ВСТУПЛЕНИЕ

Румынские недели в Макдональдс в Эре! Еще не успели сойти с пальцев мозоли от написания текста про горячую новинку в лице Meze Elite, как другая модель, наделавшая шуму в аудиофильской среде, попала в мои цепкие (и мозолистые) пальцы. Если Elite стал чем-то вроде продолжения крайне успешных Empyrean, то Liric – это новая модель. Открывающая собой новый для Meze ценовой сегмент. По сути эта модель вдвое дешевле Elite, но и в несколько раз дороже Meze 99 Classic. Хуже ли она вдвое, чем Elite? Опытные аудиофилы знают, что так экономика в этой отрасли не работает. Более того. Я скажу, забегая наперед, что Meze Liric – еще и другие. Очень другие и непохожие на Elite/Empyrean. Тут уж кому что. И не всегда то, что дороже и выше классом, ближе по духу. И это хорошо.

Вообще закрытые наушники от Meze напрашивались уже давно. Невероятно успешный опыт работы с Rinaro Isodynamics заставляет задуматься, а почему наработки львовян и бая-марян (или как правильно именуются обитатели Бая-Маре?) до сих пор не перекочевали в закрытые корпуса. Закрытые корпуса наушников, которые несложно брать с собой в поездки и питать портативным источником. Да, Empyrean/Elite играют от портатива и весьма полноценно. Но дорожными их назвать можно только если вы привыкли путешествовать на личном самолете или в персональном ж/д вагоне. Если так, то да, это прекрасный попутчик.

С другой стороны в этом сегменте конкуренция нельзя сказать, чтоб нешуточная, но довольно плотная. В том числе за счет именитых игроков вроде Audeze, Sennheiser, Focal. Но Meze тоже не робкого десятка и с Empyrean доказали – им ли бояться конкуренции. 

Как бы то ни было, но закрытые предтоповые наушники от Meze & Rinaro увидели свет, чему я безусловно рад. И вы, я уверен, тоже. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ MEZE LIRIC

Если вы хотя бы читали про Empyrean/Elite, а еще лучше имели с ними дело вживую (а еще лучше имеете в своей коллекции головных телефонов), то знаете, что к вопросу упаковки наши румынские друзья относятся серьезнее некуда. Liric не поставляются в саквояже или ящике, сколоченном из сосновых досок (Антонио, вот тебе идея!), но тоже приятно выделяются среди прочих.

“Обложка” выполнена из плотного мелованного картона, на ней нанесена качественная полиграфия. За счет градиента палитра меняется от радикально черного к темно-серому. На лицевой стороне изображены руки, застывшие в некоем жесте. То ли во время танца, то ли во время дирижирования. То ли игры на воображаемой скрипке. Изображение нечеткое, специально смазанное, чтобы придать пущего эффекта. Благо, эта смазанность не идет дальше титульной обложки. В звуке Liric нет даже намека на смазанность или нечеткость.

Но самое интересное под обложкой. Под ней скрывается крупный короб, сделанный из сочетания картона, декоративной бумаги и эко-кожи. Ею обтянута крышка короба, а со всех остальных сторон он покрыт бумагой, имитирующей рогожку. С тактильно приятной шероховатостью. Самое главное – на крышке. Название модели – Liric – нанесено золотистой термотрансферной пленкой, а к буквы L, r, и c перетекают в три линии-контура. Они в свою очередь формируют стилизованные токопроводящие дорожки гибридной мембраны Rinaro. Чертовски красиво, стильно и аутентично. И без какой-либо цыганщины, Антонио Мезе понимает в стиле и как подать продукт.

Под тяжелой крышкой короба нас ждет кофр с основным содержимым. К слову, наушники комплектуются кофром для их транспортировки. Тут даже комплект поставки говорит о, если не портативности, то хотя бы мобильности наушников. Кофр максимально не похож на аналогичный от Focal. Он имеет покрытие “под кожу”, а вместо фокаловских плавных линий мы имеем более сложную форму и специально выделенные дополнительные ребра жесткости. Кофр производит впечатления настоящей твердыни, призванной уберечь ваши драгоценные (в буквальном смысле) наушники от дорожных невзгод. Довершает картина шилдик с логотипом Meze. В результате кофр отдаленно напоминает капот суперкара. 

