ВСТУПЛЕНИЕ

То, что должно было воспоследовать после удачного опыта с Lotoo paw S1, воспоследовало: ко мне в ручонки попали сразу два похожих устройства. iBasso DC03 и DC01 пусть и из более доступного ценового сегмента (заметно более доступного), но от не менее именитого (и куда более распространенного) бренда.

2019/2020 модный сезон в hot couture мира портативного хай-фай ознаменовался молниеносным восхождением на пьедестал самых (ладно, пусть одних из самых) обсуждаемых устройств миниатюрных ЦАПов с усилителем для наушников. Которые могут превратить за условные 30-60 долларов ваш смартфон в, как минимум плеер начального уровня. Как первое (условные 30-60 баксов), так и второе (начальный уровень) – не предел, и, как показал пример упомянутого устройства от Lotoo, вместе с ценой растет и уровень. 

А потому не буду отставать от трендов (хотя я уже отстал). Посвящу свой выходной тому, что поделюсь своим опытом путешествия из зоны комфорта привычного классического сетапа плеер-наушники в область неизвестности, под которой подразумеваю эти доступные (так и хочется сказать “дешевые”, но с пониманием всей относительности сказанного не дает мне этого сделать) ЦАПики. Приступим!

Если опустить небольшой процент смартфонов со встроенным ЦАПом и даже ОУ на выходе, то 99,(9)% тех, кто слушает музыку вне дома, то бишь в наушниках, делает это при помощи смартфона, обычного смартфона с примитивным кодеком. Есть и счастливые и не очень владельцы bluetooth-наушников (а еще и ресиверов), но о беспроводной передаче аудио мы сегодня не будем говорить).

С выходом седьмого iPhone начался повальный отказ от 3,5мм джека и повальная же (до недавних пор) комплектация таких аппаратов переходником с цифрового интерфейса на 3,5 джек. 

Разумеется, такие переходники стоили 5$ за кило. И не имели ничего общего с полноценными, хоть и миниатюрными, аудиоконвертерами. Обыкновенный кодек – не более. Но это дало непаханое поле работы и потенциальных прибылей для тех, кто одновременно и радует нас, аудиофилов и меломанов, и доит наши кошельки. 

Среди этого сонма скрытых ценителей плотного упругого баса и протяжных обертонов есть множество людей, которые не остановятся на начатом, и с простенького переходника сделают шаг вперед к уже полноценному плееру или – чего там уже – к бутерброду! И дать таким аудиофилам “путевку в жизнь”, заодно попутно срубив бабла” здесь и сейчас и в будущем тоже, – отличная бизнес-идея для всех участников рынка, от мала до велика. Тем более был прекрасный пример действительно качественного продукта такого рода в лице Cozoy. 

Ведь аудиофил, который понял, что вырос со “свистка” и хочет обзавестись своим первым плеером, какую марку предпочтет? Правильно, скорее всего ту, ЦАПик которой послужил ему аусвайсом в этот дивный мир. Странно еще, что их, ЦАПики, не раздают бесплатно, как первую дозу героина. Прям диву даюсь.

Вот и iBasso не пасли задних, сперва выстрелив дуплетом с моделями DC01/02, а теперь еще и обновив модельный ряд моделью DC03. Собственно о iBasso DC03 и 01 наш сегодняшний рассказ.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Первая модель DC01, поставляется в очень скромном картонном боксе. Лицевая сторона гласит о сертификации по стандарту Hi-Res, поддержку DSD вплоть до 256Х, а также PCM 32/384. Серьезные цифры для такой мелюзги, но к этому пора привыкать – технологии на месте не стоят. 

коробка ibasso dc03 dc01

iBasso DC03 идет в пластиковом боксе с полностью снимающейся верхней крышкой. Под верхним уровнем, который полностью отведен ЦАПу, находится, внезапно, уровень нижний, где нас ждет переходником USB-A (male).

Основные ТТХ можно лицезреть на обратной стороне коробки. Указано основное отличие ibasso DC03 от предшественников – ЦАП на основе Cirrus Logic CS43131. Более того, iBasso сдюжили поместить в этот компактный корпус сразу два чипа. Не забываем про питание и коммутацию! Достойно. Еще бы Pentaconn… Как мед – так ложкой.

