Во времена, когда я был молод и только начинал путь аудиосамурая, я не уставал мечтать. В виду заметно меньшего разнообразия наушников на рынке и моей заметно меньшей осведомленности, было среди пределов мечтаний и несколько моделей от немецкого бренда. Sennheiser HD 600 – одна из них. Ведь позиционировались наушники как профессиональные. Как известно, само это дает +100 к звуку. По крайней мере неокрепшем мозгу юного аудиофила.

Конечно, от большинства моделей моего тогдашнего виш-листа (как смешно бы он выглядел сейчас!) меня, бедного студента, уберегло банальное отсутствие денег на такие дорогие (тогда они считались дорогими!) игрушки. Но годы прошли, а гештальт закрывать надо. В общем, модель, сподвигшая меня к обзору, не такая уж новая, потому я решил заценить сразу три вариации. Так что сегодня речь пойдет о наушниках Sennheiser HD 660s, HD650 и HD600.

Упаковка и комплектация

На первый взгляд, не так уж важно. Но не только звук формирует итоговую цену. У всей тройки кабеля съемные.

У 600-ок он с отмеченным красным правым каналом. А терминирован джеком 3,5 с навинченным из коробки переходником на 6,3 мм.

отличие коннекторов в наушниках

Sennheiser HD 650-ые имеют кабель оснащенный “полноразмерным” джеком на 6,3. Намекая на студийное использование. Но его дополнили небольшим переходником на 3,5 с кусочком провода. Немного менее удобно, чем обратный переходник, но тут отчетливо дали понять, что студийное/стационарное использование – приоритет.

Приятнее всего комплектация у Sennheiser HD 660s. Мало того, что они стали чуть проще в раскачке (прежние модели были 300-Омными, а тут это значение вдвое меньше), инженеры (или кто там разрабатывает комплектацию) сделали отсюда правильный вывод. Плеер их тоже потянет, так что прослушивание пусть не на ходу (все-таки открытое акустическое оформление – не лучший вариант для города), но спокойной обстановке, где в целом неплохо бы слышать и то, что творится вокруг – не только один из возможных, но и вполне вероятный сценарий использования. Предусмотренный в том числе комплектом. Смотрите сами.

660 s/650/600 комплектные кабели

Кабель с джеком 6,3 для серьезных прослушек – есть. Нужен 3,5? Есть такой же как у 650-ок переходник. Нужен баланс, чтобы подключить наушники к плееру и слушать на террасе на берегу моря (без последнего эффект, конечно, будет не тот)? В комплекте есть балансный кабель с актуальным 4,4 мм.

А вот остальное, конечно, неважно.

Дизайн и эргономика

Тут все лаконично и просто. Думаю, нет на земле аудиофила, ни разу не видевшего наушников 600-ой серии. Пластиковый корпус с достаточно большими овальными чашками, полностью забранными снаружи сеткой.

Внешне модели отличаются только цветом и, естественно, названием. Из мелких нюансов – подголовник Sennheiser HD 600 разделен на 4 подушечки, а у 650 и 660s только надвое. Немного отличаются кабеля и внешний окрас корпусов. В общем, это мелкие нюансы, так что не буду углубляться в подробное описание мягкости и комфорта велюровых амбушюр и примерно такого же оголовья (спойлер – они немного маркие).

оголовье HD 660 s/650/600

В плане эргономики между моделями отличий нет. Все 3 пары удобны и обладают аналогичными показателями звукоизоляции. Показатели последней близкие к нулевым, ведь акустическое оформление, как я уже упоминал, открытое. Прижим не слишком сильный, но надежный. А благодаря небольшому весу, длительные прослушивания – не только очень вероятный, но и приятный сценарий использования. Как с точки зрения звука, так и с точки зрения комфорта. В общем, заметно, что и вес, и комфорт учитывались при разработке наушников.

Звук

Примерно так же, как не большие отличия во внешности, не большие они и в звуке. Более того, я бы даже не стал четко разграничивать их в плане старшей/младшей модели, ибо в качественном плане они примерно на одном уровне. Ну ладно, улучшения с возрастанием индекса, конечно, есть, но очень небольшие. Более заметны они в плане отличий вкусовых. Но обо всем по порядку.

Sennheiser HD 600

Наушники разработаны для мониторинга и это заметно. Ровная подача без особого подчеркивания тех или иных моментов композиции. Кроме того, играет свою роль и хорошая скорость, проработка мелких деталей и нюансов композиции, а так же пространственное строение сцены. Если задача мониторов – быть сухими и беспристрастными, передавая запись такой, как она есть, не прощая никому и ничего, не пытаясь мотивировать музыкантов, добавляя каждому плюсик в харизму, то 600-ки – это мониторные наушники.

