Все авторы

Обзор Matrix Audio Element P — Beyond the Matrix. Верните мне мой 2001-й!

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда в конце марта внезапно начинает идти снег, а температура за окном находится на “экваторе” термометра, все меньше желания куда-то идти. Поэтому привычные спутники нашего брата — наушники — остаются неудел. И тут из тени выходит “тяжелая артиллерия”. Ну или тяжелые наркотики — это как посмотреть. Я имею в виду акустические системы. А хороший усилитель — залог качественного звука. Это мы уже знаем по недавней статье про усилители звуковой частоты. А что еще может согреть этими холодными мартовскими вечерами, как не качественный саунд из любимой стереопары? Если не считать любимой женщины и виски, то — ничего. Поэтому обзор Matrix Audio Element P припал на самый благодатный момент. 

В упомянутой статье я касался темы недоверия к усилителям класса D. Также объяснил, почему на сегодня этот стереотип (“Класс D не звучит”) не имеет под собой никаких оснований. Помимо того, что уже достаточно давно топ-производители научились по-настоящему вкусно готовить ШИМ-усилители, этот класс позволяет получать действительно универсальные аппараты. Таких себе универсальных солдат. Помните такой фильм с Ван Даммом и Лундгреном?

Класс D в современной реализации дает компактные устройства, выдающие нагора сотню-другую Ватт на канал. При этом позволяющие укомплектовать этого малыша полным набором функций. От цифро-аналогового преобразователя высокого уровня до сетевого проигрывателя, “пережёвывающего” любой формат, включая DSD.

Если у кого-то и остался скепсис по поводу класса D или устройств all-in-one, то им просто стоит попробовать решения от Naim, Matrix Audio или Primare. Сам-то я нагородил в гостиной под ТВ целую пирамиду, «гробницу» аудиофила. Она состоит из стримера, ЦАПа с отдельным линейным блоком питания и интегрального усилителя. Но это была скорее необходимость, накладываемая ограниченными возможностями бюджетного усилителя и его цифровой части. А вообще история аудиофила с “особыми финансовыми возможностями”, решившего окунуться в мир стационарных систем, заслуживает небольшой статьи, не правда ли?

ПРО MATRIX AUDIO

Как и многие компании в мире HiFi, Matrix Audio была рождена энтузиастами. В аудио иначе не бывает. Это не гвозди или шурупы, где прежде всего основателем движет желание заработать деньги. В аудио все начинается с любви к музыке, звуку, а также желания заниматься любимым делом. Ну и зарабатывать на этом. Как говорил Джек Кэнфилд: “Добиться успеха — значит заниматься тем, что любишь. Жизнь слишком коротка и хрупка, чтобы делать что-то еще”. 

За историей основания Matrix Audio стоит дружба трех товарищей. Благо, их судьба оказалась куда радужнее их Ремарковских аналогов. Встретившись еще в школе в 1999 году, спустя десять лет они воссоединились. И не для побухать, а для создания собственного бренда и собственного продукта. Качественного и с их концепциями в основе. В 2013 году была собрана команда инженеров единомышленников и основана компания Matrix Audio. 

Сами основатели объясняют “именологию” бренда просто. Матрица как математическое понятие существует в двух плоскостях, вертикальной и горизонтальной, в двух измерениях. Так мыслят и основатели Matrix Audio: продукт должен быть уравновешен в двух своих измерениях. Под ними они подразумевают дизайн и звуковые возможности. Помимо того, что продукт должен обеспечивать предельно доступное качество звука и нести функциональный арсенал, он должен быть гармоничен со средой обитания человеком. Проще говоря, ваша половинка не должна быть на вас слишком долго рассержена за то, что теперь этот кусок алюминия живет в вашей гостиной.

Первым продуктом, выпущенный Matrix Audio, был ЦАП DA-100plus. Это было любопытное решение на основе блока цифро-аналогового преобразования от Philips. В нем использовались очень удачные, но не раскрывшие свой потенциал в массовых продуктах дельта-сигма схемы Philips SAA7350 и TDA1547. Аппарат также давал возможность переключения выходных каскадов со связки ОУ на дискретные элементы. В общем первое изделие Matrix Audio нестандартными решениями и отличными ТТХ уже заставило обратить внимание на молодую компанию. Хотя бы на уровне Китая. Ничего себе “хотя бы”.

С тех пор за спиной компании более двух десятков продуктов. Среди которых ЦАПы, усилители для наушников. А также аудио-интерфейсы для более качественной коммутации звуковоспроизводящей техники с  ПК. Кто использует ПК или ноутбук в качестве цифрового источника, знает, как важна гальваническая развязка. Особенно в наших электросетях. И при условии не самого выдающегося питания не профилированных компьютерных систем. 

