Все авторы

Hifiman R2R2000. With Blackbirds following me.

R2R2K

Hifiman R2R2k — представитель поистине уникального вида плееров… Хотя, нет, не так. Начать, наверное, стоит издалека.

Кажется, не так давно продукция компании Hifiman была уделом горстки увлеченных аудиофилов. Но за многие годы фирма прочно вышла в статус гигантов. И ее продукция теперь – это топовые решения за много денег. И конкурировать ей приходится с такими же королями рынка. Astell&Kern, Lotoo, Cayin и прочими. Помнится, когда выходили RE800 и RE2000, их цены взбудоражили не только нашу, но и заграничную, заметно более терпимую, публику.

Едва ли не больше чем рост цен вызвало споров решение компании выпускать эти модели с тем же названием, но в двух цветах. При чем, золотые позиционировались выше, чем серебряные. Но и на этом эксперименты с цветовой гаммой не закончились. Плеер компании, R2R2000 тоже выпустили примерно так же – красный как младшую версию и черный как старшую. Но даже сам выпуск тоже ждал своего рода производственный ад. Но обо всем этом чуть позже. В общем, речь сегодня пойдет о великом и ужасном, компактном и мультибитном плеере (или не плеере) Hifiman R2R2000. Ну или, для удобства, R2R2k.

Концепция и производственный ад

Как я уже говорил, продукция компании — давно не выбор экономных аудиофилов. И все же, понимая, что надо не просто конкурировать, а иметь свою изюминку, фирма тряхнула стариной, поскребла по сусекам и заявила, что новый колобок плеер, вопреки новым моделям самой компании, выпускавшимся до этого, и на зло конкурентам, будет мультибитным. Это, конечно, не резистивная матрица, как у старшей линейки L&P (которые тут внезапно и оказываются теми самыми конкурентами, при чем едва ли не главными), а “всего лишь” мультибитные ЦАПы. Легендарные 1704K, некогда служившие сердцем широко известного в узких кругах 801-го.

Разумеется, мотивировали этот выбор качеством звука. А заодно обосновали высокую цену. Чипы эти дефицитные и дорогие. Так что, компания для выпуска плеера скупила большинство доступных в мире чипов. Емнип, даже была акция, где Hifiman повторно скупала те самые 801-ые. Не знаю, много ли ЦАПов удалось наскрести таким образом. Но, тем не менее, сие решение и ограниченное наличие 1704 дает основания считать модель в определенной степени лимитированной. И, подобно тому, как в свое время SR-71 Blackbird стал вершиной семейства Архангелов, так и R2R2k увенчал все достижения Hifiman в отрасли мультибита.

Первые новости о девайсе (даже не знаю, как его правильно назвать-то) были еще в декабре 2017. Подумать только, 2017 год! Я, купивший UM Mason 3 этого года выпуска в обзоре Mason 3+ еще недавно говорил о том, что это было… кхм… капец как давно. Да что там говорить, CA Andromeda 2017 года выпуска сейчас воспринимается некоторыми почти как винтаж!

Ну да ладно, это все рендеры и тестовые образцы. Тем не менее, уже примерно тогда было сказано и о том, что плеер будет в двух модификациях. Младший, красного цвета, будет работать на паре 20-битных 1702. Старшая же версия – на 24-битных 1704K. Они подороже, зато и поддержка форматов, да и качество звука получается получше. Более того, это делает девайс единственным мультибитом, поддерживающим файлы 24 бит. (Хотя тут, опять же, над нами нависает призрак старшей линейки плееров L&P.)

Также интересно то, что компания с самого начала анонсировала цену. И это было как раз время перехода Hifiman с разряда бюджетных решений в топ сегмент. Так что, конечно же, цена повергла в шок не только нашу, но и заграничную публику. Я даже не припомню, когда она, словно калий с водой, реагировала бы на подобное столь бурно и активно.

Кроме того, с самого начала было заявлено о собственной ОС и времени автономности, включительно с эко-режимом. Который, напомню, должен был обеспечить девайсу до феноменальных 50 часов автономности. Ну и, конечно же, сразу было обозначено наличие Bluetooth и то, что это будет не совсем плеер. И все это с учетом собственного ПО.

И вот касаемо беспроводного подключения имеется еще один нюанс. Дело в том, что на время релиза девайс позиционировался не как плеер, а как HD Mobile Streaming Device. Мобильный стриминговый девайс. Что бы это ни значило.

Хотя, если уж это обзор, то все же стоит разобраться, что это все значит.
Девайс позиционируется компанией не как портативный плеер. Его первоочередное назначение – что-то по типу Bluetooth-ЦАПа или ресивера. В общем, очень грубо, это этакий мультибитный BTR-5. При этом, разумеется, в современном мире (даже аудио) заточенные под один сценарий использования девайсы менее востребованы. Так что нужен своего рода “швейцарский нож”. И, несмотря на наличие собственной ОС, в компании не отказались от возможности использовать девайс, например, в качестве USB-ЦАПа. Да и функция плеера у девайса все-таки есть.

Но, прежде всего, это стриминговый ЦАП. То есть, нам нужен источник – телефон или любое иное устройство. Желательно не просто имеющее Bluetooth, но и поддерживающее передовой LHDC. Именно на его использование и делается ставка. Конечно, возможно, на сегодня это уже не прямо самый-самый кодек, но… Во-первых, все еще один из лучших. Да и, даже на сегодняшний день по-прежнему все еще далеко не все девайсы его поддерживают.

