Не так давно глава Fiio жаловался на экспансию мелких ЦАПиков в бюджетный сегмент. Как следствие, действительно дешевых плееров на рынке почти не осталось. Их выпускает всего несколько фирм. Как по мне, плеер всегда удобнее. Но, судя по тому, что экспансия таки состоялась, и, более того, продолжается, многим именно такие компактные ЦАПики, именуемые в народе свистками, оказались наиболее удобными. iBasso на это не жаловались. Более того, они сами приложили руку к популяризации подобных устройств. Раз за разом выпуская удачные ЦАПики, фирма сумела угодить многим. На сегодня в ассортименте компании уже 4 подобных устройства. И как раз четвертое, iBasso DC04 вышло довольно недавно. О нем и поговорим.

Если уж компания из Китая осмелилась выпустить устройство под этим номером. Ибо вообще-то он там считается таким же несчастливым, как у нас 13. И часто в нумерации его пропускают. Но iBasso не стали заложниками предрассудков. Четвертый – значит, DC04.

Упаковка и комплектация

По этому пункту все просто и скромно. Не будет ничего нового для тех, кто уже видел, как упакованы предшественники. Маленькая пластиковая коробочка, сквозь прозрачную крышку которой видно возлежащий внутри на подложке ЦАПик. Кроме него в комплекте есть полезный аксессуар – переходник с USB-C на “полноразмерный” USB-A. Он находится под двойным дном, так что сразу можно и не заметить.

На этом все. И для столь бюджетного устройства это нормально. Да и вообще, чего еще ждать от комплекта для USB ЦАПика?

Дизайн и эргономика iBasso DC04

Точно так же, как и ранее, девайс имеет компактный коннектор, подсоединяемый к устройству. К нему на коротеньком проводке подключено само гнездо. С обеих сторон имеются кембрики, защищающие кабель от перелома.

В то самое гнездо и полагается подключать наушники. С той же стороны имеется и маленький светодиод, сообщающий о работе устройства. Традиционно, имеется адекватная индикация наличия сигнала и подключения, так что девайс не станет кушать батарею источника по чем зря. Удобно. Экономно.

Особенностью iBasso DC04 является то, что он терминирован стандартом 4,4. Он же его Величество Пентакон. Если не ошибаюсь, это первое устройство своего форм-фактора, заточенное только под новый стандарт балансного подключения. Его конкурент Lotoo Paw S1 имеет и 4.4, и 3.5. И размерчик побольше. И ценник заметно так выше.  Впрочем, с его звуком я не знаком. Так что о нем, может быть, как-нибудь в другой раз.

Конечно, сам сокет 4,4 мм является достаточно большим. Он заметно больше, чем 3,5, и уж тем более, 2,5 как в длину, так и по толщине. Так что, корпус устройства не мог получиться столь же компактным, как и у его предшественников. Он примерно в 2-2,5 раза толще и практически такой же по ширине. Сечение напоминает трапецию, но с чуть скругленными основаниями. Не могу назвать девайс громадным. Напротив, он компактен насколько, настолько только мог быть исходя из размера 4.4. Но, естественно, больше предшественников. 41х14х11 мм, если быть точным. Что, конечно, не сильно мало, но как реализовать подобную штуку компактнее лично я ума не приложу. Как я уже сказал, упирается все в размер сокета. И это внутри еще ЦАПы есть (два!), и даже их обвязка.

Впрочем, не буду углубляться в описание технических нюансов, надо выдерживать среднее количество знаков по бренду, а в прежнем обзоре на DX300 их было немало. Так что ближе к делу.

Звук

Ну и, главное, конечно же, звук. Предшественники в линейке свистков демонстрировали не только изменения в стандартах подключения, но и, в частности, прибавку в звуке. Не подвел и герой обзора. Пусть он, как и предшественник, построен на том же ЦАПе – CS43131 (вернее, на паре таковых).

