ВСТУПЛЕНИЕ

Нечасто доводится иметь дело с техникой, обладающей профессиональным назначением. Считанное количество раз представители “профессиональных” линеек попадали ко мне на обзор. И каждый раз это был довольно интересный экспириенс. Скажем так, это как посмотреть на привычную картину под другим углом. Проще говоря, “послушать ушами” профессионалов сквозь призму потребительского восприятия. Все же аудиофилы и профессионалы звуковой сферы – персонажи из разных миров. Одни гонятся за недостижимым идеалом, “тем самым” звуком. Вторые порой находят искомое в самых неожиданных и непритязательных моделях. Профессионалу ведь не нужно “вот это вот всё”. Его интересует тональная точность, тембральная достоверность и возможность услышать проблему на записях. Но что если наушники, производителем позиционируемые как профессиональный инструмент, попадут в руки к избалованному аудиофилу? Сможет ли этот инструмент удовлетворить еще и запросы человека, использующего его ради удовольствия? Focal Clear Mg Pro станет подопытным в этом вопросе. 

В целом с Focal у меня долгая история. Не хочу преувеличивать собственную значимость словом “общая”, поэтому просто – история. Свое знакомство с брендом я начал с невероятных Utopia и Stellia. Попутно послушав ЦАП Focal Arche в своей домашней стереосистеме. А после этого я прошелся и по моделям среднего ценового сегмента. Все их объединяли с флагманами общая сигнатура и фирменный характер звучания. Что называется House of Sound. Подобный подход вызывает уважение, согласитесь. Старые именитые бренды находят “свой” звук и гнут эту линию. Или кривую. Кривую АЧХ. Чего нельзя сказать про большинство молодых имен на ниве HiFi. Особенно из Поднебесной. Ну что ж, у них все впереди. Но это не точно.

А что же наша сегодняшняя новинка? Это – обновление крайне успешной модели Focal Clear Pro. Надо отметить, что и “домашняя” версия, и Clear Professional в одинаковой мере добились признания. В том числе и в профессиональной среде. С версией Pro все понятно. А оригинальные Clear обладали почерком, который я бы предпочел иметь за пультом. А не в любимом кресле гостиной. 

Оттого еще интереснее, какими окажутся магниевые Clear Pro с точки зрения извращенного аудиофильского восприятия.

ДИЗАЙН FOCAL CLEAR MG PRO

Первое, о чем хочется поговорить, увидев новые Clear Mg Pro. Конечно, нельзя сказать, что модель радикально сменила обличье. Отнюдь, тут скорее речь про небольшой тюнинг. В конце концов, Clear Mg Pro сохранили Стендалевские красно-черные цвета, подобно оригинальной Clear Pro. Причем, красный скорее не красный, а бордо. Знаете, когда говоришь жене, что нашел ее красную блузку. А она в ответ тебе говорит, что это не красный, а коралловый. И что блузка вовсе не та. Поэтому попробую проявить утонченность и осведомленность и назову этот цвет “бордо”. 

Черным в Clear Mg Pro сделали все твердые части, включая поверхность оголовья. У “домашней” версии наушников каркас имеет целую палитру оттенков. У Clear Mg Pro он целиком черный. А вот все мягкие части, амбушюры и изгиб оголовья, бордовые. С одной стороны, это более строго, почти аскетично. Действительно по-профессиональному. С другой – черный скучноват. Сам по себе. Но с этим “бордо” получается недурный ансамбль. Не важен фон, важен акцент.

дизайн наушников

Также сохранили оригинальные амбушюры и оголовье. Последнее дает равномерное распределение нагрузки и возможность проводить в наушниках по много часов подряд. Амбушюры обеспечивают уверенный, но комфортный прижим, которому не помеха даже дужки очков. Они сохранили прежний пенный материал с эффектом памяти и крупную перфорацию поверхности. Тем самым они обеспечивают максимальную открытость всей конструкции наушников. Кроме того, своеобразная акустическая камера, формируемая амбушюрой, никуда не делась. Их внутренняя часть, примыкающая к защитной решетке излучателя все еще выполнена из двух материалов. Они представлены специальной акустической тканью и все той же перфорированной микрофиброй. Кстати, защитные решетки тоже оформлены в виде сот. Кроме того, они профилем повторяют форму диффузора. Что, по заявлениям Focal, улучшает производительность наушников на верхних частотах. Что ж, поверим тут на слово.

