ВСТУПЛЕНИЕ

Ни гроша, да вдруг алтын. Чистые “динамы” у меня настолько редкий гость, что недавним Dunu Zen я был по-хорошему рад. И оттого еще более сильное удивление вызвали подоспевшие на замену им FiiO FD5. Читая “динама”. Не гибрид, не три-брид, а самый ортодоксальный и “скрепный” тип наушников. Я, по правде говоря, рад возрождению этого сегмента. В определенных условиях хорошая “динама” – это прекрасная альтернатива аналогичным по цене гибридам, где возможны компромиссы. А тут все карты в руках разработчика. Вот тебе один драйвер и выжми из него максимум. Это как с подбором игроков в свою команду в Fantasy league. Твоя задача не просто подобрать лучшую атаку. Нужно сбалансировать состав так, чтобы он приносил тебе максимум очков на протяжении всего сезона. Так и с наушниками в довольно демократичной ценовой категории. Тебе нужно получить максимум с учетом ограниченности бюджета и ресурсов.

Если вы уже ознакомились с моим обзором Dunu Zen, то знаете, что они мне понравились. В меру техничные, весьма натуральные и очень вкусные. Наушники не пытаются звучать аналитично. Но и не наваливают непонятное нечто на низких частотах и сохраняющие звуковую достоверность. Сразу скажу, что FD5 – это наушники, основанные на подобной концепции, но с отличающимся тюнингом.

Говоря про альтернативу, следует добавить, что FiiO это уже мастодонты ChiFi. Как следствие, имеют низкий процент брака, хорошее качество в целом и одну из лучших комплектаций. Кроме того, компания продвигает свой стандарт сменных коннекторов на кабеле. Все это делает FD5 одними из самых интересных наушников за свои деньги. Особенно, если вы уже сталкивались с мнениями о них. И едва ли смогли избежать обсуждений и упоминаний модели в чатах Telegram и форумах. Модель на устах. А потому мое знакомство с ней было лишь вопросом времени. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ FiiO FD5

Наушники, что называется, упакованы. В буквальном и переносном смысле. Буквально – в небольшую черную “шкатулку” из картона и на магнитных “защелках”. Эта шкатулка одета в стильную черно-серую обложку. На ней находится детальное изображение наушников, подчеркивающее особенности дизайна лицевых панелей. А также минимальное количество маркетинговой и техническое информации. Однако, эстетически обложка выполнена на высоком уровне. И черт с ними, с цифрами. Изображение наушников и их отражений толкает нас скорее сорвать обложку и нырнуть в пучину аудиоразврата. 

Сама шкатулка не отстает от обложки. Полностью черная она цепляет нас очень минималистичным и стильным схематическим изображением FD5. Причем, оно выполнено серебром. Серебро на черном – простой и верный способ сделать эпичный дизайн за 3 копейки. А добавление под рисунком девиза FiiO (“born for music”), да еще и написанного курсивом, добавляет сразу 100 очков Гриффиндору дизайнеру FiiO. 

Шкатулка довольно большая и увесистая, что недвусмысленно намекает на внушительное содержимое. И правда, внутри нас ждет много всего интересного. Так, сразу при открытии мы видим ложемент с основным содержимым. Наушниками, кабелем и кейсом. Да, кабель не стали прятать в закрома, он тут. Сразу подключенный к FD5. К слову, на обратной стороне верхней крышки мы видим карман, где хранится документация. В том числе подробная инструкция, а она тут вовсе не для галочки. Наушники и кабель довольно любопытные.

КОМПЛЕКТАЦИЯ FiiO FD5

Кейс привлекательной сине-коричневой расцветки, очень компактный и имеет удобную магнитную застежку. Сделан из эко-кожи и обладает предельно твердым каркасом. Разумеется, лого и девиз – на месте. На тот случай, если вы забудете. Внутри сей ридикюль укрыт чем-то, напоминающим бархат. Со специальными “манежами” для наушников, чтобы они не соприкасались при хранении и перевозке. Места внутри хватит даже для более толстого кабеля, чем комплектный. А ведь он тоже не дистрофик, скажу я вам. 