Внутри чехла мы можем найти сами наушники, документацию и кабели. Которых тут, кстати, два. Длиною 1,5 и 3 метра. Комплектные кабели упакованы в мешочек из эко-кожи, в котором также находятся авиа-адаптер и переходник с 3,5 на 6,3 мм. Они неплохи, напоминают аналогичные от Meze Elite. Но для более полного раскрытия наушников я прибегнул к двум вариантам от Era Cables – топовому Symphony и более доступному Optima. Кабели имеют 3,5мм терминалы, а не mini-XLR, как у топовых Meze. Эргономика у кабелей хорошая, они мягкие, но при ношении вне дома Era Cables показались практичнее. 

Комплект у наушников, как видите, небедный. Noblesse oblige. За 60 тысяч комплектация должна выходить за пределы общепринятых стандартов. Meze Liric это и делают. Об этом говорит и со стилем оформленная упаковка, и добротный кофр для транспортировки и сразу два кабеля. Еще б вторую пару амбушюр или стойку, как предлагает Fostex. Но и так неплохо.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА MEZE LIRIC

Есть кое-что еще, кроме умения упаковать товар, что выделяет Meze среди прочих игроков рынка. И это – умение делать вещи красивыми, с душой и узнаваемым экстерьером. Фотографирование Empyrean всегда переходило по времени все грани разумного и оставляло за собой около сотни кадров. С Meze Liric ситуация аналогичная. Наушники без преувеличения получились красивыми. Они наследуют некоторые “родовые” признаки от топовых Empyrean/ Elite, но при этом имеют свой стиль, харизму и шарм. Встречают по одежке – провожают по звуку. Тут хочется вспомнить слова Чехова про то, что в человеке должно быть прекрасно все. Вот Liric – это чеховские наушники (чуть не сказал ружья). В них прекрасно все – от упаковки до самых дальних обертонов на ВЧ. Но вернемся к экстерьеру. 

Разделим “облик” Liric на 3 части: оголовье, чаши и каркас с креплением к оголовью. Итак, оголовье. Оголовье у Liric свое, тут решено было уйти от классического Empyrean’овского “коромысла”. Разница в весе у наушников несущественная, но отход от оголовья с широким размахом крыльев и формой, напоминающей лук, не сказался радикально на удобстве при длительном прослушивании. 

А вот оформление оголовья наследует старших братьев. А именно тем, что на самой его верхушке тиснением нанесено название модели. Нижняя часть его имеет эжекцию в виде мягких подушечек, покрытых дышащей сеткой. При этом она не сплошная, а имеет крестообразную выемку, снижающую термическую нагрузку. Внутри оголовья расположена стальная пружина. 

Каркас с креплением чашек имеет как схожие с Empyrean/Elite черты, так и разнится. Так “вилки”, которые удерживают чаши и обеспечивают им подвижность в одной из плоскостей, выполнены в более классическом стиле. Если у топовых Meze они удерживают чашки с лицевой стороны, то у Liric вилки “хватают” чаши сверху. Это улучшает эргономику с точки зрения компактности. Потому габариты у такой конструкции куда скромнее. 

А вот механизм соединения вилок и оголовья, а также регулировки положения чашек горизонтальной плоскости достался Liric’ам от старших моделей. С поправкой на то, что принцип размещения компонентов теперь “вглубь”, а не вширь. Эргономика корпуса Liric продумана до мелочей в том, что касается их использования outdoor. 

Алюминиевые вилки держат магниевые чашки. Да, корпуса чашек сделаны из магниевого сплава. Это позволяет наушникам весить меньше 400 грамм. Но при этом и магниевые корпуса чашек, и алюминиевые вилки имеют одинаковый черный цвет и идентичную текстуру. Цельность и наследуемость стиля во всем. 

Лицевая сторона чашек также оформлена довольно изысканно. Они покрыты эко-кожей. Текстурной и довольно мягкой. И акцентом на этом черном фоне выступает медный “пятак” компенсационного отверстия. К слову, он оформлен в стиле узора чашек открытых Empyrean/Elite. В Meze Liric применена хитрая система компенсации давления. С одной стороны для этого и было размещено это отверстие на чашках, с другой – сами амбушюры выполняют эту функцию. О прочих хитростях – в следующем разделе. 