фейсплейт Focal Clear Mg Pro

Кроме того, переосмыслению предали дизайн грилей. Так, взамен, откровенно говоря, скучной сетки оригинальной модели пришли “сотовые” грили. Они концептуально позаимствованы у Stellia. Только без кожи, закрывающей излучатель от внешнего мира. Вместо разноразмерных окружностей мы имеем такие же разноразмерные шестигранники. Будем считать, что дизайнеры Focal думали о пчелах и меде. А не о гайках и углерод-водородных связях. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ FOCAL CLEAR MG PRO

А вот упаковка, что радует, все та же. Конечно, по-настоящему шокирующим остается только саквояж, в котором поставляется Utopia. Но и облачение остального модельного ряда не разочаровывает. 

В конце концов, что нужно от упаковки? Надежность, соответствие классу устройства и узнаваемость. С первым нет проблем. Если даже Focal’ы попадутся нерадивому работнику доставки, то едва ли он сможет навредить содержимому коробки. Хотя не стоит недооценивать предсказуемость тупизны – как научил нас Гай Ричи и “Большой Куш”.

КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

Внутри находится ОН. Будь я пользователем полноразмерных наушников, то скорее всего бы обзавелся кофром от Focal. У Clear Mg Pro к тому же он еще и в роскошной расцветке. Она выполнена в гамме наушников – черный с акцентами в бордо. 

комплектация Focal Clear Mg Pro

Кофр удобен для переноски за счет ручки, которая в остальное время практически незаметна. Он защищает наушники от любых внешних воздействий. Кроме, пожалуй, тех, при которых стоит уже переживать не за наушники, а за их обладателя. Кроме того, в нем достаточно места для необходимых аксессуаров. Например, для адаптера на 6,3 мм или дополнительного кабеля.

Нашлось место и привычному двухстворчатому хранилищу для аксессуаров. В нем покоится спиральный кабель с 6,3мм джеком длиной 5 метров. И приятный бонус в виде пары запасных амбушюр. Второй, стандартный 3-футовый, кабель находится в кофре вместе с наушниками и адаптером на 6,3мм. 

Дизайн кабелей пересмотрели. Они стали куда мягче, благодаря резиновой оплетке, пришедшей на смену жесткой тканевой. Короткий кабель не микрофонит, а длинный спиральный кабель будет весьма удобен в студии. Кроме того, оплетка соответствует цветовым решениям, примененным в наушниках. Для соединения с чашками используется стандартный 3,5мм разъем. Что на руку любителям поэкспериментировать с проводниками. Калибр кабеля 24 AWG, а в качестве проводника используется бескислородная медь.

Пара запасных амбушюр вместо балансного кабеля? Сделка не кажется выгодной пока не узнаешь стоимость оригинальных сменных амбушюр. К тому же это все-таки наушники, задуманные для студийной работы. А это значит, что практичный кабель-тянучка и 6,3мм джек будет куда востребованнее прямого балансного кабеля. А использование наушников в работе рано или поздно приведет к необходимости менять амбушюры. Так что решение со второй парой – очень кстати.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ FOCAL CLEAR MG PRO

Технически Focal Clear Mg Pro имеет те же ТТХ, что и остальные наушники линейки Clear. Это 55 Ом сопротивления и 104 дБ чувствительности на 1 мВт. Эффективный частотный диапазон лежит на отрезке от 5 Гц до 28 кГц. В этом плане Focal демонстрирует методичность и стабильность.

излучатель Focal Clear Mg Pro

Но есть нечто, кроме дизайна, что делает Focal Clear Mg Pro по-настоящему новыми наушниками. Это излучатель. Принципиально это все тот же драйвер с купольным М-образным 40-миллиметровым диффузором. Сохранена и основная концепция, делающая драйвер предельно легким и открытым.

