ВСТУПЛЕНИЕ

Проведение всесильно. Даже марширующая по миру вторая волна пандемии не в силах стать преградой между мной, старым фанатом Campfire Audio, и их новинкой – переосмыслением гибридов Dorado версии 2020 года. Уж год так год выдался, так пусть хоть что-то в нем останется положительное, к примеру, наушники от портлендецев.

Вообще с CA меня связывает долгая и насыщенная история, так что обойти вниманием римейки Dorado и Vega я попросту не мог себе позволить, особенно с учетом того, что оригинальные модели произвели на меня, мягко говоря, двоякое впечатление. Поэтому “ремастер” 2020 года лично для меня это попытка реабилитации бренда в моих глазах, ведь во время своего медового месяца с Andromeda v1 я не смог оценить столь же высоко новинки в виде Dorado и Vega. И что было тому виной – истинное понимание возможностей наушников, просто несовпадение моих вкусовых предпочтений с “почерком” наушников или то затуманиванием рассудка, которое несла с собой моя “зеленая фея” – одному Богу известно. Поэтому даем шанс гибридам и динамам от СА попытать счастья со мной снова. Тем более арматурные Andromeda уже достаточно долго радуют нового владельца в то время, как я наслаждаюсь другими гибридами от СА – великолепными Solaris SE.

ЧТО НОВОГО

Что коренным образом отличает модели 2020 и 2016 годов? Или это по сути те же наушники, только с более премиальным керамическим телом и возросшим на 100$ ценником? Отличий на самом деле куда больше, чем материал и цена, и самое главное заключается в звуке.

Оригинальные Dorado были классическими на тот момент трехдрайверными гибридами, в которых за НЧ отвечал не самый крупный на тот момент 8,5мм динамический драйвер с диафрагмой, покрытой бериллием (да, детка!), а в диапазоне средних и высоких частот усердно трудились два излучателя со сбалансированным якорем, которым помогала проприетарная акустическая камера T.A.E.C. И пусть скромный размер НЧ-динамика не вводит вас в заблуждение! Этот 8,5мм драйвер мог промассировать ваши перепонки вплоть до простаты. Собственно, это была едва ли не самая моя главная претензия к наушникам – огромный, очень динамический по своей сути, бас. Но вернемся к этому позже. В общем оригинальные Dorado были классическими гибридами: очень басовитые и с не покидающим вас ощущением стыка драйверов.

В свою очередь наушники предлагали (вместе с Vega, они тогда тоже вышли тандемом) новую форму корпуса, более эргономичную, по сравнению с Andromeda/Jupiter, что очень положительно приняла публика, так как нередко старые угловатые корпуса вызывали проблемы с посадкой.

Campfire Dorado 2020 года изменилась сильно: вместо алюминия в качестве материала корпуса выбор пал на керамику, изменился размер динамического излучателя и его материал, а также переработали акустическую структуру самих излучателей.

С керамикой CA уже пытались работать ранее. Первой ласточкой стала модель Lyra, но первый блин, как известно, достается маленьким мифическим мишкам, комам. Поэтому из-за проблем с корпусом тираж наушников был отозван производителем, хотя, судя по отзывам в Сети, звук их был интересен. Керамика – очень требовательный к качеству обработки и стабилизации материал. С одной стороны он является очень плотным, что прекрасно вяжется с акустическими требованиями. Он позволяет создавать акустические камеры, исключающие резонансы и позволяющие работать с высокопроизводительными динамическими излучателями. С другой – при своей несокрушимости в противостоянии с царапинами, керамика остается материалом хрупким. Что и стало криптонитом оригинальных Lyra.

керамический корпус наушников

СА заявили про усовершенствованную обработку и стабилизацию керамики для корпусов новых наушников, а также про более придирчивый контроль качества. СА не производят впечатление людей, наступающих дважды на одни и те же грабли.

Также была изменена форма носика и материал. На смену полимеру пришла латунь, а новая форма немного избирательна к выбору насадок. По правде говоря, нормальной посадки и фиксации самой насадки я смог добиться только со SpinFit, которые не жалую в любом другом случае.

Вторым главным изменением стал пересмотр компоновки излучателей. Если в оригинальных Dorado за НЧ отвечал 8,5мм драйвер с бериллиевым напылением на диафрагме (что позволяло повысить твердость, не слишком увеличив ее вес), то в новой версии ему на смену пришел уже привычный нам по вышедшим после классических Dorado и Vega моделям 10-миллиметровый излучатель с диафрагмой из ADLC, что расшифровывается понятным языком как аморфное алмазоподобное покрытие. Проще говоря, высокопрочное однородное углеродисто соединение, традиционно легкое для углерода и высокопрочное (буквально, “diamond like”). В работе ему помогает как высокопроизводительный редкоземельный магнит, так и сам корпус, являющийся по сути акустической камерой, гасящей резонанс, для НЧ/СЧ-драйвера. Драйвер себя прекрасно зарекомендовал как в однодрайверных динамических наушниках, так и в других гибридах.

