Подходя к анализу современного рынка аудио, трудно быть хладнокровным. Ну ладно АК, они всегда делали то же, что и Фиио, только втридорога. Ну ладно Lotoo – там хайенд в лице LPG, его вон даже с иконой сравнивают – с 801-ым мужиком. Но Cayin! Их что там, доктор Фанг покусал?! Ну куда они лезут!..

Так, а теперь закончили истерику и начали обзор нормально.

Мир современного аудио давно и уверенно перешагнул отметку в $1000, оставив в прошлом не только возгласы “300$ за плеер, да они напрочь с головой не дружат!”, но и тот самый ценник в $1000 как уровень топа – теперь это цена среднего сегмента. И заслуга в этом нескольких компаний. Astell&Kern, которые всегда жгли ценником еретиков, не понимающих их звук; не так давно появившаяся на свет Lotoo, за плечами которой не только многолетний опыт в Nagra; а также фанатичные и уже не менее опытные китайцы из Cayin. Если посмотреть на их портфолио, оказывается, что у них так же богатый опыт со стационарной техникой, там и гибридные, и ламповые решения, да и в портативе они не новички, но раньше их плееры и не стоили денег, которые просят за нынешний топ.

Итак, перед нами 3 короля современного портатива. Даже 3 туза. Astell&Kern Ultima SP1000, Lotoo Paw Gold Touch и Cayin N8. Насколько оправдана их цена? Правда ли, что всё, что выше (вписать сумму)$ звучит одинаково, отличия только вкусовые? Стоит ли мириться с неидеальной эргономикой?

Обо всем этом и даже немного больше я рассказывать не буду. Я больше о звуке и чуть-чуть об эргономике.

Cayin N8

Менее всего продуман Cayin. Два болтающихся колесика, верхнее отвечает за регулировку громкости и включение/блокировку устройства, оно не очень удобное и лишено рифления, практически гладкое; нижнее решили сделать вместо традиционных трех кнопок управления воспроизведением – вверх – предыдущий, вниз – следующий, нажатие – плей/пауза. Вроде и все логично, но на деле не очень удобно. Помнится, у N6-2 с этим было заметно получше. Кроме того, по дизайну и эргономике плеер однозначно заточен под правую руку, пользоваться им левой неудобно – но тут дается знать еще и размер устройства.

ОС для Cayin N8 как и в других их плееров от Hiby. Своими некоторым деталями прошивка очень напоминает Андроид, прикрытый кастомной оболочкой. Кроме того, она тоже далека от идеала. Случайные нажатия, передергивание всего интерфейса в процессе пользования периодически напоминает, кто тут аудиофил, и что он должен страдать, при чем не только материально. Впрочем, с обновлениями эти баги вроде бы потихоньку убрали. Что не может не радовать. Также девайс снабжен массой выходов для всевозможных подключений ко внешнему миру – например есть цифровой выход I2s (mini HDMI) – стационарщики поймут о чем речь. Лично его работоспособность не проверял, но, думаю, тут проблем не будет.

Звук

По звуку плеер получился весьма неплохим. Для “обычного” режима характерна драйвовая подача, при этом плеер не опускает технических деталей записи, но подчеркивает эмоции, добавляя драйва по всем фронтам, что порой оказывается не очень уместно. При этом нет речи о каких-нибудь передёргиваниях АЧХ или акцентах – нет, просто музыка подается с неким надрывом. Плеер преднамеренно подает некоторые моменты чуть-чуть острее и очерченее. Для тех, кому такое не по душе, есть ламповый режим. Он смягчает подачу, делая её чуть более расслабленной, целостной и слитной.

Сцена больше среднего по ширине и глубине, с прекрасным разделением планов и позиционированием инструментов.

Критичность к записи – максимальна. К наушникам – индифферентен. Можно подключить хоть вагон – потянет. Но с чувствительными наушниками будет производить аудиофильский шум.

LPGT

В дизайне заметна тщательная работа как над обликом, так и над эргономикой. И пусть плеер не эталон безрамочности, дисплей в нем побольше такового у N8, при этом качество точно не хуже. Плеер оборудован балансным выходом 4.4, а так же небалансным 3.5. У обоих плееров есть балансный и небалансный линейный выходы. Для карты памяти предусмотрен огромный отсек на нижней грани – предлагается использовать полноформатную SD карточку. Впрочем, через переходник с работой MicroSD проблем так же не обнаружено. Плеер так же работает на собственной ОС, о чем свидетельствует логотип на задней панели, при чем внимание к деталям как в прошивке, так и в исполнении корпуса плеера достойно топа. Нигде ничего не болтается, все работает плавно, четко и быстро, как того и ожидаешь от флагмана.

