Так уж получается, что я довольно длительное время выпускал из вида компанию Shanling. Мне не сильно нравился их дизайн, вдохновленный зажигалкой, и дальнейшее размещение колесика в верхнем правом углу над дисплеем. Не то, чтобы это было совсем неудобно, но, чего-то мне в их девайсах не хватало. Не мое, как говорится. Но, надо признать, свой стиль у компании прослеживается. В последних устройствах от него сохранился только скругленный правый верхний угол. И вот – о ужас – и от этого в компании отказались. Кто же это сделал? Герой сегодняшнего обзора, Shanling M8. Плеер не получается назвать иначе, как другом эмоций. Кажется, все знают, что название М8 читается как “мэйт”, т.е. друг. А к эмоциям еще вернемся.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Помимо внешней суперобложки, устройство упаковано в деревянную коробочку, круто открывающуюся и не менее круто выглядящую. Помнится, я критиковал Fiio М15 по этому поводу. Потому как выглядела его деревянная коробочка хорошо, пока не обращать внимания на нюансы и детали. А там уже косяков хватало. Так вот, у Shanling M8 с этим все отлично. Обработка дерева на высоком уровне, что выгодно демонстрирует не только натуральную текстуру, за которую так любят материал, но и то, что работать с ним умеют.

деревянная коробка для shanling m8

Нелогичной выглядит разве что упаковка чехла. Он идет не в общей коробке, а отдельно. Не то, чтобы внутри основной коробки нельзя было немного уменьшить количество вспененного наполнителя. Или просто оптимизировать размеры и размещение вместимого. Можно было бы засунуть чехол в отдельное отделение внутри картонной суперобложки, как это сделано с дополнительной парой амбушюр в iBasso SR2. Можно было бы поставлять плеер прямо в чехле. В общем, вариантов масса, было бы желание. Но нет.

Кроме этого, к его минусам (субъективно, конечно же) могу отнести то, что он оставляет открытым доступ вообще ко всему. Речь не только о колесике. Тут и выемки по бокам, и полностью открытый низ. В общем, на мой вкус, более закрытый чехол был бы лучше. Но вопрос вкуса.

чехол shanling m8

Что же касается основного комплекта, то, окромя плеера и джентльменского набора (пленочки, кабеля), в комплекте есть еще отдельный твердый кейсик. Он является едва ли не главным отличительным аксессуаром, которого нет больше ни у кого. Выполнен он (скорее всего) из кожзама. А служит для того, чтобы хранить сменные сокеты и инструмент для их замены.

Сменные коннекторы

Оригинальным решением, которое является одновременно едва ли не главной маркетинговой фишкой нового плеера, является то, что он поддерживает все стандарты подключения. Ну ладно, пусть не прям все существующие, но все самые распространенные в портативе. То есть, балансные 4.4, 2.5 и даже почти забытый всеми (правда же, QLS?) 3.5. Ну и, конечно же, обязательный небаланс 3.5. Все сокеты подписаны, кроме того, сокет для балансного 3.5 имеет красный сердечник, что немного выделяет его на фоне остальных.

комплект сменных выходов

Вот только, если остальные производители, вооружившись сверлом, ставят в корпусе сразу 3 выхода, тут нашли сверло побольше сделали систему замены. Таким образом, на верхней грани устройства располагается аккуратный и единственный слот.

Стоит ли говорить, что, подобно тому, как у других девайсах, будь то плееры или наушники, сменные/регулируемые части предназначены для того, чтобы выбрать один вариант и использовать его. Примерно так же и тут.

механизм смены гнезд Shanling M8

Замена сокета не представляется чем-то сложным, и все же я не очень представляю себе, как человек будет перекидывать их на ходу. Инструментом для замены, присутствующим в комплекте, нужно подцепить сокет и просто вытянуть его вверх. Без каких-либо подвывертов, прокручиваний и т.д. Стоит только обратить внимание на инструкцию на наклеечке и направляющий треугольничек на инструменте.

Установка же происходит простым опусканием сокета в отведенное для него место. Все предусмотрено так, что установить неправильно у вас вряд ли получится. У меня вызывает опасение разве что реверс/аверс сокета. Да, они подписаны, и если фронтальной частью считать тут, где нанесена маркировка, то на левой стороне присутствует аккуратный маленький фиксирующий шарик. Должен ли он быть строго слева, или может быть и справа – мне неизвестно. В общем, механизм замены вроде и прост, но вызывал у меня некоторые опасения.

механизм смены гнезд

По итогу могу сказать, что придумано все не так уж плохо. Но, мне кажется, идея реализована не на все 100%. Так что, “to be continued”.

