СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Упаковка и комплектация

Дизайн и позиционирование

Начинка и эргономика

Звук iBasso DX300

Сравнения с конкурентами

Итоги

Вступление и отступление (лирическое)

iBasso DX300 – удивительный плеер… Хотя, пожалуй, начать стоит немного издалека.

С того, что компания iBasso всегда была среди тех, кто не особо следует трендам. Более того, порой она эти тренды задавала. Ну ладно, пусть не задавала, но у нее реализация оказывалась заметно лучше, чем у конкурентов. Во всяком случае, оспорить то, что путь у фирмы свой, вряд ли кто-то сможет. Например, раньше на их “совести” было выведение ненавидимых многими ЦАПов от ESS Sabre в число мейнстимных.

Тренды

Сейчас примерно та же история с так называемым трендом на безрамочность. Почему “так называемым”? Потому что тут у меня возникает невольная аналогия с гонкой мегапикселей. Тогда почивший ныне (в своем первозданном виде) храбрый бренд Nokia выкатил действительно рекордную на то время камеру на 41 Мп, Остальные производители резко стушевались, слились, переобулись… В общем, в один голос начали рассказывать, что “вообще-то количество пикселей – не главное”. Так что финны так и остались фирмой, которая не только выиграла эту гонку, но и провела ее практически в одиночку. Довольно быстро и без шансов опередив остальных, пока они рассказывали, как круто иметь камеру на 8 или 12 Мп. Эта ситуация, в свою очередь, напоминает мне победу все того же Красного Барона Шумми на гран-при США 2005 года. Вроде и победа, но с кем было бороться?

Так что, когда говорят о тренде на безрамочность в этой сфере, мне хочется спросить – а можно ли это считать трендом, если в нем участвует максимум несколько моделей от одного не самого большого производителя? Ведь остальные, подобно ситуации с камерами и Nokia, сохраняют хорошую мину при плохой игре и говорят, что вообще-то размер и качество экрана в плеерах – не главное. А уж рамки и подавно.

Да, не главное. Это плеер. Но это и есть та лицевая панель, которая, презентует, а часто и продает продукт. И страдания аудиофила в 2021ом году должны быть как минимум не связанными с юзабилити пусть L&P, скажем, так и не думают.

В общем, ладно. И так сильно затянул с вступлением, так что… Кто у нас тут самый безрамочный? Горячая (ну ладно, не такая уж горячая, но все-таки немного греется в процессе) новинка сезона – iBasso DX300.

Упаковка и комплектация

Тут все в том же духе, как и было раньше. Коробочка, которая вытаскивается из суперобложки за остающийся свободным правый край. И даже цветовая гамма та же, что была у 200 и 220. Только тут она не глянцевая, а более сдержанная, матовая. Но с фирменными переливами. Они дают цвету интересный оттенок и глубину, которые так же можно увидеть и на спинке самого устройства.

iBasso DX300

В очередной раз коробка устройства не чужда самому плееру. И это одна из тех редкостных фирм, не делающих упаковки черными. Спасибо ей и за это разнообразие.

Кроме того, коробка – это не просто то, что будет долго лежать и занимать место в шкафу у владельца, но и такой же метод презентации устройства, как и экран. Так что, она тут немного необычная. Кроме неровной линии, по которой открывается крышка, ложемент, на котором изволит возлежать iBasso DX300, встречая владельца, наклонен. Так что выглядит это эффектнее чем просто девайс в вырезе какого-либо материала.

Под ложементом располагается коробочка с аксессуарами. Там есть все, что так нужно для джентльменского набора. Хоть добропорядочного, а хоть гай-ричевского джентльмена. Среди прочего, сохранился даже фирменный прогревочный кабель.

Чехол

Под коробочкой с аксессуарами нас ждет пакетик с главным из таковых – чехлом.

Выполнен он из кожи мелкого рогатого скота. Во всяком случае, учитывая, что подголовник на SR2 выполнен из премиальной итальянской кожи, в натуральность кожи тут охотно верится. С другой стороны, может и заменитель. На внешность не влияет. Среди плюсов – чехол закрывает слот для карты памяти. Среди минусов – он достаточно слабо держит плеер. Даже если его просто наклонить вниз головой, плеер спокойно мигрирует во внешний мир. На DX220 Mad Max чехол одевался плотно и туго, так что, такого подвоха я не ожидал. Говорят, это проблема первой партии. В новых все профиксили. Тем не менее, прошу обратить внимание, что у топового плеера есть стоковый чехол. Уже само его наличие – не такое уж частое явление.

Кому не нравится, можно заказать кастомный. Или подождать, пока свой вариант выпустит Dignis. Я считаю, не грех потратить немного денег на чехол для отличного плеера.

iBasso DX300

За что также можно поругать чехол – он не оставляет шансов на слепое управление. Кнопки нанесены простым тиснением, и этот рельеф обнаружить и идентифицировать вслепую мало реально.

Дизайн и позиционирование

В ключе дизайна, устройство получилось неоднозначным. Его хаяли начиная с первых рендеров. В основном за странное колесико, но досталось так же размеру и дизайну.

Тем не менее, мне ситуация напоминает таковую с Cayin N8. Его хоронили все, кто только мог. За его странный дизайн, два колеса и отсутствие андроида. После того, как девайс вышел, страсти поутихли и плеер довольно быстро нашел своих поклонников. А о колесах уже и не вспоминают.

