В качестве пролога хочу сразу сказать, что полноразмерные наушники для меня как лосины для не слишком стройной дамы: чуждо и не нужно. Портатив в моем понимании и в принципе эксплуатации суть есть портативный прежде всего. Потому всегда слежу за внутриканальными наушниками, портативными плеерами, усилителями, пытаясь дотянуться своими короткими, но не в меру цепкими ручонками до каждой интересующей меня модели что бы это ни было, но подходящей под критерий портативности, а именно возможности слушать на ходу, в транспорте, в общественных местах.

Кроме того, дома я предпочитаю большой звук. Так, я осуществил мечту идиота и собрал нестыдный, но не заставляющий выйти на черный рынок донорских органов сетап из новых напольников от компании Dali и усилителя Marantz, добавив туда, что твой турецкий повар, щепотку приправ для пикантности в виде Google Chromecast audio, чтобы заставить всё это работать с сетевым хранилищем, сиречь, без проводов. Провода как иллюстрация мук и метаний истерзанной души аудиофила: мы хотим, чтоб все работало без них, но в них и вся соль. Devil in the details.

Вот поэтому, когда замаячила перспектива познакомиться с Hifiman Ananda, я испытал чувство, граничащее с любопытством и тем манящим неведением, что свойственно испытывать, когда имеешь неосторожность заплыть в воды, которые ты не знаешь, ни их течений, ни берегов, ни дна. То есть сразу согласился, а потом уже думал “И че дальше?”.

Когда речь заходит про полноразмерные наушники, то сразу на ум приходит “комбайн”, внушительных размера и веса, без которого они не заиграют должным образом, что также слегка смутило, потому что домашний парк техники таких экземпляров не насчитывает. Однако, для Hifiman Ananda это не проблема, так как требования к источнику по части мощности весьма скромны, и наушники достойно выступили в паре как с не самым мощным Luxury and precision l5pro, так и с куда более плечистым Centrance dacportable. Бытует мнение, что они способны играть и от смартфона, однако, этого я проверять не стал да и вам не советую, от лукавого все это.

Что в коробке

Наушники приехали в заводской одёжке в виде суперобложки из полиграфического картона и привычного для продукции этого бренда кейса-сундука, где надёжно зафиксированы как сами наушники, так и два комплекта проводов с 3,5 и 6,3 мм джеками. Про провода сразу скажу, что был весьма обескуражен их видом, особенно держа в руках перед распаковкой наушников кабель Hulk от Dunu – он в странной изоляции, напоминающей о капельнице или сантехнических ПВХ-трубках, при этом полностью прозрачный и через него видны не самые толстые проводники. Производитель как раз и уверяет, что использованная технология продлевает срок службы кабеля и исключает контакт проводника с кислородом. Ну допустим.

До этого имел дело с другой моделью от Hifiman, he400i, и могу с уверенностью сказать, что у Ananda по части конструктива чувствуется улучшение – дизайн чашек стал современнее, конструкция дужек сделана полностью из металла, амбушюры в комплекте куда более высокого качества и степени удобства: они гибридные, вкупе с разумной силой прижима достигается комфорт при длительном использовании. Это же касается нагрева, и очков – амбушюры не жмут настолько сильно, чтобы давить дружками очков (уж я то знаю). Ну а материалы и конструкция амбушюр не заставит уши потеть.

Звук

Ананда (с санскрита “счастье”, “радость”) был главным учеником Будды Шакьямуни (этот тот самый Будда, которого мы, существа не просветленные и не постигшие дзен, обычно называем “Будда” в качестве имени нарицательного). Название наушников как нельзя кстати подчеркивает их характер: “просветленные” – так можно их назвать без зазрения совести, и не из-за яркой подачи, а из-за теплоты, которой пропитано, как медом пахлава, звучание модели. Мониторность – это не про них, если привыкли, что магнипланары, как правило, имеют уклон в нейтральность, с подчеркнутыми микродетали, то эти наушники, напротив, имеют приятный окрас, подчеркивающий именно эмоции, много эмоций, отсюда и счастье, радость и прочие приятные чувства, которые можно испытать при взаимодействии с наушниками (взаимность эмоций окружающих зависит от совпадений или несовпадений ваших музыкальных вкусов и предпочтений).

Построение сцены у Ananda поистине выдающееся. Включив их в первый раз на очень низкой громкости плеера, сразу снял, потому что был УВЕРЕН, что с улицы доносится ровно та же песня. Не подумал или предположил, а именно пребывал в уверенности. Они действительно звучат очень натуралистично в том, что касается объема. Сцена заметно шире среднего, разделение планов также на очень высоком уровне, как и позиционирование инструментов, и соотносительность величин музыкальных образов. То, за что любишь hi-fi и идёшь на все вытекающие компромиссы вроде цены и удобства. Тут инженеры Hifiman взяли все от возможностей открытого акустического оформления, ограничив себя лишь ценой (новые HE-1000 ведь тоже надо продавать).