Focal размещают звуковую катушку прямиком на краях купольной диафрагмы. Это достигается за счет сверхлегкого подвеса и М-образной формы диффузора. В то время как большинстве подобных динамических систем катушка размещается на внешнем краю драйвера. При этом сама катушка  весьма миниатюрна – 25 мм в диаметре и 5,5мм по высоте. Динамик от Focal не требует дополнительного демпфирования, что обеспечивает максимальную открытость и “дыхание драйвера”. А специально разработанная форма купола дает повышенную жесткость, необходимую для точного воспроизведения. А также препятствует возникновению искажений даже при повышенной нагрузке на излучатель. 

Но материал, примененный для изготовления диафрагмы, в отличие от старых Clear, другой. Ранее для не флагманских, не “бериллиевых”, моделей Focal применялся специальный сплав алюминия и магния. Очень низкая удельная масса магния позволяла облегчить конструкцию. Сами посудите, магний (1,74 г/см3) даже легче хваленого бериллия (1,85 г/см3)! Беда в том, что магний очень нестабильный и химически активный элемент. Поэтому он использовался в связке с алюминием, давшим стабильность и жесткость конструкции. Кстати, сплав магния и алюминия используется в композитных диффузорах акустики Monitor Audio Platinum.

Сами Focal акцентировали на том, что новый материал излучателя предлагает улучшенную динамику. А также артикулированность низких частот и повышенную детализацию. Также магниевый драйвер менее склонен к искажениям при высоких нагрузках.

Уже проведя довольно много времени с Focal Clear Mg, я тут могу отчасти согласиться. Ведь оригинальную модель едва ли можно было упрекнуть в нехватке разрешения и динамики. Хотя последнее касалось в большей мере ее микро составляющей. Но об этом хочется поговорить более обстоятельно в соответствующем разделе.

ЗВУК FOCAL CLEAR MG PRO

Как и  следовало ожидать, Focal Clear Mg Pro обеспечивают нейтральную подачу. Без явных акцентов и выделения части диапазона как по массе, так и количественно. Наушники показывают превосходную сбалансированность, из которой проистекает тандем точности и одновременной естественности подачи.

как звучат Focal Clear Mg Pro

Тут кроется немаловажный момент. Оригинальные Clear имели достаточно легкие в своей презентации НЧ. Focal Clear Mg Pro тут чуточку добавляют тепла и массы. Самое небольшое количество и градус. Но это с учетом общей сбалансированности и выверенности сохраняют нейтральный статус презентации наушников в целом.

Я бы не назвал Focal Clear Mg Pro сугубо мониторными. Их звучание не безжизненное и холодно-аналитичное, от которого веет прозекторской. Но превосходное разрешение, сцена, тембральная достоверность и, главное, натуральность позволяют им прекрасно себя показывать как при сведении музыкального материала, так и для вдумчивого прослушивания в домашних условиях. Да, именно так – вдумчивого. Эти наушники совершенно не годятся для фонового прослушивания во время работы. Их прозрачное и точное воспроизведение фонограммы едва ли даст вам сосредоточиться на чем-то другом. Ты начинаешь отвлекаться на все эти моменты, улавливать нюансы и отличия. Мол, тут тарелка звучит так, а вот тут так, явно палочки ударяют под другим углом. И тому подобные мелочи и нюансы нет-нет, но притягивают к себе ваше внимание.

Поэтому я б нарек Focal Clear Mg Pro мониторно-музыкальными. Сбалансированными по массе и техничности, с превосходным построением воображаемой сцены, немного теплые. Эта массо-техническая сбалансированность состоит в том, что наушники не подчеркивают излишне микроконтрасты. Но дают отличную общую динамику, ощущение тела, саму по себе телесность образов. И при этом не перестают быть прецизионно точными наушниками. 

Тот случай, когда сведенные посредством Focal Clear Mg Pro материал будет звучать вкусно и качественно. Так же, как звучат сами наушники. 

