ВСТУПЛЕНИЕ

Люблю начинать что-то новое. Точнее, не так. Люблю чувство, которое возникает, когда приступаешь к чему-то новому. А так – любое начало это прежде всего труд. Но в данном случае – приятный, без пота и мозолей. Отчасти знакомство с Fir Audio было начато еще во время обзорно-ознакомительного текста по троице моделей 64 Audio. Далее я объясню, почему.

Спойлер: в моем распоряжении оказались не только модели из заголовка. А вся линейка. Поэтому этот текст – открывающий цикл публикаций про продукцию Fir Audio. Прочитал про себя и понял, что это звучит как будто я пишу не про наушники, а про растление мальчиков священниками или коррупцию в высших эшелонах власти. Но “цикл публикаций” звучит солидно, а посему – пусть так и будет.

Fir Audio – еще одни представители американского рынка портативной аудиотехники. А к соответствующей звездно-полосатой продукции я питаю некоторую слабость. В далекие времена про таких, как я, сказали бы, что они продадут Родину за американские наушники. Ну это как еще посмотреть. Но от отдельных образчиков Empire Ears и Campfire Audio, как вы знаете, я прихожу в особенно возвышенное расположение духа.

Станет ли Fir Audio еще одной американской компанией производителем наушников, чей звук оставит пару новых рубцов на чутком сердце аудиофила? За три текста, думаю, мы узнаем ответ на этот вопрос.

ПРО FIR AUDIO

В целом выход Fir Audio на рынок Украины – решение ожидаемое, логичное и, пожалуй, неотвратимое. Потому что за Fir Audio, как и за 64 Audio, стоят наши. Компания – как и в случае с “шестидесятниками” – детище украинских эмигрантов. Увы, здесь нет неуместной гордости за страну. Она, напротив, сделала все возможное, чтобы талантливые и деловитые люди ее покинули. Здесь это лишь констатация интересного факта.

А вот другой интересный факт, заслуживающий внимания, это то, что за созданием Fir Audio стоит все та же семья Белоножко. Да, это та же семья, что и олицетворяет упомянутые 64 Audio. А конкретно Богдан Белоножко. 

Стояв у истоков 64 Audio (тогда еще 1964 ears) в 2010 году, в 2018 Богдан создал свою собственную компанию, занимающуюся высококлассным аудио. Хотел пошутить про “…с карточными играми и женщинами низкой социальной ответственности”, но оставлю это на уровне недосказанности. 

…И не только аудио. О необычных и интересных решениях, присутствующих в ассортименте Fir Audio, мы еще поговорим. Но основное направление деятельности компании – высококлассные профессиональные и аудиофильские внутриканальные мониторы. В первую очередь – кастомные. На то есть специальный конструктор на сайте Fir Audio, который позволяет до мелочей продумать дизайн ваших будущих мониторов.

Профессиональная направленность видна во всем. Прежде всего в том, что производитель подчеркивает, каким именно пользователям будет интересна та или иная модель. Разумеется, это не догма, и серединистые M4 могут тронуть даже черствое сердце бас-гитариста. Или ударника. Хотя нет, у этих сердца нет вообще.

В целом, причины раздела команды Белоножко для нас не важны. Важно другое – Fir Audio, образовавшийся в итоге, дал нам еще больше интересных решений на рынке iem. С одной стороны используя кое-какие принципиальные наработки времен работы Богдана в 64 Audio. При этом только на основании собственных патентов. С другой – стараясь быть предельно не похожими на “шестидесятников”. 

Касаемо первого я хотел бы поговорить в отдельном разделе, кратко пройдясь по тем технологиям, что будут представлены в пятерке наушников Fir Audio. А по поводу второго все просто. Если 64 Audio – это прежде всего арматурная многодрайверность. За редким исключением. То Fir Audio пошли по пути “гибридизации”. Весь модельный ряд компании – сплошь гибриды. Во всех моделях на НЧ трудится один единственный излучатель, динамический. Да еще при поддержке собственной технологии Tactile bass driver. А старшая модель, великолепные M5, еще и трибрид. С электростатическим драйвером на верхних ВЧ. При этом количество излучателей даже у старшей модели не превышает пяти. Сколько там в старших 64 Audio, 18? Вот я об этом.

Компания даже по меркам портативного Hi-Fi молодая. Но имеющаяся линейка, простирающаяся до hi-end сегмента и уверенно себя в нем чувствующая, говорит о том, что, несмотря на совсем юный возраст, Fir Audio – это серьезный игрок на рынке. И продукцию компании нам, аудиофилам, стоит придать тщательнейшему изучению. Любопытства ради и апгрейда для. 

