Компания Hifiman была среди трех китов, некогда принесших на своих спинах азиатские продукты на рынок персонального аудио. И одной из первых, кто возродил практически почившую в веках технологию наушников с планарным излучателем. Да, были еще Fostex, но они воспринимались скорее как архаизм. А Доктор Фанг, напротив, сделал планары great again, и показал, что это может быть модно, стильно и молодежно. Признаюсь, за модой и стилем я не особо гнался, но постольку начинал я с известных некоторым ТДСов, то идея планаров, да еще и современных, показалась мне крайне интересной. Тем более, что крайне интересным был и звук. Но стоит ли говорить, что сыпались они часто, да и убийцами топов, скажем прямо, не были.

Примерно так я и дошел до широко известных в свое время Hifiman HE4. Завладев которыми, на длительное время забросил сегмент полноразмерных наушников. Тем более что Hifiman эти самые 4ки с производства сняли и ударились в перевыпуск 400ой модели. И недавно, кстати, снова перевыпустили их, и получилось очень даже неплохо. Но так или иначе, я как-то успешно упустил момент, когда на смену цифрам в названиях пришли слова. И пусть произошло это уже достаточно давно, для меня это все еще новое поколение “мэнов”.

Не будучи, ни глухим, ни слепым, нельзя не заметить определенный хайп, или, если хотите, признание, сопровождавшие новинку (для меня) с названием Arya. Так что пусть для многих она уже и не новинка, сегодняшний текст именно о ней – Hifiman Arya.

Упаковка и комплектация

Прежде всего хочется отметить некую фирменную черту. Все наушники компании, которые мне доводилось до сих пор видеть, имеют внешнюю коробку из толстого многослойного картона. Мало того, что это надежно защищает внутренности, так еще и основную коробку. Мелочь, а приятно.

упаковка Hifiman arya

Основная упаковка лишена каких-то хитростей в конструкции. Открывается простым снятием верхней части коробки вверх. Не стали заморачиваться даже модными суперобложками, оставив всю необходимую полиграфию прямо на коробке. И выглядит она вполне. Без чрезмерно ярких и аляповатых моментов, в пастельных серых и коричневых цветах. Впрочем, стиль печати сейчас унифицирован и Arya от, скажем, HE400i 2020 отличает название модели и рисунок самих наушников. Но стиль тот же. Та же и схема упаковки.

Внутри коробки нас ждут сами наушники в вырезах из вспененного материала. Но теперь сверху ложемент застелен тканью, похожей на шелк, так что сразу складывается ощущение премиальности продукта. Независимо от его реальной стоимости. Понимая умом, что это все стоит недорого, одинаково приятно открывать как коробку Arya, так и упомянутых HE400i 2020.

Есть, конечно, в комплекте и кабель, и немного полиграфии. Но в общем на этом все. Необходимый минимум и ничего лишнего.

Дизайн и эргономика

Достав наушники из коробки, пожалуй, первое, что обращает на себя внимание – манера модели “сложить лапки”. В смысле сложиться амбушюркой к амбушюрке. Исходя из этого возникает ожидание заметного прижима. Но нет, не могу назвать его излишним. Умеренно плотный и комфортный. Размер и удобство оголовья и амбушур хорошо распределяют вес. Порядка 400 граммов веса. Конечно, невесомыми наушники не получились, но благодаря эргономике на комфорт даже при длительном прослушивании жаловаться не приходится. Размер регулируется дискретно. Пожалуй, не самое привлекательное внешне оголовье с П-образной дугой (сейчас меня проклянут, если ранее не сломают себе мозг), но удобное.

внешний вид наушников

Амбушюры кожаные, имеют угловую (скошенную) конструкцию. Скос же кроме комфорта призван обеспечить более правильный угол драйвера по отношению к ушной раковине. Это имитирует более естественное распространение звуковых волн и, как следствие, положительным образом отражается на передаче ВЧ и строении сцены. Ну, это в теории. Что на практике – разберемся чуть позже.

Внешняя часть амбушюр – кожа, внутренняя – тоже, но уже перфорированная. И, увы, со складочками. Что малость не по феншую. Хотя, будь наушники моими, я, так или иначе, поэкспериментировал бы с наиболее правильной и интересной формой амбушюр. Но складочки на внутренней стороне амбушюры, т.е. в звуковом канале – по сути единственная претензия. С посадкой и комфортом проблем нет, со звуком – тоже. Так что можно списать мою претензию и на придирку.

форма амбушюр Hifiman arya

Амбушюры, естественно, повторяют форму чашек. Последние выполнены каплевидными (или же яйцеобразными), направленные острым концом вниз. Подобная форма более удобна, чем овальная. Распространена не сильно, но подобное решение применяется, например, у Meze Empyrean, да и у старших моделях самих Hifiman.

