ВСТУПЛЕНИЕ

Невольно начав писать обзоры (никто меня не заставлял, но вот не планировал я этого – точно), первые свои рассказы я посвятил опыту знакомства с портативом: CA Solaris, Cayin N6-II, QLS 361. Но если копнуть глубже, то начал я все-таки со стационара! Причем, вполне осознанно, движимый любовью к музыке и тягой к халяве – это были отзывы, переросшие в аудиофильские эссе, о Dali Oberon 5 и Marantz PM6006, которыми я владею. И все это ради участия в конкурсе с призом в виде BT-колонки Denon. Спойлер, колонку я не выиграл. Но приобрел нечто более ценное – опыт, хоть и тексты вышли далеко не без греха, но были замечены и впоследствии опубликованы организаторами в соцсетях. А это в свою очередь дало толчок моей графомании на поприще аудиофилии.

Вы поняли, к чему я клоню. Сегодня в моих цепких лапках (логичнее говорить об ушах, но бывают ли они цепкими?) устройство сугубо стационарное, причем, не для использования с наушниками, нет, предусматривающее в качестве главного и основного сценария эксплуатации работу в составе домашней стереосистемы. Оттого и интересно. Мне. Конечно, интерес здешней публики к подобным устройствам прогнозируемо ниже, но он есть. Каждый из нас, кто увлекается портативом, рано или поздно начинает задумываться об акустической системе, но кому-то не позволяют жилищно-бытовые условия, а кто-то останавливается на приличной мультимедиа-акустике. Я, например, после 3 лет с замечательным представителем этого класса стереосистем в виде Edifier R2700 решил сделать шаг в сторону пусть и бюджетного, но уже Hi-Fi (что бы сей термин не означал). Вот для них, вечно страждущих, этот текст.

Когда-то я уже писал о ЦАПе Aune X8, который использую в своем домашнем сетапе, а также несколько раз использовал обозреваемые ЦАПы/усилители для наушников в качестве ЦАПа/преда для стереусилителя и делился этим опытом в обзорах. Особенно примечательным был опыт с Focal Arche, который в качестве ЦАПа продемонстрировал потолок возможностей связки моих акустики и усилителя. Но сейчас можно будет говорить о верхней планке возможностей непосредственно акустики. Ведь теперь у меня гостит еще один представитель устройств класса High-End, только уже обладающий усилительным трактом. Вот и послушаем, на что способны Обероны в этом мезальянсе.

Немножко истории

Naim – это пример того, как чье-то увлечение и энтузиазм выходит за рамки хобби и любопытства и превращается в нечто большее, в данном случае успешный бизнес и узнаваемую во всем мире марку. Джулиан Верекер, инженер, бизнесмен и автогонщик, увлекавшийся звукозаписью в 60-х, в 1972 году выиграл тендер на поставку усилителей, спроектированных лично им, для радиостанции Capital Radio. А дальше были успешные модели для потребительского рынка: CD-плееры, усилители мощности, а также легендарные интегральные усилители семейства NAIT. На сегодня Naim, помимо классической аудиофильской техники, занимается и лайф-стайловой составляющей. Ими была выпущена линейка Mu-So, беспроводная акустика с превосходным качеством звука и высокой мощностью. А также для Bentley, была разработана специальная акустическая система на базе собственного DSP. Не аудиофилией единой жив человек.

В 2011 году Naim была приобретена компанией Focal-JMlab. Что символично, характер звучания компонентов Focal очень близок к тому звуку, который исповедует Naim. Например, союз Naim c JBL/Harman выглядел бы менее естественно. Тут скорее не вопрос моих предпочтений, а объективная разница в характере звучания систем этих компаний.

