Помилка: Contact form не знайдена.
Аудіофіл-графоман
Команда Era in Ear
Незалежний аудіоексперт
Незалежний аудіофіл
Експерт з Hi-Fi та High-End напрямку
Адміністатор
Аудіофіл
Незалежна аудіоекспертка
Не так давно я уже знакомился с наушниками от компании Fostex. Нет, не TH610. TH900 mk2. Конечно, еще ранее, в старые (были ли они добрыми?) времена это были те самые “билеты в аудиофильский мир” – Т50 RP какой-то там ревизии. Да и их винтажная версия, ортодинамические (!) T40 где-то в моих закромах пылятся до сих пор. Но время шло, аудиофил взрослел и подобный начальный уровень становился уже не тот. Не потому, что с ним что-то не то, а потому что апгрейд неизбежен.
Что же, есть у компании управа и на таких. Очень положительное впечатление на меня оставили, например, их “девятки” – TH900 mk2. Как абстрактно, так и на фоне конкурентов. Что же, тем интереснее знакомство с иной моделью – Fostex TH610. Формально младшей. Про нее и пойдет речь.
То ли я сильно зациклен на тех самых 50-ках, но в моем понимании от продуктов фирмы всегда веяло некой винтажностью. Будто бы это продукты современные, но и вне времени. Судя по их внешности, звуку и комплектации, они могли быть выпущены хоть вчера, хоть 10 или 20 лет назад.
Что касается Fostex TH610, то та самая винтажность тут прослеживается и в комплектации, и в самому подходу к выполнению чаш. Словно никогда не было моды на орех. Словно не прошла она уже энное время назад. Словно не наступило торжество баланса.
Напомню, в 900-ках в качестве материала чаш это была сакура с нанесенными по особой древней технологии несколькими слоями лака. Для чаш TH610 приберегли орех. И пусть его использовали уже все, кому не лень. Компании это вроде как совершенно ни по чем. За то, как он тут использован, я прощу наушникам многое. Чаши определенно красивы. И выглядит это так же – вне времени. То ли это модель 1980го года, то ли 2010… Кто знает. Да и так ли это важно?
Современное время выпуска выдает тут разве что полиграфия суперобложки. Глянцевая поверхность, фото наушников. Позволю себе отметить, столь оригинально выглядела бы суперобложка, будь она выполнена в винтажном стиле. Но на него тут намекает (а может и не намекает) разве что основная коробка. Она достаточно массивная, черного цвета. На крышке серебристыми буквами нанесено название модели, фирмы, и утверждение о том, что наушники референсные. И премиальные. Живите теперь с этим.
Внутри нас ждет (кроме самих наушников в пакетике) длинный стационарный кабель, мешочек для хранения, немного документации и, пожалуй, все. Никаких твердых кейсов, никаких подставок.
Кабель терминирован массивным прямым джеком 6,3 мм. При должной силе и целеустремленности таким можно выломать сокет необходимого стандарта хоть в новомодном 4,4, хоть в XLR. Ну а если ее (целеустремленности) все-таки недостаточно, то кабель сделан сменным.
Тут используются двухпиновые утопленные коннекторы. Если не ошибаюсь, это стандарт FitEar. То есть, пины имеют углубления для фиксации, а правильная полярность соблюдается за счет их разной толщины. Само собой, на кабеле сердечник правого канала отмечен красным цветом. И информативно, и смотрится довольно аккуратно. Но есть и буквенные отметки.
Защелкивается кабель надежно, контакт не пропадает. Отключение и подключение не требует каких-либо специальных навыков. В общем, сетовать можно разве что на не самый распространенный стандарт. И то, при условии, что стоковый кабель чем-то не устроит и его захочется заменить.
А если не изощряться, то он должен бы устроить. В качестве материала тут применяется медь. Сечение не указано, но кабель достаточно толстенький, в матерчатой изоляции. Длина 2.5м прозрачно намекает на стационарное использование. Впрочем, может и 3. На такой длине плюс-минус полметра не в счет.
На стационарное же использование намекает и все остальное. От внешнего вида и до эргономики. Наушники комфортны, как домашние тапочки. Вроде бы ничего особенного. Оголовье чуть вогнутое. Обшито (скорее всего) кожзамом. Из того же материала выполнены амбушюры. Может быть, это и кожа, конечно – однозначно судить не берусь. Но, так или иначе, материал мягкий, хорошо распределяет вес и дискомфорта совершенно не вызывает. Даже более того. Наушники располагают к тому, чтобы зависнуть в Палм-Спрингс залипнуть в них надолго.
Каюсь, мой обзор был написан заметно позже, чем мог бы именно по этой причине. Среди прочих. Часто тестирование превращалось просто в длительное прослушивание с целью получения обычного удовольствия через выброс эндорфинов от знакомых нот и нюансов, а не исследовательского интереса.