Ну, к примеру, мой вроде как не самый старый телефон, как оказалось, нет. Но как раз на момент обзора я плавно переходил на Mate Xs от Huawei. И уже он в качестве источника показал заметный прирост. Насколько, что использование по Bluetooth почти сравнилось со звуком в режиме плеера. Ну, почти.
Так что, несмотря на длительное время от релиза устройства и до этого обзора, актуальность беспроводного соединения даже на сегодняшний день более чем сохранена. И в плане дальновидности по этому поводу стоит отдать компании должное. Задел на будущее действительно хороший.

Не буду много рассказывать о том, как долго шел плеер к нам и какие сложности его ждали в производстве. Наверное, это тянет на отдельный текст, но если вкратце, то, хотя бы судя по тому, что с 2017 года до сегодняшнего дня немного времени таки прошло, девайс, конечно, немного потрепало. Так что, закономерно, что и характеристики немного подверглись корректировке. Хотя бы по части автономности. Что в целом предсказуемо. Кроме того, его позиционировали то как плеер, то нет. Но, судя по тому, что написано на задней панели, функция плеера тут все же не основная. Пусть преимущественно в этом качестве я и буду тестировать девайс.

Упаковка и комплектация

Коробка плеера носит на себе отпечатки былой роскоши. Отголоски тех времен, когда наушники компании поставлялись в больших и маленьких коробках, обитых кожей молодого дермантина. Я даже достал пару таких из закромов. Во-первых, у меня почему-то осталась коробочка от RE272 (опять тест на старперство), а во-вторых, коробочка (даже с полагающимся вместимым!) от HE-4. Как видно, общий стиль упаковки имеется.

А вот где нас ждет разочарование, так это в комплектации. Под крышкой коробочки, на широкой подставке нас встречает сам плеер. Подан он, подобно дорогому блюду в дорогом же ресторане – на огромной тарелке. В смысле, подставке. Наверное, чтобы было понятно, насколько блюдо дорогое и как его мало даже на такую не самую демократичную цену.

Под подставкой имеется второе дно. В котором, честно говоря, можно было бы перевозить контрабандой из Китая почти что угодно вплоть до статуй императоров династии Мин. Потому как там есть кабель USB-A на USB-C. И… Все. Совсем все.
Никаких, даже самых простеньких чехлов. Ни даже пленок на дисплей или скрепки для доставания лотка флешки (а она бы точно не помешала). В общем, я с грустью посмотрел на коробку от RE272, примерил размеры и понял, что, по уму, плеер со всем содержимым его упаковки можно было бы паковать именно туда. Влезло бы все. И даже место на чехол осталось бы.

Отдельно обидно, что по какой-то причине даже Dignis чехла для R2R2k не выпустили, насколько мне известно. Есть только различные пластиковые кейсики. Одевать в него такой плеер как-то несолидно, что ли. Но, конечно, тут уже хозяин барин. Можно заказать и кастомный, например.

Зато сама коробочка тут раскошная. Достав из нее небогатое содержимое и подставку для плеера, в такой вполне можно содержать практически весь портативный набор средней руки. Ну, имею в виду, если внутриканальных наушников к плееру в вашей коллекции полагается 2-3 пары. Ну, наверное, даже 4 или 5 влезет. Если к каждой паре наушников кабелей не по 5 штук. Но это с учетом места для самого плеера.

Не знаю, предполагалось ли подобное использование коробки, или это все-таки мой кот понемногу учит меня своим повадкам, но мне оно показалось вполне логичным.

Дизайн и эргономика

Где заметна рука мастера, так это внешний вид R2R2k. Встречал информацию, что дизайн девайса разработан немецкой фирмой Kurz Kurz. Не берусь судить, насколько сие правда, но, в любом случае, выглядит девайс, как минимум, необычно. И определенно имеет свой стиль.

Во-первых, он имеет клиновидную толщину. То есть, низ немного тоньше, чем верх. Во-вторых, сам дисплей смещен влево на передней панели. Примерно как, скажем, у AK Kann, Kann Cube или Kann Alpha.
На оставшейся части корпуса сверху в специальном вырезе горизонтально расположено колесико управления громкостью. Оно располагается в самом правом верхнем углу корпуса. Но за счет небольшого размера и того, что оно чуть утоплено внутрь как относительно фронтальных размеров, так и по толщине, риска задеть его случайно практически нет. Кроме того, этому способствует и довольно жесткий ход, и даже гладкая поверхность. Оно лишено насечек, но не скользкое в плане управления. А в самом низу с правой же стороны на специальной плашке расположился гордый логотип R2R.

Да и сама регулировка громкости у R2R2k оставляет желать лучшего. Она тут цифровая. И это можно понять. Механический регулятор для гибридной (не говоря уже о “трушной” механике) запихнуть внутрь столь небольшого корпуса было бы сложно. Но, дело в том, что щелчки имеют очень небольшой угол. Кроме того, они очень резкие за счет довольно тугого хода. Это немного напомнило мне ручку переключателя каналов на старых-старых черно-белых телевизорах. Черт, да что ж за уход в ретро-то сегодня… В общем, ладно, к черно-белому мы тоже еще вернемся.

R2R2K

Регулировка напоминает мне скорее этакий круговой переключатель, а не полноценное колесико. Его сделали, во-первых, достаточно тугим (во избежание случайных переключений), и во-вторых, шкала делений довольно мелкая.

Что я имею в виду. Ну, например, ход колеса громкости на том же LPGT, во-первых, более легкий и плавный — щелчки отчетливые, но сильно более плавные. Во-вторых, само колесико проходит полный круг за 12 щелчков (сечений). Тут же на полный круг инженеры сделали 20 щелчков. Что оказалось довольно много при меньшем диаметре колесика. Хотя, недавно я узнал, что подобная же штука, как оказывается, имеется в усилительном блоке Shure KSE1500. Может, в то время такая была мода?

