ВСТУПЛЕНИЕ

Как по лестнице в небо, только наоборот – с небес на землю я спускался в своем знакомстве с продукцией Focal. Начав с умопомрачительных топов в лице Stellia и Utopia, продолжил элегантными и прекрасно звучащими Clear, а закончу, как вы уже успели догадаться, на Focal Elegia. И заодно составлю мнение об этой модели не без оглядки на ее положение в иерархии моделей Focal.

Отслушав 3 модели, я убедился в приверженности Focal определенному характеру звука: максимально ровный, воздушный и прозрачный, без подкраса и старательно кроящий мельчайшие детали, создающий гипер-реалистичную картину музыкального полотна. По силам ли Elegia исполнить эту технически сложную программу? Разберемся.

УПАКОВКА, ДИЗАЙН, ЭРГОНОМИКА

Elegia поставляются в черном матовом боксе из плотного картона, аналогичному Clear, только немного меньшей толщины. Это вызвано разницей в комплектации, Elegia получила только один кабель, 1,2-метра с комбинированным джеком на 3,5 / 6,3 мм. Радует, что сам кабель – такой же, как и у более старшей модели. Другое дело, он имеет сомнительную эргономику из-за своей жесткости, слабо себе представляю эксплуатацию наушников вне дома с таким “утюговым” изолятором.

Как и транспортировочный кофр: одного цвета с Clear (темно серый) и одного дизайна со Stellia. В целом Focal не стали заморчаиваться с дизайном всей модельной линейки, они решили сделать один раз, но хорошо, очень хорошо, Elegia имеет такую же точно форму, как и остальные наушники Focal. Отличия в моделях кроются в мелочах, в основном диктуемых акустическим исполнением и статусом – так закрытые Stellia имеют перфорированный каркас чашек, обтянутый натуральной кожей премиального качества, а Elegia же досталась пластиковая крышка на чашах, стилизованная под перфорацию в Stellia.

Продолжая тему чашек, логотип Focal оформлен в виде очень мелкой сетки, создавая тем самым компенсационный порт, призванный решить некоторые проблемы с перегрузкой закрытых наушников на низких частотах. Решение эффективное и по-французски элегантное.

Если оголовье полностью повторяет Clear, то амбушюры – нет. Т.к. наушники предусматривают конструкцию закрытого типа, амбушюры выполнены из микрофибры без перфорирования. А потому ожидаемо наушники должны быть “теплее” тех же Clear, но конкретно я проблем с этим не испытал. Также внутри самих амбушюр нет вставки из ткани, как это было на остальных моделях Focal, гостивших у меня. В остальном же даже вслепую, наощупь, можно узнать продукцию французов, если это будет необходимо.

Как и Clear, Elegia использует проприетарную технологию М-образного купольного динамического 40-мм излучателя, изготовленного из алюминий-магниевого сплава на сверхлегких подвесах и медной бескаркасной катушкой. Принцип один – разнится материал.

Кстати, о цифрах: в сравнении с Clear у Elegia немного подросла чувствительность и снизилось сопротивление (106 дБ и 35 Ом). Наушники полноценно с сохранением динамики и глубины НЧ звучали от 300-милливаттного Lotoo paw 6000. С роскошным FluxLab Iriy tube заметно возрастал объем, и звучание становилось чуть осязаемее, усилитель добавил телесности звуку и улучшил передачу звуковых текстур. С хорошим источником мы имеем бархатный, шероховатый звук, с портативом – более гладкий и легковесный.

ЗВУК

В общем и целом, это плоть от плоти Focal’овские наушники с ровным звуком, наполняющие воображаемую сцену послезвучиями и тяготеющие к подчеркиванию микроконтрастов. От закрытых наушников ждешь большей массивности НЧ и чуть более интимного построения пространства, но нет, Elegia сохраняет сигнатуру звука Focal, при этом прекрасно справляясь с звукоизолирующей функцией. Их спокойно можно слушать даже в шумном помещении.

