ВСТУПЛЕНИЕ

С возвращением. Меня. Так уж вышло, что два месяца я обозревал не совсем то, что привык: стационарные решения, а также беспроводные наушники, хорошие, но находящиеся все равно за чертой того, что мы именуем “аудиофилия”. А тут такой инфоповод вернуться в привычную среду. Так что с возвращением меня.

Будучи скрытым ретроградом, всегда к новым именам на рынке, а особенно на рынке портативного аудио, относился с легким недоверием и скепсисом. Даже если относительная новизна касается лишь нашего рынка. В свое время новички в лице Campfire Audio навели шуму как в целом среди отечественных аудиофилов, так и лично для меня стали чем-то вроде ориентира “моего” звучания. Похоже, та же участь ждет Empire Ears, еще одного американского производителя, на этот раз из Атланты, штат Джорджия. У них для этого есть все – нестандартные инженерные решения, передовые технологии, великолепный дизайн и – главное – прекрасное звучание.

Всегда испытывал пиетет к компаниям, которые не просто собирают (чего уж там, иногда применимо слово “лепят”) наушники из оем-конструкторов “Собери свою дофигадрайверную модель за 100 долларов”, а используют наработки как других отраслей, так и собственные, проприетарные разработки в области излучателей и средств их согласования. Ведь современный многодрайверный ушной монитор – как борщ. Ты можешь положить туда лучшие из компонентов, но на выходе получишь невнятное варево, если не знаешь, как все это объединить, чтобы получить Борщ, а не красный суп, воду, которой помыли кастрюлю от Борща. Так и со звуком. Вкусный звук еще надо уметь приготовить.

Моя слабость перед американскими наушниками лично для меня тем более странна, ведь я не являюсь ярым поклонником американского звука по части акустики. Куда больше меня притягивают скандинавы с их прозрачностью, утонченностью и воздушностью. Но сейчас не об этом. Это – лишь очередной гвоздь в крышку гроба всяческих стереотипов и ложных преждевременных выводов.

Вообще имея дело со столь высококлассной техникой, всегда сталкиваешься с проблемой субъективного восприятия звука как такового. Даже самые-самые дорогие экземпляры, исполненные с невероятной точностью и сложностью техпроцесса, не всегда вызывают только один лишь восторг. В дело вмешивается его величество Вкус. Сугубо вкусовые предпочтения иногда являются главным критерием при сугубо личном, для себя, вердикте “нравится/не нравится”. Еще одна причина, по которой я любого спрашивающего о звуке той или иной модели, в особенности с конкретным источником, да еще на конкретном жанре, отправляю в ближайший салон портативного аудио. А потому все ниже изложенное сказано сквозь призму личного мнения автора.

ТЕХНОЛОГИИ, ДИЗАЙН, ЭРГОНОМИКА

Говоря о Empire Earth Wraith, несмотря на роскошный внешний вид, все-таки хочется начать с технологий, применяемых в наушниках. 11 драйверами сейчас удивить очень сложно, даже сочетанием более, чем двух видов излучателей, как, например, в модели Valkyrie. Все упирается в то, как эти излучатели работают между собой. Тут Empire Ears есть чем удивить.

В конкретно этой модели используется 7 излучателей с балансным якорем (2 на НЧ, 3 на СЧ, 2 на ВЧ) и 4 электростатических драйвера (для ультравысоких частот). Для согласованности звучания электростатических излучателей применена фирменная технология EIVEC – Empire Intelligent Variable Electrostatic Control, позволяющая обеспечить цельную и когерентную работу связки электростатов и арматур за счет возможности контроля и управления откликом по всему широкому диапазону частот, доступных для электростатов без ущерба детализации и привнесения сопутствующих искажений.