Ниже нас встречает органайзер для насадок и коробка аксессуаров. Органайзер – то не для красного словца. Вообще смотрю на упаковку и комплектацию FiiO FD5 за 300$ и вспоминаю Fir Audio M5. По цене восьми FD5. Разумеется, по тому звуку, что дают обе модели они играют в совершенно разных лигах. Это как после того самого Барселона – ПСЖ 8 марта 2017 года смотреть, нет, не УПЛ. Но что-то вроде побоища, устроенного в этом сезоне АПЛ Лидсом с Фулхэмом на Элланд Роуд. Весело, задорно с таким же количеством голов. Но без ощущения, что прикоснулся к Великому.  

Так вот, органайзер. Наушники поставляются с 13 парами насадок. 12 из них тут, аккуратно погружены в недра ячеек органайзера. Итого мы имеем 11 пар силиконовых насадок, в том числе две – трехфланцевых, и две – “пенок”. Более того, они поделены по характеру влияния на звук. Вокальные, басовые и нейтральные. Ну и пенки со всеми вытекающими.

Кроме пары пакетиков силикагеля, в коробке с карандашами аксессуарами находятся сменные джеки для кабеля. А также щеточка для чистки, “быстросъем” и сменные звуководы. Да-да, я не опечатался. Тут есть настоящий “быстросъем”. Это аксессуар Final Audio MMCX Assist. Иными словами, “Пассатижи” для тех, кто вечно испытывает проблему с разъединением mmcx-коннекторов. 

Сменные звуководы – тоже интересное решение. Не новое, но все же интересное. Тут нет 100500 вариантов тюнинга, есть только два. Обычный звуковод дает более открытое, ровное и нейтральное звучание. И наоборот, тонкий обеспечивает больше акцента на низких частотах и более компактную презентацию. В общем, FiiO FD5 могут звучать, как надо, для совершенно разных по восприятию звука аудиофилов. Кстати, трехфланцевые насадки рекомендуются именно для узкого звуковода. 

КАБЕЛЬ FiiO FD5

Наушники комплектуются 8-проводниковым кабелем из посеребренной монокристаллической меди 24AWG. Полный калибр составляет 18AWG. Проводники при этом тонкие и очень мягкие. С очень приятной и гибкой изоляцией. В результате кабель ведет себя очень покладисто. Он не микрофонит и, несмотря на не самую малую толщину, удобен в эксплуатации. Кроме того, на нем есть фиксатор-липучка для удобства хранения. Сплиттер с лого FiiO миниатюрен. Он представляет собой “бочонок” едва ли толще самого кабеля. А ему под стать выполнен ползунок-регулятор.

В целом кабель удобен и мог бы быть охарактеризован как “не примечательный”. В плане отсутствия “особых примет”. Если бы не одно но. Как и ряд других производителей, FiiO придерживается концепции сменных коннекторов для своих кабелей. При этом реализация предельно отличается от других китайских мастодонтов в лице Dunu. Если у последних это габаритный Г-образный джек, то у FiiO все иначе. Он прямой. И отсутствует механизм быстрого разъединения, подобный тому, что есть у Dunu. Потому тут все намного проще. Корпус основной части джека фиксируется резьбой на основании коннектора. Он свинчивается и опускается, открывая сменную насадку джека. В результате, оголяя 4 контакта (баланс же), и можно вместо нее установить другой коннектор. Кроме того, для безошибочности действий есть специальная канавка на насадке и выступ внутри корпуса. Замена простая, но не настолько удобная, как у Dunu.

Другое дело удобство. Во-первых, вся конструкция настолько компактная, что в ней едва ли распознаешь подобную систему. Во-вторых, большая длина джека у Dunu может создать слишком сильный рычаг. Особенно, если гнездо находится далеко от края торца плеера. Привет, балансный разъем на Astell&Kern. Или, например, 3,5мм на Cayin N3PRO. Одним словом, неудобно. А тут – классический прямой джек. И для пущего удобства я на своем Lotoo в настройках интерфейса переворачиваю UI. Что еще сильнее повышает удобство такой системы. Это так, к слову.

