ВСТУПЛЕНИЕ

Как вы слушаете музыку? Я не о прослушивании в пути, когда у всех алгоритм примерно одинаковый – отличается только источник, будь то плеер “все в одном” или бутерброд. Меня интересует как вы делаете это дома? Опять же, речь не про наушники. Мне, чтобы послушать музыку, надо: включить сетевой плеер, включить ЦАП, включить усилитель, пробудить ото сна NAS и запустить соответствующее ПО. При этом часть этих манипуляций буквально манипуляции, так как делаются сугубо вручную. Пока все сделаешь, забудешь что именно и какого года издания хотел послушать… На лицо пример классических аудиофильских страданий.

Сейчас производители Hi-Fi техники, во-первых, активно продвигают беспроводные технологии. Во-вторых, удачно совмещают лайф-стайл решения и мультирум концепции. Вы можете приобрести серьезного, далеко не начального уровня, сетевой стимер или AV-ресивер, скажем, от Denon, но в нем будет реализован мультирум функционал. Есть, конечно, простой способ создать такую систему с минимальным вложением, например, накупив Chromecast донглов вроде Гугловских, получив в итоге полноценный мультирум с поддержкой как аналогового подключения (на борту простенькая схема от АКМ), так и цифрового (оптика и 24 bit 96 kHz к вашим услугам) со стереофоническим усилителем начала 90-х или активной акустикой. Я сделал примерно так. Тут вам в помощь смарт-ТВ. Более старые модели могут прекрасно работать по UPnP в качестве сетевого аудиоустройств).

Но все это – костыли. На своем опыте могу поделиться теми подводными камнями, с которыми вам предстоит столкнуться, если вы твердо решили сэкономить на некоторых опциях в домашней системе, которые подразумевают сетевую природу.

Для тех, кто ценит комфорт, удобство и, разумеется, качество звука, на рынке есть масса вариантов. Помимо высококлассных bluetooth-решений, это и полноценные решения all-in-one, с поддержкой всех беспроводных протоколов и стриминговых сервисов. И акустической системой на борту.

Одним из тех, кто пошел по пути выпуска таких устройств, стала компания Naim. К ней-то ваш покорный слуга преисполнен теплых чувств, после знакомства с Naim Uniti Atom. Хоть я и пытаюсь быть сдержанным в своих эссе, но с этим аппаратом я изошел на мед и патоку – настолько он хорош и подходит мне по своему характеру, английскому, хочу заметить.

С чего начиналось?

Линейка лайфстайл систем Mu-So началась в 2014 году с одноименного аппарата Naim Mu-So. Несмотря на свою явную лайфстайловость, он делал упор на звук, имея на борту как серьезную цифровую часть, так и впечатляющие 450 Вт в классе D (на сегодня класс D уже не недостаток, в отдельных случаях может быть и преимуществом). Помимо крайне привлекательного дизайна и роскошного функционала, Mu-So все еще – Naim, то есть обладает высококлассным и, главное, “наимовским” звуком. Разумеется, акустика в Mu-So тоже своя, вернее от Focal, которой на сегодня принадлежит Naim.

Удачный старт новой линейки привел к выпуску Mu-So второго поколения, а также расширению самой линейки за счет мини-версии (хотя сложно применить приставку “мини” к “кубику”) – Mu-So Qb. Которая, кстати говоря, также получила логичное продолжение в виде новой версии. Сегодня перед нами “кубик” первого поколения.

ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

Освободив упаковку из транспортировочной картонки, перед нами предстает привычная белая упаковка Naim, в недрах которой скрывается “кубик”. Лаконично, но узнаваемо. Комплект простой: сама аудиосисиема, кабель питания и техническая документация. Пульт ДУ есть у модели второго поколения. Нужен ли он вообще? Скорее нет, чем да. Фирменное мобильное приложение Naim сделано на 5 с плюсом. Позволяет как управляться с воспроизведением, так и получать доступ ко всему функционалу устройства. Кстати, играть из Tidal я смог заставить “кубик” только посредством фирменной утилиты, приложение Tidal наотрез отказалось видеть в домашней сети Naim Mu-So QB в качестве устройств для воспроизведения).

В отличие от оригинального Mu-So, “кубик” приобрел, внезапно, форму куба. Однозначно, с точки зрения эргономики – это огромный плюс, позволяющий расположить его буквально в любой точке современного жилища, не всегда располагающего местом под наши с вами аудиофильские утехи.

