Есть в персональном аудио довольно специфические устройства, смысл которых остается непонятным до того момента, пока сам не попробуешь и не воспользуешься ими. Примерно такими устройствами в этом году стали переносные плееры.

Есть, конечно, мнение, что это раса рептилоидов-великанов делала для себя компактные портативные девайсы, но, уверяю вас, у них слух не такой же, как человеческий, да и лапки отличаются, так что портатив есть портатив, и он таки для человеков.

Так или иначе, рынок отреагировал на принудительное сидение дома целой серией девайсов, для этого предназначенных. Вообще аудиофилия очень способствует поддержке социальной дистанции, а переносные плееры еще и побуждают оставаться дома. Но еще до того, как это стало мейнстримом, одним из родоначальников плееров размера Plus Size был AK Kann Cube. И он был странным если не для всех, то для многих. Потом свой ответ (да и, чего уж там, убийцу) выкатили (практически на тележке) iBasso в лице DX220 Mad Max.

qls qa390 вместе с a&k kann alpha

Но если вернемся на несколько лет назад, то обнаружим, что и до Кубика был подобный плеер. Он сулил условно портативный размер и неиллюзорное количество упоротой мощи, которая, в свою очередь,  раскачивала неблагосклонные к усилителям наушники. Есть легенда, что благосклонные могли быть разорваны потоком силы в кровавые ошметки, потому что нельзя быть такими простыми. И назывался этот плеер QLS 360. И по своей суровости он мог сравниться не с кем-нибудь, а с Nokia 3310. Чтобы вы понимали.

И все же, человеки (среди которых был и я) оказались слишком слабы. Они хотели более компактное устройство. И можно даже чуть более мощное. И более живучее. Другой производитель бы выпустил губозакаточную машину, но Кларк (главный инженер QLS), подобно Киборгу из Лиги Справедливости сами знаете кого, разделившему Материнскую коробку, разделил свой 360-й. После пары попыток поняв, что получился 360 Mod и Limited Edition, он собрал ее и разделил снова, пересилив себя и прочитав таки инструкцию заклинание divide et impera.

И получились в результате 2 плеера. Которые и унаследовали все родственные черты. Ну, почти все. Собрав всю магию, первым выпустили плеер QLS QA361, который вышел, мягко говоря, топчиком в своей весовой и ценовой категории. Обладая еще большей мощностью и кучей плюшек, он сохранил очень хорошую автономку и… Стал меньше!

И вот, пришло время второй части. Были люди, которые жаловались, что знаете ли, Abyss и состав с 49ю вагонами 361 не тянет. И вот как теперь жить? Другой бы приказал жить долго (или нет), но Кларк собрал весь свой опыт (магии, как мы знаем, уже почти не оставалось) и выпустил поистине ультимативное устройство. QLS QA390. Отличающийся от 360го на 30 единиц, он изначально должен был отличаться на сколько же килограммов. Но, сделав невозможное и истратив все остатки магии, новый плеер весит всего в 3 раза больше почти полкилограммового 360го. Ну, во всяком случае, так гласит легенда о создании 390го.

Но плеер – не легенда и не миф. Сегодня и поговорим о QLS QA390.

Упаковка и комплектация

Нет ничего более веселого, чем описывать этот пункт. Производители креативят, как могут, выпуская раз за разом черные коробки, которые совсем непохожи друг на дружку, ведь на верхней поверхности есть лого компании. Есть оно, разумеется, и тут.

Внутри внушительной по размерам коробки найдем немного простенькой полиграфии и сам плеер. Правее от него немного аксессуаров, среди которых и устройство, которое я по началу принял за черный чарджер. Не Додж, разумеется. Хотя для перевозки плеера на дальние расстояния был бы не лишним. Тем не менее, устройство являет собой блок питания и зарядное устройство одновременно. На передней панели есть тумблер, определяющий, заряжать плеер при подключении к сети или нет.

комплект поставки

Имеется в коробке и картридер, к которому почитатели марки уже привыкли. А кроме того, есть пульт ДУ, который пригодится для использования QLS QA390 в качестве ЦАПа. Да, и так можно. Девайс снабжен обилием входов и выходов, которые заметно расширяют функционал настольного устройства. Так что 390ый может быть и полноценным плеером, и усилителем, и ЦАПом, и даже – впервые в истории QLS – принимать сигнал по Bluetooth!

Неплохо, как для полуторакилограммового крепыша, неправда ли? Впрочем, весы показали даже чуть больше – 1790 граммов. С картой памяти и переходником с microSD на полноразмерную флешку (слот в плеере формата SD) на борту. И это при заявленных 1,8 кг. Где мои еще 10 граммов звука, спрашивается?! На карте памяти, конечно, записан в основном разной степени тяжелый металл, так что можно списать немалый вес устройства именно на это.