И это, позволю себе заметить, даже не принимая во внимание тот факт, что наушники (дерево ведь!) не самые легкие. Конечно, это не монструозные 750 граммов, но и 404 (если мои весы не врут) без кабеля – тоже, скажем прямо, не самые легкие полноразмеры.
Тем не менее, оголовье, да и особая форма амбушюр делают свое дело. Последние обшиты тем же материалом и имеют наполнитель с эффектом памяти. Драйвер забран акустически прозрачной (какой же еще) тканью.
Что же касается внешнего вида амбушюр Fostex TH610, то, прежде всего, внешне они круглые, как и сами чашки. При этом форма канала овальная, по форме уха. Так что наушники охватывают ушные раковины. Не предоставляя слишком много места для шевеления ушами в такт прослушиваемой музыке, но и не сдавливая их.
При этом сам канал смещен относительно центра немного вперед. А в завершение еще и форма скошенная по направлению вперед. В общем, на словах довольно сложно, на фото проще. На деле – очень удобно.
Ну и по звуку свое влияние тоже имеется. Такая форма способствует более естественному углу распространения звуковых волн, смещая драйвер относительно уха на определенный угол. Не большой, но достаточный. Это влияет на позиционирование инструментов, да и общее восприятие. Не берусь судить, насколько сильно в этой модели на данные факторы влияют именно амбушюры, но опыт использования и модинга упомянутых Т50 RP, знаете ли, бесследно не проходит.
Что касается общей конструкции, то Fostex TH610 выполнены в классическом дизайне. Оголовье, крепление чаш, чаши. Ничего из ряда вон выходящего. И все же, есть некоторые особенности, характерные и для старших моделей. Регулировка размера дискретная. Что плюс перфекционисту. На все вращения установлены ограничители. Так что чашки не крутятся как им угодно. Степени свободы “от сих до сих”. Но, стоит ли говорить, что амплитуда выбрана правильно, так что использование неудобств не вызывает.
Конечно же, помимо металла и кожи, внимание в облике TH610 привлекают сами чаши. Они выполнены из полированного ореха. Конечно, может, кто-то скажет, что это все удешевление, но, едва ли такое уж сильное. Если ранее сверху на чаши наносился специальный лак, то тут это просто отполированное до полной гладкости дерево. С подобающей ему текстурой. И названием компании, конечно же.
И само качество обработки, и текстура древесины вызывают отличные тактильные ощущения. Наушники приятно не только слушать, но и держать в руках. При этом вроде как понятно, что это всего лишь зашлифованное дерево, ничего экстраординарного. Но от того не менее приятно. Да и смотрится, на мой плебейский вкус, даже поинтереснее, чем старшая модель.
Не менее приятен и звук Fostex TH610. Продолжая аналогию, тут тоже вроде как ничего экстраординарного, просто хорошо приготовленная достаточно ровная, но не безжизненная подача. С заявкой на референсные наушники можно соглашаться или нет, но как по мне, их настройка как минимум близка к этому. Наушники не имеют каких-либо очень явных перекосов или акцентов, подают запись достаточно честно и подробно. Если и есть некоторые моменты, которые стоит отметить, то это небольшой уклон в микродетальность. Не делающий, тем не менее, модель беспощадной к записи, аналитичной или сухой. Помнится, 900ки второй ревизии тоже были референсными. И, насколько можно верить сравнениям по памяти, Fostex TH610 к ним близки. В общей подаче, конечно же. В детали вдаваться не буду, слишком неблагодарная и ненадежная штука – сравнения по памяти.
К источнику герои обзора не столь капризны. В частности, они не требуют, скажем, невменяемой мощности усиления. Им нужно прежде всего качество. А так – их могут раскачать даже портативные плееры. Некоторые даже без применения волшебного пинка в виде высокого усиления.
В остальном же – детально, технично, но не упуская из виду музыкальность, общую композиторскую задумку и эмоции. То есть, да, на абсолютно линейную подачу наушники все же не ставят. Акцентики на верхах и на НЧ присутствуют… С другой стороны, кто знает, на какой громкости их настраивали. Все ведь в курсе, что при уменьшении громкости чувствительность слуха к краям диапазона проседает?
Низ, конечно же, акцентирован. При этом сразу же стоит обозначить и тот момент, что, несмотря на то, как он детален и техничен, акцент таки заметен и даже ощутим. При этом, именно детальность, техничность и контроль позволяют басу даже при наличии акцента оставаться разборчивым, детальным, естественным, быстрым. Не сколько добавлять эмоций, сколько немного подчеркивать уже существующие. То есть, есть дополнительный вес, есть рельеф, но очерченность и техничность от этого почти не страдает.
Хороша и вариативность ударов. Наушники хорошо передают их характерные отличия не только в плане тембров (хотя их небольшое обобщение акцент все-таки делает), но и в плане размерности и особенностей звукоизвлечения.
