ВСТУПЛЕНИЕ

“Ты помнишь, как все начиналось?..” Нет, Андрей Вадимович никаким боком к этому тексту не относится и не причастен. Но все же. Вы хорошо помните ваши первые наушники, которые не звучали – с высоты прожитых лет, поменянных и отслушанных моделей – как непотребство? Если опустить комплектные вкладыши к CD-плеерам, то моими первыми наушниками, дававшими представление о ясных средних частотах и не заваленных ВЧ, были AKG K403. Да, раньше портативную технику комплектовали наушниками. И те “вкладыши” звучали вполне себе. И даже сидели в ухе. Сейчас то ли вкладыши делать разучились, то ли мои уши стали непригодны для такого формата наушника. Так вот. AKG K403 стали по сути билетом в аудиофилию. Моим персональным золотым билетом Вилли Вонки. До сих пор с почтением отношусь к марке. Уверен, что наши сегодняшние герои, Meze 12 Classics V2, могут стать таким же аусвайсом в манящее и опасное путешествие по извилистым тропкам аудиофилии. 

Как понятно из названия, это уже вторая версия Meze 12. И так вышло, что первая версия попала ко мне в руки во времена, когда болезнь под названием аудиофилия только начинала охватывать воспаленный разум вашего покорного слуги. Разумеется, мой юношеский взор был устремлен в сторону всякого топа, но и старые двенадцатки запомнились приятным и довольно ясным звучанием. Но это было давно и неправда, а поэтому всецело предадимся рассмотрению новых Meze 12. С поправкой на некоторое тепло добрых воспоминаний, связанных с началом аудиофильского пути автора.

Так что если вы хотите с чего-то начать, а за “народные топы” отдать 300-400 долларов пока не готовы, то этот текст для вас. Или если вам нужно порадовать близкого человека подарком. Если ему или ей не чужда любовь к музыке, то этот подарок не может не задеть даже самые тонкие фибры души. Так что – дерзайте. 

Обещаю, здесь не будет никаких шуток про румын, цыган и воровство!

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ MEZE 12 CLASSICS V2

Привыкнув к довольно крупным упаковкам (относительно размера их содержимого), я был удивлен коробке Meze 12. Она весьма мала, несколько крупнее упаковки “свистка” вроде Lotoo paw S1. Белый “коробок” из плотного матового картона содержит всю необходимую информацию о продукте. На верхней крышке изображены сами наушники и логотип Meze. Тут сразу указана главная визуальная фишка модели – корпуса из натурального дерева. Как и у первого поколения, а также у 99 Classics, корпус Meze 12 выполнен из ореха. А вот аудиальные фишки нашли свое отражение на торцах крышки и на обратной стороне упаковки. Но о них мы будем говорить отдельно. 

Внутри на плотном пенополистирольном ложементе возлежат сами Meze 12. Их кабель заботливо смотан и спрятан в комплектный чехол. Это самый миниатюрный чехол для наушников, который я видел. Всего 8 см в диаметре. Едва ли он смог бы закрыться, положи я туда хотя бы один наушник из пары Solaris. Но с учетом габаритов Meze 12, а также весьма тонкого кабеля его размер достаточен. Зато даже в кармане брюк он не только не будет помехой, а вряд ли вообще будет заметен. Тем не менее, он довольно жесткий. Молния качественная и имеет приятный ход, не требующий усилий.

Кроме мини-шайбы чехла, в комплект входит документация, четыре пары силиконовых насадок, одна из которых двухфланцевая, и липучка для стягивания кабеля. Отмечу, что все насадки имеют довольно узкий “выхлоп”. Я бы рекомендовал к Meze 12 Classics V2 что-то более открытое в этом плане. Я использовал Spiral Dot++, но тут такое дело, что комплект (две пары) насадок с доставкой в Украину обойдется вам в цену, сопоставимую цене наушников. Но подобрать “силиконки” с широким звуководом определенно стоит.