ПРО ЛИНЕЙКУ MATRIX AUDIO ELEMENT

Matrix Audio Element P принадлежит к продуктовой линейке Element. Вся линейка представляет собой воплощение современных подходов к управлению процессом звуковоспроизведения. А именно подразумевает воспроизведение как с любого внешнего источника, так и по сети. С локального сервера или стриминг-сервиса. Также вся линейка может похвастаться поддержкой Roon.

Линейка состоит из трех all-in-one решения для наушников. Это Element I, Element M и Element X, а также вклчюает нашего сегодняшнего героя. Троица ЦАПов с усилителем для наушников представляет собой эволюцию решений компании. Они явно разделены по уровням на начальный, средний и верхний. Так, младшая модель — Element I — не имеет сертификации MQA и может похвастаться всего 1,3 Вт на 32 Ом. В то же время старшая модель — Element X — уже имеет более богатый функционал. А также крайний топ-чип от ESS — ES9038PRO. Кроме того, обладает двухрежимным усилительным каскадом. Это позволяет подключать либо одну пару наушников по балансу, либо две пары по несимметричным выходам. Помимо этого, Element M и X имеют линейный блок питания на борту. Под капотом у них мы можем увидеть тор от норвежской Noratel, и никакого Китая! Младшая модель использует комплектный импульсный БП. Хотя производитель тонко намекает на целесообразность замены на стабилизированный источник. 

В остальном все модели наследуют один дизайн и одну концепцию — качество, качество и еще раз качество. Вся “экономика” моделей строится на обеспечении максимально высокого уровня за свою цену. Любой компромисс должен быть оправдан и не являться bottle neck’ом для пользователя. 

Немного особняком в линейке Element стоит Matrix Audio Element P. Это устройство все той же категории all-in-one, но уже без функционала наушникового усилителя. Качать он призван не ваши головные телефоны, а вашу акустическую систему. И теперь самое время познакомиться с нашим сегодняшним героем поближе.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ MATRIX AUDIO ELEMENT P

Разделавшись с транспортировочной упаковкой, перед нами предстает “парадный мундир” Element P. Это черная матовая коробка-дипломат с удобной ручкой для переноски. 

Внутри под пенополистирольной плитой нас ждет сам усилитель в специальном чехольчике и его комплект поставки. Он включается в себя пульт ДУ (батарейки не прилагаются, но, наверное, каждый держит дома блок CR2032), пару антенн для беспроводной коммутации, силовой кабель, кабель USB-A на USB-B с парой ферритовых колец и документацию. Инструкция на двух языках и достаточно подробная. Она позволит произвести первичную настройку и подключение к локальной сети. А также поможет разобраться с основным функционалом.

Пульт ДУ очень симпатичный. Узкий, тонкий и не перегруженный кнопками. Кстати, он общий для всей линейки Element. Он позволяет не только управлять базовыми функциями усилителя, в т.ч. режимом работы цифрового фильтра. Однако. Вот только сами кнопки похвалить не могу. Они слишком выпуклые и мягкие и оттого имеют слишком длинный ход. Возможно, я придираюсь, но такое мнение сложилось. 

В остальном — все. Комплектация достаточная. Едва ли что-то еще будет вам необходимо для подключения и запуска этого комбайна. Уверен, что каждый уважающий себя аудиофил располагает, как минимум, одним комплектом оптических и коаксиальных кабелей. 

ДИЗАЙН MATRIX AUDIO ELEMENT P

Усилитель действительно компактен. Тут на полную используется преимущество класса D. А именно возможность обеспечить высокую мощность при высоком КПД и малых размерах устройства. И низком тепловыделении. Скажу, что комбайн греется, но совсем не так, как мой Marantz, работающий в классе A/B. Тем более, бока Element P выполнены в форме радиаторов. Точно так же, как это было у Naim Uniti Atom, например. 

При весе менее 5 кг Element P имеет габариты 340*281*60мм (Д*Ш*В). Причем, 281мм — это с учетом клемм и доволньо крупной ручки регулировки громкости. От “фасада” до края клемм он и того меньше — всего 260мм. Как видите, разместить его в любимой мебели вашей супруги не составит труда. Особенно с учетом слабого нагрева, что позволяет поставить его в соответствующую нишу. 

Дизайн устройства предельно лаконичен и приятен глазу. Тот случай, когда он органично впишется как в модерновый интерьер, так и теплый уютный сканди или прованс. Возможно, на олдскульной классической массивной мебели и в соответствующем интерьере в целом Element P будет выглядеть несколько чужеродно, но едва ли будет сильно бросаться в глаза.