СЦЕНА

Наушники с точки зрения воссоздания воображаемого пространства сделали шаг в сторону чуть менее масштабной подачи. Но это лишь на фоне оригинальной версии Clear. Оригинальные Clear делали упор на ширину стереопанорамы. Clear Mg Pro, слегка сужая края сцены, все еще звучит явно за пределами головы. Сцена заметно шире средней, но построение отличное от алюминиево-магниевых Clear. В данном случае сцена строится заметно сильнее вглубь. Добавляет больше разделения планов и более информативную их презентацию. 

Этому также способствует упомянутая теплота и улучшенная отдача на низких частотах. Стал ли тому единственной причиной магний в излучателе? Или к этому привела целенаправленная работа инженеров Focal? Нам неизвестно. Но скорее всего каждый фактор внес свою лепту. И наушники получились такими, какими мы можем ими наслаждаться. 

Кроме “разворота” от широкой презентации к глубокой, наушники также прибавили в трехмерности звучания. Они обеспечивают уверенную вертикальную проработку образов и пространства. Это и бережное отношение к пространственным эффектам и передаче нюансов помещения, обеспечивает эту трехмерность. Звучание образов четко сепарировано, они легко поддаются  локализации и, что самое главное, осязаемы. 

Рождение Венеры от Сьюзан Чани прекрасно передает эту пространственность звучания и общую размашистость презентации. Синт-партии словно парят в воздухе, образуя некий оксюморон в виде удивительно реалистичного марева. Движение звуков в пространстве воспроизведено с предельным реализмом и в то же время очерченной направленностью. Слой за слоем, партия за партией. Восхитительный трек родом из 80-х. Когда электроника была чем-то большим, чем просто миксом синт-семплов и битов. 

Говоря об отличиях с “гражданской” версией, то можно отметить чуть меньшую интимность подачи материала. Focal Clear Mg дают чуть более приближенную к слушателю презентацию, садя вас в первый ряд. “Прошки” переносят вас вглубь партера, давая возможность немного расширить угол обзора и уменьшить масштаб картины. Это дает достаточно более показательную с точки зрения оценки музыкального материала картину. 

В то же время вокал не столь выдвинут вперед. Focal Clear Mg звучат явно вокалоцентрично. Pro версия превосходно очерчивает вокалиста в пространстве, но не выделяет геометрически относительно общего ансамбля. Я бы тут назвал Focal Clear Pro плоскостно-нейтральными. 

Кроме того, “домашние” Clear Mg немного сильнее повышают градус эмоциональности. Они имеют чуть более драйвовую подачу на низких и нижних средних частотах. Более плотное звучание практически ставит их в один ряд с закрытыми моделями. Достаточно интересный вариант тюнинга открытых наушников. С одной стороны они привычно раскидисто рисуют перед нами даже не картину, а триптих образов. С другой само течение звука, плотность нот, напористость – свойственные скорее лучшим закрытым моделям. 

В этом плане Clear Mg Pro несколько уравновешеннее и имеют более привычную эмоциональную отдачу. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Оригинальные Clear, обладая прекрасной глубиной НЧ, страдали, на мой слух, некоторая нехваткой веса. Что выражалось в великолепной передаче текстуры, но в несколько облегченной манере. Когда под рельефом вместо ожидаемых костей и тканей скрывается.. воздух. О вкусах не спорят. Но такой характер низких частот едва ли можно назвать “для всех”.

Как и “гражданская” версия, “прошка” подает НЧ в более общепринятой в современном HiFi манере. Если представитель “домашней” линейки ощутимее добавляет массы и тепла, то Pro версия тут несколько деликатнее.

Низкие частоты Focal Clear Mg Pro получились разноплановыми. Такими, которые могут удовлетворить и профессионала, и просто аудиофила. В них присутствует та самая прозрачность, влюбившая в себя фанатов оригинальных Clear. Практически на грани со стерильностью. Но в них также есть вполне ощутимая масса и чуть тепла. Достаточно, чтобы звучать не только восхитительно информативно, но и натурально. Низкие частоты великолепно артикулированы, тут Focal не соврали. Они аккуратно добавили массы за счет более ровного тонального баланса, чем у оригинальных Clear. Это сохраняет статус-кво между суб-басовым спектром и мид-басом. Который получил добавочную энергичность за счет превосходной артикуляции магниевого драйвера. 

