ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня речь пойдет о наушниках HiFiMan Sundara, но для начала немного мемуаров. Первыми магнипланарными наушниками, с которыми мне довелось столкнуться (а было это еще на заре моего извилистого пути по кривой дорожке аудиофильского разврата), были Hifiman HE400i. Пусть и начального уровня, они все же смогли произвести впечатление для новичка в мире большого звука, сами понимаете. Но чем больше я имел дело с различного исполнения наушниками, тем больше понимал, что первые впечатления были, как всегда, обманчивы. Особенно, когда по прошествии времени снова слушал 400-ки, да еще на разных источниках.

Но для своего времени и сегмента 400i были дерзкой попыткой Hifiman вторгнуться на рынок полноразмерных наушников, да еще предложив за скромный бюджет изодинамы. Ведь за их цену можно было купить только наушники динамического исполнения. Нет, динамы – это не плохо, но планары иногда могут дать то, чего не может динама, да еще с учетом всей ограниченности, диктуемой узкими рамками бюджета. Тут была сделана многообещающая ставка на тех аудиофилов, которые хотели получить именно изодинамический звук, но ценой средней динамы. И они его получили. Правда, с некоторыми “но”.

Тут уместна поговорка про первый блин, но с учетом популярности 400-к, а также выпуска в дальнейшем их облеченной полупортативной версии с индексом S, а также massdrop-версии по чудовищно низкой цене, я бы не рискнул ее приводить.

Актуальный модельный ряд (названия преимущественно взяты из санскрита) предлагает логичную замену, обновление, для наушников прошлых поколений, не осталась в стороне и 400-я модель, именно ее наследник наш сегодняшний герой. Мне уже довелось познакомиться со средней моделью (Hifiman Ananda) и моделью, находящейся между средним и верхним сегментом (Hifiman Arya). Обе – хороши. Обе – интересны. Но если первая больше интересна ее актуальной ценой, то вторая – это действительно hi-end наушники, если и уступающие в чем-то топам вроде HE-1000 v2 или Focal’овским динамам, то не драматично и не настолько явно, чтобы бежать и доплачивать за них существенную разницу в цене. Я не пытаюсь сказать, что та же Utopia не стоит своих денег, отнюдь, эти наушники их стоят, каждого цента, другое дело, если их нет, то рассматривать в качестве альтернативы Arya – это далеко не самый болезненный компромисс. Впрочем, эта тема – не есть нашей темой сегодня.

Итак, добрался я до наследника 400-ок и младшей планарной модели Hifiman актуального поколения. Будем разбираться.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ

Помимо уже привычной транспортной упаковки, Sundara упакована в классический бокс из плотного матового картона с качественной полиграфией на нем. Почти вся лицевая часть упаковки занята изображением Sundara (они же ​красивые), точнее чашек наушников. Название нанесено золотистым тиснением. Оно немного выбивается из общей стилистики, на мой взгляд, но, возможно, именно таков был замысел – сделать акцент.

Комплектация – спартанская. Не в смысле, щит, меч, шлем и чересчур узкие плавки, а в смысле – ничего лишнего. Настолько, что в комплекте нет ни второго кабеля, ни кейса для переноски, даже мешочка. В отличие от Ananda, которая была надежно упакована в твердый ящик, как, к слову, и 400-ки. Проблема – вряд ли, использовать наушники вы будете дома в 99% случаев. Но иметь такой аксессуар всегда приятно, особенно держа в уме модели вроде наушников Takstar. Также в комплекте есть переходник на 6,3мм – и на том спасибо.

Кабель – тактильно напоминает аналогичный у Ananda и Arya, но в отличии от них, он тут – не прозрачный и имеет радикально чёрный цвет. Производитель не акцентирует на нем, посему уповать на исключительные акустические свойства и мы не будем, лишь скажу, что по удобству он такой же, как и у старших моделей – не самый удобный. Другое дело, что при сугубо домашнем прослушивании это не создаст проблем. А использование обычных 3,5мм TRS разъемов делает замену кабеля затеей не хлопотной.

