ВСТУПЛЕНИЕ

Сейчас модно в любой процесс или технологию ввинтить что-то с приставкой “нано”. Даже туда, где не применяется ничего мельче ключа 9 на 12. Зато “нано”, зато в тренде. Вторым или около того можно назвать Теслу. Персонаж, будучи гением, опередившим время и окончившим свои дни в нищете, сегодня стал символом прогресса и всепреодоляющей силы человеческого разума и веры в успех. Не обошла эта тенденция и iBasso it07.

Докатилась эта волна и до портативного аудио. Если толщина мембраны изодинамических наушников в несколько микрон уже никого не удивляет, то вот Теслу ушлые ребята из отдела маркетинга производителей аудио, если мне память не изменяет, еще не тревожили в своих попытках продать нам свои изделия. 

До сего дня. Поправьте меня, если мы уже где-то имели дело с Николой Тесла в наушникостроении. Когда я услышал про драйвер на катушке Теслы в грядущей iBasso it07, сперва подумал про музыкальный трансформатор Теслы. Это такие здоровенные резонансные катушки-трансформаторы. При помощи которых можно модулировать плазменный заряд. А сам заряд уже воспроизводит звуки. И в зависимости от частоты сигнала регулируется частота заряда. Кстати, помните фильм с Николасом Кейджем про колдуна и его ученика? Там здорово показано, как работает эта система.

Вот тут, к сожалению, не так. А я так надеялся, что за бас в наушниках будет отвечать дрожащий на низкой частоте плазменный поток. Но наработки Никола Тесла оставили след и в этих наушниках. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ IBASSO IT07

Внутри упаковки из плотного черного картона находится крайне приятная шкатулка. Именно шкатулка – иначе основную коробку iBasso it07  не назовешь. Будь ее поверхность с какими-либо разными узорами, то в ней логичнее было бы хранить украшения, драгоценности и прочие интимности. Знаете, вроде старых фотокарточек, не предназначенных для посторонних глаз.

Но шкатулка обита гладкой кожей. Ее крышка мягкая, приятная на ощупь. А надпись iBasso Audio не сулит ни драгоценностей, ни интимностей. Ничего кроме – в данном случае – iBasso. 

Внутри нижняя часть шкатулки чем-то, что напоминает бархат. Коричневый псевдо-бархат, плотный ложемент – все это выглядит очень стильно и ни разу не скромно. При этом в верхней крышке аккуратно сокрыли коробку с аксессуарами. Но об этом дальше.

На ложементе находится шайба-кейс для наушников. Когда аналогичный кейс у меня заприметили коллеги из бухгалтерии, то логично предположили, что это “кремчик или пудра”. Но “шайба” приятно увесистая с говорящей выгравированной надписью iBasso Audio на крышке. И с характерным звуком при ее вращении. По причине которого я испытываю неприязнь к подобным решениям. Это как пенопласт и стекло, только хуже. Потому что это ЛИЧНО твой звук, вызывающий топот злонравных насекомых по загривку. 

Внутри кейса классный мягкий ложемент, фиксирующий наушники, но и лишающий вас места для хранения кабеля. Он легко снимается, высвобождая пространство для кабеля. Комплектного или любого другого, на какой падет ваш выбор. Места хватит.

Зловещий кейс покоится слева, а справа – стальная пластина, на которой закреплены 3 пары фильтров. Одна пара – запасные серебристые. А также по паре золотых и черных. О фильтрах поговорим отдельно.

Среди аксессуаров: кабель, 15 пар насадок всевозможных форм и из разных материалов, инструкция и гарантийный талон. Насадок реально много и на любой вкус. Силиконовые, пенки, с различными диаметрами выходного отверстия и степенью жесткости. Есть и мои некогда любимые с радиальными ребрами внутри. Долго использовал такие с CA Andromeda, только от комплекта наушников Dunu. Таких же любителей отсыпать побольше насадочек.