Всего в комплекте три сменные джека. Это 3,5мм небалансный, а также балансные 2,5мм и 4,4мм. Закроем глаза на непопулярный балансный 3,5мм. И примем во внимание наличие у каждого уважающего себя аудиофила адаптера на 6,3мм. Потому с учетом наших допущений комплект FD5 закрывает все вопросы коммутации. 

Заушины сформированы посредством тонкой термоусадки. Эффекта памяти не имеют, но сделаны предельно удобно для носки даже с дужками очков. Кабель – вообще сильная сторона наушников FiiO. Как по части качества, так и по части эргономики.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА FiiO FD5

Подходим к главному. Точнее, второму по важности, после звука и наряду с комплектацией. Ведь наушники получились действительно привлекательными. Несмотря на отсутствие обтекаемых анатомических форм с изысканными материалами психоделических расцветок. Тут нет ручного оформления и “уникальности снежинки”. Но у FiiO FD5 есть свое лицо и характер. 

ДИЗАЙН

Наушники выполнены из нержавеющей стали. И они не имеют закоса под кастом. Это классическая “таблетка” с выступающим звуководом и замысловатой топографией фейсплейта. Традиционно для наушников в таком дизайне к круглому профилю крепится цилиндр коннектора. В данном случае mmcx. А финальный штрих тут вносит хромирование на фейсплейте, обрамляющее основной акцент.

В роли акцента – хитрый узор. Волнообразные изгибы, формирующие замысловатый рисунок. Не рисунок, а сплошной тест Роршаха. Каждый видит в нем что-то свое. Моя супруга – морскую ракушку (видимо, скучает за морским отдыхом). Коллега – кубок Лиги Европы или кубок Жюля Риме (отчаянный фанат лондонского Арсенала, бедолага). Я – бокал пива (ну со мной все давно уже ясно).

Между складок стальных волн установлена решетка. Все так – наушники имеют полуоткрытые акустическое оформление. Это очень здорово сказывается на построении сцены и на возможности длительного неутомительного прослушивания. И совсем незначительно – на звукоизоляции. Как прямой, так и обратной. Конечно, метро в моем городе нет. Но в наземном общественном транспорте изоляции FiiO FD5 хватает. Едва ли они хуже изолируют от шумов, чем Solaris с их весьма крупным вентиляционным портом. Наружу они тоже играют не слишком сильно. Скажем так, что-то слышно, но не так, чтобы можно было узнать композицию. И это при условии нахождения буквально вплотную. Поэтому если вас смущает полуоткрытое исполнение, гоните эти сомнения прочь. Это полноценное решение для улицы или тихих мест. Кроме того, у наушников присутствует традиционный компенсационный порт на внутренней стороне корпуса. 

ПОСАДКА И ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ

Оба звуковода умеренно длинные. Но из-за не самого крупного размера самих наушников я предпочел Spiral Dot++ размера ML. Эти насадки дали комфортную посадку и лучшую изоляцию в сравнении с M. На кончике звуковода есть очень явный выступ, да еще с насечкой. Насадки сидят плотно и уверенно, в этом плане наушники радуют. На месте стыка звуковода и корпуса присутствует резиновое кольцо прокладки. Соблюдается герметичность и плотность соединения.

