ВСТУПЛЕНИЕ

В прошлом году я вступил в “возраст Христа”. А это значит, что я не был ни пионером, ни октябренком. О чем нисколечки не жалею. Но пионером мне все-таки стать придется. Сейчас. Ведь сегодня у меня на столе (технически – это выдвижная столешница стеллажа, где мог бы стоять винил будь я холост) возлежит едва ли не самая хайповая новинка 2021 года – новый флагман от iBasso и кое в чем прорывная модель для бренда – DX300.

Писать этот обзор я начал в момент, когда для большинства плеер еще недоступен для ознакомления. Потому мне выпала архиважная роль проводника между вами, аудиофилами, и новинкой. Между многообещающим игроком на рынке плееров (каламбур!) и вечно страждущим чего-то нового жертвам того самого зуда.

Поэтому были отложены все дела и утехи и включен однозадачный режим. Ведь окромя вас, мои немногочисленные читатели, у меня есть еще и шеф с 220-м на руках и ожиданием моего вердикта. Да, я попытаюсь озвучить свое мнение касательно целесообразности перехода с 220-го на 300-й. Этот вопрос едва ли не второй по актуальности после вопроса “как оно звучит?”.

В целом с iBasso мои отношения гладкими назвать сложно. В обзоре DX220 MAX я уже касался этой темы. А потому повторяться не буду. Но отмечу, что МАКС мне сильно понравился, и я бы даже хотел такое устройство в пользование, если бы не габариты и вес. Я даже попытался сделать прогноз. Он предвещал появление новой линейки Kann-подобных плееров у iBasso. Но я ошибся кое в чем: iBasso пошли не по пути выпуска таких кирпичей в будущем (хотя время еще покажет), а применили наработки MAX’а в DX300. 

Поэтому DX300 можно уверенно назвать продолжением идей DX220 MAX, обрамленных в цивильные рамки. Нет, ну сами посудите, плеер весом 800 грамм и довольно крупный едва ли встретит широкий отклик в сердцах и кошельках публики. Несмотря на отличную начинку и потрясающее звучание. 

iBasso DX300 я назвал кое в чем прорывным. И этих аспектов, заставивших его так наречь, я тоже коснусь. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ IBASSO DX300

Коробка плеера уподоблена коробке DX220. Это такая же упаковка, напоминающая детям 90-х VHS-кассеты. Такие пластиковые штуки, которые хранились в жестких конвертах. Только она заметно толще. “Конвертная” часть уже привычного серебристого оформления. На ее лицевой части нанесено только название бренда и модели. На тыльной начертан слоган iBasso – “В погоне за совершенством”. Надо будет как-то собрать все девизы аудио брендов. Хорошая идея?

Мне достался синий экземпляр. Такой приятный благородный цвет, одежду какого мне запрещает покупать супруга. Говорит, что я не Джокер, чтоб носить такие цвета.

Полиграфия здесь только на верхней крышке. Это глянцевый логотип iBasso и надпись “iBasso Audio” в самом низу. Коробка открывается подобно шкатулке. Тут нас сразу ждет сам плеер, лежащий на ложементе, покрытом тканью, немного напоминающей бархат. Под ним находится черный короб с аксессуарами. 

Комплектация у iBasso всегда на высоком уровне. Среди комплектных аксессуаров можно найти качественный кабель USB-C, провод с нагрузкой для прогрева, переходник на coaxial-папа, комплект защитных стекол.

Под аксессуарами расположился чехол. iBasso не изменяют традициям, и комплектуют плееры чехлами. Пусть не самого выдающегося качества и дизайна, но он есть. A&K, видимо, рачительнее относятся к таким вопросам и подобными щедротами нас радовать не привыкли и планируют в дальнейшем. Для устройств iBasso сторонние производители предлагают действительно интересные решения, которые как защищают плеер, так и придают ему дополнительного шарма. 

Сам чехол – под цвет плеера. В моем случае это синий кейс из очень приятной мягкой экокожи, фактурной и шероховатой. Чехол закрывает слот для карты памяти, но эта претензия скорее придирка, нежели недостаток. С учетом того, что у плеера 6,5-дюймовый дисплей, занимающий более 80% лицевой поверхности, то чехол-книжка в данном случае не выглядит как моветон. 

Как обычно, iBasso позаботились о покупателе, снабдив его всем необходимым. Но с оглядкой на роскошный дисплей не лишней была бы салфетка для протирания и удаления отпечатков. И натирания до блеска столь обсуждаемой в сети “пуговицы”.

ДИЗАЙН IBASSO DX300

С одной стороны, тут можно написать много. С другой стороны, можно просто сказать, что плеер стал максимально похож на смартфон. Как размерами, так и внешним видом. Плеер тут выдает только правый торец, немного скошенный к лицевой стороне, на котором можно наблюдать узкие кнопки управления воспроизведением и колесо регулировки громкости, совмещенное с кнопкой питания.

