В прошлой серии о закрытых полноразмерах до 1000 долларов я уже обосновывал выбор упомянутого ценника и форм-фактора. Но есть ведь и более дорогие наушники, не так ли? Так может ну их, эти ограничения по цене? Ну допустим. Я только за. И даже если так, то моделей, предлагающих топовый звук не так уж много. Я так или иначе буду отталкиваться в своем выборе от личных вкусов. Все модели охватить у меня не получится, да и цели такой нет. Надеюсь, лонгрида не будет. Хотя, кого я обманываю, заваривайте чай и прогревайте ламповый усилитель.

Подследственные

Audeze LCD-XC

Я уже достаточно давно знаком с этой фирмой и отношения с ней у меня очень неровные. Ровно такие же, как звук у этой фирмы. Признаюсь, для меня он никогда не был особо ровным, особо мониторным и даже “планарным” в обычном понимании последнего. И все же делая скидку на симпатичную внешность… Хотя больше на то, что две последние модельки оказались не так уж плохи, я решил дать LCD-XC шанс. Все же топ. Вот и покажут, что умеют.

Mr. Speakers Ether C Flow Closed

Конечно, планарный звук сам по себе очень эфемерный и условный. В том смысле, что с точностью определить технологию на слух не получится. Так что, его черты так же условны и каждый подразумевает под этим понятием то, что хочет. Так вот я буду подразумевать под ним обоснование еще одних планаров, участвующих в батле. Мне понравился формат 2х2, так что партнером Audeze LCD-XC по команде будут Mr. Speaker Ether Flow Closed. Ранее я уже слушал Æon обеих версий и отметил для себя закрытые более оптимальными. Так что настал черед старшей модельки.

Fostex TH900 mk2

Динамический лагерь будет представлен парой вполне предсказуемых, но от того не менее интересных моделек. Это Fostex TH900 второй ревизии. На мой вкус, это одна из лучших моделек своего форм-фактора. Если нужна чуть светловатая эмоциональная подача.

Focal Stellia

А завершает четверку очередной шедевр от французов Focal. Это я говорю и в качестве спойлера, и в качестве личного убеждения. Если ранее я уже слушал Elegia, и она показала прекрасный результат в связках с Flux Lab Iriy и AK Kann Kube, то сегодня претендентом на лавры выступит Focal Stellia.

Условия тестирования

А в качестве рефери в пару к своему старичку Audio-GD NFB29 я решил добавить упомянутый Iriy. Он тоже не из робкого десятка. А тестирование на нескольких девайсах всегда более показательное, чем на одном. Потому же в качестве портативного плеера выступит iBasso DX220 на amp8. Не столь безумная и безудержная мощность выхлопа, как, например, у Безумного Макса или у Kann Kube. Но тоже плеер не из робкого десятка. Да и заметно более компактный и вполне себе портативный девайс (а не как некоторые!). Так что будет даже более показательно.

Само собой, речи о полноценном тестировании стационарных наушников от портативного плеера не идет. Он тут скорее на случай “а если вы захотите взять эти наушники в портатив”. Да, поразительно много любителей полноразмеров хотят слушать их от портатива. И все же, с учетом возможностей наушников, рекомендовать этого я не могу. Для LCD-XC так точно. (Хотя, вот как представлю их связку с Kann Cube – без малого полтора кила портатива.)

Упаковка и комплектация

Как всегда, не важны. Будем честны, если вы покупаете наушники за 2 тысячи долларов, для вас наличие или отсутствие в комплекте чего-либо кроме наушников и кабеля не сильно сыграет роль. Ну и да, я не люблю этот раздел. А у вас стынет чай. Что значит не заварили?!

Дизайн и эргономика

Вот тут уже производители изощряются кто во что горазд.

Focal предлагают традиционный технофильский и гламурный дизайн с оттенком какао. На фоне остальных наушников модель выделяется выбором кремово-коричневого цвета в качестве основного. Традиционное внимание к деталям, подпружиненные чашки, мягчайшие амбушюры и оголовье, правильная сила прижима – в общем, кроме как суперкаром в мире аудио наушники назвать нельзя.

Fostex и Mr. Speakers используют примерно ту же схему, отличия в оголовье. И там и там оно удобно, но последние заметно легче. Да за счет преднамеренной работы, направленой на это, но тут это не пустые слова. Более-менее привыкнув к весу остальных наушников, каждый раз одевая Ether’ы я невольно удивлялся их некому несоответствию размера и веса. Fostex на первый взгляд не особо заморачиваясь с этим, хотя тоже не весят так уж много.

