“There is no dark side in the moon, really. Matter of fact, it’s all dark”

Pink Floyd – Eclipse

ВСТУПЛЕНИЕ

Тот случай, когда заголовок был придуман в шутку до обзора, еще даже до самого знакомства с Dunu Luna, и оказался точен. Да, это он.

Что происходит, когда кто-то врывается в чуждую ему ранее среду, недоступную, но манящую? Особенно, если эта среда – ценовая стратификация на суровом и беспощадном для выскочек и любителей считать ворон рынке топовых наушников? Правильно, его будут судить по всей строгости, предвзято, обсасывая все недочеты и поддавая сомнению достоинства. Так что подойду я к Dunu Luna со всей строгостью.

У Dunu репутация бывалого производителя добротных гибридных и динамических наушников. В том числе для других брендов, насыщающего рынок внутриканальных наушников моделями как бюджетного, так и верхнего среднего ценового диапазона. Наушники Dunu обладают своим характером, технически хороши и предъявить им особо нечего. Но. Сегодня я буду говорить об амбициозной новинке Dunu, вдохновленную 50-летним юбилеем высадки на Луне. Каждый волен сам выбирать источник вдохновения, и тут он оригинален. То ли действительно в Dunu трудятся космические романтики, грезящие освоением соседних небесных тел, то ли кого-то сильно впечатлил фильм “Человек на Луне” с Райаном Гослингом (хотя одноименный байопик про Энди Кауфмана с Джимом Керри достоин внимания ничуть не меньшего). Так или иначе, именно высадке на Луне мы обязаны этой уникальной модели. А она – своим дизайном. Но о первом и втором – дальше.

Если мы ведем речь о верхнем ценовом сегменте рынка IEM-ов, то первыми приходят на ум модели Campfire Audio, Empire Ears, A&K, Rhapsodio, EarSonics, Dita, Noble, JVC, выстрелившие с HA-FW10000. Все эти игроки, а некоторые из них радуют год от года новыми моделями, имеющими всё более сложную акустическую схему.

Немногие сохраняют приверженность старому доброму динамическому драйверу, это прежде всего Dita и JVC. В их полку прибыло, ведь именно на таком типе излучателя решили остановиться инженеры Dunu. Да еще каком. Из бериллия. Точнее, бериллиевой фольги. Если меня не подводит память, кроме Luna, таким материалом излучателя могут похвастаться только полноразмерные топы от Focal – Stellia и Utopia (счастье обозревать которые я имел), и диковинка в наших широтах – Final Audio A8000.

То есть как ни крути, а новинка-то интересная — одни из немногих чисто бериллиевых наушников с оригинальных дизайном и грозящим попасть в Красную книгу аудиофила единственным динамическим излучателем. Шутки про токсичность бериллия оставим там, где им было самое место, – в обзоре Focal’ов.

Чем еще, кроме излучателя, Dunu решили удивить избалованного слушателя, врываясь в новый для себя ценовой сегмент? Пожалуй упаковкой. Об этом также дальше.

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙН

Итак, в чем же технологическая особенность Luna? В недавних обзорах наушников от Empire Ears почти страница текста была посвящена описанию технологий, запатентованных Empire Ears, или лицензированных ими для использования в своих поистине роскошных наушниках. Но когда речь заходит про однодрайверные динамические излучатели, как правило, все сводится к материалу мембраны и конструкции подвеса. Главная задача инженеров в данном случае состоит в обеспечении одновременной легкости и жесткости диафрагмы. А также максимально облегчить конструкцию подвеса, дав возможность динамику “дышать” свободно.

Эту задачу Dunu решили за счет полиуретанового подвеса, а первую – основную – самим материалом излучателя. Бериллий обладает практически идеальными акустическими свойствами (ну мы то с вами знаем, что лучше бумаги нет ничего?). Будучи легким (для сравнения плотность бериллия – 1,85 г/см3, алюминия – 2,7, стали – 7,9) сочетает высокую твердость, упругость и скорость проводимости звука – аж 12,9 км/с, но использовать его повсеместно удовольствие, мягко говоря, недешевое. Например, цена куска бериллиевой фольги (чистота 99%) толщиной 0,005мм порядка 900 евро за кусочек размером 12,5 на 12,5 мм. Интересно, сколько стоили бы колонки с 12-дюймовый вуфером из бериллиевой фольги? С учетом приведенного выше факта, становится интересна толщина мембраны излучателя в Luna и Focal’ах, а также степень чистоты материала.

