ВСТУПЛЕНИЕ

Введя вас (и себя) в курс дела в тексте про младшие модели Fir Audio, а именно M-series, я готовил почву для знакомства с топами. Топ – он, казалось бы, подразумевает единоличие и детерминированность. Вот модель “Ха” – это топ. А модель “не-Ха” – не топ. Но в случае с Fir Audio M4 и M5 даже более младшая модель, четвертая, могла бы претендовать на звание топа. Но есть M5. Это не наушники, а какой-то сын маминой подруги. При всех неоспоримых достоинствах M4 пятая “эмка” едва ли позволила бы сохранить ей пальмовую ветвь. Для этого достаточно послушать обе модели.

В целом знакомство с модельным рядом Fir Audio наталкивает на четкое понимание фирменного звука компании. Да, M2 – это явное отклонение от парадигмы, но, как все спускают с рук младшим отпрыскам, так и младшей модели позволено больше. А со старших – спрос соответствующий. Забегая наперед, скажу, что старшие модели Fir Audio, мягко говоря, мои надежды и чаяния, как  представителя аудитории, оправдали. 

Прошлый текст в заголовке отсылался к уже ставшей классикой комедии “Знакомства с Факерами”. Этот текст вполне мог получить заголовок “Топ и еще топее”. С отсылкой к другой бессмертной комедии, только гораздо более старой. Я смог сдержать собственное любопытство в узде, и слушал модели по нарастающей. M2, M3, затем M4 и только потом – M5. Оставляя 5х5 на сладкое. И вот уже слушая M4, я задумался. “Стоп. А что они сделали в M5??”. Ну что, подогрел интерес? Не обещаю, это чтиво будет лаконичное. Но все, что мне хотелось рассказать про Fir Audio, я рассказал в прошлом тексте. Там и про саму компанию, и про технологические решения и про многое другое.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ FIR AUDIO M4 И M5

Вот тут тоже можно сделать рефрен на ознакомительную публикацию. Но можно и не делать, и поделиться со страждущими соискателями Fir’ов тем комплектом, который следует за наушниками.

И M4, и M5 поставляются ровно в таких же черных, усеянных блестками, коробках, как и младшие модели. Будем откровенны: унификация и стандартизация – путь к рентабельности. Золотистый логотип и его лучезарное оформление – на месте. Как и говорящая наклейка, по которой становится ясно, что в коробке. Тот уровень отсылки и оригинала, когда даже в надцатый раз притягивание ее за уши на кажется неуместным. Как и двойные отрицания. 

Внутри картонной коробки под подробной инструкцией нас ждут наушники на ложементе и кабель. Про кабели подробно я писал в тексте про младшие модели. Так что скажу лишь, что с M4 и M5 ко мне приехал кабель Scorpion-C, то есть чисто медный калибра 26 AWG. Цвета “виски”, джеком 3,5 мм и с ортодоксальными коннекторами mmcx. У кабеля прекрасная эргономика. Легкий, мягкий, гибкий. Сплиттер компактный, “ползунок” регулировки имеет тугой ход. Не кабель – а мечта. Разумеется, есть куда расти по части кабеля, но с точки зрения эргономики вы наверняка получите только даунгрейд. Но аудиофил, как известно, должен страдать. 

Под ложементом находится такой же кейс-шайба. Довольно вместительный, чтобы проглотить кабель большего калибра или даже длины. Мало ли. Все же Fir Audio – бренд, работающий и с профессиональным звуком. А там и стандартные метр-двадцать могут быть малы.

В кейсе нашлось место под патронташ для насадок. И M5, и M4 располагают одним и тем же набором из 5 пар насадок: пенок, трех пар однофланцевых силиконовых и одной пары двухфланцевых. Рядом с кейсом – гарантийная карта. К слову, гарантию Fir Audio дают расширенную. На 36 месяцев. Очень приятный момент. 

Разумеется, фирменный стикер на месте. Стикер – забавное решение. Особенно в свете логотипа Fir Audio. Я уже проводил параллель с журналом Playboy и, разумеется, скорее всего был бесконечно далек от истины. Но стикер все равно есть – можете наклеить его на рюкзак, кейс для наушников или хотя бы холодильник. Зачем, не знаю, но можете. Campfire Audio, например, дают пин с логотипом. Долго пользуя Dunu Hulk, я цеплял его сразу над сплиттером. С учетом толщины кабеля это выглядело уместно. Правда, непосвященные спрашивали про дары смерти и куда делась бузинная палочка. Но оставим это на их совести. А я же идею со стикером поддерживаю. Это по-нашему. 

