Все авторы

Dunu Zen — Eclipse / …all that you love / Обзор младшего представителя линейки Eclipse.

обзор dunu zen

ВСТУПЛЕНИЕ

Начало полноценной весны хотелось дополнить чем-то теплым и ласковым. А что может быть теплее и ласковее, чем старый добрый “динамический” портатив. Тем более, вслед за сегодняшним героем в лице Dunu Zen стремглав летят другие представители этого семейства. Но, как показали бериллиевые Luna, это не всегда так. Наличие классической динамической схемы не есть гарантия этого тепла и ласки.

Я не сказал бы, что Luna меня разочаровали, отнюдь! Но тонально мы были с наушниками на “Вы”. Немало знакомых аудиофилов отнесло Luna к персональному энд-гейму. А вот у меня имеется другое представление о том, как этот самый энд-гейм звучит. 

Потому с  учетом принадлежности Zen и Luna к одной линейке я имел ожидания относительно Zen. Скажем, я нарисовал себе в уме Zen как Luna на минималках. Похожий почерк, но технически проще. Как-то так или около того. К моей радости, Zen показали собственный характер. Ну как, “собственный”. Характер. Потому что изучение схемы динамического излучателя натолкнуло на некоторые выводы и легкое чувство deja-vu. 

Вообще динамические внутриканальные наушники — редкий гость в этом блоге. Количество их, попавших ко мне на обзор, относительно гибридных и просто многодрайверных моделей несравнимо мало. И дело не в избирательности, а в банальном их засилье на рынке. И поди еще разберись, что первично. Потребитель ли диктует рынку вектор развития. Или рынок определяет моду и “направляет” потребительский интерес. Загадка сродни той, про курицу и яйцо.

И раз уж мне попался этот краснокнижный вид наушников, то я постараюсь максимально прозрачно поведать вам о них. О том, каковы они — младшие представители линейки Dunu Eclipse. 

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ DUNU ZEN

Хорошо помню, как забирал с почты Luna. Коробка была таких размеров, что я заподозрил подвох. То ли вместо внутриканальных наушников приехали какие-то полноразмеры. То ли их просто упаковали во много слоев бумаги и полиэтилена. Но оказалось, что невероятно компактные Luna имеют внушительную коробку. И не менее ошеломительный комплект поставки. Dunu — вообще ребята не жадные на аксессуары и комплектующие в целом. Но с Luna они превзошли сами себя.

Zen, разумеется, имеют упаковку попроще. Она средних размеров, в излишнем минимализме Dunu едва ли упрекнешь. Суперобложка выполнена из черного матового картона. На лицевой части характерным шрифтом золотом выведено название модели. А углы обложки украшают такие же золотые окружности. На торце указан производитель, а на обратной стороне — техническая и маркетинговая информация. Вот за что еще очень люблю Dunu, так это за ее полноту и подробность. 

Под крышкой нас встречает “калька”, на которой серебряным шрифтом написано “РАЗРАБОТАНО DUNU”. Забегая наперед, скажу, что внизу следовало бы добавить мелким-мелким шрифтом “вдохновлено Focal”. 

Под калькой — полистирольный ложемент, на котором возлежат наушники и кабель DUW-03. Про кабель — как водится — отдельно. Ниже — отделение для аксессуаров. А их тут порядком. Во-первых, сменные джеки для кабеля. Тут стандартный набор для DUW-03: небалансный 3,5мм и балансные 2,5мм и 4,4мм. Кроме того, часть насадок упакована в специальный полупрозрачный кейс с логотипом производителя. В нем находится шесть пар силиконовым насадок. Три пары черных из мягкого силикона, напоминающих тактильно Sony Hybrid. Три пары белых “силиконок”, более жестких, чем черные. По соседству расположена коробка с остальными аксессуарами. В ней фирменная салфетка для ухода за наушниками и кейс. Да, салфетка вам понадобится. Эти наушники невероятно легко собирают отпечатки пальцев, а удалить их — та еще задачка. 

Кейс — аналогичный таковому из линейки Studio. Сделан из эко-кожи, синий, с приятной молнием — расстегивается и застегивается она без особых усилий. Внутри кейса присутствует отделение для аксессуаров. Кроме того, там нас ждет еще множеством приятностей. Во-первых, это мешочек на затяжке для раздельного хранения наушников. Правильный ход. Акриловые SA не столь чувствительны к трению. А вот стальные, окрашенные глянцем Zen нежелательно хранить вместе. Во-вторых, это еще четыре пары насадок — три пары силиконовых и одна пара “пенок”. Ну и куда без авиа-адаптера! Он тут также имеется. Как и набор из щеточки для чистки, адаптера с 3,5мм на 6,3мм и прищепки. Прищепка у Dunu — очень удобная. Она имеет пружинный механизм для фиксации кабеля. 

На самом дне упаковки находится то, без чего немыслимы ни одни наушники. Инструкция по эксплуатации и гарантия. 

