ВСТУПЛЕНИЕ

Какой ваш самый незабываемый аудиофильский опыт? С точки зрения аппаратуры. Мой – слишком короткое знакомство (что такое неделя для совершенства?) с Focal Utopia. Такой себе курортный роман, только он происходил не где-нибудь на Ривьере, а дома под чутким присмотром благоверной. Мы, аудиофилы, народ странный, согласен, и нормальным людям нас не понять. Это был уровень звучания ранее неведомый, это был топ без всяких оговорок. Модель, входящая в очень узкую и ограниченную когорту лучших наушников. Мой опыт с Focal до недавних пор так и оставался ограничен только двумя флагманскими моделями, Utopia и Stellia, и возможности более доступного в плане стоимости продукта мне были неведомы, но настала пора сорвать покровы тайн и познакомиться с “середняком” Focal и представителем младшего модельного ряда.

Про Focal можно писать долго и с трепетом нежной аудиофильской души, но чем повторяться, лучше сделать ссылку на обзор ранее упомянутых флагманов, тем более в нем “гостил” цапоусь от Focal, что само по себе интересно. Скажу лишь, что испытываю особое уважение к производителям, чьи устройства звучат, следуя определенной парадигме, наследуя почерк, продвигая свой фирменный звук. В этом есть что-то теплое, старое доброе. От этого веет надежностью и уверенностью. И если вам по душе этот почерк и фирменный звук, то осознание того, что вашу симпатию разделяют другие владельцы продукции этого бренда, а также ее создатели, творит чувство единства и единения. Приятный бесплатный бонус к отличному звуку.

Так вот, Focal – один из таких производителей. Я в этом убедился во время знакомства с двумя другими представителями семейства наушников Focal – с моделями Clear и Elegia. Они предлагают такое же звучания, как и флагманские модели, разумеется, с поправкой на ценник и уровень, но порода и характер – те же.

УПАКОВКА, ТЕХНОЛОГИИ, ДИЗАЙН, ЭРГОНОМИКА

Упаковка Clear не настолько изыскана и шикарна, как у флагмана, но сразу дает понять, что дело предстоит иметь не с очередным проходняком. Это крупный бокс черного цвета с фирменным логотипом и названием модели. Без лишней полиграфии и эффектных тиснений. Внутри бокса находятся наушники, упакованные в фирменный дорожный кофр, аналогичный тому, который шел в комплекте со Stellia, только другого, темно-серого, цвета, а не богатого коричневого, как с закрытым флагманом.

Кофр, помимо сами наушников, содержит и набор кабелей. Тут производитель не поскупился и снабдил наушники 3 кабелями: 3,5/6,3-миллиметровым длиной 1,2 метра, 3-метровым с 6,3мм джеком и 3-метровым для балансного подключения. Сами же кабеля выглядят солидно (они бы смотрелись даже в комплекте с утюгом), но чрезмерно жесткие. Мешает ли это, с учетом того, что использование наушников не предполагает подвижности? Скорее нет, чем да. Подкупает внимание к деталям: на пулер замка молнии надета силиконовая защита. Кофр имеет удобную ручку для переноса, вовсе незаметную в состоянии “покоя” кофра на столе или где бы то ни было.

Про цифры. 55 Ом и 104 дБ чувствительности – они по плечу любому, даже не шибко резвому источнику. Но я бы не стал заранее радоваться и примерять Clear к бюджетным усилителям или плеерам. Так уж вышло, что и в обзорах пары Focal’овских моделей специальным гостем выступит ЦАП-усилитель для наушников, только на этот раз от другого бренда – прошу любить и жаловать FluxLab Iriy tube! Так вот, в силу обстоятельств наушники я получил на день раньше усилителя, и наивно попытался (зря что ли я ТТХ смотрел?!) “заиграть” их от Centrance Dacportable. Действительно, почему нет, дури там более чем. Но нет. Благо, поспешных выводов делать не стал, но опытом поделюсь – эти наушники любят действительно хорошие источники и за такой источник они отблагодарят вас действительно роскошным звучанием, полновесным и богатым со всеми аудиофильскими атрибутами.

Технически Clear очень близки к топовым Utopia: они тоже динамические и открытые, имеют аналогичную конструкцию и дизайн чашек, только у Clear чаши более “чистые”, кроме пятака с логотипом, вся остальная поверхность покрыта мелкой алюминиевой сеткой, внутренняя часть амбушюр Clear тоже состоит из двух частей, самой микрофибры и специальной ткани, формирующей своего рода акустическую камеру. Но есть и отличия (кроме цвета, разумеется): материал – плетеное углеродное волокно заменили на алюминий, конструктив – коннектора Lemo заменили на обычные 3,5мм.

