить, а нижняя середина чуть помягче, она скорее показывает количество мышц, чем их рельеф. Что делает SE в противовес.

“Спешлы” достаточно деликатно, подчеркивают мид и делают акцент на рельефе и фактуре. Показывая при этом завидный уровень микродинамики. В том время как Solaris 2020 больше в качестве маркера используют макроконтраст.

Лично мне нравятся оба варианта. Solaris SE берет техничностью и великолепной передачей тонкостей звучания инструментов. Да какой там звучания, игры на них! А Solaris 2020 очень качественно наслаивает “уровни” баса, обеспечивая его эффектную визуализацию. При этом суб-бас диапазон у 2020 по-настоящему впечатляющ. 

Партия баса Oh, Pretty Woman Гэри Мура немного по-разному представлена на SE и 2020. Если SE немного уводит бас-гитару в фон, сохраняя очертания и читабельность образа, то 2020 придает более выраженную форму. А также обеспечивает больше присутствия инструменту. “Спешлы” на фоне бас-гитары более очерчерченно и прозрачно позиционируют ведущий барабан, а 2020 придерживаются статус-кво между ними. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Середина Solaris SE может похвастаться прекрасной сбалансированностью микро- и макродинамики. СЧ хоть и обладают великолепной техничностью и предельной прозрачностью, сохраняют прекрасные “физические” свойства. Несмотря на подчеркивание микродеталей в середине и “шероховатую” передачу диапазона, образы не просто соразмерны, а идеально сбалансированы и обладают трехмерным их восприятием. 

Что меня лично подкупает в СЧ “спешлов”, так это умение сохранять музыкальность и общую эмоциональность при столь тщательном подходе к проработке деталей. Нередко даже в топ-сегменте наушники предельно информативное звучание превращают просто в неинтересное. Убивается “вовлекатор” и магию звука. SE умудряются сохранять эту музыкальность, задор, выдавая техничность с претензией на образцовость.

Solaris 2020, давая более слитную и сглаженную картину, не имеют проблем с детализацией. Наушники тут добавляют образам массы и размера, что добавляет двадцаткам внушительности. Инструменты среднечастотного диапазона на сцене располагаются более широко. Хорошо передано ощущение воздуха между ними. Но их размерность сохраняет гармонию и должную плотность звучания.

“Спешлы” подают СЧ немного утонченнее и с куда меньшей порцией тепла. Блеск и острота – те два определения, которые наиболее точно описывают СЧ Solaris SE. Но острота эта подана в такой комфортной манере, которая присуща и ВЧ наушников, но об этом далее. 

Accept – Princess Of The Dawn – фирменные гитарные партии немцев до безобразия хороши, что на SE, что на 2020. Только 2020 дают плотный, жирный саунд, с потрясающей динамикой. Вкусный и мощный. С аналоговой теплотой. А “спешлы” выделяют гитару Вольфа Хоффмана, очень аккуратно наводя контуры. Звучание становится более выразительным, но не резким и отталкивающим. Поразительная комфортность подачи при столь тщательной проработке деталей. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Модель 2020 года подает ВЧ в свойственной в общем манере. Это сдержанная и деликатная подача, в которой находится место как прекрасной техничности, так и вкрадчивой обволакивающей мягкости. Именно сдержанная, а не зажатая и в чем-либо ущемленная.

Campfire Solaris SE, хоть и превосходят 2020 в техничности, но этим не отодвигают с ее фламандского пьедестала. Тут скорее речь про вкусовые предпочтения. Кому по душе прозрачные и броские ВЧ, тот скорее предпочтет SE, но сладость и приятная текучесть ВЧ Solaris 2020 с не менее качественно проработанными послезвучиями едва ли может оставить равнодушным. 

Насколько наушники не похожи в этой области, настолько они и могут быть привлекательны для своего слушателя. Тут мне пришла на ум еще одна аналогия с Andromeda. Была у нее лимитированная версия Pacific Blue, отличавшаяся от оригинальной как раз таки чуть более мягкой подачей. Послушав ее, я очень пожалел, что их было выпущено такое малое количество. Какие-то гастрономические аналогии приводить не хочется. Возможно, вы читаете это на ночь глядя.

Танец с саблями Арама Хачатуряна в исполнении Ванессы Мэй. Восхитительная интерпретация. Если SE сильнее концентрируется на отработке общей динамики и “натирает до блеска” скрипку Ванессы, то 2020 меньше внимания уделяет солирующей скрипке, обеспечивая более масштабную презентацию. 2020 обеспечивает превосходное погружение в атмосферу композиции, в то время как SE акцентирует технику исполнения и подчеркивает партию скрипки. 

CAMPFIRE SOLARIS LIMITED EDITION VS SOLARIS SE

Итак, мы подобрались к кульминации. Гвоздем программы этих Голодных игр станет эпичный баттл двух “лимиток”. Кто возьмет верх – спешл или лимитед?

Поспешу вас разочаровать – мы обойдемся сегодня без кровопролития. Обе модели – демонстрация умения Campfire Audio работать с имеющимся продуктом. Умения тюнинговать и дорабатывать. А также объединять лучшее из имеющегося технологического арсенала.

И если SE при образцовом балансе микро и макродинамики демонстрируют ошеломительно не напрягающую эмоциональность, то LE имеют более сбалансированный тональный баланс и несколько более эмоционально сдержанны. 

СЦЕНА

В целом наушники очень близки технически и по подаче. Потенциально, этот раздел может стать самым коротким. Обе модели тяготеют скорее к вертикальной визуализации образов и голографизации пространства, нежели к масштабной. Обе модели можно охарактеризовать как звучащие широко и с хорошей глубиной, но если у 2020 эту эшелонированность можно расценивать как фишку модели, то наши особенные версии берут трехмерностью. 

