Где она – грань портатива? И что делать, если идея хороша, но ведь портатив – это компромиссы и ограничения. Снова и снова. И приходится мириться с компромиссной реализацией казалось бы прекрасной идеи. Топовые ЦАПы, лучшие компоненты, продвинутые усилители – все это разбивается о необходимость питания в компактном размере. В свете этого стоит ли говорить, что я с неподдельным интересом ждал релиза финальной версии плеера iBasso DX220 Max. Его пообещали незадолго после выпуска 220ки. Которая, в свою очередь, и на то время была и на сегодня остается если не абсолютным топом, то как минимум очень интересным решением за свои деньги. Когда я увидел на первых фото 220 Max иначе чем Mad Max про себя я его не называл.

Наливайте себе чаек или чего-то поинтереснее, обзор вышел не на 5 минут.

Технические предпосылки.

Судите сами. Корпус из нержавеющей стали. Тоже мне новинка – скажете вы. Да половина портатива во главе с Astell&Kern его использует. Согласен. Это лишь деталь. Дальше – больше. Пара восьмиканальных “полноразмерных” ES9028pro. Я уже много устройств слышал на этом ЦАПе. В различных вариациях и реализациях. Помнится, у его предшественника, уже ставшего не то чтобы легендой, но мифом – DX100 – был и ЦАП предшественник – 9018. Но мир не стоит на месте. И пусть на сегодня 9028pro не самая новая версия чипа от ESS, но и дело ведь не в этом. Вопрос, как водится, в реализации. Неверующим советую сравнить DX200 и, например, theBit Opus #2. Оба плеера хороши, но и столь же разные. Ну а возвращаясь к герою сегодняшнего обзора, отмечу, что на компромиссы в обвязке ЦАПа тут не шли. Обычно на них обрекает размер. Что ж, тут он без претензий на портативность.

Следующий компромиссный момент – питание. Повальное большинство современных устройств питается от стандартных батарей на 3.6 вольт. С одной стороны хорошо, что времена диких 9 или вообще 12 вольт в общем прошли. И теперь практически любой плеер можно подключить к зарядке смартфона хоть на работе, хоть в поезде. А хоть “долить” пару часов воспроизведения из пауэр-бенка. В общем, разучился страдать современный аудиофил. Но с другой стороны не такая уж проблема заряжать устройство собственным зарядным устройством. Тем более если девайс того стоит.

Начало знакомства.

Включив плеер, я удивился одному факту. Изначально ничего не предвещало беды и на заблокированном дисплее отображалась одна иконка батареи. Как обычно, сверху справа. Разумеется, я разблокировал дисплей. И обнаружил две иконки. Еще одна добавилась там же в статус-баре, но слева. С другим показателем заряда. “Что за чертовщина?” – подумал я и перезагрузил устройство. Иконки не исчезли. “Что за бред?” – подумал я и полез читать спецификации. А это, чтобы вы понимали, в современном мире крайняя безысходность. И оказалось что иконок и впрямь должно быть две. Потому что батарей в устройстве две. Две! Одна из них предназначена для питания ЦАПов и процессора, а вторая для усилительной части. А копнув еще глубже, я понял, что все еще веселее. На самом деле батарей не две. Фактически их пять. Пять, Карл! А все потому, что батарея для питания усилительной части на самом деле являет собой высоковольтный блок из четырех таковых. И заряжаются батареи для ЦАПа и для усилителя от разных портов.

Но про это чуть позже. И, оказывается, из пауэр-бенка действительно немножко можно долить. Но только в одну батарею. Ибо второй блок высоковольтный и представляет собой честные + и -8.4 В. Без никаких повышающих трансформаторов и прочих ухищрений. Только труЪ. Только хардкор. Что такому монстру жалкие 3.2 В на выходе? И на один зуб не хватит. Так что бодипозитивный по размеру DX220 Max на деле вполне себе за правильное и раздельное питание.

Упаковка и комплектация

Ну давайте не сегодня? Да, такое взрослое устройство, а я опять за свое. Ну не интересен мне этот раздел. Моя бы воля, я бы писал сразу про звук. Вот как напишу когда-нибудь… В общем, ладно, я отвлекся. Упаковка достаточно проста и лаконична, черного цвета.