В этом разделе не будет отдельного описания кабеля. Потому что он тут несъемный. О нем мы поговорим в “техническом” разделе. Если кабель не съемный – то он уже неотъемлемая часть наушников и должен рассматриваться без отрыва от них. Буквально – без отрыва.

ДИЗАЙН MEZE 12 CLASSICS V2

Казалось, наушники после недавних Dunu EST 112 кажутся просто крохотными. О каком дизайне тут говорить? Но нет. Даже в столь скромное по размерам тело можно вложить достаточно чувства стиля. Как уже я упоминал, корпус Meze 12 выполнен из натурального ореха. Однако, этот материал тут не единственный. Основа дизайна Meze 12 – это органичное соединение “живого” дерева и металла. Алюминий – не самый эстетически родственный древесине материал. Поэтому он тут омедненный методом анодирования. Визуально металлические части выглядят как просто медные. 

Продолговатая часть корпуса сделана из ореха. Привычно вогнутые торцы и носики – из металла. На торцах нанесен лого Meze. Также лого умудрились втиснуть на очень компактный сплиттер. Эти виски-ореховые колера смотрятся очень тепло, естественно и цельно. В принципе, только что я описал звук Meze 12, черт. Не вышло интриги. Но я упустил один эпитет, вот пусть он и станет той самой интригой, крючком, что заставит вас читать дальше.

Носик имеет довольно крупный выступ, поэтому потерять в ухе насадку у вас попросту не получится. Сами же носики имеют защитную сеточку на соплах. Кстати, о соплах. На корпусе Meze 12 имеют сразу два вент.порта. Один расположен у самого звуковода, так, чтобы “юбка” насадки не перекрывала его. Второй – на деревянном корпусе, внизу у места, где кабель входит в него. 

Спойлер в виде фото убил интригу. Поэтому просто скажу, что наушники имеют привычную посадку. То есть не имеют заушин и садятся, как обычная гарнитура. Не самое популярное решение, однако, имеющее приверженцев и нынче. И встречающееся не только в бюджетно-гарнитурном сегменте. 

С учетом компактных корпусов и правильного подбора насадок, посадка у наушников отличная. Спустя какое-то время ты просто забываешь про них. Изредка лишь напоминает о себе кабель. Пожалуй, такая посадка – не для бородатых. Прямо свисающий кабель имеет обыкновение тереться о бороду, создавая заметный микрофонный эффект. Пришлось даже привести лицевую растительность в нечто, именое мною “порядком”. 

С подобранной парой насадок я получил хорошую звукоизоляцию. Шум наземного транспорта и оживленной улицы отсекается весьма добросовестно. Нужно, пожалуй, завести обыкновение обеденной прогулки к ж/д вокзалу для более серьезной проверки звукоизоляции. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ MEZE 12 CLASSICS V2

Наушники обладают невысоким сопротивлением в 16 Ом и не самой высокой чувствительностью в 101 dB@1mWt. Meze 12, как следствие, не шумят и могут работать от смартфона. Но, положа руку на сердце, я бы все же постарался обзавестись к ним хотя бы мало мальски звучащим “свистком” или bt-ресивером. Заявленный эффективный диапазон частот – от 16 Гц до 24 кГц. THD – менее 0,5%. 

Что же скрывается внутри такого крохотного бочонка? Нет, не мед и не ром. Но тем не менее не лишенное сладости и пьянящего послевкусия. Сердцем Meze 12 Classics V2 выступает динамическая система, основанная на мембране с титановым покрытием и звуковой катушке тоже с покрытием, но уже медным. Сама катушка – алюминиевая. Диафрагма некрупная, всего 8 мм. Но, памятуя опыт с EE Valkyrie, я бы вообще не принимал как фактор диаметр мембраны динамика. Эти 8 миллиметров дают и динамику, и некоторый простор для воспроизводимого диапазона, да и сам диапазон не ощущается как-то грубо урезанным.

