Да, готовьтесь, сейчас будет зер гут, а может быть, даже фантастиш. Заваривайте чай. С Егермейстром. Ройбуш. Ну ибо лидером по потреблению ройбуша в мире является как раз Германия. А Егерь – он как бы не только названием Германия. Да и без лампового усилителя тут не обойтись.

Потому что речь пойдет о немецкой музыке. Вполне серьезно. И не очень. С привязкой к конкретным трекам и частотам. Но чаще без. А поскольку музыку я люблю (пока еще) больше (хотя вам может показаться иначе) чем железо, о ней и пойдет речь. А поскольку слушаю я по большей части металл, то и копать буду из этой стороны. Не избегая ни известных имен, чей вклад в музыку сложно недооценить, ни имен незаслуженно менее известных. Но, разумеется, все будет очень приближенно к той музыке, которую я слушаю, люблю и иногда даже использую как тестовую в том или ином плане. Так что это не руководство или тем более не системное изложение, а скорее разговор на тему. Разумеется, все группы я не смогу упомянуть, что-то точно ускользнет от моего внимания. Более того, в моем случае “слушаю” – значит от и до. От первого альбома или демо до последнего. Что-то нравится больше, что-то чуть меньше. Если совсем не нравится, то слушаю только официальную дискографию, реже – часть дискографии. Еще реже – избраные хиты выбранные лично или же изданные лейблом сборники Best of… Так обычно бывает, когда группа кардинально изменяет стиль или характер звучания. Из известных, хоть и не немецких групп, сравните, скажем, The Rasmus (курсивом выделены исполнители и группы) периода до 2001 (альбом Into) и после него, среди других еще более кардинальных изменений – Ulver. Так что, естественно, разговор будет именно о той немецкой музыке, которую я слушаю. Раз уж Wacken в этом году не будет, хоть пересмотрим выступления.

Признаюсь честно, идея этого текста родилась у меня во время работы над обзором достаточно интересного устройства от RME (я тщательно избегаю называть его цапоусем, потому что функционал устройства заметно глубже и шире). Так вот, во время работы над обзором RME я понял, что все время ухожу в описание музыки, почти избегая собственно описания девайса.

Ну и дабы как-то компенсировать свою графоманию, решил, что пусть будет текст просто о музыке. Но с некой, пусть и нестрогой, привязкой к Германии.

Немецкая музыка заметно глубже и шире, чем всем известные Rammstein. Вдруг кто-то, как Джаред Лето только вернулся с медитации, в которую уехал энное время назад, и не в курсе. У лидера Рамов есть не только нечастые дуэты с иными исполнителями (скажем, с Apocalyptica), но и сольник, названый на его честь. В нем участвует так же Peter Tägtgren (попробуйте выговорить его фамилию), широко известный своим сольным проектом Pain и заметно менее известный как лидер не менее крутых Hypocrisy. А так же действительный и бывший участник кучи иных проектов, в т.ч. (сессионно) культовых Marduk и (постоянно) хороший друг Дана Сванё. Если вы слушаете металл и не знаете этих имен, стоит ознакомиться. Так вот, мне действительно жалко Петера, ибо проект этот скорее про угар и дичь, чем про музыку, и, невзирая на сотрудничество для клипа с абсолютно гениальным Петером Стормаре, в музыкальном плане Lindemann заметно слабее и чем Rammstein, и тем более чем Pain. И тем не менее, не так давно прошел онлайн концерт последних. Может, и до альбома когда-нибудь доживем.

Так что о Rammstein (и Lindemann) я не буду. Тем более что в плане музыки ребята не особо заморачиваются. Пусть сводится все достаточно неплохо (еще бы, студия Abyss самого Петера в случае сольника Тилля), но все-таки их музыка нарочито проста. Так что аудиофильскую ценность имеют концерты с их неповторимой атмосферой. Но там уже с качеством записи не все так хорошо.

Тем не менее вклад Rammstein в развитие немецкой тяжелой сцены достаточно весом. Это признают даже те, кто их особо не слушает. Ну вот как я. Чего стоит только вот эта бесценная вещь – кавер от иконы и крестной мамы панка Нины Хаген и пионеров виолончельного металла.