Обманывает и застекленная область под экран на передней панели. Казалось бы, что еще можно придумать в век сенсорных экранов? Правильно, разделить сенсор и экран. Тут так и сделали.
Сверху располагается достаточно небольшой черно-белый OLED экранчик с заметными квадратными пикселями. Так что, даже логотип компании при запуске выглядит не очень. И это в 2021… Да пусть даже в 2017!

R2R2K

Диагональ дисплея составляет примерно 2.2”, насколько можно верить моим замерам линейкой. Да, я решил наконец-то стать нормальным обзорщиком и приводить замеры.
Ну да ладно, дисплей в плеере – не главное. Подозреваю, выбор на него пал из-за энергоэффективности. Но проблема качества на этом не заканчивается. Работающий дисплей даже дает пусть не сильно, но немного заметные наводки. Особенно на сверхнизком усилении с чувствительными наушниками. Что вообще-то обидно.

В нижней части имеется сенсорная панель с 6 сенсорными же кнопками.
Все это ооооочень сильно напомнило мне один из первых моих плееров, который мне подарил когда-то году так в 2012ом друг (знал бы он, на какую дорожку толкнул ни о чем не подозревающего доверчивого будущего аудиофила). iRiver B30. Там была подобная же штука в плане управления. Правда, экран был цветной… Но не будем о грустном.

Кнопки в R2R2k располагаются в два ряда следующим образом.
По середине – традиционные вверх и вниз. В верхнем ряду правая – плей/пауза. Левая – возврат назад. Левая нижняя – возврат в главное меню. Правая нижняя – меню настроек. Подсвечиваются кнопки белым цветом, не слишком яркие. Но на солнце все читается в общем хорошо.

С точки зрения эргономики и удобства само решение с сенсорными кнопками не выглядит самым удобным, но, в целом, во-первых, оно логичное и, во-вторых, оно работает. Может быть, это финт, подобный крышечке на пачке сигарет. Как чтобы достать сигарету нужно достать из кармана пачку, так и тут, для переключения трека надо извлечь из кармана сам плеер. А там уже узнаваемый облик R2R2k сделает свое дело. Не сильно удобно, но, какой-либо сильной сложности с использованием нет. Отчасти за счет преднамеренно простой прошивки, отчасти – за счет размера и веса девайса. Если мои весы (если уж я взялся за замеры) показали 144 грамма. И это с карточкой внутри, прошу заметить!

Передняя грань верхнего торца скруглена. Сверху расположилась пара выходов – 3.5 и 4.4. Оба смещены немного к левой стороне.
Правая сторона устройства имеет упомянутую крутилку, нижняя часть выреза под которую стилизирована логотипом компании. Чуть ниже расположилась продолговатая выступающая из корпуса кнопка включения/блокировки устройства. Примерно напротив нее на левой грани имеется слот для карт памяти. Используется специальный вынимающийся лоток. Так что для установки понадобится скрепка.

Поддерживаются не все карты памяти. Строгих закономерностей я не выявил, но читал, что сам плеер имеет ограничение на количество файлов. Если оно больше, чем 5888 треков (не знаю, откуда это магическое число), то плеер карту не видит. Подтвердить точность цифры не могу, но примерно то же было и у меня. Флешка на 512 не прочиталась. На 128 плеер увидел, но открывать на ней что-то отказался категорически. Пришлось искать 32 Гб и закидывать свой тестовый диск на нее. Вот тогда все заработало. Своей памяти, кстати, у плеера нет совсем.

Нижняя грань имеет слот USB-C для зарядки и работы в режиме ЦАПа. Задняя панель застеклена. Ближе к верху расположен логотип компании. Ниже мелким шрифтом название модели, разъяснение, что это мобильный стриминговый девайс, и что сделано все это в Китае. Панель, к слову, просто черная. Никаких новомодных узоров, эффектов и прочего. Отпечатки пальцев застекленные части устройства собирают хорошо. Но и оттираются они тоже без проблем.

Что же касается размера, то плеер очень маленький. По размерам его стоит сравнивать не с топами типа того же LPGT или даже 6k от тех же Lotoo. Нет, даже компактный на фоне иных топов Тач против Hifiman R2R2000 смотрится откровенно огромным. Он больше фронтально. Как в ширину, так и в высоту. Он толще. И он тяжелее. Почти в 2 раза. Так что, по размерам сравнивать девайс от Hifiman корректно, например, с малышом Hiby R3. Вот тут “наконец-то достойный противник”. Конечно, R3 более квадратный, чем герой обзора. Он буквально немного шире, а по толщине чуть меньше, чем самая тонкая часть R2R2k.

Управление

Где проблем больше всего – это прошивка. То, что можно назвать прошивкой. Конечно, я в курсе, что она преднамеренно простая. Дабы не влиять на звук и не вмешиваться в него никоим образом. Но проблема в ее стабильности. Кроме того, что плеер не видел многие карты памяти, он не хотел воспроизводить некоторые файлы, с которыми не было проблем ни в одного иного устройства.

Видимо, тут какие-то проблемы в семплировании. Так как был внезапно замечен еще один момент, который никак иначе объяснен быть не может. А именно – определенный фрагмент файла, который на иных устройствах звучал как диалог, передавался на плеере как бы в ускоренной перемотке. Быстро, неразборчиво, с писклявыми голосами и прочими атрибутами. При чем остальной части композиции это не касалось, она не звучала быстрее, чем должна.

