ВСТУПЛЕНИЕ

Наверное, каждый, кто соприкасался чем-то находящимся на самой верхушке пищевой аудио цепочки, испытывал трепетное чувство от знакомство с устройством – будь то наушники, плеер, усилитель или, допустим, кабель (есть и такие!). Но затем наступает суровое похмелье и попытка найти тот самый звук, но… дешевле. У меня было нечто подобное после Focal Utopia. Не могу сказать, что я пребывал в активном поиске, ведь сам-то я поклонник компактного формата, рассчитанного на прослушивание вне родных стен. Но были интерес и любопытство, можно ли получить тот самый звук, но в более бюджетном варианте. Хотя применить определение “бюджетный” к нашему сегодняшнему герою язык не поворачивается.

Пламень любопытства немного притушили Focal Clear, предлагавшие похожую сигнатуру и очень высокое в общем качество звучания, уступая Utopia лишь в мелочах, но кумулятивно эти мелочи и дают ту разницу, которая обуславливает разницу в уровне. И цене.

Arya – предтоповая модель от Hifiman, располагающаяся в модельном ряду аккурат между Ananda и HE-1000 v2. От первых модель унаследовала дизайн (за некоторыми исключениями, о чем будет ниже), от вторых, что куда более важно, – излучатель. Заманчиво, правда? Получить излучатель от практически топовой модели (невероятные Susvara и Shangri-La не в счет) за вдвое меньший прайс. Ananda вышли очень заманчивыми, а потому вопрос, оправдан ли почти двукратный рост цены, – вполне уместен.

УПАКОВКА, ДИЗАЙН И ТЕХНОЛОГИИ

Наушники поставляются в почти классической для Hifiman черной матовой упаковке, однако, в отличие от Ananda, она именно что классическая: простая коробка с крышкой, нет никакой суперобложки и твердого кейса. Немного странно с учетом цены. Упаковка оформлена стильно и лаконично, такой подход мне нравится, продукт сразу располагает к себе.

Комплектация Hifiman arya

Внутри нас ждут наушники, внушительной толщины руководство пользователя с гарантийным талом и комплектный кабель. Кабель TRS 6,3мм на 2*3,5мм, так что на XLR (а вы наверняка захотите подключить их к балансному усилителю, не так ли?) придется раскошелиться. Благо, 3,5мм джеки для подключения к чашкам оставляют довольно обширное поле для подбора кабелей и соответствующих экспериментов. Но комплектацию к сильным сторонам Arya точно не отнесешь: Focal к одноклассникам Arya в виде модели Clear кладет не только роскошный кофр, но и набор кабелей, в т.ч. балансный. А потому спрашивать “за звук” с Arya будем куда серьезнее.

Внешний вид

Дизайн Arya – классический для Hifiman. Основные отличия от Ananda – это менее выгнутая форма оголовья, измененная вилки для крепления чашек и возможность их поворота для более комфортной посадки наушников. Отсутствие такого шарнира в Ananda меня нисколько не смутило, наушники сидели на голове без каких-либо изъянов, не причиняя неудобств. Однако, такое решение сделает их максимально приветливым для голов любых форм и размеров.

Эргономика

Комплектные амбушюры ассиметричные и гибридные. Прилегающая к голове сторона покрыта тканью, снаружи – кожа. Перфорация присутствует только на внутренней части амбушюр и наталкивает на мысли про инженеров JVC с их Spiral Dots. Думаю, что идея поэкспериментировать не только с кабелем, но и с амбушюрами – не самая плохая. Посадка – комфортная, вес в 400 грамм почти не ощущается, кожаное оголовье и мягкие амбушюры располагают к многочасовому прослушиванию даже носителей очков, как ваш покорный слуга.

разъемы minijack 3,5мм Hifiman arya

Качество сборки вопросов не вызывает, регулировка по размеру происходит с уверенным щелчком, какие-то непреднамеренные изменения маловероятны, вращение чашек тугое, ничего нигде не болтается, не звенит и не трещит. Пластик в конструкции применен необходимый минимум.