Как видим, комплектация простая, но достаточная. Да, кабеля – несъемные, обладателям старых устройств с micro-USB и iPhone стоит посмотреть в сторону других аппаратов или разжиться переходником. А благодаря комплектному переходнику можно попутно проапгрейдить и звук связки ноутбук-наушники, что стало в разы актуальнее в эпоху изоляции и работы на дому.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА

Говорить о дизайне таких устройств много не получится, но я постараюсь. По сути все дизайнерские ухищрения таких устройств без аккумулятора сводятся к возможности замены цифрового кабеля и геометрическим изысканиям по части корпуса.

При одинаковом весе iBasso DC03 стал чуть короче, его длина 105мм против 120мм у DC01. Разница, которая едва ли будет заметна. А вот что заметно – это то, какой формы джек вы будете использовать. У меня все кабеля с Г-образным джеком, и прямой джек был бы тут как нельзя кстати. Имейте в виду.

Сама форма корпусов также немного отличается. DC01 имеет грушевидный профиль со слегка утопленной лицевой частью, под которой я подразумеваю сторону, на которой указано название модели. iBasso DC03 имеет симметричный корпус, вогнутый с обеих сторон. 

Торцы устройств могут похвастаться качественными разъемами, DC01 – балансным 2,5мм, DC03 – небалансным 3,5мм. Оба сделаны на совесть, как и прочие устройства бренда. 

Отличается цифровой кабель, служащий для коммутации ЦАПа с источником: у DC01 он всячески напоминает кабель для наушников от самих же iBasso – CB13 – которым я некогда владел (тут явно используется не серебро, а посеребренная медь), у DC03 кабель больше напоминает классический литцендрат от Alo Audio. Обе модели и тут демонстрируют высокое качество и серьезный подход. С обоих концов кабеля сделана защита от заломов, так что за ношением смартфона в кармане с ЦАПом переживать не стоит. 

Торец с гнездом также имеет сигнальный диод, при подключении он светится белым, при наличии сигнала – синим. 

Такие штуковины я предпочитаю тестировать с Hiby R3, потому что не приемлю задействование смартфона в чем-то, кроме выполнения его прямой задачи – связи. Но такой опыт будет неполным, так как исключает момент, касающийся эргономики и удобства. А потому на этот раз в качестве источника мне служил OnePlus 7PRO с UAPP и клиент Spotify. Вопреки ожиданиям, связка смафртон-ЦАП хорошо себя чувствовала как во внутреннем кармане куртки, так и в боковом. Более того, даже в кармане узких джинс, но тут “бутылочным горлышком” уже стал кабель Dunu Hulk, который может стать синонимом слова “неудобно”. Нагрев устройств терпимый. Они заметно теплые, но не настолько, чтобы это привлекало к себе ваше внимание.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ

ТТХ ЦАПов достаточно похожи. Тут я приведу таблицу. Где была бы человеческая цивилизация без умения рисовать простые и понятные таблички?

DeviceDC01DC03
DAC chip1 x AK4493EQ2 x CS43131
PCM32/38432/384
DSD256x256x
THD+N (32 Ohm, 1,2V) <0,001%<0,001%
S/Nno data available127 dB
Output Impedance~0 Ohm~0 Ohm
Output Voltage1,9 Vrms (32 Ohm)1,61 Vrms (32 Ohm), 2 Vrms (300 Ohm)
Output Power113 mWt@32Ohm80 mWt@32Ohm
Frequency Response 20Hz-40kHz +/- 0,5 dB20Hz-40kHz +/- 0,5 dB
Size and veight120mm (38mm), 11g105mm (40 mm). 11g

Как видим, самое существенное отличие, по сути единственное существенное отличие, это схема, используемая в ЦАПе. Ну и мощность, но с учетом сценария, который едва ли предполагает попытку нагрузить ЦАП непосильной для него нагрузкой, это не столь существенно.

