Вступление

Юмор – это лучший способ расположить к себе публику (если только шутка не про публику – не повторяйте моих ошибок!). А потому поделюсь своим наблюдением, так или иначе, связанным с нашей сегодняшней темой: раньше я думал, что самое сложное в нашем деле – это донести до читателя в полной мере и объективно своим впечатления о прослушанном устройстве, теперь я считаю, что самое сложное – это донести домой устройства, которые собираешься отслушать, чтобы поделиться впечатлением. Увидев в прихожей объемные коробки, примотанные одна к другой стрейтч-пленкой, жена заметила “Хорошо, что ты не пишешь про акустику!” То ли еще будет…

В последнее время я стал подозрительно часто сталкиваться с полноразмерными наушниками: то придет на обзор Ananda, то приятель приобретет Atticus’ы, а недавно в наш город попал первый из заказанных экземпляров авторских наушников Максима Кривоноса (об этом я тоже когда-нибудь расскажу, помяните мое слово!). В этот раз судьба в виде era-in-ear свела меня с продукцией компании Focal. Хотя нет, продукция это слишком обезличено, технократично и штамповочно-стандартизированно.

Это творения, шедевры, если хотите. По-другому нарекать то, что выпускает Focal, я бы не хотел. Всегда связывал Focal с “большим звуком” и как скромный колонковод испытывал трепет перед их мастодонтами Focal Grande Utopia, которые в нашей стране оцениваются около 4 млн.грн. (я не опечатался и вам не померещилось – четыре миллиона гривен). Подобно своим большим тезкам, наушники Focal Utopia могут похвастаться самым аудиофильским материалом драйвера – бериллием. Бериллий не сказать, что широко, но в аудио применяется: Periodic audio и Final Audio, например, ранее делали наушники с напылением на излучателях из бериллия, те же мои драгоценные Campfire Audio используют бериллиевое напыление на коннекторах своих наушников. Другое дело, когда весь излучатель делается из бериллия, как купола твиттеров Utopia Grande. Пусть его там и 55 миллиграмм на драйвер.

Воспринимая Focal преимущественно как компанию “про колонки”, обделял вниманием их полноразмерные наушники, хотя по этой части они преуспели не только в премиальном сегменте. Поэтому с матчастью знакомился буквально одновременно со знакомством с самими наушниками. Хотя почему только наушниками? На огонек, помимо Focal Utopia и Stellia, к нам заглянул Focal Arche, ЦАП с усилителем для наушников, о котором хочется поговорить отдельно, устройство любопытное и занимательное.

Прежде чем поразить роскошью упаковки или звука, Utopia удивит вас ценой. Поэтому вторая самая сложная вещь в этом конкретном обзоре-рассказе – это абстрагироваться от цены устройств. Не каждый день слушаешь наушники с 6-значным ценником (не берем страны с трех и более значными курсами валюты по отношению к доллару США). Неделю назад довелось послушать уже упомянутые авторские наушники, которые в 8 раз уступают в стоимости Utopia. И наушники оставили очень хорошее и яркое впечатление. А потому главный вопрос: настолько ли Utopia лучше и стоят ли они своих денег? На него я старался найти ответ долгими сессиями с наушниками и Arche (тревожно глядя на увесистую черную коробку цапоуся, жена спросила “А ведь он не останется у нас, правда??”).

Utopia. Упаковка, дизайн

Начнем с флагмана. Utopia, расставшись с транспортной упаковкой, встречает вас крупным и достаточно тяжелым кейсом на магнитном замке, обтянутого если не кожей, то очень качественным ее заменителем с красным швом по граням. Красное и черное. Как у Стендаля, но не так скучно. Внутри (внутренняя часть крышки покрыта акустическим поролоном, смотрится эффектно и дает дополнительную защиту при транспортировке) нас ждут сами наушники, конверт с документацией и упакованный в собственном отсеке 4-метровый кабель из бескислородной меди. Не стоит, наверное, говорить, что кабель действительно не вызывает вопросов, как и примененные коннектора. Ей богу, при соединении чашек наушников и коннекторов Lemo ощущаешь легкую вибрацию. Магия, чистой воды. Гарри Поттер и волшебные коннектора. Вообще по ходу знакомства с Utopia, я часто начинал подозревать инженеров Focal в занятиях магией или продаже души дьяволу. Казалось, что без этого тут никак не могло обойтись.