ТЕХНОЛОГИИ FIR AUDIO

В тексте про 64 Audio я довольно много внимания уделил технологическому багажу компании. Потому как все наработки в различных комбинациях представлены в модельном ряду. И здесь тоже я попрошу вашего внимания, чтобы поведать о том, за счет чего Fir Audio добивается успеха на своей ниве. 

Если у вас будет ощущение deja vu, то таки да. Технологические решения Fir Audio перекликаются с аналогичными от 64 Audio. Это скорее логично, чем нет. Во всяком случае любые совпадения укладываются в рамки крайне жесткого авторского права США. Там иначе не бывает.

БЕСКАМЕРНЫЙ ДИЗАЙН FIR AUDIO

Сам производитель называет это DAA (direct aperture acoustics) или прямой акустической апертурой. Апертура – близкое понятие для тех, кто по долгу службы или в порядке хобби, связан с фотоаппаратурой. В данном случае это уместно – апертура или диафрагма в объективе фотокамеры служит “окном” пропускающим свет на матрицу. Степень ее открытости определяет количество светового потока, попавшего на нее. Конкретно с наушниками это работает чуть иначе. У моделей Fir Audio нет отдельных объемов внутри корпуса для работы конкретных драйверов или их сочетаний. Грубо говоря, сам корпус – и есть та единственная акустическая камера, в объеме которой работают драйвера. 

В результате звук, рождаясь внутри корпуса наушника, попадает прямиком через звуковод наушника в ушной канал. Минуя каналы звуковых трубок, как это принято у других производителей. По заявлениям Fir Audio, такой подход позволяет получить наиболее естественное звучание, “как есть”. 

TACTILE BASS DRIVER

Дословный перевод, пожалуй, наиболее точно передает работу как самой технологии, так и характер низких частот, свойственный наушникам Fir Audio. “Тактильный басовый драйвер”. Чтобы обеспечить реалистичную осязаемость низкочастотного диапазона и при этом не перегрузить слух, был применен специально разработанный драйвер. К сожалению, информация о диаметре его мембраны отсутствует. Хотя по сути она не несет никакой смысловой нагрузки. Иногда 8мм вдувают низов больше, чем 10мм. А это не просто 2 мм разницы в диаметре, а двукратная разница в площади излучателя.

Но в понимании Fir Audio одного драйвера мало для той самой осязаемости, тактильности. В смысле, не одной его штуки, а только лишь драйвера. В наушниках Fir Audio технология Tactile bass driver подразумевает, что сам корпус должен иметь отдачу по низам. Напрашивается аналогия с излучателем с костной проводимостью у UM Mest, но тут ее нет. Но, если у последних пластины драйвера в керамической “рубашке” располагались на обратной стороне фейсплейта, то у Fir Audio динамический излучатель гнездится на противоположной стенке корпуса. То есть не имеет явного направления в сопло звуковода. У Mest это решение продиктовано спецификой костной проводимости и необходимостью обеспечить проведение колебаний по всему корпусу. У Fir Audio такой ход призван также задействовать корпус наушника. В презентационных материалах производителя это обозначается как chassis acts like transducer. Буквально корпус выступает в роли преобразователя или проводника. 

ATOM VENT SYSTEM

Вот оно, то самое deja vu. Принцип технологии Air Transferring Open Module лежит в работе по компенсации воздушного давления, создаваемого в замкнутом объеме. Объеме звуковой камеры наушника и ушного канала. Во время воспроизведения звука звуковые волны и генерируемые динамическим излучателем потоки воздуха создают избыточное давление. Во-первых, чисто с точки зрения работы драйвера это приводит к дополнительному демпфированию. Некоторый вакуум (а говорят, что наушники не вакуумные! Что вы скажете на это?), образовавшийся из-за этого давления, влияет на движение звуковой катушки и мембраны. Нарушается естественная плавность поступательно-возвратных движений драйвера. При нарушении естественности движения нарушается, как следствие, естественность воспроизводимого звука. Отсюда неточность и искажения. 

Во-вторых, чисто с точки зрения физиологии созданный внутри ушного канала вакуум не есть естественным положением для слуховой системы. Давление, оказываемой на перепонку, дает сигнал нервной системе, являясь, иными словами, стрессом для нее. В результате, парасимпатическая нервная система снижает чувствительность слухового нерва, чтобы снизить “давление” на всю систему. Но наше сознание, привыкшее к логике и последовательности, воспринимает это как сигнал добавить громкости. В результате наступает слуховое утомление. При таком постоянном стрессе для органов слуха неизбежны проблемы со слухом. А потому придерживайтесь простых правил эксплуатации наушников. Как внутриканальных, так и полноразмерных.