КАБЕЛЬ DUNU ZEN

Наушники комплектуются кабелем Dunu DUW-03. Аналогичный кабель сопровождает недавно впечатлившие меня Dunu SA6. Это 8-проводниковый литцендрат из посеребренной медной моножилы. Кабель оснащен традиционной модульной системой смены джеков. Но на этот раз, в отличие от SA6, комплектуется mmcx-коннекторами. Про доступные джеки я уже говорил. Кстати, кабель — одно из основных отличий Zen от Luna. “Бериллиевая” модель поставлялась с кабелем Dunu Blanche, выполненным из чистого серебра.

Кабель удобен и красив. Будучи довольно толстым, он мягок, гибок и не склонен вызывать микрофонный эффект. SA6 “микрофонить” заставляли шарф и воротник пальто. А вот весенние прогулки с Zen показали эргономичную безгрешность DUW-03. А бонусов внешнему виду придает парное плетение и присутствие акцента в виде темно-серой изоляции. 

Разветвитель довольно компактный, под цвет основного тона кабеля и с нанесенным лого производителя. Ползунок — имеет плотный ход и надежную фиксацию. Отдельно похвалю коннекторы. Dunu использует свои Catch-Hold mmcx разъемы. Они призваны обеспечить не только длительный срок эксплуатации, но и удобство. Разъемы разъединяются без особых усилий. Но в то же время сидят предельно надежно и имеют короткий ход соединения. 

Про эргономические недостатки непосредственно модульной системы я повторяться не буду. Ее сила в универсальности оснащенного ею кабеля и в удобстве замены джека. 

ДИЗАЙН DUNU ZEN

Дизайн — едва ли не главная, после динамической системы, фишка Zen. Над ним работал тот же человек, что стоял за конечным внешним видом Luna. Luna получились необычным, особенно в силу геометрии корпуса. Сам он представлял собой окружность, что логично с учетом названия модели. А вот его вогнутые внутренние формы выглядели волнующе и свежо.

В случае с Zen можно выделить некоторую наследственность в рамках линейки дуализм концепций дизайна. Корпуса Zen наследуют общую геометрию у Luna. Они округлые с цилиндрическим корпусом коннектора. А дуализм состоит в следующем. Лицевая часть отсылает нас к идее названия линейки — Eclipse. Дело в том, что фейсплейт имеет неярко выраженную коническую форму. Скажем, конус с широким основанием и малой высотой. Эта форма играет главную роль в продвижении идеи “Затмения”. Направьте на наушник источник света. Разный угол его падения на фейсплейт дает различную степень интенсивности отражения света. А отражают они свет — на ура. Корпуса выполнены из нержавеющей стали aisi316. Это аустенитная конструкционная сталь с добавлением никеля и молибдена. Крайне стойкая к высоким температурам и агрессивным средам. Скажем так, используется в пищевой, химической, горнодобывающей промышленностях, а также для изготовления высоконадежных теплообменников. Высокую отражающую способность наушникам придает абсолютно черный глянцевый окрас. 

Эта разница отражения света и дает эффект “затмения”. Если вы хотя бы раз наблюдали солнечное или лунное затмение, то понимаете о чем я. Я наблюдал два полных солнечных затмения, но только одно в пригодную для этого погоду. Фейсплейт напоминает небесное тело. Тело, которое затенено другим телом. При этом одна его часть, светлая, яркая. Она и создает мощный поток отражаемого света, а вторая, затененная, абсолютно черна. Теперь вы понимаете, зачем салфетка?

Обратная сторона наушника выполнена в концепции “дзен”. Там наушник имеет обтекаемую форму и в целом дизайн основан на “сэкитэй”. Или “сад камней” по-нашему. Наверняка, вы видели такие варианты решений в области ландшафтного дизайна. Но в стране Восходящего солнца это больше, чем просто способ оформить пространство у дома. Это в первую очередь место для медитации. Он представляет собой на первый взгляд хаотично размещенные группы камней. Вокруг которых на мелкой гальке или щебне рисуют круговые узоры. Помните оформление обложки? Но камни расположены не как бог на душу положит. Во-первых, под каким бы углом вы не посмотрели, вы всегда увидите одинаковое количество камней. Во-вторых, камни располагают по три, в соответствии с буддистской триадой. Эта триада лежит в основе формы внутренней стороны корпуса. Она напоминает три камешка, лежащие один на другом. 

Корпуса довольно компактные. Маленькими назвать их сложно, все-таки Luna — абсолютный чемпион по компактности. Но они легко умещаются в ушной раковине. И сидят даже лучше некоторых моделей с анатомической формой. 

Тому также способствует форма звуковода. Он довольно длинный и, что самое важное, — широкий. Проблем с подбором насадок не будет. Напомню, что Luna оказалась крайне капризной моделью. Не каждые насадки плотно сидели на звуководе и обеспечивали правильную посадку. Кроме того, трубка звуковода имеет 2 заметные насечки для надежной фиксации.