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА FIR AUDIO M4 И M5

Не хочу быть не оригинальным, но и тут напрашивается какая-то сентенция про унификацию и производственную эффективность. Дизайн универсальной версии M4 и M5 повторяет оный у M2 и M3. Единственное отличие – цвет покраски алюминиевого фейсплейта. У M4 – он в серо-бежевых тонах, приятно отражающий падающий на него свет. И напоминает белое золото. M5 же имеет наиболее выделяющееся цветовое решение. Он красный. Или даже рубиновый. В общем флагман выделяется не только звуком и составом излучателей.

Зато посадка у наушников прекрасная. Несмотря на компактные габариты и не самый длинный звуковод, им не нужны насадки большего размера. Они отлично сидят и с тем калибром насадок, что  я использую с Solaris SE, имеющими куда более длинный звуковод. А размер корпуса позволяет без проблем разместить наушник в ушной раковине. Пожалуй, говоря про M5, я могу сказать, что это самый компактный топ. Даже фейсплейт не выступает за грани ушной раковины. 

Разумеется, тут заслуга не столько дизайнеров, сколько инженеров. Во-первых, они смогли “упаковать” такой звук всего лишь в формат 5-ти излучателей (если говорить про M5). Во-вторых, они обеспечили “бескамерность” и “беструбность” наушников. То есть внутреннему пространству корпуса не требуется размещение отдельных объемов для излучателей или их групп. Равно как и звуководов для них. Когда излучателей относительно немного, а их размещение лаконично, то и нет необходимости в крупных корпусах. За что хочется поблагодарить разработчиков Fir Audio. От души.

Сразу у разъема для подключения кабеля находится пара отверстий. Одно, то, которое находится на внутренней стороне наушника, – обычное компенсационное. Второе, внешнее, это клапан системы ATOM (Air Transferring Open Module). Если первое это привычное решение для динамических или гибридных наушников, то второе – плод разработки Fir Audio. Система ATOM избавляет от излишков воздушного давления замкнутую камеру в ушном канале. В результате решается сразу две проблемы. Во-первых, не создается дополнительное демфирование для динамического излучателя и движения катушки более естественны. Во-вторых, снижается давление на барабанную перепонку. Со всеми вытекающими. Вроде более низкого слухового утомления и возможности использовать наушники длительное время без перерыва. Более подробно о системе ATOM я говорил в ознакомительном тексте про M2 и M3. Тут система ATOM имеет встроенное исполнение. При заказе кастомных версий наушников Fir Audio есть опция в виде сменных модулей ATOM. По аналогии с APEX у 64 Audio.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ FIR AUDIO M4 И M5

В отличие от младших моделей, Fir Audio M4 и M5 обладают еще более низким сопротивлением. На этот раз – чуть выше 6 Ом. Чувствительность у старших моделей идентична младшим – 115 дБ. С одной стороны такая “чуйка” и импеданс позволят им играть от любого источника. С другой – колоссальный потенциал наушников буквально требует от вас источник соответствующего уровня. Особенно это касается Fir Audio M5. 

При этом радует отсутствие фонового шума. Даже с весьма шумным без специального аттенюатора Dacportable. В этой связке, что с M4, что с M5, наблюдается абсолютно черный фон. Не знаю, как этот вопрос решили инженеры Fir Audio, но лично от себя скажу им “спасибо”. Тут напрашивается другая аналогия. С технологией Linear Impedance Design от 64 Audio. Только она рассчитана была на одинаковую работу наушников с различным выходным импедансом источника. Тут мы имеем “равнодушие” наушников к тому, насколько “шумит” усилитель источника. К сожалению (или к счастью) под рукой источника с откровенно кривым импедансом не нашлось. 

Кроме уже упомянутой ATOM vent system, работа Fir Audio M4 и M5 опирается и на прочие технологии бренда. Тут и бескамерный дизайн, и tactile bass driver, а ВЧ-излучатели работают по принципу direct bore. То есть наушники обладают “открытым” ВЧ-драйвером, размещенным непосредственно в носике звуковода. А у Fir Audio M5 за область верхних частот отвечают сразу два драйвера. Арматура за “нижние” ВЧ и электростатический – за “верхние” ВЧ. В отличие от M4, где в этом диапазоне трудится только один излучатель. Роднит обе модели наличие по одному динамическому драйверу на нижние частоты и пары арматур на СЧ и ВСЧ. 