Интерфейс можно назвать довольно быстрым, если плеер сжился с картой памяти. То есть он ее прочитал и довольно быстро отсканировал. Ибо иначе он довольно часто виснул. Порой это случалось при нажатии на плей. При этом само открытие файла весьма неторопливое. Так что, нажав на кнопочку воспроизведения, придется немного подождать. Но, может быть, он просто выдерживает театральную паузу и дает морально настроится на восприятие музыки. Должно быть, винильщики поймут. В общем, надо нажать на плей, настроиться, подождать, а уже потом сначала услышать в наушниках щелчок реле, а потом и само начало трека. Да, внутри плеера, по старинке, есть реле, отсекающее выход на наушники, когда воспроизведение не активно.

Увы, нет меню “общие треки”. То есть, проигрывание только по папкам. Но сортировка предсказуемая и вменяемая, каких-либо проблем не возникает. Если на карте все четко структурировано. Иначе, конечно, будет бесконечное пролистывание. Зато для меня этот плеер был отличным предлогом переслушать множество любимых альбомов.

Кнопка “меню” активируется только при включенном воспроизведении. Там можно настроить воспроизведение – поставить на повтор или включить шафл. Также есть выбор режима работы — HiFi или Eco. Кстати, при падении заряда плеер начинает заметно паниковать, и, передергивающимся от волнения интерфейсом он предлагает включить этот самый Eco режим. При этом в беспроводном режиме доступна только работа в Hi-Fi режиме.
В том же меню есть настройка выходов. Иногда плеер не видит подключенных наушников, и порт надо активировать вручную в этих настройках. Хотя, это было у меня буквально два раза.

Eco режим я так и не использовал, ибо он заметно урезает звук, и слушать его, конечно, можно, но смысла в этом мало.

В меню выхода 3.5 можно выбрать, обычный это выход или балансный. Да, Hifiman и ранее продвигали балансный выход 3.5, и, как можно понять, не отказались от него полностью до сих пор. Также в меню выхода имеется высокое и низкое усиление. Для выхода 4.4 настроек усиления имеется чуть побольше. Режимов тут три: супернизкий, низкий и высокий. Кроме того, можно также активировать режим линейного выхода. Что в эпоху повсеместного баланса очень даже плюс. Жаль что этой опции нет в 3.5, ведь балансный линейный вход по-прежнему понимают не все устройства. Но, видимо, девайс смотрит в будущее с заметной на пиксельном экране надеждой.

Стоит также поблагодарить разработчиков R2R2k и за адаптацию громкости. Она работает следующим образом. При выборе иного режима усиления срабатывает реле, звук на какой-то момент исчезает и режим усиления переключается. Само собой, звук после этого возобновляется. А на шкале громкости цифры автоматически изменяются. То есть, например, при переходе с комфортных 25 пунктов на сверхнизком усилении на низкое усиление (то есть, уровнем выше), на экране высвечивается 10 пунктов. На высоком усилении и вовсе можно получить 1 пункт. И, если это не полноразмеры, а чувствительные внутриканалки, накручивать громкость на 2 в этом отдельно взятом случае я бы не рекомендовал. Потому что на высоком усилении плеер реально выдает очень немалую мощность. Но и шумит, конечно. Да, наверное, такие полноразмерные монстры, как iBasso DX220 Max или QLS 390 окажутся мощнее, но и герой обзора – точно не из робкого десятка.

При всем этом есть несколько минусов. Кроме того, что регулировка иногда глючит, плеер не всегда выставляет громкость в соответствии со щелчками или регулирует ее медленнее, чем крутится колесико.
Первое – то самое исчезновение звука при переключении не то чтобы приятно. Но на это еще можно было бы закрыть глаза. Более раздражает звук реле.

Второе – стоит учитывать, что адаптация громкости очень зависит от наушников. При использовании UM Mason 3 и EE Wraith при переключении на более высокое усиление громкость в наушниках все-таки заметно возрастала, несмотря на адаптацию пунктов шкалы. Примерно то же происходило и с динамическими моделями. Я так и не нашел в своем арсенале ни одних наушников, где эта адаптация была бы максимально правильной. Так что, прежде чем включать более высокий режим усиления, все-таки стоит заметно снизить громкость.

Кроме того, по всей видимости, при изменении режима усиления изменяется и выходной импеданс. Дело в том, что плеер на разных режимах усиления звучит заметно по-разному. С одной стороны, это дает простор для корректировки звука, с другой – его отбирает.
Например, при подключении к нему HUM Dolores на низком усилении был заметен шум. Достаточный, чтобы отвлекать при прослушивании. Хотя к самому качеству звука претензий не было. Но при переключении в режим сверхнизкого усиления подача достаточно заметно менялась. Звук заметно терял в телесности и ставал более ярким и ориентированным на ВЧ. И наоборот, при переключении с супернизкого усиления на низкое на UM Mason 3 получался заметно более компактный и интимный звук, более агрессивный, но теряющий в изящности проработки верхов, имеющий заметно меньше воздуха, пространства и ширины сцены. Напористый, с подчеркнутым рельефом, энергичный, “в лицо”. Но сам диапазон частот снизу и сверху как будто немного обрезали, а то, что осталось, выдвинули вперед.

Но и на этом тоже еще не все. При переключении пунктов меню интерфейс R2R2k может немного передергивать. А при выключении нередкими были случаи зависания. При этом информация на экране практически пропадает и выявить этот момент можно разве что по тому, то символы на экране тухнут не полностью. И очень плохо, едва-едва, но все-таки заметны.