“Лицо” аппарата не перегружено ни элементами дизайна, ни элементами управления. По центру мы видим 3-дюймовый oled-дисплей. Он довольно яркий и хорошо читабельный. Можно настроить его автоотключение, если в темноте он раздражает вас. Дисплей невелик, но информативен. К сожалению, он не отображает обложки воспроизводимых альбомов, оставляя это на откуп фирменному приложению. Дисплей отображает статус подключения (сеть, USB, micro-SD, NAS), активное подключение, гейн выбранный фильтр и частоту дискретизации. Также отображает индикацию MQA, если воспроизводится контент из Tidal в соответствующем качестве. 

Справа от дисплея расположены две круглые клавиши навигации. Верхняя дает доступ к некоторым разделам настроек. Это фильтры PCM и DSD, выбор входа и основные настройки. Нижняя может быть запрограммирована для быстрого доступа к одному из разделов. По умолчанию она дает быстрый доступ к переключению PCM-фильтров. 

На разных концах передней панели расположились клавиша standby — слева — и колесо регулировки громкости — справа. Возле клавиши standby находится индикатор питания. Колесо довольно массивное и хорошо гармонизирует черный дисплей на серебристой поверхности. Сперва был уверен, что ручка РГ пластиковая. Но путем подключения других органов чувств убедился в обратном — она алюминиевая. Сама регулировка громкости очень мягкая, один такт добавляет или убавляет 0,5 дБ. Очень приятная плавность регулировки после Marantz, когда неловкое движение может оставить тебя без барабанных перепонок и расположения соседей. 

Колесо РГ также еще и кнопка. Нажатием на него можно входить в разделы меню настроек, а во время воспроизведения — мьютить звук. С учетом мягкой и плавной регулировки это очень удобно, когда надо резко снизить уровень громкости.

Не могу не упомянуть очень важную деталь. Снизу у дальней левой ножки расположен переключатель с 230 на 115 В. Перед включением лучше лишний раз проверить вольтаж, на который настроен усилитель. От греха подальше. Кстати, о ножках. Они довольно массивные и обильно прорезинены. Виброразвязка сделана на совесть, что тут скажешь. 

И еще немного о корпусе. Он тут не просто толстостенный и массивный, как это обычно принято. Он тут двойной. Внутренний корпус выполнен из гальванизированного штампованного листа. “Исподнее” облачено в 4-мм алюминиевую наружную“броню”. Это сделано для подавления всего спектра резонирующих частот. Ведь разные материалы, примененные в Matrix Audio Element P, обладают не одинаковой частотой резонанса. 

Крышка усилителя практически “чистая”. Только слева имеется поперечная полоса на уровне индикатора питания. А в правом углу около ручки РГ — логотип компании. 

Тыльная часть комбайна несет на себе весь коммутационный потенциал. О нем я расскажу в соответствующем разделе. Отмечу только, что комбайн располагает набором клемм для подключения только одной пары колонок. То есть би-ампинг и би-вайринг, а также эксперименты с квадрофоническим звуком — не для нашего героя. Сами же клеммы очень добротные и массивные. Позволяют подключать как голый провод, “лопатку” или “банан”. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТТХ MATRIX AUDIO ELEMENT P

Если вы еще не разобрались, как работает усилитель звуковой частоты в классе D, или как его еще иногда называют “цифровой” усилитель, то вам сюда. Повторяться сильно не буду, но напомню, что класс D работает не с синусоидой аналогового сигнала, а с “прямоугольным” импульсным сигналом, длина импульса которого определяет амплитуду. Конкретно этот усилитель — Element P — не использует прямую обработку цифрового сигнала, как, например, линейка NAD Digital Direct. Тут происходит “скрепное” цифро-аналоговое преобразование, за которое отвечает схема от ESS, а именно ES9028PRO. То есть все по-старинке, но за усиление отвечает ШИМ-схема.

ЦИФРОВАЯ ЧАСТЬ

Matrix Audio Element P может обрабатывать по оптике и коаксиалу сигнал PCM до 24bit 192 kHz и DSD64 (DoP), по USB и IIS-LVDS — до 24 bit (и 32 bit по IIS) 768 kHz и DSD512. Анфолд MQA по USB — до 384 kHz. 

ЦАП работает в связке с прецизионным фемтосекундным клок-генератором Crystek CCHD-950. USB-приемник реализован на самом современном чипе от XMOS XU216, позволяющий максимально быстро и качественно декодировать и производить анфолд MQA.  

Уже упомянутая схема ES9028PRO имеет 7 цифровых фильтров, подробно описанных в инструкции. Это стандартный набор ESS, позволяющий подобрать наиболее благозвучный алгоритм работы цифровой фильтрации. 