Материал корпуса также под стать материалу излучателя. Это титановый сплав пятого класса, применяемый в аэрокосмической промышленности (а как иначе с таким-то названием?). Это означает стойкость к царапинам и воздействиям, легкость конструкции и то, что ваши наушники не будут собирать отпечатки пальцев, как акрил или анодированный алюминий. С другой стороны, микрофактура титана станет собирать грязь, и со временем появится желание отполировать корпуса наушников пастой ГОИ. Не повторяйте это дома, я вам не говорил этого делать! Так что Dunu Luna можно слушать даже в открытом космосе. Если это вообще возможно (и в самом деле?).

В дизайне наушников есть нечто луноподобное. Часть с mmcx-коннектором была вынесена отдельно от основной части “тела”. И всё ради правильной круглой формы корпуса. Лицевая часть гладкая, без логотипа, впалая, навевающая аналогии с Луной или иллюминатором космического корабля. На обратной стороне корпуса и его торце расположены компенсационные отверстия и логотип с названием модели.

Это одни из самых маленьких наушников, с которыми доводилось иметь дело последние годы. Они буквально тонут в ушах. Звуковод достаточно короткий, что создало лично для меня некоторые трудности. С одной стороны, его диаметр таков, что моим привычные Spiral Dots не плотно сидели на самом звуководе. Как и ряд других насадок, которым периодически находится применение с тестовыми наушниками, SpinFit с Luna в моем случае не давали плотной посадки даже с размером L. В итоге в кои-то веки пригодились двухфланцевые насадки. Впоследствии они так же были заменены на старые добрые Sony Hybrid. С ними посадка комфортная и достаточно плотная без просадки по НЧ и неприятных ощущений в ушном канале, как с двухфланцевыми насадками. Учтите этот момент. Хоть наушники и маленькие и не создадут проблем при размещении их внутри ушной раковины, подбор насадок может стать задачей, требующей больше времени, нежели обычно. Ну и звукоизоляция у них весьма средняя, если не использовать 2/3-фланцевые варианты.

Luna, как это водится у Dunu, комплектуется кабелем с фирменными quick-switch коннекторами. Это позволяет решить раз и навсегда вопрос коммутации с источниками, имеющими различные типы гнезд. В комплекте съемные джеки на 3,5 мм, а также балансные на 3,5мм, 2,5мм и 4,4мм. Сам же кабель гибридный. Применен монокристалл меди от Furukawa и серебро от Neotech, а поверх – серебряный экран. Имена уважаемые, сомнений в качестве проводника не возникает. Кабель мягкий, а на фоне топового Hulk также от Dunu, легкий и незаметный в повседневности.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

А теперь о том, что производит первое впечатление. Тут Dunu молодцы, у которых есть чему поучиться у товарищам, упомянутых во вступлении. Потому как комплектация наушников за условные ~2 тысячи долларов, как правило, не поражает воображение. Остается надеяться только на ЗВУК самих наушников, которые должны отдуваться за каждый потраченный цент.

Забирая с почты Luna, я решил, что меня разыгрывают и отправили полноразмерные наушники. Ну или транспортировочная упаковка на самом деле на ¾ наполнена пенопластом. Но не тут-то было. Упаковка Luna размером с как от рядовых полноразмерных наушников. Это при том, что по итогу сами Luna оказались просто крохотными. Особенно на фоне Solaris, моих регулярных ИЕМов. Так что же внутри?

Снимая верхнюю часть упаковки, перед нами распускается “бутон”. Буквально. Боковые стенки, высотой в половину самой коробки, раскрываются, полностью открывая взору четыре уровня упаковки, четыре уровня удовольствия. Если у Данте было 9 кругов ада, то у Dunu 4 уровня любопытства. Подобно бриллиантам и драгметаллам на витрине ювелирного бутика, на ложементах аккуратно разложены все те прелести, которыми внешне решили нас порадовать Dunu. Ну что я могу сказать, возбудить аппетит им удалось! “Так что же внутри?”, – опять спросите вы.