Sennheiser HD 600

Разумеется, модель хорошо показывает нюансы записи и источника. Не хочу сказать, тем не менее, что Sennheiser HD600 – это наушники, которые разлагают запись на атомы или вытаскивают косяки, упрекая ими слушателя. Нет, они просто играют так, как есть. Так что если запись достойная – получите, распишитесь. Красивые обертона, проникновенный вокал или инструменты, хороший контроль и проработка диапазона. Ну а если вы вч-фоб и/или запись не ахти, то извольте услышать и это. Так что модель точно будет пилить для кого-то. Но едва ли это можно отнести к ее минусам. Просто некоторым пилят любые наушники, имеющие ВЧ. А тут они мало того, что есть, так еще и не смягчены в традиционной манере. В итоге ровно, технично, мониторно, открыто, естественно, беспристрастно.

НЧ обладают хорошим контролем и глубиной. Они не выделяются на общем фоне, но если запись того требует, могут создать необходимый вес, напор и основание композиции. Тем не менее, повторюсь, если нужно, чтобы качало и долбило – вообще мимо. Это будет ровно в той степени, как есть в записи. Отсюда же и плюсы в виде прекрасного контроля, очерченности, детальности и подробности проработки диапазона. Кроме того, наушники хорошо передают характер и размерность инструментов, неплохо раскрывая особенности звукоизвлечения.

СЧ тоже лишены акцентов. Каждый исполнитель обладает ровно своим уровнем харизмы. При этом нет проблем с передачей должного напора и веса, но, опять же, если это уже есть в композиции. Если нет то тут или вокалист петь не умеет (welcome to reality – такое бывает часто) или не выходит того напористого концентрированного звука, который так любят металхеды, то извините. Все сами, все сами. Учитесь. Наушники поблажек не делают. При этом прекрасно передаются нюансы записи.

В общем Sennheiser HD 600 больше внимания уделяют микродетальности. Так что для некоторых они точно будут инструментом для препарирования композиции. И, естественно, HD 600 позволяют отслеживать отдельные партии инструментов, акцентируя свое внимание на них. И все же, не могу сказать, что от этого сильно страдает макро составляющая композиции. Нет, просто на первом месте не она. Ну а что касается натуральных деревянных инструментов, то они звучат прекрасно. Так же как и электрогитары. Они не просто рычат, но и отличаются в зависимости от композиций, при этом не превращаются в одну абстрактную электрогитару для всей музыки в мире. Да и с передачей тембра и напора таких вокалистов как, скажем, тот же Майк Паттон, проблем тоже нет. Ровно как и с передачей различных эффектов на вокале или нюансов владения им.

ВЧ – как я уже говорил, кому-то точно будет пилить. Так что если склонны бояться сибилянтов или просто некачественных записей – покупать наушники без прослушивания точно не стоит. Для остальных же подача 600-ок обернется отличной проработкой атак, затуханий а также детальностью. Благодаря хорошему контролю и скорости диапазона наушники способны хорошо справляться как с высходящими затуханиями живых инструментов, так и с электрическими. Хорошо звучит перкуссия, передавая всю россыпь тарелочек, колокольчиков и треугольников. В то же время, отлично звучат и электронные  пространственные эффекты.

Сцена Sennheiser HD 600 больше среднего в ширину. При этом наушники не стремятся раздувать ее, если речь о камерной записи с парой инструментов, то она так и звучит. Если это напористый драйвовый рокешник, то он тоже сохраняет должную размерность и ставку на эмоции. Ну а если рок этот стадионный и записан соответственно – вот тут будет и ширина, и масштаб, и размах. Но без накачки весом и принудительного выбора фронтмена.

Sennheiser HD 650

Прежде всего, это немного другая подача. Наушники сохраняют примерно ту же тоналку, не добавляя ни теплоты, ни холода, но делают звук буквально немного жирнее (в основном на НЧ) и смещают подачу в чуть более слитную. При этом немного снижают резкость и очерченность, давая чуть больше веса. Ну и немного смягчают верха, а также немного убирают протяжность. Как следствие, в прямом сравнении 650-ки чуть целостнее, массивнее и темнее. К тому же сохраняется примерно та же чувствительность.

сравнение трех моделей 660 s/650/600

НЧ – одно из главных отличий. Есть впечатление, что диапазон Sennheiser HD600 взяли и немного сместили вниз. Как следствие, тут бас немного глубже и массивнее. Без ухода в теплоту, он обретает буквально немного жирка. О последнем, впрочем, стоит говорить только в сравнении, потому как по факту тут подача скорее выходит из чуть суховатой у 600-ок на условно нейтральную. В итоге это идет на пользу убедительности звучания инструментов, давая им чуть больше веса и рельефа. А как следствие, вовлекаемости. Кроме того, последний момент становится более выраженным и за счет более целостной подачи.

СЧ сохранили свое внимание к нюансам записи и проработку микродеталей, но тут уже плюс к харизме есть. Впрочем, наверное, это слишком много. Реверанс очень аккуратный. Сохраняется внимательность в передаче характера инструментов, а также их размерности и звукоизвлечению. В общем, кто не умеет петь, по-прежнему форы иметь не будет.

ВЧ – прежде всего не столь протяжные. Как следствие, критичность к записи немного ниже. Но таким образом 650-ки темнее. Во-вторых, тут имеется небольшое смягчение. Нельзя сказать, что в этом контексте модель заметно комфортнее, но немного – да.