Амбушюры не такие глубокие, как у классических Empyrean, они скорее ближе к Elite. Выполнены из кожи, а в качестве внутреннего покрытия, формирующего акустическую камеру замкнутого пространства между ухом и магнипланарной системой, применена алькантара. Амбушюры очень удобные. Многочасовые сессии в них комфортны. Кожа “дышит”, уши не потеют. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ MEZE LIRIC

Про технические нюансы топов от Meze можно писать многочисленные страницы мелким шрифтом, но нас то интересует звук, поэтому тут мы избежим повторения того, что вы могли бы прочесть в обзорах Empyrean/Elite. 

Главное, что вам следует знать, это то, что в Liric установлен драйвер MZ4, которые является по сути уменьшенным MZ3S Parus, установленным в Elite. В силу замысла, он был уменьшен, чтобы обеспечить возможность использовать Liric как наушники для использования вне дома. Так, размер мембраны MZ4 в Liric составил 92*63 мм. У Elite это 102*73. 

Кроме того есть и другие доработки в дайвере, проистекающие из этого. Полимерный корпус был усилен и способен выдерживать большие нагрузки. А из-за уменьшения площади диафрагмы ее вес был пропорционально снижен до каких-то немыслимых 0,08 г. 

Диафрагма MZ4 имеет такую же гибридную структуру, как оная в MZ3/MZ3S. Если интересно, как и зачем это работает, советую ознакомиться с описанием технологии в обзорах Empyrean и Elite.

Однако, в MZ4 Rinaro применили новую технологию, Phase-X. Суть ее лежит в работе над фазой сигнала с целью добиться максимально реалистичного и точного отображения позиционирования образов. Грубо говоря, технология Phase-X призвана снизить фазовые искажения и обеспечить полноценное погружение в реалистичные звуковые полотна. Подобно тому, как это делают топы от Meze с открытым акустическим исполнением. 

Phase-X позволяет достичь нужной фазовой характеристики сигнала, вопреки нелинейности фазового отклика, свойственного закрытым наушникам. Кроме того, Phase-X улучшает отработку транзиентов и обеспечивает предельно точную передачу особенностей помещения, в котором происходила запись оригинальной записи. Иными словами, задача, которую решает Phase-X, это создание реалистичной пространственной картины и минимизация фазовых искажений. Или еще проще – чтобы закрытые Liric звучали как открытые Elite. Скажу так. Играют они действительно эффектно с точки зрения сцены, ее геометрии, нет, даже стереометрии. Ведь речь идет про полноценную трехмерную воображаемую сцену. Но передача пространства разнится от того, как это делают Empyrean/Elite. 

Также Liric примечательны системой Air Flow. Ее задача состоит в уменьшении веса и размера чашек за счет оптимизации использования внутреннего объема чашек и, что самое главное, амбушюр. Последние имеют вентиляционные отверстия, которые позволяют воздуху лучше циркулировать внутри замкнутого пространства чашек закрытых наушников. 

Liric – довольно легкая нагрузка, всего 30 Ом при чувствительности 100 дБ на 1 мВт. Я ради смеха воткнул их в балансный выход FiiO KA3. И они играли! Чертовски хорошо, надо сказать. Без какой-то ощутимой просадки динамики. Разве что НЧ несколько утратили в макродинамике. Но этом если сравнивать с iBasso DX220MAX. Его сатаниснская динамика даст такое ощущение с любым другим источником.

Частотный отклик Meze Liric под стать топовым собратьям – от 3 Гц до 92 кГц. Это Rinaro, детка. Общие гармонические искажения – менее 0,15%. В общем, Liric это хороший вариант для любителей пофапать на циферки, обмазанных Topping’ами.

ЗВУК MEZE LIRIC

В ожидании наушников я гадал – станут ли они лишь более доступной версией Elite или предложат другую концепцию? С одной стороны у последних довольно много поклонников, и их было бы еще больше, будь наушники доступнее. Прямо скажем. С другой – есть и те, кто хочет другой звук, и привлечь их под знамена своего бренда – идея даже лучше, чем сделать “Эмпирин для нищих”. 