Плеер очень крупный. По высоте он даже превосходит DX220 MAX. Если 300-й имеет габариты 162 на 77мм, то MAX – 146 на 86мм. Правда, по толщине DX300 сильно тоньше – 17 против 27мм у MAX’а. Он почти совпадает в габаритах с моих смартфоном, а это “лопата” OnePlus 7PRO. Только он толще ванпласа примерно вдвое. Вес также внушителен, но не пугающ – уверенные 300 грамм. Какой удачный нейминг у модели. 

Как уже было сказано, iBasso DX300 сделан с прицелом на безрамочный дизайн. И по сути он такой и есть – безрамочный. С  поправкой на среднебюджетный уровень этой безрамочности, если говорить о смартфонах. 85% поверхности покрыто очень яркой и сочной IPS-матрицей диагональю 6,5” и Full HD разрешением. Рамки по бокам и сверху стремятся к минимальным, “подбородок” снизу не приковывает осуждающих взглядов даже владельцев столь красивых аппаратов, как 1+7pro. На стыке дисплея и шасси плеера расположена узкая полоса-индикатор частоты дискретизации воспроизводимого сигнала.

Если по технической части DX300 это развитие идей DX220 MAX, то по части дизайна скорее продолжение красавца DX160. Только в более изысканном одеянии из металла и стекла. DX160 визуально был красив, но при более близком знакомстве от него веяло какой-то игрушечностью. Да простят меня владельцы плеера, играет он отлично. За свои деньги.

На правом торце находятся уже упомянутые физические органы управления. Это три клавиши управления воспроизведением и колесо регулировки громкости. В Сети ее постоянно сравнивали с пуговицей. У меня же это колесико жестко ассоциируется с заводом механических часов. Кажется, что плеер будет работать, только если достаточно покрутить колесико, заводя пружину до предела. К счастью, это не так, и плеер поддерживает зарядку по протоколам Quick Charge 3.0 и Power Delivery 2.0. Левый торец почти пуст – только одинокий слот под карту памяти. Он тут один. Ему в помощь здесь 128 ГБ встроенной памяти.

Сзади плеер покрыт закаленным стеклом. Матовое стекло, скорее темно-серое, нежели черное, закругленное по бокам. На нем нанесен логотип iBasso и название модели.

Дизайн у плеера вышел удачный. Как для смартфона. Тут я озвучу свою, возможно, непопулярную точку зрения, что от дизайна плеера ждешь чуть большего – некой изюминки, душевности, если хотите. Возможно, с практичной точки зрения DX300 заслуживает наивысшей оценки, но тот же Cayin N8 вызвал у меня больше эмоций. Много больше. Когда впервые взял в руки DX300, то первая мысль была “А сколько у него камер?”. 

В целом сочетание синего с золотым очень удачно. Потому я бы рекомендовал именно синий цвет. Хотя адептов черного он тоже не должен разочаровать. 
Если отбросить субъективщину, то iBasso DX300 по части экстерьера по делу можно только предъявить крупные габариты. Если во внутреннем кармане куртки он помещался (не сказать, чтоб это было удобно), то из бокового он предательски торчал. Только глупый пингвин плеер робко прячет тело жирное в утесах карманах.

КОММУТАЦИЯ IBASSO DX300

На верхнем торце расположились разъем type-c, который служит для зарядки, обмена данными и приема-передачи цифрового аудио-сигнала, и 3,5 мм коаксиальный/оптический выход. Для коммутации с привычными SPDIF-разъемами как раз и нужен комплектный переходник.

Нижний торец несет на себе все основные коммутационные порты. Это три выхода для наушников, совмещенные с линейными выходами. То есть отдельного линейного выхода нет. Не беда. Даже я, обладатель домашнего стерео, редко использую линейный выход плееров. Разве что попадающих мне для обзора, чтобы поделиться впечатлениями, если они, разумеется, будут того стоить. 

Говоря про нижний торец, нужно чуть забежать вперед и сказать, что DX300 точно так же построен по философии сменных модулей усиления, как и модели DX150 / 200 / 220. К сожалению, модули от старых моделей не подойдут для 300-го. 

усилитель amp11

Раньше мы имели по сути “отстегивающуюся” нижнюю часть плеера, теперь же это плата, которая инсталлируется внутрь плеера. Немного напоминает подход Cayin с их N6-2, но там плата “упакована” в алюминиевый корпус, а тут, судя по фото, плата открытая, и видно все компоненты усилителя. 