Коснемся еще цифровой части. Подобный комбайн — это по сути мини-компьютер. Специализированный, я хочу подчеркнуть, заточенный на высокоточное воспроизведение. Но все еще компьютер. И поэтому требует “быстрые” мозги и операционную систему для управления всеми процессами, а также для взаимодействия с пользователем. Matrix Audio Element P работает на 4-ядерном ARM-процессоре Freescale i.MX6. Эта линейка процессоров, мягко говоря, не новая, но вышла крайне удачной и перспективной. Используется повсеместно в элементах умного дома, промышленном оборудовании и электрокарах. Он включает в себя четыре 32-битных 28-нм ядра Cortex A9, работающих на частоте 1,2 ГГц, имеет 1 МБ кэш-памяти второго уровня, а также поддержку 64-bit DDR3 и SATA-II. 

Система работает под управлением разработанной Matrix Audio операционной системы на базе Linux. Система дает возможность работать как с подключенными внешними источниками цифрового сигнала, так и “тянуть” данные из сетевых ресурсов будь то сетевое хранилище, стриминговые сервисы, а также выступать в качестве roon end-point. А фирменное приложение MA Remote помогает управлять всем процессом воспроизведения и коммутации. 

УСИЛИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

За усилительную часть в Matrix Audio Element P отвечает модуль ICEpower 250ASX2. ICEpower — датский разработчик и производитель модулей усиления в классе D — является совместным проектом с Bang & Olufsen. Датчане на сегодня являются лидерами в области ШИМ-усиления, благодаря тому, что их продукция характеризуется предельной прозрачностью, точностью и нейтральностью. При этом естественным звучанием, без тех эпитетов, коими любят награждать класс D. К слову, ICEpower 250ASX2 стоит в Aurender X725. А кто такие эти корейцы и сколько стоит их продукция не мне вам рассказывать. Это сделал и сделает еще не раз Михаил Борзенков. Питается модуль за счет ЛБП, построенного на том самом торе от Noratel. 

За регулировку громкость отвечает чип MUSES72320. Он управляет резистивным делителем громкости аналоговой секции. 

ICEpower 250ASX2 в Element P обеспечивает до 230 Вт на канал при 4 Ом нагрузке и до 110 Вт 8 Ом с 1% THD+N. SNR -121 дБ, частотная характеристика 20 Гц — 20 кГц +/- 0,25-3 дБ при 85 кГц, выходное сопротивление менее 25 мОм, усиление до +40 дБ.

КОММУТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Matrix Audio Element P имеет один USB для подключения внешних источников, по паре коаксиальных и оптических входов, пару USB-A для подключения накопителей, один разъем micro-SD (!!!), LAN на 100 Мб и пару Wi-Fi антенн, поддерживающих диапазон 2,4 и 5 ГГц. А также IIS-LDVS вход. Тот же I2S, только с низковольтной дифференциальной передачей. Производитель рекомендует этот интерфейс для коммутации его устройств между собой.

Кроме проводных подключений, Matrix Audio Element P имеет поддержку протоколов DLNA и AirPlay. Отсутствие Google Chromecast не смущает в виду возможности стримить из MA Remote, ведь клиент Tidal не умеет в UPnP. 

Через фирменное приложение можно воспроизводить контент с локальных медиа-серверов. Я использую в домашней сети NAS от Synology, но не запускаю на нем DLNA-сервер. Предпочитаю использовать родной сервис Audio Station (он идеально работает с CUE). Через DS Audio (мобильное приложение Synology) Element P прекрасно “подружился” по DLNA с Synology. Кстати, о работе по WiFi. Комбайн легко пережевывал тяжелые хай-резы, но вот DSD256 при беспроводном подключении не осилил. То есть или роутер должен быть в непосредственной близости (у меня между роутером и усилителем две кирпичные стены и два зеркала), или используйте только подключение по LAN. 

ПРИЛОЖЕНИЕ MA REMOTE

MA Remote позволяет запускать контент со смартфона (bluetooth нет и он тут не нужен), с USB-накопителей и карты памяти, подключенных к Matrix Audio Element P. Можно добавить локальный сервер, а также подключить аккаунт в Tidal, Qobuz и vTuner (интернет-радио). Сразу скажу, что первое время зря ругал китайцев за то, что Tidal не хотел играть в качестве выше Normal. Выбор качества стриминга находится не в настройках приложения и не на экране воспроизведения (что было бы максимально логично), а в разделе авторизации сервиса. 

Первое время использовал для стриминга в MQA Bubble UPnP. Приложение работало стабильно и не вызывало проблем. Разобравшись в настройке MA Remote, перешел на него и получил тот же индикатор “mqa” на дисплее Element P, который был с Bubbleupnp. 

