Так уж получилось, что на момент написания обзора на Fiio FD5 ее наследник, если не ошибаюсь, уже был объявлен. Но в доступности его не было. А когда я ознакомился-таки с FiiO FD7, не было под рукой уже 5-ок. Так что, идея собрать наконец две модели да и устроить им очную ставку была не то чтобы столь уж оригинальной. И даже вполне очевидной и закономерной.

Благо, обзоры и на ту, и на эту модель (кто из них кто разбирайтесь сами), есть. Что дает очень много простора для главного – сравнения звука. И развязывает руки в ином – нет необходимости описания комплекта и прочего и прочего. Там отличия, конечно, есть, но минимальны.

Вообще, мало кто знает, но у известного мема был прародитель в мире аудио. Спросили как-то инженеры, работавшие над FD5, что именно им надо улучшить, чтобы модель стала еще более успешной. И им ответили “да”. Ну вот, так и появились FD7.

Box

Так что текст сегодня на чашку чая, а не как обычно. В общем, ближе к сути. Но прежде всего остановимся на некоторых наиболее явных отличиях.

Отличия

Внешность

Внешне корпуса очень похожи. Их единственное отличие – цвет. Младшие полностью металлические, и этот металл отполирован до блеска. Старшие же имеют единственный возможный цвет – черный.

Fiio FD5 vs FD7

Они анодированы, но сделано это очень аккуратно. Внешняя панель у обеих моделей аналогична, отличия только в цветовой гамме. Основа матовая, сами лучи того самого характерного “веера” глянцевые. Что добавляет выразительности. Мелкая сеточка внутри тоже глянцевая.

У FD7 она золотистого цвета. Выглядит очень классно. Вообще, комбинация черного и золотого практически классика.

Не могу сказать, какая из двух моделей мне нравится больше, они обе выглядят отлично. Так что тут выбор скорее вкусовой.

Fiio FD7

Кабель

Что изменилось в комплекте самих наушников, так это кабель. Может быть, цвет, кабель и дополнительные сменные фильтры – слишком мало изменений при росте цены в два раза, но уж как есть. И FD5, и FD7 в этом отношении достаточно роскошны, чтобы требовать чего-то сверх.

Итак, кабель.

Младшая модель использует кабель из посеребренной меди. Умеренно жесткий, ближе к мягкому. Он имеет прозрачную изоляцию и по цветовой гамме полностью подходит к модели. Не буду останавливаться на особенностях и 152 жилах проводника на весь кабель. Плетение 8-жильное, то есть на плюс и минус идет по два проводника. Снизу плетение обычное, “квадратное”, в 8 проводников, выше 4 на канал. При чем каким-то особым колоском. Так что даже кажется, что там 3 проводника. Но нет, все-таки 4. Ибо в противном случае то ли на плюс, то ли на минус их вдвое больше. И это смысла не имеет, потому как все упирается в более тонкий провод.

Cable

Так или иначе, в новом кабеле для FiiO FD7 количество проводников не то что сократили, но даже добавили. Теперь их 224. Ну, так обещает производитель. А еще обновили материал. Теперь это более достойный материал – серебро высветляет звууууууук, ааааааааааа.

Что еще более интересно – при этом всем кабель стал более тонким. А следовательно, более удобным. Едва ли сами отдельные проводники стали мягче. Хотя изоляция теперь черная с частичной транспарентностью. Да и фурнитура тоже. На ее счет – только коннекторы со стороны наушников теперь чуть больше и имеют небольшой угол порядка 45 градусов (мерять мне лень, так что на глаз).

Но вернемся к проводникам. Их меньше и кабель в меру тонкий. То есть, конечно, на лавры Линума не замахивается, но больше похож на аудиофильский как раз прежний вариант. Если ранее до сплиттера применялось плетение колоском, а выше – косичкой из 4 проводников, то теперь – крестик и спиралька соответственно. При этом и там и там слайдер тоже есть и он хорошо удерживает выбранную длину. Что вполне удобно. Заушины сформированные по умолчанию и там и там. Ну и разветвитель тоже компактный в обеих случаях. Что плюс к удобству.