Еще одной интересной особенностью является то, что при наличии акцента наушники подают НЧ не в характерной обычно целостной манере с уклоном в макро, а, напротив, дополняют этот акцент хорошим контролем и вообще технической стороной записи.
Отличный трек от Энтеров. Пусть не с самой разнообразной, почти танцевальной или даже драм-н-бейсовой партией НЧ, но ребята все-таки транс-кор. И тут акцент на НЧ TH610 оборачивается очень удачно. Чисто электронные вставки действительно звучат с одной стороны, неожиданно и свежо, с другой – органично. Ну и да, смесь живых и синтезированных ударных особенно крутая. Я по-прежнему люблю такое. Благодаря отличному контролю и вариативности наушники хорошо передают и те и другие, с привычным панчем барабанной установки и гладкой текстурой синтетических ударных.
Середина также придерживается общего характера. То есть, отличный баланс между макро и микро с буквально небольшим уклоном в сторону последнего. За счет того, что наушники не имеют ничего общего ни с мутностью, ни с пересушенностью, им удается достичь отличной передачи характера инструментов в их подробностях, так и общей задумки и эмоций. То есть, наушники при небольшом уклоне в техничность используют его не для препарирования записи, но подробной передачи ее особенностей. Благодаря достаточному количеству, то есть не задвинутости на фоне остальных участков диапазона, и отличной телесности наушники без труда передают как техничные, так и эмоциональные особенности записи.
При этом нельзя назвать наушники совсем уж акцентирующими эмоции. Они лишены традиционного выдвигания солиста вперед или назначения фронтмена для любой записи. Так что их передача записи довольно близка к тому, что заложено в запись.
Еще одно горячо любимое мной сочетание – современная музыка и этника. Тут всего понемногу. Пост-рок, местами с уходом в откровенный сладж, и все это не просто гитары и ударные.
Трек сильно насыщен самыми разными инструментами, порой, названия которых я не знаю. Но сказать, что все вместе звучит круто – не сказать ничего. Прекрасная эклетичная смесь из драйва, эмоций и дикой техничности.
Присутствует небольшой акцент в противовес НЧ. Да и вообще для ВЧ-фобов наушники практически точно будут противопоказаны.
Само собой это не значит, что с верхами что-то не так. Просто, опять же, это акцентированные верха. То есть, они добавляют диапазону чуть больше экспрессии, чуть больше выразительности, напора, воздуха. При этом модель умеет работать с записью, хорошо передавая как атаки, так и затухания. Конечно, рельефность немного подчеркивается, но модель умеет передавать как более заметные партии или затухания, так и менее заметные.
И все же, все это идет на пользу хорошей записи, но оборачивается проблемой для плохих.
Хорошая детальность, контроль и, что немаловажно, динамический диапазон, позволят не смешивать мух с котлетами. И все же, именно верха чаще всего страдают от некачественной записи.
В общем, в плане критичности – тут она высока. Но не максимальна. То есть, хорошо записанные концертники передаются вполне неплохо. И благодаря акцентам еще больше погружают в атмосферу, придавая экспрессии.
Ну и, раз уж зашел разговор о этнике, нельзя не упомянуть об украинском бриллианте. Конечно, можно было бы привести более известный трек, но мне нравится этот. Отличное довольно спокойное медитативное (а было ли у них иначе) полотно, очень широко и масштабно раскрывающееся благодаря хорошей проработке верхов. А небольшой акцент только добавляет немного больше вовлекаемости и эмоций.
Прежде всего, наушники совсем не звучат как закрытые. Они умеют строить сцену широко и при этом не оставлять слушателя посреди чистого поля, заставляя прислушиваться к вокалисту где-то вдалеке. Размер тут все же тяготеет к ширине. Наушники дают достаточно воздуха и пространства для взаимодействия инструментов, хорошо определяют их положение и границы в композиции, не создавая искусственной насыщенности и густоты. Именно на такую подачу и опирается модель. Сцена широка, пространства достаточно, вокалист или солист важен, но и вклад ударника забыть нельзя. Зря он что ли так вколачивает?
При этом имеется отличная работа с разделением инструментов и планов. Конечно, есть солирующая партия, но она не является оторванной от остальной композиции. Она органично взаимодействует с ней, так что плавные вступления инструмента, развитие его партии и выход на первый план не выглядит чем-то чужеродным.
В итоге могу однозначно сказать, что Fostex TH610 получились удачными. Они круто выглядят и ощущаются, они не требовательны к усилению, они отлично звучат. Как и любые иные, они не являются универсальными. Но если вам понравится их подача, они способны передавать любую вашу музыку независимо от жанра. По-своему, эмоционально, уверенно и точно. Как и подобает наушникам с заявкой на референс.
Щоб відправити коментар вам необхідно авторизуватись.
Авторизуйтеся для отримання розширених можливостей