ВСТУПЛЕНИЕ

Ну вот мы и подошли к третьей, заключительной, публикации о продукции Fir Audio. И последняя статья будет посвящена целиком и безраздельно самой свежей модели в ряду компании – Fir Audio VxV. И “V” тут не значит “вендетта”, хотя кто его знает на самом деле. 

Если четыре предыдущие модели Fir Audio имели четкую ориентированность в том числе на профессиональных музыкантов, то VxV позиционируется уже как продукт для всех. “На каждый день”, как буквально гласит слоган на упаковке наушников. Моделью VxV Fir Audio делают воображаемый книксен в нашу сторону. То есть в сторону аудиофилов, меломанов и просто людей, ценящих качество во всем. 

Нельзя сказать, что место всей линейки M целиком и полностью – на сцене у микшерного пульта. Каждая модель и все они в целом вполне музыкальны. И легко могут доставить массу удовольствия тому, кто просто решил послушать на них второй концерт Рахманинова или новую Лану Дель Рей. Но, кроме этого, все они, а в особенности M5, являют собой отличный профессиональный инструмент. 

Но если вас захватила концепция звука Fir Audio, вы сочли их технологические решения интересными для себя, но хотите более теплого, массивного и музыкального звучания, но без откровенно кривой тоналки и сочащегося из всех щелей жира, то вы сейчас как никогда пришли по адресу. Это все есть у VxV. И даже больше. Но об этом – далее по тексту. Модель действительно получилась интересной, со своим характером и особенностями.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ FIR AUDIO 5×5

В отличие от всей M-линейки, VxV, во-первых, выпускаются только в универсальном корпусе. Во-вторых, поставляются в скромной миниатюрной коробке. Точнее, еще более скромной и миниатюрной. Тут тебе никакого золотистого тиснения и блесток в текстуре бумаги. Один сплошной белый глянцевый гладкий картон. Зато вместо привычных кроличьих ушей коробка украшена изображением кролика Фирри. Да, тут не только уши, тут цельный кролик. Точнее, его мультяшно-мимимишная интерпретация. А название модели, VxV, формирует глаза и нос кроля. Не знаю, кто придумывал дизайн и его концепцию в целом, но, пожалуйста, дайте два пива две морковки этому господину! Или госпоже. Мордашка Фирри украшает почти всю поверхность крышки коробки. Сама же коробка напоминает таковую от условных индийских подшипников типа 61815-2RS, ей богу.

На обратной стороне упаковки мы видим краткое описание модели и девиз Fir Audio “Roots Run Deep”. В кратком описании указан набор драйверов и тип джека и коннекторов. А мы помним, что на наушниках Fir Audio опционально могут быть установлены не только коннекторы mmcx, но и проприетарные rcx. О кабеле расскажу отдельно. 

Что касается композиции излучателей, то тут все почти так же, как на топовых M5. То есть один динамический излучатель на НЧ, сдвоенная арматура на середине и по одному излучателю на ВЧ и СВЧ. Отличие в том, что, если у M5 за СВЧ отвечает электростат, то у VxV – арматура. То есть перед нами классический 5-драйверный гибрид. Но с не с классическим гибридным звуком. Но об этом дальше. И, кстати, в отличие от той же “пятерки” тут установлен более скромный 6мм динамик. Напомню, что у “пятерки” он 10-миллиметровый. 

В коробке, помимо кейса с основным содержимым и привычной гарантийной картой, нас ждет не один, а целый набор стикеров. Кроме того, стикеры не с цветастым логотипом, а с кроликом Фирри. Не знаю, как вам, но мне очень зашла какая-то непосредственность и та теплота родом из детства, которые веют от этих милых кроличьих мордашек. Кстати, на VxV распространяется стандартная 36-месячная гарантия Fir Audio. 

В кейсе-шайбе находятся наушники с кабелем, щеточка для ухода за наушниками и привычный по остальным моделям набор насадок. Это три пары простых силиконовых, одна пара силиконовых двухфланцевых и одна пара пенок.