Равно как и общей посадкой и удобством ношения. Что кабель, что сами FiiO FD5 – вместе они не обременяют. Проще говоря, заставляют забыть о себе. Наушники довольно компактные. Они занимают почти все пространство в ушной раковине, но абсолютно не выступают наружу. Хотя с Solaris моя планочка удобства довольно низкая. К слову, они весьма тяжелые. Без кабеля их вес составляет 11 грамм. Плата за корпус из нержавеющей стали и серьезную начинку. Но о ней – дальше.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ FiiO FD5

Наушники обладают замечательным импедансом в 32 Ом, что делает их универсальными по части подбора источника. Я слушал их и от плеера, и от портативного усилителя. И даже от стационарного усилителя с выхлопом 7,4 Вт на 32 Ом. Везде FiiO FD5 вели себя тихо, смиренно и покладисто. При этом чувствительность не самая малая – 109 дБ. То есть они будут играть от всего, где есть хотя бы 3,5мм гнездо. Разумеется, хотя бы среднего бюджета плеер или качественный “свисток” – приветствуются. Тому официальным подтверждением Hi-Res сертификация и рабочий диапазон в 10 Гц – 40 кГц. 

А теперь о начинке. Если говорить об устройстве многодрайверов и гибридов, то там есть масса факторов, влияющих на звук. В разной мере, разумеется, но их заметно больше, чем в случае с чистыми “динамами”. Тут какие основные моменты? Во-первых, материал диафрагмы. Во-вторых, устройство магнитной системы. В-третьих, компенсация воздушного давления и работа с резонансами. Для первого продумывается открытый дизайн или наличие вентиляционных портов. Для второго – специальные демпфирующие материалы или “волноломы” для резонанса. Так что же от нас вы скрываете, FiiO FD5?

ДИАФРАГМА FiiO FD5

Начнем с диафрагмы. Тут она большая, не рекордно, но больше “средней по палате” – 12 мм. Она выполнена из алмазоподобного углерода. То есть высокоплотного и очень твердого. Для улучшения ее акустических свойств диафрагма дополнительно покрывается тонким слоем бериллия. Но не целиком. Центральная часть остается карбоновой, а бериллием покрывается область вокруг подвеса. На странице, посвященной FD5, на официальном сайте FiiO есть анимация, демонстрирующая преимущества бериллиевого покрытия. Во-первых, оно дает более быструю скорость реакции диафрагмы и, как следствие, более скоростное звучание. То есть звучание соответствует естественному движению звуковых волн, вызываемому электрическим током как формой звукового сигнала. Во-вторых, это обеспечивает снижение искажений. Проще говоря, при движении диафрагмы нет “паразитных” нелинейных движений, приводящих к ее деформации. Кратковременной деформации, когда ее движение вносит существенные искажения. 

АКУСТИЧЕСКАЯ ПРИЗМА

В многодрайверах внедряют разного рода системы звуковых трубок, бескамерный дизайн или, наоборот, систему “звукового реактора”. Некоторые размещают “открытые” излучатели прямо в соплах звуковода. С “динамами” все просто. У тебя есть динамик, который по сути “дует” прямо в звуковод. Но не все так просто. Помните мой текст про феноменальные Meze Empyrean? Я там уделил довольно много времени описанию работы гибридной мембраны от Rinaro. Суть решения сводилась к достижению фазовой согласованности между звуковыми волнами разных частот. В FiiO FD5, разумеется, нет гибридной диафрагмы. Наушники используют акустическую призму, разработанную инженерами FiiO. Она “регулирует” движение волн таким образом, чтобы обеспечить более качественную диффузию.

Также это предотвращает возникновение высокочастотных стоячих волн. Подобные “вилки” используются в акустических система для достижения фазовой согласованности. Это несколько проще, чем регулировать угол наклона корпуса колонки для достижения аналогичного результата. Или устанавливать каждый из динамиков в закрытом и независимом пространстве. С учетом требований согласованности по фазе. 

VOLCANIC FIELD SYSTEM

Наушники, напомню, полуоткрытые. Но этот акустический дизайн дополняет специальная Volcanic Field System. Эта специальная мембрана, размещенная у задней стенки корпуса наушника. Ее внедрение преследует несколько целей. Во-первых, нейтрализовать низкочастотный стоячие волны и снизить искажения. Что должно сделать отдачу по НЧ более плавной и естественной. Кроме того, VFS является частью полуоткрытого дизайна и способствует снижению утомляемости при длительном прослушивании. 