Титан в данном случае выступает “народной” версией бериллия. Он довольно легок (4,505 г/см3), хоть и не так, как бериллий (1,848). Зато заметно превосходит в этом плане медь (8,960). В этом отношении наиболее привлекательный и перспективный материал – магний. Дешевый и очень легкий (1,740 г/см3!). Но крайне нестабильный и склонный к термическим реакциям. Focal “укротили” его сперва соединением с алюминием, а потом – собственным методом стабилизации. В результате новые Clear и Clear Pro имеют диафрагмы из чистого стабилизированного магния.

И да, о кабеле. Он, как я писал, несъемный и  имеет прямой 3,5мм джек. Разумеется, о какой-то перепайке на баланс тоже речи не идет. Он очень мягкий, тонкий, имеет оплетку из неких синтетических волокон. То есть хорошо скользит и не будет сататься. Тем не менее, выполнен он из бескислородной меди высокой степени очистки – 6N. Пусть шестерка вместо привычной семерки не вводит вас в скепсис. Мой гибридный кабель iBasso CB13 также имел медную составляющую такой же степени чистоты. Кстати, у кабеля нет регулятора. Так что без смекалки отрегулировать длину разветвления не выйдет.

ЗВУК MEZE 12 CLASSICS V2

Давайте сразу условимся. Мы говорим о наушниках за ~70$. То есть исходим из этого и свои ожидания строим также на основе этого факта.

Я упомянул три характеристики – теплота, естественность и цельность – но говорил, что есть и четвертая. Четвертая черта, определяющая звук модели в целом. Подача наушников такова, что они магическим образом превращают ваш источник в… лампу. Вся эта теплота, цельность и естественность тембра с поправкой на упомянутую ламповость – и, кажется, что над “выхлопом” трудятся уже не бездушные микросхемы, а ламповый усилитель. Звучание мягкое, сочное, но без “мыла”. С сохранением текстурированности, хоть и без сверх тщательной проработки. Текстуры подаются с некоторым упрощением, но без откровенного сглаживания драчевым напильником. Вот и пригодились знания из уроков труда. 

Meze 12 имеют выраженное доминирование макродинамики, нарочитую музыкальность презентации и неожиданно СЧ-ориентированное звучание. Признаю, я не ждал столько открытых СЧ от этой модели. Да, есть некоторая сглаженность, свойственная наушникам в целом, но, тем не менее, они в середине звучат открыто и насыщенно. 

Эта цельность имеет четко выраженное сладкое послевкусие. Почти густые, но не приторные от излишка патоки, Meze 12 сравнимы с качественной медовухой. Это, конечно, не 21-летний Курвуазье с тонкими нотками меда. Но качественная, натуральная медовуха, которую я заказываю из Миргорода (контакты дам в личку). 

Чем по-настоящему цепляют наушники, это тем, что после всех моделей, поражающих техничностью, масштабностью, дающих невероятную информативность верхних октав, они просто оставляют вас наедине с музыкой, выделяя лишь основную ее часть. Разумеется, они не лишают вас всего вышеперечисленного, но имеют несколько упрощенную интерпретацию этих моментов. Так, я с огромным удовольствием переслушал с Meze 12 v2 дискографию Portugal. The man. Фантастическая группа, чьи альбомы я стал слушать заметно реже по мере роста уровня моего тракта. Тот случай, когда сочинительский талант музыкантов многократно превышает качество самой записи. А в остальном настоятельно рекомендую, не пожалеете. 

То же самое касается и Queen. Далеко не самым выдающимся образом записанный Brighton Rock на Meze 12 v2 звучит восхитительно. Ты просто уже не размениваешься на эти мелочи. Вот ты, а вот четверо гениев, творящих безумства. Есть все-таки аудиофильская музыка, а есть – меломанская. Не забываем, ради чего все это, слушая музыку, а не устройства. 

Но вернемся на поле аудиофилии. 

