html { scroll-behavior: smooth; }

Текст про FiiO M17 был начат еще примерно за неделю до войны. Вечером 23го я как раз закончил часть про звук. Пусть для вас этот текст станет как бы порталом в тот тихий и еще спокойный вечер 23 февраля. 

ВСТУПЛЕНИЕ

Еще когда я впервые познакомился с условно портативными устройствами, а было это во время работы над обзором DX220MAX, я сделал предположение, или прогноз, если хотите, что это лимитированное устройство в том или ином виде или поколении рано или поздно войдет в серию. И вообще положит начало новому классу устройств. Устройств полустационарных, полупортативных. Как в воду глядел. iBasso уже выпустили итерацию MAX’а на 300-ю серию (даже две с учетом титановой супер-лимитки), Shanling представил M30, который неясно вообще, к чему относить. Дошла очередь и до FiiO. Я чего-то эдакого от них ждал, ведь по популярности в массах они едва ли уступают тем же iBasso. А опыта, наработок и вообще инженерной находчивости у них – на зависть преимущественному большинству китайских производителей. Да и в 2021 году они в целом стреляли исключительно в “яблочко”. Все новинки – сплошь удачные, явных промахов и не припомнишь. Не стал исключением и технологический монстр в обличии FiiO M17.

FiiO M17 та iBasso DX220MAX

Во время первого опыта знакомства с подобными “калибрами” плееров, я испытал ряд неудобств. В первую очередь, связанных с моим образом жизни и, особенно, перемещения. Много движения, много движения именно пешим ходом. Очевидно, даже нося с собой рюкзак, 700 грамм тушки DX220MAX становились какой никакой, но проблемой.

То есть сразу для меня такие монстры звука ушли в категорию девайсов для home use only. Но спустя какое-то время мой образ жизни изменился и весьма существенно. Как раз назрел вопрос перехода на что-то выше классом, и.. Я вспомнил про тяжеловеса MAX’а. Потому что он уже сквозь призму обстоятельств вовсе не казался чем-то обременяющим. Напротив. По-соседству в рюкзаке с лэптопом и на фоне его веса вес плеера уже не ощущался существенным. А почти 3 часа в день, проводимых в автобусе, всяко краше с музыкой, воспроизводимой источником уровня, недостижимого порой и для стационарной техники. Поэтому – плюс один юз-кейс для подобных устройств.

Предыдущий топ от FiiO едва ли можно обвинить в дистрофии или чрезмерной изящности. M15 тоже был тем еще “tough guy” и поместиться мог в карманах далеко не каждой куртки. Но M17… Этот парень даже больше 220/300MAX! Хоть и легче, но но крупнее, и уже никаким образом не помещается в карман зимнего пальто. Плеер без тени застенчивости выставляет телеса наружу и смущает окружающих своими нескромными формами. Экий затейник! Но о наружности M17 поговорим далее. Как и обо всем остальном. Лишь подытожу. Устройствам вроде M17 – быть. Очевидно, не в самом популярном сегменте. Но получить столь высокий уровень звука, не жертвуя эргономикой и комфортом, мы зачастую можем лишь жертвуя большей суммой на его приобретение. Circle of life. Audiophilian life.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ FiiO M17

Плеер поставляется в двух коробках. Нет, речь не идет про основной гробик и коробку-обложку. Тут их на самом деле две. Потому что комплект поставки плеера – самый необычный, который мне доводилось встречать на своем блогерском веку. Именно он послужил источников вдохновения для подзаголовка статьи. А вы тоже любите Астрид Лидгрен

Так вот, коробки две. Первая содержит сам FiiO M17. “Обложка” выполнена в стиле последних устройств производителя. Изображение модели представлено c выделением линий граней светоотражающим покрытием. В результате изображение плеера, название модели и значки сертификации Hi-Res играют спектром при попадании на них света. Из примечательного – на тыльной стороне обложки виден логотип THX, которые разработали в паре с FiiO улучшенный тракт для M17.

Сам же FiiO M17 спрятан в темно-серой шкатулке с серебристым логотипом бренда на магнитном замке. Однако, сперва мы должны извлечь увесистый конверт со стеклом, документацией и инструментом для извлечения лотка карты памяти. Плеер сразу одет в чехол. О чехле – далее. Под ложементом, на котором помещен плеер, находится второй – в нем, в картонной коробке остальные аксессуары. Это кабель USB-C и блок питания 12В 3А. Его роль не ограничивается только зарядкой.

