ВСТУПЛЕНИЕ

Как вы коротаете время на карантине? Те из вас, кто все-таки сидит дома и носа не кажет за пределы жилища без острой на то необходимости, а не как ваш покорный слуга, шатающийся то тут то там (я не социально безответственный, свинки сами себя не накормят), и по-честному проводящий дома только “выходную” часть карантина. Будь у меня возможность, то свалившееся с неба сокровище в виде тонны времени, когда никто никуда не гонит и тащит, распределил бы поровну между тремя активностями: перечитал скаченные ранее книги, на которые попросту нет времени, переиграл бы в купленные игры на PS4 (карантин все-таки позволил добить дополнения Ведьмака и начать God of War) и, разумеется, слушал бы музыку. Папка “на потом” уже грозила стать той соломинкой, которая должна была сломать спину моему верблюду в виде переполненного жесткого диска.

Дома, как вы уже наверное знаете, я предпочитаю акустику наушникам по понятным причинам: очень немного “ушей” в силах по-настоящему передать ощущение звучания большой системы, стереопанораму и объем, создаваемый добротными напольниками с качественным трактом (как знал – перед карантином сменил комплект кабелей – межблок и силовой – в своей системе, чему несказанно рад). Те модели, которым это по плечу, стоят далеко за пределами моего ППДТ (Психологического Предела Допустимых Трат), плюс к ним нужен жирный усилитель, иначе “кина не будет”.

И тут мы плавно (очень плавно!) подходим к нашему сегодняшнему гостю, ЦАПу с усилителем для наушников Flux Lab Iriy в его ламповой реализации. Вообще, скажу прямо, в хозяйстве полноразмеров не держу, и устройствами для приведение их в действие владею лишь с оговорками: Dacportable не сильно годится под серьезные наушники, а наушниковый выход моего Marantz хоть и довольно мощный, но звучит уж слишком мягко, отчего прекрасная детализация наушников вроде Focal Clear “съедается”, и нет уже той информативности и воздушности диапазона, за которые готов расстаться со столь внушительной суммой. Да и сами полноразмеры слушаю в основном полученные на прослушку и обзор. Такой вот я скряга.

А потому каждый усилитель для наушников, попадающий ко мне для этой вот аудиофильской эссеистики, вызывает неподдельное любопытство и интерес как предмет не приевшийся (да, меня уже порядком разбаловали топами и лимитированными версиями наушников, чего уж там скрывать). Не стал исключением и Ирий (буду его так, фамильярно, звать, лады? Все-таки он наш, роднее как-то).

УПАКОВКА, КОМПЛЕКТАЦИЯ, ДИЗАЙН

Коробка внутри разделена на верхнюю и нижнюю часть. В верхней содержится аксессуары (кабели питания, USB-кабель и стойка для наушников). Ниже, под надежным поролоновым перекрытием, Ирий собственной персоной и блок питания. Он тут выносной, что не может не радовать. Комплектация не поражает воображение, но и не откровенно нищая – стойка для наушников есть, за это спасибо, без сарказма.

Итак, о дизайне. Есть что-то притягательное в простоте, с которой был создан экстерьер Ирия: практически квадратная довольно высокая коробочка радикально черного цвета без единого диода на передней панели. На ней расположены только достаточно массивная ручка регулировки громкости (на ощупь она показалась изготовленной из того же материала, что и корпус усилителя) и 2 разъема для подключения наушников: 6,3мм и XLR. Также на лицевой части присутствует лого производителя. Минимализм и стиль.

Крышка Ирия слегка утоплена вовнутрь образует подобие блюдца (“Блюдца, полного секретов”), сама она не сплошная, примерно треть от площади занимает смотровое окошко в форме эллипса. Оргстекло или поликарбонат – мне неведомо. Окошко также выполняет вентиляционную функцию, обеспечивая теплоотвод – лампа это вам не шутка. Под лампой также есть вентиляционное отверстие, таким образом обеспечивается хорошее “проветривание” усилителя.

Поэтому на отопление комнаты ему не замахнуться. Кстати, о лампе: тут применена лампа премиум класса PSVANE TUBE 12AU7, а сам усилитель относится к категории гибридных. Лампа тут работает в качестве усилителя по напряжению, а дальше наушники кочегарит уже каскад биполярных транзисторов.

На заднем торце все по-богатому: кнопка питания, разъем питания, тумблер (щелк, щелк, щелк – почему так редко встречается такое решение в современной аудиотехнике) переключения входов и блок коммутации: USB и 2 пары RCA, на вход и выход. Ирий, кроме как USB-ЦАП может работать и в качестве чистого усилителя. Конечно, можно пожалеть об отсутствии коаксиального и оптического интерфейсов, но лучше один высококлассный USB-интерфейс, чем россыпь коммутационных возможностей, реализованных на половину. USB Amanero Combo384 – аудиофильское решение, применяемое в брендовых решениях, а также в DIY-сборках.