Этот вариант и сыграл. Liric – это не Elite и не Empyrean. У наушников настолько “свой” звук, что говорить о каком-то наследовании неуместно. Использование аналогичной концепции излучателя лишь подтверждает мысль, что факт применение одинаковых чипа/драйвера/ОУ вообще не говорит ни о чем. Важна общая концепция, реализация. 

Говоря про румынские топы сразу вспоминаешь их невероятную сцену, фантастически глубокую, а также мягкость, с которой они звучат и выдают тонны деталей. Теплый, комфортный, обволакивающий звук, не утаивающий и малейших нюансов. Звук не яркий, массивный, слитный, музыкальный, плотный. Звук – как теплые воды Средиземного моря где-нибудь около Мармариса.

Meze Liric – это скорее горная река. Стремительная, быстрая, ее воды пенятся и играют зайчиками июньского солнца. Она обильно прогрета летним солнцем, но куда сильнее бодрит и освежает по сравнению с морем в бухте Ичмелер. Поток стремителен, он извивается в русле, образуя замысловатые па.

Наушники получили заметно меньше того теплого окраса, которым славятся Empyrean и Elite. Они имеют теплые нотки в своем звучании, которые не придется искать с увеличительным стеклом, но они куда более сдержаны, чем в случае с топами. 

Сам характер презентации – другой. Во-первых, наушники заметно более яркие. Они не стесняются придать больше энергетики звучанию самых пикантных участков АЧХ и дополнительно подчеркнуть ВЧ, подавая их прямолинейно, почти жестко. Звучание Liric на середине и ВЧ настолько чеканное, выверенное и артикулированное, что они воспринимаются даже прозрачнее, чем Elite. Первые минуты они сметают вас, вводят в состояние шока. “Вау! А что, так можно было?”. 

Из-за этого характера наушники от акцентирования массы и макро образов делают уклон в сторону текстурности и рельефности их звучания. Это выходит у них ничуть не менее эффектно, чем то, как Empyrean и Elite монументально отрисовывают образы. 

Несколько иначе Meze Liric работают с контрастами. Разделение у них на высоте, в целом это одни из самых техничных наушников в принципе. Они фокусируются на границах сигнатур, на их четкости, разборчивости, читаемости и узнаваемости. Но топовые открытые Meze несколько более явно отрабатывают именно пространственные контрасты. За счет чего и звучат настолько восхитительно глубоко. Liric не удается дать ту глубину расстановки образов в пространстве, зато их четкость на плоскости –  предельна. Практически звенящая, настолько она ясная.

СЦЕНА

Не знаю, как работает Phase-X. Но то, что Meze с Rinaro смогли добиться того, что закрытые Liric звучат с поразительной шириной и ощущением свободного движение воздуха через стенк чашек, полагаю, прямая заслуга новой технологии. 

Наушники строят пусть и не такую же гигантскую сцену, как Elite, но все еще впечатляюще широкую. Даже без учета ценовой категории. Несмотря на закрытый акустический дизайн, Meze Liric не создают ощущение закрытой коробки и зажатости звука. Они полновесно звучат по всему фронту воображаемой сцены. 

Кроме того, у наушников превосходное позиционирование. Они великолепно прорисовывают образы, которые в свою очередь легко идентифицируются и локализуются нашим мозгом. Каждой детали, даже самой мелкой, отведено свое место. Работа Liric с пространством напоминает очень детальный и сложный чертеж. На котором подробно изложен принцип устройства мудреного механизма. Но чертеж позволяет понять принцип и логику его работы.

Чертеж я упомянул не зря. Разумеется, Meze Liric прорабатывают пространство вглубь, и делают это очень хорошо. Но когда начинаешь их сравнивать с Elite… Это не честно, признаю. Последние стоят вдвое дороже и имеют открытый дизайн, а еще их нереально использовать в дороге. Скажем, если Liric это качественное трехмерное изображение, выполненное опытным инженером-конструктором, то Elite – это сам объект, им изображенный. Представьте себе рисунок зала средокрестия Саграда Фамилия, выполненный профессиональным художником. Это то, как передаст глубину Meze Liric. А теперь представьте прогулку по этому же залу. Это то, как будет ощущаться Elite. 