Конечно, при этом нет даже речи о отображении обложек и прочих моментов. На дисплее только самая важная информация. Только хардкор. Сверху на экране размещается системная информация. Наверное, тут у меня претензия разве что к отображению заряда батареи. Мелкая пиктограмка не сильно дает понятие о том, насколько долго еще хватит заряда. А хватает его в зависимости от наушников и файлов. Обещано около 8 часов в Hi-Fi режиме. На деле же мой обычный сценарий давал ближе к 6 — 5 часам.

В итоге, мне очень хотелось бы, чтобы прошивку поправили, но… На этом все. Обновлений не предусмотрено. Так что или вы готовы мириться с юзабилити девайса, или нет. Если бы получилось сделать тут что-то по типу (и стабильности) QLS – было бы просто великолепно. Но это только «если бы». Что обидно, ведь звук тут однозначно интересен и настраивает на то, чтобы даже при этом всем, страдать ради него.

Околозвуковое

Ну и самое интересное. То, что оправдывает едва ли не все минусы. Ведь аудиофил должен страдать. И страдания эти не всегда только финансовые.

Итак, тестировал девайс я прежде всего как плеер и для этого режима и будет приведено описание звука. Все же, даже при подключении через самый производительный кодек, звук немного уступает по качеству.

Кроме того, плохо при беспроводном подключении не только отсутствие кнопок слепого управления, но и то, что плеер не имеет функции пульта. На экране просто отображается значок Bluetooth и все. Ни переключения треков, ни регулировки громкости. Все управление исключительно с источника.

Что же именно страдает при беспроводном подключении? Да все как обычно. Например, проработка верхов. Да и вообще нюансов. Звучание вроде бы и не сильно деградирует, но, в то же время, определенно становится проще. Утрачивается некий слой естественности, натуральности. Например, звук ударных или вокала становится более обобщенным. Не так отличимы разные удары или же партии струнных. Похожие тембрально голоса тоже перестают отличаться. Уменьшается динамический диапазон. В общем, можно говорить о подобных вроде бы и мелких, но важных нюансах очень долго.

Но, в то же время, не могу отрицать, что если брать к R2R2k наушники верхне-среднего, а не убертопового сегмента и слушать это где-нибудь в шумном транспорте, то разница может быть еще меньше. Так что и такой сценарий использования тоже имеет право на жизнь.

Как же звучит мультибитный стриминговый девайс в режиме плеера? Да отлично, на самом деле. И более чем подтверждает тезис о важности звука в его отдельно взятой реализации в отдельно взятом устройстве, а не технологии в целом.

Конечно, я по-прежнему рекомендую подобрать к нему наушники. Увы, о полной универсальности речи не идет. Для внутриканалок, как правило, будет лучше всего режим сверхнизкого усиления. Для полноразмеров же плеер может предоставить усиление повыше. Порой диву даешься, откуда у такого мальца сколько прыти. Правда, ответ на этот вопрос в тающем на глазах индикаторе батареи. Так что, физику все-таки обмануть не получится. В плане же выходной мощности – встречал где-то информацию о 500 мВт на 32 Ом, но ручаться, что это правда, не могу.

Но вернемся непосредственно к звуку. В этом случае как нельзя кстати будет привести наушники, которые использовались для теста. Это мои основные модели EE Wraith, UM Mason 3, Dita Dream, CA Solaris SE. Как я уже говорил, с HUM Dolores связки не вышло. Хороший результат показал плеер и в качестве источника линейного сигнала с электростатами Stax SRS 001 и 002. Хотя по факту отсутствия режима линейного выхода 3.5 в этом качестве я использовал наушниковый на самом низком уровне усиления для обеспечения низкого шума.

R2R2K with Stax

Кроме того, с полноразмерными достаточно тугими планарными Hifiman HE4 плеер пусть и не выдал того, что может стационар, но играл очень и очень достойно, без явных артефактов недостаточного раскрытия. И как раз с 4-ками наличие высокого усиления оказалось очень кстати. Как и балансный 3,5. Ведь кабель с таковым джеком в коробке HE4 нашелся.

Звук

Итак, прежде всего, хочу отметить, что звук в ровной степени можно назвать и мультибитным, и нет. Кому как хочется. Что обычно подразумевают под первым? Аналоговое естественное вовлекающее эмоциональное звучание со ставкой на натуральность. Может ли это дать R2R2k? Определенно, да. Может ли это дать иной не мультибитный плеер? На самом деле, тоже да.

Так что в звуке девайса я отмечал некоторые моменты, которые можно было бы отнести к технологии плеера. Но быть уверенным в том, что за них ответственна именно она, конечно же, нельзя. Речь тут как раз о хорошей целостности, плавности, аналоговости звучания. Той самой эмоциональности, проникновенности. Кроме того, также к мультибитной природе принято относить и выраженную добавочную телесность и некую прибранность, приглаженность верхов. Последнее заметно пусть и не сильно, но все же.

Как следствие, плеер играет, с одной стороны, достаточно близко к записи, вовлекающе, убедительно и натурально. С другой — со своим почерком, с уклоном в целостность, слитность, плотность. Он не выделяет какой-либо диапазон. Скорее чуть приглаженные верха дают небольшую фору низу и середине. Тем более с учетом того, что плеер подчеркивает телесность и плотность. Эта манера приводит к форсированию эмоций и в плане передачи середины и НЧ по памяти напоминает подачу Cayin N8, но с меньшим вниманием к техничности и аналитике записи. Что в очередной раз подтверждает факт того, что играет плеер, а не технология.