коробка ibasso dx220 max

Тут нет всех тех нестандартных решений, что были у младшего брата. Из интересных моментов – в комплекте с плеером есть чехол. Судя по всему кожаный. Если кожзам, то качественный. Садится на плеер плотно, предоставляя полный доступ ко всем портам устройства. Я бы пожелал закрыть слот для карты памяти, но не в этом случае. Можно заказать себе у какого-нибудь мастера кастомный, который такую возможность предоставит. А пока и стоковый неплох. У него выразительная и рельефная текстура кожи. Даже нарочито выразительная и рельефная. Так что плеер не скользит в руке.

Дизайн и эргономика.

Как я уже говорил, вряд ли плеер можно назвать портативным. И он на эту роль даже не пытается претендовать. Добротный увесистый брусочек из нержавеющей стали. По всем параметрам плеер больше 220го, и объеденяет два плеера разве что диагональ дисплея и Андроид на борту. Абсолютно простая форма с чуть скругленными гранями. Это не полет фантазии и торжество технофилии, как, скажем, у Kann Cube. Но шармом этот брусочек металла тоже не обделен. И шарм этот в чем-то походит на Дорогу Ярости. В положительном смысле.

Вообще полированая нержавеющая сталь выглядит очень даже красиво. Строго, брутально, но красиво. Тем более в сочетании с золотистым цветом на разъемах и крутилке громкости. Тот случай, когда вживую выглядит девайс намного интереснее, чем на фото.

Большинство передней панели занимает сенсорный экран. Он не столь безрамочный, как DX220, но по качеству, пожалуй, аналогичен. В качестве ОС так же используется Андроид. Не буду останавливаться на этом пункте, управление логичное и знакомо всем, кто хоть раз пользовался Андроидом.

Нижняя грань плеера содержит крутилку громкости золотистого цвета. После 200ки, 220ки, 160ки и всех остальных новых моделей такой перенос видится чуть странным решением, но учитывая сценарий использования малыша, очень даже логичен. Колесико расположено справа, достаточно большое и что еще более интересно, оно механическое. Аналоговое. В общем, приятное и плавное. Отрицательных моментов тут два, и то второй субъективен.

Во-первых, на самом начале шкалы есть разбаланс каналов. Увы, это нормально для механики, и буквально на паре градусов поворота ручки громкости разбаланс уходит. Громкость при этом заметно ниже комфортной и разве что приближается к фоновой. Но вдруг кому-то осадочек останется. Вот, мол, Фиио сделали гибридную регулировку…

Но это был первый момент. Второй, подчеркну, субъективный. На экране не отображается громкость, выставленная на плеере крутилкой. На самом деле вряд ли кому-то это важно. Но мой чертов перфекционизм хочет видеть красивые цифры громкости.

Зато вращение тут кайфовое. Так что покрутим еще немного громкость туда-сюда (не надо в этот момент включать воспроизведение и подключать наушники) для пущего удовольствия и двинемся дальше по нижней грани.

Левее от регулятора расположился обычный выход стандарта 3.5mm. И с учетом мощи на этом вопрос выходов можно было бы закрыть вообще. Но не тут то было. Еще левее расположился балансный выход 4.4. Я не особо жалую этот стандарт, но с учетом размеров устройства – сюда бы влез даже XLR. Но его ставить не стали. Зато дополнили наушниковые выходы полноценным балансным линейным выходом стандарта 4.4 мм. Те, у кого усилитель “понимает” балансный вход, полагаю, решение оценят. А межблочник все равно заказывать кастомный.

На левой грани ближе к верху расположен слот для карты памяти micro-SD.

На верхней грани справа расположен разъем для питания. Нужен для зарядки высоковольтного блока батарей, питающих усилитель.
Чуть левее от нее (что немного необычно) располагается кнопка включения/блокировки устройства. И, право, будь она не подписана, я бы подумал, что это симпатичная заглушка в разъеме 3,5, но нет. Слева по классике iBasso расположен цифровой выход S/PDIF. А ближе к средине расположился слот USB-C для зарядки менее прожорливой батареи и коммуникаций со внешним миром.