Немного о цифрах. Усилитель действительно мощный. 1400 мВт на 32 Ом пусть не рекордны, но смогут заставить звучать на полную катушку любые наушники. То, что Ирий не обладает балансной схемой усиления, компенсируется высокой мощностью и звучанием, к которому поди еще докопайся, так он хорош. Но о звуке – дальше. ЦАП поддерживает входящий сигнал до 24/192 в PCM и обладает нативной поддержкой DSD (до 64). Сердцем выступает ЦАП AK4399EQ, но, как показывает опыт, это меньшее, что должно нас с вами интересовать.

ЗВУК

А его здесь вдоволь! Но давайте глубоко вдохнем и постараемся по порядку и спокойно рассказать о том, как все-таки звучит Ирий.

Сразу скажу, что все стереотипные атрибуты лампового звука (“теплота”, мутноватость, сглаженность) – это не про Ирий. Естественность и натуральность – да! Если Chord Hugo 2 местами “цифрил”, то Ирий целиком и полностью передает ощущение натуральности звучания, реалистичности звуковых образов.

Ирий звучит нейтрально, натурально, неподдельно естественно. Ощущение спадов или пиков на АЧХ отсутствует напрочь, каждый инструмент, благодаря этой нейтральности в купе с высокоточной проработкой всего диапазона, раскроется на полную, ограничиваясь лишь тем, насколько качественно он был записан. Да, Ирий чувствителен к качеству записи и особенно хорош на тестовых сборках, где придраться попросту не к чему. Подборки от Marantz унесли меня в мир струнных квартетов и камерных оркестров, в весьма реалистичный мир, построенный на резонансах струн и корпусов из ценных пород древесины.

Сцена. Ирий строит превосходную воображаемую сцену, хотя “строить” – это слишком приземленно, отдает упорным трудом и потом, мозолями и грязью под ногтями. Он ее конструирует. Из музыкальных образов, звуков и послезвучий, которыми наполняется пространство перед нами. Разделение планов – образцовое. Ирий скрупулезно прорабатывает каждый “уровень” сцены, сохраняя воздух и передавая пространство между ними. Эстетика оркестровых записей раскрывается во всем своем завораживающем великолепии.

Низкие частоты очень хороши, это одни из лучших НЧ, определенно, которые мне доводилось слышать. Бас не только максимально глубокий, он еще и быстрый. Только послушайте Violent & Funky от Infectious Grooves, в конце трека такой бласт-бит, что не каждый усилитель его пережует, а Ирий справляется и просит добавки. Динамика и фактура ритм-секции даже в самых сложных записях отрабатывается без упреков и огрех. За счет отличного разрешения Ирий передает мельчайшие нюансы записи, а сам бас прекрасно контролируется и как следствие обладает гармоничными плотностью и ударностью.

На переднем плане пронзительный саксофон Хьюстона Персона, но “задние” планы с клавишными, ударными и контрабасом прорисованы с каллиграфической четкостью. Партия контрабаса ничуть не менее занимательна, чем партии рояля или сакса, Ирий дает не просто услышать каждую ноту, но и почувствовать каждый щипок или удар по рабочему барабану.

Средние частоты невероятно насыщенные (заслуга PSVANE), самый информативный участок исполняется с должной, максимальной, информативностью: точно, прозрачно, каждый звук очерчен и окружен приличным воздухом, послезвучия где-то на полпути в палату мер и весов. Нельзя сказать, что разработчики положили на алтарь техничности и максимального разрешения музыкальность, с вовлекающей силой у Ирия нет проблем. Он – олицетворение гармоничности и находит баланс между высокоточной проработкой атак и затуханий, разделением планов и образов и в то же время музыкальной, цельной интерпретацией.

Отдельно хочу выделить вокал. Будь то бархатный, глубокий вокал “негра преклонных годов” и звонкий переливчатый тенор. Ирий позволяет любому типажу звучать эмоционально и натурально, очень живо передавая всю эту голосовую информацию: придыхания, причмокивания и вздохи, едва слышные, но формирующие дополнительный информационный поток наряду с вокалом и аккомпанементом.

Песня с как никогда актуальным посылом, можно сказать, гимн 2020 года. Баритон Алоэ Блэка уже сам по себе прекрасен, но Ирий – нет, не подкрашивает, уже чего чего, а в стороннем окрасе Ирий не замечен – только служит в качестве инструмента, позволяющего в полной мере оценить и прочувствовать не только техническую сторону вопроса, но и эмоциональную. В плане работы с вокалом это превосходный аппарат.