Connectors

В общем, в плане эргономики – улучшение есть. Не кардинальное, ведь она и была вполне неплохой. Но тоже плюс в копилку.

В общем, с учетом сохранения всех преимуществ, главным из которых, пожалуй, стали сменные коннекторы – было хорошо, но стало еще лучше.    

Чехол

Да, я именно тот человек, которому не нравится стоковый чехол FD5. Может быть, я избалован Van Nuys или Dignis с их вниманием к деталям, но уж как есть.

В моем случае исполнение чехла FD5 было малость небрежно. Речь не идет о браке, речь о внимании к деталям. Верхняя защелка с магнитом довольно жесткая, так что поддевать ее неудобно. Закрывается верхний клапан тоже не так хорошо.

А хорошо тут то, что то ли это особенности моего экземпляра, то ли ап для новой модели. То есть, по факту это тот же чехол. Но теперь при абсолютно том же дизайне и материалах пользоваться им приятнее. Клапан закрывается хорошо, с четким щелчком и фиксацией на магните. Тот самый язычок с дополнительной фиксацией тоже мягче и приятнее. В общем, реабилитировались.

Fiio FD5 and FD7

Конечно, внутренние кармашки для раздельного хранения левого и правого наушника не самые удобные, но тут, честно говоря, удобные я видел только на фото. А как будет в реальности даже не знаю. Так что не более чем придирка.

Подводя промежуточный итог, все, что не касается звука, пусть в деталях, но улучшили. Что, разумеется, плюс. И на этом можно, наконец, переходить к описанию звука.

Звук

Сравнение проводилось на тех же насадках, звуководах и на том же выходе с тем же установленным коннектором.

Прежде всего, позволю себе привести дословную цитату со своего же обзора на Fiio FD5 чтобы не пересказывать то же самое. Тем более, что по состоянию на сейчас мои впечатления ничуть не изменились. А так можно будет понимать, Что служит референсом и от чего отталкиваемся, что изменилось и в каких моментах.

Звук FiiO FD5

Прежде всего, подача достаточно ровная и техничная, с хорошим балансом аналитичности, скорости и музыкальности. Как следствие, звучание имеет должную плотность и напор, создает вовлекаемую и эмоциональную подачу, умело оперируя заложенными в запись моментами. И удается это наушникам благодаря вниманию к композиции, неприукрашенной естественной подаче и неплохому динамическому диапазону. Конечно, совсем уж ровными наушники не получились, но тут назвать АЧХ v-образной будет не совсем корректно. Тут скорее едва заметная «улыбочка» с чуть акцентированными НЧ и ВЧ, но столь немного и аккуратно, что их можно и не заметить. Или компенсировать насадками.

Низ

Бас имеет хорошую наполненность и плотность. Он техничен и быстр, хорошо передается текстурность и характер ударов, но, пожалуй, без чрезмерного акцента и зацикливания на этих моментах. Имеется совсем небольшой количественный акцент. Но благодаря хорошей скорости и контролю нельзя сказать, что этот момент сильно заметен, или, более того, каким-либо отрицательным способом сказывается на передаче записи. Напротив, воспринимается этот акцентик очень естественно и добавляет толику эмоциональности и вовлекаемости.

К тому же, Fiio FD5 способны в глубину и неплохой такой контроль, так что в случае необходимости удары массивны, раскатисты и монументальны. Все это рождает хорошую эмоциональность и музыкальность, соседствующую с отличной техничностью записи.