Чехол темно коричневый, из очень мягкой эко-кожи. Большая часть задней поверхности оформлена алюминиевой сеткой. Она носит не только чисто эстетический “функционал”, но и помогает лучше рассеивать тепло, излучаемое плеером. Чехол крайне хорош. Я бы без раздумий купил нечто подобное для собственного плеера. Пожалуй, это лучший комплектный чехол, который мне попадался за все время. Особенно понравилась реализация нижнего торца. Если смотреть невнимательно, то непонятно вообще как извлекается плеер. Чехол словно пошит прямо поверх тушки. Навека. Но нет, нижней торец имеет клапан, который держит рамку, прикрывающую часть тушки. При этом самопроизвольное открытие исключено. Одним словом – чехол прекрасен. А нет, двумя.

Но и это еще не все. Во второй коробке находится то, что породило аналогии с умным, красивым, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Нет, я не о себе. В этом боксе лежит док-станция. Но ее роль состоит не только в том, чтобы облегчить коммутацию плеера с другими устройствами и красиво разместить на столе. На “спинке” станции, с обратной стороны, установлен кулер. “Наружная” сторона нижней опоры и “внутренняя” подножки для плеера покрыты резиной для более цепкого размещения док-станции на столе и плеера на док-станции. Поэтому конструкция в итоговом виде нареканий не вызывает. Конструкция док-станции не лишает вас как возможности подключения питания, так и задействовать цифровые и аналоговые входы-выходы. А ими плеер одарен крайне щедро.

ДИЗАЙН FiiO M17

Несмотря на то, что все Android-устройства, будь то плееры или смартфоны, по сути выглядят одинаково, M17 сумел выделиться. Во-первых, он умело играет линиями. Их в экстерьере устройства достаточно. При этом шасси из анодированного алюминия не изобилует острыми гранями, как изделия, например, A&K. Грани словно незначительно скруглили для более комфортной эксплуатации. Во-вторых, плеер использует довольно сложную геометрию. В-третьих, меня не покидало весь период эксплуатации плеера чувство, будто я использую некий крутой гаджет из кибер-панк вселенной. 

FiiO M17 дисплей

“Лицо” плеера – это огромный, 6-дюймовый, FHD+ IPS дисплей. Яркий, с отличными углами обзора. На безрамочность плеер не претендует, но на кой оно ему? Торцы просто пестрят органами управления и всевозможными разъемами для коммутации. Буквально всевозможными. На верхнем торце, например, не хватает только 3,5мм балансного выхода. Но, камон, кому он вообще нужен? Тут расположены 2,5мм и 4,4мм балансные выходы на наушники, совмещенные с линейным выходом, а также небалансные 3,5 и 6,3мм. 6,3! В последний раз такой разъем в плеере я встречал черте сколько лет назад у Colorfly C4 PRO, того самого, прозванного “поленом” за шикарную заднюю крышку из дерева. Из реального куска дерева, и никакого тебе шпона. При этом 6,3мм гнездо заботливо прикрыто производителем заглушкой. И это не паршивая резиновая затычка родом из алиэкспрессных подвалов, а очень качественный аксессуар. Внутренняя часть из резины, наружная – из металла. Следовательно, она органично сливается с поверхностью корпуса плеера. 

FiiO M17 колесо

По соседству с четверкой разъемов размещено колесо регулировки громкости. Оно имеет мелкую насечку и то ли пластиковое, то ли стеклянное наружное покрытие. И никого тебе позолоты. Колесо утоплено в корпус аккурат на свою высоту. Другими словами, не выступает. Иначе это было бы катастрофой с учетом размером устройства. Кроме того, вокруг колеса есть синяя светодиодная подсветка, столь нелюбимая одним, столь нелюбимым в среде аудиофилов, блогером.