Если вы его не слышали, немедленно слушайте. Ибо нет вам прощения. И вдруг незнакомы с творчеством Нины Хаген, оно тоже заслуживает знакомства. Хотя бы на уровне лучших хитов. Там есть что послушать даже тем, кто, как и я, особо панк не жалует. В приведенном же треке так же особого внимания заслуживает низкий глубокий голос. Я часто использую эту запись в качестве тестовой, когда возникают вопросы в превалировании женского вокала над мужским или наоборот. В качестве не совсем типичного женского вокала. Как, к слову, и Arch Enemy периода Анджелы Госсоу.

Ее история заслуживает особого автобиографического фильма, но если вкратце – будучи журналисткой и скорее аматором, она передала свои записи Майклу Эммоту, и ее приняли в качестве замены у микрофона Йохану Лииве. И с Анджелой группа стала только популярнее, а сама Госсоу немало повлияла на металл-сцену в плане становления женского экстрим-вокала. И она тоже немка. И да, раньше, чем AE экстремальный женский вокал использовала Сабина Классен тоже в немецкой треш-металл группе Holy Moses, но они заметно менее известны. А жаль. Рубят ведь с 80го (!) года.

Вот, например, хороший образчик злого и напористого треша.

Ну а что касается Нины Хаген, то это персона одной величины, скажем, с иными немцами Scorpions. Если кто не в курсе, в свое время они выстрелили настолько, что даже имя Sly, бывшее одно время крайне популярным во Франции (и не только), есть не чем иным, как сокращением от их хита Still I Loving You. И да, отдельный респект тому, как Клаус следит за своим голосом. Послушайте недавние концерты – он до сих пор вытягивает все, что нужно и как нужно.

Другой такой же эталон, который сразу же приходит на ум – уже не немец, Стивен Тайлер. По нему видно, что рокенрольная жизнь его немного (совсем чуть-чуть, ага) потрепала, но если бы он все время пил, курил и травмоопасно вокалил, думаете, сохранил бы голос до сих пор? Как бы не так. Для сравнения посмотрите, как пел раньше и поет сейчас Денни Уорсноп из Asking Alexandria. (Они, к слову, эпично так облажались, выпустив не так давно пару концертов, первый из которых записан 2007, а второй, емнип, 2017, и там разница в вокале ооооочень заметна. Но это совсем иная история.) И как пел и поет сейчас Стивен.

Так же почли старичков Рамов и иные уже достаточно известные металлкорщики. Да так почли, что в сравнении с их кавером оригинал воспринимается чуть ли не как классическая сдержанная и чопорная камерная запись. Речь о небезызвестной Sonne, но ни видео, ни живого исполнения в хорошем качестве этой песни в открытом доступе нет. Да и вообще, увы, у группы считаные лайвы в хорошем качестве. Только аудио. Зато есть множество других прекрасных песен. Так что смотрим официальное видео на иной абсолютно крутейший трек с того же альбома, что и упомянутый кавер.

Группа на самом деле тоже успела поработать со многими более или менее известными людьми в мире музыки, на недавнем альбоме есть дуэт с нынешней вокалисткой упомянутых Arch Enemy Алиссой, а группу в свое время продюсировал сам Андерс Фриден из In Flames. И даже записал шикарнейший дуэт, который я тоже часто использую если не как тест, то просто для глубокого эстетического удовлетворения от музыки. Но поскольку с наличием видео на него так же как и с Sonne, в качестве иного примера эмоционального напористого экстрим-вокала хотел бы привести лучший по моему мнению кавер на Misfits, и да заплюют меня фанаты Метлы. Но постольку тут уже знакомая история – только аудио, то вот относительно новая работа ребят.

Чуть ближе к маткору другие неистовые немцы – War from a Harlot Mouth. Будучи прекрасным тестом на скорость, детальность и очерченность, их музыка весьма энергична и экспрессивна. Жаль что с 2012 года ничего нового от них пока не вышло кроме ремастера альбома 2007 года.