Как видите, Fir Audio не ставит целью ошеломлять количеством драйверов. Во-первых, компания доказывает, что можно достигать высочайшего уровня звучания, располагая незначительным количеством излучателей. И опираясь на технологии, на разработку которых ушел не один год. Во-вторых, гибридная схема лишает необходимости набора и согласования “отряда” НЧ-излучателей. Тут один динамический драйвер отрабатывает свой хлеб от самого нижнего шельфа, буквально ощущаемого телом, а не слухом, до стыка с нижней серединой.

Разумеется, некоторые производители находят место в такой схеме для сразу двух динам. И это тоже звучит невероятно вкусно. Не бывает лучшей схемы или какого-то сакрального количества драйверов, которые бы гарантировали успех и эталонный уровень звучания (есть – 42!). Есть только реализация замысла и итоговый результат. Посмотрите на фанатов (именно фанатов) Etymotic ER-4. 30 лет эта модель для многих остается эталоном. Имея на борту всего один излучатель. Тут как с кулинарией. Не столько и не только решают ингредиенты, сколько повар, знающий КАК превратить их в кулинарный шедевр. Ну и щепотку маркетинга никто не запрещал.

ЗВУК FIR AUDIO M4 И M5

А теперь поговорим о том, как звучат топы от Fir’ов. В чем отличия между ними. Да и насколько M5 соотносится с флагманской когортой.

FIR AUDIO M4

Fir Audio M4 имеет стремящийся к нейтральности почерк, но со своим характером. Он в основном выражен в вокалацентричности и придании средним частотам небольшой порции энергии. А также в выдвижении их на авансцену. Незначительно и очень деликатно. 

Этот ход со средними частотами прекрасно уравновешен все еще массивными и подчеркнутыми НЧ. Звучание подается в M4 с приятной теплотой, далекой от понятия густоты и мути. Звук плотен и естественен по массе. Нотам не придается слишком много веса, звучание все еще воздушное и плавное, но не бестелесное. Массы тут чуть побольше, чем у M3, и это самым замечательным образом сказывается на натуральности звучания.

Право слово, будь M4 верхней моделью в линейке Fir Audio, эти наушники были бы на своем месте. Нейтральная подача с небольшими акцентами на низах и середине, прекрасная техничность и размашистая сцена. Что это если не флагман? Не будем привязываться к условностям, а просто поговорим о звуке модели. Разумеется, в сравнении со старшими M5. 

Упомянутая нейтральность M4 лежит скорее в отсутствии явно выраженного окраса. Мы имеем целиком и полностью естественное звучание инструментов во всем диапазоне частот. Наушники подают НЧ не пресно, с небольшой надбавкой жирка и массы. Но эта весомость и тело скорее сказываются не на восприятии отдельных образов, а на процессе “поглощения” композиции целиком. 

Средние частоты делают шаг навстречу слушателю. В целом тут подача более драйвовая, чем у M5. Скажем, это версия M3, но “прокачанная” за счет еще одного излучателя. В результате, диапазон звучит еще более целостным и демонстрирует высочайшую степень проработки.

ВЧ остаются предельно нейтральными. По сравнению с моделью ступенькой ниже, M3, ВЧ не получают такой подпитки по энергетике. Они техничны, нейтральны и поданы в умеренно мягкой манере, без жесткости, плавно, но без потери фокуса на деталях. 

В итоге M4 – это модель для СЧ-филов, любящих умеренно нейтральную подачу. Все-таки кое-какие акценты делаются и чемпионами по нейтралитету наушники не назвать. Зато каков на них гитарный рок! Ритм, динамика и блеск середины M4 вызывает нездоровое учащение пульса на разного рода композициях, где в центре внимания гитара. Или вокал. Да, тут лучи софитов то и дело наводятся на фигуру вокалиста. То есть это еще и находка для вокалистов, гитаристов, клавишников и прочих исполнителей, чей профессиональный интерес лежит в области СЧ. 

FIR AUDIO M5

Fir Audio M5, скажу я вам, это “Фауст” в мире наушников. Это “Улисс” аудиофила. Когда кажется, что предельный уровень прозрачности и детальности уже достигнут, появляются такие M5 и просто снимают кожу с записи. И ты уже видишь все мышцы, жилы, сухожилия и жировые ткани. Это не наушники, а самый настоящий Джек-Потрошитель. Который вспарывает записи и методично извлекает наружу всю требуху. Но делает это в жутко прекрасной гротескной манере, когда просто невозможно оторвать взгляда. 