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙН

Naim Uniti Atom – это популярное нынче устройство все-в-одном, а именно он включает в себя: сетевой плеер (помимо 32 бит/384 кгц и DoP64 по проводному подключению, по сети плеер “кушает” DSD128), ЦАП и интегральный усилитель. Не буду скрывать, всегда привлекательнее собрать сетап с отдельными перечисленными компонентами, но:

  1. это длительный и дорогостоящий процесс, включающий в себя также подбор кабелей и обеспечение должного питания для каждого элемента системы;
  2. современное жилище (а также другие его обитатели)  далеко не всегда приветствует установку стойки для плеера, ЦАПа, преда и мощника. А если еще есть проигрыватель винила и фонокорректор… В общем, вы понимаете, о чем я. Современный минимализм и утилитарность загоняют в рамки даже нас, аудиофилов, у которых нет возможности выделить комнату для ее Величества Музыки.

Вот тут-то и приходит на выручку Naim Uniti Atom, которое, обладая не монструозными размерами, включает в себя все функции, которые необходимы для нас, сочетая это с привлекательным дизайном. Этот малыш легко найдет себе место в современной квартире, будь то гостиная или кабинет.

При этом производитель очень скрупулезно подходит к вопросу объединения всех компонентов в одном корпусе. По сути, все компоненты, питание, цифровая часть, усилительный тракт, разделены между собой, экранированы, более того соединение осуществляется только по балансной схеме с раздельной землей, а для каждой платы обеспечена виброразвязка! Да что там платы, в Naim Uniti Atom даже разъем питания отвязан от корпуса! В топовых моделях усилителей так же поступили со всеми клеммами и разъемами.

Этим инженеры Naim не ограничились, решив использовать в качестве одной из wi-fi антенн решетку радиатора. Иллюстрация того, как даже ограниченное пространство можно использовать по максимуму и без негативного влияния на работу системы в целом.

Пусть вас не вводит в заблуждение его компактность и “няшность”. Несмотря на скромные габариты (245*265*95мм), весит он 7 кг. Внутри находится внушительных размеров тороидальный трансформатор, а сам аппарат собран на мощном шасси. Корпус сделан из плит экструдированного алюминия, боковые стенки служат в качестве радиаторов. Что очень кстати. Несмотря на скромные мощностные характеристики (40 Вт на канал), Atom заметно нагревается во время работы, ведь усилительный тракт (честный класс A/B, никакой не D) в нем позаимствован из линейки усилителей NAIT. Скажем так, я бы это учел при размещении его в интерьере.

Раз уж зашла речь о технических характеристиках, то вкратце пройдемся по основным из них. Naim Uniti Atom поддерживает Cromecast, AirPlay, UPnP, Tidal, Spotify Connect, Roon, Qobuz, Internet Radio (причем, Wi-Fi 2-диапазонный, на 2,4 и 5 ГГц), Bluetooth (aptX HD); для коммутации служат 1 вход RCA, 2 оптических TOSlink, 1 коаксиальный, 2 USB-A (спереди и сзади), 1 BNC и 1 HDMI ARC. Предусмотрено 3 выхода: на акустику (для подключения подойдут только коннектора типа “банан”), 3,5-мм джек для подключения наушников и RCA-выход на пред/сабвуфер. Также есть порт Ethernet. Виниловодов разочарую: фонокорректора здесь нет.

Что характерно, Naim не акцентирует на таких вещах, как соотношение сигнал/шум или КНИ. В конечном итоге, мы то слушаем музыку, а не используем измерительные приборы, а потому ориентируемся на самый главный оценочный инструмент – собственный слух. Не важны искажения, важно – нравятся они или нет.

Как я уже писал, в Atom реализован усилительный тракт, соответствующий линейке NAIT, работающий в классе A/B, обеспечивающий 40 Вт на канал при 8 Ом нагрузки. Используется цифро-аналоговый преобразователь от Burr-Brown PCM1791, отлично себя зарекомендовавший как раз в стационарной аппаратуре.