Позиционирование

Изначально для себя я определил iBasso DX300 как гражданскую версию “вездехода” DX220 Mad Max. Исходя из размеров и некоторой наследственности. Только тут мистер Рокатански сменил потрепанную разорванную в трех местах и усиленную броней из нержавеющей стали куртку М65 на стильный деловой костюмчик. Ну и сходил в барбершоп, дабы походить на того еще (два) метросексуала. И в новом образе старый знакомец узнается разве что по нескромному размеру, сулящему богатырскую силушку.

Дизайн

Цвет плеера в компании назвали Starry Blue. На деле же он достаточно темный. Я даже по началу воспринял плеер за черный (официально названный Obsidian Black – доступен и такой вариант).

Едва ли не главной претензией к дизайну DX300 является отсутствие каких-то специфических особенностей. Которые и должны были бы однозначно определять новинку как портативный проигрыватель и никак иначе.

Отчасти это справедливо. Дизайн действительно довольно специфический с сдержанный. Это не развитие идей DX150/200 и даже не преемственность DX220. Небольшие аналогии можно найти разве что с DX160. Благодаря тому, что производитель редко оглядывается на тренды, вряд ли у кого-то иного хватило бы метафорических тестикул выпустить столь неоднозначное устройство.

Среди особых примет, кроме размера, только колесико и чуть более скошенный правый и чуть менее – левый торец. Разумеется, все эти скосы, скругления корпуса или углов дисплея – все это мы уже видели. Пусть не в плеерах, а в иной бытовой технике, но видели.

И все же, новый iBasso DX300 – вполне самодостаточный плеер. И едва ли это плохо. Говорят, DX300 получился слишком сильно похожим на смартфоны. Что ж, если есть преимущества, почему от них отказываться? Аскезу в виде Рокчипов в прежних устройствах компании пользователи как-то не сильно оценили.

Начинка и эргономика

Большой сочный 6.5″ дисплей, занимающий почти всю переднюю панель способен дать фору некоторым смартам. Не говоря уже о конкурентах-плеерах, у которых рамки в лучшем случае “менее 1 см”. Не зря девайс начали сравнивать со смартфоном еще задолго до выхода. Как бы то ни было, экран тут просто прекрасный. Он поражает не только размером, но и качеством. iBasso хорошо усвоили, что дисплей – это тот магнит, который привлекает покупателя. И DX300 реализует его по максимуму.

14-нм мощный процессор и 6 Гб оперативы. Для примера, такой же процессор стоит в другом флагмане – Hiby R8, но у него только 4 Гб ОЗУ. Девайс по железу мощнее чем, скажем, Fiio M15. В этом месте хейтеры окончательно должны были признать DX300 смартфоном и начать критиковать за отсутствие камеры, но… Не спешите, в версии Pro будет и она, чем iBasso хуже Apple. Зная, как долго iBasso любят сидеть на одном процессоре, это хороший задел как минимум на парочку следующих моделей.

В качестве ОС установлен Андроид, которого с головой хватает для плеера. Можно хоть слушать музыку на стоковом Манго плеере, хоть установить стороннее приложение. Беспроводные модули помогут со стримингами. Есть и режим Манго, оставляющий только плеер. В каждом случае восторг от экрана устройства не прекращается.

Про ПО отмечу только, что за время моего пользования девайсом никаких глюков и багов выявлено не было. Конечно, все это располагает пользоваться девайсом. Удобный приятный плавный интерфейс, потрясающе красивые обложки, яркое меню. Совокупность впечатлений от пользования девайсом формирует не только звук, но и визуальная часть взаимодействия. И по части внешности DX300 способен только усилить восторг.

Над экраном в месте, которое у смартов занимает прорезь под динамик, установили световой индикатор битрейда проигрываемого файла. Тоже усиливает схожесть с современными телефонами.

А отличает iBasso DX300 толщина – тут надо сложить в стопку примерно 2-3 типичных смарта. Ну и немного скошенный правый торец и еле заметно левый. Устройство оптимизировано скорее для пользования десницей, хотя все зависит от хвата. Если речь о повседневном полноценном пользовании, то я все равно не представляю, как можно обойтись одной рукой. Но это даже не из-за толщины, а из-за диагонали дисплея. Так что это касается не только плеера, но и моего смарта.

В качестве своеобразного итога по дизайну и начинке, отмечу, что мне такой отход видится попыткой немного дистанцироваться от прежних устройств компании и показать совершенно новый девайс. Подкрепленный многолетним опытом, роднимый с прошлыми продуктами фирмой-производителем, но совершенно новый.

Элементы управления

Что касается колесика, то его едва ли не каждый сравнивал с пуговицей. Ведь оно не имеет специфического обрамления, не утоплено в корпус и достаточно узкое и плоское.

Но что касается непосредственно функционала, то щелчки приятные, отчетливые, при регулировке громкость не проскакивает. К тому же, колесико совмещено с кнопкой включения/блокировки. Нажатие тоже четкое и работает без проблем. А цветной акцент на нем, мне кажется, должен напоминать этакий стильный и яркий аксессуар. И пусть я все так же не понимаю любви к золотому цвету, но вполне привыкается.

В плане эргономики колесико продуманное. Постольку правая сторона, как я уже упоминал, скошенная, само колесико немного выступает над плоскостью экрана. Так что и вращение, и нажатие удобное. В чехле оно выступает меньше, но сохраняет хорошую доступность. Вообще, как по мне, в чехле девайс и немного удобнее, и смотрится органичнее.