Как Fir Audio решает проблему давления воздуха и последующего слухового утомления? У гнезда для подключения кабеля находится сразу два вентиляционных отверстия. То, которое находится на внутренней стороне наушника, – обычное. Второе отверстие и есть компенсационный клапан системы ATOM. Клапан при превышении заданного уровня воздушного давления дает излишка воздуха покинуть замкнутую акустическую камеру. В результате этого давление внутри ушного канала, производимое на барабанную перепонку, нормализуется. Это обеспечивает возможность длительных сессий в наушниках во время студийной работы. Кроме того отлично вписывается в сценарий живых выступлений. Где уровень звукового давления по понятным причинам выше привычного. В любом случае, не злоупотребляйте и делайте перерыв, какими бы “прокачанными” по этой части ни были ваши наушники. 

DIRECT BORE

Технология Direct bore или технология “прямого канала” подразумевает два момента. Во-первых, ВЧ драйвера размещаются не в глубине корпуса, откуда по трубкам звуковой сигнал поступает в звуковод наушника. Как это уже понятно, такой путь – не для Fir Audio. Тут ВЧ излучатели (у M5, помимо арматуры, это еще и электростат) размещены непосредственно в звуководе. 

Во-вторых, сами излучатели, отвечающие за ВЧ-диапазон, не имеют носика. Помните tia-драйвера у 64 Audio? Принцип примерно такой же. Без носика такой драйвер может обеспечить более свободное движение большего количества воздуха. Тем самым придав насыщенное и естественное звучание диапазону. Если направить на защитную сеточку звуковода источник света, то будет четко виден корпус излучателя. Так что тут Fir Audio не соврали. 

RCX КОННЕКТОРЫ FIR AUDIO

Производитель при заказе на официальном сайте позволяет выбрать тип коннектора. Помимо привычного mmcx, Fir Audio устанавливает на свои наушники проприетарный разъем rcx. По сути – это тот же mmcx, но с прямоугольным гнездом. Он довольно приятно коннектится и разъединяется, а также препятствует повороту кабеля в гнезде наушника. С другой стороны использование стороннего кабеля вызовет некоторое затруднение. А я вас знаю, купите M5 и помчитесь за топовым проводником. Хотя почему помчитесь, он у вас наверняка уже есть. Так ведь?

АКСЕССУАРЫ ДЛЯ НАУШНИКОВ ОТ FIR AUDIO

О! Это могло бы стать темой отдельной публикации. Вот как вы, к примеру, сушите наушники? Не секрет, что при длительном ношении образуется конденсат. И даже если его не видно, то в целом влажность повышается, что нехорошо для излучателей. Я просто иногда кладу наушники на ночь в кейс, где лежит полтора десятка пакетиков силикагеля. Если вы аудиофил и женаты, то вылавливание их из обувных коробок супруги должно стать своего рода ритуалом. Производитель предлагает сразу два решения, подешевле и подороже, чтобы этот процесс ускорить и оптимизировать по результату. Настоящая сушилка для наушников! Сколько идей, сколько возможностей. Уверен, что каждый из нас в быту нашел бы, что еще можно подсушить.

Кроме сушилки для наушников, у Fir Audio есть фирменный пылесос, и снова – даже два! Это миниатюрный аппарат для чистки наушников. Конечно, в основном он ориентирован на кастомы и звукоинженеров. Тех, кому приходится ухаживать за целым парком наушников артистов или режиссеров. Пылесос позволяет производить чистку быстро и качественно. И даже удалять крупные частицы, попавшие в канал. Тут важно не перестараться, чтобы вместе с сором не вытащить и излучатель. Интересно, в инструкции производитель не предостерегает от чистки ушей посредством пылесоса? 

Еще у Fir Audio есть спецальное устройство для тестирования кабелей на неисправность. Он автономен, поддерживает все имеющиеся на сегодня разъемы, включая 4-пиновый от JH/UM, и оснащен 2,5, 3,5 и 4,4мм гнездами. Опять таки штука сугубо ориентированная на профессиональное применение. Она позволяет сразу определить источник проблемы – кабель это или наушники. 

Но самая милота – это стетоскоп. Он так и называется IEM doctor. Он нужен, чтобы лечить “заболевшие” наушники. Помогает поймать искажения, разбаланс каналов и неисправность излучателей. Он по форме своей действительно напоминает стетоскоп, только лишен основной его части – головы. Тут шланг просто надевается на звуковод. А дальше – все как в медицине. Дышите, не дышите. Точнее, играйте, не играйте. 

