В аудиофильском мире очень много устройств формата ЦАП+усилитель. Портативные свистки, которые затолкали в переходник с USB-C. Размером со спичечные коробки – уже со своей батареей. Как пачка сигарет. Со звуком и автономностью покруче многих плееров.

Но есть и настольные устройства. Порой они вполне портативны по размеру, но с особенностями в части питания, а порой весят под 10 кг и занимают полстола. Но бедные музыканты или звукорежиссеры (тоже будут бедные, особенно с тем, как они сводят некоторые записи) во всем этом празднике аудиофилии чувствуют себя ущемленным профменьшинством. Но пришла добрая Ксена, принцесса-воин… Вернее RME, и сказала, что всем будет зер гут. А некоторым даже фантастиш. Потому как фирма немецкая, соответственно, сделано в Германии. А сделано там весьма интересное устройство, которое назвали RME ADI-2 DAC FS. И, как несложно догадаться, это есть цапоусь. Ну, хотя бы отчасти. Потому что функционал у девайса этим только начинается и вариантов использования у него очень и очень много. Так что заваривайте кофе. Лучше в джезве. Можно даже со специями.

Упаковка и комплектация

RME ADI-2 Pro FS с пультом дистанционного управления.

Поставляется устройство в продолговатой коробочке, внешняя часть которой служит суперобложкой. На ней найдем фото и название устройства. В общем, тут все стандартно.

Снимаем ее и обнаруживаем инструкцию. Достаточно толстую такую книженцию на энное количество страниц. И это тот редкий случай, когда она действительно будет не лишней. Почему? Об этом чуть позже.

Кроме инструкции в комплекте само устройство, рядом блок питания и пульт ДУ.

Ты кто?

Как я уже говорил, RME ADI-2 DAC FS представляет собой цапоусь. То есть ЦАП и усилитель. Кому этого мало, есть версия Pro – там еще и АЦП добавили и обозвали студийным звуковым конвертером. Но так упороться я не готов, потому пока поговорим именно о DAC FS. Модель являет собой обновленную версию девайса, который называется ровно так же, только без приставки FC. Как видно, с названием в компании не сильно заморачивались, определяя заметно прокачанную версию только парой букв. Но дьявол, как водится, в деталях. Приставка FS обозначает фемтоклок. т.е. задающий генератор с фемтосекундным джиттером SteadyClock FC. Само собой, это потребовало почти полностью переработать всю схему питания и обвязки. Так что несмотря на очень похожее название, устройства достаточно разные.

Но вот управление – тут уже как немецкая грамматика. Во всяком случае для тех, кто с ней никогда не сталкивался и не имеет представления, как прочитать не то что Unabhängigkeit, а даже Remmstein. Хотя, нет, Рамов знают все. Но так или иначе, это как раз тот момент, когда комплектная инструкция будет очень кстати и заглянуть туда – не “для слабаков”.

Не заглянуть в инструкцию сможет, наверное, только разработчик. Во всяком случае, я не представляю себе сколько времени нужно потратить, дабы освоить все “методом тыка”. Так что я не буду долго расписывать какая кнопка и за что отвечает. Я честно выбросил это описание при редактировании текста потому, что получается обширно и непонятно. Для конкретики нужно иметь устройство перед собой, открыть инструкцию и следовать ей. И да пребудет с вами сила.

Я же отмечу только нетривиальные моменты. Кроме визуальной части, где можно настроить под себя практически все, вплоть до цвета спектрограммы (я не шучу), можно также индивидуально подстраивать звук левого и правого каналов. Начиная от разной громкости и заканчивая более интересными настройками. Таким образом можно мониторить отдельно левый и правый канал, суммировать их или переключаться между звучанием. Способствует этому и полный спектр входов и выходов. Останавливаться на их перечислении подробно я тоже не буду. И можете считать меня вредным.

Интерфейсы вкратце:

Интерфейсы RME ADI-2 Pro FS.

Входы: SPDIF in coaxial, ADAT or SPDIF in optical. Usb 2.0.

Выходы: 2 наушниковых, 2 RCA небаланс, 2 XLR баланс.

То есть при желании подключить устройство можно куда угодно и к чему угодно. В том числе и к питанию, кстати. Импульсный стабилизатор питания может показаться не “тру” матерым аудиофилам, но стандартный разъем позволяет подключить к устройству хоть внешнюю батарею, хоть линейный блок питания, хоть атомный генератор.