Верхний ложемент вмещает только наушники. Под ними металлическая, отполированная до блеска, карточка с названием модели и серийным номером. На втором – смотанный колечком кабель, набор из четырех джеков, 16 пар силиконовых насадок. На третьем – конверт с технической документацией, еще 3 пары Spinfit, кейс для наушников, переходник-ЦАП с type-C на 3,5мм и переходник с type-C на USB A. Серьезно? Кто-то купит наушники за 2к баксов и будет использовать “свисток”?

На четвертом – еще один кейс, на этот раз все по-взрослому, он размером с ридикюль. В нем есть несколько отделений, можно легко спрятать плеер, внешний ЦАП-усилитель, пару кабелей, наушники (и не одни) и жменю карточек micro-SD. В двух коробочках еще пара пенок, переходники на 6,3 и для авиа, щеточка для чистки, зажим для кабеля и ремешок для большого кейса. Фуууух, кажется, ничего не забыл. Дойдя до конца и увидев еще один кейс, я был готов сказать “Горшочек, не вари”. Разве есть комплектация богаче? Можно ли еще чего-то попросить? Можно! Тряпочку для протирки. Как мед, так ложкой.

С одной стороны такие щедроты от производителя очень радуют. Ведь здесь найдется все, что может понадобиться будущему обладателю Luna. Но с другой – за все надо платить, и одному китайскому богу известно, сколько именно “комплектухи” сидит в итоговом ценнике Luna. Это при сегодняшних то ценах на бериллий.

ЗВУК

Какой бы роскошной ни были внешняя презентация Luna, но нас с вами все-таки интересует нечто более высокое – звук. Как я уже говорил, раз уж Dunu замахнулись на столь высокие вершины да еще применили столь ультимативные решения, то будем судить по всей строгости! Все-таки, когда решаешь отдать почти 2 тысячи кровно заработанных долларов за наушники, то на чашечки весов ложатся все блохи и их подковы. Поехали.

На бумаге наушники кажутся очень лёгкими. 16 Ом и 110 дБ – всего лишь, но это на бумаге. По сравнению с Solaris, Luna потребовали увеличить громкость Lotoo paw 6000 на треть. Бериллий сложный материал и требует тока для его укрощения. Хорошо в этом убедился ранее с Focal’ами.

Общая подача у наушников светловатая. Luna делают упор на ВЧ, стараясь быть как можно более прозрачными и информативными в этом диапазоне. Легкий реверанс в сторону теплоты в звучании и общая воздушность придает наушникам свой характер и неповторимый среди конкурентов шарм. Ну, как неповторимый, есть точки соприкосновения, но это отдельная тема.

Сцена

Luna создает приличный объем, строя сцену соразмерно вширь и вглубь. Сцена заметно больше средней. Однако, она более интимная, чем пространная и обезличенная, если говорить о “контакте” с зоной презенса. В частности голосовым диапазоном. Наушники обеспечивают разделение планов при построении сцены вглубь. При этом, того уровня голографичности, который есть у некоторых конкурентов в начальном верхнем сегменте (после Wraith я стал оперировать таким определением “начальный верхний сегмент”), нету. Причиной некоторой нехватки трехмерности, на мой взгляд, лежат в высветленном и “легком” звучании. Особенно на нижнем диапазоне.

Низкие частоты

НЧ обладают отличной скоростью, практически арматурной. Обладая прекрасной динамикой, бас Luna собранный, хорошо читаются партии инструментов в этой области. Низы отлично передают текстуры и справляются с передачей агрессии. Разрешение можно охарактеризовать как уверенно высокое. Но особенность подачи – отчасти характер этого замечания имеет и вкусовую подоплеку – играют с НЧ злую шутку. Бас скоростной, хлесткий, с хорошим ударом, но нехваткой протяженности, веса и глубины. Как гром без раскатов.