Но, если честно, то сама фирма не позиционирует девайс иначе как Movable Desktop Player, т.е. передвижной (подвижный?) стационарный плеер. Должен сказать, воспринимать его иначе у меня и не получается. Держим в уме, что плеер – лишь один из сценариев использования. И, отграничившись от звания портативного, долю мобильности даже в позиционировании девайса сохранили. Все же, в устройстве установлена батарея на феноменальных 13200 мАч. И нет, ноликов не слишком много.

Дизайн и эргономика

В плане дизайна QLS QA390 – это почти тот же 360ый, только отъевший немалые такие щечки. Для тех, кому это ничего не говорит, расшифрую. Имеется металлический брусочек размером 20х18х4,5 см. Использовать его полагается лежа. Более того, передней определена более длинная сторона. Верхняя передняя грань брусочка содержит заметную фаску, которая сильно прибавляет устройству изящности и легкости, а так же доступности к колесу регулировки громкости.

На верхней грани по центру расположен экран c кнопками управления. Вот именно эта застекленная часть до боли знакома владельцам 360го. Экранчик примерно того же размера, ПО тоже крайне похожее. И даже кнопочки все те же – крестообразное управление + кнопки “меню” и ”назад”.

экран QLS qa390

Вообще дизайн отсылает скорее к 361му. За исключением упомянутой панели управления. Остальные элементы и слоты рассредоточились по боковым поверхностям. На днище устройства, кстати, прямо из коробки наклеены ножки, предотвращающие скольжение. Трогательная забота о покупателе. И его соседям снизу, если таковой живет в многоэтажке.

Колеса, колеса!

Колесико своим золотым цветом контрастирует с черным корпусом. Впрочем, на буклетике нарисованы и иные варианты расцветки – черный корпус с красной передней панелькой и черным колесиком или же полностью черный корпус с колесиком красного цвета. На фото в сети так же видел девайсы полностью красного цвета или же красного с черным колесиком. Но, может быть, есть и иные варианты расцветки. И, не смотря на то, что “червоний то любов, а чорний то журба”, вариант с золотым колесиком тоже смотрится очень даже.

QLS QA390 в чехле

И так же неплохо смотрится даже то, что этот элемент управления нетипично утоплен в переднюю панель. Полностью утоплен. Т.е. доступность обеспечивается только сверху. С помощью упомянутой фаски, а так же выемки в корпусе. Решение, должен сказать, немного странноватое с точки зрения эргономики, но если плеер под рукой, вопросов не возникает, а если нет – есть пульт ДУ. Ход колесика умеренно тугой и очень плавный. Используется энкодер, так что при вращении присутствуют щелчки, а само вращение бесконечное. И учитывая, что громкость можно регулировать еще и на пульте, то это решение выглядит вполне уместным. Разумеется, за ним стоит прежде всего инженерный расчет, и все же даже этот “побочный эффект” хорошо вписывается в юзабилити девайса.

Входы и выходы

Передняя панель

Переднюю панель кроме упомянутого колесика поделили между собой выходы для наушников и пара тумблеров. Да, в этом плане управление реализовано по старинке. Хотите включить устройство? Щелкните тумблером. Надобно заряжать устройство при подключении к сети с помощью блока питания? Щелкните вторым тумблером. Немного ретроградно, но, учитывая общую концепцию устройства, кнопки там бы смотрелись обыденно, а сенсор – чужеродно. Так что ничего странного.

выходные интерфейсы у QLS QA390

Перед самым колесиком слева же – 4-пиновое гнездо XLR. Справа от колесика расположили балансные и небалансные выходы для наушников. И если топы от Fiio и Shanling пытаются козырять наличием трех распространенных стандартов, то у QLS QA390 нет, пожалуй, только кобикона. Небаланс представлен сразу парой разъемов, 3,5 и 6,3. Баланс – все, что душа пожелает. 3,5 TRRS, так любимый QLS? Конечно, есть. 2,5? Есть. Новомодный пентакон 4,4? Да без проблем, и такой имеется. Не странно, что кроме этого на переднюю панель не поместилось больше ничего. Она, впрочем, не выглядит перегруженной. Тут все то, что точно будет нужно иметь под рукой для регулярного использования.

Задняя панель

Заднюю панель заняли не менее нужные разъемы. Балансные XLR и пара небалансных RCA для выходов. Два слота оптических и коаксиальных входа и выхода. USB-B для подключения ПК. Micro-USB для подключения телефона. USB-C для зарядки. И, наконец, гнездо для подключения блока питания.