Говоря о Caliban нельзя не упомянуть иную группу, идущую рука об руку с ними. Ну ибо они являются большими друзьями, выпускали несколько сплитов и даже перепевали песни друг друга. Как, наверное, некоторые догадались, речь о Heaven Shall Burn, которые стали и продолжают быть известными в том числе благодаря записи с наложением вокала, из-за чего на альбомах слышен буквально адский хор. Тем не менее если Caliban скорее металлкор, то HSB ближе к дэткору и мелодик дэту. А еще у них есть песня про украинский Севастополь. Но это не она.

Но, как ни странно, концерты ничуть не теряют от испольнения в один микрофон без подложек и гармонайзеров. Вот вам примерчик из домашнего (для них) феста. И не только.

Вкратце – эта техника записи предусматривает, что вокалист поет ту же самую партию несколько раз, а потом эти дорожки накладываются. Иногда это делается для большей наполненности или плотности вокала, иногда с другой целью, потому могут быть случаи, когда накладывается экстрим и чистый. Мелкие отклонения в интонации и прочих нюансах звучания как раз и формируют необходимый эффект. А для тех, кто считает, что это не труЪ – наложение вокала используют на самом деле очень часто, и делали это и Пол Маккартни, и Курт Кобейн. Последний тоже считал, что это не труЪ, но его уговорили на этот прием как раз ссылаясь на Сера Пола, которого очень уважал лидер Нирваны.

Ну и упомянутая Анджела Госсоу тоже такой прием использовала. И даже заметно раньше чем можно подумать, на альбоме 2003 года. Кстати, такие треки позволяют определять в том числе детальность на СЧ. Порой наложение вокала слышно в достаточно неожиданных местах.

Но продолжим про металкор. Отсюда же в дэт мигрировали например, немцы Neaera. Слушаю их не так уж много (а их, впрочем, не так уж много и есть – 6 альбомов), но вполне заходят.

Тэхникал-дэт направление представляет группа Necrophagist. Рубят с 92 года, порой уходят в прогрессив и даже неоклассику и делают это весьма качественно, брутально и вкусно. Изначально они хотели намешать туда еще и грайндкора, но, видимо, не прижился он там. За что большое ему человеческое спасибо. Грайндкор и прочие подобные ответвления меня в металле как-то мало интересуют.

Говоря о немецком треше трудно не упомянуть о группе из “большой четверки”. Ибо рубят ребята с 82го года (опять с Holy Moses обидно получилось) и по сей день. А в приведенном выше дуэте с HSB можно услышать специфический высокий скриминг Милле – лидера Kreator. Ребята не по наслышке знают, что такое совок и не питают иллюзий по отношению к советчине. В отличии от иных немцев Eisbrecher. Но о них чуть позже.

Да, и межжанровые фиты (да не FitEar!) они делали, когда это еще не стало мейнстримом. Вот например выше одна из таких работ. И за нее в свое время группа получила массу критики. Но время все расставило по местам. Kreator являются одними из пионеров немецкой тяжелой сцены вместе с Sodom и Destruction и не сбавляет обороты до сих пор. Вот их относительно свежая работа.

Тут не буду расписывать что к чему, у меня решительно не получается использовать их музыку как тест.

Конечно, в 80ых начинали многие – Blind Guardian, Mekong Delta, Die Krupps, Crematory и ряд других.

Но обо всех немецких группах или исполнителях вообще я говорить не могу, блог не бесконечен, потому будем двигаться далее.

Из того, что слушаю плотно, упомяну о Crematory. Группа стояла у истоков немецкого дэта, но постепенно сместила звучание в сторону индастриала и готик-металла. Ценна среди прочего глубоким утробным голосом вокалиста Герхарда Штасса, придающим группе узнаваемости.

Ну и оцените более поздние записи, например, Everything, Virus или Fly.

Подобная участь постигла и других немцев – Atrocity. Группа на сегодняшний день уже не андеграунд, но все же нельзя сказать, что широко известна. Тем не менее интересна не только тем, что использовала подтанцовку с красивыми девочками задолго до того, как у всех так бомбануло от имиджа Atilla.