латунный носик наушников dorado 2020

Причем, в новой модели динамический излучатель уже отвечает за более широкий диапазон – зону низких и средних частот – что усиливает когерентность звучания модели и улучшает переходные характеристики баса.

Единственная арматура в Dorado 2020 отводится для отработки высоких частот, что должно добавить диапазону выразительности, очерченности и не обрезать при этом послезвучия. Вот такая вышла модель 2020 года: с новым динамическим излучателем и материалом корпуса, потерявшая по ходу своей эволюции один драйвер. Насколько это сказалось на общем звучании? Сказалось, и еще как. Но об этом тоже – дальше.

УПАКОВКА

Каждый новый “сезон” выпуска новинок у СА ознаменовывается сменой дизайна, а иногда и формы упаковки. Если честно, мне больше всего по душе были оригинальные маленькие коробочки, таких у меня было три: Orion, Jupiter, Andromeda v1.

коробки наушников campfire audio orion dorado 2020 vega 2020

Одна, от Орионов, есть до сих пор, как и сами наушники. На этот раз упаковка такая же по форме, как и у последних моделей, сам ее дизайн цветовой гаммой отсылает нас к новинкам этого года – Ara, Andromeda 2020 и Solaris 2020 – но формой все-таки она самобытна. Если первая партия новинок этого года уходила в цветочную тематику, то Dorado получила геометрическую направленность узора.

Как всегда, у СА получилась стильная упаковка. По части дизайна и полиграфии с ними конкурировать мало кто может. Если большинство производителей разрабатывает упаковку с точки зрения стиля и дизайна, то СА вкладывает в это нечто большее, связывая технологичность разработки высококлассных IEM с Музыкой как искусством. Важно не забывать об этом в потоке ТТХ и технологий, форматов и алгоритмов.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

Комплектация СА может удивить разве что чехлом. Он снова другой. Форма такая же, как у моделей 2020 года, но производитель отдельно подчеркнул, что сделан он из переработанного океанического пластика (а могли не положить вовсе, взяв на вооружение подход купертиновцев) и выполнен в нежно-коричневом, рыжем, цвете. Может быть, этот цвет официально носит другое имя, но назовем его так.

чехол для наушников  ca dorado 2020

Также в комплекте два мешочка для раздельного хранения наушников, 3 комплекта насадок, в том числе Final Audio, тут ничего нового, щеточка для чистки, документация, кабель Smoky Litz и, разумеется, пин СА. Уж что что, а эта деталь остается неизменной. Сам удивляюсь, как до сих пор не обзавелся фирменным кемпфаеровским регланом, который по-хорошему я должен был бы обвешать иконостасом кемповских пинов.

Кабель хорошо знаком просвещенной аудитории, поэтому много о нем говорить я не буду. Он очень удобен, недурен по звуку, но, как показывает мой опыт, наушники от СА всегда выигрывают от смены кабеля на более высококлассный.

комплектный кабель дорадо 2020

Я в последнее время перешел на серебро от Whiplash, получив заметный прирост по сравнению со стоком или топовой медью от Dunu. Но стоковый кабель вас точно не разочарует и не заставит сразу же готовить несколько сотен долларов на проводник.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА

Как я уже говорил, форма наушников по своей сути не претерпела изменений. Керамический корпус прекрасен, наушники увесистые (но не чрезмерно) и приятны тактильно. Внешне черная керамика выглядит роскошно.

Форма звуковода заставила использовать насадки SpinFit, которые недолюбливая из-за узкого звуковода. Но с ними получается наиболее комфортная посадка при плотной фиксации насадки на звуководе. Длина звуковода достаточная для хорошей звукоизоляции, сами же наушники прекрасно располагаются в ушной раковине и не создадут сложностей с посадкой преимущественному большинству слушателей. Главное – выбор насадок и размещение их в ушном канале. Керамика может быть не очень приятна во время использования при низких температур, поэтому перед тем, как разместить наушники у себя в ушах, подержите их немного в руках, чтобы согреть.