Боковые грани никаких элементов не несут. Разве что слот для полноразмерной карты на левой стороне. Читает карты памяти до 500 Гб (требуется fat32).

На этом, пожалуй, стоит завершить о внешности. Можно было бы переходить к внутренностям, но… Это еще более скучно, чем весь ранее написанный текст. И так понятно, что это плеер с традиционно для QLS прекрасно разработанной не только обвязкой ЦАПа, но и усилителем. С поправкой на то, что тут все реализовано еще более бескомпромиссно, чем всегда. С раздельным питанием и девушками с низкой моральной ответственностью.

аналоговые и цифровые входы и выходы плеера

Так же не буду останавливаться и на различных сценариях использования, тут все весьма логично и продумано. Так что в дальнейшем описание звука будет для полноценного девайса, а не отдельных его частей. Хотя, конечно, никто не запретит вам использовать QLS QA390 как ЦАП или усилитель. А то и задействовать беспроводную связь.

Совместимость с наушниками

Если бы не раздел о звуке, можно было бы писать завершение и подводить итог. Или наоборот. Почему? Да потому, что говорить по сути нечего. Потому как очень странно описывать звук, который являясь качественным, при этом очень нейтральный, неприукрашенный и собственных явных отличительных характеристик вроде как и не имеет. В нем есть все, что должно быть в хорошем звуке и нет того, чего быть не должно. А если все-таки есть, то в 99,99% это проблема записи.

В общем, это примерно тот случай, когда усилители принято назвать проводами с усилением. С другой стороны, будучи практически лишенным собственных черт в звуке, плеер прекрасно показывает характер наушников. А уж наушники ему по силам практически любые. Вопрос не только в наличии соответствующих выходов, но и силушки богатырской. Так что “практически любые” – это в прямом смысле практически любые. Кроме, полагаю, (настоящих!) электростатов.

Каюсь, последние подключать не пробовал. В остальном же – настолько безразличны девайсу коннекторы, которыми снабжен кабель наушников, ибо на них есть свое гнездо, настолько безразличны и сами наушники. Ибо мощи, знаете ли, два вагона. Но это на низком усилении. Что уж говорить о высоком. Так что, арматурные, динамические, самые безумные гибриды, планары, хейлы (есть и такие)… Иемы, полноразмеры…  Открытые, закрытые, едва ли не любого импеданса… В общем, любые.

Девайс тянул все, что я к нему подключал. При чем делал он это едва ли хуже, чем мой не самый робкий в плане выходной мощности стационарный комбайн.

Так, мне выпала возможность попробовать девайс в связке с не самыми благосклонными к источнику Hifiman Arya и HE4. Результат был прекрасным. Что уж говорить про более чувствительные наушники разного форм-фактора и импеданса. Hifiman HE400i 2020 девайс раскрыл едва ли не более чем полностью. Вытянув из них все, что они должны уметь не то что по задумке Доктора Фанга, а, кажется, и по словам маркетологов.

С другой стороны, и сильно более чувствительные внутриканальные CA Solaris SE на низком усилении демонстрировали все, что обязаны демонстрировать. В том числе отсутствие шума и прекрасный темный фон. В общем, вот тот девайс, который так ищут те, кому необходим один плеер и для чувствительных иемов, и для тугих планаров. Для QLS QA390 любые наушники – чувствительные иемы. С его-то мощностью, это не странно. Тут вполне применим бородатый анекдот про “давай я понесу чемодан, а ты меня”. Если вы потянете 390ый, он потянет наушники.

Звук

Что же касается непосредственно звука, то тут есть практически все, чего ожидаешь от топа. Целостность и музыкальность идут рука об руку с детальностью и техничностью. Да и вообще, девайс вполне удачно показывает, что нейтральность и техничность не обязана быть сухой и безэмоциональной. Хотя если все же попытаться выделить какие-либо моменты, которые заметны в звуке больше всего, то это техничность, нейтральность, скорость, легкая суховатость, прекрасный контроль. Кроме того, может присутствовать едва заметный уклон в светлую подачу, но тут все очень сильно зависит от характера самих наушников и записи.

Низ

НЧ имеют очень хорошую протяжность. При этом бас линейный. В нем присутствуют как самые глубокие слои, так и любимый многими мидбас, но весь спектр частот имеет отличный контроль. От QLS QA390 невозможно добиться гудения или смазывания ударов. Настолько бы экстримальными не были записи. Насколько бы резкими, отрывистыми, или, напротив, весомыми и массивными не были удары.