В качестве завершительного штриха о дизайне отмечу, что Mad Max выглядит вполне себе рыцарем в доспехах. Все порты и слоты заметно утоплены в корпус и имеют вокруг небольшое углубление. Так что создается впечатление, что внутри лат из нержавеющей стали плеер имеет корпус из латуни. Может быть, так и есть на самом деле. Во всяком случае после экспериментов с медным корпусом у лимитированной версии DX200 я бы не удивился. И наводки ловит меньше, и броня двухслойная.

Звук

Полюбовавшись внешностью, самое время приступить к описанию звука. Ведь собственно, ради него должны страдать инженеры. Хотя что до их страданий аудиофилам. Вот кто страдает по-настоящему!

Для начала скажу, что плеер меня поразил. Я сознательно отходил несколько дней от эмоций дабы описание не походило на счастливый до поросячьего визга памфлет, но, подозреваю, оно все равно будет. В качестве оправданий скажу, что по моему скромному мнению DX220 Max являет собой если не лучшее, то одно из лучших устройств на рынке с точки зрения звука и универсальности в раскачке наушников.

Устройству присущ прекрасный контроль по всему диапазону. Вкупе со столь же прекрасной протяжностью этого самого диапазона как вверх, так и вниз создается потрясающе взрослая полновесная и многогранная звуковая картина. Чаще в описании я избегаю слова “взрослый звук”, ибо оно, хоть и несет отсылку к “большому” аудио, для меня лично является отражением того, что НЧ в той или иной степени превалируют в общей подаче. А тут этого нет. Ну, почти. И все же я не отказываюсь от своих слов в свете того, насколько качественной может быть проработка низов. Поначалу я действительно удивился. Чтобы не сказать больше.

Низкие частоты

Так вот, НЧ. Я не подсматривал в спецификации, но если там написано от 5 или от 10 Гц, то девайс может. Тут все упирается в возможности наушников и если надо достать что-то из инфернальных глубин, этот толстячек может. Если надо долбануть со всей убедительностью и мощью – можно и так. Со всех ударных установок и всей огневой мощью. Ударная установка в паре с электронной партией синтезированного баса? Да пожалуйста, вот вам и это и это. Едва слышное эмбиентное вступление с обволакивающим, как ветер, эфемерным басом? И тут девайс достаточно деликатен. Кстати о ветре. Если в записи он действительно адекватен, а не выхолощен до высокочастотного свиста, реалистичность потрясающая.

В общем, как понятно из вышеизложенного, вариативность ударов прекрасна. Протяжность диапазона прекрасна. Реалистичность тоже очень хороша. Из особенностей подачи отмечу тугие собранные и монументальные удары. С полноценным весом и масштабом, но без ухода в жир. Достаточно убедительные и массивные, но без излишнего акцентирования самых нижних слоев НЧ там, где этого не надо. Подача диапазона имеет едва заметный намек (и только намек!) на сухость, но с прекрасной натуральностью диапазона.

Кроме того, многое зависит от записи. Это тот плеер, на котором слышно, что на альбомной записи ударные чуть суше, а на концертном DVD чуть жирнее. И уже интересно, какими же малозаметными и не столь важными на первый взгляд нюансами блеснет ремастер. Единственная моя придирка кроме, пожалуй, чуть добавленного контраста в том, что количество самых низких частот буквально самую малость избыточное. Это с одной стороны добавляет монументальности, веса и убедительности (вот мы и вернулись к тому самому взрослому звучанию в начале), но с другой – буквально столько же убавляет естественности. Полагаю, именно таким образом сказывается запас мощности, которая способна разорвать некоторые наушники в кровавые ошметки.
И да, несмотря (а скорее благодаря) тому, что плеер прекрасно передает текстуры инструментов со всей подобающей диапазону убедительностью и естественностью, металл плеер валит аки сам Сатана.

Но в качестве доброго (по отношению к миру, не слушателю) металла вот такой прекрасный пример из не менее прекрасного концертника.