Тонкости

Как я уже говорил, Hifiman Arya получили излучатели, выполненные по той же технологии, что и модель HE-1000 v2. Он основывается на диафрагме толщиной в 1 нанометр. Один. Это вдвое тоньше нитей ДНК. Чтобы еще яснее себе представить, что такое 1 нм, я скажу только, что человеческий волос имеет толщину около 80 тыс. нм. Что вместе с асимметричным дизайном магнитной системы (магниты, расположенные по направлению к уху, имеют уменьшенный размер, а значит создаваемая ими интерференция звуковой волны ниже) дает чрезвычайно низкие искажения.

излучатель наушников

Как показывает мой опыт с Focal, для достижения максимальной открытости звучания и ширины сцены, драйвер должен быть предельно “открыт”, если французы добиваются этого применением собственных наработок в области демпфирования динамического излучателя, то Hifiman, имея в распоряжении более гибкую в этом плане магнитно-планарную систему излучателя, применили в верхнем сегменте моделей более открытую и дающую лучше “дышать” драйверу защитную сетку. И опыт прослушивания говорит, что это работает. Но об этом – дальше.

ЗВУК

Как и должно открытым магнипланарам, Arya имеют нейтральное звучание с великолепной сценой и фокусировкой на микродеталях. Их младшие братья в лице Ananda имели более окрашенный, эмоциональный характер, такие себе наушники для меломанов. Hifiman Arya с первых нот даст вам понять, с какого рода и класса продуктом предстоит иметь дело. Это решение для искушенных, прожженных опытом аудиофилов, которые ищут не сверхэмоциональную подачу и драйв, а скрупулезный подход к деталям и ультимативную техничность.

Hifiman arya вместе с Centrance m8 v2

Сцена

Ananda предлагала отличную сцену в своем ценовом сегменте. Arya тут не отстают и обеспечивают не только завидную глубину, но и уверенное ощущение отсутствия границ воображаемого пространства. Готическая симфония Брайана Харвегела воспринимается в Hifiman Arya не как стереозапись, а как полноценное симфоническое произведение: звук исходит из недр зала и заполняет собой пространство. Слушатель – не в середине его, а на балконе. Примерно такой эффект создает прослушивание Arya в связке с новым Centrance M8 v2.

Я уже как-то обращался к этому произведению (в обзоре Empire Ears Wraith), это – моя любимая часть. В данном случае самоповтор уместен. Hifiman Arya прекрасны на сложной академической музыкой.

Низкие частоты

НЧ практически линейные. В них сложно найти, даже если очень постараться, явный акцент на каком-то участке, как это делал я, учуяв слегка выделенный мид-бас (на 90% записей, подслушанных с Arya, НЧ демонстрировали нейтральность и линейность). Также НЧ обладают высочайшим разрешением, отличной скоростной характеристикой и глубиной. Благодаря этой нейтральности и глубине суббас прозрачен и читаем. НЧ сложно назвать сухими, как это часто встречается в магнипланарных системах, звучание инструментов передает их “массу” и “размер”. Бас сбалансированный как по плотности, так и по протяженности, переходные характеристики великолепны. Наушники обеспечивают прекрасную вариативность ударов и естественные затухания послезвучий.

Синтетический бас, как правило, есть камнем преткновения для магнипланаров. Если натуральные, живые, инструменты наушники такого типа отыгрывают в большинстве случаев без каких-либо проблем, с поправкой на их возможности и бюджет, то электронная музыка зачастую лучше звучит с динамическими моделями, особенно придающими дополнительную энергетику в этом диапазоне. Хоть Arya и линейные в области НЧ и не обладают явно выраженным акцентом и добавочной массой в нижнем регистре, они за счет этой линейности и своего разрешения подкупают глубиной и информативностью, особенно там, где присутствует сложная фактура.

Hifiman Arya – наушники не для басхедов, но точно обладают одними из лучших НЧ в своем классе. Уже упомянутые тут Focal имеют немного другую сигнатуру в этой области – фирменную, Focal’овскую, в которой НЧ отводится роль “скелета”, роль костей, а мышцы наращиваются в другом диапазоне. НЧ Arya универсальны и не пасуют даже на металле и электронике, обеспечивая драйв, напор и при этом великолепную проработку текстур.