СЦЕНА

Наивно было бы ждать от Meze 12 Classics V2 сцены ширины открытых магнипланаров. Или хотя бы полуоткрытых динам вроде FD5 или Zen. Ширина сцены средняя. Образы не свалены в кучу, присутствует четкое разделение и позиционирование. Если разделение на микро уровне, когда речь идет о мелких нюансах звучания инструментов или голосов, на базовом уровне, то вот с разделением макро-образов проблем нет. Они имеют границы и хорошо распознаваемы. 

Meze 12 формируют воображаемую сцену за счет крупной презентации образов и их плотной “расстановки”. Оттого отсутствует ощущение обилия воздуха между инструментами. Сцена довольно камерна и интимна. 

Уходящие очень низко НЧ дают явственное ощущение глубины пространства. Технически наушники не могут дать четкий контраст между слоями, поэтому Meze 12 при неплохой глубине все-таки лишены эшелонированности пространства, доступной в более высоком ценовом сегменте. 

В остальном сцена воспринимается геометрически естественно и пропорционально. Хорошо записанный вокал имеет склонность звучать несколько выдвинуто. Что хорошо сочетается с общей интимностью презентации Meze 12. Но это не происходит вопреки задумкам звукорежиссера. Скорее дополнительно подчеркивает особенности сведения. 

В качестве примера приведу Keep Talking. Вот уж где много вокала, ведь, помимо Гилмора и батальона бэк-вокалисток, в записи использован “голос” Стивена Хокинга. Сам по себе вокал записан превосходно, и масштабность самой композиции не предусматривает откровенное “вытягивание” презентации в угоду вокалисту(-ам). Meze 12 не ломает через колено построение пространства, а дает звучать голосам естественно и гармонично соотносимо с остальными образами. 

Обратный пример. Шикарный “гротескный” Мэнсон, прекрасный в своей мрачной эстетике. Вокал Брайана Уорнера звучит на переднем крае, эта особенность сведения дополнительно подчеркивается двенадцатками, создавая прочную связь между исполнителем и слушателем. Настоящая “химия”, заставляющая поставить трек на repeat. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Низкие частоты не заигрывают со слушателем арматурными намеками на скорость и повышенную контрастность на пиках текстур. Напротив. Это чисто динамичные НЧ с умеренным расширением и хорошей глубиной. За счет первого достигается эффектность средних частот. НЧ не “подмешивают” своего влияния, несмотря на заметную прибавку в массе и их количестве как таковых. Глубина же обеспечивает неожиданно неплохой суб-бас. Собранный, телесный, но без привычного для более дорогого сегмента внимания к текстурам. Причем, эта прибавка касается всего диапазона в равной степени. За счет этого мид-бас хорош своей ударностью, тактильностью, но он не перетягивает одеяло на себя. Оставаясь лишь равнозначной частью низкочастотного фундамента.

Мид-бас чуть округл, его фактура представлена в макро-масштабе. Образы крупные, тембры естественные, тепловатые. Бас не шокирует скоростью. Скорее, это средние по скоростным характеристикам НЧ. Атаки не смазаны, но лишены подчеркнутой артикулированности. Затухания, в свою очередь, естественны и довольно насыщены. Хотя и без свойственного некоторым динамам полураспада. Лампа, одним словом. Хорошая добротная лампа. Без смазанного и слишком сглаженного звучания. “Слишком”, потому что все же характер такой – без тщетных попыток насытить звук деталями и передать текстуру. 

Наушники довольно проворны, несмотря на вес НЧ и размеры образов в диапазоне. Им почти всегда хватает контроля, кроме самых сложных моментов, когда не вывозит или разрешение, или скорость драйвера, и мы получаем некоторую кашеообразность. Сложная и быстрая музыка, особенно тяжелая, наушникам не слишком хорошо подходит. Зато там, где им не нужно, спотыкаясь, поспевать за фонограммой, они хороши. Неожиданно хороши. 