Кроме того, у Fir Audio есть линейка кабелей. Но о ней – в разделе о комплектации наушников. Все-таки без стетоскопа и пылесоса аудиофил может обойтись, а вот без кабеля – никак.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ FIR AUDIO

Наушники Fir Audio поставляются в компактной коробке, формой и размерами напоминающую таковую для смартфона. Плотный картон покрыт темно серой, почти черной бумагой обильно текстурированной блестками. На крышке изображен логотип Fir Audio с исходящими от него лучами и кругами. Для идентификации содержимого по коробке служит глянцевая наклейка с названием модели. Она наклеена на нижний угол крышки, поэтому видна и с нижнего торца, и сверху. 

Логотип выполнен тиснением под золото. Поэтому под прямым источником света это “золото” и блестки довольно живо смотрится. Возможно, не самая впечатляющая с точки зрения маркетинга упаковка. Но дизайн довольно милый и приятный глазу. Сам логотип – заячьи уши. К сожалению, о его “символогии” нам ничего неведомо. Но, наткнувшись недавно (случайно!) на сентябрьский выпуск Playboy, я, кажется, понял, откуда растут у этого зайца уши.

Под крышкой нас ждет самое главное – инструкция. Иначе правильно посадить каушники, а также разобраться с кабелем и насадками не выйдет. На ней также присутствует короткое послание от производителя и девиз компании – Roots run deep. Он сошел бы и за название блюзового альбома, не находите?

Далее на пенополистирольном ложементе они – наушники. Я не пишу, какие именно, потому что наружное убранство у них общее. Кабель – тут же.  Кейс для хранения и гарантийная карта. К слову, гарантию Fir Audio на все свои наушники дает на 36 месяцев. Кейс – такая же “шайба”, как и у 64 Audio. Сделан из черной кожи и микрофибры. Внутри нас ждет скромный набор из 5 пар насадок: пенок, трех пар однофланцевых силиконовых и одной пары двухфланцевых. Также здесь найдется щеточка для чистки наушников. 

КАБЕЛЬ FIR AUDIO 

Производитель на сайте позволяет до мелочей продумать дизайн кабеля. Но кроме выбора коннекторов, сплиттера, джека и оплетки, можно выбрать материал. Так, доступны варианты Scorpion – бескислородная посеребренная медь калибра 26 AWG – и Scorpion-C – чистая медь того же калибра. Оба кабеля представляют собой плетение 8 проводников. За счет 8-проводниковой структуры и качественного сдвоенного плетения кабель получается очень мягким. Он не запутывается, не “пружинит” и не имеет микрофонного эффекта. 

Fir Audio M2 ко мне попал с вариантом кабеля Scorpion-C. Этот кабель доступен в двух цветах. В коричневом (на сайте Fir Audio он назван “виски”) и в черном сатине. То бишь в полуглянце. Кабель оснащен коннекторами mmcx и 3,5мм джеком.

Fir Audio M3, наоборот, приехал с посеребренным Scorpion. С учетом недавнего выхода нового фильма по вселенной Mortal Kombat такой нейминг становится вдвойне забавнее. А за кого вы играли в детстве – за Scorpion’а или за Subzero? А вот M3 приехал уже с кабелем на фирменных разъемах rcx. И с 2,5мм джеком.

Оба кабеля одинаково превосходно показали себя в ношении. У заушин нет эффекта памяти, тут используется прозрачная термоусадка. Кстати, M3 были как раз на разъемах rcx. Зато mmcx на остальных Fir Audio прекрасно сочетались не только с моими кабелями, но и с Thor Silver II от Effect Audio, подключенному по адаптерам conX

ДИЗАЙН FIR AUDIO M2 И M3

В плане дизайна универсальных моделей Fir Audio весьма аскетичны. Форма корпусов универсальных моделей одна. Это каплевидное тело, средней величины, с достаточно длинным носиком. Наушники не имеют ярко выраженной анатомической формы, однако, при этом лишены острых граней и углов. Этот факт и небольшие размеры дают хорошую эргономику и удобную посадку. 

Что касается насадок, то я использовал преимущественно Spiral Dot++. Но и с Final Audio было также неплохо как в плане комфорта, так и по акустической части. Эти насадки слегка подчеркнули бас, что кому-то может даже прийтись по вкусу. 

Корпуса – черные, матовые из анодированного алюминия. M2 получили серебристый окрас, отражающий падающий на него свет. M3 – чисто серые, матовые. Такой цвет еще принято называть gun metal. Оформление универсальных моделей, как я уже сказал, аскетично. На правой наушнике красуется название модели, на левом – логотип в виде заячьих ушей. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ FIR AUDIO M2 И M3

Обе модели имеют импеданс 16 Ом и чувствительность на уровне 115 дБ на 1мВт. Обе модели не имели проблем с шумом не только с Lotoo, но с очень шумным на высоком гейне Dacportable. Очевидно, что “качнуть” наушники получится и смартфоном, но делать это я рекомендовать конечно же не буду. 