Но и в остальном сама динамическая система впечатляет. Она основана на мощных магнитах N52 с индукцией в 1,5 Тесла. Такой же индуктивности магниты установлены в динамиках… Fostex TH900/900mkII/909. А это одни из лучших динамических наушников в принципе. В системе используется покрытая медью алюминиевая катушка от японского производителя Daikoku. 

ЗВУК FiiO FD5

Тут речь будет вестись о звучании FiiO FD5 с широкими звуководами. О том, как узкие звуководы меняют подачу и тональный баланс, поговорим отдельно. 

Наушники обеспечивают сбалансированное звучание. Сбалансированное тонально, технически и эмоционально. Явно прослеживается следование кривой Хармана. Если посмотреть на АЧХ FiiO FD5 это будет заметно еще сильнее. Однако, акцент на НЧ не такой явный, как провозглашают последователи Хармана. И это явно идет на пользу общей подаче. Технически наушники впечатляют с учетом прайса. Им нельзя “пришить” нехватку детальности или намеренное смазывание, прилизывание и скрадывание микродеталей. Да, они не самый техничные, их “одноклассники” AM05 от iBasso явно делают упор на детализации. Но они и не пытаются таковыми быть. Взамен предлагая замечательно уравновешенное по весу и плотности звучание. Оно склонно к нейтральности, но не мониторно. Музыкально, но не излишне драйвово. Динамично, но эмоции не бьют через край. Наушники очень аккуратно дозируют веселье, никогда не повышая градус. Если есть акцент в записи, FD5 его не утаят. Но сами от себя каких-то явных акцентов не привносят. Это нейтральная подача с музыкальным и естественным характером звучания. 

Они имеют несколько теплую презентацию, придающую самую малость веса и плотности низких частотам. А верхним – цельности, убедительности и “тела”. Да, ВЧ чуть подчеркнуты, но количественно их едва ли много. Они сбалансированы и создают замечательный тандем с такими же неброско подчеркнутыми НЧ. И все это в угоду средним частотам. Открытым, прозрачным, с хорошим присутствием и неплохими послезвучиями. Что подкупает в FiiO FD5, так это средние частоты. То, как они подаются при условии весьма характерных ВЧ и НЧ. Серединистыми я бы их не нарек. Но и типично V-образными тоже. Наушники не лишающие нас каких-либо аспектов звуковоспроизведения в угоду вкусовой эффектной подачи. Они имеют хоть и довольно эффектную, но все еще реалистичную передачу тембров. Явного подкраса они лишены. 

Они создают не крупные, но реалистичные образы. За счет грамотно отстроенного тонального баланса сохранена тембральная вертикаль. Каждый образ, каждый инструмент имеет пропорциональные черты и “вес”. Образы безошибочно локализируются и опознаются. Воздушность презентации умеренна. Воздуха хватает, образы статичны и послезвучия динамичны, течение воздуха ощущается, но его не слишком много. Сохраняется ласкающая слух приятная плотность и насыщенность физической составляющей звука. Они несколько слитные, музыка звучит цельно и монолитно. Этот крой все же не сохраняет “социальную дистанцию” звуковых образов, которые имеют четкие контуры. Эти наушники не пытаются звучать мониторно. Но они имеют такую реализацию нейтральности звучания, при которой получаешь удовольствие от любого компонента записи. От вокала, от замечательно записанных гитар. От раскатистого или многослойного баса, от сверкающих и искристых цимбал. Создается ощущение, будто я описываю топ. Но это не так. FD5 просто отлично звучат как за свою цену и умеют подать себя и ваш сетап. 

Более того, наушники абсолютно универсальны. Им совершенно не важно, какие записи вы собираетесь на них слушать. Им удается одинаково успешно справляться со всем, что вы им скормите. От оперы до экстремального металла. Тому способствует хорошая раздельность, разборчивость по всему диапазону и приличная скорость как для “динамы”.