Глядя на ТТХ, мысль о требовательности к усилению не посещает: в самом деле, 40 Ом и 104 Дб – не самые страшные цифры для dacportable или даже paw 6000. Но дьявол, как прежде, в деталях. Еще раз упомяну, несмотря на то, что это наушники за цену, по которой их может позволить себе разве что директор УкрПочты, они – ДИНАМИЧЕСКИЕ. Да, динамические, да еще с весьма скромной 40-мм диафрагмой. Вот только сделана она из бериллия – его акустические свойства превосходны, он очень легок и крайне прочен (тверже только вольфрам, осмий и… уран). Обычно в аудио используют его напыление, на уровне 10-20 микрон, чтобы придать дополнительную прочность конструкции в акустической модели, не увеличив при этом массу, или обеспечить высокую надежность подвижных элементов. А тут вся диафрагма, целиком и полностью, выполнена из бериллия, да еще драйвер сконструирован таким образом, что не имеет никакого демпфирования, то есть он ПОЛНОСТЬЮ открыт (открытые наушники еще никогда не были настолько открыты, можно сказать). То есть техническая сторона впечатляет не меньше стоимостной, а про звук… Про звук мы поговорим отдельно.

Дизайн Utopia технологичен, но не бездушен. Они хоть и Fabriqué en France, это явно не Прованс. Я не специалист в промышленном дизайне, но могу сказать, что равнодушными они не оставят никого. Тут нет ценных пород древесины или художественных изысков в оформлении, но есть некая изюминка и гармония, их приятно держать в руках, они хорошо смотрятся на голове. Видно, что каждая деталь внешнего вида наушников продумывалась с не меньшей ответственностью, чем их акустическая модель.

Держатели чашек сделаны из плетеного углерода: красиво, легко и практично. Наушники в целом не тяжелые, менее половины килограмма, что в купе с оголовьем и перфорированными амбушюрами, покрытыми кожей ягненка, делает их чрезвычайно комфортными для длительных сессий. Они не давят ни на уши, ни на голову, за счет максимально открытой конструкции ушам не будет жарко даже летом. Благодаря открытому и прозрачному звуку и легкости конструкции со временем начинаешь вообще забывать, что ты в наушниках, и теряешь счёт времени. Кстати об амбушюрах: их внутренняя часть сделана из двух материалов, кожи и специальной акустической ткани, чтобы создать между излучателем и ухом подобие акустической камеры. Решение интересное и, определенно, вносящее свою лепту в копилку роскошного звука Utopia.

Utopia. Звук

Подходя к описанию звучания, я уже имею четкое представление о характере наушников, о том, как они подают музыкальный материал. О той самой изюминке, об акценте, о температуре. Но ни в этом случае. У Focal Utopia нет акцентов, они не стараются что-то привнести, сделав лучше то, что уже записано, сведено и издано. Они – короли нейтральности и точности. Они беспощадно и беспристрастно показывают всю подноготную, не дают укрыться ни единому шуму, шороху, скрипу или треску в фонограмме. Признаюсь, те записи, которые ранее я считал образцовыми, показались после прослушивания на Utopia уже далеко не такими безгрешными. И даже на самых лучших винил рипах можно не особо напрягаясь расслышать шорох движения иглы по дорожкам пластинок. И не просто шорох, вы слышите мельчайший нюанс трения иглы о дорожку, чувствуете каждую впадинку или выемку, можно построить топографическую карту пластинки. Или атлас, если хотите. Вот чем вас удивляют Utopia, а не “осязаемостью образов”, “дополнительной массой” или “протяженностью послезвучий”. Они удивляют поистине безграничной сценой, многослойной картиной звукового восприятия, разделённой на тонкие, как их мембрана из бериллия, подложки и слои из инструментов, голосов и просто звуков, сопровождающих композицию. Впечатляюще, натурально, естественно.

Построение сцены образцовое: она не просто трехмерная, она безграничная, уходит далеко за горизонт нашего воображения и восприятия. Сперва кажется, что звук распространяется из условного центра, от слушателя, но дальше – интереснее. За счёт воздушности и полной открытости кажется, что движение начинается в обратную сторону. Проделки Arche? Возможно. Но это чертова магия. Зовите инквизицию. Если бы нужно было описать Utopia двумя словами, это были бы “сцена” и “детализация”. Оба эти параметра (если это слово применимо) находятся на отметке 11 из 10. Как и чувствительность к качеству исходного материала. Плохие записи хочется удалить из жёсткого диска и своей жизни (но потом вспоминаешь про краткосрочность романа с Utopia и возвращаешь файлы из корзины назад).