Приложение чуть расстроило тем, что Android не воспринимает его как плеер, а потому оно отсутствует в шторке в уведомлениях. Также скробблер в упор не видит MA Remote, так что альтернатива в виде, хоть и платного, Bubbleupnp не так уж и плоха.

Из полезного MA Remote умеет не гасить дисплей во время воспроизведения и искать отсутствующие обложки для альбомов в Сети. Поиск обложек предпочитаю всегда делать сам, дабы оградить себя в дальнейше от “сюрпризов” ИИ. 

При работе с Tidal мы имеем доступ к стандартным разделам и личной коллекции, но не к миксам. Экран воспроизведения лаконичен, но имеет возможность добавлять композиции в избранное и тасовать очередь воспроизведения. 

Порадовала опция в виде виртуального пульта, который дублирует возможности пульта  ДУ, а также выводит дисплей комбайна на экран смартфона. Более того, позволяет информативней отобразить список цифровых фильтров, чтобы не запоминать их по номерам.

НАСТРОЙКИ MATRIX AUDIO ELEMENT P

Раздел настроек дает доступ к довольно тонким настройкам работы комбайна. Это и уже упомянутый выбор цифрового PCM-фильтра, и DSD-фильтр. Последний нужен для задания частоты отсечки сигнала. Например, для DSD128 рекомендуется значение в 50 кГц. Дизеринг — позволяет снизить шумы квантования за счет “подмешивания” в сигнал белого шума. Подавление джиттера — тут все ясно. DPLL Bandwith — цифровая фазовая автоподстройка частоты. Она нужна при плохом качестве цифрового сигнала. Например, при использовании ТВ или приставки по оптике или при иных нештатных ситуациях. Высокое значение может сказаться на качестве звука при нормальном качестве подключения. 

Также настройки позволяют управлять подключением по IIS-LVDS. Так, для продукции Matrix Audio рекомендуется тип распиновки A. Подробно 19-pin HDMI расписан в приложении к инструкции. 

Кроме того, можно задать время, через которое гаснет дисплей или сам усилитель уходит в режим ожидания, запрограммировать одну из двух навигационных клавиш на передней панели и включить опцию USB-audio. Включение этой опции превращает Element P в USB-ЦАП и отключает встроенный в ОС MA Player. 

Но и это еще не все. Matrix Audio предусмотрели одновременную работу нескольких устройств и дали возможность настройки “ключей” для дистанционного раздельного управления устройствами. 

ЗВУК MATRIX AUDIO ELEMENT P

За что не люблю обзоры ЦАПов или целых комбайнов, так это за то, что описанию технологий и всевозможных умений героя отводится ну очень много времени. А как иначе, когда с каждым днем аудио агрегаты становятся все сложнее и совершеннее. А все это по крупицам и формирует звуковую картину. Все эти мелочи, каждая деталь и решение оказывает пусть и незначительное, но влияние. Так получается, что в подобных обзорах ⅔ для физиков и ⅓ для лириков.

За усилителями в классе D исторически закрепилась дурная репутация как решений для кино, концертов, а также дешевой китайской активной мультимедийной акустики и автозвука. В сегменте серьезного HiFi долгое время такие усилители считались признаком дурного тона. Как правило, в вину вменялось ненатуральность и некоторая стерильность, делавшая звук “неживым”. 

Но время идет, и сейчас в классе D есть масса решений как от достаточно молодых брендов, так и от компаний, стоявших у истоков HiFi. А сама технология ШИМ-усилителя с 1951 года существенно продвинулась вперед и получила серьезный толчок за счет развития элементной базы. Плюс питание: качественно реализованный блок питания на тороидальном трансформаторе решает основную проблему такого усилителя. 

Я хотел начать этот раздел со слов “Усилитель звучит как образцовый представитель семейства усилителей в классе D”. Но потом подумал, что эта невинная фраза может быть двояко истолкована адептами теплого и натурального класса A, да непременно, чтобы на лампах. 

А потому я откину клише, во всяком случае постараюсь. Потому что Matrix Audio Element P действительно играет крайне чисто. Чистота звучания, практически звенящая прозрачность и восхитительная детальность — три всадника апокалипсиса кита его подачи. В первую очередь после долгого времени на Marantz бросается в уши нейтральность и отсутствие акцентов. Подача максимально нейтральная, точная. Причем и эмоционально, и тембрально. Element P очень старательно передает мельчайшие нюансы и детали, раскрывая запись во всех подробностях, но при этом не становясь безжизненно-мониторным. 