Примерно те же задачи решает SynX – фирменный кроссовер Empire Ears, обеспечивающий такие же возможности с арматурными излучателями для инженеров, занимающихся тюнингом наушников, и тем, кто профессионально работает со звуком за микшерским пультом. SynX позволяет более точно и тонко работать с конкретными участками широкого частотного диапазона, что очень положительно сказывается на “дружбе” наушников с эквалайзером, при условии, что он сделан не на отцепись. SynX также решает задачу плавности фазового отклика, что еще заметнее сказывается на когерентности звучания наушников в целом.

Такой подход позволяет реализовать 4-полосный кроссовер в акустической системе наушников с тремя группами излучателей. При этом достигается абсолютная слитность, целостность и фазовая согласованность.

Арматурные и электростатические излучатели используются от компаний Knowles и Sonion, но все не столь прозаично. Для снижения пиков и резонансов для каждого излучателя Empire Ears применяет аэрокосмические технологии NASA (ждем производителя наушников, который будет декларировать применений технологий SpaceX) – ферромагнитную жидкость Ferrofluid в сочетании с собственной разработкой в виде компаунда ARC (anti-resonance compound), покрытие, которое служит в качестве демпфера внутри корпуса, гасящего отражения и противофазные отражения. Все это кладется на алтарь основной задачи инженеров – обеспечение максимально возможной глубины низких частот и недостижимой ранее чистоты самых верхних частот.

На бумаге все выглядит настолько красиво, вкусно, футуристично и инновационно, что рука так и тянется к кошельку, получившему тяжелейшие ранения после знакомства с лимитированными Solaris. Но как все это работает в реальности? С не всегда идеально сведенными записями, источниками, которые сложно назвать референсными? Нам предстоит разобраться в этом, и в качестве подопытного экземпляра сегодня нам послужит модель Empire Ears Wraith.

Помимо всей этой технократической информации, Empire Ears радует нас и тем, что более менее вписывается в наш с вами привычный осязаемый мир – Wraith укомплектованы кабелем Cleopatra от Effect Audio, проводник из чистого серебра калибра 26 AWG. Кабель сплетен вручную, невероятно мягок, удобен и исключает микрофонный эффект. Заушины удобны даже для ношения с дужками очков.

Упаковка стильная, минималистичная. Небольшого размера шкатулка, радикально черного цвета, укутанная такой же черной суперобложкой, выполненной из непривычно плотного картона как для наружного покрытия. Сама шкатулка – двухуровневая, верхняя часть прикрыта крышкой с магнитным замком и содержит ложемент для кабеля и наушников, нижняя сделана в виде выдвижного ящичка, где хранится транспортировочный кейс, техническая информация, набор насадок от Final Audio и карточка с благодарностью за покупку. Мелочь, а приятно.

Сами наушники невероятно красивы. Люблю такой дизайн фейсплейтов, когда гармонично сочетаются различные фактуры, цвета и оттенки. Фиолетово черное, загадочно-манящее свечение, навевающее мысли о космосе, других мирах, а также стойкие ассоциации с камнем силы из вселенной Марвел. Подобно камню силы, который обычные люди не могли держать в руках, Empire Ears Wraith также явно рассчитан на “целестиалов” с оглядкой на его прайс. Было бы символично, если бы транспортировочный кейс наушников был бы выполнен в форме сферы.

Сами шеллы исполнены из высококачественного акрила, они достаточно крупные (11 излучателей поди еще размести хотя бы в рамках такого корпуса), но, благодаря анатомической форме, прекрасно садятся даже в не самые крупные уши. Также акрил решает проблему веса – Wraith кажутся увесистыми, но, как только возьмешь их в руки, понимаешь, что их ношение не создаст дискомфорта, что подтверждается опытом эксплуатации.

Немного о цифрах.

Наушники имеют крайне низкое сопротивление, всего 4 Ом, что нормально для моделей Empire Ears, и очень высокую чувствительность – 117 дБ на 1 мВт, так что да, шуметь они будут. Но на деле с Lotoo Paw 6000 уровень фонового шума на паузах был настолько низок, что им можно пренебречь. Но с более шумными источниками, особенно старыми плеерами или отдельными усилителями для наушников нужно быть во всеоружии, заимев iFi iematch, который решит все проблемы, подобно мистеру Вульфу из Криминального Чтива.