Что касается внутреннего мира, то обе модели – естественно – гибридные. Цифра в названии модели недвусмысленно говорит о количестве излучателей. Соответственно, у M2 – два. Динамический и один со сбалансированным якорем. Об эффективных диапазонах мнения разошлись хотя бы даже на уровне сайта самого производителя. Описание модели говорит о том, что динамик отвечает за низ и середину, а на изображении указаны только низкие частоты. Думаю, истина где-то между. Скорее всего оба излучателя покрывают диапазон СЧ. Что и дает то V-образное звучание, которое имеет модель.

С Fir M3 все чуть проще. Тут излучателя уже три, и каждый отвечает за определенный диапазон. Соответственно, динамик – за низ, а две арматуры – за середину и верхние частоты. Разница в акустическом исполнении моделей в принципе коррелируется с их итоговым звучанием.

ЗВУК FIR AUDIO M2 И M3

Честь открывать основной раздел Fir’овского цикла будет возложена на модель M2, вопреки ее младшему статусу. Будучи младшей моделью, казалось бы, спрос с M2 должен быть соответствующим. Но нет, на нашем рынке эта модель открывает сегмент 20+ тыс., а потому к ней предъявляются определенные требования.

Fir Audio M2 – это очень характерный V-образный гибрид. Который либо нравится вам до нездорового блеска в глазах, либо вызывает желание поскорее перейти к следующей модели. Если говорить обо мне, то мое мнение изменилось о наушниках при первой же смене источника. Сразу скажу – им просто необходим нейтральный источник, суховатый, где-то аналитичный, дающий предельно собранный звук. Потому что характер НЧ басовика совсем в моем понимании не ужился с манерой Lotoo играть низкие частоты размашисто и мягко. При этом наделяя доброй порцией тепла и веса.

Зато свою истинную природу наушники прекрасно показали с Dacportable. Это веселая V-шка, не лишенная уравновешенности где надо, и умеющая держать себя в руках. Главное – обуздать весьма и весьма “тактильные” НЧ наушников. Теплые НЧ с хорошей массой, глубокие и с добротным тональным “продолжением” отлично контрастируют с подвздернутыми ВСЧ и умеренно яркими ВЧ. Если низ подан с уклоном в массу, то остальной диапазон, скорее, в дополнительную энергичность. Чего, правда, нельзя сказать об области нижней середины и вокального диапазона. Но обо всем этом – далее.

Fir Audio M3 выступают как будто “работой над ошибками”. Это уже более сбалансированный звук. Эмоционально наушники находятся на одном уровне с развеселыми M2, даже количественно НЧ едва ли меньше. Но верха и низы заметно лучше уравновешены со средними частотами. Нижняя середина выразительнее и тактильно ощутимее. При этом верхняя середина, хоть и игристая что твой брют, все-таки уже воспринимается в более спокойном ключе. Косметический тюнинг верхних и нижних частот дополнен приданием солидности и убедительности среднечастотному диапазону. В частности низко звучащий вокал получил тот самый “грудной” характер и толику интимности в своей презентации. 

СЦЕНА FIR AUDIO M2 И M3

Но что роднит обе модели, так это отличная сцена и работа по разделению планов. А откровенно V-шные M2 вообще звучат неожиданно масштабно. Да, от наушников с подобным тюнингом охотно ждешь звука с полноценным ощущением глубины. Но, честно говоря, столь широкой панорамы от них не ждал. Если к тональному балансу и телесности верхней половины спектра у меня были вопросы, то вот к сцене – нет. 

M2 звучат заметно шире и глубже среднего. Сцена ощутимо выходит за пределы головы и хорошо строится вглубь. Каждый образ – на своем месте. Чему не мешает даже явно доминирующие низкие частоты. Вокал подается в очень сдержанной манере, без попытки как-то специально подчеркнуть его или выдвинуть вперед.  

M3 сохраняют масштабную подачу младшей модели, но при этом демонстрируют более классное разделение образов, особенно в области средних частот. Сцена больше строится не от абстрактных величин ширины и глубины, а от более ярко подчеркнутого разделения планов и лучшей визуализации в пространстве. В общем и целом сцена – одно из сильнейших сторон Fir Audio в начальном сегменте. Как бы странно “начальный сегмент” не звучал по отношению к наушникам, чья цена крутится вокруг отметки в 1000$.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ FIR AUDIO M2 И M3

Как уже было сказано, M2 – это заметно выраженная V-шка. А это значит, что баса тут не то, чтобы много, но он заметно подчеркнут и выделен как количественно, так и по массе. Я уже говорил про сочетаемость источников. Насколько неудачно M2 не спелись с Lotoo paw 6000, настолько задорная и по-хорошему музыкальная связочка вышла у наушников с Dacportable. Все дело в том, что Lotoo самому свойственно это наделение массой и подчеркивание нижних частот с сопутствующим “согреванием” диапазона. То есть, говоря простыми словами, мы получили масло масляное.