Я знаю, кому эти наушники не понравятся. Да, вам, мои дорогие басхеды, кому всегда “малабаса”. Как я уже писал, наушники предельно нейтральны и ровны, они не форсируют мидбас для пущей эффектности. Бас поражает глубиной, проработкой и детализацией. Суббас представлен не фоновым гулом, он создаёт один из слоев панно: деликатно, уверенно, четко. У этого участка чувствуется неподдельная глубина и реалистичность. Наушники демонстрируют шикарное разделение, при этом не теряя структуры композиции и не превращая музыку в разрозненные звуки. Мид, как я писал, не форсирован, он прекрасно детализирован, текстурирован. В нем нет излишней мягкости или, напротив, упругости. При этом на драйвовых записях рока или металла, создаётся достаточное звуковое давление и напор. For whom the bell tolls звучит с должным напором барабанов Ульриха и бас-гитары Бертона и агрессией гитар Хетфилда и Хеммита.

Область средних частот продолжает “линию партии” в направлении нейтральности, воздушности и тембрального великолепия. Микродинамика во главе угла, наушники ненавязчиво, но уверенно подчеркивают мельчайшие детали, ранее упущенные из вида. Помимо звука акустических струнных, вы также различите звук касаний о струны или щипка во время перебора. Тончайшие нюансы вокала, тембры вокалистов – все это раскрывает старые записи по-новому, временами вгоняя в трепет и меланхолию. От гитарной партия Гилмора в Wish you were here по спине пробежали мурашки, а вокал Марвина Гэйя в What’s going on начинает играть новыми оттенками. Это не наушники устраивают вам эмоциональные американские горки, а сама музыка. Это как третий уровень сна, как лимб.

Благодаря ровной середине, превосходной детализации и воздушности, наушники смело можно назвать жанрово универсальными, им одинаково здорово удаётся передать агрессию гитар на Jailbreak и воздушность Времен года в исполнении Луки Шулича.

Высокие частоты Utopia все также уводят нас в плоскость ясности, микроконтрастов и кристальной прозрачности. Причем, интерпретация звуков и послезвучий этого спектра крайне зависима от источника. Если с Arche и пресетом для Utopia я слышу высокие частоты ровными, сбалансированными, прекрасно детализированными и с эталонно-естественной протяженностью, то с другими вариантами усиления ситуация иная. Накануне своего знакомства с Focal’ами посетил мюзикл “Джаз і дівчата” в нашем драматическом театре, так вот, оркестр играл джаз и свинг, и звучание инструментов, как его подает Utopia в связке с Arche и родным пресетом, идентично оригиналу: это касается в первую очередь обертонов, того, как наушники играют с послезвучиями – с Arche мы слышим естественное и живое звучание, то, как бы мы услышали исполнение из оркестровой ямы в зале с прекрасной акустикой.

Слушая Focal Utopia, пришел к выводу, что быть обзорщиком-мужчиной (не обзорщиком мужчин!) это преимущество, потому что я могу сказать, что получил эрекцию от прослушивания Utopia, и преимущественное большинство читателей меня поймет и простит.

В режиме Hybrid или с Continental dual mono ВСЧ и ВЧ уже начинали тянуть одеяло на себя: в результате дополнительный напор и даже агрессия на этих участках, благодаря высочайшей детализации, уже делает прослушивания не таким комфортным и вовлекающим. Звук становится слишком колким, ярким, и магия рушится, как карточный домик. Выбор источника для зоны ВЧ – критичен. И речь не только об уровне, но и о том, насколько их синергия позволит раскрыть тонны потенциала, заложенные Focal. При удачном выборе наушники сплетут четкую и мелкую канву из обертонов, наполнят живым звучанием пространство, не вызывая дискомфорта и располагая вас к длительному прослушиванию.

Специально привел в пример именно релиз 2019 года, так как настоятельно рекомендую всем фанатом Флойд ознакомиться с бокс-сетом ремастеров, вышедшим в конце прошлого года. Выразительность высоких частот помогает гитаре Гилмора передать всю глубину тоски и скорби, всю ту грусть, которая не покидала участников коллектива после прощания с Сидом Барретом, безумным брильянтом, который был слишком талантлив, чтобы сохранить рассудок и связь с реальностью. And if the band you’re in starts playing different tunes I’ll see you on the dark side of the moon. Да, строчка из другой песни, но…  “Наркотики это плохо, пнятненько?” ©

Focal Arche

Тут мы незаметно подошли к Arche. ЦАП исполнен в соответствии наушникам: с одной стороны это сложная схемотехника, включающая в себя двойное моно с отдельным питанием левого и правого каналов и усиление, разработанное под каждую из моделей Focal (не говоря уже о двух режимах работы с разным выходным импедансом), с другой – это весьма скромный по нынешним временам AK4490, не рекордная мощность (1 Вт на канал) и отсутствие поддержки OTG (а вот щас обидно было). Как же часто я слышал, как АК4490 называют мутным и невыразительным! Если бы каждый раз, когда я это слышал, мне давали 1$, то Utopia я бы не брал на обзор, а купил бы в постоянное владение.