КАБЕЛЬ FIR AUDIO 5×5

Наушники поставляются с кабелем, отличным от Scorpion и Scorpion-C, который сопровождает M-серию. Этот кабель – единственный доступный при заказе для VxV. Кабель представляет собой пару проводников из посеребренной меди, имеющих коаксиальный дизайн. То есть сердечник проводника – это “плюс”, а экран – “минус”. Провод покрыт тефлоном и заключен в супер мягкую полиуретановую оболочку. Это точно один из самых удобных кабелей, с которыми доводилось иметь дело. Фурнитура – под цвет проводника. То есть серебристая. Сплиттер аналогичной Scorpion’у формы, но на нем, кроме того, изображена мордашка Фирри. Ползунок регулятора имеет такой же тугой ход, как и на кабелях серии M. 

Кабель имеет 2,5мм джек, поэтому к VxV, если не планируете использовать другой кабель, лучше запастись адаптером на 4,4мм. Коннекторы, как я уже писал, – mmcx. Но нестандартная форма корпуса коннектора едва ли позволит использовать кабель с другими mmcx-наушниками. Коннектор имеет пластиковую “юбку” вокруг себя и по сути утоплен в корпус. То есть его можно использовать только с аналогичными наушниками с выступающим гнездом или – только я этого вам не говорил – срезав “юбку” канцелярским ножом. 

ДИЗАЙН FIR AUDIO 5×5

От серии M VxV унаследовали форму корпуса. И только. Это такой же привычный каплевидный корпус, удобно ложащийся в ушную раковину. Удачная форма и разумные габариты – и наушники сидят ничуть не менее комфортно, чем их “анатомические” соплеменники. 

В отличие от “эмок”, фейсплейт не сплошной алюминиевый. Точнее, тут есть металлическая пластина в самой середине фейсплейта. На ней изображены: логотип Fir Audio – на левом наушнике, кролик Фирри – на правом. Окантовка корпуса выполнена из специального инженерного пластика от американского химгиганта DuPont. Кстати, именно их производства напалм применялся во время войны во Вьетнаме. Вот даже не знаю, к чему я привел этот факт. Он был бы уместнее, будь на фейсплейтах пацифики. 

Наушники получились почти монохромными. Только этот пластик слегка уходит в легкие оттенки синего и имеет едва заметную под прямым светом текстуру. Корпуса идентичные “эмкам” – черные, из полимера и отпечатанные на 3D-принтере. Носики звуковода – также идентичны, в том числе по длине и форме. Какие-то манипуляции с размером насадки едва ли будут нужны. А сама насадка сидит плотно и надежно фиксируется. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ FIR AUDIO 5×5

В прошлых текстах я вдоволь рассказал про фирменные технологии Fir Audio. Все они нашли свое применение и в VxV. Но с некоторыми отличиями. Но поговорим все-таки развернуто.

Наушники имеют встроенный модуль ATOM (Air Transferring Open Module), работающий в паре с обычным компенсационным портом. Его задача – снизить давление на перепонку, которое возникает во время работы динамического драйвера. В результате решается проблема звукового утомления и сверхдемпфирования драйвера. В модели VxV применен модифицированный модуль ATOM. В VxV модуль ATOM встроенный, но имеет большую звукоизоляцию, чем аналогичная система в универсальных “эмках”. Кстати, порт модуля ATOM на корпусе наушников также выглядит отлично от того, что мы видели на “эмках”. 

В VxV также нашлось применение технологиям Direct Aperture, Direct Bore и Tactile Bass. Подробно рассказав о них в прошлых текстах, я хочу акцентировать на особенности их реализации именно в VxV. Fir Audio хотели в более доступном бюджете обеспечить доступ потребителя к всему технологическому арсеналу компании. Разумеется, размещение пяти излучателей по гибридной схеме в рамках бескамерного дизайна требует затрат. Для оптимизации производства и сохранения фирменного “бескамерного” звучания Fir Audio пошли на модификацию Direct Aperture, соорудив так называемый “звуковой реактор”. 