Выстраивают сцену Liric в классической манере. Здесь нет ненужной перестановки образов ради пущей эффектности. Вокалист хорошо выделен, презентация вокала тяготеет к интимности, но аккуратность в вопросах массы и в целом быстрая и светлая подача делает вокал скорее эмоциональным, заряженным энергией, чем близким. Несмотря на это эмоциональный коннект со слушателем Liric держат отлично.

Одна из самых атмосферных композиций ранних PF. К слову, это единственная композиция, в записи которой участвовали все 5 членов коллектива. Да, на тот момент Баррет еще не настолько свихнулся и смог принять участие в создании шедевра. Meze Liric прекрасно передают космический масштаб и гипнотизм композиции. Вокал Уотерса словно выплывает из туманных образов, созданных лондонской четверкой и Безумным Бриллиантом. Клавишные Райта бороздят пространство и усиливают эффект “космичности” происходящего.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

А что низы? Они также ушли от ДНК Empyrean. Подсушенные, хлесткие, менее массивные, текстурные до какой-то невероятной голографичности. Этот характер накладывает отпечаток на баланс средних басов и суб-НЧ. Если открытые Meze имеют без преувеличения образцовый суб-бас, но Liric за счет большего внимания именно деталям – рельефам и текстурам – делает ставку на мид-бас. Суб-бас теряет в массе и оттеняется блестящими хлесткими средними басами. В НЧ достаточно тепла, но уже не так много, как у Empyrean. Бас Meze Liric куда сильнее стремится к нейтральности. 

Несмотря на упомянутую особенность, я бы не назвал бас Meze Liric тщедушным или легковесным. В паре с DX220MAX они замечательно отыгрывали электронный бит этой композиции из саундтрека к Доводу. В звучании наушников присутствует и глубина, и объем, и высочайшая четность. Эта голографичность обеспечивает воистину крупную басовую партию. Они создают объем и не ленятся заполнить его звучанием инструмента. При всей условности этого понятия для электронной музыки. 

При том, что и Elite сложно назвать бас-хэдными наушниками, Liric точно не является опцией для любителя повторить трюк Говарда Стерна из фильма Части тела. Liric выдают роскошный бас, но количественно наушники можно охарактеризовать как сдержанные. Они пытаются не пресытить слушателя, заставляя его хотеть еще и еще. Meze Liric прекрасно контролируют диапазон, обеспечивая как приятное расширение низких частот, так и скорость переходных характеристик. Отработка транзиентов, панч и очерченность у них котируются выше накачки массой и объемом. Кто-то бы назвал этот басс “типичным магнипланарным”. Но я отправлю их послушать Elite или Empyrean. 

Тест живыми инструментами Liric также сдают на отлично. Контрабас на записи этого джазового трио звучит натурально, с должным объемом, а обеспечиваемой глубины достаточно для передачи диапазона инструмента. При этом очень выверено наушники передают транзиенты. Атаки предельно четкие и быстрые. Щипки по струнам контрабаса буквально ощущаешь на кончиках пальцев. Затухания протяжные, обеспечивают должное наслоение обертонов. Liric поражают бережным и скрупулезным отношением к передаче столь массивного и отнюдь не миниатюрного образа. А массы, которой Liric обеспечивают контрабас, достаточно, чтобы не сломать тембральную вертикаль, и при этом сохранить шаткое равновесие между всеми тремя образами – контрабаса, пианино и ударных.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

А вот на экваторе Meze Liric по-настоящему эффектны. Чертовски привлекательны. По-своему. Старшие, открытые модели, подавали середину тепло и мягко, с хорошо ощутимой порцией добавочной массы. Середине Elite прекрасно локализируется, но образы этого спектра выстраиваются словно в отдалении, но очень точно и по невидимым меридианам воображаемой полусферы. 

Средние же частоты в Liric – другие. Они открытые, сумасшедше выразительные. Они не звучат массивно, излишне тепло или как-то явно смягченно. Но в них нет колкости и отстраненности. Середина живая, яркая, пульсирующая, с превосходной микродинамикой. Наушники сладчайше передают тембры, но не перебарщивая с подкрасом. Напротив, они вообще склонны к достаточно сдержанной неокрашенной подаче. Они просто напросто умеют делать естественные и привычные вещи красиво. 