ЗВУК

В качестве вступления вспомним, как звучала оригинальная модель наушников. Прежде всего в уши бросался БАС. НЧ в оригинальных Dorado было без преувеличения много, НЧ-филы, если им нравится чисто динамический бас (бывает динамический бас подсушенный с характерной хлесткостью арматуры), получали массу удовольствия от модели. Увы, я, арматурщик и любитель более сбалансированных НЧ в принципе, не получил того самого удовольствия: во-первых, как на мой слух баса было действительно с избытком, он был массивен, недостаточно быстр (ну как же, Andromeda сломала же мой мозг), он обволакивал и засасывал пространство и звуки в нем, так, что терялась нижняя середина и зона презенса, при этом ощутимо резкие ВЧ были чрезмерно контрастными и едва ли комфортными.

Это было сугубо мое впечатление, не претендующее на истину в последней инстанции, но для меня эти наушники надолго стали символом моей несовместимости с гибридами, даже выпущенными под маркой СА. Но время идет и все меняется.

Campfire Audio Dorado 2020

Общая подача у наушников склоняется в сторону нейтральности, но нейтральности – музыкальной. Это такая скрытая V-шечка, когда середина не отводится на второй план, но НЧ и ВЧ насыщенные, выразительные и великолепно очерчены. НЧ и СЧ подаются с теплотой, а ВЧ на грани фола, но в общем и целом их можно (и нужно) слушать часами. Наушники обладают умеренной слитностью в отработке образов и хорошим уровнем передачи их объема и окружающего их пространства.

СЦЕНА

Она шире средней, строится отличная стереопанорама, заметно выходящая за пределы черепа, что здорово сказывается на передачи нижнего регистра, массивного и энергичного, которому в противном случае было бы попросту тесно в столь зажатом пространстве. Разделение планов реализовано превосходно, мы имеем дело с хорошо эшелонированной “взрослой” сценой. Сейчас найти наушники, плохо работающие с психоакустическим восприятием воображаемой сцены в сегменте свыше 300$, довольно сложно. Dorado 2020 же в этом аспекте звучат “на все деньги”.

На фейсплейтах наушников есть компенсаицонные отверстия, помогающие в работе высокопроизводительного НЧ/СЧ-драйвера. Если его перекрыть, сцена заметно сужается, как это бывает с открытыми полноразмерными наушниками, а сцена теряет ширину, и НЧ уже “давят” массой в рамках уменьшенного пространства. Акустически инженеры очень грамотно проработали параметры корпуса, использовав возможности физических свойств материала.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Бас Dorado 2020 сочетает в себе как сугубо динамический характер, так и некоторые признаки арматуры. Что касается последнего, то он сохраняет замечательную хлесткость, где это нужно, и очень здорово передает хлопки и удары, но при этом обладает отменной массивностью, плотностью, которую не всегда может передать целый набор арматурных излучателей, трудящихся во благо НЧ. Бас здорово подчеркивается и выделяется на общей музыкальной палитре. Но без пересола, мне как человеку чувствительному в принципе к НЧ, такая подача с точки зрения музыкальности и вовлекающей составляющей видится не просто приемлемой, а привлекательной.

НЧ подаются с теплым окрасом. Бас хорош по скоростным качествам, разрешением, если и уступает топовым арматурным решениям, то лишь самую малость. НЧ великолепно передают макродинамику, очень грамотно обеспечивают баланс между скоростью атак и продолжительностью затуханий, что в купе с присущей динамическому драйверу массивностью и плотностью, обеспечивает образцово музыкальную тембральную вертикаль. Образы соразмерны и складываются друг с другом, словно детали Lego.

Средний бас немного подчеркнут, наделен дополнительной энергетикой и слоем, наложен на осязаемые и фактурные суб-басы, которые в этих наушниках не для галочки. Бас у Dorado 2020 прекрасно подходит и для живых инструментов, и для синтезированных звуков, великолепно передавая запредельную глубину электронных записей и вариативность тембров инструментальной музыки.

Великолепная блюзовая композиция Джеффа Бека, на авансцене которой гитара Бека, но характерная подача Campfire Dorado 2020 придает партии баса собственный шарм. Помимо выразительности баса, технически инструмент воспроизведен в лучших традициях арматурных драйверов в плане проработки фактуры и рельефа, но с неизменно динамическим характером: бас “дышит”, дает ощущение движения воздуха и колебания струн.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Середина максимально когерентна – по понятным причинам – с низами. Еще раз подчеркну отличные переходные характеристики низких частот: нижняя середина наслаивается на мид, образуя конгломерат без утраты идентичности и разборчивости в диапазоне.

СЧ, поданные с теплотой, текстурные, едва заметно отодвинуты назад, но это происходит не банальным приглушением диапазона, а за счет великолепно переданной массивности басового регистра и старательно подчеркнутой выразительности в верхнем регистре. СЧ прозрачны, нет ощущения истонченности или остаточности на фоне монументального низа. У СЧ прекрасно соблюден баланс между акцентами в микро и макро.