И, судя по опыту непосредственного прослушивания ЦАПов, разница в их почерке есть, не разительная, но такая, которая порой становится решающей при выборе. Стала ли она следствием смены чипа или дело в других, незаметных глазу обывателя, моментах? Да какая разница. Нас ведь должно больше волновать то, что проистекает из наших наушников, подключенных к ЦАПу. Верно?

Audiophile starter kit

Смартфон – не берем во внимание псевдо-аудиофильские модели – это не про ровный звук. Для путешествия в бездны аудиофильских кошмаров я использовал наушниковый выход OnePlus 3t и комплектный переходник от Xiaomi Mi8 light: если в первом случае звук был нарочито тонок и бессовестно пилил всем доступным смартфоновому кодеку диапазоном ВСЧ-ВЧ, то во втором ВЧ, напротив, оказались зажаты, а басу становилось просто тесно в том компактном пространстве, что мне хотелось назвать “сценой”, но я так и не смог.

Смартфон – см.абзац выше – не про сцену. В лучшем случае слушатель сможет получить общее представление о стереопанораме. Грубо говоря, что часть инструментов звучит справа, а часть – слева. Как иронично подмечает моя жена: “Левый и правый наушник звучат неодинаково”. И только. Ни о какой геометрии сцены, ни о какой глубине, ни о какой соразмерности образов и точном позиционировании их в пространстве и речи быть не может. Это плоская и невыразительная картинка, напоминающая рисунок к задаче по стереометрии не особо старательного школьника. 

Про техническую сторону вопроса, про чистоту, детализацию и динамический диапазон я не буду говорить, потому что это уже категории махровой аудиофилии, которой не место здесь сегодня. 

iBasso DC01 обеспечивает тот звуковой почерк, который не в силах обеспечить – в моем случае – смартфон. А именно ровный, отчасти с намеком на аналитичность звук. Антисмартфонный. Такой, который дает попробовать на вкус, каково это – когда твой источник не коверкает АЧХ и не вносит рандомные искажения в баланс частот. От столь недорогого и, казалось бы, массового устройства не ждешь такого не массового звучания. Применение переходника, не важно, iBasso DC01 или DC03, или вообще другого бренда, дает возможность получить звук из другого рода. Тот, который принято именовать hi fidelity, высокой честности. 

Сцена, пусть не рекордно широкая, но шире средней, с переходом на “хвостик” приобретает то, чего была лишена кастрированным трактом смартфона, а именно глубину. Оба ЦАПа показали базовое разделение планов, очень хорошее как для своей цены. У сцены появилась вполне осязаемая глубина, а позиционирование образов в пространстве приобрело смысл и содержание. 

Сами образы проявили свой характер и обзавелись формализированной тембральной иерархией, их границы стали четкими и ясными. 

Помимо баланса частот и позиционирования образов во вновь развернутом пространстве, звук после тракта смартфона добавил в контроле, особенно на низких частотах, у которых появился настоящий суб-бас и панч на миде. Атаки получили +100 к выразительности, а затухания – к естественности. О затуханиях. Сложно объяснить, что такое обертон и послезвучие тому, кто имел дело только со звуком смартфона. Да, кодек может обеспечить более менее точное воспроизведение звуков, но передать физику звука, его правильное поведение – едва ли.

ЗВУК

Вообще формат таких “свистков” (мне в силу профдеформации вкатило то, как на Западе принято называть такие штуки – piggy tail) должен служить мостиком между звуком смартфона со всеми вытекающими и звуком плеера. То есть мы должны отталкиваться от того, что мы можем улучшить, уйдя от богомерзкого наушникового выхода или трехкопеечного комплектного переходника. И чего мы можем не получить, выбрав не плеер, а такой вот миниатюрный ЦАП.

Сцена

Итак, сцена у обоих ЦАПов мне пришлась по душе. Формально она сопоставимо по обоим направлениям, хотя ее сложно – да и не стоит в принципе – назвать трехмерной, она не вызовет отторжение, даже если вы избалованы топовыми решениями. Ключевое отличие в том, как создаваемое пространство заполняется звуками. Если DC01 имеет почерк более тонкий и “летящий” с менее ярко выраженной массой образов, заполняющих эфир, то iBasso DC03 передает их более массивно и энергично не только с точки зрения кинетической энергии звуковой динамики, но и с точки зрения статики. Большие звуковые образы DC03 более планомерно заполняют собой пространство, в отличие от DC01, более склонного к аналитичности и некой отстраненности. 