Основной внешней деталью являются металлические перепонки на внешней стороне чашек. Они кроме декоративной выполняют и функцию защиты. И по сути заменяют собой обычную штампованную решетку. Последняя не являет собой хорошее решение в плане акустики, постольку часть звуковых волн отражается от решетки и возвращается назад на мембрану. И все эти переотражения ведут к искажениям, что, естественно, не ок. Так что в Hifiman Arya такой элемент могу только поприветствовать не только с визуальной, но и с технической точки зрения.

Более того, в наушниках применена ассиметричная магнитная система и ультратонкая мембрана. Так что подобные решетки могут быть и одним из демпфирующих факторов. Конечно, не очень верю, но, с другой стороны, заявлена толщина мембраны в 1 микрон. Так что даже легкое дуновение значение будет иметь. Для понимания масштаба, это примерно порядок толщины мембран у электростатических наушников.

Прилегание амбушюр достаточно плотное, чему способствует две степени свободы вокруг горизонтальной и вертикальной оси.

комплектный кабель Hifiman arya

Разъемы для кабеля выведены в острый конец чашек, а последние в соответствии с эргономикой, направлены немного вперед. Коннекторы 3.5 мм в моно конфигурации.

В плане чувствительности к кабелю – пробовал буквально несколько вариантов. Немного лучше стока оказался хитрый с воздушной изоляцией. Еще чуть лучше – упоротый и тяжелый кастомный медный литц. Так что подбор не то чтобы бессмысленный, но как от любого кабеля, ожидать магии не стоит. Дальнейшее описание звука приведено для стокового варианта.

О звуке Hifiman Arya

Прежде всего, наушники достаточно эмоциональные. Многие называют их ровными, а то и мониторными, но, на мой взгляд, прежде всего тут именно эмоции. Да, частотка и сама подача близка к нейтральной. Hifiman Arya подают материал честно, детально и технично. Уход в эмоции не излишний и их форсирование аккуратное. Но оно есть. И именно этот фактор обращает на себя внимание прежде всего. Как это сделано? Акцентированием НЧ. Легким, аккуратным, так что для тех, кто привык к более басовитым наушникам, акцентик будет незаметен.

Тем более, что его присутствие по сути не отражается на контроле диапазона. И добавляет вовлекаемости, которая кстати практически всегда есть. Тут ситуация с акцентом НЧ в чем-то схожа с CA Andromeda. Для многих акцента не было, потому что большинство наушников с акцентированными НЧ выделяют их в большей мере. Находились и те, кому НЧ было мало. Примерно то же самое и с Hifiman Arya. Для меня акцент на мидбасе ясен, как божий день. Но настолько же понятна и его аккуратность.

Низ

НЧ имеют хорошую протяженность и контроль. На последнем не сказывается упомянутый легкий акцент. Сказывается он на характере подачи. Кроме небольшого дополнительного веса и рельефа акцентик дает легкий реверанс в сторону жирной подачи. Это именно реверанс, потому как в плане техничности все отлично, но в сухость наушники при этом не уходят, не только сохраняя должную телесность и вес, но даже едва подчеркивая эти характеристики.

Кроме того, на те же характеристики работает и правильно отмеренное количество суб-баса. Это отнюдь не значит, что с глубиной или контролем есть проблемы. Напротив, тут все ровно настолько же отлично, как и должно быть в моделях высокого уровня. Ультратонкая пленка и планарная технология вместе с правильным тюнингом делают свое дело. И низ тут очень близок к максимальной информативности.

Также сохраняется натуральность, проработка текстур, вариативность ударов, и их убедительность. Отражается это в универсальном оживлении как синтетических, так и натуральных инструментов диапазона. Кроме того, на упомянутую эмоциональность играет и легкий теплый оттенок в подаче диапазона. Вообще в звучании НЧ очень заметна филигранная работа над тюнингом. Словно правильная специя, подчеркивающая определенные нюансы вкуса. Но количество и сама специя выбрано столь аккуратно, что ее присутствие остается практически незаметным.

Один из примеров передачи наушниками НЧ. Композиция, предшествовавшая известной всем фанам LP зажигалки А.06. Тем не менее, выпущеный к 20-летию альбома трек в высоком качестве служит прекрасной иллюстрацией того, как меняется запись от демо-версии к альбомной. И, конечно же, в подаче Hifiman Arya напора и драйва композиция обретает, становясь еще более рельефной и живой.

Середина

СЧ на фоне низа буквально чуть-чуть смещены в микродетальность. Опять же – грамотный тюнинг. Он тут не делает заметных перекосов, сохраняя должную телесность и вес, и уклон в микро заметен только на фоне НЧ. Но, как и прежде, имеется хорошая эмоциональность и целостность композиции. В то же время, благодаря прекрасному балансу микро- и макродетальности Hifiman Arya одинаково хорошо удается как передача общей задумки, так и деталей композиции. На итог получается детально, прозрачно, но плотно и натурально. В этом плане середина под стать низким частотам. Примерно то же можно сказать и о легкой теплоте, добавляющей записи эмоциональности и вовлекаемости.