Если говорить о размещении и месте для установки, то Naim учли широчайшие сценарии использования своей системы. В фирменном приложении есть пара опций, предусматривающих настройку звучания под эти сценарии: это и размещение, и тонкомпенсация. Первое – понятно. Насколько близко вы размещаете Naim Mu-So QB к стене. От этого зависит характер звучания нижнего диапазона. Для расположения у стены в спальне – одна подача низа, для расположения в центре большой гостиной во время праздника – уже другая. И разница очень заметна и помогает получить оптимальное звучание в зависимости от сценария прослушивания.

Тонкомпенсация – в принципе понятно тоже. Я – истовый поборник честного звука, и функцию loudness выключаю на всем, до чего только доберусь. Тут – тонкомпенсация очень деликатно включает дополнительную “подкачку” низа как раз-таки для фонового воспроизведения, когда в комнате немало людей, который общаются, возможно, есть посторонние шумы. Во всем этом бедламе НЧ точно не затеряются. Но и нет богомерзкого бубнежа, свойственного некоторым беспроводным системам.

Концепция дизайна – плоть от плоти Mu-So. Аппарат базируется на постаменте из прозрачного акрила с регулируемой подсветкой. Такое решение создает твердое ощущение, будто “кубик” парит на столом. Это здорово пересекается с воздушным, прозрачным звучанием Naim.

Задняя грань Naim Mu-So QB почти полностью покрыта решеткой алюминиевого радиатора. Только нижняя ее часть отведена под коммутационные порты, в том числе – питание. Аккумулятора, разумеется, у аппарата нет.

Три оставшиеся грани бережно окутаны грилем. Стандартно гриль – черный, но есть 3 альтернативные цветовые схемы – красный, синий и оранжевый.

Сверху – стандартный для Naim элемент управления, диск с сенсорными клавишами управления. Линейки Mu-So и Uniti получили его прямиком от топовой линейки усилителей Naim Statement, флагман которой стоит более 100 тысяч фунтов стерлингов. Мелочь, а приятно. Элементы управления на диске позволяют выбирать входы, переключать радиостанции, управлять воспроизведением, а также реализовано отображение активного источника сигнала.

Дальше – больше.

Если снять гриль, перед нами предстает фасад начинки, акустика от Focal, которая представлена двумя парами средне- и высокочастотных динамиков и одним низкочастотным излучателем, который трудится с парой пассивных радиаторов, обеспечивая завидную как для таких габаритов глубину и подробность низких частот. Размещение СЧ и ВЧ излучателей, по словам инженеров Naim, должно создать ощущение полноценного стереофонического звучания. Тут мне предъявить им в принципе нечего, но о звуке и умозаключениях, связанных с ним, звуком, – дальше.

Если кому-то внешний вид “кубика” без грилей напомнил маску Дарта Вейдера, то мне – крипового персонажа из “Ну, погоди!”, робо-зайца, навсегда оставившего психотравму миллионам детей из бывшего СССР. Сами же грили – не плоские, как могло показаться на рендерах. По диагонали они имеют некоторую выпуклость, придающие шарма всей конструкции. В купе с “парящим” дизайном это делает Naim Mu-So QB еще привлекательнее. Сложно вообразить что-то более подходящее для современного жилища. Разве что шар. Почему? Не знаю. Но я хотел бы шар. Как дань уважения чуваку Лебовски.

Под “капотом” Mu-So Qb прячется 32-битный DSP-процессор, обеспечивающий работу с беспроводными интерфейсами и качественное преобразование сигнала, за усиление которого отвечает комплекс из 4 50-ваттных усилителей и одного 100-ваттного для каждой из полос, то есть тут триамплинг реализован в предельно возможной конфигурации. Пять, Карл, пять! Пять усилителей. И это в, по сути, лайфстайловом решении.

naim muso qb цифровое подключение

По функционалу тут привычное для Naim избыточное великолепие: 3,5мм линейный вход, поддержка USB-источников и подключения носителей, s/pdif (оптика, можно подключить к ТВ), bluetooth, Wi-Fi (в первом поколении только 2,4 ГГц), Chromecast, AirPlay, UPnP, Tidal, Spotify Connect, Qobuz, Internet Radio. И будильник. За это отдельный респект разработчикам. Пробуждение и утренние сборы под любимый плейлист – и день начинается не так уныло, даже несмотря на не майскую погоду. Еще б “кубик” кофе варил – и цены б ему не было.