Звук

По звуку плеер поражает. Ему прекрасно дается отработка всего диапазона, при этом он едва заметно акцентирует область ВСЧ, так что вокал (как мужской, так и женский) обретает прекрасную выразительность. В остальном же подача плеера потрясающе реалистична и натуральна. Если слушая что-то попроще прекрасно слышно, что вот, играет гитара, то слушая ту же запись на LPGT гитара становится почти осязаемой, кажется, стоит оторваться от дисплея и посмотреть перед собой, и увидишь того самого гитариста. При этом плеер преднамеренно чуть-чуть жертвует техничностью записи, делая легкий акцент в более мягкое звучание, что добавляет записям непринужденности и изящности, делая их одухотворенными. Так, НЧ имеют достаточно массивности, где нужно, плеер лупит, не сомневаясь. ВЧ же благодаря такой подаче получаются телесными, слегка смягченными и комфортными, но без утраты натуральности.

Сцена не просто больше среднего в ширину и глубину, ее размеры близки к максимально возможным. Размерность в ширину чуть больше. Инструменты обладают прекрасной реалистичностью, правильной размерностью и позиционированием, хотя порой им самую малость недостает очерченности.

По качеству записи критичность максимальна, а наушникам почти индифферентен – чувствительные наушники почти не шумят, тяжелые почти раскачиваются – само собой, кесарю кесарево, портативу портативово, но плеер отнюдь не “слабак”.

Astell&Kern Ultima SP1000

Ультимативное устройство должно быть таковым во всем, и АК сполна это реализовали. Прекрасный большой дисплей, традиционно хорошее быстрое и стабильное ПО, традиционный для компании угловатый дизайн – топ АК заметен во всем. Не заметен он разве что в колесике, но, похоже, это фишка Астеллов – немного люфтящее колесико громкости. Не люфтило оно на моей памяти только у Нормы – может быть, там получилось случайно. Тут же оно используется так же и в качестве кнопки включения-выключения устройства, оно же блокирует и разблокирует экран. Кроме того, на него нанесены удобные грани, оно достаточно тугое, чтобы уберечь от случайных срабатываний как на поворот, так и на нажатие. В общем, в остальном и сказать нечего – прекрасно в этом плеере все, кроме, разве что, размера, веса и цены. Но так у всех.

Звук

Что же касается звука, то тут есть один момент. Плеер концентрируется на эмоции, заложенной в запись, а не только отыгрывает то, что записано. Таким образом музыка получается максимально близкой к тому, что есть в записи, но лишенной беспощадной безжизненности и отстраненности. Помогают в этом плееру фирменные СЧ. Они как всегда переливчатые и текучие, мягкие и живые, но чуть-чуть слащавы. В остальном – безупречная техничность, естественность и контроль как на НЧ, так и на ВЧ.

Сцена сильно больше средней как в ширину, так и глубину, прекрасная локализация и размерность инструментов, они естественны, хорошо взаимодействуют друг с другом, между ними достаточно воздуха.

Критичность к записи максимальна, к наушникам плеер внимателен. Он не будет работать с тяжелыми моделями, плеер создавался не за этим, но с иэмами проблем нету – кроме того момента, что некоторые модели могут плохо согласоваться с плеером из-за его ненулевого выходного импенданса.

Пройдемся по сравнениям

По мощности выхлопа и наличии выходов уверенно лидирует N8, но учитывая его немного проблематичный интерфейс, вряд ли это будет решающим фактором. По размерам, полагаю, будет адекватно сравнить плееры с iBasso DX200 – многие его видели и его размер часто оказывается той самой здравой гранью портативного плеера.

По компактности лидирует Lotoo – приблизительно при той же толщине он меньше по фронтальной проекции, так что носить плеер в кармане удобно. Ultima при схожем фронтальном размере (она буквально чуть-чуть шире) почти вполовину тоньше 200ки, что так же способствует комфортному размещению плеера в кармане – она почти как современные телефоны, только чуть (ну как чуть – раза в 2-3) толще. Замыкает тройку N8. По фронтальной проекции плеер буквально чуть-чуть больше, но и толще, чем девайс от iBasso. Таким образом, носить его в кармане неудобнее всего.

По размеру экрана и удобству ПО лидирует Ультима, потом Тач (по удобству он уверенно делит с SP1000 первое место) и N8 опять в самом конце. Что же касается эргономики – лучше всего Тач, потом Ультима, и Каин со своими колесами все равно в самом конце.

Но что же по звуку? Каин тут предстает в двух ипостасях – как самый напористый и самый расслабленный (если задействовать лампы). Он больше всего акцентирует внимание на техничной стороне музыки.

Отмечу такой момент. Петь должно быть легко. Играть так же. В самом деле, когда смотришь выступления музыкантов, порой диву даешься, с какой легкостью и непринужденностью они владеют инструментом или голосом. Так вот, N8 передает те усилия, с которыми музыкантам дается техничность, а Ultima – насколько просто. Lotoo располагается примерно посредине, отмечая в зависимости от записи и то, и то – ведь на деле за этой легкостью исполнения стоит огромное мастерство исполнителя.