НЧ тут очень вариативны, имеют хорошую передачу текстур, едва заметно подчеркивая их, что благосклонно сказывается на передаче нюансов записи. В то же время, бас имеет хорошую плотность и вес. В итоге это способствует правильной передаче различного характера и интенсивности ударов, а так же их размера. При этом, как я уже говорил, нельзя сказать, что подача плеера – сухая информативность. Имеется должная вовлекаемость, экспрессия и передача эмоций, но средствами, заложенными в запись, а не добавленным весом или каким-либо иным способом. Таким образом имеется очень честное и неприукрашенное, но в то же время, живое и естественное звучание диапазона. Оно одинаково хорошо ложится как на синтезированные ударные, требующие веса и размаха, так и на вкрадчивую перкуссию в акустических записях.

Середина

СЧ ровно так же неприукрашенные, прозрачные, чистые и лишенные каких-либо акцентов. Плееру хорошо дается передача мелких особенностей звукоизвлечения или игры на инструменте, владения голосом и подобные, на первый взгляд, малозаметные и маловажные моменты, которые сами по себе не всегда несут полезную информацию, но позволяют более живо и естественно передавать характер записи, оживляя ее. Разумеется, прежде всего это заметно на живых выступлениях, которые прямо-таки расцветают. Но тут уже камнем преткновения может стать качество записи.

Что же касается студийных, то QLS QA390 одинаково хорошо справляется со всеми жанрами и нередко преподносит сюрпризы. Подавая, однако, не свою версию музыки, а лишь открывая определенные моменты, ранее менее заметные в общем звучании. Порой, конечно, это обращается тем самым “слышно новые детали в знакомой композиции”. Но если обычно такое бывает из-за своих особенностей звучания, подчеркивающих те самые незаметные ранее моменты, то тут это связано напротив, с отсутствием приукраса.

Потому девайс не вызывает вау-эффекта, он просто делает свою роботу. Но делает ее со всей ответственностью и вниманием, на которое способен профессионал. Так что тут нет превалирования женского или мужского вокала друг над другом или относительно иной части записи. Нет, музыка сохраняет хорошую целостность и мелкие нюансы остаются нюансами. Важными, но составляющими заметно большее музыкальное полотно. Таким образом середина сохраняет хороший баланс микро- и макродетальности, не делая перевеса ни в одну из сторон. Более того, неплохой динамический диапазон хорошо показывает, что целостность композиции и ее детальность – взаимодополняющие, а не взаимоисключающие вещи.

Верха

ВЧ, как и остальные части диапазона, подаются честно и без приукрасов. Ни в виде подчеркивания определенных моментов, ни, напротив, их смягчения. Детально, технично, с прекрасной передачей особенностей звучания инструмента или партии.

В то же время, отдельные партии обладают хорошей динамикой, они вариативны, сохраняют достаточно веса, но и не утрачивают в изящности. О затуханиях, таким образом, остается только сказать, что они сохраняют хорошую очерченность, но излишне не вырываются из общего контекста.

Атаки имеют хорошую скорость. Фронт отдельного инструмента в общем звучании отслеживается хорошо, сохраняет достаточно очерченности, но не утрачивает и должного веса. Таким образом получается очень техничная, но аккуратная и естественная подача. Не перечеркивающая, а только дополняющая музыкальность и эмоции, позволяя им раскрыться в полной мере. Но, будучи честными и не вдаваясь в излишнее смягчение, верха, тем не менее, не оказываются излишне резкими или агрессивными.

Сцена

В плане строения сцены вопросов не возникает. Она достаточно широкая, явно больше среднего, если того требует запись. Края не ощутимы и не давят на слушателя, так что если необходимо создать чистое поле, то плеер так может. Но и в камерных записях он не стремится загнать в рамки, оставляя достаточно пространства, но, прежде всего, сохраняя внимание к записи. Примерно то же касается и глубины, с той лишь поправкой, что ширина чуть больше и, как следствие, немного больше привлекает внимание.

Разделение планов хорошее. Благодаря широкому динамическому диапазону плееру удается хорошо работать с различными инструментами и планами независимо от их положения в общей звуковой картине. Таким образом хорошо прорабатывается не только первый план. Девайс радует вниманием ко всем присутствующим в записи участникам, ничуть не умаляя их заслуг, но сохраняя нетронутой композиторскую задумку.

С другой стороны, есть легкое подчеркивание разделения планов и очертаний инструментов, что позволяет, не внося изменений в звучание композиции, раскрывать ее достаточно подробно и последовательно.

Итоги

Суммируя все вышесказанное, я обойдусь парой предложений. Если вам нужен универсальный плеер, способный стать источником и для тугих планаров, и для чувствительных иемов, обратите внимание на 390ый. QLS QA390 – смотрит на любые наушники как на иемы.