Говоря о звуке, о различиях в звучании Liric и открытых топов я уже прибегнул к метафорам, сравнив их с разными по своей природе и чертам водоемами. Но тут мне хочется провести параллель с танцем. Empyrean/Elite – это знойная танцовщица восточных танцев. За плавными, пышными, скругленными линиями ее тела кроется невероятная пластика, грация и пламя. Liric – это мастерица современного танца. Идеально слаженная, но не утратившая женственности. Ее движения отточенные, словно удары катаной, но в них – безграничная красота. Они гипнотизируют, беря под контроль каждый удар твоего сердца. 

Если отставить лирику (но не Liric!), то СЧ здесь явно для СЧ-филов. Их много, без просадок, они подаются открыто, броско, словно под увеличительным стеклом. Они эмоциональны, но за всей этой бравадой не перестает быть точными и информативными. 

С учетом незначительно акцентированного среднего баса нижняя середина подается чуть более теплой, чем остальной диапазон. НСЧ звучат в хорошем смысле слова интимно. Создают прекрасный эмоциональный фон, где это нужно, а где нет – придают звучанию плотности. А это в свою очередь лучшим образом сказывается на натуральности средних частот. 

Верхняя середина тут для отъявленных СЧ-филов. Наушники не стесняются быть навязчивыми на этом участке АЧХ, но их навязчивости начинаешь радоваться буквально с первых прослушанных композиций. Из-за этого Liric довольно требовательны к качеству записи. Не пытайтесь слушать перекомпрессированные композиции или те, что просто сводились тем рукожопом, который ответственен за Death magnetic. Liric с легкостью вскроют все проблемные места. Но тут следует отдать им должное. Даже в этом неприглядном промысле им не чужды гедонизм и эстетика. Исключение – совсем уж запоротые фонограммы. 

Кстати, к источнику они тоже требовательны. Не к мощности, нет. С сухими и аналитичными девайсами Meze Liric звучат несколько сухо и тонко. И откровенно навязчиво. Подключить бы их к лампе… Владельцы CDM с топовыми лампами, возьмите Liric на заметку!

Возвращаясь к СЧ, отдельно похвалю то, насколько многослойны СЧ и вообще верхняя половина спектра. Энергетика и акцентирование верхней части АЧХ придает основным тонам ту энергию, что переходит в обертона. И там она и не думает угасать. Послезвучия не просто протяжны, они реально уходят высоко, так как драйвер от Rinaro с легкостью воспроизводит какие-то животные по высоте частоты. Сумели бы только ваши уши и источник услышать и воспроизвести их. 

Я уже хвалил работу драйвера Rinaro с транзиентами – за отработку атак. Часто-густо бывает, что это оборачивается ускоренными затуханиями. Атаки шикарны, а вот в фазе спада сигнала мы получаем очень быстрое затуханием и дефицит обертонов. Наушники вроде и играют основной тон полноценно, но не хватает расширения звука, воздуха, который ощущаешь буквально на уровне физического (ну ладно, психофизического) восприятия. Liric не такие. При всей их скорости, они крайне бережно обходятся с тем, как ведет себя звук после фазы нарастания сигнала. Та аналогия со спорт-каром была не просто так.

Вся эта изысканность и утонченность Meze Liric, казалось бы, делает наушниками высоких жанров. Но если вы провинциальный обыватель и к операм не приучены, то и инди-рок начала 2000-х станет отличным подспорьем. В этом треке примечательным является припев. Голос звучит высоко, к тому же с применением явной компрессией. Хорошим тестом тут выступает гитара. Она чертовски перегружена, звучит почти грязно, где-то даже гранжево. Давняя истина – чем круче аппаратура, тем со все более и более новых сторон раскрывается эстетика всякого лоу-фая. Так и тут. Liric поразительно красиво раскладывают на составляющие эту партию. Инструмент рычит, воет, но делает это предельно разборчиво и вариативно. 