Новый стоковый усилитель AMP 11 для iBasso DX300 несет полный комплект выходов, за исключением совсем уж “мертвого” балансного 3,5-миллиметрового. Тут и уже ставший привычным Пентаконн, и старый добрый балансный 2,5мм, и обычный несимметричный 3,5мм. Так, чтоб не было мало. Обладатели практически любого кабеля смогут начать пользоваться плеером тут же, из коробки. Ну, кроме уже упомянутого симметричного 3,5мм и совсем уж редко используемого с портативными источниками 6,5-миллиметрового джека. 

Надеюсь, что и последующие модели сменных плат усиления будут иметь такой точно набор разъемов с поправкой на схемотехнику самих усилителей. Такое решение выглядит более удобным, чем держать про запас кабель со сменными джеками или то, что предлагает пользователям Shanling.

Кроме того, плеер работает в качестве источника и приемника сигнала по bluetooth. Тут установлена 5 версия чипа, поддерживается полный набор кодеков – AAC, Apt-X, Apt-X HD, LDAC, SBC. О сетевых возможностях поговорим в следующем разделе.

Как видите, соединить DX300 можно практически с любой техникой и наушниками. А наличие ОС Android 9 и возможность установки приложений из Google Play Маркет открывает также и перспективы превращения его в домашний сетевой проигрыватель.

ЛОГИКА И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сколько раз я плевался на Rockchip, установленный во всех прошлых моделях iBasso? Сколько раз я недоумевал, как, выпуская плеера под тысячу баксов, с действительно классным звуком, нельзя поставить мало-мальски приличный SoC от Qualcomm или хотя бы Samsung. Как это не без успеха делает FiiO. 

И вот оно, счастье. В новой модели установлена логика от Qualcomm. Старый добрый 14-нм и 8-ядерный SoC Snapdragon 660. Старый – не для красного словца. Он был представлен в середине 2017 года. На нем вышла туева хуча устройств среднего ценового сегмента, и он зарекомендовал себя как хорошо сбалансированный чип. С достаточной производительностью и хорошей автономность. 3 года Mi 8 lite служит моей супруге верой и правдой без каких-то нареканий. В общем, хороший, проверенный временем и вашим покорным слугой чип. 

коробка от плеера

Плеер работает под управлением OS Android 9-й версии. Оболочка максимально аскетична, по сути это “голый” Андрюша. Плеер привычно имеет предустановленный проигрыватель Mango, но через APKpure можно без каких-либо танцев с бубном поставить Google Play и установить любое приложение для воспроизведения музыки. В том числе и по сети. 

В обзоре Naim Mu-So qb я рассказывал, какими средствами можно превратить ваш плеер или смартфон на Android в сетевой проигрыватель. Но от себя отдельно выделю USB Audio player PRO. Покупка его просто обязательна, если вы используете устройство в качестве сетевого цифрового проигрывателя или слушаете музыку при помощи портативного ЦАПа-усилителя.

Сетевые возможности также получили улучшение. В плеере установлены антенны Wi-Fi 5G 2×2 MIMO c 2 входными и 2 выходными каналами. Это не только положительно влияет на скоростные характеристики Wi-Fi, но и стабильность подключения. К чему у меня и не только были претензии в модели DX220. 

Работу всей системы поддерживает 6 ГБ ОЗУ. Шесть, Карл, мать их, гигабайт оперативки! У меня в смартфоне столько же. Куда плееру столько памяти, я не знаю. Но, как завещали нам предки, памяти много не бывает. Черт, еще недавно у меня в ноутбуке было меньше ОЗУ. 

Хоть и не новый, но очень приличный процессор, большой объем ОЗУ, относительно свежая версия ОС и грамотная оптимизация – в результате интерфейс работает плавно, быстро, без фризов. Этому удачно подыгрывает очень качественный дисплей. Пользоваться плеером и взаимодействовать с интерфейсом одно удовольствие. 

Другое дело, что с учетом того, что это все-таки плеер, такой дисплей выглядит излишеством. Разве что психануть и поставить мессенджеры и клиенты соцсетей. Грешным делом, подумалось, а не написать ли обзор DX300 на… самом DX300.

Кроме работы в режиме Android, плеер может загрузиться в ОС Mango 5 поколения. Это хорошо знакомая пользователям iBasso ОС на основе Linux, представляющая собой фирменный плеер в виде самой оболочки ОС. В этом режиме вам доступен только плеер. То есть прочий функционал остается там, за бортом. Режим pure sound, прямо как я люблю. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ IBASSO DX300

Конечно, мощные вычислительные возможности плеера не могут не радовать. Но плеер остается плеером, его задача – воспроизводить звук как можно лучше. И этому способствуют те технические решения, которые разработчик применяет, развивая от устройства к устройству.

задняя крышка ibasso dx300

Я уже писал, что DX300 это развитие идей лимитированного DX220 MAX только в обертке более ”гражданского” решения с прицелом на все-таки портативное применение. Поэтому некоторые решения из лимитированной модели перекочевали в 300-й.