Какие же разные и по-настоящему классные устройства было собрано на основе этого ЦАПа! AK320, Dacportable, L&P L5PRO, Zishan Z2 (бугагашенька), не говоря уже о DAP среднего сегмента от Shanling, Ibasso, Cayin. Про реализацию в стационаре я вообще молчу. 4490 в свое время был флагманом Asahi Kasei, а флагманы у японцев гордо относятся к семейству чипов Velvet sound. Как и у L5PRO, звучание Arche можно назвать бархатным, не мягким и смазанным, а именно бархатным. В вашем гардеробе есть вещи из бархата или вельвета? Погладьте эту ткань, чтоб понять, что я имею в виду: он мягок, но имеет свою текстуру, сложную структуру поверхности и едва ощутимую шероховатость. Примерно такой характер имеет Arche в паре с наушниками Utopia и Stellia.

Focal заявляет про не просто заложенные в DSP-модуль пресеты настроек звука под каждую конкретную модель наушников, а про различия в усилительном тракте. Склонен поверить. Если другим источником или переключении настройки усилителя сменяется тональный баланс в пользу ВСЧ и ВЧ, то с “родным” пресетом, если следовать логике, должно быть смягчение в этом диапазоне, неотвратимо ведущее к снижению детализации и скрадывании микронюансов. Но этого нет. Усилитель не пытается создать видимость высокого разрешения за счет повышения давления на этом диапазоне. Это полноценный hi-end продукт под стать Utopia.

Arche рассчитан еще и на роль ЦАПа для домашней стереосистемы, и с этой функцией справляется отлично. К сожалению, полноценного теста сделать не удалось, так как “бутылочным горлышком” выступила сама домашняя стереосистема, находящаяся в другой лиге по сравнению с ЦАПом. По сравнению (серьезно? Arche в 10 раз дороже Aune) с Х8 Arche звучит масштабнее, прекрасно выстраивая сцену как вширь, так и вглубь. Среднечастотный диапазон наполняется информацией и явными акцентами на микродинамике, радует и более глубокий бас, причем это сопровождается еще подчеркиванием текстур на этом регистре, чего ранее не наблюдалось с использованными источниками сигнала. По части самого верхнего участка, отвечающего за послезвучия, то тут, в принципе как и везде, Arche выдает лучшее разделение, создавая роскошное наслоение “пластов” из обертонов. Наверное, я услышал потолок возможностей этой связки колонок и усилителя.  Вот бы эту коробочку да к какому-нибудь Rotel или, чего уж там, к Hehel! Да не к Oberon, а к Dali Epicon! Мечты, мечты.

Stellia. Сравнение с Utopia.

А что же Stellia? По сути это переделанные Utopia, в закрытом акустическом исполнении, с отчасти наследуемым дизайном, с тем же премиальным звуком, но позволяющие использовать их вне дома, в особенности в шумных места, ведь открытые Utopia требуют не просто домашней прослушки, а прослушки в полной тишине, иначе все посторонние шумы просто угробят удовольствие от восхитительного звука наушников. Stellia – это отличный выбор для путешествий, особенно шумным транспортом, вроде самолета (и речь скорее про полеты бизнес-классом или даже на собственном Джете, а не чартером до Шарм-эль-Шейха с орущими детьми на борту). Конечно, их достаточно сильная звукоизоляция пригодилась бы и в поезде, но я бы хотел посмотреть на пассажира интерсити Киев-Херсон в Focal Stellia.

Кстати, технически Stellia более всеядны: немного более упрощенная реализация бериллиевого драйвера (а вы знали, что бериллий токсичен? Аудиофил должен страдать, иногда даже самым жестоким образом) делает их более отзывчивыми на “упрощенное” усиление. Во-первых, они объективно слабее отреагировали в плане изменения звукового почерка на смену усилителя, во-вторых, то же самое происходило при смене пресетов на Arche. То есть Focal заложили в них более ровную работу от высококачественного, но все же портативного усилителя.

Наверное, приятно слушать Knockin’ on Heaven’s Door на высоте 10 тысяч метров с Focal Stellia от Continental dual mono. Наверное.

Как я уже писал, их звучание максимально приближено к Utopia, это касается и образцово аристократичного баса, сверхинформативных и прозрачных средних частот и высоких частот, звучащих безапелляционно детализировано. Ей богу, если бы они проходили полиграф, они бы его прошли – настолько честно они звучат.