Слушая M5, возникает некоторое ощущение недосказанности в отношении остальных моделей, в том числе в целом превосходных M4. “Пятерки” – это “режиссерская версия” звука Fir Audio. 

В отличие от M4, “пятерки” имеют явно выраженную нейтральную подачу. Но ни в коем случае не скучную. Великолепно поданная область суб-баса придает звучанию в целом легкий налет массивности. Эта работа наушников с самыми нижними НЧ, их контроль и проработка по телу и текстуре, придает звуку убедительности и неотвратимости, подобной надвигающемуся цунами. Где-то издалека. Потому что вся эта надбавка на фоне средних басов не кажется вычурной и топорной. Лишь небольшой подъем. Это сравнимо с воздействием на нервные окончания на нашем теле. Небольшие воздействия на определенные точки вызывает несопоставимые с силой воздействия последствия. 

В остальном наушники стремятся быть беспристрастными и скрывать любые акценты. Подача их скорее склоняется к теплоте, но лишь в той мере, которая позволяет им оставаться натуральными и сохранять “чистоту крови”. Вы едва ли услышите в них какой-то конкретный подкрас. Fir Audio M5 отлично передают характер источника и имеют широкие коммутационные возможности за счет этого. Не привнося от себя ничего, наушники не усилят и не ослабят те или иные черты источника, как это было, скажем, с M2. 

M4 имеют чуть более эмоциональную и драйвовую подачу. Конечно, M5 не звучат скучно. Им удается передать драйв и эмоции, но без дополнительного подчеркивания. Однако, в скучную до зевоты аналитику они также не скатываются. Тут важен баланс – техничные до предела EE Wraith на дистанции утомляли именно этой, если не чопорностью, то академичностью. 

M5, как я уже сказал, прозрачны. Но эта акустическая транспарентность достигается не за счет преднамеренного усиления контрастов и подчеркивания мельчайших деталей. Хоть M5 и обладают внушительным техническим багажом, наушники сохраняют естественный уровень мягкости. 

Насыщенность звучания и некая напористость тут не результат воздействия на определенные участки АЧХ, а скорее как следствие количества звуковой информации в потоке. В то же время “четверки” еще выше поднимают уровень сатурации, но в большей мере за счет более крупных образов. Наушники рисуют довольно крупными мазками.

СЦЕНА FIR AUDIO M4 И M5

Fir Audio M4, по сравнению с младшими моделями, делают заметный шаг вперед в направлении вертикальности построения воображаемого пространства. Наушники, как я уже говорил, звучат довольно эффектно. Но не только за счет насыщенных и акцентированных СЧ. Это достигается в том числе благодаря увеличенным воображаемым образам. Наушники не просто крупно рисуют, а заметно вытягивают фигуры в пространстве. В результате сцена не только выходит заметно за пределы головы, но и получает уже более трехмерную презентацию.

Отличительной чертой обеих моделей, и M4, и M5, является построение сцены вглубь. Которое осуществляется скорее не за счет “растягивания”, нарушающего порой пропорции пространства, а за счет скрупулезного, буквально хирургического разделения планов. Подчеркивания контрастов и локализации образов. 

Fir Audio M5 имеют еще более явно выраженную голографичность и заметно более широкую сцену. При этом края и фронт заполняются равномернее, нежели у M4, где заметна некоторая загруженность краев панорамы за счет подчеркивания НЧ-диапазона. “Пятерки” тут строят широкую стереопанораму с прецизионным разделением на планы, гармонично заполняя пространство звуковой информацией. Тут наушники прежде всего впечатляют обилием ее потоков. Когда у других моделей при неимении проблем с локализацией все же есть некоторая сконцентрированность и сфокусированность, M5 тут демонстрируют высочайший уровень сепарации. 

Это же относится и к M4, которые за счет более крупных образов концентрируют поток, четко деля пространство на фронт и фланги. И тут при прямом сравнении мы подчеркиваем одну из главных фишек M5 – эту мобильность фокуса и умение управлять потоком звука в созданном трехмерном пространстве.