В остальном же звук R2R2k достаточно мелодичный, целостный, с хорошей макродинамикой и передачей общего звучания записи. При этом передача нюансов тоже имеется, но на них внимание не акцентируется. Порой справедливо. Тем более, что как и полагается плеерам подобного уровня, R2R2k прекрасно сочетает в себе подобного рода моменты. Так что макродетальность тут не убивает микродетальность. Даже при несомненном превалировании первой последняя ее органично дополняет.

Но в общем придраться к звуку плеера сложно. Во-первых, он совершенно не склонен к анализу и препарированию записи. Он про слушать и наслаждаться. Он выразительный и эмоциональный. Но, разумеется, в подаче источников характер отличается не так сильно, как у наушников. Так что плеер все еще очень честен и близок к неприукрашенной подаче. Он скорее немного оттеняет эту самую честную подачу, подавая ее немного по своему, пусть и все еще близко к оригиналу.

Низ

Прежде всего, в передаче НЧ привлекает внимание подчеркнутая телесность и плотность ударов вместе с их чуть увеличенными размерами. При этом общее звучание целостное. В том смысле, что плеер, конечно, обеспечивает хорошую проработку каждого отдельного удара, но сосредотачивается скорее не на его характере и особенностях звукоизвлечения, а на всей партии целиком. То есть, тут, конечно же, передается характер и техничные моменты, но для того, чтобы их отметить, нужно специально обращать на это внимание. Плеер же, в свою очередь, обращает внимание на посыл, энергию, драйв и эмоции. Не перегибая, но давая свою довольно однозначную трактовку.

Что касается глубины, вопросов нет. Стоит отдать должное, несмотря на свой целостный и немного расслабленный характер подачи диапазона, R2R2k может достигать необходимых глубин, не теряя контроля. При этом нет излишнего подчеркивания суббаса или акцента на мидбасе. За счет этого сохраняется, во-первых, правильная массивность ударов, во-вторых, их хорошая артикуляция и в-третьих, естественность. Конечно, как я уже говорил, образы инструментов немного округлы и чуть увеличены, но при хорошей записи и наушниках передача особенностей и характера инструментов достоверна и точна. Так что бас-гитара не превращается в контрабас. И наоборот.

При этом, как я уже говорил, бас не сухой. Он даже немного жирноват. Границы ударов не так заметны, а фронт немного смягчается. Нельзя сказать, что это проходит совсем уж бесследно. Он немного сказывается на проработке текстур, буквально немного обобщая их. Но, во первых, это заметно мало за счет грамотного тюнинга звука. Во-вторых, отличная реализация и не менее хороший контроль позволяют сделать этот момент не сколько недостатком, сколько характерной особенностью. Ведь со скоростью и передачей даже сложных в этом плане партий проблем нет. При кажущейся небольшой ленце плеер умеет быть достаточно быстрым. Так что удары точные и правильные, не мажут и имеют достаточный вес.
Но при этом есть и еще один момент, так же обеспечивающий дополнительную выразительность и эмоции. Это легкий тепловатый оттенок. Плеер не излишне окрашивает звук и не перетягивает его в этот угол ринга, и все же, уверенно сохраняет эту свою собственную, не всегда заметную черту.

Так что в итоге при прослушивании холодных электронных или индустриальных партий R2R2k все же дает их некое очеловечивание. Что с точки зрения самой композиции можно было бы назвать небольшим отступлением от оригинала. Но в итоге именно оно делает ту самую запись более вовлекаемой и эмоциональной. А постольку на передаче характера партий это не особенно сказывается, вполне можно простить плееру и этот момент. В итоге ведь это вкусовщина. Не факт что понравится всем, но большинству – точно.

Можно долго говорить о том, что бывает, когда уже профессионал приходит в вокальное шоу, но мы не будем. Тут нас интересует подача и собственно, НЧ. Довольно простой бит в подаче R2R2k не становится более разнообразным, зато добавляет больше выразительности и кача, что сочетается с и без того отличным флоу.

Потому вот, пример замороченной партии, которая выигрывает в подаче плеера. Ровно как и в его толерантности. Ибо дебютник французов записан грязновато. Зато все, от атмосферного вступления, до проигрышей, рифов передается просто отлично. Пусть, конечно, Жана-Мишеля плеер немного и задвигает. Как человеку, ценящему в такой музыке не только кач, но и техническую сторону, лично мне хотелось бы немного более точной, и, возможно, чуть более сухой подачи. Жирка и в записи хватает.

Конечно, тут можно было бы привести и иной трек — Digital Bath. Тем более что подача НЧ R2R2k неистово подчеркивает и без того вздернутую партию ударных. Но, во-первых, я горячо люблю Deftones не менее, чем Gojira, и на этом треке вообще можно отмечать и характер работы плеера с вокалом, и с верхами… Но в таком случае примеров в тексте окромя Deftones не было бы совсем.

Середина

Как и в передаче низа, тут сохраняется тот же подход. Целостность, выразительность, ставка на реалистичность, легкий уклон в мягкость и легкая теплота. Все это дополняется отличным контролем и качественной проработкой технических моментов. Плеер не выделяет мелкие нюансы, позволяя композиции и композитору говорить самим за себя. И, тем не менее, при явном обобщающем подходе во имя эмоций, заслуги и вклад каждого отдельного участника записи не нивелируются.

Плеер выделяет основное, но не закрывает глаза на пути достижения. То есть, если в группе не один и не два гитариста и это слышно в записи – он передает это. Он передает общий эмоциональны посыл методом суммирования эмоций каждого отдельного участника записи. Не акцентируя излишнего внимания на том ,почему и как именно он взял именно эту ноту, но передавая ее точно и достоверно.