МАТРИЦА-ЦАП 4 х CS43198QFC

Но начнем с сердца плеера. Традиционно плееры iBasso верхнего сегмента были построены вокруг логики ESS Sabre. Как правило, старших десктоп-решений, требующих хорошего питания и обеспечивающих наилучшие характеристики. В модели DX300 решено было использовать чипы другой марки, при этом в несколько непривычном формате. 

Не знаю, что послужило толчком – проблемы с доступностью есть только у ЦАПов от AKM. Возможно, это связано с тем, что делать еще один плеер на основе ES9028PRO iBasso не захотели, а организовать нормальное питание в портативном устройстве для ES9038PRO попросту невозможно. Даже для таких опытных разработчиков, как iBasso. Мое допущение. 

На этот раз разработчики iBasso в качестве ЦАПа использовали флагман от Cirrus Logic, хорошо зарекомендовавший себя, в частности в их плеере DX160. Только это не классическое двойное моно с двумя ЦАПами по одному на канал. Тут построена 8-канальная матрица из четырех двухканальных CS43198QFC. 8-канальная архитектура при воспроизведении стерео сигнала позволяет добиться высокого качества звука при минимально возможных искажениях. Такой себе полный привод в портативе.

Плеер умеет обрабатывать цифровой сигнал вплоть до PCM 32 bit 768 kHz и DSD512. 

FPGA-MASTER

Для подавления джиттера iBasso применили разработанную ими FPGA-матрицу (FPGA-Master). Как правило, SoC в цифровых плеерах отвечает за множество задач, в том числе за передачу обработанных данных на ЦАП. Так как любой SoC является многозадачным и управляет всеми процессами, то возникает негативное влияние обработки прочих запросов и выполнения иных задач, кроме передачи цифрового аудиосигнала. 

Для решения этой проблемы инженеры iBasso впервые применили программируемую логическую интегральную схему. Она работает в мастер-режиме (запросы высшего приоритета) между SoC и ЦАП. Матрица принимает данные от SoC и отправляет на матрицу из четырех ЦАП, задействуя два фемтосекундных кварцевых генератора Accusilicone Femtosecond с минимальным фазовым шумом для подавления джиттера. В результате мы получаем звук максимально возможной чистоты, свободный от фазовых шумов и дрожания. 

ПИТАНИЕ И МОЩНОСТЬ

А вот что было в DX220 MAX действительно круто продумано, так это питание. Напомню, в нем было установлено несколько блоков аккумуляторов, поделенных на группы для питания отдельно аналоговой и цифровой частей. Так как питание усилителя зачастую требует другого вольтажа, нежели ЦАПа или SoC, то инженеры, отвязывая цифру от аналога, получают больше возможностей для оптимизации усиления и “очищения” питание цифры, очень чувствительной к любым влияниям извне. 

двойное питание ibasso dx300

В iBasso DX300 установлено два аккумулятора. На 4000 мАч для аналоговой части и на 2000 мАч для цифровой. При этом у плеера только один разъем питания. И это type-c, слава Богу. DX220 MAX не мог обойтись обыкновенной QC-зарядкой и кабелем type-c, ему требовалось еще возить с собой отдельный блок питания для зарядки аналоговой части. Не самое удобное решение, единственным оправданием которому может послужить тот уровень звука, который был достигнут в DX220 MAX. Как и уровень мощности. QC 3.0 позволяет зарядить обе батареи примерно за 2 с половиной часа. Полного заряда хватает до 15 часов. В реальности же с учетом смешанного сценария и средней нагрузки выходит в районе 12 часов с балансного выхода. 

Вот мощность 300-му явно досталась от лимитированного прародителя. Как и DX220 MAX, который не имел поддержки сменных модулей усиления, AMP 11 основан на самой популярной плате AMP 8. Плеер может похвастаться 1240 мВт на 32 Ом при балансном подключении. Больше Ватта! AMP 11, я напомню, это стоковый усилитель, а не версия с повышенным вольтажом (среднеквадратическое напряжение на уровне 7,1 Vrms, кстати). Какие еще варианты усилителей нам готовит iBasso, неизвестно. Но опыт прошлых моделей заставляет надеяться на их разнообразие. 

Кроме высокой мощности, AMP 11 может похвастаться и остальными характеристиками. Соотношение сигнал/шум 125 дБ, динамический диапазон 125 дБ, общие гармонические искажения + шум -113 дБ.

На балансном выходе присутствует слегка заметный фоновый шум на очень чувствительных Solaris SE. С выхода 3,5 мм шум едва заметен. Как бы то ни было, его уровень не создаёт неудобств и дискомфорта.