Naim обеспечили возможность объединения Atom с другими устройствами их экосистемы: усилителями, CD-плеерами и грабберами семейства Uniti, а также беспроводными устройствами линейки Mu-So. Как уже говорил, Naim Uniti Atom – это идеальный “обитатель” современного умного жилища. Сложно придумать сценарий, в котором ему бы не нашлось места или не хватило функционала.

Atom внешне крайне привлекателен. Это ладно скроенный, крепко сбитый практически квадратный ящичек, с глянцевой передней панелью, на которой расположен 5-дюймовый дисплей (не уступающий качеству дисплеям среднеценовых смартфонов), “зубастыми” боковыми стенками-радиаторами, и верхней крышкой с очень приятной глазу грубоватой фактурой. Кстати, о верхней крышке, в ее центре расположена утопленная в корпус ручка регулировки громкости (это также пример внутреннего заимствования – из линейки беспроводных систем Mu-So), внутри которой расположена BT-антенна (снимаю шляпу, если бы она у меня была, еще раз). По периметру верхней грани ручки находятся индикаторы уровня громкости, реагирующие на изменение ее уровня. Во время работы нижняя грань ручки подсвечена.

В комплекте также имеется пульт. И он – под стать Atom’у: черный глянец, острые углы, реализована подсветка кнопок при непосредственном с ним взаимодействии. Но для тех, кому пульт ДУ – привет из 90-х (не забыть бы обязательный атрибут в виде пакета!), есть фирменное приложение для Android и iOS, с которым пульт Вам понадобится только для первоначальной настройки устройства. Приложение удобное, интуитивно понятное, кроме того, позволяет подгружать информацию об альбоме и исполнителе. Atom прекрасно “спелся” с NAS Synology, который я использую в качестве музыкального сервера, и фирменным приложением Audio Station.

Дисплей яркий и контрастный, не удалось, к сожалению, выяснить разрешение, но плотность пикселей достаточная, чтобы обложки альбомов выглядели великолепно – четко, сочно, ярко. Каюсь, испытываю слабость перед такой незначимой для качества звучания мелочью как отображение обложек, но… Визуализация всегда важна. Не для качества воспроизведения, а для восприятия. Красивая обложка (тоскую по годам юности, когда частенько крутил винил, ах это непередаваемой ощущение веса пластинки и конверта, разворот – когда ты можешь подержать его в руках, а не только рассматривать на экране смартфона…) или стрелки VU-метра – если не делает звук лучше, то уж дополняет наслаждение от аудио дополнительным уровнем восприятия. Все это – фетиш, но, черт возьми, hi-fi сам по себе фетиш, ведь можно вполне обойтись без всего этого.

Возвращаясь обратно к теме обзора Naim Uniti Atom. Добавлю, что в дисплее есть датчик приближения, который позволяет гасить его, если вы не находитесь в непосредственной близости. Я предпочитаю не гасить, как вы поняли. Когда-то, когда единственным сетевым устройством для отдачи “цифры” у меня был ТВ, то приходилось наслаждаться обложками на 55-дюймовом экране. Тот еще экспириенс!

На нижней части корпуса расположен логотип Naim с подсветкой. Кому не по душе такие эстетические решения, есть возможность настройки яркости подсветки.

ЗВУК

Во вступлении к этой части я бы хотел уточнить, что осознаю, что, подключая столь высококлассный девайс к акустике, пусть и добротной, но бюджетного уровня, не увижу всего потенциала устройства. Однако, колонки продемонстрировали более чем заметную разницу между работой с текущим трактом и с Atom’ом. Я услышал потолок возможностей акустики. Теперь придется с этим жить.

Первое, о чем хотелось бы написать, это сцена. Naim не просто создает широкую стереопанораму, он очень детально и скрупулезно формирует и отстраивает воображаемую сцену, невероятно реалистично прорабатывая планы. За счет такого техничного разделения планов создается неподдельное ощущение голографичности сцены, ее правильной геометрии и локализации звуков в пространстве. Восхитительный реалистичный эффект, к которому ранее очень близко приближался Focal Arche, но в случае с ним в качестве бутылочного горлышка выступил усилитель, чей потенциал много ниже, чему ЦАПа.