Конечно, тут стоит слушать запись из концерта The Link Alive, но с чего-то его нет на ютубе в приемлемом качестве. И да, мне очень нравится The Art of Dying, да и вообще концерт считаю чуть ли не эталонным образчиком хорошей (само собой, не идеальной) живой записи, но в музыкальном плане Clone более сложная и разнообразная. Потрясающая атмосфера живого выступления, резкое и мощное вступление с дальнейшим развитием партии ударных, двойная бочка, бласт-биты и безупречная, но эмоциональная техника игры Марио не остается без внимания. И да, после таких треков понимаешь, почему в музыкальной среде этот французский ударник получил негласное прозвище “Beast”.

Средние частоты

СЧ обладают прекрасной детальностью. Они ничуть не приукрашены, техничные и быстрые. Им хорошо дается проработка как микро- так и макродеталей в записи. Благодаря хорошему динамическому диапазону плеер прекрасно выдерживает баланс между общим планом композиции и его мелкими нюансами. При этом ему прекрасно дается в ровной степени и то, и то, но без чрезмерного акцентирования тех или иных нюансов записи. Таким образом получается потрясающе целостная и музыкальная, но подробная звуковая картина. С хорошей реалистичностью и натуральностью. Прекрасная передача тембров инструментов и вокала дополняется их эмоциональной достоверностью. Без превалирования какой-либо части диапазона, упрощений или скидок.

Некачественные записи, увы, звучат некачественно. Хорошие – хорошо. Гроулинг глубок, телесен и напорист настолько, насколько может вокалист. И если он не умеет петь (я сейчас имею в виду певческую позицию и правильную технику вокала, кто понимает о чем я), то он так и звучит. Без скидок и поблажек. Хотите больше плотности и веса? Подберите к плееру какие-нибудь наушники, добавляющие напора и драйва. Скажем, Mr. Speaker Ether Flow или EE Legend X. Да, они разные по форм-фактору, но плееру с такой неординарной усилительной частью этот момент настолько пофиг, что вы себе даже не представляете. Ну и женский вокал тоже ровно в той же степени прекрасен, как на записи.

И тут можно было бы привести пример какого-либо вокального джаза, как подобает настоящим аудиофилам. Что-то из Beth Hart или там Diamanda Galas, дабы прослыть тем еще эстетом. И да, я их слушал и наслаждался. Их и многое другое. Более или менее аудиофильское и мейнстримное. И звучит это все очень и очень круто. Но постольку металл плеер играет как сам Сатана, продолжим в этом направлении.

Возможно, я уже когда-то приводил этот трек, но так тому и быть. Он действительно входит в мою подборку тестовых. Кроме того, слушаю я его всегда с большим удовольствием. Массивные сокрушающие ударные во вступлении сменяются атмосферным инфернальным, а порой истеричным и леденящим душу вокалом Нергала.

Верхние частоты

ВЧ. Они прекрасны. На этом все. Честно, я не имею вопросов, они максимально близки к моему личному идеалу передачи верхов. Скорость, детальность, протяжность, наполненность, проработка, натуральность – все, как того и требуется. У меня просто нет слов. А если у автора и графомана не остается слов, поверьте, это что-то да значит. В свое оправдание скажу только, что к ВЧ плеера я еще вернусь в разделе сравнений.

Кто там говорил про истеричный вокал? Изначально я хотел поместить на эту позицию что-то из Dir En Grey, но ничего, что бы по достоинству демонстрировало и вокал Кё Нисимуры, и ВЧ, раз уж трек этот тут, я не нашел, так что тут будет вот этот. Не менее крутая уже, увы, не существующая группа с абсолютно крутым вокалом Асфодель и кучей атмосферных эффектов, которые как раз и есть неплохим тестом проработки диапазона. Не свалить все это безумие в кучу уже дорогого стоит, но благодаря безупречной очерченности и детальности iBasso DX220 Max не останавливается на этом и раскрывает запись во всей красе.

