До недавнего Солариса времени я не очень-то верил в гибриды. Зачем, ведь и чисто арматурные, и чисто динамические решения пусть и имеют свои проблемы, но современный уровень технического прогресса показывает, что первичен звук, а не технология. Главное – уметь приготовить, так что и среди одних и среди других есть прекрасные образчики высококлассного звука. Но всему в жизни приходит конец. И хорошо, если это предрассудки)

Так или иначе, недавний топ от CA в лице Solaris сумел разбудить интерес к гибридам даже в тех, в ком он, казалось, умер навсегда. Так что и я решил достать из ушей вросшие туда Андромеды или Диту и силой воли отключить их почти прикипевший к источнику кабель, и, расчехлив плеер, устроить встряску.

Во встряске участвуют:

Shozy Pola. Гибриды нового веянья, объединяющие в себе 2 технологии – динамическую и электретную. (Производитель драйвера, а за ним и производители наушников, хвастаются, что электростатическую, но к электростатам в любом случае нужен спецусилитель, а не поляризатор, так что не верю).

Fostex TE-100. Выпущенные в сотрудничестве с самыми FitEar, являют собой так же гибриды, но уже по традиционной схеме – арматура плюс динамический драйвер.

iBasso IT04. На фоне ценников предыдущих моделей могут показаться бедным родственником, но наушники не так просты, как может показаться на первый взгляд, благодаря грамотному тюнингу динамического и трех арматурных драйверов топам от iBasso есть что показать.

Я традиционно пропущу часть про комплектацию наушников и вкратце пройдусь по каждой модельке. Уверен, большинство покупает наушники для того, чтобы иметь наушники, а не множество всякого разного, что может дать или не дать производитель “в нагрузку”.

И да, можно сказать, что некорректно сравнивать наушники с разной схемотехникой и ценой, но, во-первых, цена ни к чему не обязывает, а во-вторых, все они гибриды, и оцениваю я прежде всего звук.

Итак, приступим.

Shozy Pola. Крутой фейсплейт, крупный корпус с дымчастым затемнением – на свет можно рассмотреть внутреннее убранство наушников, но вряд ли кто-то будет так делать. А я там рассмотрел и динамический, и электретный драйвера. Ну во всяком случае я думаю, что рассмотрел. В общем, рай для аудиофилов-вуаеристов. Посадка достаточно неплохая, пусть наушники и далеки от идеала эргономики, большой корпус заметно выступает из ушей, но в остальном посадка комфортна, нигде ничего не мешает и не давит. Стоковый кабель – качественная плотно свитая медь от Null Audio, коннекторы выступающие 0.78, ответные сокеты довольно глубоко утоплены в корпус и становятся на законное место без зазоров.

Что касается звука, наушники однозначно имеют свою подачу, и заключается она в потрясающей слитности, целостности и музыкальности звучания.

НЧ обладают достаточной глубиной и массивностью, они неплохо артикулированы, с контролем так же проблем ожидаемо нет, но текстурность и скорость ослаблены. Это сказывается на скорости атак и очерченности инструментов, но добавляет ударам естественности и массивности.

СЧ обладают хорошей слитностью и эмоциональностью, они прекрасно передают эмоции. Разделение планов не эталонное, но очень неплохое. На ВСЧ присутствует небольшой провал, поэтому некоторые записи могут звучать немного зажато.

ВЧ обладают хорошей изящностью, но местами могут быть чуть тонковатыми с непривычки к обычно раздутому размеру инструментов. Они немного смягчены и самую малость отведены на второй план, так что звучание получается комфортным и не напрягающим. Обратной стороной такого тюнинга является не самая высокая протяжность – впрочем, в 99% случаев ее вполне достаточно.

Сцена средняя по ширине и глубине, её края немного ощутимы, но не создают тотальной зашоренности. Позиционирование инструментов достаточно неплохое, разве что басовая партия иногда немного излишне привлекает внимание, но для портативных наушников акцент на НЧ – скорее необходимость, чем моветон.

Fostex T-100. Чудо чудное, диво дивное, наверное, можно долго гадать, сколько арматурин заложили в наушники FitEar, ведь фрагментальная прозрачность корпуса позволяет рассмотреть только резисторы и динамический драйвер, остальное – тайна, покрытая мраком черного непрозрачного пластика.

Несмотря на довольно крупный размер, наушники унаследовали фитовскую эргономику, и с посадкой каких-либо проблем не возникает вообще. Конечно, они заметно меньше чем Pola, но все равно продуманная эргономика ощущается сразу. В полости прозрачного пластикового звуковода присутствует то ли металлическая трубочка, то ли фильтр такого же плана, как в наушниках Etymotic или Shure, но в отличии от них сам звуковод имеет стандартный внешний диаметр и снабжен зацепкой для фиксации насадки. Фейсплейт изготовлен из непрозрачного черного пластика и обладает фирменным круглым выступом, под ним скрывается коннектор фитовского же стандарта. Кабель в комплекте на вид самый простой, наверняка, производитель прозрачно намекает на его смену.