Но другое дело с Dacportable. НЧ хороши по разрешению и очень радуют по своей протяжности. Это неожиданно собранный плотный бас, с той самой тактильностью и осязаемостью, о которой вещают Fir Audio. Низ уходит довольно глубоко, приближаясь к эталонным в этом плане моделям. Конечно, до гибридных топов по разрешению M2 далеко, но НЧ тут действительно технически хороши. Они могут передавать хлесткость, панч, приятно массируя перепонки. А могут и воссоздать эффект “зыбучих песков” от колебания самых нижних частот, когда кажется будто тонешь в практически осязаемых звуковых волнах. И эту мобильность, и эту практически статичность диапазона наушники передают на “ура”. 

Другое дело, что НЧ сильно зависимы от источника. Я бы очень рекомендовал M2 не только барабанщикам и басистам, как пишут Fir Audio у себя на сайте. Я бы рекомендовал их в первую очередь обладателям очень техничных и нейтральных источников, способных на великолепный контроль НЧ. При сочетании этих двух условий M2 могут действительно впечатлить на низах и звучать предельно захватывающе. Причем, это касается не только “живых” инструментов, акустических или электрических. Это касается еще и электроники, которой эта нейтральность зачастую не идет на пользу. Отдельно похвалю чуть форсированную область суб-баса. Очень качественная передача текстур в самом нижнем слое и классная басовая многоуровневость. Мид при этом подчеркнут скорее по артикуляции, чем по массе. 

M3 – пример того, почему нельзя говорить о НЧ с отвязкой от прочего диапазона. За счет соотносимости с среднечастотным диапазоном количественно нижних частот ощущается меньше. Хотя если послушать записи, где аранжировка строится на линии баса, то M3 едва ли продуцируют меньше НЧ. Однако, подача самих НЧ меняется. Форсирование суб-баса слегка уходит на второй план, сохраняя прекрасную прозрачность диапазона. Вместо этого подчеркнуть текстуры перемещается выше, в область среднего баса. По-своему эффектная подача помноженная (именно так!) на транзиентность мид-баса и нижних сч дают более высокий класс звучания. 

Именно так, переходные процессы на M3 на стыке баса и середине – это их киллер фича в отношении младшей модели. Даже на правильно подобранном источнике. Тут M3 целиком и полностью оправдывает разницу в цене. Этот провал, который есть у M2 на нижней середине, сильно обделяет нас в сатурации звука. M3 здесь звучат подчеркнуто энергично и – внезапно – осязаемее. Соответственно, в сравнении с M2 НЧ ощущаются не то, что бы техничнее. Скорее, более цельными и уравновешенными. Да, сочные эффектные низы с жирным суб-басом – это действительно звучит захватывающе. Но местами нужен такой же сочный мид, и доминирование нижних НЧ слегка ломает тембральную вертикаль. Так, незначительно, но достаточно, чтобы заметить не фальш, нет, а какую-то суррогатность. Мне, как не басхеду, но аудиофилу, которому не чужд раскатистый мощный бас, презентация M3 на низких частотах ближе. 

Один из тех треков, где “искривление” тембральной вертикали если не ломает весь строй, то вредит восприятию образов. Невероятное трио Хироми Уэхары в составе ударных, контрабаса и клавишных звучит так, как будто GoGo Penguin захотели играть, как Metallica времен Master of Puppets. На M2 контрабасу отводится куда более весомая роль, ноты звучат жирно, глубоко и связка даже с нейтральным источником форсирует эту глубину, направляя тембральный штурвал буквально “в штопор”. Фантастическая Хироми с ее роялем словно растворяется в этом жирном бульоне из контрабаса и бас-бочки. 

На M3 ситуация меняется. Богатейшая тембральная палитра рояля, ее самые нижние регистры, получается существенную подпитку от более насыщенной середины. И не менее плотный и телесный бас M3 воспринимается не таким доминатором. Практически, можно говорить о лучшей уравновешенности диапазона, отчего сильно выигрывает общая презентация. Тот случай, когда одинаково великолепны и партия контрабаса, и партия клавишных. Каждая по-своему, и каждой отведено должное внимание. 