А вот за кнопки можно снизить оценку. Они расположены ниже колесика. Выполнены продолговатыми и в длину занимают достаточно места. Они не выглядят единым блоком. Кроме того, очень мало выступают из корпуса. Таким образом они не оставляют шансов быть обнаруженными вслепую не только в чехле, но и сквозь карман.

Интерфейсы

Интерфейсы и элементы управления – вот то, где есть наследственность относительно карманных предшественников.

Уже привычно справа кнопки и колесико громкости, слева – только слот для карт памяти. Последний без каких-либо заглушек, лоточков и прочих ухищрений. Внутренняя память, кстати, 128 Гб. Сверху располагается слот USB-C и традиционный SPDIF выход. Снизу – аудиовыходы.

Передняя поверхность почти полностью занята дисплеем. Задняя – закрыта закаленным стеклом с фирменными переливами цвета. Особенно хорошо они заметны под определенным углом.

Развитие идей

В то же время, девайс имеет множество черт, которые (при всей самобытности и самодостаточности) все же наталкивают меня на мысль, что, подобно тому, как Hummer H2 был гражданской версией военного Н1, так и iBasso DX300 – в некотором роде цивильная версия 220 Max. Но это на первый взгляд. Утратив изрядную часть толщины и веса, 300-ый для многих остается за гранью добра и зла портативности. И все же, обладая достаточно глубокими для того, чтобы там поместился современный телефон, карманами, разместить там новинку от iBasso можно. Да, она не даст о себе забыть, ибо размер никуда не исчезнет. И все же толщина и умеренный вес девайса играют свою роль.

iBasso DX300

Например, весит плеер 300 граммов. Есть мнение, что именно отсылкой на вес является индекс модели. И при своем размере ощущается достаточно легким. А для многих именно толщина и вес они являются теми критериями, которые определяют портативность. Ведь разместить плеер можно и в кармане куртки, и в сумке. Для сравнения – вес Shanling M8, другого известного топа и прямого конкурента DX300, составляет 430 граммов. Без чехла. Даже с учетом того, что герой обзора больше, за счет веса пользоваться им удобнее. Ведь вариантов ношения масса, было бы желание.

Питание

А таковое желание определяет звук. Основой звука, в свою очередь, является питание. И тут 220 Max был тем девайсом, который применил стационарное решение в портативе. Речь о раздельном питании цифровой и аналоговой части. Успешно обкатав эту идею, ее доработали и применили в 300-ке. Главная претензия прежде заключалась в том, что для зарядки каждой батареи (или ее блока) требовалась отдельная зарядка и отдельный порт. Во времена вездесущего USB-C – не самое удобное решение. Так что, в DX300, несмотря на раздельное питание, обе батареи заряжаются от одного порта. Что, конечно же, плюс.

Цифровая часть девайса оказалась прожорливее. Ее питает 4000 мАч батарея. В то время, как на аналоговую отведено всего 2000 мАч. Энергопотребление DX300 тоже оптимизировано хорошо. Каюсь, пару раз я забывал девайс включенным, просто поставив воспроизведение на паузу и не ставил на зарядку. За ночь он почти не разряжался. Если нет подключения по беспроводной связи, уходило буквально по паре процентов заряда с каждой батареи.

Заявленная автономность плеера составляет порядка 15 часов. Не знаю, насколько это правда, в моих прослушках он держался, как Железный Арни. Убавляя по пару процентов насколько медленно, что за все время теста я подзаряжал DX300 скорее для годится, а не по необходимости. Даже если 15 кажется мне немного преувеличенным значением, то часов 12 – вполне реально. И это тоже очень и очень неплохо. Заряд, разумеется, падает с двух батарей неодинаково в зависимости от того, как вы используете девайс. С какими наушниками, включены ли беспроводные модули, как часто используется дисплей и т.д.

ЦАП

Следующее новшество, до этого применявшееся только в плеерах Hifiman – ЦАПов у плеера сразу 4. Может показаться, что это много, но iBasso придерживаются двойного минимально необходимого количества каналов. Для полного баланса нужно 4 канала. В новом устройстве решено было отказаться от ESS. Почему так – не знаю. Видимо, как режиссер, спасший карьеру актера хорошей ролью, iBasso отпустили ESS в свободное плаванье. Подозреваю, упомянутый 160ый, в некотором плане выступивший предшественником сегодняшнего героя, был таковым не только по дизайну. Он тоже использовал эти же чипы. А учитывая модельный ряд, iBasso не та фирма, которая любит скакать от производителя к производителю, выпуская девайсы на всем, что только можно и нельзя.

Так что, вопреки мейнстримной гонке за АК. А, может, и благодаря пожару на их фабрике, сделавшей не только ажиотаж, но и своеобразную рекламу. В общем, свой выбор iBasso остановили на CS43198 QFC. А он двухканальный. Потому их потребовалось 4 для обеспечения того самого двойного минимально необходимого количества. Арифметика сходится.

Второй вопрос, почему не 4 х 2, а не 2 х 4, как обычно. Но, полагаю, ответ знают только инженеры. Возможно он в том, что 4 таких ЦАПа легче прокормить, чем 2 других, возможно – потому, что их легче продать. Но это не суть нашего разговора.