Низкие частоты

НЧ хорошо показывают различия в почерке: если DC01 изо всех сил старается выдать достойное разрешение, отыгрывает НЧ очень технично с уверенно хорошей для своего класса передачей текстуры, не забывая при этом про разборчивость суб-басовой линии, то iBasso DC03 тут хорош тем, что, сохраняя скорость и разрешение, он чуть уходит от этой сухости и добавляет уверенную дозу энергетики и массы. К НЧ DC01 добавляется порция макродинамики, придающая большей музыкальной выразительности звучанию и естественности, присущей живым инструментам. Низкие частоты DC01 придутся по вкусу обладателям и без того басовитых наушников, коих достаточно много в сопоставимом с ЦАПом ценовом сегменте, и тем, кто от НЧ ждет скорости и техничности. НЧ DC01 хорошо себя показали и на джазе, и на классике, но на роке, блюзе и металле лично мне не хватило той динамики и драйва, которые есть в багаже у iBasso DC03.

Классический хит Гэри Мура очень точно подчеркивает разницу в подаче низких частот этих ЦАПов. Достаточно первых 25 секунд композиции. Если DC01 старательно передает тембр бас-гитары, давая всю информацию слушателю об инструменте и его партии в ансамбле, то DC03 еще и делает шаг в сторону эмпиричности, давая уже хорошее представление о том, КАКОЙ это инструмент, концентрируясь на передаче его характера, физических свойств. iBasso DC03 что в области суб-баса, что в области мид-баса есть приятное присутствие естественности восприятия звука как такового. Считайте это еще одним информационным полем в таблице, которой условно мы описываем композицию или партию конкретного инструмента – DC03 заполняет поле этой таблицы более точными эпитетами, в отличие от DC01, акцентирующим ТТХ.

Средние частоты

СЧ в общем и целом у ЦАПов одинаково хорошие. С очень грамотно выбранным балансом между техничностью и макродинамикой. Бюджетное решение не сможет удивить детализацией, однако, сама по себе передача микронюансов – пусть даже и не на высоком уровне и без акцентирования тут – условие необходимое для того, чтобы быть в этом клубе.

Тут оба ЦАПа справляются хорошо: СЧ вышли с умеренной дозой слитности, естественные, без намешивания лишних цветов в палитру звука. Без приукрашивания, но музыкальные. В этой области образы очень четкие, выразительные, с хорошим позиционированием как в ширину, так и в глубину. За счет менее подчеркнутых краев (само по себе это подчеркивание не идет ни в какое сравнение с тем коверканьем, которе чинит смартфон, фу!) середина на DC01 звучит чуть ярче и потому кажется чуть выразительнее. Несопоставимые по цене Solaris SE этот момент раскрыли в полной мере. Из пушки по воробьям, но очень жирным, знаете ли, воробьям!

За  счет чуть более весомых краев диапазона у iBasso DC03 середина DC01 ощущается чуть более открытой и выдвинутой вперед, что сильнее всего сказывается на вокале. Но разница не системная, скорее, на контрасте. 

И снова Ник Кейв. Очень насыщенная в среднечастотном диапазоне композиция с довольно бодрым вокалом Кейва. iBasso DC03/01 отлично передают как саму динамику, так и позволяют копнуть глубже за счет хорошего разделения образов на СЧ и их позиционирования. Неплохо также удается передача самого пространства. Тембр вокала передан естественно. Середина не звучит броско и не пытается удивить, она очень органична и самодостаточна.

Высокие частоты

ВЧ DC01 подаются гармонично, они сбалансированы с общей концепцией звука устройства. То есть тембрально нейтрально, без подчеркивания самого диапазона и придания ему дополнительного значения. Информативно, технично, где-то даже чуть сдержанно в плане эмоциональности. ВЧ гладкие, естественные и обладают средней протяжностью, обеспечивая достаточную слоистость с прицелом на сопоставимый уровень наушников. 

