Компания Fiio на сегодняшний день не нуждается в особом представлении. Она является не только одним из китов китайского персонального аудио, но и едва ли не самой известной и популярной китайской фирмой в своей сфере. Отчасти потому, что она была среди первых, а отчасти потому, что львиную долю ассортимента компании составляют как раз выгодно выделяющиеся на фоне ценников конкурентов (а порой и откровенно бюджетные) девайсы. При этом звука всегда насыпали “с горочкой”. Что ж, сегодня поговорим о том, у кого эта горочка больше – у гибридов Fiio FH3 или Fiio FH5 и стоит ли того переплата?

Упаковка и комплектация

По этому пункту наушники практически аналогичны. Они не пытаются показаться сильно роскошными. Старшую модель выделяет разве что чуть другая внутренняя компоновка аксессуаров. Так у FH5 амбушюры разложены в вырезах специальной панели из вспененного материала. Fiio не стали отрицать очевидного – влияния амбушюр на звук – и подписали насадки как “вокальные” и “инструментальные”. Так что как быть тем, кто слушает вокально-инструментальные ансамбли (и тем, кто такое название помнит) я не знаю. На деле же насадки немного отличаются шириной канала. У троек же все более скромно. Аксессуары расположены внутри фирменного тканевого чехла, а сама упаковка чуть меньше и компактнее. И мой плюсик уходит как раз в их копилку. За практичность.

Fiio FH3 FH5

В комплекте обеих моделей кроме мягкого чехла есть еще твердый пластиковый. И разумеется, сами наушники, немного полиграфии, рассказывающей, как тяжко жить тем, кто не знает как носить наушники заушным способом. Вообще, мне кажется, это едва ли не базовая опция, определяющая аудиофилов – заушное ношение. Ну да ладно, сейчас не об этом.

Дизайн и эргономика

Выглядят Fiio FH3 и FH5 тоже очень подобно. Что касается кабелей, то они и вовсе аналогичны. Разве что провод 5ок показался мне буквально чуть мягче. Но не исключено, что это результат чуть более частого их использования, так что не знай я, какой провод от каких наушников, я бы их не отличил. Хорошая новость тут в том, что в процессе использования стоковый кабель становится чуть мягче.

Ну а что касается корпусов, то 5ки отличаются тем, что имеют серебристую каемку по периметру фейсплейта. Выполнены наушники из анодированного алюминия. Каких-либо огрехов в исполнении корпуса, будь то неровности самого корпуса или краски, не обнаружено. Примерно то же можно сказать и о качестве сборки. Все отлично насколько, как только могло быть. Детали подогнаны хорошо и плотно.

Звуководы Fiio FH3 и FH5 правильной длины и имеют очень небольшую зацепку для насадки. Диаметр стандартный, а благодаря нужной длине и правильному углу вывода с подбором насадок проблем не возникает. Мне понравились стоковые с красным сердечником и умеренно широким звуководом, которые есть в комплекте обеих моделей. Хотя, естественно, подобрать что-то свое никто вам не запретит. Тем более, что сами Fiio так же намекают на эту возможность.

Вывод коннектора кабеля тоже стандартный. Используются сокеты ммсх безо всяких хитростей и ненужных нюансов. Так что сменить стоковый провод проблемой не будет. Среди прочего отмечу фиксацию. Коннекторы на родном кабеле угловые, защелкиваются довольно плотно и держатся надежно. Непроизвольного проворачивания в сокете не происходит. Так что можно подобрать правильный эргономичный угол заушины.

Звук

В качестве отправной точки тут могла бы выступить и одна, и вторая модель. Но привычнее двигаться от меньшего к большему, так что начнем с Fiio FH3.

Fiio FH3

Выражено v-образная подача все же не переходит грани дозволенного. Так что наушники добавляют музыке напора и эмоций, но все еще весьма аккуратно, не переходя грани, за которой начинается откровенно вкусовая подача. Таким образом, классика не превращается в унылое диско, а электронный бит рельефен и весом. Тем не менее, и вкрадчивые удары живой перкуссии тоже не обретают неуместного панча. Словом, эмоций больше, чем изначально в записи, но без наплевательского отношения к исходнику.

НЧ имеют неплохую протяженность. Глубокие слои заметны, но не гипертрофированы. Есть акцент на мидбасе. Так что удары имеют напор и панч, рельефа и вес, звучит убедительно на любой музыке. В то же время, хороший контроль позволяет сохранить неплохую техничность, так что будучи акцентированным, бас не становится откровенно жирным и все еще сохраняет неплохую плотность.

СЧ имеют хорошую техничность и приготовлены немного с уклоном в микроконтраст. Это, в свою очередь, позволяет середине не уходить на задворки на фоне чуть акцентированных соседних участков диапазона, оставаясь важной частью композиции. Так что и про разложение на атомы, разумеется, речи не идет. Хорошая целостность и передача общих моментов записи присутствует, но все же небольшое предпочтение передаче микродетальности наушники делают.