FiiO M17 бокова частина

На левом торце в небольшом углублении, вроде такого, как у плееров Shanling, только меньше, находятся три кнопки управления воспроизведением и одна функциональная клавиша. На которую можно назначить ряд операций. Например, рандомное переключение трека, переход в режим bluetooth-приемника, USB-ЦАПа или смена фильтра. Ниже расположен ползунок блокировки. Причем, его работу можно настроить из специального меню кастомизации управления в ОС плеера. Можно заблокировать вообще все операции с плеером или оставить какие-то доступными. Еще ниже – “сержантские” знаки отличия. Судя по ним, M17 в модельном ряду FiiO дослужился до старшего сержанта, перед тем, как уйти на гражданку. Если это сержант, то каковы у них носители еще более старших званий?

Функциональная нагрузка у этих элементов дизайна одна – световая индикация. Чего? Да чего угодно, это тоже, вы не поверите, настраивается. Например, статуса зарядки. Или частоты дискретизации. Причем, как сигнала, воспроизводимого непосредственно из хранилища плеера, так и поступающего по bluetooth или USB. Признаюсь, я отключил. Не мое это.

На правой стороне все примерно также. Только кнопок всего три. Клавиша питания/блокировки дисплея и две для регулировки громкости. Да, M17 также позволяет перейти с регулировки колесиком на кнопочную. И, попользовавшись им, то есть колесом, я не считаю этот функционал таким уже высосаным из пальца. Колесо имеет очень свободный и мягкий ход и ОЧЕНЬ чувствительно. Желая добавить/убавить две-три единицы громкости, можно добавить семь-восемь. В итоге получив не совсем желаемый результат. Но тут даже не поноешь и не пожалуешься. Переключение на кнопки решает проблему. Да и то, это проблема только с чувствительными IEM на высоком гейне. 

Ниже блока клавиш еще один ползунок-переключатель. Куда интереснее. Его задача – перевод плеера в режим работы от сети. Но об этой особенности я бы хотел поговорить в следующем разделе. Оно того стоит.

Нижний торец недалеко отстал от верхнего. Если вообще отстал. Помимо двух портов USB-C – для коммутации и для зарядки – мы имеем разъем для подключения переменного тока (через комплектный БП) и полноценный coaxial-порт. Внимание, способный работать как на вывод цифровых данных, так и на ввод! Хотите воспользоваться своим винтажным топовым цифровым транспортом и заслушать старую аудиотеку компакт-дисков? Не вопрос. FiiO M17 умеет и это. 

При этом два последних разъема закрыты такими точно заглушками, как и 6,3мм гнездо. “Красивое”. 

FiiO M17 задня кришка

Но и это еще не финал. Задняя крышка тоже притягивает глаз. Она из закаленного стекла, но не однотонная. Вместо привычного карбона ее украсили геометрическими фигурами, проявляющимися в зависимости угла падения света. И если в остальных элементах дизайна производитель продемонстрировал явную слабость к гексагонам, то тут царит полнейшая абстракция. Но едва ли вам доведется долго любоваться этими геометрическими изысками. Чехол не только позволяет дольше сохранять внешний вид и целостность плеера, но и просто делает использование комфортнее. Так как греется он довольно заметно. 

FiiO M17 та Android

Что касается эргономики, то я ожидал худшего. M17 действительно огромен. 156,4 х 88,5 х 28 мм, не считая чехла. Однако, вес все же поменьше, чем у конкурента от iBasso – 610 грамм. Что на сто меньше, чем у 220го “малыша” и на 200 – чем у 300-го. Да, одной рукой им точно не попользуешься. Но лежит он в руке хорошо. Не режет острыми гранями, не норовит ускользнуть. С чехлом дела обстоят еще лучше. Но сам чехол сидит нельзя сказать, чтоб сильно плотно. С другой стороны ему это и ни к чему. Все из-за того торца с клапаном. Он не даст плееру выскочить из чехла ни при каких обстоятельствах. Как нередко случалось с DX300, например. 

Навигация – знакомая всем пользователям Android. То есть жестами. Но можно и включить наэкранные кнопки. Тут кому как сподручнее. 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ FiiO M17

Раздел, в случае M17 способный стать независимым самостоятельным текстом. Чесслово.