Звучание наушников музыкальное, эмоциональное и вовлекающее.

НЧ достаточно глубокие и массивные, они имеют небольшой акцент, но качественно с ними все в порядке, хорошая скорость, текстурность и контроль дают о себе знать.

СЧ выразительны и эмоциональны, они звучат открыто и прозрачно, порой даже немного перегибая с напором относительно записи, но достоверно донося заложенные в запись нюансы.

ВЧ лишены арматурной сухости, они имеют хорошую, но не рекордную протяжность, затухания очень неплохие, хотя местами чуть грубоваты, а звучание в целом имеет сглаженный комфортный характер.

Сцена больше средней в ширину и примерно средняя в глубину, она строится от средины но не всегда правильно передает размерность, присутствующую в записи, подавая её чуть масштабнее, чем есть на самом деле.

iBasso IT04 обладают черным глянцевым корпусом, рассмотреть сквозь него я не сумел ничего ни на свет, ни под мощными лучами фонарика. А еще говорят, что графеновый динамический драйвер и три арматурины. Вот и верь на слово. Но наушникам и без того есть что показать. Фейсплейт серого цвета с модной текстурой карбона, довольно небольшой корпус с весьма длинным звуководом и специальным анатомичным выступом, улучшающим надежность посадки (ну, хотя бы в теории), качественные ммсх-коннекторы создают впечатление премиального продукта. В комплекте нетолстый гибридный кабель CB12s, с прямым балансным коннектором 2.5 и переходник на 3.5 с кусочком того же кабеля длинной порядка 5 см. Ммсх-коннекторы обладают металлическими корпусами, кроме того используется вариант с “разрезанным на 4 части” коннектором, они более надежны, чем обычные, защелкиваются мягко, держат надежно. В общем, браво. Не браво разве что звуковод, лишенный какого-либо зацепа для насадки, так что надевать её полагается по самый корпус.

По звуку наушники музыкальные, эмоциональные и вовлекающие. Ну, наверное, как-то так я должен был написать и в этот раз, но нет. Само собой, музыкальность наушникам присуща, да и с передачей эмоций все хорошо, но не все так просто. Итак, по порядку.

НЧ имеют хорошую протяженность, они буквально немного округлы, но почти не теряют текстурности и очерченности, прекрасно донося все нюансы записи. Само собой по натуральности и естественности, как и по динамическому диапазону они малость не дотягиваются до топов, но все равно показывают очень достойный результат. Бас вариативен, где надо, он может обволакивать, а где надо – влупит так, что только держись. Он акцентирован количественно, но при этом соотношение суббаса с остальным диапазоном хорошо выверено и наушники неплохо передают характер инструментов.

СЧ прозрачные, местами чуть тонковаты, и хоть феминистки не будут в восторге от превосходства женского вокала над мужским, последний звучит самую малость менее убедительно, ему чуть-чуть не хватает телесности.

ВЧ в противовес НЧ так же имеют акцент, они достаточно протяжны и почти не имеют смягчения – пусть и не становятся беспощадно резкими и критичными к записи. Таким образом атаки обладают хорошим фронотом, инструменты – очерченностью, а затухания – грубоватостью.

Сцена достаточно широкая, она явно больше средней и не имеет осязаемых границ, но ее глубина не столь выдающаяся, разделение планов дается наушникам неплохо, но переходы между ними слишком резки.

Что касается сравнений.

Pola при самой неудобной посадке и самом большом корпусе обладает самым комфортным из троих моделей звуком, ей хорошо дается весь диапазон, но следует быть аккуратным с плохо записанным вокалом, может звучать немного зажато, ну и нетипичное строение сцены тоже может немного смазать хорошие впечатления. Так же наушники самые тугие из троицы.

Fostex неожиданно для меня показали прекрасный результат, они кроме безупречной посадки и безнадежного кабеля готовы и в огонь, и в воду, и в дэткор, и в джаз, и везде умудряются вывозить эмоции, не падая лицом в грязь, хорошо балансируя на грани микро- и макродетальности (с небольшим уклоном в сторону последней), они менее смягчены и в целом ровнее чем Pola с одной и IT04 с другой стороны.

iBasso при самой низкой цене имеют что ответить и предлагают более драйвовую и развеселую, немного v-образную подачу, но при этом она менее теплая чем у двух остальных героев, с большим уклоном в микродетальность и меньшей смягченностью по всему диапазону, так что с одной стороны наушники предлагают хорошую техничность, но с другой – их естественность и натуральность немного ниже в сравнении с конкурентами. Но само собой производитель это понимает и преднамеренно смещает акценты на сильные стороны наушников.

В итоге выбор, как всегда, вкусовой, и, как всегда, нелегкий. Все три модели очень достойны, и тут уже нужно разбираться, что для вас важно, а чем можно пожертвовать, насколько удобными будут наушники и как споются с вашим источником. Хотите больше веселья и техничности – IT04 к вашим услугам. Больше комфорта – Pola. Более сбалансированную передачу эмоций – Fostex.