Тут совершенно другой кейс. M2 с их акцентом на НЧ подает композицию в чуть иной манере. И, скажу вам, это добавляет энергичности, драйва и существенную дозу эмоций. Да, M3 прекрасно разделяет планы и отрабатывает контрасты. Про партию гитары Зака Уайлда я вообще молчу. Но, черт возьми, каков бас в этой композиции. Тут еще вопрос ностальгии – эта песня была заслушана до дыр на кассетной пленке со старой магнитолы. И сейчас, спустя 25 лет, это заставляет оживать самые дальние, давно отмершие уголки души. И M2 тут – самый настоящий дифибриллятор.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ FIR AUDIO M2 И M3

Сюрприз-сюрприз, у M2 СЧ отведены на второй план. Да, это ни в коем случае не кривая V-шка, где между низом и верхом цельный Пятигорский провал. Но есть явная второплановость середины, в особенности нижней. 

СЧ умеренно техничны, разделение инструментов на должном уровне, однако, этот диапазон скорее склонен к подчеркиванию макроконтрастов. Он подан чуть гладко, со смягчением пиков и углов. Более комфортная и расслабленная подача, хорошо подходящая для нетребовательной по части точности передачи нюансов исполнения музыки. Заметен теплый в общем характер подачи средних частот.

Так, на The Alan Parsons Project – Genesis Ch. 1, V.32 это хорошо сочетается с электронными НЧ и в общем плавной и текучей подачей в композиции. Такой характер средних частот довольно органичен и позволяет увязать электронную часть аранжировки с “электрической”. 

Однако, когда в дело вступает гитарное соло, макродинамика, ее превалирование, чуть оттеняет его. M3 в свою очередь будто снимают с него пелену и сильнее подчеркивают контраст образов. Образов гитары, духовых и скрипки, звучащей на втором-третьем плане. M2 же за счет заметного роста звукового давления на верхних средних частотах подает эти духовые в более пикантной манере. Тут уже о мягкости и сглаженности говорить не приходится. В итоге мы имеем относительно мягкий среднечастотный диапазон и открытую и яркую верхнюю середину. Такая подача добавляет ощущение истонченности тембра, его хрупкости, но практически ледяного блеска. Верхняя середина буквально воспаряет над остальным диапазоном, обладая заметно более выраженной воздушностью. 

Вокал на M2 вызвал двоякое впечатление. С одной стороны мужским или просто низким голосам несколько не хватает убедительности. Дело даже не в телесности вокала, а в тембральной легкости. С другой – высокие голоса, напротив, сверх меры убедительны и подчеркнуты. Причем, у M3 вокал подчеркнут в целом. Но если старшая модель добивается этого буквально очерчиванием образа вокалиста, очень тонкой передачей нюансов и лучшим разделением на СЧ, то M2 скорее просто делает его чуть более навязчивым. 

Fir Audio M3 обладают куда более телесными нижними СЧ. Тут уже доминируют другие вещи. Прежде всего прозрачность, выразительность подачи и подчеркивание контрастов. И, разумеется, разделение инструментов. В этом плане Fir Audio демонстрируют отличный баланс техничной презентации и общей музыкальности. Они не стремятся сепарировать образы, но четкими линиями обозначают их границы, не лишая целостности композиции. Та самая транзиентность низа и середины тут представлена в лучшем виде. 

“Португальцы” (группа родом из Аляски) – одна из наиболее интересных современных групп. Гитарная партия и вокал Джона Гурли (своими усами он не перестает мне напоминать мистера Гарви из “Милые кости”) заметно лучше разведены в плоскостях на M3. При этом Fir Audio M2 звучит на середине явно теплее и более слитно. Сам вокал интереснее на M3. В качестве мониторов Fir Audio M2 – точно не для тружеников микрофона. 

Однако, следует отметить, что с высоким женским вокалом, таким, как у Флоренс Уэлч, Fir Audio M3 могут достигать предела эффектности. Конечно, до определения “яркие” наушники не дотягивают совсем немного. Но определенный подъем тут есть, хоть и не такой явный, как V-образных M2. Но все равно возникает непреодолимое желание подпевать Флоренс – “Say my name!”. Нет, это не про Хайзенберга. 

Если M3 очень классно передают драйв средних частот, то M2 скорее делают это за счет общей макродинамики. И M2 могут отыскать и вытащить этот драйв даже там, где его нет. Такие вот развеселые наушники среди прочих достаточно нейтральных. 