Ярчайший трек из славных 80-х. Конкурент за звание идеально записанной бас-бочки для приснопамятного лайва Hotel California. И гитара, и ударные записаны превосходно. Meze 12 Classics V2 здорово передают макро-динамику композиции. Бочка реалистична, прекрасно воспроизведен “размер” инструмента. Гитара обладает насыщенным тембром. Пусть, текстура передана не столь богато, как это достигается с более дорогими моделями, инструмент не теряет своей чарующей обаятельности. Рекомендую трек для теста низких частот. Где важна передача тембра, объема и общее разделение НЧ. А не скорость драйвера. С разделением при отсутствии “высоких скоростей” у Meze 12 порядок. Важно, чтобы источник давал им себя показать. С комплектным адаптером к Android-смартфону звучание наушников было заметно более слитным, чем с тем же Hiby R3. 

Во вступлении Meze 12 показывают силушку молодецкую. “Звездный час” для наушников, когда есть один крупный образ, а также нет высокого ритма и присутствует хороший контраст в виде вокала Артура Расселла. Чуть сглаженная текстура сполна компенсируется полнотелостью, живой теплотой и приятным тембром. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

СЧ внезапно для меня оказались “сердцем” модели. Я ожидал от них V-образности и более сильного акцента на НЧ. Но Meze не стали идти на поводу у моих ожиданий, и наделили модель по-настоящему аудиофильскими СЧ. Помнится, когда я покупал упомянутые AKG K403, то пришел в магазин за другой моделью. Это были буквально носимые каждым вторым Koss Porta Pro. Но, послушав их, я воззвал к аудиофильским высшим силам “Где же средние частоты??” На что продавец заметил: “Зато какие басы!” Бас там, к слову, тоже был очень так себе. В общем, ушел я оттуда с K403 на ушах. Сколько же они выдрали мне волос своим съезжающимся оголовьем!

Так вот. СЧ Meze 12 это, пожалуй, главное, что меня тогдашнего, еще не оперившегося аудиофила (я и слова то такого не знал!), толкнуло бы к приобретению модели. Посудите сами. Середина обладает неплохим разрешением, которого не ждешь от этого сегмента. Разделение СЧ демонстрируют заметно более проработанное, чем в НЧ-диапазоне. Радует также и неплохая протяжность. Звук существует как бы не сам по себе, а наделен всеми положенными атрибутами. Имеет четкую артикулированную атаку и явное, выраженное затухание. 

СЧ хороши и своей уравновешенностью по краям. Нижняя середина не теряется в тени густого массивного баса. Присущая ему ударность и плотность не зажимает НСЧ в углу, давая простор для динамики и тембрального многообразия. Вокал, как я говорил уже, передается хорошо. Возможно, женские и в общем высокие голоса несколько теряют блеск и энергичность. Но взамен наушники дают контроль ВСЧ диапазона. Что немаловажно с учетом в целом выделенных и выдвинутых вперед СЧ. Верхняя середина чуть сдержана, деликатна. Градус повышается впритык к нижним ВЧ. Причем, довольно умеренно, без перегибов.

Что можно назвать коньком средних частот Meze 12, так это инструменты, живые инструменты. Гитары, духовые, виолончели, фортепиано. Особенно сладко и переливчато звучат клавишные. 

Великолепная Хироми Уэхара и ее неподражаемое трио. Инстурмент Хироми заполняет каждый закуток пространства. Даже жирный контрабас и быстрые ударные ему не помеха. Середина выделена, и в результате рояль приобретает еще большую эмоциональную подзарядку. Возможно, Meze 12 недостает техничности и лучшей передачи микро контрастов. Но чего у них не отнять, так это отличной макродинамики и умения передать эмоции. Это как в том кейсе с Portugal. The Man. К черту все это, я хочу просто слушать Guns and Dogs. 