КАБЕЛЬ IBASSO IT07

Кабель понравится сразу, как только возьмешь его в руки. Это переплетение 4 проводов серебряного литцендрата предельно приятно по своей эргономике. Как следствие, кабель очень мягкий, не микрофонит. Фурнитура не вызывает вопросов. Отдельно выделю фирменные mmcx-коннекторы iBasso. На “папах” есть прорези крест-накрест. Они призваны обеспечивать легкий монтаж, но при этом плотный коннект. Довершает эксплуатационный экстаз наслаждение от хромированных элементов кабеля – сплиттера и регулятора длины.

Вообще к эргономике и коннекторам iBasso питаю самые теплые чувства со времен их флагманского гибридного кабеля CB13. Замечательный кабель во всем, кроме особенно острой подверженности окислению. Кабель iBasso it07 укомплектован привычным переходником с 2,5мм балансного джека на 3,5мм небалансный. А для всего остального существует Mastercard DD HiFi с его 4,4-2,5мм адаптером. Или подобный комплектному переходник от самих же iBasso на Pentaconn.

Пустился во все тяжкие и опробовал iBasso it07 с высококлассной Халковской медью от Dunu. Комплектный кабель обеспечивает наушникам, пожалуй, их максимальное разрешение и сохраняет заложенную разработчиком сигнатуру. В то время как жирная медь от Dunu делает свое дело: звуку придается весомости во всем диапазоне. Отчего немного подчеркнутые низы и верха более заметно выделяются на фоне СЧ. Правда, это не всегда идет на пользу общей презентации. В результате наушники делают больше акцент на тембр, нежели на скорость и разрешение.

Комплектный кабель отличного качества и не только с точки зрения эргономики и внешнего вида. Целесообразность его замены – если только вы не ищите более жирного звука – крайне мала. Потому что мы ступим на территорию кабелей стоимость в 50-80% стоимости наушников. Однако.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА IBASSO IT07

Возможно, за девятсот долларов уже ждешь каких-нибудь изысков по части материалов. Например, керамики или покрытия драгоценными металлами. Но iBasso пошли по пути практичности и надежности. А еще гипоаллергенности. Как аллергик ставлю твердые пять баллов. Корпуса наушников выполнены из медицинской смолы. По своей сути медицинская смола – это та же эпоксидка. Только с учетом высоких требований отрасли по части отсутствия аллергических реакций и в целом безвредности. Кстати, эта смола часто производится на основе живицы. Например, ею, живицей, я замазываю спилы на ветках деревьев при их обрезке. 

Корпуса имеют анатомическую форму с явным референсом к кастомным моделям. Тут сказать особенно нечего. Прежде всего форма действительно удобная, наушники очень комфортно садятся в ушной канал, да и в раковине им совсем не тесно. Конечно, им далеко по части комфорта до Solstice или в принципе всего модельного ряда Empire Ears. Корпуса средних размеров. Сейчас производители научились прятать двузначные количества излучателей в небольшие корпуса. 

На корпусах, в их нижней части, находится пара компенсационных отверстий, дающих возможность “дышать” динамическому драйверу. Несмотря на пару отверстий, звукоизоляция у наушников средняя, не хуже подобных по посадке моделей. 

Похвалю сам облик наушников. Цвет тут даже не просто синий. Это не сплошная заливка ультрамарином. Фейсплейты и корпуса в целом демонстрируют отточенные навыки iBasso работать с материалом. Корпуса играют цветами и оттенками от бледно-голубого, почти белого, до темно-синего. На фейсплейтах  уже привычное “In tune”. В общем внешне и тактильно наушники доставляют удовольствие. Крайне приятны в руках, ушах и глазах. А красота, как мы заем, в глазах смотрящего.

Акриловые корпуса заканчиваются стальным звуководом, на конце которого на резьбе установлен сетчатый звуковой фильтр. И все насадки из моего арсенала садились плотно и не выпадали при снятии наушника. Как это было с полностью акриловыми it03. 

АКУСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ IBASSO IT07

Что касается исполнения наушников, то это гибриды. Цифра 07 в названии это не отсылка к Бонду или Финчеровскому х/ф “Семь”. Это указание количества излучателей. Так, в наушниках установлен 4-полосный кроссовер и 7 драйверов. Один динамический вуфер/среднечастотник и 3 пары сдвоенных арматур от Knowles, отвечающих за средние, верхние и ультра-высокие частоты. 