СЦЕНА

Разумеется, от незакрытых наушников ждешь ширины, масштабности и размашистости. И они тут есть, эти три всадника аудиофилии. FiiO FD5 действительно играют, как положено открытым или полуоткрытым поделям. Сохраняя при этом неплохую звукоизоляцию. Сцена заметно  шире средней, образы располагаются за пределами черепа. При этом эта ширина дополнена неожиданно качественной проработкой вглубь. Сцена не столь велика в глубину, но наушники хорошо передают разделение. Контуры образов в пространстве четкие и ясные. 

Благодаря такой эшелонированной и при этом широкой презентации, FD5 еще сильнее выигрывают на симфонической музыке. Композиции Ханса Циммера в исполнении Пражской филармонии на FD5 пробирают до мурашек. До них мы еще дойдем. Наушники хорошо проецируют звучание по вертикали. Что очень реалистично передает особенности помещения. От скромных сцены салуна в Аризоне до зала Карнеги Холл. В общем и целом за сцену FD5 – твердая отметка “отлично”!

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

НЧ приготовлены мастерски. Они характеризуются незначительной акцентированностью, не идущей во вред средним частотам. А уж им, средним частотам, еще и нужно ужиться с подчеркнутыми ВЧ. Но о СЧ – дальше.

Низкие частоты сочные, живые, телесные, с хорошей плотностью. Но все эти эпитеты не выступают причиной какой-либо замедленности, сглаженности и вязкости. НЧ сохраняют напористость, фактурность и прекрасную для этого ценового сегмента шероховатость. Текстуры передаются довольно старательно при достаточной массивности баса. Она не чрезмерна, с массой НЧ у FD5 все более чем в порядке. 

Хорошее разрешение и контроль позволяет FiiO FD5 управлять этой массой и энергией. Наушники умело направляют мощь басовой партии в нужной русло. Они не душат середину и сохраняют пространство для ВЧ. Бас глубокий. Самый низкий слой НЧ проработан весьма хорошо, наушники передают текстуру слоя. Возможно, не слишком зацикливаясь на деталях. Но фишка FD5 – это баланс между техничностью и в общем монументальностью. Наушники звучат солидно и размашисто. При такой подаче сухому басу с акцентом на микроконтрастах текстур просто не место. Радует линейность и равномерность распределения этой массы по всей полосе низких частот. 

FiiO FD5 обеспечивает плотный и артикулированный панч, при этом расширение нот довольно умеренное. Это добавляет низам техничности и информативности, а общей подаче когерентности. Бас дышит, пульсирует, создает приятный “вайб”, но без гнетущей инфлюэнции в середине. 

Роскошное попурри для гениального фильма. Живые НЧ записаны просто превосходно. FD5 тут очень эффектно в первой части композиции воспроизводят низкочастотное нагнетание. Создают непередаваемый словами такого писаки, как я, презенс. По мере развития музыкальной идеи, нарастание основной темы “Начала” создает ощущение стены звука. Но не массива из газобетонных блоков и раствора. А очень плотного сплетения тонких, но прочных волокон. Волокон карбона, из которых и соткана диафрагма динамика FD5. 

Во второй части композиции FiiO FD5 уже показывают отличную динамику и артикуляцию. Удары быстры, послезвучия обладают умеренной протяжностью. Диапазон в целом характеризуется четкостью и стройностью. Третья, заключительная, часть написана в более спокойной и плавной манере. И тут от FD5 требуется передать общую глубину и обозначить удары большого барабана. И наушникам хватает как глубины, так и техничности для визуализации образа.

От материй высоких к чему попроще. Замечательный коллектив из Манчестера и не менее замечательная запись. С более простыми вещами FD5 тоже не падают ниц. Довольно массивная партия баса звучит именно так, тобишь массивно. Наушники замечательно передают объем и точно управляют распределение масс, как будто орудуя балансиром. Ударные очерчены и читаемы на фоне эгоцентричной бас-гитары. Пожалуй, первый пример был более, чем исчерпывающий, но я хотел поделиться хорошей композицией. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Наушникам, где в угоду тюнинга в духе кривой Хармана особое внимание уделяется верхним и нижним частотам, средним нередко живется несладко. Разумеется, ярко выраженный V-образный тюнинг и есть целью разработчика. И есть немало примеров удачных решений с таким звуком. Valkyrie и Hero от EE, N8 от 64 Audio, Dorado 2020 от CA, например.