Element P строит очень широкую стереопанораму, думаю, будь в его распоряжении колонки покрупнее да зал побольше, он смог бы развернуться куда сильнее. Производитель декларирует его как усилитель для крупных полочников или средних напольных АС, но не думаю, что он не справился и с более крупными и тугими АС, чем условные “средние”. К сожалению, не удалось найти информацию о демпфер факторе Element P, но, сдается мне, этот показатель высокий. Потому что усилитель показывает просто сатанинскую динамику и контроль. Такое ощущение, будто он, как молодой питбуль, вцепился зубами в АС и не дает им и намека на ослабление хватки. Звучание системы после немного вальяжного Марантца становится поразительно стройным и собранным. 

Эта динамика строится не на величине воссоздаваемых образов, а на скорости работы усилителя, впечатляющей плотности звучания, а не массивности. Звук не жирный, но в нем ощущается груда мышц, связок и сухожилий. 

Если после Марантца внизу не хватало жирка, то это компенсировалось с лихвой панчем. Атаки очерчены и выразительны, а послезвучия полнотелы, но не избыточны. И так по всему диапазону. В звучании Element P нет ни медовой сладости, ни вязкости, ни жира, но оно максимально собрано, технично и при этом телесно, осязаемо и позволяет извлекать из записи вполне реальные музыкальные образы. 

СЦЕНА

Как я уже сказал, с другой парой АС и другим помещением я бы наверняка смог получить более широкую панораму, однако, достичь впечатляющих глубины сцены и проработки планов я смог и на том, что есть.

Element P прекрасно наполняет пространство не только по краям сцены, но и “отрабатывает” центр. Эффект звучащей в зале “чистой” гитары на Yes — The Clap передан поразительно. Мало передать тембр, атаку и послезвучие, важно дать ощущение эха помещения и ревербераций. Тут получается картина очень реалистичная: Element P весьма явственно воссоздает ощущение зала и звучания в его стенах гитары прямиком в вашей гостиной. 

Размах прекрасно демонстрирует Melody Gardot — Once I Was Loved. Во вступлении есть момент, когда партия фортепиано в левом канале дополняется виолончельным “интро” в правом. Эти две-три секунды пробирают до мурашек, а когда вступает вокал Мелоди Гардо, заполняя “центр”… Вот прям честно, до мурашек. При том, что при прослушивании на наушниках настолько сильный эффект не достигается. 

Эта не гипертрофированная передача образов без их накачки по объему и массе сказывается положительно на общей воздушности подачи. Инструменты прорисованы очень четко, артикулированы границы и планы, между ними ощущается движение воздуха. А самого воздуха очень много. Очень “просторная” и дышащая презентация. 

В Element P очень подкупает то, как он локализует звуки в пространстве и четко позиционирует их. Эта очерченность и пространственная детерминированность звучания полностью оправдывает стоимость аппарата. Точность и тембральную валидность можно получить и в более низкой ценовой категории. А вот столь качественно проработанную сцену — нет.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Про НЧ я уже мельком упоминал. Нейтральный характер подачи усилителя обеспечивает в области низких частот отсутствие окраса. Поэтому тут конечный результат в большей мере зависит от почерка самой акустики. Если вашим колонкам свойственно добавление массы НЧ, то это вы и услышите. В то же время со сбалансированно звучащими в этой области акустическими системами достигается выверенная, точная и очень натуральная подача низких частот.

Мой испорченный Марантцем буквально слух с первых цеплялся, искал, но так и не нашел его — жирка. Но бас у Element P не тощий, нет. Плотная артикулированная атака и насыщенные расширения, уходящие очень далеко и глубоко, компенсируют естественность и некоторую сухость. При этом отличная динамика и контроль низких частот дают музыкальность и “цепляют”. По-своему, выразительность и ясность звучания — не меньшие “крючки”, на которые нас ловят создатели HiFi. 

Так как Matrix Audio Element P не имеет выход на сабвуфер, ему не остается ничего иного, как обеспечить предельно низкие частоты, на которые способна акустика. Если моя АС играет по паспорту от 39 Гц, то по замерам через Spectroid более явное звуковое давление было заметно на 40+ Гц. Не люблю измерения в аудио и предпочитаю оценивать все как есть, но тут уже решил проверить, пусть и не столь точно, как это делают специалисты.

Бас радует отличным разрешением и проработкой. Однако, стоит учесть его характер. Эта нейтральность и отсутствие “жира” сказались на прослушке рипов виниловых пластинок. Да, рипы это как “заменитель идентичный натуральному”. Но есть у меня толковые рипы, которые приятно слушать даже с плеера, а это, согласитесь, редкость. Так вот, если цифровой мастер Blizzard of Ozz на Element P звучал без намека на какие-то сложности, то рип, заслушанный до виртуальных дыр на Marantz, уже не впечатлил. В первую очередь он поставил в тупик какой-то плоскостью и недостаточностью низких частот, которых не было ранее. Matrix Audio Element P явно рассчитан на качественный цифровой материал. Без попытки придать ему аналоговой теплоты и шероховатости. 