Средние частоты

Середина – то, за что я люблю магнипланары. Средние в своем великолепии под стать низам: они прозрачные, воздушные, производят эффект обволакивания слушателя. Благодаря классной проработке планов и некоторой тональной теплоте, на насыщенных аранжировках создается ощущение круговорота, вихря, того самого “обволакивания”. Присутствует явный уклон в микродетальность, каждая нота и звук очерчены и выделены, направлены и локализованы в пространстве, звучание в этом диапазоне стремиться к максимальной информативности.

Джазовые сюиты особенно хороши, ведь эта раздельность звучания, очерченность, отнюдь не сказывается на целостном восприятии образов, наушники, вопреки нейтральности и аналитичном подходе к проработке микронюансов, остаются очень музыкальными. Отдельно хочется похвалить вокал: воздушность и прозрачность подчеркивает характер и эмоции в женском вокале, а отличная проработка нижнего диапазона, в т.ч. нижней середины, и телесность наполняет энергией мужские голоса, особенно такие богатые и глубокие, как у Леонарда Коэна и Ника Кейва, а высочайшая детальность педантично передает малейшие вдохи-выдохи, касание языка о небо, дрожь в голосе и все прочие мелкие звуки-призвуки, не имеющие отношения к тексту, но наполняющие послание невербальной компонентой.

Если при прослушивании Thousand Kisses Deep на Arya у вас ничего не дрогнуло и вы не ощутили фриссон, то у вас явные проблемы с эмоциональностью, чесслово.

В центре нашего внимания гитара Джона Мартина, приправленная многочисленными эффектами, звучание которой играет с пространством, создавая эффект текучести и качки. Шикарный объем в целом, а также текстурность и артикулированность средних частот – и трек на “репите”. В конце многослойную структуру дополняет саксофон, яркий, но не пронзительный, в этом огромное достоинство Hifiman Arya, ведь Ananda играла на грани фола, местами переходя в резкость, если источник был к этому предрасположен. Arya же, сохраняя кристальную ясность и прозрачность, не уходит в резкость, благодаря отличной работе с затуханиями.

Верхние частоты

А довершают магию звука высокие частоты: также прозрачные, воздушные, слегка подчеркнутые (на АЧХ есть горбик на 10 кГц, придающий им чарующего блеска и большей выразительности). ВЧ акцентированы, но лишь самую малость, только для того, чтобы придать общему звучанию пущей эффектности, а также помочь в построении того внушительного объема сцены, которую в итоге создают наушники. ВЧ с отличной слоистостью, Arya выдают очень богатые и насыщенные обертона. Перкуссии звучат чисто, раздельно, наушники прекрасно отыгрывают удары по тарелкам и демонстрируют их вариативность. Прекрасно подчеркивает великолепие ВЧ в Arya скрипка, звучащая выверено и с кристальной чистотой, создающей эффект горного ручейка.

Если средние частоты заставят вас влюбиться в джаз и переслушивать раз за разом блюзовые композиции, то высокие наверняка влюбят вас в классическую музыку. В особенности насыщенную скрипками. Не для красного словца, но скрипку Arya дает возможность ощутить не только ушами, но и сердцем – при всей безупречной техничности наушники не перестают великолепно отыгрывать эмоции в записи. В этом плане им удается достичь баланса: какими бы ни были техничными и сверхдетальными наушники, если они в своей подаче безэмоциональны (тут еще важен источник, разумеется), то место им в студии, а не на стойке аудиофила.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так стоит ли Arya почти двукратной переплаты сравнительно Ananda? Однозначно, стоят. Более того, лично мне Arya понравились больше их одноклассника в лице Focal Clear в первую очередь за счет более телесных и живых НЧ, добавляющих динамики и музыкальности.

В целом, если говорить объективно, то Arya можно предъявить только внезапно бедную комплектацию – отсутствие кофра или хотя бы традиционного для Фанга “гроба” и только один TRS кабель в комплекте. Зажали. Но вот на что точно не поскупились, так это на звук. То ли дело в особом тюнинге, то ли в примененной магнитно-планарной системы, установленной в флагманских HE-1000 v2, но факт остается фактом – независимо от причины Arya звучат великолепно, обладают прекрасной техничностью, но при этом музыкальной подачей, комфортной посадкой и шикарной сценой. К ним непременно надо обзавестись хорошим усилителем (я бы очень их хотел оценить на ламповом Ирие, к слову), а также любовью к хорошему джазу и классике.