Продолжая аналогии технических особенностей Clear и Utopia, перейдем к главному – излучателю. Тут тоже есть общие черты и существенные отличия. Сперва об общих чертах: это 40-миллиметровый излучатель в форме М-образного купола на подвесе той же конструкции без отдельного демпфера, то есть целиком и полностью открытый, что, как и в случае с Utopia, положительно сказывается на масштабности звучания и построении воображаемой сцены. Но отличие есть, и оно состоит в материале – если у флагмана мембрана излучателя сделана из бериллия, то у Clear – из сплава алюминия и магния. Этот сплав также имеет отличный акустические свойства, а именно легкость и твердость, может обеспечить превосходную динамику и передачу тончайших деталей, но на поверку еще раз убеждаешься: бериллий – это адамантий наушникостроения, это вибраний hi-fi-прома. Но об этом – дальше.

В дизайне я не специалист, отмечу только что он тут уместный, сдержанный, не мешает эксплуатации самих наушников и в целом повторяет Utopia/Stellia, материалы соответствуют ценнику, ругать французов тут попросту не за что. Об эксплуатации. Комфорт можно оценить на 5 с плюсом, Clear в этом аспекте полностью повторяют успех Utopia, которые ни с чем, кроме домашних тапочек или любимой пижамки, и не сравнить. Наушники хорошо сидят на голове, без излишнего нажима в какой-либо точке, обеспечивая возможность многочасовых сессий (кажется, я знаю, как проведу остаток карантина).

ЗВУК И СРАВНЕНИЕ С UTOPIA

Как я уже сказал, Clear унаследовали основные черты Utopia: прозрачность, точность, воздушность и отсутствие акцентов. Как в случае с флагманской моделью, звучание может показаться слегка осветленным, но это скорее следствие отсутствия солидной подложки из жирненького баса.

Clear умело строят воображаемую сцену, грамотно работая с пространствами. В целом их звучание масштабное и эшелонированное, сцена широкая, но удивить скорее они пытаются прекрасно проработанными планами. Меняя пространства в зависимости от самой записи, они не звучат аморфно и бестелесно в записях с интимной сценой или с дополнительной щепоткой напористости и агрессии. Динамические наушники во всем своем великолепии. Они хорошо передают акустические особенности помещения, тонко передавая реверберации и пространственные связи с источниками звука, соблюдая их соразмерность и тембральную согласованность. Utopia звучит еще масштабнее, создавая ощущение просто космических объема и высоты. Однако, далеко не весь контент способен настолько подчеркнуть это достоинство Utopia, но тем не менее.

Низкие частоты выразительные с высоким разрешением по всему спектру. Атаки и затухания воспроизводятся натурально, сам бас уходит глубоко, в самый низ, тут следует отдать должное Clear, они мало чем уступают Utopia, но что касается самого низкого баса, то Utopia тут демонстрирует феноменальную детализацию и прозрачность, именно в этой области Clear проигрывают флагману по части разборчивости, хотя это уже придирки. Суббас даже на низкой громкости отчетлив и динамичен. Наушники не раздувают НЧ-регистр для мнимой глубины звука, бас собран и быстр, едва заметно более телесный, чем в Utopia, в нем чуть больше массы, тут он мне кажется даже ближе к закрытым Stellia, но ему еще далеко до MrSpeakers Aeon flow open по части “упитанности” НЧ. В целом это замечательная демонстрация возможностей динамического баса, да и сами наушники Focal достойный ответ тем, кто считает, что флагманские наушники могут быть только магнипланарными или электростатическими.

Долгожданный альбом My Dying Bride, проводников британского дум-метала. Для меня это сродни возвращения в старшие классы. Но оставим ностальгию. Clear раскрывают басовую партию композиции на полную: прекрасно читается нижний бас, бочка звучит натуралистично, объем инструмента передан превосходно, панч на миде рабочих барабанов прекрасен. Наушники достоверно передают тембральную вертикаль.

Приготовьтесь, сейчас я буду хвалить СЧ. Середина насыщенная деталями, изящная и невероятно живая, именно середина наиболее близкий к Utopia участок диапазона. Излучатель Clear обеспечивает гармоничный переход низких частот к нижней середине и далее, создавая когерентную слитную картину, где каждая деталь и каждый инструмент прекрасно читается и локализируется. Середина воздушная, разрешение высочайшее, но она не уходит в сухую техничность и аналитичность – эмоции! Середина эмоциональна, это касается как голосов вокалистов, так и звучания гитар, скрипок и виолончелей. Электрогитары фактурно рычат, акустические звучат с должной искрой и ощущением ревербераций, скрипки пронзительны, а виолончель не лишена “тела” своего звука. По-настоящему хорошие наушники дают не просто услышать инструмент, а они заставляют его почувствовать буквально телом.