Сухие цифры оставим для эпилога раздела и сосредоточимся на главном и самом интригующем. Плеер всем своим видом, в том числе комплектацией, и в принципе позиционированием от производителя воспринимается как полноценная альтернатива стационару. Без каких-либо компромиссов или оговорок. И неспроста. За цифро-аналоговое преобразование в нем отвечает пара крайних топов от ESS Sabre, 8-канальных ESS9038PRO. Сам чип как таковой рассчитан под стационарные решения. А в паре они встречаются далеко не в каждом ЦАПе или комбайне. А тут – в плеере. Пусть и в столь крупном. Разумеется, такая реализация не залог успеха сама по себе и нуждается в сопутствующем сопровождении в виде качественной обвязки по питанию и соответствующему усилительному тракту. И по части трансмиссии цифрового сигнала до точки преобразования – тоже. Поэтому в качестве “моста” тут установлен чип XMOS XUF208, помогает ему пара прецизионных фемтосекундных кварцевых генераторов от NDK

Как я уже говорил, питание также “на стероидах”. Тут это вообще больная тема. В смысле, так все хорошо, что аж отдает безумием гения созидания. Раздельное питание для цифровой и аналоговой части (не забываем, что к цифре тут еще и относится весьма сложная часть “мозга” устройства, обеспечивающая работу ОС) стало чем-то вроде нормы для подобных девайсов. Noblesse oblige, как говорится. Тут FiiO пошли еще дальше. Аналоговый и цифровой тракты не только питаются из разных “кормушек”. Они еще и размещены на отдельных печатных платах. Сами платы экранированы несколькими слоями медного сплава, предотвращающими интерференцию электромагнитного излучения, которая может повлиять на работу аналоговой части плеера. 

Помимо качественной элементной базы (“настольные” ОУ OPA2211), серьезного набора конденсаторов (суперемкостя от DMF) и стабилизаторов питания (LT3045 LDO), плеер может похвастаться аккумулятором на 9,2 А. Производитель не разделяет емкость на аналоговую и цифровую части. Видимо еще и потому что интерфейс FiiO M17 имеет только один индикатор. Ну и ладно. Контроллер батареи поддерживает быструю зарядку QC 4.0 и PD 2.0, поэтому полный заряд плеер получает менее, чем за 3 часа. Самого же заряда при использовании балансного подключения мне хватало примерно на 8 часов при прослушивании оффлайн контента на высоком гейне. Довольно хорошо с учетом начинки и мощности.

Так вот. Помните, я говорил про ползунок, переводящий плеер в режим работы с переменных током? Нет, плеер не отключается, стоит Вам только переключиться в этот режим. Все потому что это касается только усилительной части. Сложно? Сейчас поясню.

От аккумулятора аналоговая часть M17 “кушает” по 8-вольтовой шине. То есть получает весьма и весьма недурной ток. Как для портатива. Но по шине питания через комплектный блок питания напряжение поднимается до 12 В. Что это дает на выходе? На бумаге – удвоение мощности. На слух – улучшение динамики и еще более выразительную проработку деталей. Особенно на краях диапазона. В этом режиме плеер использует как батарею, так и внешнее питание. Попутно подзаряжая аккумулятор. С нагревом в данном случае эффективно борется комплектная док-станция. К слову, она имеет сразу два режима работы кулера, поэтому даже летние +40 в тени едва ли станут проблемой.

И ради чего весь сыр-бор? Ради усиления. Как вы наверняка знаете, FIiO часто-густо сотрудничает с THX на предмет усиления в своих устройствах верхнего сегмента. Ну а тут то уже выше некуда. Кстати, о THX я рассказывал в тексте про FiiO M11 PRO. Поэтому специально для M17 инженеры THX совместно со своими коллегами из FiiO не просто смогли обуздать десктоп-версию THX-788, но и произвести на свет ее улучшенную ревизию. THX-788+. Чем отличается эксклюзив для FiiO от серийных чипов? Двумя моментами. Во-первых, пиковая мощность была увеличена аж до 3 Вт на канал на 32 Ом. Во-вторых, усилитель адаптировали под работу с внутриканальными чувствительными наушниками, сведя фоновый шум в ноль и обеспечив выходной импеданс на уровне менее 2 Ом для балансного выхода и менее Ома для небалансного подключения. Шума при работе от батареи действительно нет. При переводе в режим работы от переменного тока шум появляется, но настолько низкий, что им можно пренебречь.

Ну и “мозгах” не забудем упомянуть. FiiO M17 работает под управлением OS Android 10 версии. Правда, неплохо? Плавность интерфейса и стабильность работы обеспечиваются старым добрым Qualcomm Snapdragon 660 (интересно, запасы этого SoC кончатся когда-нибудь?) и 4 ГБ ОЗУ. Чего более чем достаточно для работы плеера. Отзывчивость интерфейса и в целом экспириенс от его эксплуатации я могу оценить крайне высоко.