FD5 – это пример, когда придание веса низам и энергетики верхам не выступает могильщиком для середины. Середина подается открыто, прозрачно, с хорошим презенсом в области НСЧ и легкой остринкой на ВСЧ. 

FD5, что канатоходец, сохраняют баланс между музыкальной и техничной стороной презентации. Они насыщают диапазон деталями, блюдут тембральную достоверность и чистоту. Но при этом обеспечивают заметную энергичность перфоманса и плотность звучания. Это придает естественности звучания еще и нотки эффектности. В первую очередь – в средних частотах. Они не излишне эмоциональны, но умело регулируют градус ажитации. Где надо они могут зажечь, где надо – добавить холодка. Умение FD5 мимикрировать, в частности, на самом важном участке АЧХ, добавляет наушникам баллов. 

Технические способности наушников хорошо помогают им при воспроизведении драйвовых и насыщенных композиций. Блюз-роковый замес от коллектива, к сожалению, родившего только три альбома за две каденции существования группы. FD5 тут без вопросов справляются с плотными и близко звучащими гитарами. Они записаны в довольно агрессивной манере, звучат на грани искажения. Но тем не менее воспроизведение ясное, раздельное. Вокал подчеркнут и также подан в интимно-навязчивой манере. Примечателен контраст с работой FiiO FD5 с Inception Medley, где довлели пространство и некоторая отрешенность. Тут же – ситуация обратная, но тем менее FD5 заслуживают, чтобы большой палец был устремлен вверх.

Пример, приведенный для того, чтобы подчеркнуть и умение работать FiiO FD5 с более утонченной серединой. Акустические гитары звучат почти воздушно, но все еще плотно укоренившись в плодородной почве. Протяжность послезвучий весьма хороша. Наушники уравновешивают достаточно быстрые атаки и ниспадение сигнала, давая кислорода гармоникам. 

С вокалом FiiO FD5 также на “ты”. Голос Аннагрей Лабас звучит естественно, но чуть подчеркнуто. Наушники излишне не выделяют вокал, нет, тут сохранен паритет между прочими образами композиции. Но нельзя не отметить принципиальный подход. Включающий точную передачу тембра, внимание к воспроизведению нюансов исполнения и хорошая натуралистичность. Ну и умение работать с эмоциями идет на пользу наушникам. Это не вокал ориентированные наушники, разумеется. Но слушать голоса в них не менее приятно, чем любые другие элементы записи в принципе.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Верха, несмотря на несколько приподнятую энергичность и подсвеченность, звучат комфортно. Это достигается за счет натуральной презентации ВЧ и отсутствия явного приоритета атак над затуханиями. В результате верхние частоты могут похвастаться хорошими протяжностью и насыщенностью, но все еще комфортной подачей. 

FiiO FD5 не пытаются выжать максимум деталей. Они излишне не подчеркивают микронюансы, не скатываясь в аналитичность. Они скорее отдают приоритет в целом цепкой презентации. Фокусируются на итоговом звучании, а не на отдельных моментах, делая их центром вашего внимания. Во многом это играет им на руку. Они делают акцент на своих сильных сторонах, уводя те, что таковыми не являются, в арьергард. Но общей разрешения им хватает. Проработка же мелких нюансов или обертонов самых дальних ВЧ – удел несколько более дорогих решений. Цельность и общая сбалансированность – козыри FD5, которые сложно “побить”.