Astell&Kern SP1000

Ultima показывает результат, то, ради чего используется тот или иной прием, не очень заостряя внимание на его технической стороне, но и не упуская её. Можно назвать это неким ослаблением техничности, но такой эффект есть скорее на СЧ. Гитара парит, создавая эффект перемещения в объеме сцены, почти не чувствуется перебор по струнам. Лоту показывает, насколько пространственен эффект и каким методом звукоизвлечения он достигнут. N8 немного чрезмерно заостряет внимание на техничной стороне – используется ли медиатор, какие струны и т.п., немного выпуская из виду то, какой звук извлекается и с какой целью. Получается парадоксальная ситуация, когда показательно техничный плеер получается самым эмоциональным и драйвовым – впрочем, как я уже упоминал, он отражает усилия и мастерство, но упускает непринужденность. Так что музыканты играют изо всех сил, как в последний раз – вот только не вся музыка требует таких эмоций.

Ультиму можно назвать самой сухой из троицы по всему диапазону, кроме, пожалуй, фирменных СЧ. Они немного смягчены и звук набирает очерченности не в самом начале звучания, а в его процессе, начала и атаки как бы чуть смягчены, а за счет протяжных плавных затуханий нота перетекает в ноту, не обрывая звуки, при чем не только на вокале, где это свойство обусловлено мастерством исполнителя, но и, например, на струнных. Таким образом получается легкое опускание фазы звукоизвлечения, звуки вступают мягко и ненавязчиво, как бы разгоняясь. ВЧ же напротив, самые очерченные и бескомпромиссные из троицы, количественно их так же самую малость больше, плеер очень критичен к этому диапазону – это касается как записи, так и источника.

Lotoo PAW Gold Touch

Лоту играет мягче по всем фронтам, за счет чего нет ни малейшей неестественности в подаче, достигается изящность и натуральность, бас местами чуть монументальнее чем у конкурентов, а ВЧ вцелом чуть более приглажены и более комфортны. Но тут так же хочу отметить тот момент, что Лоту максимально внимательно относится к записи. Записана ли она темно или ярковато – вы это услышите. Вплоть до ремастеров одного альбома – разница есть. N8 и Ultima же напротив имеют склонность навязывать записям свою манеру. При этом скорости у LPGT вполне хватает для любых записей, и кажущаяся легкая расслабленность не мешает плееру со свойственной ему непринужденностью отыгрывать самые сложные и многоплановые записи.

Cayin N8

N8 напротив, отыгрывает звуки немного более очерчено и немного больше разделяет планы и разносит сцену, компенсируя самый меньший из троицы динамический диапазон и создавая эффектное, но немного неправдивое музыкальное полотно. Звучание получается агрессивное и немного грубоватое, плеер как бы стремится подчеркнуть все, но таким образом он менее склонен передавать всяческие эффекты, наложеные на СЧ – если есть вокал, он всегда в центре внимания. Образно говоря, такие жанры, как блекгейз или шугейзинг плеер имеет склонность играть так, как будто это сладж или вовсе дум-дэт металл.

В погоне за техничной стороной плеер немного упускает в натуральности. Для тех, кому такой звук не по душе, есть ламповый режим. Он создает немного противоположную картину, звук становится более теплым, мягким, целостным и немного темнее. Такая подача прекрасно ложится на какой-нибудь аудиофильский или старый джаз, блюз, нетяжелое техно, глитч или дип хаус.

Выводы

По ширине сцены лидерство делят Ультима и Тач, N8 играет немного компактнее, по глубине с минимальным отрывом лидирует Ультима, потом Тач, а Cayin замыкает троицу. При этом наиболее внимательно к записи относится Тач, он строит сцену таковой, какой она есть в записи, часто буквально оживляя её и безупречно передавая все нюансы – будь то небольшой клуб, студия или стадион – это отыгрывается безошибочно.

Если адекватно говорить о качестве звучания, определяемом натуральностью и естественностью, то тут LPGT впереди планеты всей, Ultima буквально чуть-чуть уступает (больше за счет вч), а Cayin немного проигрывает обеим. Кроме того он, как по мне, пока имеет слишком много детских болезней, и если касаемо ПО можно надеяться на то, что это в будущем исправят, то по управлению плееру явно есть куда расти. Конечно, у SP1000 колесико тоже немного люфтит, но не так сильно и оно заметно туже, люфт не бывает самонепроизвольным. У Лоту опасения вызывает разве что то, что краска с корпуса может немного слезать – впрочем, учитывая наличие в комплекте чехла, этого опасаться не стоит.

Таким образом, каждый плеер хорош по-своему, и какой из них подойдет вам, никто кроме вас не решит. В конечном итоге многое зависит от сценария использования, наушников и конечно, личных вкусов каждого. Сильные стороны есть у каждого девайса.