Но, стоит признать, смотрится только один разъем на верхней грани действительно неплохо и аккуратно. И да, отдельный плюс за то, что размещен он не по центру, как, скажем, у Cayin N6-2 с платкой Е02. Таким образом, удобное использование даже кабелей с достаточно большими угловыми коннекторами типа Dunu Hulk.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА

Плеер не сильно большой по размеру, примерно такой же, как упомянутый Fiio М15. Обидный нюанс тут в том, что это размер М15 в чехле. Т.е в равных условиях казавшийся мне достаточно огромным на момент знакомства с ним топ от Fiio не так уж и огромен. Может, это все тренд к большим размерам плееров, но… М15 меньше Shanling M8 и в длину, и в ширину, и – главное – в толщину.

Да, это все понемногу, но сравнивая два плеера в чехлах разница более заметная. И, пожалуй, когда рядом есть тот же М15, задумываешься, – а что же такого есть в М8 кроме сменных слотов, чтобы пойти на увеличение размеров? И веса тоже. Он тут не самый скромный и составляет целых 430 (!) граммов. Еще пару граммов добавит чехол. Согласитесь, носить почти полкилограммовое устройство в кармане джинсов – то еще удовольствие. Я как-то пробовал пользоваться DX200 Au/Cu весом в 475 (475, Карл!) граммов, так что знаю о чем говорю. Но так или иначе, факт того, что почти все современные портативные плееры будут более легкими, почти не имеет исключений.

Shanling M8 являет собой брусочек со скругленными боковыми гранями. Только дабы быть более стильным и хватким в этих скруглениях сделаны специальные выемки ближе к середине. Таким образом, оставшиеся наплывы служат своеобразной защитой, а заодно и намеком на дизайн Sony.

кнопки управления

На левом торце устройства расположены 3 кнопки слепого управления. И что мне всегда нравилось в плеерах Shanling, так это эти кнопки. Во-первых, центральная, плей/пауза, сделана чуть крупнее по размеру. Так что вслепую нащупывается и идентифицируется хорошо. Во-вторых, все кнопки размещены отдельно и достаточно заметно выступают над корпусом. В итоге даже сквозь карман нащупать нужную не так сложно.

Колесо громкости, традиционно для Shanling находится в том самом скруглении, которое и служит хорошей защитой. Нажатия и щелчки хорошие и отчетливые, никаких глюков и проблем не наблюдается. Возможно, хотелось бы видеть это колесико чуть более крупным, но это даже не придирка. Не более, чем личное пожелание.

Нижний торец имеет слот USB-C и справа от него слот для карты памяти, закрытый специальной заглушкой. Так что для того, чтобы поставить/вынуть карту, понадобиться чем-то ее подтолкнуть. Кроме того, заглушка тоже немного необычная. На дисплее даже есть наклейка, сообщающая, как правильно ее вынимать. В итоге, для меня это было мучение. Да и потом установить ее так, чтобы она разместилась ровно и не ранила моего внутреннего перфекциониста тоже оказывалось практически нереально. Так что, тут я стал еще больше любить слоты для карт памяти без каких-либо хитростей.

Переднюю панель традиционно занимает экран – не столь крутой, как у DX300, но с ним вообще мало что может сравниться. Тем более, что убогим дисплей Shanling M8 его точно не назвать. Хорошие углы обзора, достаточный запас яркости – в общем, не знаю, чего еще и желать от плеера. К тому же, он тут вполне хорошего размера, а за счет формы корпуса смотрится даже чуть больше, чем на самом деле.

экран Shanling M8

Так что, по итогу, девайс чуть крупноват, но достаточно удобен в пользовании. Правда, для этого понадобиться обе руки. С другой стороны, не могу сказать, что меня это как-то беспокоило.

УПРАВЛЕНИЕ

Буквально пару строк, углубляться не буду, тут и так все предельно понятно. Андроид с минимальной надстройкой от Shanling.

Для тех же, кому Андроид не труЪ, предусмотрен и чисто музыкальный режим, оставляющий только плеер. В обеих режимах пользование устройством достаточно удобное и продуманное.

ВНУТРЕННОСТИ

Ну и еще пару строк, которые будут важными, во-первых, тем, кто любит оценивать звучание девайсов по ЦАПам. И во-вторых, тем, кто ищет таковые же и ориентируется по тому, что должен быть “последний актуальный ЦАП”. Так вот, по злой иронии, плеер действительно на двух последних чипах от АК – 4499EQ. Потом уже произошло вот это все – 2020, карантин, и, конечно же, сгорела (от рук поклонников мультибита) фабрика АК. Так что, спешите. Последний из могикан.