Остальное железо

Так или иначе, дополнили ЦАПы в iBasso DX300 фирменной технологией FPGA-Master. Она позволяет, например, помирить ЦАП с процессором/ Более того, этот режим работы является приоритетным. Т.е сначала звук, потом все остальное. Это не все, что может FPGA, но не буду расписывать, что это и о чем. Прожженных аудиофилов этим все равно не проймешь, а непрожженнным требуется дополнительный прогрев это ни к чему. Отмечу лишь, что таким образом в перечне цифровых фильтров кроме стандартных для ЦАПа 4 штук появился и режим NOS. Который, на мой взгляд, наиболее трушный. Как теоретически, так и по звуку.

Сменные усилители

Кроме того, не забросили и идею сменных усилителей. К сожалению или к счастью, со старыми моделями они не совместимы. Фиксируются они так же винтиками, и теперь надо быть аккуратным, дабы не потерять их. Так же надо быть аккуратным, потому что тут платка открытая. Т.е. достав сменный усилитель, можно будет полюбоваться резисторами и прочими элементами, распаянными на платке. А заодно убедится, что они там действительно крутой аудиофильской фирмы. И даже пересчитать поштучно. Чтобы никто никого не обманул.

Конечно, многие скажут, что так больший шанс что-то задеть или отломать, но отмечу, что для этого часто надо обладать целеустремленностью не меньшей, чем у Джона Вика. А он, как изветно, человек достаточно целеустремленный. Ну и потом, у Hifiman платки тоже были открытыми. И ничего, как-то пользовались. Да и вообще, в аудио так или иначе требуется быть аккуратным.

В стоковом варианте установлен Amp 11. И вот он – ответ на вопрос о том, почему после Amp9 модулей для 150/200/220 не последовало. Новый с ними не совместим от слова совсем. Пусть и унаследовал особо удачные моменты, примененные в бестселлере Amp8.

Стоковый 11-ый модуль терминирован сразу тремя актуальными выходами. Тут и обязательный небаланс 3,5, и уже почти столь же обязательный баланс 4,4 (шутка ли, даже Астелл с Керном в Альфе его установили). И постепенно уходящий в прошлое балансный 2,5.

Что касается силушки, то заявленная мощность составляет 1240 мВт на 32 Ома нагрузки. Это 1,24 Вт мощи, на секундочку. Более 1 Ватта, Карл!

В общем, ладно, не буду превращать обзор в описание технических спецификаций. Дело ведь не в том. Думаю, и по уже перечисленных моментах можно понять, насколько серьезно подошли к новому топу с технической стороны. Если я продолжу, ведром чая чтение обзора не ограничится.

ЗВУК iBasso DX300

А результатом всего этого инженерного совершенства выступает, конечно же, звук. Каким он получился тут? Если в общих чертах, то уже предыдущий 220 Max был одним из лучшим в своей весовой и ценовой категории. И его наследник тоже не ударил в грязь лицом.

Фирменный звук iBasso – это детальность. Так вот iBasso DX300 – это детальность, под которую подвели здравый смысл. Раньше для многих это были деревья, за которыми не видно леса. Так вот теперь, обладая хорошим динамическим диапазоном, фирменная детальность обрела правильное позиционирование. Как следствие, создается впечатление, что скелет оброс мышцами. Речь не о смещении звучания в жир, но о том, что оно обладает должной телесностью и плотностью. А за детальностью стоит не только очертание звука, но и его характер, особенности и вес. Теперь это не просто воздушные замки, но и прилагающийся к ним фундамент.

С другой стороны, я бы назвал плеер эффектным. У него при всей нейтральности и неприукрашенности есть некий “эффект Андромеды”. Т.е. склонность выделять и подчеркивать в записи главное, неким образом оживляя и одухотворяя ее. А достигается это как раз с помощью детальности. Солирующий инструмент находится на первом плане, его партия очерчена, информативна, подробна и проработана. В то же время, второй (и т.д.) план не размывается, он все так же выступает важной частью записи. А эффектность заключается в двух моментах.

Во-первых, хороший динамический диапазон позволяет одновременно работать с многими инструментами, не ограничиваясь работой с планами.

Ну и второе. Плеер немного преднамеренно акцентирует разделение планов и инструментов. Обладая хорошим черным фоном, удается в должной мере передавать нюансы звучания каждой партии, но записи сообщается дополнительная глубина. Таким образом, работа с эшелонированием инструментов и сценой создает отличную достаточно нейтральную, но отнюдь не безжизненную подачу.

Низ

НЧ прежде всего информативные. Они мощные, весомые, но черт. Тут, как и в случае с DX220 Mad Max больше всего обращает на себя внимание информативность баса. Сколько всего, оказывается, может быть заложено в этом участке диапазона! В общем, тут девайс демонстрирует все регалии самодостаточного баса, насколько так можно выразиться. Да, как и общая подача, он явно тяготеет к аналитичности, но, подчеркну, тут тот случай, когда в ней есть смысл. Прекрасный динамический диапазон позволяет отлично передавать нюансы записи не только по факту их наличия, но и правильно в плане их места в композиции.

Таким образом, плеер демонстрирует очень хорошую вариативность ударных. А благодаря тому, что DX300 умеет в контроль, тут должным образом передаются как рубленные и отрывистые очерченные и жесткие удары, характерные для индастриала, так и легкие, едва заметные вступления в классике или эмбиенте, которые часто упускаются или огрубляются менее техничными плеерами. При этом неплохо отличается размерность и характер ударных. Разная сила и интенсивность ударов, характер звукоизвлечения – все эти нюансы хорошо читаемы и создают очень правильную, реалистичную и вовлекаемую звуковую картину.