Построение сцены все же чуть разное. SE заметно сильнее выделяет фигуру вокалиста и выдвигает его на шаг вперед. LE тут ближе к подаче Solaris 2020. При этом само пространство у SE плотнее заполняется звучанием ритм-секции и перкуссии. LE чуть утонченнее и легче по массе. Воздух, его движение между инструментами по сцене, у LE передается интереснее. В то же время SE создает ощущение блеска и игры света в пространстве. Это странное ощущение, которое я могу описать только так. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

НЧ Campfire Solaris LE это чуть более подсушенные, выхолощенные НЧ Solaris 2020, из которых удалось изгнать их динамический характер. Но не весь. Он все еще присутствует, но не в той мере, как у 2020. 

НЧ Solaris SE более жесткие, почти арматурные, но по-динамически плотные и весомые. В то же время LE предельно близки к ним, но показывают “динамический” характер звучания, уходя все ниже и ниже. 

Кроме того, SE сильнее всех моделей делают акцент на текстуре и подчеркивают мид-бас. LE делает это в меньшей степени, наделяя большим влиянием область суб-баса. Очень близко, столь похоже, но все же чуть иначе. Тот случай, когда я бы не советовал делать выбор без прослушки. Небольшое отличие, которое может оказать решающее влияние.

На Down With The Sickness от Disturbed бас-бочка на LE имеет чуть большую протяжность и слышимый динамический “шлейф”. В то время как Solaris SE чуть очерченнее подает рабочий барабан и по восприятию отыгрывает НЧ чуть быстрее и текстурнее. Минимальные отличия, но они есть. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

И тут обе особенные версии показывают свой характер. Как уже было сказано, SE чуть эмоциональнее на средних частотах. И в первую очередь проводником этой эмоциональности выступает вокал. В свою очередь LE также эмоционально насыщены, но свою драйвовость они скорее передают посредством чуть более сильно выраженной макродинамики.

По части техничности и разрешения SE на полкорпуса, но вырываются вперед. Тут с ними можно конкурировать, но сложно превзойти. Если рассматривать LE как есть, то СЧ кажутся открытыми, очень детальными, с отличной телесностью подачи и протяжностью. Но переключившись на SE середина кажется еще более прозрачной, практически сверкающей. Поразительное свойство модели, своего рода крючок, на который она ловит незадачливых аудиофилов. 

Очень серединистый Dream On от Aerosmith “спешлы” играют в более эффектной манере. Верхняя часть диапазона у SE чуть сильнее выделена, а вокал Тайлера подан в более интимной манере. В противовес LE несколько растягивает СЧ-область по фронту сцены и дает чуть более воздушную презентацию. Гитара Джо Перри, благодаря этому, получает больше внимания слушателя. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

С ВЧ ситуация примерно идентичная середине. Solaris SE подает область верхних частот с чуть более подчеркнутой текстурированностью и в более яркой манере. При этом образы телеснее и кажутся более осязаемыми. LE тут на самую малость мягче и легче. При этом по протяжности сложности отдать предпочтение одной из моделей.

За счет этой легкости LE обеспечивают еще больше воздуха и между образами и планами. Они не столь массивны тут, как 2020, но сохраняют их особенность в виде прекрасной проработки сцены в глубь. Но за счет “вертикальности” сцены ВЧ получают прекрасную реализацию. Если в сравнении со “спешлами” они кажутся на первый взгляд чуть проще, то это впечатление разбивается “на дистанции”. Когда приходит понимание, что ВЧ LE – это микс тембральной достоверности и гармоничной соразмерности с эмоциональной уравновешенностью. 

Campfire Solaris SE на ВЧ звучат веселее и даже с небольшой порцией агрессии, доставшейся по наследству от родителя в лице оригинальных Solaris. LE же унаследовала мягкость и уравновешенность от модели 2020, положенную на прозрачность и артикулированность версий с “полным” корпусом. 

Разрешение обе версии показывают на высочайшем уровне. И LE наиболее близко по этой части подбираются к SE. Возможно, между ними можно было бы и ставить знак тождества, если бы SE не так заметно акцентировали микродинамику. 

My Heart Will Go On в исполнении скрипки Тейлор Дэвис показывает, что технически обе версии это два предельно подготовленных бойца. Проработка обертонов у обеих версий на высочайшем уровне. Они обеспечивают максимально слоистые и насыщенные ВЧ. Но сам инструмент, его основной тон, более подчеркнуто и настойчиво подается в версии SE. Campfire Solaris LE тут чуть сдержаннее и пространнее. Но воздух… Его тут больше и подача сама чуть более невесомая. Не такая артикулированная, как на SE, и не такая “тяжеловесная” и обволакивающая, как на 2020. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уверен, до этого момента дошли лишь самые стойкие. И остальных я не виню. По-моему, тут уже было сказано все, что я мог сказать о всех четырех версиях Campfire Audio Solaris. Но в качестве подведения итога скажу лишь, что все версии Solaris дают вариативность и возможность выбора. Мы как аудиофилы можем подобрать под личные предпочтения характер понравившегося звука. Тембральная философия, если это можно так назвать, и общее звучание у наушников очень близкое. Но вот характер – немного разный. Четверо братьев, родных, по матери и отцу, воспитанных в одних условиях, но отличающихся темпераментом, заложенным им природой. Если хотите, то перед вами те самые холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик. Точнее, с доминированием того или иного архетипа, ведь чистых не бывает.