ДИЗАЙН

Дизайн наушников лаконичный и строгий. Красивые – это не про кричащую красоту и вычурный стиль. Красивые – это про ничего лишнего. Они невероятно легкие и компактные как для изодинам. Ведь тут речь не про 40-мм динамический излучатель, а про магнитную систему с драйвером в 9-10 см. Сами чашки очень тонкие. Видимо, облегченная магнитная система и тончайшая мембрана (1-2 микрона) позволяют упаковать сложную акустическую конструкцию в такие компактные корпуса. Без учета амбушюр толщина чашки – около 12 мм.

ЭРГОНОМИКА

Механизм крепления чашек к оголовью не предусматривает возможность вращения в горизонтальной плоскости, только в вертикальной, но угол подобран грамотно. За счет правильного наклона, мягких амбушюр, умеренного прижима оголовья и в целом небольшой массы носить (скорее, сидеть) длительное время Sundara не составляет никакого дискомфорта.

В конструкции применено минимум пластика (только фиксаторы регулятора размера, имеющие приятный тугой ход), основа оголовья – из стали, вилки крепления к чашкам наушников – алюминиевые. Мягкая часть оголовья – из мягкой эко кожи и имеет комфортную ширину для удобной фиксации и посадки на голове. Амбушюры – гибридные, прилегающая к лицу часть выполнена из микрофибры, остальное – из эко кожи. Почти вся лицевая часть чашки закрыта акустически прозрачной защитной решеткой. Hifiman акцентировали внимание на этом аспекте моделей нового поколения как на одном из факторов общего улучшения качества звучания. Уверен, это не пустой маркетинг, все модели линейки имели превосходную сцену, и не стала исключением Hifiman Sundara.

Если на 400-ках крепление к чашкам было ахиллесовой пятой, то в новых моделях механизм даже на глаз выглядит надежным, в чем дополнительно убеждаешься, стоит только взять наушники в руки. Качество изготовления и материалов – не компромиссные, их явно не положили на алтарь постулатов “все ради звука”. Все-таки пусть Sundara не относится к верхнему сегменту, наушники должны служить годами.

ТЕХНОЛОГИИ

Кстати, о драйвере. Как уже упоминал, мембрана в Hifiman Sundara, по заявлению компании, стала тоньше на 80%, ее толщина 1-2 микрон, применяется технология Neo super nano diaphragm (уже не знаю, как они выбирали такой нейминг, особенно на фоне санскрита и вот этого вот всего), как и в более дорогих моделях (только в верхних она еще тоньше – до 1 микрон). Облегчение конструкции и уменьшение толщины диафрагмы позволило добиться отличной скорости, более точного звучания и улучшения переходных характеристик звука.

ЗВУК

Если в бюджетном (именно так, ведь мы говорим все же про магнипланары) сегменте производитель пытается прежде всего показать продукт, который ставит задачу запомниться, имеет свой характер, норов, если хотите, почерк, то Hifiman пошли по нетривиальному пути и сделали ставку на максимально нейтральное звучание, свойственное в основном куда более дорогим моделям. Разумеется, технически Sundara не может тягаться ни с Arya, ни с Focal Clear, например, но концепция звука очень близкая к моделям ценовой категории более 1000 долларов.

Hifiman Sundara звучат нейтрально, ровно, звук аналитичный, ровный, НЧ линейны и достаточно глубоки. Верхняя половина спектра своей аналитичной подачей опускает градус, и наушники здесь тяготеют к холодному оттенку звучания, но эта прохлада отлично балансируется хорошо проработанными НЧ, компенсирующими теплом холод суровой аналитики.

Сцена

Hifiman Sundara строят превосходную сцену, даже без скидки на их цену. Наушники здорово прорабатывают разделение планов, очень качественно разводя передние дальние планы звукового полотна, вдыхая в него положенный воздух. Ширина воображаемой сцены – заметно больше средней, образы разведены и позиционируются очень четко, дистанция между ними ощущается. Четко отыгрывается направление источника звука, сами образы обладают осязаемыми чертами и границами. Наушники используют пространство на 100% и особенно хороши на оркестровой музыке, джазовых оркестрах и живых записях, где качественная передача объема и трассировка звуков в пространстве дает дополнительное преимущество.