Само собой, нечего и говорить о передаче текстур инструментов и прочих нюансах. На них может споткнуться плеер попроще, но не 300-ка. В общем, в плане скорости, контроля и достоверности упрекнуть плеер очень сложно. Едва ли не все, к чему можно немного придраться – при хорошей протяжности НЧ плеер чуть-чуть вытягивает самый низ вперед, буквально немного акцентируя его. Это все еще не огрубляет запись, не делает удары синтетичными или неестественными, но уже чутка добавляет им выразительности и веса. Так что да, на НЧ все-таки чуточку врет, давая фору ударникам, угарникам и прочим любителям этого участка диапазона.

С другой стороны, не то, чтобы это так сильно играло в минус. Отклонение скорее вкусовое, и пусть в итоге оно немного уменьшает в плане естественности, но добавляет в выразительности и эмоциональности. Кроме того, таким образом электроника не звучит излишне безжизненно. Плеер вполне может сделать Voodoo People, и даже Smack my bitch, знаете ли, up. В общем, полный Satisfaction.

Чаще всего в качестве теста я использую другой трек этой группы, но, обладая бесконечной любовью к их творениям и столь прекрасно подающим НЧ девайсом не мог не переслушать в очередной раз один из своих любимых альбомов. Да, iBasso DX300 насколько крут, что, обычно слушая плей-лист на рандоме, на нем я начал слушать музыку альбомами. Так вот, прежде всего меня приятно удивила партия ударных. Ближе к концу композиции начинаются мощные, внушительные и раскатистые удары, которые плеер подает с одной стороны, все еще достаточно неприукрашенно, но с другой – с учетом легкого акцентирования самого низа – столь масштабно и мощно, что подбирать трек для примера теста НЧ не пришлось, он нашелся сам.

Когда я уже дописал о том, насколько круто звучит партия НЧ в передаче плеера, настало время следующего трека. И следующего. И следующего. Так, стоп, на альбоме всего 12 треков, куда уже дальше. В общем, не включить в подборку следующий по номеру трек я так же мог. Буквально с самого начала идет интересная партия ударных, подкрепленная мощной, но не сильно выделенной бас-гитарой. Ритм-секция меняется на протяжении всего трека, пусть не совершая десятка сбивок и прочих безумий, характерных, например, для прогрессива, но плеер демонстрирует, что не даром Збигнев Промински (он же Инферно) считается одним из лучших ударников в металле.

Середина

СЧ неприукрашенные и техничные. Они столь же информативны, как и НЧ. Тут имеется прекрасная работа над тембрами. Таким образом плеер отлично передает особенности голоса различных вокалистов, позволяя в полной мере наслаждаться самыми разнообразными нюансами звучания знакомых композиций. То же относится и к другим инструментам. DX300 создает богатое и насыщенное звучание. Не сгущая краски и обеспечивая чистое и прозрачное звучание там, где это необходимо. В общем, не более, чем есть в записи. Так что сухой техничный индастриал именно так и звучит. И все же, если же речь о более живых записях и жанрах, то iBasso DX300 дает раскрыться нюансам звучания того или иного инструмента, показывая, как он насыщает звук послезвучиями или реверберациями. Это относится как к мастерски владеющим своим инструментом исполнителям, так и вокалистам.

Незаметные эффекты на вокале или напротив, утопающий в гитарных примочках звук гитары – все это звучит с одной стороны подробно, с другой – очень выразительно, естественно и живо. Таким образом, звучание очень эмоциональное и вовлекающее, но методом полного раскрытия, а не акцентирования этих самых эмоций. Хотя, руку на сердце положа, инструменты и вокал все-таки получают соломинку, которая дает им дополнительную фору. Очень небольшую, но на фоне общей неприукрашенной подачи этого хватает, чтобы звучать более выразительно.

Речь, во-первых, о чуть слитной подаче. При том, что плеер обладает хорошей техничностью и балансом микро- и макро-, как раз в сторону последнего небольшой уклон имеется. Таким образом эмоциональная достоверность все еще остается на отличном уровне, плеер внимателен к записи, но не разлагает ее на составляющие, не делая подачу ни чрезмерно сухой, ни, напротив, излишне драматичной. А благодаря легкой теплоте удается сохранить внимание и бережное отношение к композиции, но, в то же время, звучать эмоционально и вовлекающе. Конечно, плеер вытягивает из небезнадежных записей даже то, что у них в подсознании, но все честно, ведь от себя он не добавляет ничего. Если что плеером и подчеркивается вообще, то это некая выразительность звучания инструментов.

С другой стороны, плеер умеет работать и с плохими записями. Если они не безнадежны, он раскрывает их в полной мере, но, разумеется, со всеми плюсами и минусами. Так что удовольствия от них уже будет немного меньше, чем от качественных. А отсюда и желания слушать такие записи. Да, iBasso DX300 способен показать, что не все так отлично в вашей фонотеке. Где иные плееры давали более цельное звучание, скрывая массивностью и подчеркиванием плотности недостаток эмоций, айбассо показывает все, как есть, не давая шансов на какую-либо фору. Тем не менее, если для вас эта запись звучит отлично, так и будет. Особенно это касается хорошо записанных лайвов. Они, как правило, требовательнее к тракту, но и показывают заметно больше, чем студийная запись. Даже если это что-то по типу ранних Nightwish, которые играют на концертах ровно то же, что и на альбоме.