Наушники строят хорошую сцену: она не такая масштабная, как на открытых Focal’ах, но в ней есть присущая более дорогим моделям трехмерность, голографичность звучания, где каждый звук прекрасно локализован, причем, этот эффект воистину трехмерен, немного наушников так эффективно используют пространство, прорабатывая воображаемую сцену “вверх”. Возможно, столь показательная работа с пространством Focal это следствие особенности установки излучателя в чашах – они по традиции установлены не строго “в ухо”, а под небольшим углом. Середина вокалоцентрична, остальные звуки как бы обволакивают вокалиста, создавая подобие кругов на воде. Несмотря на закрытый формфактор, Elegia не звучит зажато.

Низкие частоты артикулированные, с хорошими атакой и затуханием. Он не такой глубокий как в старших моделях, но достойном ценника Elegia уровне. Суббас отчетлив, но не настолько сенситивен. НЧ радуют разрешением, басовая секция подается прозрачно, не нарушая тембральной вертикали. В целом эта часть диапазона сбалансирована, деликатна и изящна, гармонично вплетена в общую канву конструкции из звуков и обертонов.

Контрабас задает основной ритм и дает в записи ощущение глубины. Elegia передает эту глубину и физическое ощущение самого музыкального образа, отлично подчеркивая колебания воздуха и затухания звука.

В среднечастотном диапазоне Elegia выжимают максимум деталей. Это касается не только передачи звуковой информации, но и характера самого инструмента. Бархатное звучание, подчеркивающее фактуру извлекаемого из инструмента звука, наполняет весь диапазон ощущением натуральности и живого исполнения. Несмотря на акцент на микроконтрастах, наушники замечательно справляются с передачей общей динамики в диапазоне, отчего партии отдельных инструментов, в частности духовых, звучат эмоционально и с отличным “телом”. Блюзовые гитары аналогично духовым изымают выгоду от такой подачи Elegia, резонансы передаются естественно, присутствует нескрываемые агрессия и драйв на тяжелом роке и металле.

Одна из моих любимых композиций Pink Floyd. Тут в центре нашего внимания вокал Гилмора с эффектом эхо, и партия его же гитары. Невозмутимо прекрасные голос и гитара, но при этом по сути своей довольно мрачная и тревожна композиция – органично сливаются, создавая лирический и волнительный коктейль, а Elegia этому благоволит.

Elegia обладает “породистыми” ВЧ: тут и отличная детализация (надо ли говорить, что до Stellia им все-таки далеко?), старательно проработанные затухания, протяженность не рекордная, но она уверенно хороша, пласт за пластом настилаются обертона. Они заставляют фонограмму при воспроизведение сверкать и заполнять то самое трехмерное пространство. ВЧ придают звуку ощущение полноценности и наполненности, ясности и плавности.

Эта импровизация Рона Татта как раз являет собой иллюстрацию моего последнего тезиса: тарелочки прописаны роскошно, а наушники отлично передают динамику и тот шлейф, который оставляет по себе партия перкуссии. Как жаль, что эта запись ускользала от меня ранее, и я не слышал ее на Utopia.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наушники показали себя всецело универсальными, отыгрывая воздушность софт-джаза, рык Motorhead и передавая динамику и масштаб Времен года Вивальди. Их можно назвать аусвайсом в звук Focal, так как мне нравится фирменное звучание Focal, то и Elegia тоже оставили по себе приятное впечатление. Разумеется, им не хватает запредельного разрешения старших братьев, но в целом они и не оставляют по себе ощущение, будто ты пользуешься неполноценным продуктом, репликой, сделанной под копирку и имеющей общего с флагманами только логотип и внешний вид. Плюс они вовсе не требовательны к источнику, но способны вас приятно удивить, подключите вы их к чему-то посерьезней.

Другой вопрос – конкуренция. В этом ценовом диапазоне есть немало опытных игроков, предлагающих в частности магнипланарные решения, и тут вступает в игру фактор вкусовой. Elegia однозначно заслуживают быть в шорт-листе на покупку, если бюджет ограничен тысячей долларов, и если вы ценитель воздушного звучания, акцентирующего микродетали, а ваши фонограммы не кладбище артефактов – то спорю на свой запас антисептика, что они удовлетворят вашу тягу к прекрасному.