Звуководы умеренно короткие, но их длина в купе с анатомической формой шеллов позволяет удобно и плотно посадить наушники. Я слушал Empire Ears Wraith с насадками Spiral Dots. Сам звуковод имеет 4 отверстия для каждой группы излучателей.

Итак, краткое знакомство с фирменными технологиями Empire Ears и особенностями Wraith считаю состоявшимся, а посему – переходим к звуку.

ЗВУК

Чего ждешь от столь технически сложных и дорогостоящих наушников? Правильно, референсного звучания и техничности. И к моему стыду, послушать на топовом, скажем, LPGT возможности не представилось. Но и с моим штатным источником в виде Lotoo paw 6000 наушники смогли, нет, не удивить, удивили бы они как раз обратным, продемонстрировать свой высочайший класс.

В общем и целом их звучание референсно-нейтральное, без каких-либо акцентов, подчеркиваний и вообще сколько-нибудь присутствующего намека на отсебятину. Все, что они делают, – точнейшим и беспристрастным образом передают информации в записи и характер источника. Есть небольшой, едва уловимый уклон в теплоту, который обеспечивает живое, неподдельно натуральное звучание Wraith. Да, наушники меня покорили той натуральностью, которую они обеспечивают (в первую очередь на живых записях), и тем, как они работают с пространством.

Сцена и объем

Работа с пространством Wraith заслуживает отдельного раздела или статьи. С одной стороны, наушники великолепны в передаче объема, в локализации инструментов, в построение стереометрической модели воображаемой сцены. Звучание без скидок масштабное и широкое, тянущееся слева направо, снизу вверх и по диагонали. Но меня как любителя скорее более интимных звуковых пространств и вокально-ориентированного звучания в целом они подчинили своей воле не столько объемом (хотя тут стоит снять шляпу или любой другой головной убор – производитель сравнивает их звучание с “Карнеги-Холл, построенным для одного”, и мне нечего им возразить), сколько сохранением той интимности в звучании голоса, передачи тембров и ощущения вовлеченности в процесс. Нет ни толики той отстраненности, которая может проскакивать при прослушивании музыки в наушниках, раздувающих непомерную сцену, ценой утраты телесности и естественности звучания.

Образно это можно сравнить с прослушиванием в первых рядах крупного концертного зала с идеальной акустикой, когда реверберации помещения передают объем и пространство, но при этом ты не теряешь какого-либо эмоционального контакта с исполнителем и продолжаешь ощущать звук буквально кожей.

Нижние частоты

Бас линейный, низкие частоты радуют прекрасной скоростью, по части разрешения. Однозначно это самые детализированные и сбалансированные с точки зрения веса, плотности и тембральной согласованности низкие частоты, с которыми мне доводилось иметь дело во внутриканальном формфакторе. С чем-то похожим я сталкивался с Campfire audio Solstice, но тут Empire Ears сделали шаг вперед, и НЧ получились по-настоящему выдающиеся. Им удается выдать тот самый-самый низкий бас, которого так часто не хватает крохотным излучателям внутриканальных мониторов (не забываем, что тут нет динамического излучателя, за низы отвечает пара арматур плюс проприетарные кроссоверы, которые позволяют задействовать диапазон драйверов “соседнего” участка), при этом мид-бас не задвинут в угоду передачи текстурности более низкого диапазона. Вариативность ударов, передача атак и затуханий – другого прилагательного, кроме “эталонные”, я, наверное, и не подберу.

Empire Ears Wraith обеспечивают мощный и надежный низкочастотный конструкт, на котором зиждется в целом воздушная и легкая аранжировка. То, как глубоко “копают” наушники никоим образом не сказывается на прочих участках, в частности на вокале Иви Сэндс. Наушники справляются не только с передачей глубины НЧ, но и с их текстурностью, вся шероховатость звука не ускользает от нашего взгляда. Тут можно провести аналогии с шрифтом Брайля – с его помощью Wraith как бы пишет для нас тот аспект, который другие наушники или не могут передать, или передают не столь явственно и четко.