Кроме того, инженеры обеспечили плееру не только богатырский вес, но и соответствующую силушку. На стандартных 32 Ома нагрузки он выдает впечатляющих 840 мВт нагрузки. Что на самом деле немало. Любители раскачивать портативным плеером полноразмеры (часто упорото тугие в плане раскрытия) останутся довольны. Должен сказать, я от них довольно-таки далек. Но немалая мощность выхлопа не смутила и меня, любителя IEM. К чести плеера, им он тоже друг. Не шумит и раскачивает как надо. Впрочем, об этом в следующем разделе.

ЗВУК

Главная интрига – каким же получился звук Shanling M8? Достаточно неплохим, однозначно интересным, но и заметно специфичным. В том плане, что плеер нетипично для топов не претендует на звание референса, нейтральность и техничность. Видимо, скучно ему все это. Разумеется, как любой уважающий себя топ, слишком далеко М8 от этого не уходит. Но эти термины – точно не то, что приходит на ум, когда речь о звуке М8. Он прежде всего эмоциональный. Достаточно целостный, слитный, чуть тепловатый, вовлекающий и напористый. Более того, это едва ли не самый макродетальный современный плеер. Разумеется, тут нет очень явных и заметных проблем с детальностью или передачей нюансов, но тут есть аналоговая чуть тепловатая гладкая и целостная подача. Она, как легко понять, вообще не сильно располагает к тому, чтобы выслушивать детали. Плеер берет общей композиторской задумкой, динамикой композиции, ее эмоциями и посылом. Драйвом, напором, экспрессией.

Но есть и минус. Некая кинематографичность. В том плане, что определенные моменты подачей плеера сглаживаются, некоторые, напротив, подчеркиваются. Разумеется, речь не о перекосах АЧХ, напротив, тут все ровно и линейно. Но плеер склонен подчеркивать солирующие партии инструментов, уделяя больше всего внимания им. Даже ценой некого обобщения второго плана или небольшой жертвы натуральности. Именно это я и имею в виду под кинематографичностью. Когда смотришь и думаешь – в жизни, конечно, такого быть не может, но это же кино.

Примерно так же, слушая девайс отстраненно, я ловил себя на мысли что да, круто плеер играет. Вот только нюанс в том, что лично меня все ухищрения его звука не позволили поверить в реальность происходящего. Так что, я определял источник звука не как музыканта/инструмент/…, а как плеер. В то время, как другие топы, сохраняя некую свою подачу, делают ставку как раз на натуральность – и там вовлекаемость достигает цели. Т.е. слушая, невольно верится в происходящее. Естественно, для меня. Но о сравнениях чуть ниже. А пока о самом герое обзора.

Низкие частоты

НЧ имеют неплохую, едва ли не максимальную протяженность. Когда нужно достать до инфернальных глубин, плеер так может. Отчасти и наличием хорошей проработки самого низа объясняется напор и вес, присущий ударам. Бас довольно техничен, но это не то, чем пытается поражать Shanling М8. Прежде всего НЧ целостны и массивны. Без количественного акцента, но со смещением баланса с микро- в макро. Так что удары изначально немного утрачивают в вариативности и проработке тембров и текстур. Отчасти это из-за того самого макро, отчасти из-за чуть жирноватого и немного теплого оттенка. Зато это создает цельную, масштабную и весомую подачу. Подобная аналоговость немного сглаживает очертания отдельных инструментов и ударов. Зато за счет подчеркивания телесности получается более рельефная передача НЧ. Которая отчасти и служит основой той энергичности, даже агрессии, на которую способен плеер. А отчасти компенсирует небольшой недостаток динамического диапазона.

Подача НЧ таким образом поразительно сочетает в себе напор, ударность и агрессию, но в то же время, получается самую малость расслабленной. Тем не менее, нельзя сказать, что подобные моменты есть следствием проблем с контролем этого участка диапазона. Нет, это именно характер и передача НЧ. А с контролем все очень даже отлично. Плеер способен вкладывать свое прочтение диапазона практически в любые наушники. Да и записи тоже. Тут остается упрекнуть Shanling M8 в том, что он недостаточно естественен и немного подчеркнуто красив, но… Если не гнаться за поисками Святого Грааля абсолютного референса, то в основном звучит все очень даже. Конечно, на академической музыке типа классики или джаза претензии могут быть. Но, если не ограничиваться аудиофильскими записями, Shanling М8 справляется отлично. А уж если поставить что-то электронное, где от передачи НЧ зависит очень многое, то тут уже плеер показывает, на что он способен. Со всей присущей ему энергией и самоотдачей.