Если в центре внимания композиции присутствуют глубокие НЧ, то они прекрасно различимы, проработаны, на поверхности перед слушателем. Но в композициях с более насыщенной аранжировкой, в особенности в басовом регистре, некоторый акцент на мидбасе, нескрываемое подчеркивание ВСЧ и общая легковесность НЧ-диапазона “откусывают” от нашего внимания область самых низких частот. А все та же поджарость НЧ вносит коррективы в тембральную вертикаль. Которая как раз-таки и сказывается на упомянутых проблемах с трехмерностью. В остальном бас хорош, очень хорош, и он уверенно “зайдет” любителям подсушенных хлестких неакцентированных НЧ. Другое дело, металл и различная электронная музыка несколько страдает от такой подачи.

Трек с воистину пулеметными НЧ. Задачка со звездочкой для динамических наушников стала легким испытанием для Luna. Наушники прекрасно справились со скоростным басом, не потеряв ни в информативности, ни в передаче атаки. В данном случае хорошо видны сильные стороны Luna.

Однако, например, на моих любимых My Dying Bride, где ритм позволяет барабанщику между ударами открыть очередную бутылку пива, скорость – ни к чему. Куда важнее масса, дабы передать всю тяжесть тоски этого мира. И ее как раз не хватает, что оставляет некоторое ощущение неполноценности и недосказанности. НЧ скорее вкусовые. Я бы точно не назвал их универсальными, подходящими под любой жанр и любые уши. Слушать, слушать и еще раз слушать, как мог бы говорить Ленин, живи он сейчас и пиши обзоры, а не устраивай революции.

Средние частоты

СЧ музыкальны, выразительны, с легкой патиной теплоты на них. Их нельзя обвинить в нехватки техничности, но этой условной величины там ровно столько, чтобы не утратить в музыкальности. СЧ остаются целостными, слегка выделяя при этом зону верхних средних частот. Несмотря на акцент нижнего регистра на мидбасе, нижние СЧ не форсированы. Этот диапазон скорее отдан на откуп ВСЧ. У наушников в этом диапазоне восхитительная макродинамика. Также они замечательно справляются с передачей микронюансов записи, оправдывая своей детализацией применение столь специфичного материала для мембраны. Выразительность и подчеркнутость атак соседствует с хорошей протяженностью. В целом, СЧ-диапазон насыщен обертонами, хотя и немного уступает многодрайверным гибридам сопоставимого класса.

В стремлении подчеркнуть микроконтрасты, особенно в зоне ВСЧ, ВЧ, Dunu Luna местами переходит грань комфортного звучания. Но с такой проблемой я столкнулся лишь на некоторых записях. В основном это касалось духовых, если они на авансцене, а в остальном середина радовала. В особенности на записях акустических инструментов, вообще акустика – это конек Luna. Похожая ситуация была с Utopia, но они потрясающе звучали везде, если качество записи соответствовало уровню наушников.

Что касается передачи вокала, то тут стоит отметить замечательную работу Dunu Luna с женским вокалом. Мужские высокие голоса временами получали некоторую добавочную долю энергии, делавшую их прослушивание менее комфортным. В основном это касалось записей инди-рока 2000-2010-х. I want you Марвина Гэя звучит с Luna как ему должно – то есть восхитительно.

Что может послужить лучшей иллюстрацией для наушников, превосходно отыгрывающим акустические жанры, чем акустический Эрик Клэптон? Luna здорово передает характер акустических инструментов, реверберации корпусов и резонанс струн, создавая очень реалистичную картину. Вообще Luna очень живо и ярко передает инструменты, звучание которых “замешано” на металлах: струнные, духовые, перкуссии. Совпадение? Не думаю. Совпадение в резонансах с материалом мембраны? Интересная тема для исследований.

Высокие частоты

Luna обладает выразительными акцентированными высокими частотами с насыщенными обертонами. Такие понравятся любителям выслушивать тарелочки в плотных гитарных запилах современного прогрессив-металла. Высокие не скрывают своего доминирования, они хороши, и занимают свое центральное место по праву. Местами это доминирование переходит в стадию навязчивости, но не доходя до стадии преследования и судебных запретов (то есть не так, как с моей бывшей). ВЧ искристые и игристые, как хорошее шампанское, если им чего и не хватает, то… более массивных НЧ, своей поддержкой делающих более сбалансированными и уравновешенными эти самые игристо-искристые ВЧ.