Высокие частоты держат марку и не уступают в степени своей проработки и детализации низу и середине. Ирий из тех аппаратов, которым удается выдать высочайшую детализацию, не получив в итоге резкий не комфортный звук. За счет естественности атак и затуханий преднамеренного смягчения нет, а есть масса деталей, которые раскрываются перед нами в записи. Послезвучия полнотелы и прекрасно заполняют собою создаваемое пространство – только бы наушники сдюжили с таким количеством информации: планов, звуков, слоев и обертонов.

Мощная текстурированная ритм-секция не оттеняет спектр ВЧ, а служит контрастным фоном, подчеркивающим искристость спектра. Перкуссия показательно тянет затухания. Колокольчики не просто мелкие яркий точки на темном фоне, Ирий передает фактуру звука, самого его звона. Колокольца – отличный тест на микродинамику, послушайте Given Up от Linkin Park, там в начале динамичный колокольчиковый перезвон, артикулированность каждого удара и его послезвучия это то, что вы должны требовать от вашей системы.

О совместимости

Во время теста были задействованы: открытая версия MrSpeakers Aeon flow, Focal Clear и Elegia, CA Andromeda (да, я не опечатался, об этом расскажу дальше).

Aeon имеет очень вкусовую подачу, которая позволяет ему полноценно звучать от недорогих источников вроде Dacportable, поэтому связка с усилителем вроде Ирия не сможет полностью показать возможности усилителя, нужны наушники более прозрачные и светлые, без акцентов, в частности на нижней половине спектра.

Clear с Ирием очень, очень близко подошли по общей звуковой картине к Focal Utopia в связке с Arche, да, практически во всех аспектах 200-тысячная связка наушников и усилителя оставляет позади этот сетап, но эта разница не драматична. Абсолютно. Очень хотел бы оценить связку Ирия с Utopia. Последние оказались крайне капризны и демонстрировали свой норов, храня удручающую меня верность Arche.

Elegia, рассчитанные на полноценное использование с портативом, раскрылись в гораздо более серьезной роли, как комедийный актер, внезапно выдавший эпичный перфоманс в фестивальном кино. Наушники здорово добавили в объемности и проработке планов. Возросла и физическая осязаемость звуковых образов за счет лучшей артикуляции тембральных пропорций.

А вот с Andromeda я сперва вообще слушать не планировал. Но мы легких путей не ищем, и вообще – самый лучший способ понять, на что способен усилитель это послушать его с наушниками, знакомыми вдоль и поперек, а что я знаю лучше Andromeda? Разумеется, есть шум, но мы тоже не погулять вышли, и на тот случай имеем ifi iematch, который режет фоновый шум на корню.

ТАК Andromeda еще не звучала. Ни с одним плеером или портативным усилителем. Campfire создали действительно роскошные наушники с потенциалом, ограничиваемым буквально возможностями портативной техники. Да, слушать суперчувствительные иемы с 1,4-ваттным усилителем это моветон, но, черт возьми, вот он максимум (но это не точно) Andromeda! Буквально в каждом аспекте воспроизведения слышна ненадуманная, вполне себе заметная разница. Ирий позволяет выжать максимум объема и разрешения, при этом это пространство наполняется сонмом деталей, к тому же макродинамика также возрастает вслед за микро.

В домашней стереосистеме

Говоря о совместимости, нельзя обойти вниманием работу Ирия в составе домашней стереосистемы. Я уже экспериментировал с ЦАПом и ламповым предом в лице Continental dual mono, и был без преувеличения впечатлен результатом. Здесь ситуация очень близкая, я получил заметный апгрейд на фоне дежурного ЦАПа Aune x8 (с MUSES01 в качестве выходного ОУ). Подтянулась детализация, особенно на ВЧ, послезвучия приобрели дополнительную четкость, разборчивость и динамику. Возросло ощущение глубины звука, НЧ приобрели дополнительную массу, не излишнюю, а достаточную для того, чтобы звук вырос в том, что касается естественности. Ощущения в целом сравнимые с теми, которые я испытал при подключении к системе упомянутого Arche, за исключением того, что с ЦАПом от Focal заметно расширялась сцена, а с Ирием пространство больше уходило вглубь. Однозначно, Ирий может выполнять функцию ЦАПа для стереосистемы на том же высоком уровне, на котором находится его производительность в качестве ЦАПа и усилителя для наушников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Flux Lab удался наследник Solid One, IRIY Tube демонстрирует все задатки референсного усилителя для наушников топ-класса: ровный неокрашенный звук с отличной динамикой, высочайшим разрешением и естественным звучанием, дополненные объемным, слоистым построением воображаемой сцены. При этом Ирий демонстрирует привлекательную кост-эффективность. Если честно, стань вопрос покупки стационарного усилителя, шорт-лист начинался бы со строчки Flux Lab IRIY Tube.