Обожаю этот коллетив. Подача ibasso DX300 – именно то, что нужно, чтобы показать, почему они по-прежнему круты. Один из самых эфемерных и эмоциональных голосов металла. Чино Морено пусть и немного постарел, но все еще может задать жару.

Я всегда выбираю музыку для своей фонотеки по эмоциям, которые способен передавать вокал. Чуть хрипловатый голос Маши способен быть как пронзительным и лирическим, так и надрывистым, почти истеричным. Эта композиция прекрасно демонстрирует это. Да, записано не очень, но благодаря умению плеера работать не только с хорошими, но и с плохими композициями, эмоции передаются в полной мере.

Верха

ВЧ – еще один момент, где все по сути не за что зацепиться. Они приближаются к таким, какими должны быть. Имеют отличную протяжность, не акцентированы на фоне остальных участков диапазона, обладают хорошей качественной проработкой и позволяют передавать нюансы записи. Они детальны, они техничны, они хорошо локализируются в пространстве благодаря хорошему динамическому диапазону и абсолютно черному фону. Примерно так же умеет Mad Max, и учитель передал топу это умение.

Тут есть та детальность, за которую любят и ненавидят iBasso, но более того. Она тут не выхолощена, а обладает должной наполненностью и естественностью. Конечно, можно и лучше, но, забегая наперед, в своем ценовом сегменте DX300 оставляет совсем уж мало шансов конкурентам в качественном плане. Отличная проработка атак, с хорошей очерченностью и весом как общего фронта, так и каждого инструмента. Разумеется, вместе с хорошим микроконторастом. О затуханиях и говорить нечего. Они тут отличные. Естественные, чистые, подробные, с хорошей динамикой и неплохой изящностью. Конечно, по последнему пункту расти есть куда, но, кажется, при этом вырастет как минимум ценник. А, может, и опять размер. Так же отмечу отличный контроль этого участка диапазона.

Часто использую этот трек в качестве теста, еще чаще в качестве инструмента для получения удовольствия. При должном знании тут можно понять, как отыгрывается почти весь диапазон, обращая внимание на наличие моего любимого сочетания живых и синтетических ударных, кучи эффектов на середине, но их хватает и на верхах. Конечно, они почти полностью синтетические, но и их передать хорошо умеет далеко не каждый плеер. DX300 умеет. Потому такое прослушивание из теста превращается в удовольствие.

Безусловно, вокал Марка – это нечто особенное. И никто не собирается оспаривать его. Тем более, что если в шоу-бизнес принято попадать через постель, то в мой плей-лист – главным образом через вокал. И тем не менее, эта запись тут. При том, что она вообще очень минималистична. Роль верхов тут в поддержке. Не акцентировании определенных моментов, а напротив, в придании той естественности, легкости и непринужденности, которой должна обладать – и обладает – композиция.

Сцена

Первое, чем она впечатляет – глубина. iBasso DX300 склонен немного подчеркивать разделение инструментов и планов, а, благодаря хорошему динамическому диапазону, а так же в общем правильной размерности инструментов глубина действительно впечатляет. Свою роль играет в том числе и прекрасный черный фон, в некой мере выделяющий каждый инструмент. Кроме того, прекрасный динамический диапазон позволяет отлично справляться как с взаимодействием планов, так и инструментов. Таким образом, получается действительно эффектная презентация, тот самый “эффект Андромеды”, выгодно подчеркивающий солирующие инструменты первого плана, выделяя их не количественно, но в пространстве. Так что в итоге получается отличная передача эмоций средствами самой композиции. Прекрасная проработка каждого инструмента и плана, внимание к их особенностям и положению в пространстве и динамика композиции, заключающаяся не только в выходе или уходе определенного инструмента или партии на первый план, но и в органичном взаимодействии инструментов между собой на втором или третьем плане. 

Близкие к максимальной не только глубина, но и ширина. Образы не раздуваются в пространство, подобно расширяющейся вселенной, они обладают отличным позиционированием. Строение сцены таким образом вполне правильное. iBasso DX300 способен передавать ее учитывая положение и динамику каждого инструмента в пространстве, с одной стороны хорошо локализируя его, с другой – не раздувая образы в пространстве ни в плане расстояния, ни размерности. Таким образом, некую прибавку в масштабности образов могут получить разве что инструменты НЧ, но это выраженно не сильно и ощущения дисбаланса не возникает. Также имеется отличная наполненность пространства звуками, оно не пустое с одной стороны и дает свободу для взаимодействия с другой. В то же время, не так много записей требуют по-настоящему широкой сцены, так что обычно она может восприниматься больше среднего. Но когда понадобится, плеер может.

Отлично прописанная в пространстве композиция, благодаря подаче DX300 показывающая, что инструменты могут не только располагаться слева-справа или перемещаться, а и фокусироваться в глубине и очертаниях, обладая при этом каждый своей текстурой и характером, но взаимодействуя в пространстве и создавая общую целостную звуковую картину. В общем, хороший пример того, что я говорил выше – взаимодействие инструментов и образов не только на первом плане дает отличную многослойную звуковую картину, должным образом передающую эмоции записи и обладает должной вовлекаемостью.