В свою очередь DC03 тут повышает насыщенность диапазона. Но не за счет  увеличения количества деталей или чувствительности самого ЦАПа к ним, а скорее за счет придания образам, звукам и послезвучиям, немного большей массы. От этого диапазон становится выразительнее и, говоря простыми словами, вкуснее. Доза этой приправы настолько мала, что это не отражается на восприятии этого звука как какого-то иного, скорее просто как его продолжения или эволюции. Чуть большая масса и энергия придают выразительности и музыкальности, а с ними и естественности для восприятия. 


У обоих ЦАПов отличный контроль области ВСЧ/ВЧ, даже с яркими наушниками можно не опасаться за цифровую усталость, присущую даже более высококлассным трактам. Учитывая общий уровень детализации ЦАПов, как для начального уровня портативного хай-фая они отлично справляются с ролью пробника-тестера, когда ты уже видишь улучшение, но тебе тонко намекают, что может быть лучше, много лучше. 

Запись акустического сольника Нильса Лофгрена примечательна уходящими высоко обертонами его акустической гитары. Упомянутые смартфоны попросту убили этот диапазон, практически похоронив затухания как таковые. DC01 технично и качественно передал тембр инструмента и обеспечил должный уровень слоистости за счет воспроизведения послезвучий. iBasso DC03 добавляет щепотку специй, и композиция звучит чуть вкуснее и сочнее. Разница невелика, но именно с DC03 я ловил себя на том, что начинаю притопывать в такт на той или иной композиции, чего на DC01 со мной не случалось за время нашего непродолжительного знакомства. 

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Хоть и заточены оба ЦАПа под чувствительные внутриканальные наушники, фоновый шум в них присутствует. Однако, используя UAPP, я особенно не переживал по этому поводу, потому как при постановке на паузу буквально через секунду плеер “усыпляет” ЦАП, убивая шум. В целом его уровень приемлем. С менее чувствительными наушниками проблема не стоит внимания.

Оценивать влияние ЦАПов на автономность смартфона сложно, потому как это очень индивидуально, и зависит в высокой степени от самого смартфона. В моем случае за 30 минут прослушивания lossless-файлов из памяти устройства смартфон терял около 4-5% заряда, но это на ходу, с включенной геолокацией, LTE и фоновыми процессами синхронизации и прочая, прочая, прочая. Скажу только, что используя ЦАП со смартфоном 3-4 раза за день, я не столкнулся с проблемой нехватки заряда в течение дня. Поэтому оценю потребление заряда аккумулятора как приемлемое. 

Ну и за DC03 есть преимущество, это стандартное подключение minijack 3,5мм. Что значительно расширяет область его применения

В качестве бонуса добавлю еще пару строк про небольшое сравнение с Hiby R3, плеером начального уровня. Если отбросить немного разный характер устройств и абсолютно не сравнимый функционал, то ЦАПы от iBasso смогли навязать конкуренцию заметно более дорогому устройству (опять-таки устройство другого типа). В первую очередь за счет более качественно проработанных высоких частот и того, как они в целом поданы: естественно и с неожиданно качественной передачей обертонов. А вот малыш от Hiby тут уступает за счет более зажатых и простых ВЧ. Эти ЦАПы не заменят отдельный плеер, но могут достойно выступить, если вам не нужно отдельное устройство. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мое уже не первое знакомство с ЦАПом/усилителем для наушников в подобном формате все же смогло удивить. Не сильно, но смогло. iBasso держит марку, и даже самые простые и доступные устройства бренда показывают уровень. Да, искушенному ценителю устройства явно покажутся простоватыми, недостаточно изысканными и информативными. Но они выполняют две другие важные задачи и выполняют их хорошо. Первое – они значительно улучшают звук, который можно получить от связки смартфон + недорогие наушники. Второе – они приоткрывают дверь в мир тяжелых наркотиков аудиофилии. 

Сравнительный обзор миниатюрных ЦАПов для смартфона iBasso DC03 и DC01. Чем отличается звук, краткое сравнение со смартфоном и плеером начального уровня

Если кто-то раз и навсегда закроет вопрос звука с таким устройством, то для других оно станет причиной того вечного, непреходящего аудиофильского зуда, из-за которого я и вы находимся здесь.