Средние частоты

Середина у Wraith лишена каких-либо влияний и манипуляций с попытками отвести ее на второй план, чтоб добавить мнимой глубины, или, наоборот, вывести ее на авансцену в угоду СЧ-филам, вроде меня.

Средние частоты подаются в естественной, ненавязчивой манере, они крайне информативны, но при этом сохранена слитность, присущая настоящему, скажем так. аналоговому звучанию живых инструментов. Empire Ears Wraith, несмотря на их сумасшедшую детализацию, звучат абсолютно не утомительно. Почерк наушников действительно высочайшего класса. СЧ техничны, обладают очень хорошей протяженностью, подчеркивают микронюансы, но не делают это своей основной задачей, как и работу с макродинамикой – эмоции из записи никуда не исчезают, но в целом сдержанная подача Wraith уверенно держит баланс между передачей информации из фонограммы и насыщением ее эмоциональной составляющей.

Сложный, труднодостижимый баланс. Лично мое мнение? Как человек, выбравший Solaris SE, всегда отдаю предпочтение музыкальному звучанию, однако, не в ущерб техничности. Мы аудиофилы вообще или где?

Ну не мог я тут без Боуи с оглядкой на всю космическую технологичность Wraith и недавние успехи SpaceX и лично Маска, ранее запускавшего в космос Tesla с манекеном и звучашим из динамиков (да, в космосе нет звука, ок) Space Oddity.

Наушники с самых первых секунд композиции радуют передачей как звучащей где-то вдалеке, в бескрайнем космосе, гитары, так и самого пространства, бесконечного и темного. В центре внимания тут вокальная партия Боуи на фоне струнного аккомпанемента. Звучание получается слоистое, каждый образ прорисовывается с голографической четкостью и осязаемостью. Каждый музыкальный образ прорисован трехмерно и фотографически точно. Кажется, чем больше образов, деталей, инструментов, тем полнее раскрываются Wraith. Вокал в исполнении Wraith, и мужской, и женский, бесподобен – живой, эмоциональный и тембрально достоверный.

Высокие частоты

ВЧ в Empire Ears Wraith с самого начала приковали к себе наибольшее мое внимание.

Во-первых, за области высоких и ультравысоких частот тут отвечает сразу две группы излучателей к тому же разного исполнения. За ВЧ – пара арматур, за УВЧ – четыре электостата.

Во-вторых, имея дело с наушниками, где за область ВЧ отвечали электростатические излучатели, сталкивался с некоторым недостатком массы в этой области, “истонченностью” звучания, которая скрадывает общее ощущение натуральности воспроизведения. А потому особое любопытство вызывал вопрос, как Empire Ears удалось за счет совмещения арматурных и электростатических излучателей, решить эту проблему.

Электростатические излучатели могут воспроизводить частоты вплоть до 100 кГц. То есть это настолько далеко за пределами наших слуховых возможностей, что скрывает все возможные искажения за гранью поля нашего зрения (пусть и речь идет о слухе). Поэтому, за счет совмещения как арматурных, так и электростатических излучателей, да еще и с применением тонко настраиваемых кроссоверов (на 4 группы излучателей мы имеем 5-полосный кроссовер), инженерам Empire Ears удалось добиться великолепных ВЧ, возможно, лучших среди внутриканальных наушников.

Пожалуй, это самые слоистые ВЧ, которые я слышал, с потрясающей детализацией, но при этом лишенные сколько-нибудь утомительного воздействия на слух. Наушники вдыхают кубометры и кубометры воздуха в то пространство, которое строится вокруг нас, насыщая при этом воздух невероятным количеством звуков и послезвучий, воздух буквально пульсирует обертонами, призвуками и затуханиями инструментов на соответствующих записях. Ничто так не передает этот эффект, как оркестровая музыка. Каюсь, я не ценитель этого жанра, но Wraith буквально созданы для прослушивания сложных симфонических оркестровых произведений.