Сцена немного утратила по ширине, но чуть обрела в плане глубины. Тут более наполненная и насыщенная передача звукового полотна. Если 600-ки хорошо отрабатывают строение и разделение планов, то тут чуть больше внимания отводится их взаимодействию. Между инструментами буквально немного меньше воздуха и их размеры чуть крупнее.

Sennheiser HD 660 s

Если совсем уж вкратце, то модель воплотила лучшее, что было в подаче обеих предыдущих моделей и даже улучшила это. Утонченность и изящность в передаче ВЧ, дающую композиции хорошую натуральность и естественность, совместили с более весомыми и (опять же) более натуральными НЧ. Кроме того, сохранилась и фирменная подача СЧ – хорошая проработка деталей, нюансов композиции. Внимание к особенностям записи, передача характера инструментов и особенностей звучания той или иной партии.

По НЧ Sennheiser HD 660 s примерно паритетны с 650-ой моделью. Разве что вместе с хорошей протяжностью, более заметной самой низкой составляющей, бас стал малость собраннее. Он чуточку менее жирный, но все еще более массивный, чем у 600-ых. В итоге, удары имеют хорошую очерченность, вес, избегают излишне резкой подачи. С другой стороны, со скоростью и передачей техничных моментов записи проблем по-прежнему нет. Просто бас тут более сбалансирован, чем у обеих моделей. А как следствие, и более натуральный.

СЧ имеют то же внимание к деталям. Они скорее микродетальны, благодаря чему удается хорошо передавать характер инструментов. Если говорить о балансе микро- и макро-, то Sennheiser HD 660 s скорее золотая середина. Так что им прекрасно удается передавать мелкие нюансы, в должной степени наполняя их тембрами и весом.

ВЧ, опять же, золотая середина. Нет, они поближе к 600-кам, но, тем не менее, тут они приготовлены аккуратнее, за счет чего удается лучше передавать характер инструментов, затухания, обертона, и вот это вот все, за что так любят хорошие верха. В итоге тут получается менее резко, чем у Sennheiser HD 600 и не настолько смягченно, как у 650-ых. То есть золотая середина. А вместе с чуть более глубоким динамическим диапазоном получается и более честная, правильная и натуральная подача.

Сцена у Sennheiser HD 660 s ровно также – имеет лучшее из двух миров. С той только разницей, что это не просто лучшее, но и еще чуть-чуть лучше. За счет этого подача более правильная, строение сцены более реалистично, а так же лучше позиционирование инструментов.

Музыка

Ну и приведу несколько примеров. Не стал этого делать по ходу текста, поскольку аудиофилы используют музыку не для прослушивания, а для теста тут речь как раз о сравнениях. А значит, важны отличия в подаче наушниками тех или иных моментов.

Никто не собирается оспаривать вокальный талант Симоны Симонс, но все же, кроме обычного человеческого наслаждения композицией, я хотел бы обратить внимание на ударные. Они играют очень важную роль в композиции и тут заметно, как по-разному передают ее разные модели. 600-ки делают больше упора на технику, позволяя оценить незамысловатую на первый взгляд парию со стороны музыканта и/или профессионала. 650-ки добавляют ей веса, напора и целостности, делая прослушивание если не чисто меломанским, то близким к нему. Sennheiser HD 660 s передают оба момента – как эмоции, обеспечивая ударам должный вес и рельеф, так и техничные стороны звукоизвлечения, сохраняя отличный контроль и очерченность.

Отличный пример проникновенного вокала и драйва, который хорошо показывает два момента. Во-первых, все три пары наушников передают вокал очень схожим образом. То есть на 650-ых он буквально едва массивнее и чуть больше выведен вперед относительно остальных моделей, но отличия очень и очень небольшие. Во-вторых, более заметным является такой момент – место СЧ в общей подаче. Наиболее органичная и естественная подача характерна как раз для Sennheiser HD 660 s. В то время, как другие модели отводят середине буквально чуть меньше внимания.

Например, эта запись светловатая и изобилует множеством эффектов на ВЧ. В частности они и позволяют отнести этот трек к тесту ВЧ. Важно для нас как раз то, что на Sennheiser HD 600 верха звучат отлично, но общая подача наушников на фоне остальных моделей скорее светловата. Так что возможен перебор. И если 650-ки причесывают и приглаживают эти моменты, то 660s, напротив, справляются с ними лучше всего. Именно на них трек звучит, как надо – воздушно, эффектно и непринужденно.

Итоги

Таким образом, все три пары Sennheiser HD 600 \ 650 \ 660 s хорошо справляются с мониторингом, при этом прекрасно подойдут и для домашнего использования. Их выбор вполне может основываться не только на качественных характеристиках – тут их рост соответствует повышению индекса – но и по вкусу. Из тройки наиболее светлые, сухие и техничные 600-ки. Sennheiser HD 650 напротив, самые темные и слитные. Sennheiser HD 660 s – наиболее сбалансированные, натуральные и естественные. Выбор за вами.