Акустический натуральный бас. Его тут не так чтоб “за глаза”, есть куда более насыщенные НЧ композиции. Но он тут чудо как хорошо прописан да еще с предельной “натуральной” глубиной. Это не утробный рокот синт-баса, но воспринимается такое звучание крайне приятно. Связка Element P с акустикой дала выразительную очерченность партии баса и прозрачную ясность самого низкого слоя, который может озвучить Oberon 5. Заслуга Element P в той самой читаемости самого-самого низкого баса в записи, где он в общем-то не акцентирован. Причем, это сделано не накачкой или подкрасом, а точностью и скрупулезностью презентации. Когда наружу извлекается все. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Средние частоты прежде всего прозрачны и артикулированы. Не важно, насколько насыщена ими фонограмма. В любом возможном случае мы получим либо сияющую середину, с обтекающим края образов воздухом, либо поразительную четкость и ясность каждого образа, каждого звука в общем потоке стеноподобного саунда условного NIN. 

Именно этой очерченности, точености мне не хватает в связке Dali+Marantz. Разумеется, я покупал ее для немного другой музыки, но когда внутри меня просыпается бывший “митолист”, то хочется врубить погромче музыку и насладиться пулеметной бочкой и пилоподобными гитарами. И Dali в паре с Element P могут не только качнуть мощными НЧ. Кроме той динамики, о которой я говорил, усилитель дает честную картину на СЧ в разнообразной тяжелой музыке, передавая полновесную агрессию, заложенную в запись.

Вокал. Прозрачная и точная презентация располагают к впечатляющей производительности связки АС с Matrix Audio Element P при воспроизведении вокала. Радует всеядность. Поразительно приятно звучит как 4 октавы Эрика Адамса, так и невероятно энергичный и эмоциональный, с фирменной хрипотцой, вокал Бет Харт.

Именно к ее дуэту с Джо Бонамассой в Well, Well мы сейчас и обратимся. Element P прекрасно разделяет партии Бонамассы и Харт, оставляя неоспоримую роль примы за мисс Харт. При этом все особенности ее исполнения не подчеркиваются как-то нарочито, но ни коим образом не сокрыты от слушателя, благодаря прозрачной и детализированной презентации усилителя. Голосу не добавляется тепла или “тела”, но он звучит с предельно возможной натуральностью и тембральной вариативностью. 

А бархатный вокал Бобби Вомака на Games звучит так, что ты понимаешь, почему WHATHIFI отнесли альбом The Poet к числу лучших альбомов 80-х. 

Переходные характеристики Matrix Audio Element P отлично проиллюстрирует Lucifer Sam в версии Nick Mason’s Saucerful of Secrets, Live at the Roundhouse. Я уже как-то упоминал про этот проект сэра Николаса, но не могу сделать это еще раз. Тут я приведу только один трек, но весь лайв был прослушан за время сессий с Element P раза три точно. Тут довольно высоко звучащая бас гитара звучит рука об руку с гитарным дуэтом (Гилмора в одиночку не заменить!), но раздельно и прекрасно читаемо. При этом сохранены и упругость баса, и “прямота” гитар. А эффекту разведения гитар в пространстве позавидовал бы сам Сид Баррет как ценитель всего гипнотически-трипового. 

Так уж вышло, что всякий непотребный нойз и адъ вроде NIN или Мэнсона по какому-то мистическому совпадению меня едва ли не сильнее всего впечатляет, когда имею дело со всяким топом или около того. До сих пор не могу отойти от Closer на Cayin N8. Когда я почти готов был его купить. На даже творческий гений Резнора не смог одолеть врожденную жадность.

Так вот. Don’t Chase the Dead с последнего альбома Мэнсона абсолютно не хотел звучать с домашней акустики. Потому наслаждался релизом я в основном в пути и посредством CA Solaris SE. А вот так чтоб дома, на диванчике — нет. Element P выжал на этом треке все соки из Oberon 5. Прокачав до предела ритм-секцию, попутно выдав прозрачные и ясные СЧ. А там — весь сок. Нет, нового Мэнсона слушать ТОЛЬКО на акустике. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

ВЧ здесь как продолжение линии партии. Несгибаемой и непреклонной. И хоть партии нет, но эта несгибаемость и непреклонность осталась. Хотя бы в ВЧ на HiFi-усилителях. Не забываем, что Китай до сих пор пусть и условно, но “красный”. 