Тут Clear Mg pro подтверждают, что они все такие же техничные, как прародитель. Наушники демонстрируют прецизионность и педантичность в вопросах разделения инструментов и сепарации слоев низкочастотного спектра. При этом расширение нижних нот бочки и контрабаса завораживает. В звуке есть не только артикуляция микроконтастов оригинальной модели. Но и уверенная и лаконичная без подкраса фактурность и телесность.

Электронная музыка приобретает некоторый налет академичности за счет хоть и натуральных, но держанных НЧ. Другое дело если и не акустические, то живые инструменты. На Paolo Nutini – Diana партия бас-гитары обладает пугающе реалистичной органолептикой на фоне великолепной его глубины. Вибрации чувствуются буквально кожей. Однако, не избыточные НЧ сохраняют баланс с остальным спектром, обеспечивая прозрачность вокала и меланхоличной гитары. Кстати, рекомендую кавер на Don’t Let Me Down в исполнении Паоло Нутини. Прекрасная интерпретация!

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Средние частоты Focal Clear Mg Pro производитель также слегка “подогрел”. Подача чуть слитная с сохранением дотошности по части разделения инструментов. Презентация едва ощутимо теплая. СЧ на фоне оригинальных Clear уже не кажутся с явным креном в аналитичность. В Clear Mg Pro они ничуть не менее информативны и требовательны к качеству записи. Ладно, здесь самую малость производитель дал послабление. Pro версия получила несколько более сглаженные пики на СЧ и плавную подачу в целом. Но сделано это очень органично и сохранением наследственности всей линейки. 

Микродинамика средних частот Focal Clear Mg Pro едва уловимо уходит на второй план. Зато общая динамичность подачи улучшилась. Плотность саунда, густота, обстоятельность превращает Clear из аналитичных в наушники с более интересной презентацией. Когда техника исполнения и микротекстура не главенствуют, а являются лишь частью ансамбля, формируемого воспроизводимыми образами. Эта вариативность и калейдоскопичность образов, выраженная в их разноплановости, меняет восприятие записи. Не только с точки зрения сведения, так и с точки зрения простого потребления контента. 

Например, The Neighbourhood – Alleyways. Прямо скажем, не самая аудиофильская запись, сделанная по современным канонам жанра. Но звучащая довольно вкусно. Если только не нарушить баланс техничности и общей музыкальности. Наушники не скрывают компрессию верхних частот и достаточно монотонную палитру аранжировки в целом. Благодаря сохранению упомянутого баланса Clear Mg Pro с подобными записями дают возможность оценить их прелесть. 

Я не стал пускаться во все тяжкие и приводить тут примеры из коллекции Blue notes. Потому что это было бы слишком просто. Поэтому следующим треком у нас в примере будет Lana Del Rey – Coachella. Трек также не самый выдающийся по части щекотания нежных фибр аудиофильской души. Тут хорошо прослеживается плавность переходных характеристик Clear Mg Pro. Вокал Ланы, звучащий тут довольно низко не испытывает нехватки презенса с учетом лид-партии НЧ-бита. Довольно пышные НЧ. Они хорошо заполняют компактное пространство в этой записи. И тем не менее лишь обволакивают образ исполнителя, не вытесняя его.

Сам же вокал наушники, как я уже писал, выдают с ясными контурами и границами. Но вокалист не делает шаг вперед, словно за нарядом в песчаный карьер. Средние частоты в общем и целом поданы сбалансированно и позволяют оценить материал под разными углами. Как профессионал, так и с чисто обывательской точки зрения. В них есть точность и прозрачность в передаче микроконтрастов. Но в то же время широчайшая тембральная палитра и насыщенность парциальных тонов. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Разработчики Focal добились такой сбалансированности новой модели, положив на алтарь киллер-фичу старых Focal. А именно сатанинскую микродинамику и убийственную чистоту ВЧ-диапазона. Одни воспринимают это как эффектную и яркую подачу. Крайне техничную и информативную. Другие, к сожалению, – как некомфортную. Кроме того, новые Clear Mg тонально ощущаются более нейтральными. С одной стороны та сверх ясная подача прекрасно вписывалась в каноны студийной работы. С другой – несбалансированность и нехватка массы также могут оказаться краеугольным камнем при работе со звуком.