ЗВУК

Итак, о главном. Больше всего меня волновал контраст, неизбежное сравнение с прослушиванием на полноценной стереопаре. Не будет ли просадки по сцене? А по глубине? И тот вопрос, который мне задавали чаще всего, увидев, что попало на этот раз в мою аудиофильскую пещеру – а стоит ли он своих денег на фоне сопоставимых по цене классических стереофонических решений? Но обо всем по порядку.

Сперва нужно понять роль “кубика” в рамках вашей аудиофильской пещеры. Скорее всего – это озвучивание помещения, где не происходит постоянное, регулярное, прослушивание музыки. Кабинет, спальня, кухня, возможно, лоджия. В моем случае это – спальня. Возможно, вам он пригодится для организации звука (если речь не идет о многоваттных и многодецибельных мероприятиях) во время вечеринок или встреч. Как я пошутил, настоящий мультирум должен еще легко и быстро перемещаться из комнаты в комнату. А попробуйте легко и быстро переместить стереопару, пусть даже в полочном исполнении. Плюс провода. То-то же. Поэтому будем исходить из этого.

Сцена

Больше всего меня смущала сцена. Но мой скепсис не оправдался: если привычка к звучанию напольной акустики и несколько подчеркивала недостаток ширины стереопанорамы (опять-таки, мы все еще помним, о чем идет речь и о каких сценариях использования), то вот глубина приятно удивила. “Кубик” внезапно для меня оказался не робкого десятка. Он достаточно качественно и по-взрослому разложил сцены на планы, проработав ее вглубь.

В общем, не дал ни на секунду задуматься о том, чтобы назвать звучание минисистемы плоским. Инженеры Naim и Focal свой хлеб едят не зря. Особенность расположения излучателей явно была взята не с потолка или ради красивого экстерьера. Как для минисистемы, Mu-So Qb звучит масштабно, глубоко, с правильным построением сцены, не картонно. Перед нами воссоздается не макет сцены, а сама сцена, как есть, хоть и в компактной ее реализации.

НЧ

О низких частотах я бы поговорил подробно. Дело в том, что по умолчанию после сброса настроек (а это обязательное условие для подключения аппарата к новой сети) тонкомпенсация включена. И эту опцию я проверил к своему стыду не сразу. А потому, с учетом размещения “кубика” у стены да еще в весьма небольшом помещении, у меня сложилось как у анти-басхеда превратное впечатление о низкочастотном диапазоне “кубика”. Но нет. Первым делом – задайте параметр тонкомпенсации и размещения, и НЧ вас по-настоящему порадуют глубиной, очень недурной проработкой текстур и, где это необходимо, прекрасным панчем.

Честно, вечера с “кубиком” проводились и под ECM-овский джаз, и под Бледного императора Мэнсона, и под Темную сторону Луны – и везде, я повторяю, везде, к НЧ было сложно придраться. Кстати, на металле и тяжелом роке тонкомпенсация кое-где добавила драйва и эмоций, а потому поиграть с ней и с эквалайзером (все-таки речь идет о DSP и классе D – играй не хочу) уже вполне обоснованный выбор каждого. НЧ у аппарата без скидок хорошие. Быстрые, плотные, с хорошим разрешением и глубиной, телесные и прекрасно осязаемые. Аппарат очень натуралистично передает колебания струн и удары по бочке, заставляя ощутить их буквально кожей, если самому находиться в ближнем поле. А наблюдать за тем, как движется диффузор излучателя, а вместе с ним пассивные радиаторы, – отдельный вид удовольствия.

Великий и ужасный (я помню, что сей титул закреплен за Оззи, но и этот любитель гротеска и эпатажа достоин его не меньше) Мэрилин Мэнсон. И лучший его альбом со времен Golden Age of Grotesque. У композиции прекрасная басовая линия, “кубик” сохраняет как строгую ритмичность, так и передает бочку во всей ее напористости и прямолинейности, подобной несущемуся на тебя товарному поезду (и речь не о ползающих поездах Укрзализныци).