ЗВУК

Про звук устройств, подобных подачей DX300, писать сложно. С одной стороны им нечего предъявить, звучат они безукоризненно. Чисто, ровно и по-взрослому. С другой – не за что зацепиться. Вот серьезно. Думая над треками, иллюстрирующими мои наблюдения или просто подчеркивающими характерные особенности плеера, я понял, что можно брать ЛЮБЫЕ композиции. “Без особых примет”. Но не подумайте, что плеер звучит невнятно или невыразительно. НЕТ. 

как звучит ibasso dx300

iBasso DX300 имеет очень ровную, светловатую подачу с идеальным тональным балансом. В целом склонен к аналитичной презентации. Плеер мастерски передает эмоции и агрессию, если так задумано творцом, но самостоятельно не делает акцента и не поднимает градус веселья. Это опытный и умелый дирижер, которому мастерство и пресыщенность успехом уже не позволяет вносить эмоциональную составляющую в свою работу. Но эти опыт и мастерство заставляют его оркестр звучать как единой целое и безукоризненно. 

Плеер не пытается удивить вас броской подачей и эффектной манерой звучания. Его фишка – это выразительность, информативность и прозрачность. Вы получаете ровно то, что было заложено в записи и ничего извне. Другое дело, что плеер заставит вас услышать все, даже те неприглядные стороны, которые другие устройства умело скрывали за чуть акцентированной массой, подчеркнутой динамикой или тем, что мы привыкли называть эмоциональностью подачи.

DX300 действительно очень информативен. Он не уходит в радикальную аналитичность, убивающую на корню музыкальность. Да, плеер нельзя назвать меломанским, все-таки это не то, чего ждешь от iBasso, если слушал их прошлые топы. Плеер грамотно балансирует между микро- и макро, обеспечивая те самые выразительность, информативность и прозрачность. За счет отличной динамики DX300 добивается выразительности звучания, а отличная микродинамика дает информативность и прозрачность. 

СЦЕНА

Сцена плеера стремится к максимальной. Она очень широкая и явно выходит за пределы черепа, особенно с высококлассными наушниками, способными передать голографичность воображаемого звукового пространства. Тут ощущается наследственность. Примерно такое впечатление производил AMP 8 с iBasso DX220. 

При этом образы, которые формируются в созданном плеером объеме, имеют среднюю величину, нет ощущения гипертрофии, преследующей достижение определенного вау-эффекта. Но и легковесными и истонченными их тоже не назвать. Баланс массы и объема соблюден. Воистину, DX300 –  плеер, познавший дзен. Место ему на одной полке с санскрит-линейкой HiFiMan.

Но куда сильнее впечатляет глубина. Плеер мастерски работает с пространством, заметно вытягивая его вглубь. Тем самым создается поистине шикарная многослойная презентация воссозданных плеером из записи образов. 

Плеер очень тонко подходит к позиционированию образов, скрупулезно размещая их перед “взглядом” слушателя. При этом он играет с нами, манипулируя нашим вниманием. Как и в случае с отсутствием “особых примет”, то есть характерных акцентов в его подаче, он очень четко меняет бэкграунд и фронт сцены. Явственно ощущаешь смену партии, которой отводится центральное место в записи. DX300 дает ощутить эту динамику акцента, если хотите.

При этом не возникает эффекта, подобного “боке” в фотографии, когда фоновые объекты замылены, а объект в фокусе находится на пределе резкости. Напротив, это скорее напоминает фотоснимок, сделанный на закрытую диафрагму, когда все объекты в фокусе, резкие и четкие. Притом сохраняется ощущение глубины картины.

Infectious Grooves, наверняка, не подозревают, что создали едва ли не универсальный трек для тестирования аудио аппаратуры. Тут здорово слышен круговорот планов. На записях, где не происходит столь динамичный чендж планов, мы имеем просто превосходное их построение, очень четкое и с хорошо ощутимой глубиной раздела между ними. Но тут эта пространственная динамика хорошо заметна.

А этот трек в свою очередь может послужить примером, когда динамика пространства по своей сути статична, но при этом выделение происходит не на уровне “фронт-бэкграунд”, а путем наведения линий и лучшей очерченности. Эффект подобен подсвечиванию объектов с выделением их границ. Если вы любите разного рода квесты, вы знаете, как бывает, когда находишь нужную деталь, и она меняет контуры, становясь более осязаемой. DX300 делает так же с музыкальными образами.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

С басом плеер ведет себя академично. Он восхитителен в передаче рельефа и текстуры. Плеер демонстрирует очень высокое разрешение и неистовый контроль на низкочастотном регистре. 

С массой и плотностью iBasso ведет себя крайне деликатно. Немного добавляя низам массы, плеер чуть подчеркивает самые нижние НЧ, за счет этой осязаемости суб-басовой области мы получаем очень линейные и ровные НЧ, с прекрасно выраженной многослойностью.