В случае же с Atom’ом ему ничего не мешало нарисовать ту картину, которую он может и на которую способны Oberon 5. Глубина – и речь идет не о той глубине звука, которую создает басовая подложка из мощного и проработанного суббаса – захватывает и не дает отвлекаться ни на что. Если хотите слушать музыку в фоне, забудьте! Ваше внимание будет постоянно цепляться за те мелочи и моменты, которых ранее вы были лишены. Усядьтесь поудобнее (в моем случае это значит на полу, колонки – невысокие) – и вас унесет, как Дороти с Тото в страну Оз.

Помимо глубины сцены и объема в целом, следующее, за что цепляется ваш слух, это великолепная локализация инструментов в пространстве и очерченность звуков. Это четкие мазки, с обозначенными границами и очень гармоничными переходами: звучание обладает высочайшим разрешением и техничностью, однако, это не сухой безэмоциональный звук студийной аппаратуры. Цельность подачи музыкального материала сохранена.

Naim Uniti Atom

В данном случае я подразумеваю не столько количество деталей, открываемых нам Atom’ом (хотя и тут он вас приятно удивит), и в общем акцент на микродинамике, сколько какую-то гиперреалистичную передачу самой текстуры звуков и послезвучий. Это ощущение самой физики звука, и речь не о массивности и весе, плотности и ударности, а скорее о осязательной составляющей. Вещи, понятные только людям с острой неизлечимой формой аудиофилии.

В фонограмме прекрасно слышно и различимо все, плеер радует информативностью и всеядностью. Интернет радио (кстати, под крылом у Naim есть своя студия – Naim Records, и своя же Интернет радиостанция, радующая качественным и разнообразным репертуаром), Spotify Premium не звучат плохо, отнюдь, но Tidal, а также lossless-файлы с локального сервера демонстрируют явное превосходство такого контента на этом тракте. Про DSD-файлы я вообще молчу. Atom очень качественно и внимательно подходит к проработке всех тех мельчайших нюансов записи, которые и подпитывают нашу с вами страсть, аудиофилию, не давая ей увянуть. Прекрасно различимы реверберации и резонансы инструментов, очерченность и воздушность верхнего регистра великолепно передает эмоциональность звучания записи.

Воздушность, детальность, классная передача текстур и натуральность тембров – на одной чаше весов, на другой – работа Atom с нижним регистром. Я не хочу назвать низкие частоты плохими или недостаточно проработанными, упаси Боже, но есть некоторая сухость и легковесность в диапазоне, которая становится заметна при прослушивании тяжелой музыки. НЧ обладают прекрасной скоростью, разрешением, Atom замечательно передают саму текстуру баса, но менее акцентирует психофизическую составляющую – массу, плотность, вес. Да, НЧ великолепны в своей техничности, но стоит включить что-то потяжелее или электронную музыку, со временем понимаешь, что хочется большей глубины и массы. Но в остальном НЧ радуют: они быстрые, хлесткие, артикулированные, не имеют никаких проблем с атаками и демонстрируют образцовую динамику.

Тут бы я подвел к несколько условной жанровой универсальности Atom’а. Он без преувеличения великолепен с акустическими стилями (что характерно, это основная составляющая тестовых подборок Naim), ему хватает масштабности для сложной классической музыки (Концерт Рахманинова №1 для фортепиано звучит с положенной масштабностью), рок, блюз и их производные динамичные, живые, с замечательно передаваемыми тембрами инструментов, но с металлом немного не хватает именно жирка на НЧ, массивности.

Master of puppets звучат с отличной передачей агрессией в середине, гитары роскошны, но басу не хватает веса.