СЧ

Середина по-фокаловски светлая, прозрачная. Весомые НЧ не довлеют над ней и не отнимают хлеб у среднечастотного диапазона. Разделение инструментов реализовано на отлично. В целом середине “кубика” присущи как хорошая детализация, так и макродинамика. Конечно, проработка СЧ уступает стационарным решениям по части динамики и разрешения, пусть и бюджетным, но “прокачанным” за счет отдельного ЦАПа и хороших межблочных кабелей. Однако это – эзотерика и лежит она в области целенаправленного и вдумчивого прослушивания композиции. Знаете, так: сидя на диване, а еще лучше на подушке на полу, не отвлекаясь ни на что больше. Но сомневаюсь, что систему вроде “кубика” кто-то станет слушать так. Разве что в салоне.

Если без придирки – СЧ не оставляют ощущения недосказанности или какой-то ущербности. Если уж и проводить сравнительные параллели, так всевозможным мини-системам они точно не уступят и пяди на поприще аудиофильских заморочек и загонов. Гитары и нойз NIN, фортепиано Avishai Cohen Trio – аспекты разные, а результат один – звучат с положенным им характером, не оставляя места для ощущения какой-либо неполноценности. Нижние СЧ передают ощущение “жирка”, в то время как верхние обладают должным уровнем хрустальности и воздушности. Аппарат придется по вкусу как любителям фонового прослушивания Трента Резнора, так и ценителям классики.

СЧ в этом пассаже звучат пространственно и прекрасной очерченностью образов. “Кубик” сохраняет целостность произведения, но не допускает какой-либо каши. Каждому звуку и инструменту отведено ровно положенное ему место на этом полотне.

ВЧ

В верхнем диапазоне Mu-So Qb обладает хорошей детализацией, разборчив. Даже демонстрирует начальный уровень слоистости, неплохо справляясь с проработкой обертонов сложных и насыщенных композиций. По характеру – это звук Naim. Такой же характер был у Uniti Atom в связке с моей акустикой. Однако, разумеется, уровнево эти системы находятся в разных лигах. При этом, звук – “наимовский”, это слышно сразу.

“Кубик”, как я уже говорил, хорош по части построения воображаемой сцены вглубь. Тут ему удается выглядеть молодцом. В том числе за счет уверенной хорошей работы с обертонами и наполнения ими пространства.

Может не самый инструментально насыщенный трек. Однако, за счет достаточно информативного участка свыше 12кГц, композиция хорошо демонстрирует возможности тракта при работе с пространством. “Кубик” тут не оплошал: вокал передан интимно, близко, тепло, но при этом общее пространство не страдает от этой “интимизации” – отсутствует ощущение зажатости, будто голос Стиви Штрауса звучит прямиком у твоего уха в тесной кабине лифта. Хотя это был бы не самый драматичный вариант, согласитесь.

Mu-So Qb демонстрирует свойственный технике Focal и Naim характер. А именно: воздушный, с “хрусталенкой”, с прекрасно очерченными и проработанными образами. При этом в системе реализована возможность подстройки и адаптации под условия помещения и сценарий использования. Разумеется, все это с поправкой на формат и роль “кубика” в вашем жилище. Однозначно, я бы завел себе такое устройство в хозяйстве. Уж очень хорошо он прижился в спальне и на балконе. Как раз там я обустроил уютный релакс-уголок, где и пишу сейчас эту строки.

PRO ET CONTRA

И, наконец-то, постараюсь ответить на вопрос, который мне несколько раз был задан, касательно “Стоит ли?” – согласитесь, в нашем ритейле Mu-So Qb стоит в районе 25 тысяч. Что немало. Но. Это – Naim. А еще Focal. Если вам нравится характер звучания устройств этих компаний, то у меня для вас плохие новости – их техника ОЧЕНЬ дорогая.

На другой чаше весов возможность собрать стереокомплект на базе современной полочной акустики. Напольную я даже не буду пытаться уложить в рамки 900$ (а ведь нужен еще усилитель!). Иначе это будет комплект, пригодный едва ли для просмотра ТВ. Мини-системы с крохотными колонками я также не рассматриваю. Вы не получите с ними сколько-нибудь ощутимого прироста, сравнительно с “кубиком”. А ведь мы хотим получить максимум от наших кровных 900 долларов. Также я опущу барахолку и винтаж. Первое – личный выбор каждого, второе – верный способ потратить деньги, не получив в итоге удовлетворения. Далеко не весь винтаж актуален и сейчас.