Сцена

Тут так же хотелось бы отметить чуть подчеркнутое разделение планов и инструментов. Едва подчеркнутый микроконтраст. Это добавляет эффектности, эмоций и самую малость – выразительности солирующему инструменту. При этом не перекраивая звучание композиции и оставаясь в полной мере внимательным к записи. Ширина и глубина тут не просто больше среднего – они могут быть рекордными, если того требует запись. В итоге все сводится к тому, что смогут ваши наушники и что заложено в композицию. Разумеется, с величайшим вниманием к ней.

Сколь прекрасно слушается какой-нибудь стадионный рок типа Джона Бон Джови, столь же прекрасно звучит камерный джаз Орнета Коулмена или Телониуса Монка. Но, еще раз подчеркну – все строится с упором на саму запись. Так что если запись с достаточно небольшой сценой – девайс не пытается добавить от себя чуть больше воздуха и раздуть все это в попытке придать больше масштаба.

Но честная и беспристрастная подача задает высокий уровень для записи. Как по мне, все упирается в критичность слушателя, и живые выступления на плеере звучат очень и очень хорошо, но при условии хорошей их записи. Даже не идеальной – хорошей. Иначе могут быть проблемы. Если ВЧ дрянь – она никуда не денется.

Сравнения

Ну ладно – скажете вы, – а как же тогда главный конкурент – AK Kann Cube? Ведь он если не создал этот форм-фактор, то стал одним из девайсов, популяризовавших его. Да, стал. Да, популяризовал. А может и создал. И да, по размеру плееры очень даже похожи. Фронтально чуть ли не миллиметр в миллиметр. Но это по размеру.

Astell&Kern KANN Cube

Что касается звука, отличия есть. И они отнюдь не в пользу АК. Это при том что в общем Кубик тоже не из робкого десятка и обладает очень даже неплохим звуком.

ibasso dx220 max, Astell&Kern KANN Cube

Ничего личного, просто Mad Max лучше. В сравнении с Максом Кубик звучит проще. Прежде всего по двум факторам. Проработка ВЧ и контроль. Т.е. звучит девайс, несомненно, хорошо, но… Обычно. И более комфортно.

Низкие частоты

НЧ немного уступают плееру от iBasso. Я не могу сказать, что девайс от АК откровенно сливает. Он просто немного уступает. В нюансах. Часто незаметных. Протяжность диапазона. Контроль. Вариативность ударов. Рельеф. Характер. Передача тембров. Ну вот банально берем и сравниваем в лоб. И получаем более целостную подачу Канна и более подробную, рельефную и многогранную DX220 Max.

Конечно, плюсы у Куба есть. Во-первых, самый низ тут чуть менее заметен. А чуть меньший контроль и чуть большая слитность диапазона дает неожиданную прибавку в натуральности. Да, этот плюс из серии “не было бы счастья”. И этот плюс был бы реализуем при условии того же контроля и динамического диапазона. А так звук просто более гладкий и комфортный, чуть менее рельефный. Чуть менее насыщенный. Т.е. богатые обертона и реверберации например, деревянных струнных инструментов у Куба чуть проще. Так что в сухом остатке на стороне Куба по низам только меньшее (более правильное) количество самых низких частот.

На стороне Макса реалистичность, натуральность и достоверность, протяжность, детальность, скорость, контроль, динамический диапазон.

Так что даже там, где Куб, казалось, вытягивает из записи все, что у нее в подсознании, 220 Max находит что-то, что в силу подачи АК остается незамеченным, пусть и присутствует в записи. Моменты вступления той или иной партии инструмента, характер удара, сила удара, его рельеф. Как раз благодаря контролю и динамическому диапазону.

После Макса Куб звучит спокойнее и менее натурально. Нет, ничего не пропадает и не исчезает, но чуть теряется рельеф, масштабность, вес ударов, их реалистичность. А натуралистичность диапазона в общем ниже, чем у героя обзора. Таким образом звучание получается комфортнее, но и чуть проще.

Средние частоты

Тут с натяжкой могу отметить паритет. С натяжкой потому что, во-первых, разница в подаче, во-вторых опять же натуральность и рельеф. Куб не упускает деталей, но в своей фирменной текучей манере вписывает их в общее звуковое полотно. Макс, словно магией, владеет динамическим диапазоном и ему не надо дополнительных красок для передачи интонаций и нюансов записи. Так что с отличиями в виде чуть жирнее и слитнее у Куба и чуть беспристрастнее, реалистичнее и ближе к записи у 220 Max между девайсами можно поставить знак равенства. Плюс-минус.