В финальной части легендарной композиции даже на фоне гитарного соло Гилмора и акцентированных ВСЧ самих наушников, перкуссии Мейсона не утопают в бурных волнах гитарного саунда Маэстро и звучат уверенно и очерченно. Сам же трек достаточно насыщен обертонами и звучит масштабно. Pink Floyd всегда умело использовали работу с пространством в своих записях, что и удается показать Dunu Luna.

ПРО ДЕНЬГИ И МУКИ ВЫБОРА

Обычно вопрос стоимости остается у меня на вторых-третьих планах, но в данном случае решил его вывести в мини-раздел. Тратя внушительную сумму на наушники, мы хотим получить от них максимум. Максиму звука, а не коллекцию чехлов и ЦАП в подарок. Не, ну серьезно? После недели с Luna я так и не смог представить человека, который, покупая эти или подобные наушники, станет пользоваться устройством вроде type-c ЦАПа. А потому следует хотя бы бегло пройтись по конкурентам, внутриканальным наушникам за 40-60 тысяч в нашей рознице. Сосредоточусь лишь на моделях, которые я слышал.

Campfire Audio Solaris/Solaris SE

Более массивный бас, не уступающий в проработке, а также более интересная и вовлекающая подача. В то же время обладают большим уровнем техничности без ущерба комфортабельности при длительном прослушивании. Великолепная голографичность.

Campfire Audio Solstice

Более глубокий бас, абсолютно линейный с великолепным разрешением, лучшая проработка обертонов. Одна из лучших в принципе. При этом количественно ВЧ меньше, чем в Luna. Это делает наушники невероятно комфортными не только по части посадки, но и по части длительности сессий.

Empire Ears Legend X

Великолепный во всех отношениях бас, восхитительная проработка ВЧ и работа с обертонами в принципе. Luna более нейтральна, и средние частоты выдвинуты на фоне Легенд чуть вперед. Подача разная, вопрос больше вкусовой, конечно.

Dita Dream

Максимально похожи на Dunu Luna (потому что тоже однодрайверные динамы?), только превосходят Luna в детализации и обладают невероятным объемом. Хотелось бы более подробно остановиться на сравнении с Dream, но слушал их довольно давно, в отличие от остальных упомянутых моделей.

Campfire Audio Andromeda Gold

По сравнению с Dunu Luna и всеми остальными моделями из этих абзацев имеет наиболее массивные и акцентированные НЧ. Настолько, что даже несмотря на великолепные ВЧ, одни из лучших в принципе, и роскошную техничную середину, я предпочел Solaris SE, даже несмотря на более удобные для повседневной эксплуатации корпуса Gold’ов. Опять таки: вопрос сугубо вкусовой, технически Andromeda Gold интереснее, но вот подача специфична.

Empire Ears Valkyrie

Тут мы пытаемся сравнить мягкое с тёплым, настолько эти наушники не похожи друг на друга. Это как сравнивать колбасу и мороженое. Вкусно и то, и то, но по-своему. Возьмите Legend X и умножьте в два раза то, что там написано про бас.

Модели Noble Audio, Jerry Harvey, JVC, а также CA Equinox приводить не буду по причине моего с ними непересечения. Но так вышло, что с одной стороны лично для меня Dunu Luna по различным критериям уступает конкурентам из своего ценового сегмента, но в то же время Dunu Luna обладает своим звучанием, характером, не похожим почти ни на кого из моего шорт-листа. Уверен, что их подача придется по вкусу разношерстной аудитории аудиофилов. Несмотря на то, что ее сложно назвать “массовой”. Разумеется, с поправкой на сегмент хай-энд, никто на лавры Beats не претендует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот такие неоднозначные вышли наушники Dunu Luna. Если судить сугубо по звуку, комплектации и внешнему виду, то они однозначно удались. Dunu подарили еще одну интересную модель, которая заставит аудиофилов поломать голову, на что потратить деньги. Однако, если как раз считать деньги, то Dunu Luna из чего-то “ультимативного” может предложить только комплектацию. Опять же, с поправкой на вкусовые предпочтения, кривизну слуха автора и неидеальность источника. На истину в последней инстанции, как всегда, не претендую.