Scandroid идеально демонстрирует работу Atom с низкими частотами: он без претензий передает их динамику, атаки, упругость, если необходимо. Бас с высочайшим разрешением, собранный и ударный. Но легкий, сухой и хлесткий. Возможно, Atom с акустикой нарочито подчеркивающей массивность НЧ, показал бы себя лучше. Также не забываем про возможность подключения активного сабвуфера (однако, следует принять во внимание, что отдельного кроссовера для саба в Atom не предусмотрено).

Вот уже где Naim раскрывается, так это здесь! Сложно сказать, сколько раз я послушал именно эту композицию из подборки для этого эссе! Безапелляционно прекрасная динамика, натуральность и детальность – подчеркивают великолепие композиции, ее исполнения и еще раз заставляют пересмотреть Одержимость Дэмьена Шазелла.

Когда-то в обзоре Lotoo paw 6000 я упоминал, что мы, аудиофилы, часто определяем звук по географическому критерию, и привел описание звука, характеризуемого как “английский” – условное понятие, которым можно описать акустическую модель, в которой основной акцент сделан на проработку среднечастотного диапазона. Немного грубо и слишком в общем, но очень близко. А мы не забываем, откуда родом Naim – город Солсбери (это где те самые шпили).

Если принять эти условности, то звук – таки да, английский, не менее английский, чем чай в моей кружке (без шуток, он был куплен на Оксфорд стрит). Суховатый, хлесткий бас, с хорошими артикуляцией и атакой, но несколько легковесный, на котором строится конструкция из тепловатых, великолепно проработанных средних частот и воздушных, четко очерченных высоких частот, наполняющих пространство обертонами.

Средние частоты пленяют и подчиняют волю слушателя. Naim звучит натурально и масштабно, и все это пространство наполняется звучанием (середина – наиболее информативный участок спектра) инструментов и голосов. И их качественная проработка, и передача текстур и шероховатостей, очерченность в пространстве, – залог как трансмиссии эмоций, так и захвата внимания слушателя, его вовлеченности. Еще раз скажу, прослушивать Atom в качестве фонового сопровождения во время работы – дурная затея. Я лично не смог отвлечься от вдумчивого прослушивания. Возможно, это от непривычки, но подчеркнуть эту особенность не могу.

Эннио Морриконе и Квентин Тарантино. Это как Мстители, только в реальности. Хоть и КИНО-реальности. Великолепная передача пространства и звуков в нем. Atom имеет замечательную протяженность послезвучий в верхнем регистре, жаль, акустика – я в этом уверен – не дала показать максимум его возможностей.

Авангард-джаз от поляков из Niechęć. Верхняя и нижняя середина как пламя и лед: драйвовые и плотные нижние средние частоты органично объединены с пронзительным и кристально чисто звучащим саксофоном.

Отдельно упомяну вокал. Ник Кейв – не Меркьюри, но никто не поспорит с тем, что он по-своему крут! Харизма и притягательная мрачная эмоциональность, помноженные на нетривиальный образ (в каком-то рейтинге Кейв вошел в 5-ку самых некрасивых исполнителей). Все эти нотки, формирующие Кейва как замечательного фронтмена, Niam передает отлично.

Говоря о высоких частотах отдельно, я в который раз пожалею, что в свое время не расстался со второй почкой и не взял Dali Epicon! Хоть Oberon и оснащены твиттером, сделанным по той же технологии, что применена в старших моделях, но истинный потенциал Atom в этой области все-таки считаю не раскрытым на своей системе. Но если этим пренебречь, то Atom показал высочайшую детализацию в этом спектре, вытянув все, что было возможно из Oberon. Они по-настоящему великолепны, пробуя всевозможный материал, так и не смог найти к чему вообще можно было бы придраться.

После Marantz (он не конкурент, разумеется, это как фон. Фон в виде ковра на стене, если хотите) в верхнем регистре происходит нескрываемое прояснение, все звуки становятся кристально прозрачными и непривычно четкими, а их послезвучия – более выраженными, приобретается более обозначенная слоистость, что вместе с проработкой планов сцены обеспечивает масштабность, глубину построения сцены и воздух. Воздух, его тут без преувеличения много. Моя гостиная на 18 квадратных метров стала Альберт Холлом в миниатюре.