Живая запись акустических инструментов, изобилующая воздухом и обертонами. FD5 очень уверенно и старательно отыгрывают диапазон, но не прыгая выше головы. Основной тон воспроизводится чуть на более высоком уровне, нежели обертон. Обертона протяжны, но их подача несколько упрощена. FD5 дают слоистость явно выше базовой. Но с чуть более простыми обертонами, чем можно было бы получить с более дорогими наушниками. Что, кстати, не всегда гарантируется.

Композиция по-Морриконовски воздушна и богата обертонами. Вступающие виолончели создают плотный сурраунд для подхватывающего основной мотив клавесина. А скрипка на коде звучит почти пронзительно, но все же комфортно. Хороший технический потенциал, добротность звучания в целом и уверенный баланс между всеми аспектами звуковоспроизведения превращают FiiO FD5 в универсальные IEM. И речь не про корпус и дизайн, а про всеядность. Посмотреть хотя бы на жанровый размах приведенных в этом обзоре примеров. 

ЗВУК FiiO FD5 С УЗКИМИ ЗВУКОВОДАМИ

Во-первых, вам потребуются скорее всего другие насадки. Мои дежурные оказались слишком свободны для узких звуководов. Final’овские зато были как раз. Во-вторых, звук меняется довольно заметно. С широкими звуководами вам звучание FD5 кому-то могло показаться ярковатым. Кому-то – недостаточно драйвовым. Узкие звуководы для таких слушателей могут изменить ситуацию.

Смена сопла звуковода сказывается на сцене и построении пространства. Подача становится более интимной и компактной. Прежде всего сжимаются края сцены, но чуть сильнее отодвигается горизонт. Не менее интересный вариант, особенно если вы любите такую презентацию. Сцена не становится узкой, но уже, чем в первоначальном варианте. Мне больше по вкусу изначальная подача, но, уверен, найдутся и адепты такого звучания.

Что касается яркости, то можно говорить, что с сужением сопла мы “сдавливаем” горло ВЧ. Верха становятся чуть зажаты, количественно их меньше, меньше и воздуха, и послезвучий. Пожалуй, именно этот аспект сильнее всего затрагивает общее упрощение подачи. FiiO FD5 в таком варианте меньше внимания уделяют проработке мелких деталей. Мы получаем приоритет макродинамики и ставку на величину образа.

А вот низ приобретает больше акцентированности и, соответственно, напора. Баса больше, но он все еще хорошо контролируем. Тут еще и не обошлось без влияния смены насадок на Sony Hybrid. Они идеально сели в мои уши и на узкие сопла FD5. Эмоциональная палитра уходит в нижние тона, звучание получает прибавки драйва и агрессии. Больше первого, конечно, чем второго. 

Средние частоты практически не затрагиваются. Однако, соотношение с количественно приубранными ВЧ дает им больше влияние на общее звучание. Оттого СЧ воспринимаются более агрессивными. Вокал заметно выдвигается вперед. 

Эта композиция очень ярко иллюстрирует, как вокал выдвигается вперед при установке узких звуководов. Низкие ноты гитары становятся весомее, сама гитара – “больше”. А вокала Мэвис Стэплс – интимнее и теплее. В результате подача становится еще монументальнее. Кроме того, сглаживание и “скругление” придает звуку толику обтекаемости и еще больше убедительности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеюсь, я целиком и полностью поделился своим опытом эксплуатации FiiO FD5. Наушники радуют прежде всего прекрасной сбалансированностью и подлинно выдающейся кост-эффективностью. Подача их такова, что ты не пытаешься искать изъяны в их звучании. Ты концентрируешься только на музыке и получении удовольствия от нее. Кроме того, возможность быстрого тюнинга и заметной смены характера звука – прекрасный бонус. Пусть я едва ли предпочел бы узкие сопла звуководов, возможность и выбор – это всегда хорошо. 

Кроме того, наушники примечательны комплектацией. Комплектный кабель, помимо чисто технических достоинств, обладает также чисто функциональными преимуществами. Видно, что инженеры FiiO поработали над техническим аспектом модели. И все представленные в FD5 ухищрения, очевидно, маркетинговую функцию выполняют далеко не в первую очередь.