Еще одна группа, в последнее время концентрирующаяся не только и не столько на драйве, но на атмосфере. Эфемерное, насыщенное и обволакивающее звучание в полной мере раскрывается в подаче плеера, выигрывая от его передачи ширины и особенно глубины.

Критичность к записи

Как я уже говорил, плеер умеет работать как с хорошими, так и с плохими записями. На мой взгляд, это едва ли не обязательный критерий качественного девайса. Как качественная журналистика – освещение событий без оценочных суждений, примерно так и тут. И DX300 умеет вдохнуть жизнь в интересную историю. Пусть и не безупречную. Мы ведь не смотрим фильмы только для того, чтобы находить там максимальное количество ляпов и просчетов.

Плеер передает запись как есть, оставляя остальное на совести наушников и терпеливости слушателя. Но все-таки он до определенной степени воскрешает записи. Это не столь высокий уровень как, скажем, у топов, но направление то же самое. Некачественные записи слушать можно, они просто оказываются менее привлекательны, чем качественные. Что само по себе считаю очень правильным. Отличный динамический диапазон позволяет правильно передавать место каждого нюанса в композиции. А если это косяк не уровня воющего микрофона, он отнюдь не на первом месте.

Сравнения с конкурентами и не только

По-хорошему, девайс стоит сравнивать разве что с одним плеером – DX220 Mad Max. Почему так? Остальные ему уступают. Кто как, кто в чем, но уступают. Практически все уступают в плане сцены и ее проработки в глубину. Но прежде всего, они – эти плееры – другие. Иной почерк, больше массы, веса, аналоговости, менее детальная и (часто) более напористая подача. Под последнее определение попадает сразу 3 плеера.

Cayin N6-2 (A01)

На старой платке A01 заметно более расслаблен, менее естественен, хуже по контролю да и в проработке всего диапазона. Если конкретнее, то более мягкий, зато менее критичен к записи, более аналоговый. Более серединистый, если можно так сказать. В то же время, подача более массивная, баса больше, он (как и середина) заметно жирнее. Кроме того, он играет более целостно и плотно, и это касается не только НЧ, но и середины, и всего диапазона. Верха же тут более комфортные и приглаженные. iBasso DX300 лучше по всем фронтам. Точнее, информативнее, детальнее, техничнее, нейтральнее. Но вот как раз последнее – почти полная нейтральность – это то, что может оправдать тех, кто выберет N6-2 в поиске более вовлекающего и эмоционального, аналогового звука. Кроме того, он тоже, знаете ли, платку сменить может.

Сравнение ibasoo dx300 и cayin n6 mk2

Cayin N6-2 (E02)

Это, конечно, совсем другой разговор. Да, он по-прежнему не дотягивается до героя обзора по массе качественных характеристик. Но тем не менее, ставая на путь искупления, N6 mk2 сохраняет фирменную подачу. Эмоциональную, насыщенную, плотную. Конечно, девайс по-прежнему уделяет меньше внимания различным нюансам записи, делая ставку на эмоции, макродинамику, целостность. Тут более плотный и весомый бас, но в то же время, немного меньшая глубина. Более целостная и слитная середина. Чуть более гладкие верха. Конечно, он уступает в плане техничных моментов. Менее естественен, менее вариативен, и все же, противопоставить плееру есть что. И это прежде всего характер. Именно этот, более аналоговый и плотный характер может оказаться как нельзя кстати.

Fiio M15

Также более аналоговый, более слитный, более плотный и эмоциональный, с большим акцентированием веса и напора. Девайс так же, как и Cayin подает верхние частоты более интимно и приглажено. И все же, это не столь мягкая и комфортная подача. Плеер массивнее, напористее и энергичнее, чем герой обзора. Кроме того, он более концентрирован, даже чуточку жирнее. Ну и в плане сцены – она проще по обеим фронтам, но особенно по глубине. Даже с учетом того, что iBasso DX300 тут играет чуточку нечестно, добавляя той самой глубины, все равно он ближе к реальному позиционированию инструментов и проработке планов. 

Shanling M8

Еще один шаг в ту же сторону. Отчасти этот плеер можно назвать противоположным iBasso DX300. Слитно, аналогово, целостно, макродинамично, напористо, эмоционально. Заметно теплее, заметно более форсированы эмоции, в качественном плане девайс уступает а проработке частот, предлагая более обобщенную и “свою собственную” подачу. Жирнее, теплее, проще. Но тоже имеет право на жизнь, конечно же.

Сравнение ibasoo dx300 и shanling m8

iBasso DX220 Max

Ну и, собственно, главный бой. Главная интрига вечера. Превзошел ли ученик учителя? Сможет ли Слай победить Арни? Не буду тянуть интригу, скажу фразой, которая является главным обломом. Победила дружба. Почему так? Потому что DX300 уроки не только усвоил, но и может показать нечто, чего его не учили.

НЧ iBasso DX220 MAX прежде всего массивнее. Не сильно и не кардинально, но он еще более акцентирует самые низкие доступные ему слои НЧ. Кроме того, у него есть еще одна особенность в виде чуть добавленного микроконтраста. Обладая должным контролем и массой, новый топ делает небольшой шаг к нейтральности, практически полностью избавляясь от того самого добавленного микроконтраста и двигаясь в сторону большей натуральности. Таким образом, учитель добавляет записи чуть больше напора и эмоций. Ученик же не просто умеет передавать эмоции, но и усвоил урок самоконтроля и внутреннего равновесия. Так что доносит эмоции оперируя ими более тонко и оставаясь более честными к композиции.