В моих аудиофильских закромах есть замечательная запись – трибьют Майлза Девиса от артистов студии Чески рекордз. Сам по себе альбом – сплошная демонстрационная тестовая запись. Исключительно образцовое качество записи как нельзя лучше проявилось при прослушивании с Naim: в процессе не покидало ощущение перехода на непожатый формат после mp3. Да, по части ВЧ Atom недвусмысленно указал на его место моему тракту, прости Господи. До чего же информативно, насыщенно, сколько всего слышно!

Запись из другого релиза Чески, к сожалению, на youtube не нашлось упомянутого трибьюта. Тарелочки ВЕ-ЛИ-КО-ЛЕП-НЫ! И воздух, и тарелочки и геометрия звука.. Несите транквилизаторы, феназепам уже не помогает.

Еще одна композиция, которую с удовольствием послушаешь даже из радиоточки. А уж если тракт соответствует художественной ценности произведения… Нужно ли говорить, что весь верхний спектр блестяще проработан? Резонансы струн переданы с ощущением характерной вибрации, а при ударе по тамбурину локализуется и разделяется каждый звук и призвук. В высшей степени великолепно.

Как уже говорилось, мощность Atom’а весьма скромна, однако, это никоим образом не сказывается на динамике и контроле в области НЧ. Naim Uniti Atom сохраняет динамику и текстурность низких частот даже при прослушивании на невысокой громкости, а что до громкости, то выше 70 единиц из 100 мне поднимать не доводилось, но это на DSD с DR12.

Ну и затронем немного более близкую тему для большей части здешней публики – звук в наушниках. Я украдкой упомянул, что Atom имеет наушниковый выход, но до сель обходил стороной его перфоманс в этой ипостаси – наушникового усилителя.

К сожалению, во время теста под рукой ничего, окромя CA Andromeda, не было, а потому отзыв будет сквозь призму капризной многодрайверной арматуры. Наушниковый выход достаточно мощный, но – шумный. Поэтому в ход пошла тяжелая артиллерия в виде ifi iematch.

Как результат – шум убран в ноль. Звук с наушникового выхода, в общем и целом, на его звучание с акустикой не похож от слова совсем. Гораздо более заметен уклон в теплоту, звучание не столько выразительно-чарующее, куда более слитное, с явным акцентом на СЧ и более массивными НЧ. Слушая через наушниковый выход, мы лишаем себя того воздуха и сепарации образов, детализации и проработки планов, которые свойственны Atom’у при более привычном режиме эксплуатации. Думаю, что тугие динамические наушники с лучшей бы стороны раскрыли наушниковый тракт Atom’а, а так я бы определил его как теплое и очень вкусовое. Знаю немало любителей такой подачи, да и правильно подобранные наушники помогут полноценно раскрыть и эту сторону Naim Uniti Atom.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Naim Uniti Atom демонстрирует, каким должно быть устройство “все-в-одном”: тут и избыточный функционал, реализованный по-полной, а не для галочки, и широчайший спектр возможных подключений, и современный дизайн. Но и звук. Его тут даже с горкой: несмотря на скромные габариты и невысокую мощность по паспорту, Atom обеспечивает динамику и контроль, которых от него не ждешь, и высочайший уровень проработки всего спектра. Единственное, что я могу предъявить плееру – его работа с низкими частотами вызывает вопросы на тяжелых жанрах и электронной музыке. Но это отчасти – вкусовщина и специфика самой акустики. С львиной долей материала Naim справился на 11 страдающих аудиофилов из 10. В столь небольшой и симпатичной коробке спрятан настоящий английский саунд, который полностью подпадает под расхожие его определения. И мне он, черт подери, нравится. И если это английский звук, то я скажу только “God save the Queen!”