Вокал на Fir Audio M4 перенимает осязаемость низких частот. Он подается в сочной, броской манере, фигура вокалиста – одна из центральных. Тут наушники явно не скрывают своих симпатий и выдвигают вокалиста вперед. Попутно придавая ту самую тактильность. В результате вокал звучит несколько интимно и с хорошим насыщением физикой. Со всеми вытекающими вроде особенностей звукоизвлечения и прочей физиологией речи. Весьма эмоциональная и эффектная манера. 

Fir Audio M5 сохраняют нейтральность в присущей им манере. Вокал подчеркивается не насыщением массой, теплом или выдвижением вперед. Он подчеркивается в той манере, в которой это делалось на M3. Разумеется с поправкой на более высокую техничность реализации. На M5 образ вокалиста не выдвинут на край подмостка и не находится в лучах яркого прожектора. Он скорее подсвечен тончайшим контуром, контрастно, но предельно тонко. “Пятерки” выделяют образ вокалиста из череды прочих образов, но с учетом более нейтральной манеры в целом. Однако, это сохраняет ту эмоциональную связь, контакт с вокалистом, который мы имели на M3 и M4. Тут M5 звучат более универсально. Если б M4 я бы рекомендовал в первую очередь в том числе вокалистам, то M5, пожалуй, это инструмент звукорежиссера. Который позволяет прекрасно слышать всё и всех. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

FIR AUDIO M4

Fir Audio M4 обладает подчеркнутыми и массивными низкими частотами. Разумеется, акценты тут расставлены грамотно и аккуратно. Во-первых, НЧ характеризуются великолепным контролем, не обладают паразитными послезвучиями и не проникают в соседний диапазон. Во-вторых, энергичные средние НЧ достигают своей главной цели – подчеркивания текстуры низких нот и красочной передачи тембров. Но при этом совершенно не сказываясь на прозрачности нижних слоев НЧ. Суб-бас осязаем, легко читаем в фонограмме и его текстура также подчеркнута, хоть и не столь явно, как это сделано с мид-басом.

В целом НЧ имеют характерный для Fir Audio почерк. Тут и явный динамический характер, та самая тактильность выражена в большей степени, чем у “пятерок”, НЧ “теплые” и средние по скорости. Соблюден баланс фаз сигнала: атаки не слишком резкие, а затухания естественные. При этом удар плотен и артикулирован. На какую-то излишнюю мягкость и расслабленность презентации нет даже намека. Естественность и гармоничность переходных характеристик находит отражение в том, насколько комфортно воспринимается звук наушников. Низ и середина “сшиты” бесшовно, а резкие щипки, щелчки и удары не притягивают слишком много внимания. Как это было, например, на UM Mest. Дисбаланс фазы нарастания сигнала и фазы “плато” делает звук в некоторых условиях малокомфортным и менее естественным. 

FIR AUDIO M5

Fir Audio M5 обладают одними из самых линейных НЧ на рынке. Легкая надбавка в массе на суб-басовом диапазоне добавляет массивности всей подаче наушников и толику эффектности. Но манипуляции эти настолько аккуратны и выверены, что о каких-то радикальных изменениях тонального баланса и говорить не стоит.

Если M4 демонстрировали завидную техничность в НЧ-диапазоне, то M5 и тут могут удивить. Подчеркивание текстур и тончайшая работа с послезвучиями у M5 таковы, что “четверки” воспринимаются уже более сглажено и плавно. Это в том числе следствие той хирургической точности, свойственной “пятеркам”, умноженной на ее звенящую прозрачность. В результате такая база позволяет наушникам быть предельно техничными и детальными, но ненавязчиво острыми, колкими, и звучать при этом комфортно. Даже с учетом высочайшего уровня M4 после них пятерки создают ощущение убранной пелены. Казалось бы, чище уже некуда, но нет – “пятерки” открывают “бонусный уровень” и делают шаг на ступень выше. Одновременно сохраняя цельное и музыкальное звучание диапазона. Согласитесь, без динамики вся эта линейность и прозрачность теряют в цене. 

Обе модели великолепно отыгрывают низ в этой композиции. Детально, текстурно, точно, с сохранением динамики. Обе модели предельно собраны и обеспечивают высочайший уровень разделения. Отличия лишь в подаче. M4 чуть сильнее подчеркивает низкие частоты, в частности мид. Рабочий барабан подан крупнее и сильнее заполняет пространство. Бас-гитара звучит на толику агрессивнее в атаках.