Голосовой диапазон средних частот слегка акцентирован и подчеркнут, оттого построение сцены кажется слегка вокалоцентричным, что делает композиции с красивым вокальными партиями еще более притягательными и желанными для прослушивания в Clear. Наушники ходят по очень тонкому льду в том что касается отыгрыша зоны сибилянт, тут следует быть осторожным, если источник недостаточно хорош или звукорежиссер где-то напортачил, возможно, будет пилить. В целом средние частоты комфортными не назовешь: они колкие, но иголки эти – лишь детали. Детали, детали, еще раз детали и эмоции. Скормите Clear’ам качественный материал с десертом в виде добротного цапоуся (я бы даже сказал, что лампа желательна), и он вас отблагодарит действительно царской серединой.

Как я уже говорил, середина технична, но без установки на аналитичность, звучание скорее чуть слитное, в музыке это называется легато: плавно перетекающие друг в друга звуки, однако, они очерчены и прекрасно различимы. Есть что-то в этом от фирменного звука Astell & Kern, интересно было бы подружить Clear с AK Kann Cube. Хотя есть другой, наверное, еще более интересный кандидат в спутники к Clear’ам – это Continental Dual Mono. Жаль, из-за карантина нет возможности послушать эту связку. Мойте руки и соблюдайте дистанцию.

Я не зря именно этот трек привел. Хочу порекомендовать сериал Фанатик (High-fidelity в оригинале) от Hulu – замечательная экранизация книги Ника Хорнби Hi-Fi и римейк фильма 2000 года с Джоном Кьюсаком (а еще там засветился Джек Блэк, тоже близкий к музыке персонаж). Пусть в новой экранизации сменили пол и цвет кожи главного героя/героини, Зоуи Кравиц в этой роли прекрасна.

Вернемся к композиции. Тут преобладает линия средних частот: скрипка, банджо, гитара, высокий мужской вокал. Все эти партии переданы присущей этим инструментам и вокальным типажам воздушностью, эмоционально, и музыкально вовлекающе. При этом каждая партия и инструмент могут быть изучены под микроскопом, если вы будете преследовать такую цель. Обертона каждого инструмент прекрасно наслаиваются, дополняя этот эффект легато. При этом наушники ходят по самой грани, разделяющей допустимую и чрезмерную резкость, но не переступая ее и давая возможность наслаждаться композицией снова и снова.

Высокие у Clear также хороши, спору нет, но.. Кесарю кесарево: Utopia в этом диапазоне звучит образцово и может дать фору даже своим конкурентам по ценовому сегменту. Запредельный уровень детализации, свойственный Utopia и создающий эффект гиперреализма (местами это уже звуковой сюрреализм), увы в Clear достигнуть не удалось, но, думается мне, такую цель и не ставили. ВЧ добротны: разрешение, хоть и уступает Utopia, оно остается очень высоким и полностью соответствую статусу и ценнику, нижняя часть ВЧ-диапазона, зона тарелочек, чиста и прозрачна, как хрусталь самого высокого качества, который наши с вами родители возили на верхних полках поездов дальнего следования в эпоху тотального дефицита. Но и более “дальние” высокие, отвечающие за воздух в записи и за обертона, поданы на должно уровне.

Высокие частоты протяженны, обертона насыщают создаваемый наушниками объем и вдыхают жизнь в фонограмму. ВЧ также подаются без смягчения, с умеренной дозой жесткости, достаточной, чтоб буквально всеми или частью органов чувств ощутить алюминиево-магниевую природу излучателя. Говоря о превосходстве Utopia в этой области, надо заметить, что Clear ни в коем случае не скрадывает детали и не упрощает ВЧ! Скорее Utopia извлекает на свет божий столько всего, спрятанного внутри записи, чего не ждали и не планировали увековечить сами музыканты вместе со звукорежиссером и продюсером. Clear же демонстрирует “видимую” часть звукового конструкта, без попытки заглянуть “по ту сторону”. Но, учитывая разницу в цене, это допустимый компромисс.

Я выбрал именно живую запись, потому что, несмотря на компактность коллектива, живое акустическое исполнение позволяет с лучшей стороны раскрыть проработку обертонов Clear. Реверберации акустических гитары и баса, послезвучия тарелочек не иллюзорны, а поданы в том виде, в котором звучали на студии MTV во время записи этого концерта. А еще это остатки той ностальгии, которая пробудилась, слушая My Dying Bride The Ghost of Orion.

Наушники продемонстрировали себя всеядными: эти изящные джентльмены охотно расправлялись, аки с лягушачьими лапками, и с металлом, и с разного рода роком, и с оркестровой музыкой, и с электроникой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы лишились сна, покоя и аппетита, послушав Focal Utopia? Но вы не готовы тратить совершенно невменяемые деньги на наушники и на усилитель, необходимый для их раскрытия – тогда, похоже, ваше спасение в Focal Clear. По сути по цене более чем вдвое ниже вы получите тот самый почерк, расплатившись потерей гипер реалистичной детализации и космических объемов сцены. Много это или нет? Если принять во внимание цену и то, что наушники превосходно взаимодействуют с усилителем за вполне себе адекватный (адекватность и аудиофилия – понятия взаимоисключающие) прайс, то не так уж и много.