10-миллиметровый динамический излучатель использует в своей конструкции ту самую катушку Тесла, обеспечивающую высокий магнитный поток. Как результат высокая динамика и сохранение точности и максимального разрешения. Внутри корпуса построена система звуководов, которые производитель назвал “корневыми трубками”. Что-то в этом есть. Переплетение корней и густая крона. Под которой я подразумеваю звук. Все корневые трубки сводятся в сопло звуковода, имеющее коаксиальную структуру. 

iBasso в презентационных материалах особое внимание уделили кроссоверу. Производитель задекларировал, что в этом 4-полосном кроссовере используется не керамическая элементная база, а тонкопленочные конденсаторы и металлопленочные резисторы высокого класса. Чистая аудиофилия. Возможно, отчасти это и маркетинг, но звучание модели вышло когерентное и цельное. Поэтому упрекнуть в чем-то китайцев едва ли удастся. 

В заключение добавлю, что наушники получились достаточно скромные по требовательности к усилителю. Они имеют сопротивление 16 Ом и чувствительность 108 дБ. Как следствие, они прекрасно контролируются даже bt-ресиверами. Подключал их к FiiO BTR3 и FiiO BTR5 – мощности их было достаточно. Например, с плеером Lotoo paw 6000 и усилителем Centrance Dacportable (на низком гейне) ощутимого шума не было, оба источника дали черный фон.

ЗВУК IBASSO IT07

Общие впечатления будут касаться звучания iBasso it07 с серебристым фильтром. Влияние на звук двух других фильтров рассмотрим отдельно.

По общей подаче iBasso it07 тяготеют к нейтральности. Но все же имеют некоторые акценты и характер. От it04 наушники унаследовали слегка V-образную подачу, немного уводящую нас от аналитического представления в сторону эмоций и музыкальной презентации. Фирменный вовлекатор остался не тронут.

Низкие частоты очень аккуратно выделены. Не столько количественно, сколько приданием им дополнительной массы, а не объема, в первую очередь за счет самых нижних НЧ. При этом энергетическая подпитка также  коснулась верхних частот. Они заметно выделены, с явственным блеском и приятным шелестом, не переходящим границы разумного. 

В результате середина не то, чтобы остаётся где-то в глубине, но все же отходит на второй план. При этом оставаясь открытой, информативной, детализированной. СЧ все еще сохраняют эффект присутствия в поле нашего зрения. Или слуха. Пора уже назвать это слуховым зрением. Как у Марвеловского Сорвиголовы.

Наушники, несмотря на явный акцент на микродинамике, сохраняют цельность, общую динамичность и музыкальность подачи. Благодаря отчасти плотному и чуть округлому басу с хорошими затуханиями. 

СЦЕНА

Сцена широкая и довольно хорошо выстроена вглубь. Фильтры могут оказать влияние на формирование сцены. Особенно на то, как происходит разделение планов – их построение и наслоение. 

Образы органично и планомерно заполняют пространство, не оставляя места излишкам воздуха, тем самым обеспечивается плотный саунд и нескучная подача. Созданные музыкальные образы хорошо разделены, имеют четкие очертания. Когерентность наушников и отличные переходные характеристики на стыке нижних и средних частот, а также средних и верхних дают хорошую читаемость и перетекание звуков, без явных спадов и скрадывания партий. 

Построение сцены действительно грамотное. Оно идет по пути голлографизации представляемой картины. iBasso еще не достигли уровня хай-энд IEM в этом аспекте, но вертикальная презентация it07 уже на заметно более высоком уровне, нежели это было у модели iBasso it04.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

НЧ обладают приличной порцией массивности и хорошо обозначены. Они естественные, с быстрыми атаками и с не рекордной, но хорошей протяжностью. Причем, структура звука на стадии атаки сохраняет жесткость, характерную в том числе и для арматурных НЧ-излучателей. Но от атаки к затуханиям характер как будто бы меняется на более привычный динамический. В результате жесткие и быстрые атаки на НЧ переходят в плавные и чуть смягченные затухания с характерным динамическим низкочастотным тремором. Уши, привыкшие к арматурному басу или по-арматурному жестким НЧ Solaris SE, не могли пропустить этот характер НЧ iBasso it07. 