А вот и старый добрый Брайан Уорнер. Все то же самое, что и примере выше, но тут раскрывается еще превосходная макродинамика СЧ Meze Liric. Гитара звучит более слитно и гладко, чем на композиции The Family Rain, но с куда более мощной общей динамикой. И Liric передают ее так, что едва ли удастся сдержать себя, чтобы не начать отбивать ритм по близлежащим предметам. Я вот не смог. В итоге сидящий рядом в автобусе коллега явно ощущал себя неуютно. Виноват, признаю. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Верха явно идут рука об руку со средними частотами. После теплых и плавных ВЧ Elite мой плеер отрывается на полную с Liric, выдавая такое обилие информации и света, что невольно проверяешь, не включил ли кто в комнате обогреватель и не зажег ли лампу. При этом Liric удается оставаться в рамках приличия. ВФ-фобам эти наушники покупать только после прослушки. А вот любителям прозрачного, линейного верха, которого МНОГО, – наоборот. Едва ли они вас разочаруют. А со сменой штатного кабеля на что-то выше классом вы еще и получите ощутимый прирост качества ВЧ. Особенно в том, что касается разделения и читабельности.

Причем, Meze Liric не склонны как-то явно окрашивать диапазон. Тут скорее доминирует тембральная нейтральность, помноженная на общую энергичность и эмоциональность. В результате, ВЧ-диапазон сохраняет естественный характер, но звучит в очень темпераментной манере. С сохранением высочайших точности и ясности, но с хорошей порцией выразительности и старательности в транслировании эмоциональной составляющей. Они не пафосны или эпичны. Они скорее поэтичны. То есть показывают красоту в естественных мелочах, не пытаясь гипертрофировать ее, добившись в итоге обратного эффекта. Как гениальный поэт, которому, чтобы донести эстетику предмета, не нужны десятки эпитетов и метафор. Достаточно одной, словно пулей, пронзающей мозг и сердце слушателя, выплескивая наружу нескончаемый эмоциональный кровоток.

Это обилие послезвучий ввергает вас буквально в круговорот воздушных масс. Однако, плотность и насыщенность звучания не дает этому воздуху превратиться в эфемерный и бестелесный дух. Если обычно под плотностью мы привыкли понимать скорее массу, то в случае с Liric речь скорее о тембральном насыщении. Насыщении нюансами. И этих нюансов всяческом возведении на пьедестал. Это по итогу дает ощущение обилия звука и его плотной натуры. Которую буквально можно нарезать ломтями, мазать на хлеб, как повидло и есть с чаем под финальный сезон Money heist. 

Но в то же время Liric умеют быть изящными на верхах. Задевать самые нежные струнки нашей души, заставляя ее буквально трепетать. На таких композициях наилучшим образов проявляется “вертикальное” проецирование воображаемых музыкальных образов. Unplugged Клэптона слушаешь-заслушиваешься. Meze Liric там творят настоящую магию. Они превращаются в заклинателя змей, который при помощи своей дудочки берет под контроль вас. Целиком. Сознательное и подсознательное.

Пример не из разряда обилия ВЧ и их обертонов. Тут цепляет то, как Meze Liric прорабатывает то, что есть в композиции. Как строит пространство и как заполняет его мельчайшими деталями. Тонкими штрихами и почти незримыми мазками. Великолепно передается пространство – оно реально, наполнено воздухом. А образы непостижимо чеканны. 

За умение сохранить естественность звучания и сделать это красиво, не привнося ничего радикально нового в звучание, Liric’ам я готов простить любые свои придирки. Тот случае, когда по характеру подачи, по сигнатуре, тебя сильнее цепляет модель с ценником вдвое ниже. Да, идеологически Liric мне ближе, чем Elite.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошо все-таки, что Meze не стали идти по легкому пути и делать из Liric закрытые Elite для прижимистых аудиофилов. Да и, пожалуй, звук Elite в закрытом корпусе не получить.

Посудите сами. Liric дают опцию выбора. Можно получить звук прецизионных магнипланарных драйверов Rinaro, но уже с  характером более привычным для высокого ценового сегмента. Elite это такие не совсем типичные топы. Они играют не от задачи удивить вас. Они просто играют. Сладко, тепло и комфортно, чтобы вы могли бороздить свой персональный астрал часами (вам тоже понравилась “Душа”?). 

Liric же подойдут тем, кто не ищет расслабленности. Кому подавай собранность, выразительность. Почти бритвенную точность. И у Liric этого предостаточно. Они – как опытный барбер с опасной бритвой. Отточенные, почти на уровне рефлексов, движения в итоге создают красоту. Если только вам еще сможет помочь опытный барбер с отточенными почти на уровне рефлексов движениями, разумеется.