На презентационных материалах компании есть слайд с изображением этого “реактора” в виде 3D-проекции. Он представляет собой звукопроводящий “ствол”, с ветвями в виде трубок, на которых “цветут” драйвера. При этом и на схеме, и если просто посмотреть на свету на сеточку звуковода, видно, что в носике звуковода по технологии Direct Bore размещен только один излучатель. Тот, что отвечает за СВЧ. Второй ВЧ-драйвер нашел свое место на одной из “ветвей” ствола реактора. 

“А как же бескамерный дизайн?” – просите вы. А он никуда и не делся. Только камера теперь – не сам корпус наушника, а “ствол” звукового реактора. Внутри него, как в отдельном объеме и единой камере, слаженно работают все пять излучателей. 

В остальном это типичный представитель модельного ряда Fir Audio. Наушники имеют импеданс в 16 Ом, 115 дБ чувствительности и эффективный частотный диапазон от 20 гц до 20 кГц. Они прекрасно “дружат” с источниками, имеющими проблемы с выходным импедансом и шумом усилителя. Поразительно черный фон с любыми плеерами и усилителями. 

ЗВУК FIR AUDIO 5×5

Fir Audio VxV имеют достаточно нейтральное, очень сбалансированное, полновесное, несколько теплое звучание. Я, пожалуй, сейчас одним предложением и описал, как звучат эти наушники. Они не имеют явно выраженных акцентов, но сохраняют вовлечение на всех участках АЧХ. Наушники могут интересно и красочно отыгрывать партии контрабаса на композициях Red Snapper, четко и раздельно подавать молотилово Джои Джордисона по рабочему барабану, а также восхитительно воспроизводить скрипку Дэвида Гаррета. Сам производитель называет VxV швейцарским ножом в мире наушников. За их универсализм и жанровую всеядность. И тут мне им нечего возразить.

У наушников очень ровный тональный баланс. Где надо, они могут показать акцент на средних частотах, а аккуратная и хорошо контролируемая подача ВЧ наполняет композиции блеском и воздухом, но никогда чрезмеры. Все это хорошо уравновешивается прекрасными нижними СЧ, дающими презенс и “тактильность” и совсем не динамическим басом. 

Да, наушники не звучат как типичный гибрид. Возможно, дело в 6мм драйвере. Возможно – в тюнинге. Но НЧ, несмотря на динамическое их происхождение, не имеют явно выраженного динамического расширения и насыщенного послезвучия. Низы обалдают скоростью и разрешающей способностью арматуры, но массивностью и фактурой динамы. Правда, эта массивность как будто урезана. Она есть, но мы ощущаем ее лишь на поверхности. Она не уходит в самый низ, наполняя пространство низкочастотным вайбом. Напротив, присутствие суб-баса явное, прозрачное, четкое. Суб-НЧ не подчеркиваются излишне. И кому-то это может показаться недостаточным, я полагаю. Но я счел эту презентацию очень удачной в контексте того, как наушники звучат в целом. Они не чрезмерны нигде. Они достаточны везде. А в совокупности с весьма мягкой, слитной и на толику сглаженной подачей это делает их чрезвычайно приятными на “длительных дистанциях”. 

СЦЕНА

Сильной стороной всей линейки наушников Fir Audio является то, как они работают с пространством. Если у вторых по старшинству только проклевывается голографичность презентации, то “четверки” и “пятерки” в этом чудо как хорошо. Но все без исключения модели, даже M2, имеют очень широкую сцену с отличной проработкой планов.