Если без шуток, то ВЧ здесь под стать остальному диапазону. Стройные, точеные, чеканные. Точные и выразительные буквально на грани с жесткостью. Matrix не пытается быть излишне бархатным или мягким, но и не звучит остро. Знаю, что такую подачу очень часто вменяют в вину усилителям в классе D. А именно холодные и безжизненные ВЧ, от которых, как от могилы холодом, веет “цифрой”. Вот это как раз не тот случай. Это пример того, что D’шка может быть живой и натуральной. 

Перкуссия на Jan GarbareckBother Wind March выразительная, яркая и с прекрасно воспроизведенным Element’ом послезвучием. Но на  фоне солирующих духовых не кажется бельмом, а лишь изысканным дополнением, дающим еще больше воздуха очень воздушной в принципе композиции. А сопрано-саксофон уходит достаточно высоко и так же образцово протяжен. 

В общем трехмерную подачу венчает презентация Element P на верхних частотах. Вытесанные в пространстве, подобно скульптурам, звуковые образы так и останутся стоять, словно укрытые простыней, если не будет достаточно блеска, света и воздуха на ВЧ. А эти текучесть и сияние срывают с них покров, открывая формы и изгибы, ранее казавшийся грубыми и несуразными. И они уже не просто сложно узнаваемые образы в тусклом свете. Они — точные фигуры, плавные и резкие, крутые и мягкие, освещенные светом. И не желтым, и излишне теплым, таким сладким, что буквально приторным, а нейтральным. Таким, что балансирует между безликим холодом и душным теплом. 

Но хватит лирики и джаза. Если вспомнить свой 2001, то одним из самых ярких воспоминаний о нем был альбом Toxicity. На пулеметно-ураганном заглавном треке тяжелые рифы, массивная бас-бочка и пронзающий душу вокал Сержа, казалось, должны “съесть” перкуссию, но Element P каким-то непостижимым образом сохраняет выразительность и читаемость каждого образа. Причем, передавая каждый из них в лучшем свете. На коде в конце трека, когда идет уже самый-самый угар, даже тогда тарелки все так же очерчены и имеют четкие границы и выраженные послезвучия. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В принципе, то, что должно было воспоследовать за статьей про усилители, про их виды и отличия, и воспоследовало. Так уж вышло, что открывать “рубрику” довелось представителю класса D. И Matrix Audio Element P в этой роли не просто не сплоховал, он чертовски ясно показал, что все ярлыки и стереотипы, которыми были на протяжении многих лет увешаны усилителями, использующие ШИМ-схемы, сегодня — лишь пережитки прошлого. Element P вышел традиционно точным, нейтральным, выразительным и динамичным (очень динамичным!), что свойственно классу D. Но он получился и живым, естественным с натуральным звучанием инструментов. С полнотелым образом, но без накачки массой и обрастания жиром. С живой подачей, но без излишнего тепла и бархата. Таким, каким должен быть современный универсальный усилитель, способный на “отлично” отыграть System of a Down и Кита Джарретта.

Ну а цифровая часть — предельно развита и функционально насыщена. Если сильно придраться и захотеть поискать минусы у Element P, то к ним можно отнести аскетичный комплект поставки, отсутствие наушникового выхода, аналогового входа, фонокорректора, наличие только одного комплекта клемм и отсутствие выхода на саб. Ну и цену. 

Если начать с последнего, то посчитайте, во сколько вам обойдется комплект подобного класса, состоящий из всеядного стримера, высококлассного ЦАПа и мощного усилителя с отличными акустическими параметрами? 

По остальным пунктам обвинения скажу, что едва ли будет какая-то обоснованная необходимость подключать внешний аналоговый источник. Родная схема на ES9028PRO сама по себе более чем. А что-то более высококлассное, что-то из эзотерики хай-энда — уже чуть противоречит той концепции сбалансированности, которую исповедую в Matrix Audio. Разве что навязчивая идея подключения к Element’у лампового преда мне не давала покоя… Чур! Ну а выход на наушники — полагаю, человек, который готов потратить известную сумму на такой комбайн вполне вероятно имеет в своей арсенале высококлассный наушниковый тракт. 

А что касается выхода на саб и фонокорректора, то нужно просто послушать НЧ в Element’е, чтоб вопрос отпал сам собой. С парой даже средних напольников усилитель обеспечивает как глубину баса, так и осязаемость самого нижнего его шельфа.

Вот виниловодов Element P точно разочарует. Он не только не имеет фонокорректора и аналогового входа в принципе, но и не столь блистательно как “чистокровную” цифру играет рипы с винила и прочих аналоговых носителей. 

Кажется, немало минусов? Их все перевешивает общий уровень исполнения, звука и функционал комбайна. Настоящий современный all-in-one без компромиссов по части нездоровой аудиофилии.