И, пожалуй, самая известная их песня вот.

Но чем более примечательна для меня Atrociry, так это тем, что по сути она составила костяк для иной группы, которую я, как любитель женского вокала не мог упустить. А группа эта Leave’s Eyes и образована музыкантами Atrocity во главе с Александром Круллом и его тогдашней женой Лив Кристин. И играли они достаточно неплохой симфо-металл с явным влиянием готики и фолка. В общем, группа ставала в один ряд с уже упомянутыми Nightwish, а также Within Temptation, Epica и другими.

Но в 2016 пара рассталась, а на место Лив Кристин была принята дальняя родственница Туомаса Холопайнена, Элина Сиирала.

Еще ближе к фолку обосновались Faun и In Extremo. Первые для меня обосновались очень глубоко в фолк, так что я их слушаю крайне выборочно и редко. Вторые же заметно более на слуху, во многом благодаря своей металлической основе и широкому использованию средневековых живых инструментов – рамного барабана, волынки, шармея, арфы, цимбал и прочих. Соответствуют имиджу и песни на различных языках, каверы песен народов мира и прочее. Впрочем, в последнее время группа все более опирается на авторский материал. И является одной из самых успешных в своем жанре.

А что касается симфоник-металла, с ним так или иначе связаны очень многие группы. И среди Xandria и прочих, которые я почти не слушаю, никак нельзя не упомянуть еще одну симфоник-металл группу. Ибо она заметно более симфоник, чем многие иные вместе взятые. Haggard. И вот самая известная их штука. А может и нет.

Группа являет собой полноценный симфонический оркестр, постоянных участников 5, но общее количество музыкантов доходило до 21. Они пробовали играть дэт, но свидетельством этому только демо. В итоге лидер решил, что концептуальные альбомы и эпичность звучания подходят скорее к симфоник металлу, и не прогадал. Наравне с Therion, основателями жанра, Haggard стали визитной карточкой стиля.

Пауер тоже не обошелся без немцев. Об Avantasia, полагаю, знают все. Но не всем известно, что 14-летний Тобиас Саммет создал группу Edguy, которая внесла немалый вклад в развитие жанра не только в Германии, но и в мире. Впрочем, я их слушаю крайне мало, из того, что могу вспомнить навскидку только вот этот трек. У него тоже нету ни видео, ни живого исполнения, но тут уж как есть.

Еще есть, разумеется, Rage, играющие достаточно приятный и ненапрягающий металл, порой даже с симфоническим оркестром, но я их слушаю очень мало. Кому интересно – есть, например, прекрасный концерт с Wacken 2013. Ну, а кто говорил, что музыки будет мало? А дабы можно было оценить в общем, что они играют, вот прекрасное видео золотого (для меня) состава – с белорусским гитаристом Виктором Смольским и одним из лучших барабанщиков современности Майком Терраной.

Я заценил, даже не будучи фанатом группы.  Эпично, напористо, приятно. Но что касается общего плей-листа – извините, на месте пауэра у меня финны Nightwish, а их я отнести к немцам не могу никак, пусть Тарья и училась в Карлсруэ. Зато Rage больше экспериментировали с разными жанрами.

Но говоря о немецком пауэре, нельзя не сказать о совершенно уникальном проекте Van Canto – тот же пауэр, но а-капела.

И даже вот так. Я не большой фанат их творчества, но дуэт получился очень хорошим.

Но те же Rage не держались в рамках одного стиля, в разное время добавляя элементы хэви или спид-металла. А если уж речь о хэви, трудно не вспомнить группу, являющуюся одними из законодателей жанра – Accept. Может быть, они и не всегда держатся в рамках классического жанра. Зато развивают его своим техничным напористым звучанием, разрушая миф о том, что хэви – это было скучно еще когда его слушал дедушка.

А еще дедушка, слушавший Accept, точно слушал Warlock, а потом и Doro. Ее вокальные данные потрясающи, а сама Пеш – одна из самых известных металл-вокалисток на мировой сцене. Так что не странно, что и дуэтов с ней очень много. А кто еще любит дуэты? Правильно, Тарья.