Середина

СЧ подаются примерно с тем же точно выверенным балансом микро- и макро-, детальности и музыкальности. Более того, они не противопоставляют эти характеристики, а органично сочетают. Так что получается отличная иллюстрация того, что не обязательно противопоставлять их и жертвовать одним ради второго, если можно органично сочетать. Можно, но не все умеют. Fiio сумели. Хорошая передача техничных нюансов записи создает естественную многогранность единой музыкальной и эмоциональной композиции. Более того, наушники показывают, что не обязательно накачивать запись излишней плотностью, теплотой или напротив, выделять и очерчивать нюансы для получения напора и эмоций. Достаточно обратится к самой композиции и использовать заложенные в нее музыкантами средства.

Таким образом, получается единая и целостная подача, обладающая отличной гармонией и самодостаточностью отдельных инструментов и партий. Отлично передаются текстуры, характер и интонационные оттенки, но при этом не упускается из виду общая картина. Детали передаются отлично, но не упрощаются до голого схематизма а солист органично сочетается с бек-вокалистом, выступая фронтменом, но не присваивая заслуг всех музыкантов. В итоге модель одновременно и техничная и музыкальная. Что, конечно же, плюс. Только если вы не являетесь любителем выраженного акцента на том или ином аспекте. В том плане, что тут наушники играют запись и на нее опираются. И звучит это так, как в записи, без передергивания в ту или иную сторону.

Верха

ВЧ имеют хорошую протяжность. Более того, именно тут присущее модели умение не только передавать детали, но и здравый смысл. В смысле их характер и особенности. Включая вес и положение в общем звучании. Так что наушникам присуща хорошая слоистость. Обычно я не использую этот термин, но, пожалуй, тут он точнее характеризует передачу этого участка диапазона. Там, где запись того требует, получается действительно подача в духе слоеного торта. Вот там, на заднем плане, один инструмент, а над ним, словно на подложке, солирующая партия. Звучит очень эффектно.

Несмотря на едва заметный акцентик, Fiio FD5 буквально чуть сглаживают диапазон. Но это лишь едва заметный оттенок. С другой стороны, имеется отличная проработка этого участка диапазона как в плане скорости атак, так и протяжности затуханий. Конечно, к качеству последних у меня есть определенные претензии, но они обычно остаются прерогативой наушников заметно подороже, потому это не более чем придирка. Наушникам хватает скорости, но при этом благодаря грамотному приготовлению верха не звучат излишне резко и высушено.

Fiio FD5

Сцена

Сцена больше среднего по обеим направлениям. Отчасти это заслуга полуоткрытого акустического оформления, но скорее дело в самом тюнинге. Едва заметные акценты играют положительную роль в проработке глубины и ширины сцены. При этом наушники внимательны к записи, так что отлично работают с разделением и взаимодействием планов. Пожалуй, немного акцентируя первое. В следствии того, что Fiio FD5 способны создавать отличный черный фон, передача различных масштабных полотен поистине отличная. В то же время, нет выраженного стремления к увеличению размеров образов инструментов. Напротив, наушники строят сцену в основном исходя из особенностей записи. Так что камерные и интимные записи звучат едва ли менее убедительно.

Требовательность к записи

Критичность к записи я отметил бы как чуть выше среднего. Тут играет роль во-первых, хороший динамический диапазон, позволяющий обнаруженные косяки записи не вытягивать на первый план и не заострять на них внимание. Ну и немного смягченная передача верхов тоже способствует тому, что наушники не беспощадны, а внимательны к записи.

Звук FD7

Если вкратце, то FiiO FD7 можно охарактеризовать как все то же, только лучше. Они сохраняют преимущества, но убирают недостатки. Если не совсем – никто не идеален – то, во всяком случае, так, что они еще меньше заметны.

При этом общий характер и баланс остался примерно тем же. То есть, достаточно ровная подача. Техничная. Еще более техничная, чем ранее. Но, наверное, главное что прибавилось – некой органичности. Она выражается также и в возросшей целостности, музыкальности. Прибавился легкий едва заметный теплый оттенок на НЧ и СЧ. Это придает звучанию инструментов, например, деревянных струнных, буквально чуточку больше выразительности, чуть эффектнее подавая их в общем звучании.