В свою очередь M5 уравновешеннее подает эти образы, отчего звучания становится еще прозрачнее и яснее. Хотя без прямого сравнения едва ли что-то можно было предъявить M4 по части прозрачности и разделения. M5 придает чуть больше веса бас-бочке и самым нижним нотам бас-гитары. Это придает воспроизводимой фонограмме ощущение большей глубины. Если чисто технически между наушниками вполне можно ставить знак тождества, то с точки зрения референса M5 явный лидер. Бас не только более линейный и прозрачный, но и само позиционирование в пространстве низких частот более размашистое. “Пятерки” при этом удивительным образом умеют переводить эту размашистость в фокусированное и сконцентрированное звучание. Где это нужно. Универсализм и точность.

Тут интересен прежде всего контраст низких частот с довольно яркой серединой, динамичной и не самой протяжной. И здесь наушники выступили в характерном им ключе. M5, как и подобает флагманам, показали более открытое и воздушное звучание на НЧ и СЧ. С заметно большим объемом. “Четверки” чуть проще отыгрывают эту запись. Акцент на мид-басе и выдвинутые вперед СЧ с учетом характерного для этой записи их звучания дают в итоге более сконцентрированную и узкую подачу. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

FIR AUDIO M5

На средних частотах наушники показывают совершенно разный подход. Начнем с Fir Audio M5. “Пятерки” тут короли нейтральности. За счет отлично контролируемого мид-баса наушники демонстрируют предельно цельные и линейные СЧ. 

Середина M5 изобилует деталями и роскошно передает текстуры образов. Звучание максимально открытое, характеризуется обилием воздуха. Но в той мере, когда не допускается разжижение звука и его излишняя легкость. Наушники превосходно отрабатывают как фундаментальный тон, так и гармонический ряд. 

Проблема и достоинство Fir Audio M5 в том, что они в общем звучат впечатляюще. Если в Odin можно влюбиться за роскошные средние частоты, а Wraith подкупают проработкой верхнего диапазона, то M5 это тот случай, когда любишь не за что-то конкретное, а вот за все и сразу. Это пример сбалансированного по всем фронтам флагмана, который удовлетворит и взыскательного аудиофила, и опытного звукорежиссера. 

И середина “пятерок” как раз такая. Не имея какого-то явного “якоря”, она обладает богатейшей палитрой красок, которая придает звучанию записи не излишне яркие и кислотные цвета, а широчайший диапазон тонов и оттенков. Что в итоге выливается в плавность и богатство звука. 

Поэтому как-то особенно хвалить средние частоты я не буду – они показывают класс по части исполнения, повторения, мимикрии, если хотите. А не класс по части творчества. Это усиливается умеренной насыщенностью по массе средних частот. Достаточной для естественной и неутомительной подачи. Помножьте это на великолепную трехмерность презентации наушников, и вы получите практически идеальный iem. Где всего в достатке: техничности, музыкальности, визуализации, информативности. И все это под знаком нейтральной и естественной подачи. 

FIR AUDIO M4

Fir Audio M4 – другие. M4 не столь невесомы, как “тройки”, и не столь нейтральны, как флагманские “пятерки”. У “четверок” тут собственный почерк, заключающийся в увязывании высокого разрешения и текстурированности с заметной прибавкой по массе и плотности. СЧ выводятся на авансцену, дополнительно подчеркивая драйв и эмоции. 

Можно провести параллель с более линейными M5. Только тут ситуация обратная – подчеркиванию СЧ сопутствует аналогичная выделенность низкочастотного диапазона. Это сохраняет естественность и сбалансированность переходных характеристик. Нижняя середине не проваливается, она тактильна, округла и передана с отличной шероховатостью, где это нужно. 

Наушники умело управляют эмоциями, играя контрастами таким образом, что остаются плавными и гладкими в среднечастотном диапазоне. Это достигается за счет выделения прежде всего общей динамики диапазона, а лишь после – акцентированием микроконтрастов. 

ВСЧ хорошо сбалансированы. Такая подача середины часто-густо ставит ВСЧ на грань, отделяющую комфортную подачу от некомфортной. Есть щепотка пикантности в презентации, но это сделано столь аккуратно, что проблем с восприятием не возникает. Тому способствует и довольно энергичные верхние частоты, хоть и не такие, как на “тройках”.