Не стала исключением и модель VxV. Наушники имеют презентацию заметно шире средней, звук ощутимо покидает пределы головы. Глубина же скорее выражена меньше, презентация более интимная и близкая. В частности, за счет счет подачи вокала. Однако, разделение планов наушники прорабатывают на отлично. Технично по части передачи контраста и с сохранением четкого позиционированию образов. Нюансы помещения, соразмерность образов, движение звука в пространстве переданы естественно. Наушники строят не безвоздушную камеру с эфемерным звуком, они грамотно передают геометрию помещения и сохраняют ощущение воздуха и движения звука в нем. Хоть VxV и закрытые, но работа модуля ATOM создает полное ощущение открытости наушников. В частности, в том, что касается сцены.

Относительно топов Fir Audio сцена VxV может восприниматься слегка камерно, но нисколько не зажато. Инструменты легко определяются в пространстве и идентифицируются. Вокал – он тут всегда несколько в фокусе, наушники явно добавляют чуть массы области вокала и норовят приковать все внимание к персоне вокалиста. Однако, умеренная насыщенность прочих диапазонов не создает дисбаланса присутствия и фокус внимания все еще под вашим контролем, а не находится под властью наушников, диктующих, что и как и вам слушать. Хороший баланс собственного характера и универсальной точности.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

VxV это наушники не для бас-хедов, но для ценителей полнотелого и сбалансированного по массе и текстуре баса. Низы чуть теплые, с очень хорошим разрешением, наталкивающим скорее на мысли об арматурном излучателе, нежели о динамическом. Этому также способствует чуть более сильный контроль в области суб-баса, вследствие которого ощущается чуть укороченное расширение в самом низу. Послезвучия самых низких частот как раз в духе арматурного драйвера. Артикулирваонного, с подчеркнутой четкостью и выразительной динамикой, как микро так и макро. Но плотность, весомость и в целом передача массы у НЧ излучателя на VxV явно – динамические.

НЧ можно было бы назвать линейными, но присутствует приоритет средних НЧ, дающий звуку больше текстуры и характерный почерк динамики наушников. При этом протяжность в мид-басе все же склоняет нас к ощущению звука как динамического. Хоть у VxV можно услышать сверхбыстрые арматурные атаки на мид-басе, протяжность его несколько выше. Это дает приятный баланс очень сдержанных и чуть легких суб-басов со все-таки хорошим присутствием в записи с артикулированными, но ни разу не сухими средними низкими частотами. Скорость НЧ высока как для динамы, но протяжность сохраняет баланс массы и скорости и дает нужную силу воздействия. Наушники, не имея акцента на НЧ как некой константы способны промассировать перепонки и вызвать вау-эффект. Не зря же F=m*a. С мускулами у НЧ VxV все в порядке. Хоть они и не пытаются надеть майку потеснее и красоваться перед зеркалом. 

НЧ оставляют послевкусие сбалансированности и завершенности. Fir Audio обеспечили VxV надежным фундаментом для построения внушительного звукового монумента. Этот фундамент прочен, надежен, но не слишком вычурен и не уводит внимание созерцателя от основного арт-объекта. 

За НЧ – к электронщикам. Не все ж к Musica Nuda. А к кому как не к одному из столпов жанра. Динамичная и тонально контрастная композиция. Электронный бас уходит предельно глубоко, и наушники “добивают” практически до самого низа. Эта естественность НЧ и небольшое насыщение массой иногда натыкается на неудобоваримость на электронной музыке. Но тюнинг VxV таков, что, несмотря на не самые массивные и увесистые НЧ, наушники очень органично звучат в этом требовательном к низам жанре. При этом сохраняется прекрасная контрастность и выразительность. Замечательный контроль средних НЧ обеспечивает наушникам транзиентность.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Открытая и прозрачная середина создает хорошую контрастность для НЧ. У наушников отличные переходные характеристики за счет четкого и хорошо контролируемого, несмотря на его некоторую подчеркнутость, мид-баса. Тому благоволят и вполне в себе уверенные нижние средние частоты. Если в целом СЧ диапазону VxV свойственна утонченность и легкий крен в сторону микродинамики, то нижняя середина как раз таки подана с очень приличной порцией тепла и тактильности. Эту массу, очень дозировано и аккуратно, VxV знают, где надо добавить, чтобы получить естественное и сбалансированное звучание. Нижняя середина выступает тем бифрестом, что соединяет полтотелые НЧ с утонченными и едва пикантными ВСЧ. Тут наушники прекрасны в своей целостности.