А лидером на взвешивании выступают Audeze LCD-XC. Или скорее аутсайдером. Да, самые большие по диаметру чаши, но и самые тяжелые. Натуральные материалы дают свой шарм. Сочетание кожи, металла и дерева не может не радовать, но все это грамм к грамму сообщает наушникам 0.75 кг веса. Да, я специально взвесил. И специально написал вес в килограммах. Чтобы нагляднее, как говориться. Согласитесь, это не так уж мало. Комфортные охватывающие амбушюры, удобное оголовье и правильная сила прижима обеспечивают LCD-XC хорошее распределение веса, но особо легкими от этого наушники не стали.

А в органолептическом плане по-прежнему лидируют Focal. Мягчайшие амбушюры, удобное оголовье, комфортный прижим. Есть ощущение преднамеренной работы не только над звуком и дизайном, но и внимание к тому, какими окажутся выбранные материалы тактильно. Но к чести остальных моделей, они так же достаточно удобны и комфортны в ношении. И по сумме параметров тут я бы выбрал или Focal Stellia, или Ether C Flow.

ЗВУК

Fostex TH900 mk2

Разумеется, главная интрига – звук. И тут я буду отталкиваться от Fostex TH900 mk2. Просто потому, что не так давно я уже слушал их. А референс не обязательно должен быть ровным, часто в его качестве выступает звук знакомый. А Fostex 900 mk2, полагаю, знакомы очень многим. Как я уже говорил, их звук чуть светловат, с хорошей детальностью, техничный, эмоциональный, иногда немного суховат, но вовлекающий и музыкальный.

Низкие частоты

НЧ при хорошей протяжности обладают прекрасным контролем. Хорошо передают размерность и характер инструментов и звукоизвлечения, чуть нарочито подчеркивают текстуры, но остаются плотными, вариативными и достаточно массивными. Более того, даже присутствует легкий малозаметный акцент на низах, но общую подачу он не портит. Благодаря хорошей проработке нюансов диапазона порой создается эффект немного суховатого звучания, но к недостатку в массивности и телесности диапазона это не приводит, более того, количественно НЧ тут больше всего, а частотка наиболее v-образная.

Средние частоты

СЧ прозрачны, протяжны и телесны. С хорошим контролем и детальностью, а так же едва заметно смещенным в микродетальность балансом. Общая подача, музыкальность и вовлекаемость звучания более чем хороши. И все же наушники способны передать те нюансы записи, средствами которых достигается передача эмоций. В передаче тембров инструментов наушники так же точны и достоверны.

Высокие частоты

ВЧ чуть вздернуты в плане количества, что сразу выгодно отсеивает ВЧ-фобов. Не знаю, как можно любить качественный звук и не любить верха. И тут немного добавленное количество мало ощущается благодаря хорошей качественной проработке диапазона. Детальность, наполненность, протяжность, изящность, скорость атак – все, как того и ожидаешь.

Сцена

Строение сцены – еще один козырь наушников. Ширина не просто больше среднего, она одна из лучших в своем форм-факторе, и забегая наперед, это тот параметр, где в сравнении с сегодняшними конкурентами 900ки останутся среди лучших.
Глубина так же больше среднего, разделение и взаимодействие планов хороши, хотя в плане взаимодействия не все так отлично. Пространства между инструментами так же достаточно, а их образы достоверны.

Mr. Speakers Ether C Flow Closed

В спаринг к Фостексам я бы поставил именно эти планары. Кожаные амбушюры, металлические дуги оголовья, карбоновое волокно. С учетом размера наушники получились нарочито легкими. Не могу не упомянуть об этом еще раз.

Да и если говорить о референсе в классическом понимании наушники ближе к ровной подаче, нежели Fostex TH900 mk2.

Они, с одной стороны, похожи. В плане достаточно честной и неприукрашенной подачи. Но, с другой, имеют ряд отличий, из-за которых похожими их назвать все-таки трудно.
MrSpeakers Ether C подают то, что обычно называют “большим звуком”. Но если обычно за этим акцентируют НЧ и делают на них явный паритет, то тут дело обстоит немного иначе. Да, НЧ выразительны, массивны и телесны, но они подчеркиваются скорее путем смягчения верхов. Впрочем, обо всем по порядку.

Низкие частоты

НЧ обладают хорошей протяжностью и контролем, по этому параметру они не уступают Fostex, зато лучше контролируются, более плотные и естественные, хорошо передают текстуры, обладают чуть лучшей вариативностью, но немного уступают по динамическому диапазону и разумеется, массе. Но последнее обусловлено разницей в количестве.