Как я уже писал, суб-бас заметно выделен, при этом отсутствует явственная подпитка мид-баса. За счет этого мы получаем довольно линейные НЧ с хорошей прозрачностью и передачей текстур по всему диапазоне. Как следствие, нижняя середина сохраняет свое позиционирование и роль в обеспечении плотности и массы средних частот в целом.

Технически НЧ хорошие. У них не предельное разрешение, но высокое, наушники тут демонстрируют уверенный контроль и хорошую наслаиваемость басовых партий. При этом они уходят действительно очень глубоко, тщательно наслаивая басовые слои. Чуть округлый бас с хорошими скоростными атаками и характерным динамическим послевкусием на затуханиях явно придется по вкусу адептам динамического звука или классических гибридных наушников.

Жанрово это универсальные низкие частоты. Они одинаково справляются как с оркестровой музыкой, так и джазом, электроникой и прочими стилями различной степени тяжести.

Трек с сочными низкими частотами и уходящими очень глубоко. iBasso it07 тут не сплоховали и отлично передали партии НЧ-секции, обеспечив полный контроль, не допуская гула или “съедания” нижней середины. Тут можно и поймать смягчение на затухании низких частот. Но это ни коим образом не сказывается на передаче рельефа. “Тело” баса не аморфное, мы получаем представление о рельефе и текстуре поверхности. Наушники подкармливают воображение звуковой информацией для формирования реалистичный образов.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Если середина и отведена в тыл, то не слишком сильно. Достаточно для обозначения презентации как легкой вэшки, но без ощущения провала в диапазоне. Наушники – образец того подхода к V-образной подаче, когда ты не думаешь о том, что продал душу дьяволу середину за сочный бас и звонкие верха. Она вроде и на месте, но особое внимание отведено именно краям диапазона.

Средние частоты обладают хорошей натуральностью, они естественны и прекрасно сбалансированы по массе и скорости. Переходные характеристики НЧ/СЧ-драйвера позволяют нижней середине и, как следствие, низким мужским голосам звучать полнокровно и с хорошей порцией динамики. В то же время практически бесшовная передача СЧ-ВЧ перехода лишает нас шанса на дискомфорт даже на очень ярких записях. 

Мне понравилось, как наушники подчеркивают вокал. Про мужской вокал я уже сказал, но и женский звучит выразительно и ясно. Во многом за счет открытой и прозрачной презентации верхней середины. Такая подача средних частот наполняет звук блеском, “хрустом” если хотите. Но ни разу за все время, что я слушал iBasso it07, не перейдя грани дозволеного. 

В средних частотах подкупает эта органичность и цельность с остальным диапазоном. При сравнении с условными Solaris или Andromeda может стать заметна легкая сглаженность диапазона. Но среди одноклассников iBasso it07 демонстрируют достаточно сочную и хорошо проработанную середину. По сравнению с прошлой моделью, для себя именно прогресс в области СЧ-регистра отмечу как наиболее знаковый. Большая телесность диапазона и натуральность пошла наушникам явно на пользу. 

Взрывной и динамичный трек, который иллюстрирует работу iBasso it07 по передаче эмоций. За счет хорошей отработки микродинамики наушники технично передают информацию среднечастотного регистра. Общая динамика композиции сохранена и воспроизведена достоверно. Высоко звучащая бас-гитара и соло-гитара прекрасно разделены в пространстве. Но в первую очередь отмечу сохранение целостности диапазона и общую музыкальность презентации средних частот. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Верха подсвечены и заметно выделены над средними частотами. Но сделано это аккуратно и со знанием дела. Нарастание акцентов происходит плавно, проблем с сибилянтами быть не должно от словам совсем. Верхняя середина открытая, ясная и четкая. Эти черты наследуют верхние частоты, добавляя немного яркости и толику очерченности. 