Что касается вокала – он, как, в общем, и вся средина – едва ли не главный козырь плеера. Hifiman R2R2k отлично передает бас, но как же тут раскрывается средний диапазон! Отчасти потому, что львиная доля информации, и, конечно же, эмоций, приходится именно на этот отрезок диапазона. Отчасти – потому, что сам плеер немного акцентирует этот диапазон. Целостный и выразительный бас служит отличной основой, фундаментом. “И на этом камне я построю церковь свою”.

В общем, как я уже говорил, тот же подход и тот же характер. Но немного выдвинутый вперед вокал или солист дает немного больше напора, немного больше убедительности, немного больше эмоций.
Кроме того, плеер делает хитрость, идущую на пользу многим вокалистам.

Кроме подачи вокала “в лицо” он сообщает ему дополнительную телесность и плотность. Ох, как от этого выигрывают различные записи, в которых вокал звучит с выразительным и мощным напором… В общем, для многих металлистов (и не только) лучше не придумаешь. Экстрим-вокал разных техник, да и чистый обретают больше убедительности.

При этом такая подача R2R2k также не совсем точна и справедлива по отношению к тем вокалистам, которые умеют петь и без того. Более того, такой напор, конечно, добавляет проникновенности и вовлекаемости. Но, в то же время, стоит понимать, что речь тут о форсировании эмоций. То есть некой драматизации. Конечно, не до полной санта-барбары, но вектор тот же. Должен признать, в ряде случаев это приятно. Но порой может рушить эмоциональную достоверность.

Что же касается равноправия, то справедливости нет. За счет выдвинутого вперед вокала он максимально убедителен и выразителен именно внизу, то есть на нижней середине. Но если речь о высоком фальцете или женском вокале, то тут, конечно, сохраняется то самое акцентирование первого плана и выдвижение его вперед, но, в то же время, голос звучит чуть менее напористо и чуть ближе к оригинальной записи. Опять же, этот момент заметен не сильно, но раз уж речь о топе, то ставки высоки. И спрос тоже.

На самом деле изначально тут планировалась совершенно иная песня LP. И называется она Blackbirds. Раз уж строчка именно оттуда приведена в заголовке обзора. Ну в самом деле, не думали же вы, что я назвал плеер на честь Lockheed SR-71 Blackbird? Эта ассоциация пришла ко мне уже позже, и, должен признать, она мне кажется тоже вполне себе состоятельной. Даже по части сборки. Напомню, у SR-71, когда он не использовался, из баков капало топливо. И это было нормально. Да и иные грехи за ним тоже были. Но вот стоило ему взлететь…

В общем, ладно, мы не об этом. Эта ассоциация была уже потом. Так уж получилось, что этот трек — Blackbird — неальбомный. И даже не сингл. Стало быть, на стримингах шансов его найти нет. И перерывая доступную скудную дискографию Linkin Park я вспомнил этот очень интересный риф. Он тут служит и отличным полотном для вокала Честера, и похожих на хронометр ударных Бреда. Но, в то же время, нельзя отрицать и его достаточную выразительность. И она как нельзя кстати ложится на аналоговую, но все еще плотную подачу плеера.

Но, раз уж нужного трека не нашлось, то отмечу, что в нем был очень интересный эффект с вокалом. В самом начале трека он был в заметном отдалении. В общем, довольно эфемерно. А если уж зашла речь о эфемерном вокале, то куда же без Чино Морено? R2R2k немного упускает ее. Но подчеркивает то многообразие и палитру эмоций, которая кроется в его голосе. Да и вообще, отличнейший трек.

Верха

Что касается верхних частот, то они немного смягчены и немного отведены на второй план. Ну или просто не так выдвинуты вперед, как СЧ и, в меньшей степени, ВЧ. Поэтому они словно дополняют и оттеняют запись, играя воспомогательную, но не основную роль.
Целостная подача и общий уклон в макро прослеживаются и тут, так что плеер не акцентирует внимание на динамическом диапазоне, вариативности и детальности.

А учитывая, что они тут довольно хороши, их R2R2k выкидывает порой весьма неожиданно, словно туз из рукава. В том плане, что порой запись оказывается немного светлее, чем ожидаешь. И приятно, что при общем характере передаче верхов этот момент плеер не игнорирует совсем, пусть и не отображает в такой мере, как условный “референс”. Зато от плеера практически невозможно добиться резкости и сибилянтов.

Атаки имеют хорошую скорость и наполненность, но в общем фронте каждый отдельный инструмент заметен не сильно. Кроме того, имеется некая смягченность. То есть, там, где атака быстра и молниеносно стремительна, плеер подает ее чуть мягче и комфортнее. Зато больше внимания достается затуханиям. Они тепловаты, имеют чуть подчеркнутый вес, выразительны, но при этом хорошо разделяются даже несмотря на общую целостную подачу. Отчасти за счет более выразительного первого плана.

Вот за что я люблю неординарных артистов. У них даже каверы оригинальны. Например, вот этот. Конечно, вся прелесть Imany в ее голосе, но тут ей на подмогу выдвинулись сразу 8 виолончелей. Получилось просто отлично. Конечно, в передаче R2R2k верха чуть утрачивают остроту, смещая акцент на вокал дополнительно. А он тут и так как бы есть. И все же, нельзя не признать, звучит это чертовски привлекательно. Без всех этих заморочек по затуханиям и реверберациям.