Но вот в звуке и в мощности отличия есть. При чем по мощности они разительны. Если подсмотреть в шпаргалку, напечатанную компанией, то iBasso DC3 выдавал 80 мВт на 32 Ом нагрузки. А вот его старший балансный друг – уже целых 195 мВт. Т.е. выхлоп увеличился пропорционально размеру, более чем в два раза. На практике это значит, что обиженным не уйдет никто, и ЦАПик оказывается среди претендентов на чемпионство в рубрике “раскачаем этот мир”. Тянет как портатив, так и не очень. Как простенькие иемы, так и не совсем простенькие полноразмеры. Но, надо понимать, что тут от подключенной нагрузки зависит и энергопотребление. И если для чего-то не тугого девайс чуть греется, и ведет себя чинно, то уж подключив к нему что-то более тяжелое, девайс греется примерно так же, но пропорционально приложится к батарейке источника.

iBasso DC03

Если уж в качестве референса выше по тексту выступал предшественник, DC03, то и тут буду отталкиваться от его звучания. Полагаю, многие в курсе, что это за девайс. Но на всякий случай напомню. В отличии от первых двух ЦАПиков DC01\ DC02, третий делает ставку на более слитное, вовлекающее и целостное звучание.

Больше тепла, больше эмоций, больше драйва. И более комфортное звучание. Хорошая проработка диапазона. Без явных претензий на сильно аудиофильское звучание. Скорее на меломанское, при котором любая музыка передается одинаково неплохо. Чуть более развернуто о нем тут.

iBasso DC04

DC04 же в плане тонального баланса делает возврат к истокам. В плане более микродетального тонального баланса. Это по-прежнему не сухой мониторный звук, речь о том, что девайс менее слитный и более техничный, чем DC03. Более выраженно аудиофильское звучание. Больше очерчености, больше контроля (ох насколько больше!), хорошее разрешение.

Низкие частоты

НЧ имеют неплохую протяжность. DC04 может добивать чуть глубже, чем его предшественник. Кроме того, само собой, лучше и контроль всего участка диапазона. Менее заметен мидбас, который был чуть акцентирован у предшественника. Тут подача НЧ более линейная и честная. Как следствие, лучше передача различных нюансов записи, текстур и особенностей звучания инструментов. С одной стороны, массы и слитности немного поубавилось, но не то, чтобы это работало в минус вовлекаемости и эмоциональности. Просто достигаются последние иными средствами. Ну и, как я уже говорил, в сухость девайс не скатывается, так что весомости и массивности у него хватает. Может быть, кому-то на электронике или ориентированных на бас жанрах НЧ и не хватит, но это уже вкусовщина да и только.

Средние частоты

СЧ подаются в том же ключе. Более детально, более технично. Разумеется, девайс не разлагает запись на составляющие. Она сохраняет целостность. Кроме того, звучание не выхолащивается и не высушивается. Оно, как и на НЧ, сохраняет достаточно веса, плотности и телесности. И все же, если для DC03 главный вопрос – “что?”, то DC04, отвечая на него, не упускает и ответы на вопрос о том, “как?”. То есть, передает не только партию самого инструмента, но делает это более точно и аккуратно, уделяя больше внимания богатству звучания СЧ.

Верхние частоты

ВЧ – можно было бы назвать главным отличием, но, нет. Не потому, что отличий мало а потому, что их достаточно и в других участках диапазона. Тут прежде всего, заметны точно те же изменения. Более детальное звучание в плане тоналки. Отчетливее, техничнее, аналитичнее. В то же время, вместе с отсутствием смягчения, верхов буквально чуть больше количественно. Но скорее их вклад в общее звучание чуть весомее, заметнее из-за меньшей теплоты и меньшей слитности. Да и благодаря более линейной подаче НЧ.

Сцена

Сцена чуть меньше средней, строится в основном в ширину. И справляется с этим неплохо. iBasso DC04 не стремиться увести всех в чистое поле, но все же порой туда посматривает. Сцена строится более-менее равномерно. Нет слишком явного превалирования того или иного участка диапазона, или же, скажем, слишком явного выделения солиста. В то же время, DC04 способен отлично разделять инструменты и планы. Пожалуй, даже чуть подчеркивая эти моменты, добавляя немного микроконтраста и очерченности. В итоге получается весьма эффектное и выразительное звучание. Конечно, свою роль в этом играет и черный фон. В этом плане 04-ый лучше предшественника.

Итоги

Компания выпустила, пожалуй, лучший свой ЦАПик на сегодня. iBasso DC04 абсолютно универсальный девайс. Он вобрал в себя все лучшее, что было у предшественников. Отличное в меру меломанское и в меру аудиофильское звучание. USB-C обеспечивает универсальность источника. Пентакон сейчас самый распространенный балансный выход и немалая мощность – универсальность в подключении наушников. Аккуратно приготовленное звучание – которое хорошо подходит под различные жанры. А дальше уже вопрос вкуса.