Признаюсь, что до недавнего времени не рассматривал портативные усилители всерьез, и на то был ряд причин. Пожалуй главная из которых – мое убеждение в том, что плеер должен быть самодостаточным, и связка плеер – наушники – кабель, являющаяся практически единым целым, более чем удовлетворяет конечного пользователя. Ну или по крайней мере должна.

Так же меня смущает необходимость дополнительно держать под контролем заряд еще одного девайса, да и компактность/удобство использования таких связок заметно проигрывает одному плееру. Я до сих пор неохотно обвешиваюсь разного рода девайсами, и пока что убедить меня в необходимости использовать бутерброд смогли только бэби-стаксы, но там без дополнительного “живчика” никак не обойтись.

Но так или иначе, в конечном итоге все решает звук, и порой он перевешивает удобство и изменяет парадигму допустимого размера портатива. А если говорить о звуке, сложно не заметить фирму ALO Audio, доказывающую, что хороший звук и портатив – очень даже совместимые вещи. И одним из столбов, на котором держится слава фирмы, является Continental Dual Mono. И все же я решил прикоснуться к прекрасному, оценив оригинальный девайс, тем более что недавно производитель сделал весьма нестандартный ход – выпустил Limited Edition версию, немного упростив корпус и заметно снизив ценник.

То, что не звук.

Поставляется он в небольшой коробке из переработаного картона с полиграфией, внутри же нас ждет сам CDM, две пары крепежных стяжек разного размера с логотипом компании и зарядное устройство.
Оно жизненно необходимо девайсу, поскольку в нем применена двуполярная система питания на 12 вольт, так что подзарядить девайс стандартной 5-вольтовой ЗУ для телефона, не выйдет.


Корпус устройства достаточно крупный (чуть больше чем плеер iBasso DX200 в чехле), выполнен из авиационного алюминия, анодирован в серебристый (или черный на ваш выбор) и снабжен застекленным смотровым окошком, за которым мирно и уютно светится пара ламп NOS Philips 6111WA. На и них построен выходной каскад гибридного усилителя (класс А), по одной лампе для каждого канала. Левая и правая сторона корпуса около ламп перфорированы, и это логично – их нагревание может привести к перегреву, а перфорация способствует отводу тепла. Хотя, конечно, при работе девайс все равно очень заметно греется, пожалуй, больше, чем любой из ранее тестированных мной девайсов.

В компании работали над устройством достаточно долго, порядка двух лет, и CDM является продуктом сотрудничества ALO Audio с Vinnie Rossi (он, в частности, стоял за модами Red Wine). Устройство достаточно плотно укомплектовано нестандартными для портатива ходами. В качестве цапа используется Wolfson WM8741. Совершенно немодный для этого времени, но ALO Audio утверждают, что выбрали WM8741 из всех доступных, поскольку он обеспечивает хорошую линейность звучания (что бы это ни значило), высокое соотношение сигнал/шум, низкие искажения и уровень шума. И, послушав результат, в эти слова охотно верится.

Так же CDM обладает раздельным питанием цифровой и аналоговой части, чтобы избежать помех или взаимных наводок каналов – обычно такое решение применяется разве что в стационаре.
Но не будем слишком много отвлекаться на техническую составляющую, CDM и так получился настоящим раем для технофилов, и производитель сделал это преднамеренно. Признаюсь, мне такой подход очень импонирует, тем более звук девайса такой, что не стыдно показать внутренний мир. Пожалуй, это тот случай, когда пафос перестает быть таковым, ибо в полной мере оправдывает себя. Девайс можно поругать за размер и вес, но выглядит он действительно круто.

Вернемся к сценарию использования.

На корпусе присутствует разъем micro-USB для подключения девайса в качестве цапоусилителя либо цапа. Транспортом может служить как плеер, телефон, так и компьютер.
Линейный выход реализован в обход регулятора громкости для использования устройства в роли ЦАПа. Так же есть вариант режима чисто усилителя, подключение через линейный вход 3.5mm или 2.5mm (балансный).

Цветной светодиод используется как индикатор частоты дискретизации – он горит оранжевым при 44.1/48 кГц, зеленым при 88.2/96, синим при 176.4/192 и белым при DSD64. Потенциометр для регулировки громкости совмещен с включателем, он достаточно плавный, не тугой, но случайно зацепить его не получится. Разбаланса каналов на любой, даже самой низкой громкости, не наблюдается. В общем, по управлению все просто и логично. 

Девайс с одинаковым успехом может быть как портативом, так и домашним переносным устройством для прослушивания музыки, которое можно бросить в сумку и взять с собой, например, в командировку.
На деле же, размер устройства таков, что я трудно представляю себе, как такое устройство можно носить в кармане. К тому же спереди и сзади находятся разъемы подключений, так же отнимут немного места. Но, наверное, найдутся люди, которые с этой целью закажут сумку на пояс или же разместят бутер в рюкзаке и будут рулить транспортом через смартфон по блютузу. Все-таки 2019 год на дворе. Сам я такой сценарий использования не пробовал, не могу сказать, насколько он эффективен – встречал мнение, что наводки CDM все же ловит.
Таким образом я вижу только один сценарий использования устройства – как транспортабельный стационар.