Средние частоты

СЧ имеют чуть больше власти в общей подаче. Они (как и общая подача) чуть более макродинамичны, слитны и целостны, но без явного ущерба детальности. Зато обладают чуть большей плотностью и телесностью. Это добавляет очков в энергичной напористой музыке – скажем, металле. Но вот ведь в чем дело. Если вокалист не умеет петь, то ему добавочный напор добавляет эффектности и убедительности. И тут Ether C справляются хорошо. Но вот если с вокалом все ок, то это приводит к легкому передергиванию тембров и эмоций. Так что тут наушники пусть и близки к правде, но все же привирают.

Высокие частоты

ВЧ отведено меньше всего места в общей звуковой картине. Их нельзя назвать совсем уж смягченными, но они определенно не привлекают излишнего внимания, создавая хорошее, детальное и проработанное, но все же только сопровождение основному звучанию. Легкий уклон в макро сохраняется и тут и очень хорошо ложится в общую подачу. Звучание полнотелое и телесное, и именно на этом концентрируют больше внимания наушники.

При этом доминирование НЧ в общей подаче очень ненавязчивое и органичное, оно практически не нарушает общей звуковой картины. Хоть и немного подчеркивает эмоции путем создания чуть большего напора и веса. И все же верха при в общем достаточно комфортной подаче тут не приглажены чрезмерно.

Например, если запись яркая (это первое, что приходит в голову – в начале карьеры Аскинги записывались достаточно ярко), получим скорее знакомую чуть v-образную частотку. Тем не менее, на фоне TH900 mk2, Ether C, конечно, заметно ровнее. 900ки более эмоциональные и драйвовые. Больше НЧ, они массивнее, но не в ущерб общей детальности – на ВЧ она даже чуть больше. В общем в итоге в обличии Ether C Flow имеем скорее нескучную чуть напористую мониторность.

Audeze LCD-XC

Заметная добавка по весу в сравнении с предыдущими наушниками. Ведь комфорт комфортом, но 750 граммов никуда не денутся. Но, где веса меньше, так это в звучании. Если Ether C Flow демонстрируют напор даже когда к нему привыкаешь, то Audeze LCD-XC ощущаются заметно более сдержанными, даже рафинированными мониторами. Кроме того, они же, пожалуй, наиболее слитные. Хотя по этому параметру достаточно близки к Mr. Speakers.

Низкие частоты

НЧ при хорошей протяжности и контроле не перетягивают внимание на себя. Басовая подложка строится глубоко, сложно и прочно. Но количественно НЧ тут наверное, меньше всего, хотя сравнимо с Ether С. Они остаются органичной частью записи и как правило ощущения дефицита баса не возникает. Хотя на фоне остальных моделей, отдающих этому диапазону чуть больше свободы или в плане массы (Ether С) или еще и количественно (Focal Stellia, еще больше Fostex 900mk2) мне нет-нет да и хочется согласиться с распространенными пожеланиями навалить баску на тяже.

Хотя если поставить что-то потехничнее, к примеру, тех же Gojira, то все замечательно.

Средние частоты

СЧ так же чуть слитные, целостные, неприукрашенные и без излишнего акцентирования и напора. Им вполне хватает как массы, так и детальности, но они не делают явных акцентов на телесности или выразительности той или иной партии. Звучание записи передается как есть. Разве что баланс микро- и макродетальности смещен в сторону последней.

Высокие частоты

ВЧ подаются в общей целостной подаче, так что на первый взгляд наушники кажутся чуть комфортными, а верха приглаженными, но на деле проработка очень хороша. Наушники имеют очень хорошую проработку послезвучий, и это особенно заметно на верхах. Но богатство обертонов живых инструментов хорошо слышно и на остальных частотах. Способствует этому и хороший динамический диапазон. Тут он выше, чем у Ether Flow и Fostex. Но что касается детальности, то тут LCD-XC немного уступают обеим упомянутым моделям. Зато чуть выигрывают в натуральности.

Ну, например, на треке Bring Me the Horizon – Can you feel my Heart, в особенности из японской версии альбома. Трек из тех времен, когда Оливер Сайкс уже не тащил свои же партии на лайвах (ну ок, он их никогда не тащил). Но Бринги еще не скатились в попсу окончательно, а только ходили по этой грани. Вообще странно приводить в пример натуральности трек, где нет живых инструментов. Поэтому это будет скорее пример убедительности. Все это обилие электроники и пространственных эффектов на Audeze LCD-XC звучит очень эффектно и музыкально. Во всяком случае, такая подача оказывается убедительнее.

Focal Stellia

Ну тут, конечно, хотелось бы сказать про глобальное доминирование и унижение всех и вся. И да, я это скажу.