Fir Audio M2 на верхней середине бывает излишне пикантен в том, что касается насыщения тембра и передачи атак. M3 за счет общей линейности середины сохраняет эмоциональное равновесие. Однако, M3 – это не менее эмоциональные наушники, но умеющие лучше управлять этими эмоциями. Технически Fir Audio M3 интереснее – разделение, разрешение на их стороне. Равно как и более естественная отработка обертонов. Акустические гитары, хай-хеты, виолончели, клавишные на M3 получают более качественное представление. В свою очередь M2 эффектны в другом. В том, что было изложено в предыдущем разделе. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ FIR AUDIO M2 И M3

Fir Audio M2 имеет уверенно обозначенные на карте АЧХ верхние частоты. За счет подъема на верхних СЧ насыщенность ВЧ-диапазона ощущается более органично, нежели переход между низом и серединой. Наушники не ярчат, они контролируют диапазон, однако, есть момент с самим характером.

ВЧ в некоторой степени жестковаты, имеют очерченные атаки и довольно скромны по обертонам. Гармоники теряют в энергичности относительно основного тона, который как раз таки весьма подчеркнут. В результате появляются претензии к натуральности ВЧ. Не везде, но в отдельные моменты тарелки, кларнет или пикколо теряет прочную связь с реальностью и устремляется в другое тембральное измерение. Нет-нет, но поймаешь этот момент. 

При этом технически у Fir Audio M2 верхние частоты не обеделены. Они могут похвастаться хорошим разрешением и в целом ориентированностью на подчеркивание микродинамики. Разделение в диапазоне не образцовое, но конкретно что-то предъявить ему сложно. 

В чем M3 берут верх – так это в натуральности. В первую очередь за счет послезвучий – их протяжности и в целом проработки. Да, M3 тут также не рекордсмены, но это сбалансированные по фазе сигнала ВЧ с хорошей отработкой гармоник. Они звучат по сравнению с M2 более воздушно, открыто и сохраняют характерную обеим моделям легкость в диапазоне. 

При этом легкая V-образность Fir Audio M3 находит свое выражение в большей степени именно в области ВЧ. Более ровная середина скрадывает “прононс” верхних СЧ. Однако, энергичность, целеустремленность и заряженность на успех верхних частот тут не останется незамеченной. Но яркими при этом их назвать смогут только аудиофилы с басхедностью в терминальной стадии. Забавно, но гугл-документ “басхедностью” предложил заменить “безысходностью”. Так, просто наблюдение.

На ремастере Terminal Frost разница в насыщенности послезвучиями подчеркивается буквально всю композицию в партии тарелок. Цимбалы у обеих моделей не слишком протяженные, но M3 все же звучит интереснее. Вот где кроется основная разница. Не на космической гитаре Гилмора, а на партии саксофона. M2 делает его резким и более тонким тембрально. Что еще раз нас приводит к отмеченному тут факту искривления тембральной вертикали. Да, соразмерность образов присутствует. Есть четкая иерархия, однако, корень проблемы лежит в соотношении тембральных размерностей. Если так можно выразиться. В области НЧ M2 передает музыкальные телеса естественно и даже более того, но чем выше, тем истончается эта плоть, усыхает тело. Речь и не идет о тембральной дистрофии, конечно, но это замечание вполне уместно. Fir Audio M3, кроме того, подают область верхних частот ощутимо прозрачнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будем считать наше знакомство с Фа… Fir’ами состоявшимся. Пусть мы пока соприкоснулись только с началом M-линейки, но представление о фирменном звуке получили. И чем дальше в лес, тем партизаны будут упитаннее. То есть тембры насыщеннее, послезвучия богаче, а сцена шире. 

Обе модели – и M2, и M3 – обладают своими достоинствами и уж точно конкурентоспособны в своем ценовом сегменте. Если мои претензии к M2, помимо чисто вкусовых, также касались натуральности и соотносимости образов в тембральной вертикали, то Fir Audio M3 вызывают куда меньше вопросов. Хотя, скажу откровенно, лично у меня спрос с них был выше в силу цены. 

Но при этом M2 себя показали отличным выбором для любителей электронной музыки, а также жанров, где вокал и насыщенная аранжировка не в приоритете. В частности, это решение было бы превосходным выбором для бас-гитаристов и ударников как инструмент персонального мониторинга. Если вам нужна четкая и информативная басовая линия, вы ее сполна получите на M2. Наушники потрошат НЧ и не оставляют шанса чему бы то ни было скрыться от вашего внимания.

В свою очередь M3 куда более вокалоориентированы, интереснее передают образы СЧ-диапазона, а верхний регистр может навязать новый уровень конкуренции в сегменте. При этом все-таки телесная и плотная подача нижних и средних частот чуть контрастирует с более легкой и воздушной верхушкой. Это не многотонная снежная шапка заботливо нагроможденная на горные вершины, если хотите. Это скорее невесомая дымка, окутывающая их морозным утром. Когда воздух настолько чист, что эта дымка превращается в рисунок проекций и векторов. Четких и призрачных.