НЧ быстрые, и вариативные. Они могут быть разными. Хорошо ощущается разнообразие барабанов, примененных на Time Pink Floyd. Рототомы и обычные рабочие барабаны легко опознаваемы. С затуханиями тоже полный порядок. Тут мы имеем очень слоистые НЧ, плеер мастерски передает как разделение планов, так и обертона в каждом из них. 

Деликатность в передаче массивности и плотности звука на низких частотах несколько смазывает впечатления от прослушивания различной электроники на iBasso DX300. Возможно, мой слух в конец испорчен и развращен Cayin N8, оставившим неизгладимый след в ранимой душе аудиофила, но мне местами не хватало массы. Хотя рациональная часть моего сознания понимает, что это претит той аналитичной подаче, которую продвигает iBasso посредством DX300.

Другая особенность НЧ DX300 это великолепная передача многослойности нижнего диапазона и отличные переходные характеристики. На записях, где присутствует насыщенные области нижнего, среднего баса и нижней середины, это отлично слышно.

Джо Бонамасса, без сомнений, крут, но я сейчас не на его мастерстве заостряю ваше внимание. DX300 отлично раскладывает на слои бас-бочку, бас и низко звучащую ритм-гитару. 

Если НЧ упомянутого Cayin N8 навевали на мысли об античных статуях, то НЧ iBasso DX300 скорее про сложные инженерно-архитектурные элементы из стали. Требующие точных расчетов и знания сопромата. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

СЧ очень открытые, прозрачные. Им добавили толику теплоты и умеренную дозу слитности, что придает естественности на фоне в целом очень аналитичной подачи. С очень хорошей микродинамикой они наполняют пространство тонной информации. Плеер и без того строит прекрасную по своей глубине сцену, чтобы играть со средними частотами, уводя их вглубь. Поэтому СЧ здесь поданы открыто и как есть. Нельзя назвать подачу серединистой, это тоже будет нечестно по отношению к непредвзято-аналитичной подаче плеера. 

СЧ прекрасно позволяют легко локализировать образы в пространстве, они очерчены, остры, но без намека на дискомфорт. За счет того, что детализация DX300 разбавляется его умением передать динамику более крупных образов, мы имеем естественную подачу, комфортную и располагающую скорее к вдумчивому выслушиванию нюансов записи и поиска тонких моментов. 

Вокал подается в чуть теплой манере. Он акцентируется путем уже упомянутого выделения его контура. Он не подается “в лицо” – лишь максимально прозрачно и очерчено в пространстве. 

Тут вокал Джеффа Бэка предельно выразителен, хотя и в самой записи, и при прослушивании ее на DX300 он не выдвигается на передний план. Он остается посреди блюзового ансамбля на своем месте. Но выразительность партии предельная.

Образы в СЧ-диапазоне демонстрируют прекрасное разделение и распознаваемость.

Пусть не самый сложный аккомпанемент, но дуэт Лоры-Мэри Картер и Стивена Энселла умеет выдавать очень плотный и насыщенный саунд всего лишь посредством своих гитары и ударной установки (привет The White Stripes) звучащая на грани перегрузки гитара не мешает “расслаиванию” с ней двух голосов – Лоры-Мэри и Стивена. 

Презентация получается похожей на многослойные картины из бумаги. Знаете такие? Моя жена их делает. Когда несколько, иногда много, элементов одной картины вырезается из бумаги, накладываются один на другой, и все это дополняется подсветкой. Устройства из высшей лиги умеют вот точно так же подавать материал, раскладываю на слои и просвечивая его насквозь. iBasso DX300 точно из таких устройств.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ 

Верхние частоты получились очень “айбассовские”. Они могут похвастаться практически предельной детализацией (с поправкой, что можно больше, но существенно дороже) и роскошной проработкой обертонов. DX300 может дать одни из самых слоистых ВЧ на сегодня.

Плеер очень качественно прорабатывает ВСЁ в верхнем диапазоне. При этом тщательно разделяя каждый звук и каждое послезвучие. Очень показателен следующий пример.

Тарелки звучат невероятно чисто с предельной разборчивостью и раздельностью. Плеер всецело контролирует бас, обеспечивая прекрасный контраст и многоплановость презентации.

В принципе это и есть основные определения звучания DX300 – многослойность, чистота, разборчивость и раздельность. Рассказывать про верхние частоты у топ-линейки iBasso это как описывать фейерверк. Все его видели, и что бы ты не сказал, все представят ровно то, что видели ранее. Только в нашем случае все это с поправкой на рост технических возможностей самой новинки.