Отдельно похвалю вокал. Многим наушникам с дополнительно обозначенным присутствием низких и высоких частот нередко не хватает выразительности и того самого присутствия в вокальном диапазоне. Это не тот случай, вокал замечательно выделяется в общем течении середины. Голоса, будь то бархатный мужской баритон или классическое женское сопрано, звучат убедительно, естественно с великолепно переданным тембром, а также нарочито эмоционально.

СЧ всеядны, отлично себя показывают как с классической оркестровой музыкой издания Deutsche Grammophon, так и с последним альбомом Tool, и здорово выигрывают от качественных фонограмм. Чувствительность к качеству записи у Campfire Dorado 2020 я бы оценил как выше средней.

А вот волынки в моих обзорах еще не было. Но это было неотвратимо. Знаю, что в моей крови есть доли немецкой и итальянской, но, уверен, там наверняка нашлось место и шотландской, зная как я реагирую на звуки волынки. Волынка выразительна, ее тембр передан очень естественно, с характерной инструменту тембральной окраской. Массивные виолончели не оттеняют, а скорее добавляют трехмерности образам, создаваемыми волынкой, придавая ландшафтности общей звуковой картине.

ВЫСОКИЕ ЧАСТОТЫ

Высокие – на грани. Они все еще располагают слушателя на долгие сессии, но критичны к качеству фонограммы. Этим наушникам следует скармливать только качественные ВЧ. Они, еще раз повторюсь, подчеркнуто выразительные, в них чувствуется энергия, они буквально передают каждый мВт, полученный от усилителя вашего источника. Замечательно отрабатывают атаки, образуя гармоничный переход между ВСЧ-ВЧ. Вся техничность подачи наушников сконцентрирована в этом диапазоне.

ВЧ у Campfire Dorado 2020 слоисты настолько, насколько это возможно при однодрайверной схеме отработки ВЧ-диапазона. Область высоких информативна и в этом стремится к максимуму, наушники нескрываемо делают ставку в зоне верхних частот на микродинамику. Масса нот все еще находится в зоне допустимости, это, конечно, не такие “жирные” ВЧ, как у Solaris или их лимитированной версии, но тембр передается натурально и, где надо, завораживающе. Композиции, насыщенные высокими частотами, Campfire Dorado 2020 заставит сиять.

Наушники прекрасны в своей точности, весь подкрас лежит в плоскости энергичности и отработки микродеталей. Любителям сильно подкрашенных ВЧ с неестественно протяжными затуханиями Dorado могут показаться пресноватыми. Но ценителям сбалансированных натуральных, но подчеркнутых ВЧ, Dorado 2020 должны прийтись по вкусу, чего сложно было сказать про оригинальную модель.

Очень грязно записанный блюз-рок, звучащий почти на грани с гаражным панком. На фоне бас-бочки и “грязной” и перегруженной гитары Ауэрбаха тарелочки звучат непринужденно и воздушно, будто не из этого мира засаленных роб, бочек из-под масла и изношенных шин. Перкуссия всю композицию звучит на втором-третьем плане, но от этого не менее разборчива и великолепно читается, придавая осмысленности происходящему на воображаемой сцене. Не взыщите, я люблю The Black Keys, это едва ли не самая анти-аудиофильская группа в числе моих любимых. Тут ВЧ хорошо демонстрируют работу Campfire Dorado 2020 по части балансировки микро- и макросоставляющих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Dorado 2020 – это эволюция или революция? Скорее, первое. Да, СА явно переосмыслили свои гибриды, при этом существенно изменив начинку корпуса, который теперь выполнен из премиальной керамики. Но важно другое – звук этих гибридов уже не назовешь типичным гибридным середины 10-х, это образец, претендующий на статус эталонного, гибридного звука 2020-го года. Всего два излучателя – а СА всегда доказывали, что количество излучателей не значит ровным счетом ничего – и можно добиться успеха. Разумеется, с поправкой на цену.

А она подросла, сравнительно оригинальной модели. Оправданно? Уверенное да. Вы уже поняли, что наушники мне понравились. Да, они уступают в разрешении Solaris, но без такого прецизионного фона – звучат с претензией на топ в своем классе.

На стороне Dorado 2020 прекрасное звучание, премиальные материалы и удачная эргономика. С поправкой на выбор насадок, разумеется. Если вам подходит один из трех размеров фирменных кемпфаеровских насадок (мне большие велики, а средние – наоборот – малы), это был бы прекрасный вариант и с точки зрения комфорта, и с точки зрения тональной нейтральности.