Целостность – это в принципе синоним для VxV, того, как они звучат. Несмотря на свой технический потенциал, наушники умело балансируют на грани разделения образов и конкретной их прорисовки с подачей цельной и единой звуковой картины. Сепарация выражена очень явно и не вызывает вопросов, при этом нет какой-то отрешенности. Чуть сглаженная до ВСЧ подача способствует этому крепкому и гладкому крою полотна из звуковых образов и аллюзий. Наушники звучат очень ясно, четко и недвусмысленно, оставляя место как аналитичному восприятию, так и музыкальности презентации. 

На стыке СЧ-ВСЧ наушники имеют небольшой подъем, дающий им солидную порцию выразительности, но не нарушающей границ комфортности восприятия. Тут хорошо миксуются ясность и легкая перчинка с капелькой расслабленности, утонченности и непринужденности на ВСЧ. Как правило, такая утонченная презентация ВСЧ выливается в чуть более острое и – буквально – истонченное их представление. Что не всегда идет на пользу естественности восприятия образов. Тут результат обратный. Эта телесность нижней середины и подчеркнутость диапазона ниже области 3-5 кГц придает ВСЧ больше гладкости и теплоты. Но в то же время эта утонченность совершенно не скрадывает расширения и послезвучий в этой сложной для отыгрыша и слухового восриятия области. 

Такая подача СЧ позволяет полнее раскрываться совершенно разнообразным типам вокала. Ник Кейв звучит невероятно убедительно и мрачно, а Алиша Киз – воздушно и по-кошачьему грациозно. Вокал четко очерчен и выделен в пространстве. Если у “троек” и “четверок” это достигается скорее за счет повышенной энергетики вокальной области, то тут больше за счет интимности. То есть большего наделения массой, более теплой презентации и явного, но легкого выдвижения вперед. VxV хороши как для вокальных жанров, так и для ценителей “осязаемого” вокала и как можно более явной связи с вокалистом. Только никому – я сам люблю такую подачу. Разумеется, это не есть определяющий фактор в выборе наушников. Но сильнее выразительности гитарных партий меня может поглотить прослушивание наушников с такой подачей вокала – теплой, в лицо, близкой, по-заговорщицки интимной. Тут у нас с VxV сложилось полное взаимопонимание.

Очень насыщенная середина. Не столько образами аранжировки, сколько массой. Здесь массивно все. Даже акустическая гитара. Но в центре внимания в самой записи вокал Бет Харт. И наушники с их манерой подачи вокала чертовски уместны. Бет с ее хрипотцой и эмоциональной манерой исполнения невероятно убедительна и реалистична. Она рядом и поет только для тебя. А сопутствующий аккомпанемент довершает созданный ей образы. На проигрыше гитара, звучащая в испанской манере, добавляет нотки игривости, дополняя эту теплую, почти густую, запись дозой утонченности. Но в фирменной манере VxV – не броско и ярко. А скорее мягко и воздушно. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Верхние частоты нескрываемо энергичны, чуть подчеркнуты, но очень аккуратно, чтобы не нарушить шаткий тональный баланс. Они обладают привычным для старших моделей Fir Audio почерком. Подчеркнутая нижняя часть диапазона и далее пик на области ВСЧ где-то в районе 15-16 кГц. Что дает в итоге узнаваемое звучание диапазона. Насыщенность основного тона, но некоторую его утонченность, прямо-таки изысканность с хорошим последующим расширением. Ну и обилием воздуха. Послезвучия в этой акустической модели не столь насыщены, как у других многодрайверных моделей, а их разделение не столь явно подчеркнуто, но в целом достигается органичность и высокая натуральность презентации.