Сравнение ibasoo dx300 и ibasso dx220 max

Lotoo PAW GOLD Touch

Ну и, если есть желание превратить финал обзора из хэппи-энда в триллер, то… Финальный босс. LPGT. Да, 300-ка уступает. Да, Тач сильно дороже. Но если уже Mad Max был очень неплох и давал прикурить многим конкурентам, так с чего бы не сравнить. Стоит ли трепетать большим и дорогим? И да и нет. Да – потому что это уже близко. И учитывая ценник я догадываюсь, что дальнейший апгрейд для многих будет нецелесообразным. Нет – потому, что это все равно все еще далеко. Не так, как условные среднебюджетные плееры, но разница между топами за полторы тысячи и за 3 не только в цене. Я так увлекся подачей 300-ки, что и не доставал LPGT из его обычного чехольчика. Но надо было сравнить, да и самому стало интересно, знаете ли…

Так вот, разница есть. И она заметна. Прежде всего в том, что Тач не имеет тех маленьких милых хитростей, которыми обладает его заметно более большой колега. Т.е. не акцентирует глубину и не пытается играть эффектно. Тут как раз все as is, но от того не менее плохо. Напротив, плееру удается показать определенные нюансы звучания, которые на 300ке заметны меньше. При том, что, на первый взгляд, Тач звучит буквально чуточку более смягченно, оказывается, что именно эта мягкость, плавность и непринужденность – моменты, где 300ка оказывается чуть менее точнее, чуть грубее.

В общем, если проводить аналогии и дальше и считать 300ку учеником, а Тач – учитель, у которого есть чему поучиться на одной скамье и 300ке, и Максу. Если iBasso DX300 стремиться к нейтральности и естественности, то Тач – ее воплощение. Если 300ка отказывается от некоторых дополнительных уловок, дабы звучать реалистично и эмоционально, то Тач – тот дирижер, который обладает должным талантом и опытом, чтобы не нуждаться в таковых уловках – и все равно собирать полные залы оваций. И на его фоне видно, что DX300 старается, и эти старания порой даются ему тяжело.

Ну да ладно, от метафор к звуку все-таки. Итак, на первый взгляд Тач как бы расслабленнее, но на деле более детален, но при этом имеет больший динамический диапазон, еще точнее позиционирует инструменты в пространстве и более нейтрален, более натурален и естественен. Так что получается с одной стороны немного большая слитность и текучесть звука ,но отнюдь не делая подачу более мутной, просто обозначая то, что 300ка дает толику шарпа и подчеркивания деталей. Таким образом получается чуть более грубое и приближенное звучание. К тому же, отличный контроль всего диапазона ставит Тач на ступень выше.

НЧ Тач передает немного точнее. Самые легкие эфемерные ударные, вступления, основывающиеся на постепенной передаче атмосферы – это момент, где 300ка, как и его праотец Mad Max, все же уступает. Но такой чуть подчеркнуто техничный и очерченный, и все же массивный звук, может быть заметно более эмоциональным. Тач, в то же время, более нейтрален и честен, не подчеркивает ничего и обладает большей вариативностью и динамическим диапазоном. iBasso DX300 же добавляет массы, напора, эмоций и очерченности, делая более энергичную подачу. Ценой небольшой жертвы естественностью.

СЧ – та же ситуация. Тач вроде и едва-едва целостнее, слитнее, расслабленное, но за этой непринужденностью огромный опыт и талант, позволяющий передавать середину более естественно и точно вплоть до самых мелких подробностей. Не забыв, впрочем, обозначить характер и местоположение в композиции этих самых подробностей. Так что передача тембров дается Тачу немного лучше.

ВЧ – тут опять же iBasso DX300 оказывается буквально самую малость грубее, острее, очерченнее, и чуть менее естественным. При этом та самая легкость, естественность, непринужденность, слоистость, если хотите – вот те моменты, где Тач оказывается лучше.

Сцена в подаче Тача более правильная, более точная. Кроме того, инструменты не только лучше позиционируются в пространстве, но и лучше взаимодействуют между собой.

В итоге, конечно, это все не так много. Но, во-первых, это только более заметные моменты, во-вторых, как бы это все не стало соломинкой, ломающей спину верблюда.

Опять же, дело не в том, что iBasso DX300 так плох – просто LPGT лучше. Да, сильно дороже. Стоит ли оно того? Тут уже каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Итоги

Получился ли 300ый удачным? Однозначно. Он лучше если не всех, то многих своих конкурентов. Если не по вкусовой подаче, то с качественной стороны. При этом, позволю себе напомнить, что плеер от iBasso не просто конкурентоспособен. Да, он больше, чем конкуренты, но и дешевле. Порой – заметно так дешевле. Вообще, с тем, сколько он стоит и как играет, он должен выжигать конкурентов в заметной окружности. Но джентльмены так не делают.

Есть ли плееры лучше? Да, есть. Но стоит понимать, нужен ли вам этот апгрейд. iBasso DX300 – плеер, на котором можно достаточно надолго остановиться, не беспокоясь о выходе новых и новых девайсов. Если, конечно, размер девайса вас не смущает. Впрочем, с его функционалом и возможностями он вполне может быть как портативным, так и переносным домашним устройством.