Жанрово плеер всеяден. Разве что закралась мыслишка, что электронике не хватает даже не глубины баса, бас DX300 способен отыграть даже экстремально низкие синтезированные частоты, а просто массы. Тут или смотреть в сторону плееров с менее нейтральным звуком, акцентирующим как раз НЧ, или подбирать наушники с явной выделением массы НЧ. 

Что касается чувствительности к качеству записей, то тут все сложно. Эти самые “разборчивые и информативные” ВЧ камня на камне не оставят от всякого треша или просто старых фонограмм, столь милых сердцу. Которые любишь не за их аудиофильскость, а за их душевность. Вот так мало по малу и превращаешься в брюзжащего думера в глазах зумеров.

NOS И ЦИФРОВАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ

Как правило, PCM-ЦАП имеет оверсемплер, который помогает более эффективно использовать аналоговый фильтр. Как и любой другой ЦАП, CS43198QFC также имеет аналоговые фильтры. Помимо привычного набора из Fast / Slow Roll of и Short Delay Fast/Slow Roll of, CS43198QFC имеет еще и режим NOS. Это режим цифро-аналогового преобразования без оверсемплинга и, зачастую, без аналоговой фильтрации. 

Режим NOS нужен для того, чтобы избежать искажений оверсемплинга при фильтрации. Эти искажения зачастую выражаются в том звенящем металлическом послезвучии, которое иногда резало слух на старых дельта-сигма устройствах или на, прямо скажем, источниках низкого качества. 

ЦАП для этого использует самую высокую доступную частоту семплирования, чтобы подавить эффект алиасинга. В конечном итоге, мы все равно снова вспоминаем теорему Найквиста и курс физики за 9 класс.

Чтобы не забивать вашу голову лишней информацией (я это уже и так сделал с излишком), скажу лишь, что при активации режима NOS (фильтр D5) я получил наиболее удовлетворяющее меня звучание. ВЧ стали натуральнее в сравнении со всеми доступными вариантами аналоговой фильтрации, они получили прибавку плотности и некую аналоговость. В целом режим NOS работает и тут явно не для галочки. 

КРАТКОЕ СРАВНЕНИЕ

Cayin N6-2 E01

DX300 выигрывает в детализации и в более классной проработке сцены вглубь. Тут 300-й действительно можно считать вне конкуренции. Если Е01 тоже строит очень хорошую по глубине сцену, то именно передача разделения планов у 300го более контрастная.

НЧ у Кейна более массивные, но не такие, как на А01, они сохраняют хлесткость и ударность, но 300й уверенно нейтральнее и аналитичнее на НЧ, и дает больше информации.

Середина у Е01 теплее и эмоциональнее. Подача образов более интимная, 300й скорее сконцентрирован на технической стороне вопроса и больше внимания уделяет технике исполнения, Е01 тут рисует более крупными мазками, но обладает высокой детализацией по части “бархата” звука.

ВЧ у Н6-2 Е01 с фирменным (Н6-1, Н6-2 Т01) подкрасом, но: 1) не такие жесткие 2) все-таки более натуральные, окрас не столь выражен. 300-й дает более качественную проработку послезвучий и их количество. Очень слоистые ВЧ у 300го ставят его на ступень выше и здесь.

Lotoo PAW 6000

Более эмоциональная, драйвовая и “аналоговая” подача. Сцена уже, глубина очень хорошая, но тут 300й опять-таки методично обходит конкурента своим умением разложить пространство на слои и подробно отобразить начинку каждого. В целом Lotoo дает более слитное звучание со своими акцентами.

НЧ у Lotoo 6000 заметно весомее, плотнее и теплее. 300й тут техничнее, 6K драйвовее.
Середина у PAW 6000 интимная, плеер выдвигает образы из этого диапазона ближе к слушателю, вокал заметно акцентирован и эмоциональнее. Слитная и чуть “аналоговая” подача средних частот делает 6к по сути антагонистом для аналитичной и крайне информативной середины DX300. Тут сильно решает вкусовой фактор.

ВЧ более протяжные и нейтральные у 300го. Lotoo 6000 чуть акцентирует нижние вч, но также хорош в послезвучиях. Тут есть некоторая искорка и задоринка за счет нижних вч, но умеренная. В плане тенхичности DX300 также выглядит предпочтительнее. Стоит добавить, что режим NOS дает наиболее естественные вч у 300го, убирая все характерные призвуки. Которые и слышны лишь когда отключаешь оверсемплинг.

