Я, кажется, уже писал, что для прослушивания музыки дома предпочитаю не наушники, а стационарную стерео аппаратуру? Наверняка. Все-таки, если нет преград для поглощения всем телом вибраций и колебаний звуковых волн, я всегда за такой сценарий – стереопара, мягкая подушка на полу и бокал любимого вина или чего поинтереснее. Другое дело, у альтернативного сценария, включающего магнипланарные наушники на полголовы и должного уровня цапоусь, есть свои преимущества, главное из которых это относительная ценовая доступность. Да, толковые магнипланары и источник с приличным усилением потянут на сумму свыше 1000$, а если еще и проводник подобрать позабористее (куда ж без рекаблинга в наше то время?), то эта цифра увеличится еще на 200-300 долларов, а еще не забываем про возможность модификаций ОУ или ламп, где одна микросхема или лампа может стоить по 40-50$… Аудиофил должен страдать, не так ли?

Но когда речь заходит о домашнем стерео, то тут порядок цифр взлетает так высоко, что может проделать очередную дыру в озоновом слое нашей несчастной планеты. Колонки колонками, но усилители, провода, межблочные, акустические, ЦИФРОВЫЕ, источники цифры и аналоговые источники, а винил сегодня как никогда жив и бодр, – все это раздувает бюджет домашней стереосистемы до такой степени, что его можно сравнить с бюджетом райцентра в Херсонской области. К тому же для полного раскрытия хай-энд системы помещение для прослушивания должно быть подготовлено соответствующим образом, что не обязательно при использовании головных телефонов. А если вы удумаете обклеить акустическим поролоном стены гостиной, то приготовьтесь жить в коробке из-под вашей же акустики. А что, удобно! Граф Дракула от мира ауидофилии.

Конечно, есть бюджетный (относительно!) сегмент, где нам, аудиофилам без наследства от богатого дядюшки или собственных золотых приисков, предлагается выбор из качественно сделанной, прилично звучащей акустики с ценником, способным не потопить семейный бюджет.

То же касается и усилительной части. Я уже писал (и это было моей пробой пера в этом жанре) про замечательную бюджетную линейку Oberon от датской компании Dali, в пользу которой и был сделан мной выбор. Они работают в паре с интегральным усилителем Marantz PM6006, который впоследствии проявил себя с лучшей стороны, когда были использованы различные источники аналогового сигнала (проще говоря, я избавлялся от участия в тракте цифровой части усилителя).

Чего только не подключалось к нему! Nuprime uDSD, L&P L5PRO, Dacportable, Cayin N6-2, Lotoo Paw 6000, Continental Dual Mono, даже малыш Hiby R3 успел послужить в качестве DLNA-приемника и источника аналогового сигнала. И результат на выходе был совершенно разный: жирнющий бас с N6-2, потрясающая динамика с Dacportable, живой и осязаемый звук с CDM (ИМХО, лучший результат был получен именно с CDM, а Paw 6000 наиболее близок к Континенталю по характеру и подаче как с линейного выхода, так и с наушникового), невероятно насыщенные обертонами ВЧ с uDSD.

В то же самое время родной цифровой тракт Марантца звезд с неба не хватал. При прямом сравнении звуку не хватало то детализации, то динамики, то какой-то выразительности, то телесности, массы. Вывод – нужно брать на тест чистый ЦАП!

Причем, если открыть каталоги магазинов, то подавляющее большинство устройств в бюджетном сегменте совмещает функцию ЦАПа с функцией усилителя для наушников. То самое неведение, за что ты в итоге платишь: за качественный линейный выход или за усилительный тракт для наушников. Или за все понемногу. В этом плане здорово выделяется китайский производитель Aune, предлагая как комбайны для наушников, так и чистые ЦАПы и цифровые плеера как полноценные источники цифрового сигнала.

Aune X8 – это ЦАП 2019 года, работающий на основе чипа ESS9038Q2M и FPGA-матрицы собственной разработки. Хоть чип и мобильный, он прекрасно себя зарекомендовал как в портативе, так и в бюджетном сегменте стационарных устройств. А FPGA-матрицы применяются в своих устройствах такими компаниями, как Chord и Soundaware, то есть далеко за пределами понятия “бюджетное аудио”. Применение мобильной версии ЦАПа также оправдано с точки зрения питания, версия PRO куда требовательнее к обвязке и обычным импульсным блоком питания тут не отделаешься. Кстати, Aune также предлагает для всех своих настольных устройств линейные блоки питания, позволяющие выжать максимум звука. Кстати, весит устройство около 3 кг, а, как говорил Борис Бритва, “Тяжесть – это хорошо. Тяжесть – это надежно”. Тут уместно взглянуть на вес поделок второэшелонного Китая.

ЦАП поставляется в черной плотной, укутанной белой суперобложкой, коробке, в которой находится сам ЦАП, а также достаточно любопытный набор аксессуаров: привычная макулатура, блок питания, USB A-USB B кабель, инструмент для замены ОУ (об этом отдельно) и контейнер для хранения сменных ОУ, в которой уже находится NJM5532, сам же ЦАП с завода укомплектован OPA2134. Что я там писал про смену ОУ или ламп? Не люблю писать и обсуждать замеры – лучше один раз послушать, чем десять раз написать, каково соотношение сигнал/шум. Да и сам производитель акцентирует на том, что ЦАП оттюнингован на основании звучания живых инструментов, в результате чего сигнатура получилась живая и естественная. И я склонен согласиться с Aune’овцами.