Все – так же, как на Utopia. Кроме пары исключений, которые проистекают из их закрытого исполнения.

Первое – это сцена. Нет, она потрясающая, наушники звучат объемно, широко, на уровне флагманских открытых моделей, но звуковые меридианы не кажутся безграничными, как это бывает на Utopia с соответствующими записями. И разница вовсе не день и ночь. Это как сравнивать акустические особенности Венской оперы и Альберт-Холла. И это минимальная цена, которую платишь за возможность избавиться от внешних шумов, ведь во всем остальном наушники демонстрируют такой же безукоризненный уровень воспроизведения фонограмм. И все такой же высокий уровень требовательности к качеству этих фонограмм. Образцовые винил-рипы без слышимых артефактов превращаются в образцовые винил-рипы с полным набором шумов, скрипов, тресков и цоканий.

Второй – это некоторая артикулированность, и ощущение большей массы на низких  и средних частотах. Баса в Stellia не больше, но закрытый дизайн дает дополнительный “упор”, за счет чего появляется дополнительная динамика в этом регистре.

Середина же подается несколько интимнее, особенно вокал, который в Utopia уходит далеко и высоко под потолок, а в Stellia он более приземлен, но все также прекрасен.

Отмечу посадку. Мне она показалась не такой домашнетапковой, как на Utopia – чашки наушников сильнее пружинят, отчего нижняя часть амбушюр сильнее давит и может создать небольшой дискомфорт при длительном прослушивании. С другой стороны, наушники демонстрируют действительно хорошую изоляцию от внешних шумов, и, опять-таки, если сравнивать с открытыми Utopia.

Дизайн Stellia, на мой взгляд, привлекательнее: все-таки с закрытыми наушниками можно больше проявить оформительского мастерства, чем с открытыми. Приятная глазу перфорация, кожа, обеспечивающая закрытую акустическую камеру, пластина с логотипом, цвета мокко и коньяк – все это создает ансамбль тех мелочей, которые помогают охотней расстаться с деньгами, а также получать наслаждение не только от звука наушников, но и от их внешнего вида и того, как они ощущаются в руках. Держатели чашек выполнены из металла, в отличие от карбоновых в Utopia (вот тут Utopia нравится больше, к этому материалу, к его плетению, испытываю некоторую слабость).

Упаковка наушников заслуживает отдельного рассмотрения. Во-первых, производитель укомплектовал их шикарным кофром, исполненным в том же стиле, что и Stellia, предполагая, что наушникам часто придется покидать надежные стены вашего имения на Ривьере. Во-вторых, не поскупился на сразу пару кабелей, в том числе для балансного подключения. Причем, кабеля находятся в отдельных кожаных кейсах. Я впервые вижу, чтоб документацию к наушникам упаковывали в специальное кожаное портмоне. Даже на наушниках есть бирка с образцом кожи, использованной для изготовления их конструктивных элементов. Грешным делом подумалось, что это кусочек кожи с самых нежных мест сборщика именно этого экземпляра… Я бы уже даже не удивился.

Тысяча долларов между Stellia и Utopia. Сложный выбор. Если планируется использовать наушники вне дома, да еще и с различными источниками, я бы без раздумий брал Stellia. Если предполагается только домашнее прослушивание и вы готовы либо потратить сумму, сопоставимую с ценой Utopia на Arche, либо серьезно заморочиться для подбора к нему усилителя, обеспечивающую ту бесподобную синергию, которую обеспечивает Focal’овский ЦАП, то доплата в 1000$ того стоит.

Заключение

Самый сложный и главный вывод, который предстояло лично для себя сделать по итогам этого обзора, это ответ на вопрос “А стоят ли Utopia и Stellia таких денег?” Ответ “42”. А если серьезно, то вы сперва для себя должны найти ответ на вопрос “А чего стоят эти деньги для вас”? Если 4 тысячи долларов, запрашиваемые французами за Utopia, для меня это слишком высокая плата за звук В НАУШНИКАХ, то для кого-то эта цена не выходит за разумные пределы трат на собственное хобби. В конце концов жизнь создана для того, чтобы получать удовольствие и яркие эмоции за то короткое время, которое нам отведено, и для каждого источник этих эмоций свой – и для кого-то это музыка. Для меня музыка – это образ жизни, убежище от моей агрессивной среды и лекарство от стресса. И напоследок просто процитирую Курта Воннегута: “Если я когда-нибудь, не дай бог, умру, на моей могиле надо написать: «Музыка была ему единственным доказательством того, что Бог есть”.