Вспомнив о немецкой тяжелой сцене и Рамштайн нельзя не вспомнить о паре групп, заметно более разнообразных, но менее известных. Во всяком случае у нас.

В 90ые годы в Германии рождается новый стиль на слиянии электроники и металла, являясь по сути развитием жанра индастриал, который представляли уже упомянутые Die Krupps.

Да, первитин, который фигурирует в видео, реально применялся нацистами в качестве психотропного вещества. Die Krupps не таят этого факта, ровно как и не заигрывают с нацизмом – даже название группы взято по имени семьи Крупп, которая, подобно Порше и Хенкель, с одной стороны стала одним из столбов, развивающих поствоенную немецкую экономику, а с другой – явно сотрудничала с Третим рейхом.

Но их я слушаю мало, так что мы сейчас не о них. Мы о жанре, который стал продолжением индастриала. А именно – NDH. Одними из первопроходцев и законодателей жанра становятся Oomph! Множество семплов, пространственных эффектов, слияние живых и электронных инструментов, почти танцевальный бит в стиле техно, преимущественно чистый глубокий мужской вокал – все это сейчас уже классика жанра. И хороший тест детальности. Кроме того, их вокалист Деро – один из немногих, кому пирсинг действительно к лицу. А еще их заигрывание с сексуальностью заметно более изящное, органичное и менее пошлое и вульгарное, чем у Рамов. Вообще, если знаете немецкий – оцените красивые и ироничные тексты.

К стати, у них среди прочих дуэтов тоже есть совместная песня с Ниной Хаген. Исходя из количества дуэтов в ее карьере, панк-дива ничуть не чурается сотрудничать с менее известными группами, расширяя жанры своих возможностей. Впрочем, с ее известностью едва ли не все остальные будут менее известными.

Ну и более типичное для группы звучание в дуэте с Мартой Яндовой. К ней мы еще вернемся.

Уже упомянутые Eisbrecher тоже приложились к жанру в лице своего лидера Алекса Вессельски.

Ранее он же основал иную достаточно известную в жанре группу Megaherz. Но к этому времени уже не является ее участником.

Вот как такую музыку использовать для теста? Она же хочешь-не хочешь заставляет двигаться. Но если все же использовать, то можно уловить множество неявных на первый взгляд нюансов и деталей записи.

Нетрудно заметить в жанре влияние готики и темной сцены. По ней тоже пройдемся краешком. Уже упомянутые Crematory успели поиграть и готику тоже, среди прочих жанров. Что же до темной сцены, то к ней ближе также уже упомянутый Тилло Вольф, вокалист широкоизвестной группы Lacrimosa. И пусть группа из Швейцарии, ее вокалист и лидер из Франкфурта. Тут я даже не буду приводить примеры, все и так знают.

Лучше приведу его сайд-проект Snake Skin.

Он интересен в первую очередь как сочетание EBM и женского оперного вокала с сильным налетом готики и индастриала. Пространственные эффекты и инфернальный вокал – самое то.

Но есть и иные группы, чуть ближе к дарквэйву. Среди довольно известных – Deine Lakaien, Goethes Erben, Das Ich.

Вот как раз последние чуть ближе к роковому звучанию и ближе лично мне.

Но можно, конечно, с темной стороны и на светлую, не теряя атмосферности и электроники. Как, например, Schiller.

Думаете, только Шерон ден Адель может делать коллабы с электронными исполнителями? Как бы не так. Тарья тоже очень любит различные сотрудничества и почти на каждом альбоме радует нас классными дуэтами с самыми разными исполнителями. Любят дуэты и немцы (напомню, мы сегодня о них), назвавшиеся в честь своего известного во всем мире земляка. Так что – “встретились два одиночества”. И встреча оказалась очень классной. Приведенный трек хорошо иллюстрирует пространственные эффекты записи на ВЧ, но не только. Мне он известен давно, но, разумеется, Shiller заметно глубже и шире. Послушать их стоит даже если вы не любите современную атмосферную электронику.