ВЧ подаются достаточно броско, эта дополнительная очерченность придает еще больше ясности и выразительности диапазону. “Тело” нот “толще” среднего, диапазон подкупает весомостью. Кое-где проскакивал небольшой окрас, металлизированный призвук. Но в процессе прослушки аудиотеки я так и не смог выловить какую-либо систематичность. Скорее подсвеченность диапазона и энергичность, помноженная на высокую микродинамику, передают те особенности записи и сведения (назовем это так), которые остаются за кадром при менее акцентированных ВЧ.

ВЧ открытые и хорошо контролируемы, они обладают хорошей протяжностью и достаточной насыщенностью в зоне обертонов, что обеспечивает приличную слоистость. В то же время требовательность к записи тоже высокая. Грязь на некачественных фонограммах хорошо заметна, как и те самые металлизированные призвуки. В целом на ВЧ-диапазоне хорошо заметен фирменный почерк iBasso, к которому мы привыкли в плеерах, выпускаемых компанией.

12-минутный прог-рок пассаж, перенасыщенный всевозможными инструментами в верхнем регистре. Наушники, помимо звенящий четкости и холодной ясности, обеспечивают вовлекающую эффектную презентацию с рассеиванием этих образов в пространстве. Перкуссии звучат очень натурально и насыщенно на обертонах. 

ФИЛЬТРЫ IBASSO IT07

Комплектными фильтрами можно немного оттюнинговать звук. Радикальных изменений не ждите, однако, они будут. Серебристый фильтр – нейтральный, грубо говоря, звук iBasso it07 как он есть. В предыдущем разделе описание велось именно с применением серебристых фильтров.

Если вам многовато баса или хочется более ровного тонального баланса, то вам подойдет золотой фильтр. Баса становится ощутимо меньше, но его количество скорее нормализуется, нежели становится недостаточным. При этом мы получаем почти мониторный звук, но с подчеркнутыми ВЧ, а также лучшую сепарацию образов. Презентация яркая и сверкающая, но еще более требовательная к качеству фонограммы. 

Черный фильтр немного притемняет, что логично, убирая акцент на верхних частотах. Сами ВЧ при этом становятся немного сглаженнее. Как результат, больше веса и интимности приобретают средние частоты. Сцена становится чуть компактнее, вокал немного выдвигается вперед. НЧ не то, чтоб захватывают наше внимание, но они явственно в центре композиции. Ведь им не противопоставлены ВЧ, как в случае с серебристым фильтром . Нашел такой вариант комфортным и хорошо сочетающимся со старыми записями. А также всякого рода поп-музыкой со свойственной ей компрессией верхних частот.

Решение с фильтрами не новое, но удобное и, главное, работает. Каждый сможет подстроить звучание с учетом источника (золотые фильтры + Dacportable – спасите мои уши!), материала и предпочтений.

О КОНКУРЕНТАХ

Но модель существует не в вакууме. Она существует среди других моделей сопоставимой стоимости. Если iBasso it04 чувствовали себя львами среди газелей в ценовом сегменте +/-500$, то с выпуском it07 компания ступила на достаточно опасную территорию, где самому легко стать добычей, ощутив уверенное смыкание челюстей на свои ягодицах.

Я вкратце пройдусь по возможным конкурентам iBasso it07, выразив свое субъективное мнение. Коснусь лишь о тех из них, с которыми я знаком достаточно для таких суждений. За сопоставимый ценник можно приобрести: Dunu DK4001, Campfire Audio Vega 2020, A&K AK T9iE, Kinera Odin, Meze Rai Penta, HiFiMan Re800. Ничего так конкуренция. Со всеми этими моделями сравнить не смогу, так как не слышал некоторые из них. 