FD7 and N6-2

Также улучшилась у FiiO FD7 и передача верхов. В некоторых записях, где они были если не совсем уж назойливыми, то на грани, эта грань отодвинулась немного дальше. При чем, не за счет упрощения или смягчения, притемнения и прочих распространенных, но непрямых моментов, которые на самом деле не решают проблему. Нет, тут это достигается за счет более правильного строения музыкального полотна и места тех самых верхов в нем. За счет более высокого динамического диапазона. Да и более правильной и аккуратной проработки мелких нюансов.

В итоге звук получается более естественным, органичным, но в то же время, свободным, открытым и натуральным. Баланс микро- и макродетальности делает совсем уж легкий реверанс в сторону макро-, давая чуть более целостное и эмоциональное звучание. Но, подчеркну, это достигается за счет более правильной интеграции микродетальности в общее звучание и более достоверной их передачи. Так что их не меньше, а даже больше. Но внимания они не привлекают специально.

Вообще, тут тот случай аккуратного апгрейда, когда переход на более высокий уровень не так сильно заметен. То есть, вроде все то же самое. И только обращая внимание на нюансы, их и можно заметить. Но для этого нужно их довольно пристально выискивать.

Разница при этом все же не на уровне блох. Она заметна везде, но буквально понемногу, то тут чуть-чуть, то там. Так что и апгрейд не так сильно заметен. Но вот уже с привычки к звуку FiiO FD7 их младшие братья оказываются как раз таки младшими. То есть, то там, то там, но чуть не дотягивают. Вот вроде бы и почти так же. А в итоге как по совокупности, так и в частности, со всех сторон проще.

Fiio FD7

Они все еще хорошие наушники, но FiiO FD7 все-таки лучше. Так что в сравнении с ними 5 чуть грязнее и грубее на верхах, немного мутнее на середине. Сцена чуть более компактная, с немного худшим разделением планов, а так же более зажатая. В общем, как не посмотри, и так и так проще.

Итоги

Стоит ли апгрейдится на FiiO FD7, если у вас есть FD5, к которым вы прикипели душой и телом? Наверное, самый сложный, хоть и самый ожидаемый (мной) вопрос.

Что на него ответить, не знаю. Тут ответ для каждого свой.

Как поступил бы я? К счастью, выбирать мне не приходится. Наверное, с точки зрения прагматизма уже имея FD5, апгрейдится я бы не стал. В том смысле, что разница заметна и ощутима, но не то чтобы это то, что многие бы назвали совершенно иным уровнем. Как известно, наушники вдвое дороже не будут вдвое лучше. Да и смысл искать от добра добра?

С другой стороны, это конечно, идеальный мир. Но все мы, аудиофилы, понимаем, что любой выбор устроит лишь на время и апгрейд в свете аудиофильского зуда неизбежен. И в этом свете FD7 – идеальный вариант апгрейда, если хочется все то же самое, но лучше. То есть, просто улучшить, ничем не жертвуя и не привыкая к иному звуку. Стоит ли говорить, что так бывает нечасто. А тут не нужно привыкать к иной частотке, иной расстановке акцентов и вообще другому характеру. По сути этот апгрейд сохраняет ту же подачу, обеспечивая чистый прирост.

Конечно, если стоит вопрос покупки и выбора новой модели, то без сомнений, лучший вариант – FiiO FD7. На их фоне младшая модель все таки немного компромисс.

А в итоге о FD5 можно сказать очень много хороших слов. Они отличные в своей ценовой категории. И по звуку эта модель мне кажется более интересной, чем, скажем, гибридная линейка производителя. В то же время, FD7 можно считать прекрасным примером того, как сначала сделать удачную модель. А потом просто взять и улучшить ее по всем фронтам.