Focal смогли малой кровью получить те самые баланс и естественность. Слегка прижатые (по сравнению с оригинальными Clear) ВЧ, на мой взгляд, даже пошли на пользу. Потому что сделан тюнинг очень тонко. Лишь за счет более массивного фона из нижней половины спектра и чуть сглаженных пиков. Пиков, которые у оригинальной модели были на грани пикантности и откровенной навязчивости презентации.

В результате получились точные, детальные ВЧ с очень хорошей протяжностью. Но при этом комфортные и прекрасно сбалансированные в общем. Лучшие ВЧ, на мой взгляд, это ВЧ, про которые не нужно говорить много. Много говорить о них приходится, если они явно проблемные. Или явно выделяются на общем фоне “работы” излучателя/излучателей. 

Настала пора вернуться в привычную аудиофильскую среду. Поэтому сейчас мы послушаем тему из фильма “Нью-Йорк, Нью-Йорк” в исполнении Лайзы Миннелли. Перкуссии деликатно выделяются из общей канвы, звучат тонко, но но достаточно осязаемо. Их ясная и прозрачная презентация не отвлекает внимание от главного – волнующего вокалы Миннелли. На коде духовые выходят на первый план. Перкуссия и дальние обертона труб, вся медь, звучат воздушно, но убедительно, ясно, но весьма комфортно. То есть органично и уравновешенно.

Наушники отлично умеют передавать контрасты и сохранять при этом тональный паритет. Это здорово слышно на треке Dream Drifter с альбома Nordub. Альбом записан в коллаборации целой плеяды звезд скандинавской джазовой сцены. Я питаю слабость к тому, как суровые скандинавы смешивают джаз, дарк-эмбиент и электронику. Перкуссия и уходящая довольно высоко обертонами труба Молвера растворяются в том обширном пространстве, которое выстраивает Clear Mg Pro. Их образы сохраняют отчетливую прорисовку и физическую тождественность относительно массивного электронного низа. 

Отдельно хочу отметить еще один факт. Новый материал драйвера сказался на снисходительности наушников к маломощным источникам. Хорошо помню, насколько был разочарован производительностью оригинальных Clear с портативными устройствами, даже не самыми слабыми. Особенно страдала динамика и глубина сцены. Звучание получалось невыразительное внизу и картонное. Но новый сверхлегкий магниевый излучатель, похоже, меняет ситуацию кардинально. Самое важное, что оба моих штатных портативных источника дали близкую к образцовой динамику. Кроме того, не ударив в грязь лицом в том, что касается разрешения. Ожидаемо, злющий Topping A90 дает еще больше контроля по всему спектру и обеспечивает больше динамики. Но и Lotoo paw 6000 с Centrance Dacportable были убедительны в своем звучании. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Обновление линейки Clear, и семейства HiFi, и семейства Professional, можно без колебаний считать успешным. Да, это не ловля блох и техническое совершенствование признанной аудиофилами и профессионалами модели. Звуковую сигнатуру достаточно ощутимо перенастроили. И тембрально, и тонально, и даже в том, что касается работы с пространством. Наушники все так же нацелены на аудиторию требовательного слушателя или специалиста по работе со звуком. Новый чисто магниевый излучатель принес с собой новый тюнинг. Он придется по вкусу более широкому кругу ценителей высококлассного звука в формате полноразмерных наушников.

Кроме того, Clear Mg Pro стали заметно менее требовательны к мощности источника. Наушники прекрасно сочетаются даже с весьма скромным на сегодняшний день портативом. А про автономные цапоуси и говорить излишне. Хороший вариант для выездной работы. Разумеется, открытый дизайн не даст возможности использовать наушники вне дома. Но и необходимости таскать с собой 2-килограммовый усилитель с Focal Clear Mg Pro точно нет.