Звук устройства.

Он оставляет довольно смешанные чувства. С одной стороны я все еще не готов мириться с такого размера бутербродом, с другой – девайс действительно хорош, и даже потрясающ, если оценивать его с точки зрения портатива. И все же учитывая сценарий использования, напрашиваются сравнения со стационаром, где уже не все так однозначно.

CDM характеризуется прекрасным динамическим диапазоном, легким уклоном в макродетальность и музыкальную подачу, выверенным и точным звучанием, богатыми обертонами и тембрами инструментов, их разделением и строением планов.

НЧ имеют хорошую протяжность, количество суббаса точно выверено для создания должной массивности удара, но без перегибов, создающих его неестественность. Количество баса чуть больше чем в “референсе”, но для басхедов его явно будет недостаточно. Впрочем, легкий акцент приятен и сообщает музыке эмоциональность, но не создает каких-либо проблем. Не смотря на плавность звучания, бас имеет достаточную скорость и детальность, хорошо передаются тембры, текстурность и размеры инструментов. Удары хорошо различимы по характеру звукоизвлечения и обладают прекрасной локализацией, они имеют хорошую телесность и несмотря на акцент, достаточно вариативны. Присутствует очень хорошая глубина и разделение планов, создавая пресловутую слоистость. Хорошо слышно партии отдельных инструментов благодаря прекрасной контрастности звучания, с огромным удовольствием можно как наслаждаться целосностью композиции, так и выслушивать затухания отдельных инструментов.

Для СЧ так же характерна плавность и теплота, но отсутствует замыленность, инструменты прекрасно разделяются по характеру и тембрам. Мужской и женский вокал передаются одинаково живо, натурально и убедительно. Впрочем, это касается всех инструментов диапазона. Так же присутствует прекрасная проработка инструментов в глубину – пожалуй, можно сказать, что девайс намеренно акцентирует этот момент, стремясь поразить слушателя.

ВЧ обладают прекрасной детальностью и наполненостью, они хорошо разделены и естественны. Атаки самую малость смягчены, затухания имеют хорошую протяженность, из-за разделения планов порой создается впечатления, что они чуть куцоваты, но на самом деле они просто уходят на второй план. Прекрасная детальность передает мельчайшие нюансы записи и позволяет насладиться её атмосферой.

Сцена обладает достаточно правильной размерностью и очень зависит от записи. Если с ней все в порядке, получим прекрасное строение планов, ширину и глубину, близкую к эталонным в портативе, с поправкой на то, что девайс склонен к целостности – для стационара, впрочем, она тоже не самая худшая, хотя бывают и более прокачанные в этом плане девайсы. Хорошо передается локализация и размерность инструментов, их взаимное положение и взаимодействия, и пустой сцена точно не получается.

Ширина и глубина в зависимости от записи могут быть как компактными, так и достаточно большими, для джаза или живых инструментов она достаточно интимная, порой даже чуть тесновата, но для каких-нибудь масштабных звуковых полотен её ширины вполне достаточно для передачи всей эпичности. 

Присутствует очень хорошая глубина и разделение планов, создавая пресловутую слоистость. Хорошо слышно партии отдельных инструментов благодаря прекрасной контрастности звучания, с огромным удовольствием можно как наслаждаться целосностью композиции, так и выслушивать затухания отдельных инструментов.

Континенталь не забывает об общей звуковой картине, заботливо вплетая в нее каждую нотку, формируя целостный слитный гладкий текучий звук. Он преднамеренно делает небольшое смещение от сухой беспристрастной техничной подачи в сторону естественности и живости звучания, безупречно передавая обертона, тембры и эмоции, пусть и не раскрывает до конца все технические нюансы записи.
Впрочем, встречал информацию, что этот момент, ровно как и фронт атак, очерченность инструментов, передача затуханий и строение сцены могут быть откорректированы подбором ламп, но сам я этого не проверял.

Совместимость.

Как источник CDM средний по шумности – увы, даже на низком усилении он не безмолвен, так что если у вас Андромеда, Солярис или сопоставимые по чувствительности наушники, шум может вас обеспокоить, но признаюсь, меня он не напрягал и не отвлекал от прослушивания. Зато девайс обладает достаточной мощностью для раскрытия практически любых осмысленных в плане чувствительности наушников – к тому же, для них предусмотрен высокий уровень усиления.

Вместо итога:

Звучание CDM в очередной раз показывает, что качественный звук зависит не от цапа или технологии вцелом,  а от его реализации. Если вы ищете верного спутника в поездках или же размер портатива для вас не ограничен карманом и бюджетом, девайс более чем достоин стать вашим спутником, а возможность смены ламп открывает широкое поле для экспериментов по подбору звука, наиболее точно подходящего под ваши личные предпочтения.