Для беспроводной коммутации плеер использует чип Qualcomm QCC5124. Чип поддерживает работу не только с кодеками aptx-HD и LDAC, но и с aptx Adaptive. WiFi двухдиапазонный и работой его я остался очень доволен. “Не было ни единого разрыва”. Что касается стриминговых сервисов, то все вполне ожидаемо хорошо. Анфолд MQA ограничен 8-кратной передискретизацией. Интересно, кто-то на слух отличит х8 от х16? Кстати, плеер возможность включения режима “all to DSD”. Когда частота дискретизации контента повышается до DSD’шных 786кГц. Апсемплерами я пользоваться не привык. Есть – и слава богу. 

И, как обещал, в качестве эпилога немного о цифрах. Плеер умеет воспроизводить цифровые формат вплоть до PCM 32bit/768kHz и DSD512. Что касается мощности, то тут проще сослаться на таблицу с сайта производителя. Но если кратко, то плеер способен выдавать от 500 мВт на 32 Ом с небалансного выхода в обычном режиме работы до 3 Вт с “баланса” в улучшенном, при питании от сети. Так, в пике он может обеспечить 250 мВт на 300 Ом. Уровень уверенного стационара. Более подробные ТТХ плеера я бы рекомендовал посмотреть в таблице, потому что перечислением всех возможных комбинаций едва ли можно назвать увлекательным занятием. Равно как и чтение такого текста.

Из-за такого разброса выходной мощности FiiO M17 предлагает целых 5 режимов гейна. Пятый – это улучшенный, при работе от сети. 

И тут мы плавно подошли к ОС. Android в данном случае кастомизирован под аудио-функционал. Кроме привычных опций из шторки вроде выбора режима выхода (линейный/наушниковый), в самом меню настроек FiiO M17 имеет ряд опций. В разделе Аудио, например, есть возможность выбрать “направление” работы коаксиального интерфейса. “Весь мир” (видимо, сказались трудности перевода) в том числе позволяет настроить световые индикаторы, спецклавишу и режим блокировки. Ну и в самом верху списка настроек присутствует выбор режима работы плеера: Android, чистый плеер (FiiO Music без прочего функционала), USB-ЦАП, bluetooth-ЦАП, SPDIF-декодер или air-play. Swiss army man knife DAP.

ЗВУК FiiO M17

Когда видишь такое устройство или, что еще лучше, берешь его в руки, то ждешь от него соответствующего звука. То есть большого. Мощного. Монументального. Сносящего все на своем пути. Драйвового. Отчасти FiiO M17 так и звучит. С поправками. 

Во-первых, FiiO M17 действительно звучит монументально. Он не гнушается показать образы такими, какими они есть, передав их величие. Если таковая задача стоит. Но он не делает из этого задачу-абсолют. И не подчеркивает это как-то нарочито. Эта масштабность скорее проистекает от естественности звучания. Естественности и непринужденности. Образы трехмерны и поразительно кинематографичны в своей четкости прорисовки в пространстве и позиционировании.

Во-вторых, все эти фигуры музыкальных тел нужно вписать в какое-то пространство. И M17 не мелочится на его масштабы. Но без какой-то надрывной накачки нашего воображения излишним воздухом. Плеер сохраняет прекрасную по своей силе и интимности эмоциональную связь со слушателем. На фоне всего этого масштаба эмоциональный подтекст и вовлеченность слушателя не теряется и не растворяется, как рогипнол в бокале шампанского, а существует, живет, пульсирует и держит вас за самые.. гланды. 

Как и подобает устройству такого класса, FiiO M17 имеет нейтральный почерк. Ориентированный на натуральность и естественность звучания. Плеер не приукрашивает что-либо, не насыщает дополнительно тембр ласкающими слух гармониками и не пытается форсировать динамику. Как микро, так и макро. Что его выделяет на фоне первопроходца полустационарных устройств в лице DX220MAX. Последний уделяет особое внимание низким частотам, но не накачивая их количественно, а придавая им бурст динамики. За счет чего при описании его звука часто скатываешься в военно-историческую и оружейную тематику. У меня его звук стойко ассоциируется с залпом главного калибра линкора Миссури. 