Aune X8 имеет стандартный набор входов: USB (32 бит, 768 кГц, нативная поддержка DSD512), оптика (24 бит, 192 кГц, DoP64) и коаксиал (24 бит, 384кГц, DoP128).

При этом через переходник ЦАП работает по otg с плеерами и смартфонами. Ни сетевых возможностей, ни bluetooth ЦАП не имеет, я задействовал Google Chromecast Audio для использования Х8 по сети, но можно также через otg-переходник подключить как плеер на андроиде или hiby OS, так и смартфон и превратить их в приемники сигнала. Выходов два – линейный и регулируемый, позволяющий работать с активной акустикой в качестве предусилителя.

На передней панели размещены кнопка выбора входа, ручка регулировки громкости и индикаторы входов и фильтров. ЦАП имеет 7 стандартных для ESS9038 цифровых фильтров, переключение происходит долгим зажатием кнопки выбора входов.

Сравнения ОУ

Главная особенность Х8 – возможность замены ОУ. Производитель заявил совместимость со следующими микросхемами: NJM5532, OPA2134, OPA2604, LME49720, MUSES 01. Полагаю, что работает и с другими DIP-8 DUAL-fet операционными усилителями. Таким образом, можно подстроить звучание под свой слух, предпочтения и, возможно, акустику. Сама замена ОУ довольно быстрая и несложная: достаточно отключить его от сети, с помощью ключа открутить пару винтов на съемной крышке на брюхе ЦАПа, специальными щипцами снять усилитель и установить другой.

Так как производитель дал возможность заметно менять характер звучания, то говорить о звуке устройства в системе лучше с оценкой каждого из вариантов. Я прослушал Aune X8 с OPA2134, NJM5532, MUSES 01.

В общем использование Х8 вместо встроенного ЦАПа в усилитель дает заметно более высокую детализацию, немного более фактурный бас. В целом звучание становится масштабнее за счет более ярко выраженного стереоэффекта. Скажем так, напольная акустика больше ощущается именно напольной акустикой, со всей присущей этому формфактору напору, масштабностью и мощью.

Стоковый ОУ, OPA2134, имеет ровный, сбалансированный звук, которой можно даже характеризовать как мониторный. Разрешение на высоком уровне, связка даёт почувствовать динамику. Средние частоты ясные, а вокал чуть акцентирован. Пожалуй, вокал – это единственное, что пытается урвать все ваше внимание на себя, звучание системы с этим ОУ получается нейтральное и “взрослое”. Правильный тюнинг устройства из коробки: показывает класс, но без окраса, максимально нейтрально.

NJM5532 имеет более вкусовую подачу. Это такая легкая V-шечка с очень деликатно подчеркнутыми НЧ и ВЧ, при этом середину никак нельзя назвать проваленной. ВЧ и НЧ именно что подчеркнуты, нет ощущение “наваливания” их за счет кривизны АЧХ: высокие выразительны, обертона насыщены и богаты, рисуется красивая картина, крупными, но четкими мазками. Акустика “пишет” разборчиво, без мыла, при этом натуралистично, в отличие от того же uDSD, который давал самые протяжные ВЧ, но греша очень часто привкусом в них пластика и синтетики. Сцена несколько шире, чем с OPA2134. Эшелонирование сцены и глубина создают приятное ощущение погружения, особенно на эмбиенте. Вступление в Shine on you crazy diamond приобретает волшебный гипнотический эффект.

НЧ имеют бо́льшую глубину, они фактурны, читаемы и осязаемы. Больше всего напоминают связку Марантца с N6-2, только без такого количества “жира”. В целом с NJM5532 звучание ближе к музыкальному. При этом радует всеядность такой связки: “вовлекатор” работает как с электроникой, так и с условным Postmodern Jukebox.

Весьма недешевая схема MUSES01 дала несколько иную картину: средние частоты немного выдвинуты на авансцену, вокал заметно акцентирован, в этом участке ощущается добавочная эмоциональность. Края диапазона проработаны замечательно, сцена наиболее широкая из этих 3-х вариантов. Для себя условно поставил Музу на 1 место, но не могу не отметить, что NJM5532 звучит тоже музыкально и вовлекающе, а потому ответ на вопрос, стоит ли отдать за MUSES01 весьма недемократичный прайс (если учесть вес ОУ, то его цена приближается к рыночной цене золота), я оставляю за вами.

Итоги

После всех этих плясок с микросхемами, ключами и щипцами, захотелось вернуться в старые добрые деньки, когда на 2 айподах сравнивалось звучание двух разных версий rockbox… Если серьезно, то у этого обзора есть все шансы получить сиквел в лучших традициях Голливуда в виде теста чистого усилителя наушников и Aune X8 в качестве ЦАПа. А что, идея неплохая.

Aune в виде X8 предлагает привлекательное решение для владельцев бюджетных hi-fi-систем, в том числе активной акустики, оснащенное полным набором интерфейсов подключения, кроме беспроводных. К тому же всегда стоит держать в уме возможность 5-минутных модификаций, которые смогут разнообразить вашу аудиофильскую рутину. Если вам все же нужен наушниковых выход, то стоит или обратить внимание на комбайны от тех же Aune, или на устройства от Yulong, или рассмотреть покупку связки отдельных ЦАПа и усилителя для наушников.