Итак, у нас есть условные 25 тысяч. Попробуем собрать конкурента “кубику”, который бы имел над ним превосходство, и разберемся, чем нам придется пожертвовать. В качестве акустики я бы рассмотрел прекрасные полочники Dali Oberon 3. Это примерно 16 тысяч в нашем ритейле. Купольный твиттер из старших моделей и крупный 177-миллиметровый низкочастотный излучатель из святой бумаги (кроссовер настроен на 2,4 кГц) обеспечивают как широкое, открытое, прозрачное звучание ВЧ и СЧ, так и хороший уверенный бас. С акустикой мы разобрались. У нас остается еще 9 тысяч. Не густо. С проводами можно обойтись малой кровью, и взять обычные медные проводники. Только не на местном радиорынке, медь меди рознь!

Найти интегральный усилитель за менее, чем 400 долларов – задачка та еще. Из наиболее приличного – младшие Marantz (тут надо принимать во внимание фирменный характер звучания марантцев, более мягкий и обволакивающий, чем Naim), Denon, Cambridge Audio линейки Topaz (кембриджи также заходят не всем, мониторность и подробность звучания часто принимается за скуку и сухость). И эти модели объединяет отсутствие цифровых входов. То есть за 6,5-8 тысяч мы получаем интегральный усилитель не с АлиЭкспресс, но без каких-либо сетевых функций и ЦАПа.

Тут два варианта, как выйти из ситуации. Первое, у вас есть современный плеер с сетевыми функциями, еще лучше, с андроидом на борту. Так, ставите на него приложение Bubble UPnP (его нужно покупать) и используете в качестве приемника по UPnP и Chromecast. При этом отдавая сигнал или просто управляя по Wi-Fi со смартфона. Если же ваш плеер лишен сетевых функций, то можно использовать только лишь его линейный выход. Как альтернатива – подключить к нему в качестве сетевого приемника другой смартфон (сейчас у каждого, наверное, есть в загашнике старенький андроид). Главное, чтобы он поддерживал функцию OTG, которая доступна с android версии 4.0 и выше.

Есть еще один способ, очень надежный с точки зрения работы. Все-таки сторонние приложения, пусть и из официального маркета Гугл, не всегда работают идеально. Меня очень выручало (да и сейчас тоже иногда) фирменное устройство от Google – Google Chromecast Audio. К сожалению, оно снято на сегодня с производства. Выпускается только HDMI-версия для использования с ТВ и мониторами. Audio – это версия исключительно для работы со звуком. Он имеет оптический выход, поддерживающий отдачу цифрового сигнала вплоть до 24 bit 96 kHz, совмещенный с аналоговым выходом (то есть для оптики нужен переходник или кабель с mini-toslink).

На борту донгла установлен ЦАП AKM 4430, то есть можно выдавать аналоговый сигнал сразу на усилитель. Найти его непросто, но на ebay продают остатки, цены совершенно разные, так что советую обзавестись терпением и мониторить барахолки. Огромный плюс устройства – его стабильная работа с Google Home. А также возможность из нескольких донглов создать полноценный мультирум, работающий без костылей.

Альтернативы с Али, работающие только с аналоговым сигналом или по bluetooth, я не рассматриваю. Потому что, во-первых, с прицелом на апгрейд системы за счет внешнего ЦАПа (бюджетный Topping или S.M.S.L. вполне сгодится, но можно поискать и устройства от более именитых товарищей вроде Aune) нам пригодится цифра. Во-вторых, рассматриваю канал передачи только без сжатия, что невозможно с сомнительными bluetooth-донглами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К чему я все это? За условные 25 тысяч можно собрать полноценный стереокомплект с прицелом под будущий апгрейд, но не без костылей. Сетевые функции “кубика” же работают идеально. Достичь такого качества работы за счет по сути подручных средств и ограниченного бюджета – невозможно. В качестве основного устройства для прослушивания музыки “кубик” я бы рассматривал только в случае, если ваши жилищные условия стеснены или вы ищите именно лайфстайл-вариант. В противном же случае современные бюджетные полочники и интегральный усилитель начального уровня – ваш выбор.

Но если у вас уже есть стереосистема, и вы хотите качественно и без головной боли озвучить другие пространства, то линейка Mu-So можем стать вашим лучшим выбором. Особенно, если вам близок звук Naim и Focal.