Так вот, что касается FiiO M17, то он не форсирует ни низкие частоты по части их макродинамики, ни средние-высокие по части микродинамики. Имея завидный технический багаж, M17 не уходит в педантичную аналитичность и избегает зернистого и колкого звука. Истонченного и холодного. Разрешение у плеера очень высокое, но он, очевидно придавая умеренную порцию энергичности в средних и высоких частотах, избегает излишней пикантности. 

Зато у него есть другая, более приятная черта. Не выводя на первый план сонма деталей, M17 с маниакальной старательностью раскрывает тончайшие элементы записи. И подкупает не то, что он извлекает их из бездонного мешка фонограммы и швыряет нам в лицо. А то, что он это делает как бы мимоходом, невзначай. Как само собой разумеющееся. Очень приятная особенность, за которую нельзя не похвалить инженеров FiiO, ответственных за тюнинг. 

В итоге плеер получился нейтральным, но нескучным. Техничным, но музыкальным. Сбалансированным, но драйвовым. Точнее, умеющим в драйв когда надо. Он многолик, и может принимать тот облик, который требует от него запись. Будь то умопомрачительно записанный джазовый лайв или зубодробительный запил от Slipknot. FiiO M17 тут показывает себя королем универсальности и многоплановости. 

СЦЕНА

Сцену M17 строит, как вы уже догадались по предыдущим абзацам, ad libitum. То есть вволю. Ширина действительно внушительна, но кого этим удивить. А вот недюжий технический потенциал с шикарным динамическим диапазоном пригождается M17 для передачи глубины. Тут плеер может выделиться среди прочих.

Он превосходно передает разделение планов, но делает это в весьма мягкой манере. Плеер не растягивает пространство вглубь, создавая “ямы” между планами и теряя коннект между образами, в результате чего исчезает часть той магии, которую несет в себе музыкальное полотно. M17 очень грамотно эшелонирует воображаемую сцену, находя место каждому образу и очень деликатно относясь к ко-позиционированию. Обеспечивая превосходный баланс между техничность сепарации и музыкальностью подачи в целом. Слои отделены, но без утраты ощущения цельности. 

Это я описал бы не как голографический эффект. А скорее как кинематографический. Исполненный реализма, живой, подвижный. Это не картинка блокбастеров Marvel. Это скорее завораживающие пейзажи Джексоновской экранизации Властелина колец. Волшебно, но реалистично до перехватывания дыхания.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

FiiO M17 предлагает иной взгляд на то, как должен играть низкие частоты энерговооруженный плеер. Если моему 220му не дают покоя лавры ствольной артиллерии и он всячески пытается придать низким частотам, так или иначе, дополнительно массы, энергетики и, как следствие, динамики, то M17 не такой. Его НЧ нельзя назвать сухими. Им хватает сока, жирка, коль хотите. Но другая черта плеера – умеренность – тут берет верх.

НЧ глубокие, максимально глубокие, я бы даже сказал. С прекрасным разрешением. А эта мощь, которая скрывается под капотом, позволяет великолепно передавать транзиенты. Плеер превосходно отыгрывает атаки, а расширение звука, его затухание и послезвучие, выдает тактично. То есть бережно по отношению к деталям и умеренно по отношению к прочему диапазону. Контроль у него отменный. Все на своих местах и тогда, когда надо.

Если у вас сложилось впечатление, будто M17 это не басхед-плеер, то гоните его прочь. От себя плеер не даст добавки по НЧ, но отыгрывать то, что есть в записи, плеер умеет с мастерством, какое еще поискать. Плотный на панче, с рельефным телом, бас M17 так и просится быть крещенным как подсушенный, но и тут нет. FiiO M17, как опытный канатоходец, балансирует над пропастью, сохраняя шаткое равновесие. 