С разрешением верхних частот у VxV проблем нет, проработка удается как основных тонов, так и парциальных. Тут нет какой-то добавочной насыщенности, атаки очень четкие и по-арматурному быстрые. Наушники здорово отрабатывают эту фазу, без намека на смазанность или неуместную мягкость. Однако, имеющийся спад за отметкой в 6 кГц смягчает эту стремительность атак, давая больше расширения, дополненного подъемом на 9 кГц и с уже упомянутыми пиком на 15-16 кГц. После более насыщенных верхними частотами и не пытающимися сглаживать углы наушников VxV могут показаться излишне мягкими. Но это скорее на контрасте, нежели в принципе. 

Тут VxV хороши той мимикрией, которую они демонстрируют с различными источниками. С одной стороны они не слишком мягкие, чтобы с заведомо темными и гладкими на ВЧ источниками выдавать мазню вместо четких штрихов. С другой с откровенно жесткими в этом диапазоне источниками они не показывают характер и не кажутся прямолинейными. Напротив, сохраняют гибкость и приятную слуху пластичность.

В остальном ВЧ у VxV хороши, но сделаны явно с прицелом на ценителей баланса частот. Тут нет избытка и горстей искр, высекаемых жесткими и острыми, как лезвие рапиры, ВЧ-излучателями. Скорее это кнут. Мягкий, гибкий, рассекающий воздух с едва уловимым свистом. Но способный как обезоружить врага, так и нанести ему легкие увечья и непоправимый ущерб самооценке. Такой, как был у Индианы Джонса.

Темную сторону луны я больше всего люблю в виде рипа от Shurup74 с rutracker. Разумеется, за неимением винила. Слушая цифровой мастер, зачастую сильно зажатыми оказываются ВЧ. Контрастность с весьма масштабным по презентации и количеству басом становится условной. И наушники с чересчур мягкими ВЧ сильно режут динамику и еще сильнее закапывают диапазон. Несмотря на присущую VxV мягкость, они тут сохраняют целостность всего диапазона и полноценность верхних частот. Тарелки у Ника Мейсона не скрадываются, они поданы открыто и четко обозначенными атакой и затуханием. Мягкий и чуть притемненный мастер норовит украсть остроту и блеск ВЧ, но правильный подбор наушников этому мешает. А вообще – слушайте The Dark Side of the Moon на виниле и в качественном рипе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я хотел этот мини-раздел озаглавить как эпилог. Ведь это не просто завершение надцатого по счету обзору очередных наушников или плеера. Эти абзацы увенчают полноценный цикл из трех статей про весь модельный ряд Fir Audio. Компания молода, и он, ряд, насчитывает всего 5 моделей. Некоторые столько выпускают в квартал. 

Но важно не количество – а качество. С каждой моделью производителю есть, что сказать и чем удивить потребителя. То есть нас с вами. Даже младшие M2 при должном подборе источника способны выдать звук, которого, я скажу вам откровенно, не ждешь от двухдрайверного гибрида. 

Такой же разноплановой и неожиданно интересной стала и модель VxV. Включая в себя привычный набор технологических решений компании, модель имеет пару нестандартных ходов. В частности, звуковой реактор. Да, можете говорить обывателям, что у вас наушники с реактором. У эирподсов такого точно нет!

По части предпочтений наушники продемонстрировали завидный универсализм, всеядность и вообще непереборчивость. Боб Дилан, Роб Зомби, Gojira и Дюк Эллингтон – они одинаково хороши везде. А характерная этой модели мягкость и стремление избегать острых углов делает ее еще и снисходительной к не самым выдающимся качеству фонограмм и мастерингу.

В модельном ряду Fir Audio каждый найдет что-то для себя. Наушники разные, но они сохраняют приверженность к определенному звуку, его характеру, породе. А VxV стали чем-то вроде наушников на каждый день для аудиофилов и просто любителей сбалансированности и умеренности.