CAMPFIRE AUDIO VEGA 2020 VS IBASSO IT07

Vega 2020 имеет совершенно другой почерк, это чистопородная динама с упором на низкие частоты и менее ярким верхом. У Vega 2020 больше акцента сделано на макродинамику и масштабирование образов идет на их увеличение. Размашистая, довольно мягкая и монументальная презентация на фоне более техничной и вариативной у iBasso it07. Пространство плотнее и компактнее, it07 дает больше воздуха и блеска.

CAMPFIRE AUDIO ANDROMEDA VS IBASSO IT07

Andromeda имеет более эффектную постановку. Середина сочнее и техничнее, верха детальнее и протяжнее. Сцена объемнее и обладает неоспоримой трехмерностью. Низ – не сухой, но с арматурной “ДНК”. Мне немного не хватало массы (решается подбором кабеля), но я очень высоко ценил ту текстурность, которую обеспечивали мои Andromeda. 

Сравнение ibasso it07 с Campfire Andromeda

CAMPFIRE AUDIO DORADO 2020 VS IBASSO IT07

Dorado 2020 имеет ярко выраженную V-образную подачу. Они более фановые, драйвовые. iBasso it07 тут берет скорее техничностью, чем эффектностью. Dorado 2020 получились у Campfire крайне вкусными и не рассматривать эту модель невозможно. Особенно если вас привлекает драйвовая и вовлекающая подача. На средних частотах it07 звучат взрослее, а также более скрупулезно строят сцену в глубь. В свою очередь у Dorado 2020 впечатляющая производительность на низких и верхних частотах. В целом они по подаче напоминают Solaris. 

Сравнение ibasso it07 с Campfire Audio Dorado 2020

CAMPFIRE AUDIO SOLARIS VS IBASSO IT07

Solaris. iBasso it07 чуть суше на НЧ и более сбалансированы относительно верхнего диапазона. Технически Solaris дает более высокое разрешение наверху. Сцена простирается шире, глубже и заметно более вытянутая по высоте. Но и чуть подкрашивает звук, делая его слаще. Все недостатки первой версии исправили в SE. Но это уже далеко за гранью бюджета, рассматриваемого здесь. В целом презентация у обеих моделей похожа. Но it07 ближе к нейтральности и естественности, чем Solaris.

Сравнение ibasso it07 с Campfire Audio Solaris

IBASSO IT04 VS IBASSO IT07

Ну и сравним с iBasso it04. Честно говоря, меня в свое время it04 не зацепили. В случае с it07 я могу отметить уверенный прогресс iBasso. Которых все еще воспринимаю в первую очередь как производителя отличных плееров. Первое, что отмечу, это более динамичная и эмоциональная презентация средних частот. Помимо живой подачи и более высокого разрешения, китайцы добились лучшей проработки разделения инструментов и планов. НЧ у it07 жестче, собраннее, имеют больше напора, плотности и агрессии. Они глубже и хорошо эшелонированы. Заметно выросла передача текстур. ВЧ iBasso it07 прибавили ясности, прозрачности и блеска, стали воздушнее, выразительнее, ощутимо прибавили в протяжности. Будь я поклонником прошлой модели, непременно добавил в список желаний it07. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

iBasso с новой моделью гибридных флагманов it07 показали, что за два с лишним года с момента выхода it04 они не сидели на попе ровно, а работали. В результате, они смогли выдать заметно превосходящую it04 по всем параметрам модель iBasso it07. А также и замахнуться с ней на начальный топ-сегмент – +/-900$. И небезосновательно. Я не могу сказать, что им в этом сегменте будет отведена роль главного хищника. Как это было с моделью it04 в ее ценовой страте. Но и пасти задних они точно не будут.

По причине того, что плееры и усилители бренда добились неоспоримого успеха, за годы работы iBasso обросли полноценной армией фанатов. Хотя чего там скрывать, и хейтеров тоже. Но с каждой новой моделью китайцы заставляют все более уверенно говорить о себе еще и как о важном игроке на рынке наушников. Причем, не только IEM. Недавние SR2 также снискали немало хвалебных ревью. 

Остается надеяться, что ничто не помешает развивать iBasso свои идеи. А ведь они у компании есть, как это видно их четко прослеживающегося понимания СВОЕГО звука.