Низкие частоты

НЧ линейные, ровные, без придания диапазону излишней массивности или накачки энергией сверх положенного. Это хорошие качественные планарные НЧ, но лишенные недостатков их бюджетного предшественника в лице HE400i, бас в которых отдавал китайской пластмассой и навевал мысли о дистрофии. Низким частотам в Sundara малость не хватает самого низа, суббас присутствует, но спад АЧХ в его области создает призрачного, не телесного, его присутствия, но без подробной и точной передачи информации в этой области. Зато нет проблем с передачей фактурности в остальном диапазоне, НЧ хлесткие, с хорошим ударом, разрешение высокое и позволяет отлично передать всю шероховатость и пушистость звука в нижнем регистре.

НЧ хороши, но до по-настоящему классных им не хватает чуточку жирка, разумеется, источник может это компенсировать, но при прочих равных все же не отнес наушники к жанрово универсальным. Одни отлично отыгрывают различный поп, акустику, классический рок и небольшие камерные оркестры, но в то же время на металле и электронике не хватает массы и энергетики внизу.

Превосходно звучащий лайв. Образцово записанная бочка показывает ту особенность НЧ, о которой я писал: они ровные, с высоким разрешением, однако, бочка в этой записи звучит как нечто гиперреалистичное, при должном исполнении наушники должны дать стойкое чувство, будто ты находишься на живом выступлении да еще и недалеко от сцены. Инструмент ощущается буквально телом. Вот так у меня на Solaris, так было на Arya и Stellia. Тут, увы, немного не хватает массы. И глубины. В остальном – НЧ отличные для того, чтобы усложнить жизнь конкурентам в этом ценовом сегменте. Они контролируются и обладают переходными характеристиками, которые не всегда ждешь от наушников за такой прайс.

Средние частоты

Середина ясная, немного светлая, Hifiman Sundara не скрывают акцента на микродинамике и подчеркивают мелкие нюансы и детали. Наушники здорово прорисовывают образы в пространстве, наделяя их четкими контурами и границами, звуча при этом не без азарта и музыкальности. Несмотря на явную аналитичность и очень недурственную техничность в этой области, слушать их приятно, не скучно и, что самое важное в данном случае, не утомительно. Чуть выделенную область верхних средних частот здорово балансирует насыщенная и мускулистая нижняя середина, чуть суховатая, как и на НЧ, звуки тут не отличаются упитанностью.

В целом середина нейтральна и немного тяготеет к “свету”, и, как я уже писал, пребывая в равновесии с чуть светлым низом, хорошо балансирует на этом контрасте. Наушники весьма (не по бюджету) требовательны к качеству записи, выказывая всю грязь и недостатки мастеринга. Hifiman Sundara обладают тем уровнем техничности, который не стоит выше общей мелодичности и динамичности воспроизведения, а лишь позволяет насладиться, где это возможно, не только мелодией, но и тем, как именно звучат звуки. Хорошие записи (а тестовые записи – такие все, даже треки Pantera) на Sundara звучат под стать их санскритскому имени – красиво.

За счет хорошей динамики и той самой очерченности, наушникам удается подчеркивать агрессию, что отчасти компенсирует некоторую слабость на низах в различных экстремальных жанрах, особенно в техничных.

Наушники одинаково хорошо справляются с передачей как женских, так и мужских голосов, они имеют естественные тембры, голоса звучат очень чисто, открыто прозрачно, их образы воссоздаются на передних планах сцены, но без добавочной интимности. С одной стороны сохранен контакт вокалиста с аудиторией, наушники выступают в качестве эмоционального трансмиттера между вокалистом и слушателем, с другой обеспечен дополнительный простор для объема воображаемого сценического пространства, который воссоздают Hifiman Sundara.

Немного нетипичный пример для моих рассказов (иногда, погружаясь в бездны аудиоразврата, чувствуешь себя Набоковым), но вот тут как раз отлично раскрывается не только “светлая сторона” средних частот, но и “темная” – нижняя середина у Hifiman Sundara превосходна. Слушая трек на репите, забываешь, что наушники стоят 450$.

Верхние частоты

ВЧ – чисто планарные, они немного акцентированы, тут заметна дополнительная энергетика, но она деликатна, без агрессии и навязчивости. ВЧ не колкие, но все-таки по подаче верхней половины спектра наушники – светлые, то есть про сглаженность и смягченность подачи и речи быть не может. Наушникам противопоказаны источники либо ярчащие, либо, наоборот, с придавленным верхом. Первые сделают прослушивание утомительным даже для вч-филов, вторые – убьют ту красоту, которую создают Sundara.