Это также отражается на скорости. Плеер сохраняет замечательную прозрачность и четкость даже на очень быстрых композициях насыщенных НЧ. Плеер идеален для сложного металла. Выслушивать партии инструментов в кажущейся на первый взгляд какофонии с ним удается без особого труда. Если ваши наушники имеют небольшой акцент на НЧ, M17 это выгодно подчеркнет. Если же они, напротив, более техничны в этом аспекте, то M17 покажет максимум их производительности. Да, может, плеер и не для любителей массивных и пышных НЧ, но для любителей качественных – совершенно точно.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Середина M17 выдает в нем породу FiiO и THX сильнее всего. На средние частоты пришелся основной технический потенциал плеера. СЧ детальны, порой даже слишком. С великолепным разделением и упором на микродинамику. СЧ прозрачные, четкие, открытые. Любителям подачи а-ля A&K точно не к M17. Тут скорее найдется отклик у ценителей подачи QLS361 и подобных ему Центрансов. 

Характер СЧ накладывает отпечаток на в общем-то универсальность и всеядность плеера. Будучи любителем рока 60-70х годов, в очередной раз познал “радость” непритязательности авторов тех лет по части аудиофильности своих творений. Но это такое. Лишь частный случай.

Зато в остальном СЧ радуют. Они в меру музыкальны, но нехватку эмоций компенсируют великолепной информативностью. Да и нехватка эмоций – это довольно громкое заявление относительно средних частот FiiO M17. Он умеет их транслировать. Мимикрировать под исполнителя, под композицию. Но делает это больше на технике, чем на азарте и пылу. 

За счет очень ровной подачи, СЧ прекрасно позиционируются именно за счет технической вооруженности FiiO M17. Их не используют для макродислокации, отводя в тыл на фоне ВЧ и НЧ. Они подаются в довольно интимной манере, но четкими границами и прекрасной идентифицируемостью образов. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Снова возвращаемся к в целом ровной подаче FiiO M17. Плеер сполна демонстрирует, что пара топовых Сабр тут не для красивых цифр. ВЧ много. Но плеер не множит их какими-то левыми гармониками, он позволяет им звучать. Во-первых, звучать совершенно неприкрыто и без полутени от остального диапазона. Во-вторых, звучать, раскрывая запись в мельчайших подробностях. 

Также радует сам характер ВЧ. Будучи предельно техничными, они подаются, нет, даже не в мягкой манере, а просто не остро. Едва ли у вас даже просто проскользнет намек на неестественность и синтетичность. Пожалуй, натуральность ВЧ – это главное, за что хочется хвалить M17.

Следом по очереди, но не по важности, это уже сугубо обратная сторона обилия ВЧ. Обилие слышимой информации. Вот эти вот все тончайшие моменты, детали, вот это вот все, отчего мурашки по спине и учащается пульс. Какой-нибудь ламповый джазовый лайв звучит предельно иммерсивно. Мы погружаемся не только в музыку, но в атмосферу заведения. В том числе не в последнюю очередь за счет той навязчивой дотошности в проработке деталей. M17 подобен архитектору сна в Ноллановском Начале. За счет мелочей создает неотличимую от реальности картину сновидения.

То же касается и слоистости. Иного от M17 и не стоило ожидать. Обертона хороши и как по качеству проработки и деликатности работы с верхними октавами в принципе, так и в принципе относительно протяжности. Слоистые, пышные, богатые ВЧ. Даже пожалел, что под рукой не оказалось EE Odin. Электростаты в них творят магию с источниками, способными буквально снять кожу с верхних частот. Этим наушникам нужен такой источник – который может их раскрыть, но не добавив от себя на верхах. Потому как там уже порядком на грани и без того. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Между последними строками и этими – ровно 50 дней. Я хотел закончить этот текст 24-го февраля, в том числе подготовить примеры композиций. Но что было дальше, вы уже знаете. По ощущениям, последние “довоенные” строки и вот эти отделяет не 50 дней, а больше. Много больше. Это не просто время, выраженное в минутах, часах или днях. Это строгий раздел, раздел на “до” и “после”. Не только во временной шкале, но и пространственной. Между мной, писавшим про слоистость верхних частот FiiO M17, и мной здесь и сейчас более 1000 км. Надеюсь, в скором времени эти две части некогда единого целого, целого Я, снова пересекутся в исходной точке на Юге Украины в городе невест, арбузов и моряков.

Ну а если подытожить из плоскости аудиофилии, которая никуда не делась, несмотря на войну, то FiiO M17 – это такой себе Javelin для топовых плееров, будь они русскими танками. Отрыва башни от уровня звука и детонация б/к от цены – гарантированы. Ну и размеры у M17 вполне себе военно-полевые. “Сержант”, как никак.