Качающий, динамичный трек. К тому же неоднократно меняющий ритм. Благо, даже на пиках Meze 12 не ударяют в грязь лицом. Вокал Джона Гурли, гитары, рабочие барабаны выводятся без излишней слитности, наушники блюдут границы образов. А некоторая упрощенность в воспроизведении мелких деталей компенсирует не самое выдающееся качество записи. Выводя на первый план динамику, эмоции и море драйва от этих парней из Аляски. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Упомянув выдвинутые СЧ и подкачанные по массе НЧ, можно сделать вывод, что верхним частотам тут просто не остается места и они убираются восвояси  с авансцены. Так да не так. Разумеется, Meze трезво оценили технический потенциал модели и сделали ставку на сбалансированность звучания. Конечно, можно много к чему начинать придираться, но в целом, если смотреть на модель в общем – она как раз-таки сбалансирована. И при таком взгляде становится очевидно, что с этими недостатками вполне можно уживаться.

ВЧ количественно находятся где-то на отметке “чуть выше нуля”. Если “нулем” считать отметку, когда их не хватает. Потому крайне рекомендую источник с подчеркнутыми ВЧ и, ни в коем случае, не зажатыми. С Lotoo я не испытывал явной нехватки нижних ВЧ, да и протяжность не заставляла плеваться. А вот с Hiby R3, который более органичен Meze 12 с точки зрения цены, все куда как хуже. Свойственная сглаженность и зажатость ВЧ заметно прибивала динамику и лишала звук яркости. Перкуссии словно растворялись, теряя насыщенность, энергетику и, что еще хуже, послезвучия. Так що майте на увазі.

Про ВЧ Meze 12 сложновато быть многословным даже мне. За меня все скажет Музыка.

Невероятно крутое исполнение сложной, можно сказать, монументальной композиции. И поди разберись, какая версия нравится больше. У оркестровой версии с одноименного альбома (с оркестром вживую ее играли единожды, кстати) есть какая-то волшебная воздушность, ощущение полета. Резких взлетов и стремительных падений. У версии от Блюдца полного секретов Ника Мэйсона присутствует еще такая задорность и драйв, что диву даешься, откуда столько прыти у, прямо скажем, немолодого в общем-то Мэйсона. Его интерпретация ранних Pink Floyd мне куда ближе, чем бесконечные лайвы Уотерса со Стеной или DSotM.

Meze 12 неплохо строят пространство и уверенно насыщают его информацией. Присутствует некоторая сглаженность, чего греха таить. Но сам “угол среза” выбран так удачно, что сама по себе эта шлифовка не бросается в глаза. А становится очевидной лишь при лобовых сравнениях с более мастеровитыми наушниками. Если посмотреть на АЧХ модели, то видно, что есть пик в районе 16 кГц. Видно, что с ВЧ поработали, так как удалось добиться некоторой слоистости, хоть и весьма базовой. Композиция демонстрирует явную нацеленность наушников на передачу обертонов, хоть и с несколько умеренной протяжностью. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще раз поделюсь своим мнением. Meze 12 Classics V2 получились полноценным пропуском в мир аудиофильского звука. С них можно начинать. Они дадут более чем понятное представление о живых и осязаемых НЧ. О том, что такое их контроль, но также могут и показать, что такое его нехватка. В качестве назидательного примера и напоминания, что стоит двигаться дальше. Они приоткроют завесу в мир прозрачных и рельефных средних частот. Но открывшейся щели в этом занавесе будет достаточно, чтобы распробовать их на вкус и непременно захотеть добавки. Ну и они покажут, что ВЧ должны дышать, им должно хватать пространства. И что блеска может и должно быть больше. И даже там, в самых дальних уголках АЧХ, есть формы жизни. 

Meze 12 V2 можно сравнить с передачей про путешествия на National Geographic. Можно потратить полтора часа на нее и остаться удовлетворенным увиденным. А можно, посмотрев ее, самостоятельно пуститься в долгое и увлекательное путешествие. С неизвестным наперед финалом.