Средние частоты

СЧ тоже скорее макродетальные. Общие планы и их проработка, тепловатый и аналоговый слитный звук – вот то, что отличает Shanling М8 на фоне остальных. Отчасти тут сохраняется фирменная подача в виде достаточно хорошей плотности и телесности. Вообще, именно плотность и телесность всегда приятно отличали устройства компании. Тут на эти моменты и сделали ставку. И, честно говоря, эта ставка сыграла. Да, где-то плеер склонен излишне эффектно подавать запись, немного акцентируя внимание на первом плане или выделяя солиста. Где-то чуть драматизирует в плане передачи эмоций. Но зато передает их искренне, вовлекаемо и реалистично. Обладая достаточно хорошей детальностью и передачей нюансов, Shanling М8 совершенно не располагает к выслушиванию этих самых нюансов. Он четко и однозначно отдает предпочтение общей картине. Так что каждая деталь остается деталью. Деталью одной большой записи. Целостность и плавность звучания – вот те краеугольные камни, на которых строится передача СЧ плеера.

Верхние частоты

ВЧ имеют хорошую протяжность. Она не феноменальна, но более чем достаточна. С одной стороны, имеется легкое сглаживание этого участка диапазона. Это создает хорошую основу для того, чтобы плеер, не будучи явно темным, был довольно толерантен к записям. Разумеется. Не ко всем. Но реально говоря, более чем все топовые плееры будут критичнее. В то же время, ВЧ так же обладают дополнительными эмоциями, и проявляются они скорее на начале этого участка диапазона. При этом грамотный тюнинг позволил плееру не быть склонным к сибилятивности. Так что, в итоге получается хорошая проработка и детальность, но тоже целостная и не излишне резкая, чуть приглаженная подача. Но не настолько, чтобы быть откровенно комфортной.

Сцена

Сцена больше среднего по обеим направлениям. При этом Shanling M8 строит ее от середины, уделяя достаточно внимания разделению планов. Более того, он даже акцентирует этот момент, что создает эффект дополнительной глубины. В то же время, благодаря тому, что сцена строится от середины, ее размеры не акцентируются и не подчеркиваются. Отсюда же еще один момент, играющий на руку эффектности подачи плеера. Когда надо отыграть определенные моменты широко и масштабно, это передается внезапно и красиво.

СРАВНЕНИЕ

Ну и вкратце о сравнениях. Едва ли не главное отличие практически от всех плееров, с которыми можно сравнивать Shanling М8 – он тяжелее, слитнее, аналоговее и с заметно большей ставкой на макродинамику. Кроме того, почти все плееры будут нейтральнее, а некоторые и чуть суше.

iBasso DX300

В значительной мере плеер можно назвать антиподом М8. По сути среди общих черт – та же чуть акцентированная глубина сцены. В остальном же – 300-ка нейтральнее, техничнее, более сухая, менее теплая, более контрастная. Если М8 уделяет внимание первому плану, то его более полноэкранный конкурент склонен играть более широко, уделяя внимание каждому инструменту. В общем, если Shanling М8 – это картина, то iBasso DX300 скорее фотография.

Сравнение звука Shanling M8 с ibasso dx300

Cayin N6-2 (E02)

Тут тоже нейтральнее, чуть-чуть шире, но в общем подача достаточно схожа. Shanling М8, конечно, больше похож на платку А01, только играет более собранно и качественно. Но, если говорить о подаче E02, то тут плеер от Cayin сохраняет некую аналоговость, присущую и М8. В то же время, он чуть нейтральнее и сдержаннее в плане передачи эмоций. Кроме того, звучание имеет больший уклон в микроконтраст и техничность. Само собой, техничным сухарем его не назвать, он просто нейтральнее, чем М8. Последний более напористый, драйвовый, эмоциональный и чуть больше подчеркивает весомость, ударность и, конечно, макродинамику.

Сравнение звука Shanling M8 с Cayin N6 mk2

Fiio M15

Едва ли не главный конкурент Shanling М8. Подачу героя обзора можно было бы охарактеризовать как еще один шаг в том же направлении. Или же еще более эмоциональный М15.

В итоге получается, что М15, так же не будучи сам по себе нейтральным, оказывается нейтральнее героя обзора. С одной стороны, едва больше тепла на СЧ и ВЧ, с другой – чуть сдержаннее передача этих участков диапазона. Хотя дополнительного веса в них вкладывается больше, звучание М15 чуть более натуральное. Shanling M8 напротив, концентрированнее, ударнее, плотнее. В то же время, Fiio чуть больше приглаживает верхние частоты, он более расслабленный и комфортный. В то же время, звучание М8 оказывается чуть свободнее, чуть воздушнее и чуть более открытое. Лучше так же и протяженность верхних частот.

ИТОГИ

Получился ли Shanling M8 успешным? Конечно. Да, он не самый маленький. Да, он не самый точный. Но его козырь в том, что он имеет свое лицо. То, что он делает, он делает уверенно и харизматично, не сомневаясь в своей правоте и обладая собственным характером и харизмой. За которую, как известно, простить можно многое. Техничных и нейтральных плееров на рынке много. А вот за эмоциями – это к М8.