ВЧ обладают очень хорошей детализацией и очерченностью, атаки отрабатываются естветсвенно и качественно. Затухания – на уровне, но не более, до той слоистости, которую создают упомянутые Arya, по понятным причинам, Sundara далековато. Но все время не покидало чувство, что Sundara в принципе не проигрывают в классе Ananda, но предлагают заметно другую подачу, делающую акцент на.. отсутствии акцентов. На техничности, аналитичности, в то время, как Ananda – как и положено с таким то именем – на эмоциональности, на подчеркивании именно этой составляющей. Обе сигнатуры равноправны и равнозначны, каждому решать, кому какая ближе к​ телу к уху.

По сравнению с предшественником, Sundara удалось обуздать ВЧ-диапазон, добавив в него контроля и породистости, подобно процессу объездки скакуна. ВЧ уже не столь навязчивы и не бросаются в лицо слушателю, как грудью на амбразуру. В то же время они заметно обросли “мясом” и стали полновеснее. Однозначно, такое изменение в подаче, в подходе, мне по душе.

С Sundara по-новому открыл для себя оперу. Во-первых, с таким объемом, со столь классно проработанной сценой, просто непростительно обойти стороной академическую музыку. Во-вторых, где еще можно получить столько сложные в передаче и столь же насыщенные высокие, оценить как полновесность нот, так и протяжность обертонов? Возможно, проработка послезвучий – не сильнейшая сторона Sundara, но вряд ли это можно назвать их криптонитом. Поиск и недостатков и слабых сторон удачных во всех отношениях моделей напоминает ловлю блох. Очень мелких блох на спине очень большого пса. Недостатки можно найти у любых наушников – и за 30$, и за 3000$. Надо только хотеть.

Требовательность к источнику

Вот что еще порадовало, так это то, что, несмотря на не самые дружелюбные для портатива цифры (94 дБ чувствительности и 37 Ом сопротивления), наушники замечательно спелись с lotoo paw 6000, у которого 300 мВт на канал на 32 Ом, что совсем немного. Более того, я подключил их к… lotoo paw s1. И ничего. Слушать не просто можно, они играют! Конечно, с iBasso DX220 MAX был получен более высокий уровень воспроизведения, особенно в области ВЧ и НЧ, но, я уверен, наушникам не противопоказаны плееры в качестве источников и маломощные усилители. При переходе с iBasso на paw 6k я ощутил заметный даунгрейд только в сцене. Остальное – на уровне нюансов. Вот если бы мои Solaris SE так же скрывали разницу между этими двумя плеерами… Аудиофил должен страдать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прошлое поколение магнипланарных моделей Hifiman оставило важный вклад в целом в развитии домашнего портатива – доктор Фанг дал возможность приобщиться к этой системе излучателей тех, кто ранее мог позволить себе только динамический звук. Другое дело, что входной билет, HE400i, еще не значил полноценного знакомства с изодинамическим звуком (равно как и Hifiman HM-603 имеет мало чего общего с мультибитным звуком, уж простите меня свидетели хлопка и самых правильных ВЧ).

Актуальное поколение наушников – это не революционный, а эволюционный ход развития производителя и его видения звука. Отход от традиционного chi-fi саунда с малоприятной, броской верхней частью диапазона пошел на пользу продукции Hifiman. Sundara – это уже третий представитель поколения “санскрит”, и про каждого можно гораздо больше говорить в ключе достоинств, нежели недостатков.

А Hifiman Sundara вообще сложно в чем-то упрекнуть, особенно с учетом вполне демократичного прайса. Единственное, что может сыграть против самих наушников – нетипичная как для такого ценового сегмента подача, ровная, выверенная, нейтральная, без добавочной энергичности и нарочитой музыкальности. Наушники здорово передают характер источника, обладают подробным аналитичным звучанием и крайне притязательны в вопросе качества фонограммы. А потому они – не для всех.

Кому-то может показаться недостаточно НЧ. Мне вот показалось. Смог бы я с этим жить – да! Надеюсь, в этом рассказе, я смог донести почему. И зачем. Кому-то покажется, что ВЧ могло бы быть и больше, и что к без обиняков отличным нижним ВЧ нужно добавить непременно больше лоска в самом верху, чтоб послоистей да звончее, но будет ли это удобоваримо? Кесарю – кесарево. Соизмеримо цены Hifiman Sundara категорически хороши.