НЧ я хотел сперва описать как типичные для планаров, но, вспоминая все же упомянутую ранее модель (я понимаю, что между ними несколько лет и сотен долларов), так сказать не могу. Прежде всего это наушники открытого типа, ожидать мощного баса от них не приходится, но это и не боец в суперлегком весе, удары которого едва ли создадут проблемы представителю более серьезной весовой категории. При этом скорость и техничность остаётся на высочайшем уровне, тут даже придраться не к чему, в плане разрешения, скорости и техничности наушники оправдывают каждый цент, цзяо и фынь.

Низкие частоты не могут в силу конструкции создать давление и напор, любители массажа барабанных перепонок проходят мимо, но в остальном НЧ вкусные, с хорошим ударом и прилично долгим затуханием. Особенно хороши различные струнные, пусть суббас остаётся для Ananda за пределами досягаемости, но различные живые инструменты басового регистра звучат потрясающе: на качественно записанном джазе можно буквально ощутить колебание струн после щипка музыканта. Бас быстр, рельефен, не лишен “тела” и осязаемости, с легкими нотками тепла. Жанрово не сказал бы, что есть какие-то явные ограничения, но для электронной музыки я бы предпочел что-то другое.

Классика тестовых и просто аудиофильских CD. Сказать, что контрабас тут шикарен, это все равно что назвать собор Саграда Фамилиа просто красивым. Женский вокал на фоне контрабаса – когда минимализм не ради минимализма, а чтобы подчеркнуть красоту, раскрыть ее в полной мере без лишних штрихов и не отвлекаясь. Лаконичность – то, что есть у этих ребят и то, чего нет у меня.

По АЧХ здесь наблюдается легкая “вэшечка”, оттого СЧ немного отведены на второй план, за исключением диапазона в районе верхних средних частот, что с одной стороны делает женский вокал в исполнении Ananda еще более эмоциональным, а с другой стороны может отразиться в необходимости подбора источника. Так, в паре с Luxury and precision l5pro и Continental dual mono было получено более комфортное звучание в области СЧ без потери деталей и нюансов, с раскрытием эмоций и акцентированием макроконтрастов. С dacportable, у которого одни из наиболее ясных и агрессивных СЧ, из тех, что мне доводилось слышать, и за которые я его особенно ценю, пик на ВСЧ наушников становился местами слишком явным. Середина все также наполнена теплом, жизнью и эмоциями. Может показаться, что немного не хватает массы инструментам, но в противовес этому наушники дают ту самую техничность, за которые мы ценим в принципе магнипланарную технологию. С детальностью на этом участке тоже все прекрасно, это все такие же техничные наушники, какими мы привыкли видеть и слышать продукцию Hifiman, но они скорее меломанские, чем аудиофильские – подчеркивание драйва, эмоций, макродинамика вовлекают и уводят от расслушивания микронюансов записи, послезвучий инструментов или шелеста партитуры. Вы не лишены возможности оценить все это, но вам вряд ли захочется отвлекаться, будьте уверены.

Одно из моих открытий 2018 года. Очень “широкая” композиция, выигрывающая от объёма и ширины, которые дает Ananda, и акценте на вокальном диапазоне. Небогатая аранжировка делает центром всей композиции именно чувственный вокал Мег.

ВЧ наследуют общую сигнатуру звучания наушников. Они не имеют дополнительной агрессии, самую толику смягчены, но без ущерба детализации, она здесь на уровне. У высоких частот хорошая протяженность, они звучат очень открыто и воздушно, создавая ощущение того самого объема, о котором я писал ранее. И объем этот, наполненный наслоением послезвучий, формирует панно воображаемой сцены в самом выгодном ее свете – без ощущения четких границ и краев. Во время сессий с Continental dual mono создавалось ощущение движения звука не просто в стороны и передо мной, казалось будто он льется за спиной, сверху, отовсюду, а бинауральные записи и вовсе стали каким-то запредельным уровнем уличной магии.

В качестве примера шикарный блюз с высочайшим качеством записи. Тарелочки звучат чисто, дополняя басовую партию богатыми обертонами, льющимися “за небокрай”. Тут раскрываются две ипостаси Ananda – техничность и эмоциональность.

Итоги

Хоть на бумаге Ananda и является более дешёвой версией обновленного флагмана, многие сочли бы ее самостоятельным и независимым устройством, которое предлагает слегка окрашенный, драйвовый, наполненный эмоциями звук, в противовес нейтральности, большей детальности и общей мониторной подаче. Каждый сам выбирает, что ему по душе и карману, но Ananda однозначно стоит того, чтобы попасть в шорт-лист полноразмерных наушников для дома. Если, конечно, вы, как я, не закрыли вопрос домашнего звука радикально установкой стереосистемы. К дополнительному “pro” можно также отнести тот факт, что эти наушники не заставят тратиться на мощный комбайн, если у вас его еще нет. Кстати, Hifiman анонсировали bluetooth-версию этих наушников. Интересно, но на мой взгляд, спорно, ведь bluetooth предполагает использование on the go, что слабо вяжется с открытым акустическим оформлением и отнюдь не карманными размерами. Посмотрим (послушаем).