Верхние частоты

И опять Макс лидирует. Плееры не получится считать паритетными ни по протяжности, ни по проработке диапазона. Куб звучит более комфортно. В его манере подавать диапазон более слитно и телесно, но тут-то и кроется дьявол. Самые мелкие детали часто не первого плана он упускает. Так что самые верха у АК оказываются более приглажены и менее агрессивны. Но и менее натуральны. Чуть проще обертона и затухания, чуть хуже очерченность инструментов и отработка атак в целом.

Сцена

Что касается сцены, то тут Куб более склонен к масштабности. Он дает больше пространства и воздуха, имея склонность чуть подраздувать сцену в сравнении с Максом. Последний относится к записи более внимательно. Зато Куб более прощающий в плане качества записи.

Lotoo PAW Gold Touch

Ну, ок, – скажете вы. А как же тогда тот самый, топ оф зе топс оф зе топс оф зе топс? LP который GT?
А ему-то что будет? – отвечу я. Он как был топ оф зе топс, так и остался. Как был референсом, так и есть. И если у меня возникали сомнения в том, кто же из пары малышей правдивее, я спрашивал у ЛПГТ. И он показывал, что тот самый рельеф, тот самый слегка подкрученный контраст подкручен буквально едва-едва. А АК немного проще.

ibasso dx220 max, Lotoo PAW Gold Touch, Astell&Kern KANN Cube

Что же касается разницы Макса от Тача, то главное отличие между плеерами в размере в том, что девайс от Lotoo еще более натуральный и естественный. Вот та чуть большая слитность, которая могла быть реализована как плюс в подаче АК, реализована тут. Порой удары кажутся менее очерченными, но они реалистичнее и натуральнее, при этом в полной мере имея и рельеф, и массу.

Тот самый упомянутый чуть подкрученный контраст у iBasso DX220 Max чуть упускает изящность. Т.е. незаметные вступления, атмосферные моменты, легкие удары Тач передает чуть лучше. Он изящнее в подаче всего диапазона. При этом что касается диапазона динамического, то и тут Lotoo Paw Gold Touch чуть-чуть лучше. Самую малость. То самое легкое подчеркивание первого плана, очерченности инструментов – если хотите, можно назвать это микроконтрастом – у Макса играет с ним злую шутку. Не совсем злую, но в топовом сегменте важен каждый малейший нюанс. Так что чуть форсируя эмоции плеер столь же чуть жертвует натуральностью. Заметно слабо, порой и незаметно совсем. А металл, как я уже говорил, он играет очень круто. Как раз благодаря этому.

Ну и второй момент, где Макс чуть уступает, в естественности – та самая нижняя часть диапазона. Суббас. Его оказывается буквально самую малость многовато. Само собой, этот момент более заметен на чувствительных (или нет) иемах, и тут я вполне признаю несостоятельность такого сравнения, ибо кто же будет слушать Макса с иемами? А вот на тяжелых полноразмерах уже становится понятно, кто тут Mad Max. Нет, Тач тоже не из слабого десятка, но все же мы говорим о портативном и переносном плеерах. И, будем реалистами, это две большие разницы.

По итогу сравнения между титанами могу сказать, что звучание у них как минимум похожее. Как максимум – если не сравнивать в лоб, подозреваю, между ними и вовсе можно поставить знак равенства.

Заключительное слово

AK Kann Cube заслужено можно считать законодателем форм-фактора домашнего плеера. Но iBasso DX220 Max, несомненно, станет тем плеером, который зацементирует его. Да, пока не послушаешь плеер, его трудно понять. зачем 2 батареи? Зачем огромный размер и вес в 750 граммов? Но топовый безо всяких скидок звук, огромная мощность, контроль любых наушников, отсутствие шума на выходе делает плеер незаменимым домашним компаньоном искушенного аудиофила.