С другой стороны, при столь высоком уровне наушников упомянутые характеристики обозначают то, что они не просто присутствуют. Они близки к максимуму по качеству. Если речь о детальности и техничности, то она тут близка к максимальной. Со всеми вытекающими. Скоростью, очерченностью, аналитичностью и информативностью.

То же самое касается и вовлекаемости. Hifiman Arya – яркий пример того, что в топовом сегменте аналитичность и эмоциональность – не противоположные, а, напротив, схожие характеристики. И те самые мемоизвестные скрипы стула на самом деле создают всю необходимую атмосферу и естественность записи, не только обогащают, но и одушевляют ее, раскрывая мельчайшие, но естественные штрихи, которыми изобилует звукоизвлечение в разных его фазах. Независимо от инструмента или вокала. Да, и что касается последнего – гендерное равенство сохранено. Как мужской, так и женский вокал звучат одинаково убедительно и полагаются на мастерство исполнителя. Обретая, тем не менее, нотку проникновенности за счет чуть тепловатой передачи диапазона.

Еще одна запись из недр тестовых треков. Не буду в очередной раз говорить о своей бесконечной любви к Gojira, то, что делают братья Дюплантье, невозможно передать словами. Это чистейшая эмоция. И этот трек я всегда слушаю на самой разной аппаратуре. Проникновенное драйвовое и напористое исполнение проникает в самую душу, и в подаче Hifiman Arya раскрываются особенности гитарных эффектов, вокала, и подает запись такой, как она есть, лишь чуть оживляя ее.

Верх

Верха Hifiman Arya так же близки к идеальным в плане качества. Детально, прозрачно, аналитично, информативно. Само собой, с прекрасным контролем и протяжностью. И даже без особых смягчений. Так что атаки и затухания передаются так, как того и требует запись. Наушники сохраняют хорошую телесность диапазона, сочетая ее с характерной для хорошей реализации верхов скоростью. Таким образом струнные или перкуссия, попадающая в этот отрезок диапазона, звучат очень осязаемо, убедительно и реалистично. Тем не менее, достигается это без явных акцентов или же, напротив, смягчения определенных участков.

Конечно, на фоне едва вздернутого низа верха не излишне назойливы и, будучи полноценно реализованными, не уходят в излишний комфорт. Прилизанными их тоже не назвать. Но в абсолюте, конечно, можно сказать про небольшой пик в районе 10 кГц, придающей записи чуть больше пространства и воздуха, а редким затуханиям, зашедшим столь далеко – чуть больше эффектности. Таким образом наушникам действительно удается создать эффект протяжности диапазона вверх. И все же количество ВЧ лично для меня не приближается к критичной отметке, будучи достаточным, но отнюдь не чрезмерным.

Ну и финальный тестовый трек. На самом деле, конечно, не совсем. По очевидным причинам. И тем не менее, Cult of Luna всегда делали очень насыщенную, тягучую и атмосферную музыку, разобрать которую даже на составляющие уже дорогого стоит. Hifiman Arya способна проделать и эту, и обратную процедуру, при желании показывая, где какая партия ударных, а где пространственные эффекты, и настолько круто все это звучит вместе.

Сцена

Что касается строения сцены, то, как я уже упоминал, ей на пользу пошел тот самый небольшой акцентик на верхах. Но и на НЧ тоже. Таким образом, получается хорошая проработка планов, их разделение и взаимодействие. Немного подчеркивается разделение планов. Ширина сцены заметно выше среднего, на соответствующих записях может быть максимальной. Наушники демонстрируют прекрасное позиционирование инструментов с достаточным количеством воздуха. Речь не о пустом и излишне широком звучании, которое называют раздуванием сцены. Тут достаточно пространства для полноценного взаимодействия инструментов.

Ну и, дабы быть непредвзятым, стоило бы так же упомянуть о том, что вот, Focal Clear отыгрывают некоторые моменты чуть лучше, но, честно говоря, столь удачный микс техничности с музыкальностью совершенно не располагает искать в звуке какие-либо недостатки.

Но, полагаю, те, кто выбирает для себя столь не дешевые полноразмеры и так знают, что прослушивание перед покупкой – универсальный совет. И все же, в плане универсальности модель получилась прекрасной. Мне почти не попадались записи, где бы упомянутые особенности звучания были не кстати. Отнести к таковым можно некоторые экстремальные жанры электронной музыки или же индастриала, где тепло и легкое оживление материала пусть и воспринимается, как всегда, отлично, но с точки зрения правдивости могут быть минусом. Крайне небольшим, тем не менее, учитывая аккуратный тюнинг.

Итоги

Hifiman Arya получились достаточно тугими. Они любят усиление, так что, не странно, что лучше всего они раскрываются именно от стационарных источников. Разумеется, встречаются редкие особо смелые плееры, которые решаются взять на себя такую нагрузку, но, будем честны, почти все они – из семейства QLS. В ином же случае рекомендовано стационарное использование. И, конечно же, любимая музыка. Hifiman Arya заставляет ее раскрываться в новом свете, предоставляя очень внимательное отношение к композиции, в полной мере передающее и техничные моменты, и, конечно же, эмоции.