Что умеет

RME ADI-2 DAC FS имеет улучшенный SteadyClock и пару выходов на наушники, при чем один из них – на IEMы, с низким уровнем шума. Второй же напротив, Extreme Power, т.е. для тех, кому надо раскачать этот мир. В общем, все как у людей. И все, благодаря чему фирма заслужила свою репутацию – полная обработка звука. Бас, верха, кроссфид, 5-полосный параметрический эквалайзер (да, он тут не на сдачу) и много других плюшек, которые оценят люди, работающие со звуком. А если при этом забыть инструкцию, думаю, и через полгода после покупки девайс сможет удивить новой функцией.

Звук

Все же давайте поскорее к звуку. Устройство показывает весьма высококлассное полнотелое и взрослое звучание. В зависимости от уровня усиления в звуке может чуть прибавляться напора, плотности и панча, но это, в общем, типично и зависит от чувствительности наушников, запаса мощности и контроля.

В остальном же – неизменно хорошее разрешение, детальность, проработка техничных моментов записи. При этом хорошая наполненость и передача пространства. С другой стороны могу сказать, что от себя устройство не склонно что-либо вносить в звучание, оставаясь достаточно нейтральным и хорошо раскрывая особенности записи.

НЧ имеют очень хорошую протяжность. Утробный бас звучит именно так, как должен. Вместе с тем его количество выверено правильно для обеспечения должного баланса между техничностью и весомостью ударов. Таким образом они достаточно выразительны и рельефны, хоть и не теряют слитности композиции.

The Algorithm – Will Smith.

Проще будет пояснить на примере. Этот трек действительно является моим тестовым, и тут важна очерченность ударных и их характер. Редкое устройство справляется с передачей партии НЧ должным образом. Сложная задача хотя бы просто сохранить должный рельеф ударов, но немецкая машинка вполне способна передать не только это, но и природу ударных, четко разграничивая живую ударную установку от электронной партии.

СЧ достаточно детальны, техничны, прозрачны и чисты. Они очень убедительны и эмоциональны, но при этом лишены окраса. Внимание к записи, ее характер и нюансы передаются должным образом, дополняя прекрасную выразительность, проработку текстур и телесность диапазона. Запись при этом звучит в должной мере индивидуально, с хорошей передачей эмоций и главное – их достоверностью, не уходя в излишний драматизм.

Какой еще инструмент может быть столь хорошим тестом для СЧ, как электровиолончель? Особенно, если его пытаются сделать похожим на гитару. Но именно в том и дело, что он звучит похоже, но при этом сохраняет свою природу. И казалось бы, это не так сложно. Осталось только понять, где партия гитары, а где виолончели. И эта задача оказывается RME вполне по силам.

ВЧ столь же детальны, техничны и протяжны. Они не имеют тени смягчения и отыгрываются с должной очерченностью, скоростью и передачей различных моментов записи.

Атаки достаточно быстрые и стремительные, затухания обладают должным разделением и протяжностью. Им буквально немного не хватает изящности, но это не привлекает к себе внимания. Затухания из-за этого не становятся более схематичными или упрощенными, просто не выглядят нарочито эффектными.

На первый взгляд простая ритмичная песня в самых неожиданных местах подкидывает фрагменты, которые становятся прекрасным тестом ВЧ в плане их естественности и реалистичности. Пространственные эффекты и неявные моменты записи делают ее не такой уж простой, как может показаться, оживляя и добавляя энергии и драйва.

Сцена строится достаточно широко и глубоко. Она явно больше среднего по обеим направлениям. Проработка планов, их разделение и взаимодействие на очень хорошем уровне. При общей чуть контрастной подаче разделение планов, очертания инструментов получаются слегка нарочитыми и акцентированными, но в целом запись не теряет ни музыкальности, ни целостности. При этом обретает достаточно воздуха и пространства.

Итоги

Прекрасное устройство с массой вариантов использования. При должной сноровке его можно использовать как в качестве домашнего компаньона, так и студийного устройства. Вы профессионал и делаете свою музыку? Только начинаете свой путь в сведении? Просто любите беззаботно наслаждаться любимыми композициями? Тогда RME ADI-2 DAC FS может стать вашим незаменимым проводником в мир музыки на долгие годы.