Astell&Kern SA700

Сцена компактнее, широкая, но не настолько, и заметно проще вглубь. Подача подкрашенная и эмоциональная.
Низам добавлена приличная порция агрессии, акцент не столь на массе, сколько на энергетике и напоре. Очень плотный и динамичный звук. Вкусовая подача ИМХО.
Середина очень астелловская. Красиво подкрашена. Слитная, мелодичная, эффектная. Тоже вкусовая подача. 300й слишком академичен для какого-то сравнения, слишком другой.
Верха не такие натуральные и естественные, как у iBasso DX300. ВЧ у SA700 xуть подчеркнуты, яркие, с “хрустальным” блеском и менее протяжные.

iBasso DX220 MAX

МАКСималньо близко. Но. Подача Макса более эмоциональная. Низ больше выделен массой и в целом по макродинамике 220 MAX – один из лучших плееров, пожалуй, с единственным конкурентом в виде Cayin N8. В остальном iBasso 220 MAX и DX300 очень близкие, с аналитичным характером и претензией на референс. Но этот басс и динамика. 220 макс звучит более эффектно за счет такой подачи. Особенно на EDM и всякого рода металле.

Astell&Kern SE200

A&K SE200. Стал бы моей болью, будь я его владельцем, так отдать предпочтением к какому-то одному выходу даже на одной паре наушников я так и не смог. По подаче DX300 – это квинтэссенция ESS и AKM выходов.

Прозрачность и выразительность у него от АКМ, а информативность на краях и общая информативность – от ESS. iBasso DX300 берет от характера презентации обеих выходов SE200 лучшее и делает это с одного выхода. Вуаля.

НЧ заметно массивнее (на АКМ) и напористее. На ЕСС уже ближе – глубокие и детальные. В АКМ подкупает динамика, даже относительно 300го, но такая подача, по себе знаю, утомительна. ЕСС наоборот – спокойнее, но с лучшей передачей нижнего “шельфа”.

СЧ АКМ это что-то с чем-то. Очень броские, эффектные, выдвинутые. Градус эмоций заметно выше, чем у DX300. Акцент на верхней середине. Звучание может выйти за рамки комфортного. СЧ крайне прозрачные и выразительные. Середина на ESS более спокойная и подается в уравновешенной манере, близкой к академичности DX300.

ВЧ АКМ “придушены” сочной и эффектной серединой, что немного скрадывает послезвучия и блеск верхних частот. ESS тут звучит более линейно от СЧ к ВЧ, и более информативен в самом верхнем спектре. Похоже на iBasso DX300. Пожалуй, это единственный плеер, где нет сомнений в классовой идентичности в плане техничности и детализации. Только у 300го эта микродинамика подпитывается общей нейтральной подачей, тогда как у SE200 с АКМа балом правят эмоции и драйв, а ESS на его фоне кажется (на первый взгляд) проще и неинтересным. В итоге техничность 200го либо затеняется его подачей, либо “существует” на другом выходе, который как бы в тени AKM4499. Головная боль, а не плеер.

iBasso DX220

iBasso DX221. DX300 по подаче предельно близок, но лучше во всем. По детализации, по динамике, по проработке сцены – особенно по проработке сцены. НЧ глубже и интереснее (технически, речь не об окрасе). В общем, 221 далеко позади.

iBasso 228 – сразу скажу, что я между 221 и 228 выберу 221. Более аккуратная отработка нижнего диапазона и интеллигентная подача вч в исполнении 221 для меня делает его более интересным. 228 берет динамикой и более классной проработкой пространства. DX300 по манере ближе к 221, но с “прокачанной” динамикой и сценой 228. В общем, если нет желания или денег на апгрейд на что-то из хай энд, то апгрейд с 220 на 300 вопрос, не требующий размышлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить главное. Первое – DX300 у iBasso получился не минорным апгрейдом DX220, который логичнее было бы именовать DX230. DX300 стал плоть от плоти наследником монструозного DX220 MAX. Плеер как унаследовал технологические “фишки” прародителя, так и получил новые решения, способствовавшие тому, чтоб его звук можно было считать не скромным шажком вперед по сравнению с предыдущей серийной моделью, а уверенным таким шажищем.

В довершении как вишенка на торте – дизайн. Не бесспорный. Такие ретрограды, как я, будут ворчать, что плеер стал не просто похож на смартфон, он стал смартфоном. Но большинству он придется по душе. Экран действительно хорош.

В итоге мы имеем плеер без изъяна и упрека. С аналитичным звучанием и упором на максимальную подробность. Так каков ответ на главный вопрос – переходить или не переходить с условного DX220 на DX300? Да. Но. Если вы ментально готовы к покупке топа, если вы можете расстаться со столь существенной суммой, то стоит подумать о более значимом апгрейде. 

Но будем откровенны. При столь сильном росте цен на флагманы за последние год-два iBasso повели себя очень лояльно к публике. Или дело в их бескорыстности, или они готовят DX300 S/MAX, который получил весомую прибавку к прайсу и посягнет на высоты A&Ultima, Cayin N8, Lotoo Paw Gold Touch, Luxury and Precision P6 иже с ними?