СЧ “четверок” захватывают. Чистый и выразительный диапазон, увеличение размеров образов и проработка планов – если это добавить к “нужной” фонограмме, мы получаем такую себе “кровавую Мэри”. Насыщенный, чуть жгучий, яркий и пьянящий коктейль.

Трек позволяет раскрыться “четверкам” во всей красе. Динамичный и в то же время довольно нежный пассаж от манчестерского трио прекрасно пересекается с умением наушников звучать на середине подчеркнуто выразительно и в то же время плавно. Это придает эффектности подобным композициям, но при этом сохраняет текучесть и нежность тонов. Fir Audio M5 здесь эмоционально более нейтральны. Они скорее концентрируют наше внимание на общей картине, не выделяя и не подчеркивая отдельные моменты. Полотно выходит цельное, обширное, более информативное. Контрабас приобретает чуть больше власти над композицией, что очень положительно сказывается на общей динамике, а не на динамике конкретно средних частот. 

Не самая аудиофильская запись, но это тот самый гитарный рок, о котором я говорил. Трек буквально создан для наушников с подачей, подобной “четверкам”. Насыщенная нижняя середина и СЧ в целом позволяют проявиться как фирменному характеру наушников, так и их лучшим сторонам. Гитары звучат выразительно и эффектно, с приятным уровнем агрессии и превосходной динамикой. Эта чуть заметная сглаженность и слитность (относительно M5) диапазона даже не  добавляет драйва композиции, а позволяет ему, словно пленке, проявиться. 

Fir Audio M5 в этой композиции заметно сдержаннее. Эмоции наушники передают, но не подчеркивают сверх необходимого. Кроме того, они звучат более текстурно, концентрируясь скорее на тембре, чем на массе и энергетике образа. Они сильнее подчеркивают разделение планов и в целом менее слитные и сглаженные. Это заметно меняет восприятие трека – от покачивания головы в такт до вдумчивого вслушивания. “Пятерки” также добавляют воздуха между слоями и образами. Делая тем самым звук более текучим. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

FIR AUDIO M4

ВЧ на Fir Audio M4 подаются прозрачно, с умеренной плотностью и без неестественной легковесности. Очень натуральная и естественная манера. В отличие от “троек” какой-то дополнительной энергетической подпитки наушники не получают. ВЧ-диапазон умеренно гладкий, плавный, с отличным разделением и очень хорошим балансом техничности презентации с ее музыкальностью. ВЧ наушников отличаются выраженной артикулированностью в фазе основного тона верхних частот. Обертона получают чуть меньше внимания и присутствия, но остаются при этом очень протяжными. 

Если взглянуть на график АЧХ наушников, то там заметен спад после 6 кГц и заметный пик на ~15 кГц. Это в принципе укладывается в том, как звучат ВЧ на M4. Наушники довольно прямолинейны на нижних ВЧ и отлично отрабатывают основной тон. Тарелки, струнные и духовые в этой области явственны, выразительны, искристы, экспрессивны. Но не переходят грань, отделяющую нас от сибилянт и прочих артефактов. 

Послезвучия слегка теряются и остаются в тени из-за такой манеры подачи фундаментальных тонов. При этом речь скорее о насыщенности обертонами, чем о протяжности как таковой. Этот рост звукового давления на ~15 кГц сказывается на том, что послезвучия естественны в своей протяжности по времени. Но так или иначе у M4 в приоритете основной тон. 

FIR AUDIO M5

Fir Audio M5 реализуют на полную потенциал сдвоенного ВЧ-излучателя. Более того, второй драйвер электростат и он способен насытить информацией как раз таки область дальних ВЧ. И это опять-таки отражается на графике АЧХ. Я не любитель оценивать наушники по АЧХ, но иногда эта кривая является хорошим дополнением к банальному прослушиванию собственными ушами. Спад ВЧ на M5 начинается чуть дальше, уже на 7 кГц, а пик на ~15 кГц предшествует рост звукового давления на ~12 кГц. Это также хорошо коррелируется с работой двойного ВЧ-излучателя. M5 также превосходно передает основной тон. С высочайшим разрешением и предельной ясностью.

Звучание в ВЧ-диапазоне воздушное, свободное, ВЧ получают хорошее расширение, никто их не сдерживает. Это немного не та презентация, которую на ВЧ демонстрируют упакованные электростатами по самое не могу Odin и Wraith. У моделей от EE еще больше воздуха и пространства для обертонов. M5 скорее балансируют между типичными арматурными ВЧ и ВЧ электростатическими. С одной стороны они показывают хорошую плотность и структурированность. С другой – насыщение воздухом у них явно лучше, чем на чисто арматурных моделях. 