ВЧ достаточно техничны. Они имеют небольшой, но заметный акцент в противовес НЧ, но их количество выверено правильно. За счет этого Fiio FH3 не получаются ни откровенно темными, ни напротив, светлыми. Ну и, разумеется, присутствует неплохая качественная проработка частот. Не эталонная, но для своей цены наушники справляются с верхами хорошо.

Сцена примерно средняя в ширину и меньше среднего в глубину. Ее строение скорее двухмерное, чем трехмерное. Но про хорошую глубину в таком ценовом диапазоне обычно речи нет. Так что хорошее разделение планов и проработку не только первого из них наушникам уверенно можно занести в актив. А небольшие неточности в размерности образов и позиционировании вполне можно пережить.

Fiio FH5

5-ки же, в свою очередь, показывают прирост. Что не странно. В то же время, он не огромен, не кардинален, а благодаря довольно похожему тюнингу и не всегда заметен. Надо прислушиваться и обращать внимание на детали и нюансы. Тут для теста более показателен не только и не сколько метод апгрейда, а наоборот. При переходе с FH3 на FH5 есть ощущение более полного и насыщенного звука. Но порой закрадываются сомнения – а не кажется ли это? Что ж, даунгрейд с 5-ок на 3-ки все ставит на свои места. Заметно, что FH3 понемногу и чуть-чуть, но практически со всех сторон уступают. Так что вроде и незаметно, но где-то обокрали.

FH3 звучат немного проще, немного хуже контроль НЧ, проработка верхов. Легкая V-образная подача присуща обеим моделям, но у Fiio FH3 она выражена едва-едва меньше.

FH5 одновременно и техничнее, и чуть более целостны, и немного массивнее. Кроме того, их звучание более насыщенное, естественное и эмоциональное. Но общий тюнинг моделей довольно похож.

НЧ – прежде всего тут заметно, что контроль FH5 чуть лучше, а массы чуть больше. При этом первое компенсирует второе, так что даже едва заметное увеличение количества баса не делает его хуже в качественном плане. Даже наоборот. Что же касается глубины, то тут перевес в сторону старшей модели почти не заметен, хотя, несомненно, присутствует. Жаловаться на глубину баса в обеих моделях сложно, но если надо копнуть поглубже – FH5 будут чуть более предпочтительны. В итоге НЧ получается немного больше, они действительно прибавляют в качестве, а благодаря чуть большей глубине, и в массивности, где это необходимо. Так что запись звучит одновременно и эмоциональнее, и убедительнее, и натуральнее.

СЧ – тут можно было бы отметить паритет, но по факту все же небольшая прибавка у FH5 имеется. И она тоже амбивалентна – с одной стороны, чуть лучше передача техничных нюансов. С другой, имеется и небольшая прибавка в телесности. В то же время, смещение баланса в микро или макро относительно младшей модели практически нет. Благодаря этому подача, так же как и на НЧ, немного обретает в убедительности, вовлекаемости и эмоциональности.

ВЧ – пожалуй, тут изменения заметнее всего. С одной стороны они не так уж явны. Просто их стало самую чуточку больше. Но это только на первый взгляд. На деле же их не столько больше, сколько они лучше в плане не только детальности, но и положения партии того или иного инструмента в композиции. Другими словами, чуть лучше качественная проработка и динамический диапазон. Чуть изящнее, чуть естественнее. Пусть прибавка и небольшая. До полноценной слоистости и передачи сложных затуханий модель все еще не дотягивает. Но не то чтобы это минус – в этом бюджете требовать столь качественной проработки частот некорректно.

Сцена у Fiio FH5 получает прибавку в обеих направлениях, но прибавка не сильно заметна. Дело в том, что сохраняется то же строение сцены. Чуть лучше разделение планов и позиционирование инструментов. Но из-за аналогичного строения прибавку в размерах можно заметить разве что на тех записях, которые действительно требуют показать размах и масштаб. А что касается “обычной” музыки, которой большинство, то тут наушники часто бывают пусть не аналогичны, но очень похожи. Так что плюсик на стороне FH5 присутствует, но вряд ли он будет решающим.

Критичность к записи для обеих моделей не будет слабым местом. Разумеется, передача верхних частот без слишком явного смягчения – не самый щадящий тюнинг, так что и для Fiio FH3, и для FH5 стоит поискать записи получше. Но то, что не безнадежно, наушники вытягивают. Конечно, 5-ки чуть критичнее, но столь немного, что по этому пункту паритет. Ни одна из моделей не стремиться выискивать недостатки записи, так что критичность можно считать чуть ниже средней.

Итоги

Безусловно, младшая модель Fiio FH3 не могла получится лучшей по звуку. Так бывает крайне редко. И все же, сказать что она заметно уступает старшей нельзя. Fiio FH5 чуть лучше и чуть дороже. Стоит ли того доплата? Решать вам. Если нужно более качественное звучание с примерно той же концепцией звука, что и у 3-ек – естественно, стоит брать старшую модель. Но если все эти заморочки и нюансы ни к чему и нужны отличные недорогие бюджетные наушники – FH3 отличный вариант в своей ценовой категории.