Так же нечто полегче играют, например, Mono Inc. Они ближе к альтернативному року, готик року и индастриалу.

Так же среди более легкого и задорного – альтернативный рок. Пожалуй, самая известная группа жанра из Германии – Guano Apes. Их творчество достаточно разнообразно и не ограничивается бывшей очень популярной в свое время Open youre Eyes. Вот вам, например, песня, записаная специально для гонки Формулы-1, гран-при Японии. Трек является кавером на иную немецкую группу, Alphaville, но, на мой взгляд, именно в исполнении Guano Apes звучит наиболее органично.

Вокалистка группы, Сандра Насич, хорватского происхождения. Недалеко от Хорватии и Чехия, откуда родом иная вокалистка, которая также работает в жанре альтернативного рока – Марта Яндова, о которой я уже упоминал. Она вокалистка группы Die Happy. И играют они тоже достаточно веселый и приятный альтернативный рок.

Ну и последняя на сегодня не менее очаровательная немка – Дженнифер Вейст, фронтвумен Jennifer Rostock. Для себя я открыл ее совсем недавно, в частности после того, как увидел нечто. И тут обязана быть еще одна небольшая история. Дело в том,что я являюсь давним и преданным поклонником Linkin Park. После смерти Честера мир уже не будет прежним. И при всей моей любви к каверам никто не мог спеть его партию так, чтобы у меня не осталось вопросов. На концерте его памяти убого не выглядел (внезапно) только Mashine Gun Kelly. Но внезапно мне на глаза попала аматорская, но достаточно качественная запись, где Майк на концерте в Берлине исполняет A Place for My Head. А партия Честера там очень непроста. И тут на сцену выходит хрупкая девочка, которая тянет все без тени сомнения. Вот эта запись.

Разумеется, я не мог пройти мимо, посему начал гуглить, кто это. И вот, это она. Дженнифер Вейст, поющая вполне себе простенький и энергичный альтернативный рок в группе Jennifer Rostock. Вот, например, их дуэт с вокалистом уже упомянутых War from a Harlot Mouth.

Примерно в этом месте я планировал закончить, но перечитав, понял, что тема заметно более обширна и рок и металл – єто, конечно, хорошо, но далеко не все.

Специально для любителей “верните мне 2007” так, чтобы аж олдскулы свело. Nevada Tan, до того именовавшиеся как Panic играли неплохой такой ню-металл вполне в духе своего времени.

Ну и, разумеется, нельзя хоть краешком не пройтись по электронике. Почему? Ну, например, потому, что Пол ван Дайк давно и надежно вписал свое имя в историю, став одним из лучших трансовых DJ и оставаясь им уже не одно десятилетие. Один из тех немногих, кто, по моему мнению, делал и продолжает делать классный качественный транс.

Второй не менее известный диджей – Андре Таннебергер, более известен как ATB. И тут у вас сведет олдскулы даже если вы с другой планеты, ибо трек в свое время был абсолютным хитом не только Земли, но и близь лежащих (летящих) галактик.

Ну и еще одно имя, не упомянув которое нельзя спать спокойно. Ганс Циммер. Один из величайших композиторов современности, известен своими саундтреками к такому множеству кинолент, что одно их перечисление утроит длину обзора. Так ознакомиться однозначно следует. Вернее, напомнить. Вы абсолютно точно слышали его произведения хоть в одном каком-нибудь фильме.

Вот такой получилась подборка. Само собой, она очень беглая, но, надеюсь, хотя бы вкратце и в формате блога описывает немецкую сцену. Разумеется, что-то я упустил, что-то просто не слушаю. Но если такой формат изложения интересен – продолжение следует. Надеюсь, вы открыли для себя что-то новое и что-то останется в вашем плей-листе.

P.S. Для большего удобства добавил композиции в плей-лист на Tidal. Там они представлены в порядке упоминания в тексте. В следствии того, что некоторые из них упомянуты только вскользь, а некоторые есть на ютубе, но не представлены в стриминговом сервисе, плей-лист минимально отличается в пользу чуть большего количества и разнообразия на Tidal.