Возвращаясь к теме АЧХ M5, отмечу, что эта разница, которая видна в сравнении с M4, отражается на насыщении обертонами ВЧ-диапазона. В этом смысле “пятерки” интереснее, и дело даже не в том, что послезвучий количественно больше. Они поданы гуще и контрастнее. Им достается больше остаточной энергии от основного тона. 

Повторюсь, что M5, также как и на середине, не пытаются звучать нарочито эффектно на ВЧ. Им присущи тут в большей мере естественность и дотошность проработки. Им хватает всего: детализации, воздуха, обертонов. Но все это лишь часть общей картины, или, если  хотите, деталь единого механизма. “Пятерки” вышли наушниками, которые впечатляют в целом, а не конкретными своими сторонами. Они могут все. Они универсальны и всеядны.

Если любите футбол, то наверняка помните Гути из состава легендарных “галактикос”. Игрок, который был бы бриллиантом в любом другом клубе, оставался в тени без преувеличения выдающихся мастеров того состава Реала. Но то, что он творил в этой тени, в том числе и привело ту команду к успеху и славе. Так вот, Fir Audio M5 – это условный Гути в мире аудио. Гений в тени. Будучи наушниками на уровне тех же Wraith или Odin, они, возможно, не столь эффектны к подаче, но впечатляющи в целом. Надеюсь, я донес свою мысль.

Перкуссии ясные, очень детальные и прозрачные. Обе модели подают их диапазон в легкой манере, не пресыщая им общее звучание. Гармоничность и сбалансированность наушников позволяет звучать им открыто, артикулировано по основному тону, но не остро. Наушники отлично отрабатывают атаки. Умеренно быстро, собранно, но не жестко и без дополнительной агрессии. Производительность наушников очень близка. Fir Audio M5 лишь чуть насыщеннее в области самых верхних частот, а их заметно превосходящая “четверки” воздушность делает звучание интереснее. Хотя тут “четверки” показывают самодостаточность и класс в целом. А заметно более выраженный контраст между нижними и верхними частотами делает звучание по-своему эффектным. 

Примерно та же картина на этой записи от Chesky Records. невероятно воздушная запись получает дополнительные баллы от подачи “пятерок”. А трехмерность презентации наушников в сочетании с бинауральным методом записи вытворяет всякое с восприятием звуков. Картина примерно такая же, как и в предыдущем примере. Однако, отсутствие насыщенных партий низких частот лишает “четверки” той приятной контрастности, что присутствовала в предыдущем примере. Не знаю, допустимо ли определение “проще” относительно наушников вроде Fir Audio M4. Но если сравнивать их в лобовую со старшей моделью, то мне ничего иного не остается, как применить это определение. M5 создают еще более восхитительный объем и интереснее растворяют в нем верхние частоты, создавая впечатляющие их наслоения. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Топовые внутриканальные наушники от Fir Audio подтвердили, что у компании есть свой фирменный почерк в звуке. Модели M4 и M5 развивают идеи “троек”, но возводят их реализацию на высочайший уровень. И это про M4. “Пятерки” же это явный кандидат на причисление к когорте end-game наушников. Обладая фантастической прозрачностью и точностью, наушники могут похвастаться нейтральной, но сбалансированной подачей. Оставляющей место естественности образов, эмоциям и банальной музыкальности. 

“Пятерки” создают отличную альтернативу более драйвовым и веселым Odin’ам и заметно более рафинированным Wraith’ам. Технически – это одного поля ягоды, но с разной подачей. Наушники расширяют диапазон принятия решения, когда речь заходит о покупке best of the best наушников.

За “четверки” где-то даже обидно. У почти любого другого производителя эта модель получила бы почетное место во главе модельного ряда. Но M5, что сын маминой подруги. И даже при столь выдающейся производительности “четверки” вынуждены находиться в роли суб-флагмана. M4 вышли прекрасным вариантом для СЧ-фила, а также музыкантов, ищущих ясной и акцентированной середины. M5 – это уже скорее решение для тех, кто производит конечное сведение. В них слышно все и даже чуточку больше. Конечно, обе модели – требовательны по части качества материала. И если драйвовые M4 многое прощают в силу подачи и подчеркивание нужных моментов, то “пятерки” беспощадны к плохо записанному материалу.