Ну и, раз уж мы заговорили о струнных и каверах. Вот как талант и акустическая гитара творят чудеса. Конечно, тут тоже больше середина, а моментами и НЧ, но и затухания на верхах передаются неплохо, красиво и достаточно точно, не отвлекая, тем не менее, от главного.

Критичность к записи

Как я уже говорил, плеер не склонен вытягивать из записи сибилянты. Вообще его манера играть крупными мазками, общими планами, не особо акцентируя внимание (пусть и передавая) подробности служит неидеальным записям хорошую службу. Они сохраняют практически все основное, и это основное расцветает (насколько может) благодаря эмоциональной и напористой подаче плеера. А всяческие неприятные моменты, косяки сведения, недостатки записи и прочее становится не столь важным. Если задаться целью (и вооружиться детальными и прозрачными наушниками) то выслушать недостатки, конечно, тоже можно, но для этого надо их выслушивать. А R2R2k сему не способствует. Он про слушать и наслаждаться, а не анализировать.

Сцена

Строение сцены плеера имеет свою особенность. Она достаточно неширокая. В случае необходимости плеер умеет выдать масштаб, да и, конечно же, края сцены не давят на слушателя. И все же, плеер предпочитает строить запись скорее компактно и интимно, лишь в случае крайней необходимости выходя из зоны комфорта.

При этом такая магия и манипулирование сознанием слушателя удается ему отлично, словно иллюзионисту. Ибо он дает то, к чему и приковывает внимание – первый план. Он преднамеренно акцентирован. При хорошем разделении планов как раз солист немного выдвигается вперед. Все, что происходит вне, не так важно. И на это работает не только харизма исполнителя, но и общая подача устройства.

R2R2k умеет хорошо справляться с разделением инструментов, и все же, имеет склонность строить насыщенную музыкальными образами. Немного жертвуя пространством и передачей очертаний инструментов он акцентирует внимание даже не на их позиционировании (хотя оно тут отличное), а на взаимодействии. То есть, сцена не должна быть пустой и все время должно что-то происходить. И оно, строго говоря, происходит. Так что с этой точки зрения R2R2k опять пусть и не референс, но вовлекаем и убедителен. А разве не этого принято требовать от музыки?

Сравнение

Да, сравнение. Одно. Ибо у меня нет на руках девайсов примерно того же уровня. Кроме великого (а в сравнении с малюткой R2R2k еще и большого) и ужасного LPGT.

Что может противопоставить мультибитному малышу дельта-сигмовый монстр? Если вкратце, то более открытую, прозрачную и референсную подачу.

Переход от звука R2R2k к звуку LPGT дает эффект взрыва мозга срыва крыши. В том плане, что запись сразу звучит пусть столь же глубоко, но заметно так шире. Она утрачивает в напоре, но обретает множество мелких нюансов, которые ранее были скрыты под покровом целостной подачи. То есть, ослабляется напор и надрыв, но проявляется больше подробностей, а эмоции от этого не то, что не утрачиваются, а даже обретают новые нюансы и оттенки. Подитоживая, это немного напоминает живое исполнение не сильно профессиональных музыкантов. То есть на альбомах (имею в виду Тач) все отлично и выверено. А вот на лайвах выдать всех нюансов не получается, потому надо сделать более напористо и бить на эмоции. Как раз последнее — это R2R2k.

И при переходе с него на Тач подача немного утрачивает в прямолинейности и обретает больше оттенков. Обретая от этого по сути даже больше эмоций, пусть и с более ровной и честной подачей.

К тому же, плеер от Lotoo имеет более широкий диапазон. Порой то там, то там бас добивает немного глубже. И если он не столь подчеркнуто массивен, это не значит, что ему недостает массы. А вот контроля побольше. Как побольше и различных нюансов. От текстур до характера ударов и звукоизвлечения.

Середина, на первый взгляд, примерно такая же. Разве что более сдержанная и спокойная. Но при этом плеер не упрощает ее, а напротив, насыщает большим количеством деталей. В результате более полно и многогранно раскрывая запись.

По верхам самое явное отличие – количество. Их, конечно, немного больше. Но дело и в более точной проработке с одной стороны, и в том, что плеер от Lotoo банально дальше достает. Посему всяческие интересные и красивые затухания и реверберации на нем передаются более точно, правильно, да и, чего греха таить, эффектно. Конечно, речь не о том, что R2R2k является темным. Тут правильнее сказать, что он немного притемненный. И на этом фоне нейтральный Lotoo оказывается более светлым.

В плане строения сцены еще раз отмечу более компактную и интимную подачу для Hifiman. Она уступает по ширине. Кроме того, за счет чуть меньшего динамического диапазона R2R2k работает скорее с планами, в то время, как Lotoo по сути оперирует каждым отдельным инструментом. За счет чего его подача более живая, динамичная и естественная, более натуральная, пусть солист и менее выразителен.

Итоги

Как нельзя лучшее воплощение пословицы “Аудиофил должен страдать”. Прошивка и еще раз прошивка. Если вы готовы с ней мириться и вам не так важно множество функций, а слушать вы любите по альбомах — плеер имеет все шансы стать для вас лучшим. Да, строго говоря, по звуку он уже есть одним из. Пусть он и имеет свои особенности. Но фактически — это очень высокий уровень. И конкуренция с топами. Без притянутых за уши сравнений только с мультибитными решениями. Если нужен плеер для эмоций, для музыки, для прослушивания любимых альбомов, для напора и кача, но без значимых жертв достоверностью – на Hifiman R2R2k точно стоит обратить внимание. Может быть, стерпится – слюбится. И тогда плеер имеет все шансы стать лучшим компаньоном в дороге.