Готическая симфония Брайана Хервегела нас плавно подводит к крещендо в каждой из частей, где пространство буквально брызжет информацией во всех спектрах, и Wraith шикарно работают как с сохранением высокоточной микродинамики звучания, так и насыщением обертонами пространства.

Определенно, Wraith в большей мере – наушники для эстетов и гурманов. Их просто обязательно нужно использовать для классической музыки. Даже если вы не ценитель жанра, вы легко сможете им стать и открыть для себя огромный дивный мир.

Предрасположенность к жанрам

Жанрово наушники универсальны. Если сложные симфонические оркестры вас смогут при любых раскладах унести куда-то к Альфа-центавре, то и с другими жанрами Wraith справляются великолепно, благодаря своей техничности и нейтральности. Master of puppets не лишен агрессии, а про отсутствие проблем со скоростью я вообще молчу. Да, такие записи не раскрывают и половины потенциала Wraith, но звучат великолепно. Heathens от Twenty one pilots раскачивают вас в такт биту, хотите вы того или нет. Единственное, любителям сочного плотного баса может как раз не хватить сочности и плотности, но Wraith – наушники не про это. На электронике в лице Клейтоновского Scandroid я не ощутил НЧ-дистрофии в какой-либо степени, но в голове держу специфичность слуха и вкусовых предпочтений любителей НЧ вроде тех, которые обеспечивает Andromeda Gold. Также органично звучит и различный скомпрессированный поп вроде Ланы Дель Рей.

Отдельно хочется коснуться последнего пункта, о компрессии, низком качестве, старых записях и прочих прелестях аудиофильского существования. Наушники довольно чувствительны к качеству записи. Да, они не мониторы, имеют приятную сглаженность при высочайшей детализации в целом. Но, черт возьми, слышно все! Стоит включить запись с DR12, а затем что-то, подвергшееся во время мастеринга сильной компрессии, и вы услышите эту чертову разницу, будь она неладна. Та же история со старыми записями или оцифрованными первопрессами классических пластинок. Им я предпочел ремастеры последних лет.

Что касается источника, то тут я не стану открывать Америку и скажу, что эти наушники заслуживают источник топ-класса, будь то плеер или отдельный усилитель. С учетом сложной конструкции и крайне низкого сопротивления стоит забыть про источники с высоким выходным сопротивлением или задействовать аттенюатор.

ВЫВОД

Empire Ears Wraith – настоящая иллюстрация того, какими должны быть наушники, претендующие на звание лучших. Что-то отдельно к этому добавлять я не вижу смысла, кажется, я и так уже достаточно тут сказал.

Wraith технологичны, они звучат, они красивы (эстетическое наслаждение как бонус к шикарному звуку). Они сразу укомплектованы кабелем, снимающим вопрос проводника. Они обладают комфортной посадкой. Но самый важный вопрос в данном случае – это цена. Стоят ли они своих денег? Этот вопрос я ставил ребром, когда писал про Focal Utopia и Stellia. Ответ на него дает каждый сам. Я, пребывая в медовом месяце с Solaris SE, услышал нечто технически превосходящее лимитку. Изменило ли это мое отношение к ним? Нет. Вкусово – это другие наушники. Wraith – это Bentley (не даром у Empire Ears логотип похож на сами знаете что), Solaris – это скорее Camaro. Что бы это не значило. Спокойная, нейтральная подача при высочайшей техничности звучания, идущей рука об руку с комфортным, не отягощающим слух, прослушиванием – возможно, кому-то покажется слишком скучной как для такой нескучной цены, но то, что Wraith по праву, а не только по цене, принадлежат к когорте лучших наушников, факт неоспоримый.