Хотя, конечно, не все так безнадежно и однозначно. В плане частотки Focal Stellia расположились между Ether C Flow и Fostex 900mk2. Чуть ближе к первым. Звучание Stellia носит отголоски v-образной АЧХ. Но не то чтобы это хоть где-то особо играло в минус. Они лишены того преднамеренного напора, добавочной массы или безудержного драйва, который есть в упомянутых моделях.

Во всяком случае, именно такими они кажутся в сравнении со Stellia. Грубыми, невоспитанными, наглыми и бестактными. Это касается звука, конечно. Что до Audeze LCD-XC, то они на фоне Focal скорее чопорная старушка. Не безнадежно старая, но чопорная. В общем, более сдержанная и слитная подача.

Чем выгодно выделяются французы кроме тактильно крутых материалов, более броского дизайна и эргономики? Хорошим динамическим диапазоном, размерами и проработкой сцены, передачей ВЧ, глубиной НЧ. Вкратце это те пункты, по которым Stellia в ходе сравнения останутся недостижимыми.

Низкие частоты

НЧ имеют прекрасную протяжность и контроль. В плане передачи резких рубленых ударов, их плотности и очерченности, техничности и тембральной достоверности наушники очень хороши. В то же время присутствует небольшой акцент, сообщающий ударам чуть больше веса. Но, вместе с хорошим динамическим диапазоном это не превращается в постоянное доминирование диапазона.

Напротив, все очень зависит от записи. Если он выделен в записи, он выделен и в наушниках. Если же он несет скорее сопровождающую функцию, то не останется забытым, но не будет пытаться влезть на соло. Как я уже говорил, техничная и качественная стороны звучания НЧ у Focal Stellia лучшие в сравнении. Audeze XC слитнее и без акцента, Ether C Flow массивнее и слитнее. Fostex 900 массивнее и баса больше количественно.

Если уж я говорил о доминировании, то и трек будет соответствующий.

Он показывает насколько лидируют Focal Stellia в натуральности и динамическом диапазоне.
Прекрасная запись с симфоническим оркестром, которая, кроме упомянутых моментов, хорошо демонстрирует скорость, проработку ВЧ, атак и, в особенности, затуханий.

Средние частоты

СЧ обладают хорошей детальностью и техничностью. Они, в стиле общей подачи, имеют небольшой уклон в микродетальность, хорошо передавая нюансы записи, особенности звукоизвлечения, тембры и характер инструментов. Как следствие, лучше натуральность звучания. Кроме того, привлекает внимание проработка обретонов тембрально богатых инструментов, например, деревянных струнных. Телесность и наполненность также очень хороши, а высокая детальность не нарушает музыкальности композиции.

Высокие частоты

ВЧ имеют небольшой акцент в противовес НЧ, но, на мой вкус, их количество даже близко не подходит к излишнему. Кроме того, имеется прекрасная протяжность и проработка диапазона. Детальность и скорость подкрепляются наполненностью звучания. Также присутствует очень деликатная работа с затуханиями и послезвучиями. Их характер передается правильно, кроме того, они обладают хорошим разделением, выразительностью и правильной протяжностью.

Сцена

Сцена также больше среднего по обеим направлениями. Она шире всех и глубже всех, в общем не уступая многим открытым моделям. Разделение и взаимодействие планов так же прекрасное. Хороший динамический диапазон сообщает каждому инструменту свое место в композиции. Это прекрасно отражается не только на позиционировании инструментов, но и упомянутом разделении планов. Та или иная партия может достаточно плавно переходить из аккомпанемента в соло. И так же незаметно растворяться в общем звучании, но эти переходы не происходят неожиданно. Таким образом, никакой инструмент не исчезает бесследно и не нарушается общая гармоничность звучания.

Еще среди плюсов относительная неприхотливость к источнику в плане раскачки. При большом желании наушники можно слушать даже от плеера. Чуть тяжелее раскачиваются Fostex и Mr. Speakers, ну а самые тяжелые Audeze LCD-XC. И все же, с учетом уровня наушников, я не рекомендовал бы портативное использование. Стационарная аппаратура естественно раскроет их заметно лучше.

Итоги

Все наушники хороши (еще бы, с их-то ценой!), и я вполне понимаю приверженца каждой технологии и каждой модели. Любители большего драйва выберут Fostex TH900 mk2 или Mr. Speaker Ether C Flow. Для тех, кто хочет максимально мониторный звук – Audeze LCD-XC. Ну и для тех кто хочет и к драйва, и к референса – Focal Stellia. Если же вопрос в расстановке мест по качеству и совокупности характеристик невзирая на почерк, то мой фаворит соревнования – Stellia. На второе место поставил бы Fostex и Ether – в зависимости от личных предпочтений. А замыкает сравнение LCD-XC. Но, разумеется, для вас на вашем источнике и музыке все может быть совсем иначе.