Но вернемся к фейсплейтам. От вершины конуса вверх к mmcx-коннектору тянется узкая полоска вентиляционной решетки. Это внешний порт системы ACIS — Air Control Impedance System. Она представляет собой подобие фазоинвертора. Его задача состоит в двух основных моментах. Во-первых, он увеличивает отдачу частот ниже 100 Гц. Во-вторых, система ACIS снижает сопротивление воздуха для более плавной работы драйвера. Кроме того на внутренней стороне корпуса у сопла звуковода можно увидеть отверстие стандартного компенсационного порта. 

Обилие вентиляционных отверстий самым незначительным образом сказывается на звукоизоляции наушников. Разумеется, если насадки подобраны правильно. Несмотря на довольно длинный звуковод, я остановил свой выбор на Spiral Dot++ размера ML. То есть на один размер больше, чем обычно я использую с Solaris SE

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ DUNU ZEN

Наушники обладают умеренным сопротивлением на уровне 16 Ом и довольно высокой чувствительностью в 112 дБ. Эффективный диапазон лежит в промежутке от 5 Гц до 40 кГц. Уровень общих гармонических искажений ниже 0,2% на частоте 1 кГц. Dunu Zen не кажутся и не являются серьезной нагрузкой. Поэтому легко сыграются даже с самыми маломощными источниками. Полагаю, что и с условными iBasso CF01 не будет просадки динамики и потери контроля. 

Другое дело шум. Если с Lotoo paw 6000 наушники не шумели, то с Dacportable уровень шума был незначительный. Который все-таки не сказался на общем впечатлении от связки, надо отметить. 

ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ECLIPSE

Помните, я говорил о “собственном” характере, чувстве дежа-вю и упоминал другую компанию, обласканную моим вниманием? А именно Focal. Сейчас я все объясню. Для этого рассмотрим динамическую систему Dunu Zen.

В ее основе лежит крупная 13,5-миллиметровая диафрагма. Это значит, что ее площадь на 82% больше, чем в среднем “по палате”. Понимаете, зачем нужна система ACIS? Такая диафрагма способна создавать заметно повышенное давление в компактном замкнутом пространстве крохотных Zen. Что может сказываться негативно на комфорте прослушивания и на естественности звучания. Особенно в том, что касается восприятия пространства и тембральной вертикали. 

Диафрагма выполнена из сплава магния и алюминия. Чуете, дежа-вю? А также демпфирована углеродом. Причем, это не банальное углеродное покрытие для придания большей жесткости. Для компенсации разницы в жесткости магний-алюминиевого сплава и чистого бериллия используется покрытие nano-DLC. Образованные в слое сплава поры заполняются нанопористым аморфным углеродом. Для этого используется метод катодно-дугового осаждения. Углерод буквально испаряется под действием высоких температур, затем осаждается на поверхности целевого материала. В результате достигается уровень жесткости, сравнимый с алмазом. Diamond-like-carbon, одним словом. Точнее, тремя. Такая методика встречается еще и в высокоточном машиностроении. Там осуществляется обработка плазмой для “полировки” материала до “алмазного” уровня трения. То есть его почти полного отсутствия. 

Сама диафрагма имеет W-образную форму. А W — это перевернутая M. Если просто посмотреть презентацию системы Eclipse на сайте Dunu, мой посыл становится понятен. Вот и дежа-вю номер два. Надеюсь, вы не забыли, какую форму имеет диафрагма динамической системы наушников Focal.  Вы только не подумайте, что в чем-то упрекаю Dunu. Они выбрали достойный источник вдохновения. Наушники Focal по праву считаются одними из лучших динамических, на рынке. 

Динамическую систему Eclipse довершают сверхлегкий независимый подвес диафрагмы и мощная система неодимовых магнитов. Dunu как раз на ней и делает акцент, а именно на значении индукции магнитного поля. 1,8 Тесла — по заявлению Dunu, самое высокое значение среди подобных наушников. Разумеется, проверить это сложно, ведь остальные производители такую информацию, как правило, не озвучивают. Но то, что магниты мощные, подтверждает поведение наушников в реальной эксплуатации. Они постоянно норовят примагнититься один к другому. 

Фотографировать их невероятно сложно не только из-за высокой отражающей поверхности покрытия. Как и отпечатков, собираемых буквально из воздуха. Но также и из-за того, что их нужно либо держать на приличном расстоянии, либо вплотную. Иначе они просто примагнитятся один к другому. Инь и янь, чесслово. Я только не понимаю, почему нельзя было сделать тогда один из наушников белым. Это несколько похоронило бы концепцию “затмения” в дизайне, зато подпитало ее “дзен” составляющую.

ЗВУК DUNU ZEN

В звуке Dunu Zen также прослеживается влияние даосской монады дзен. Он, звук, тут двуедин. В нижней половине спектра он сочетает в себе гибкость и артикулированность. В верхней — плавность и энергетику. Наушники очень органично и сбалансированно объединяют эти составляющие, чтобы получить настоящий аудио-дзен. Когда материал подается ясно, с высочайшей прозрачностью, с должной артикуляцией и выразительностью. В то же время — мягко и текуче. Наушники создают ощущение водяного потока, стремящегося сквозь камни. Он огибает и повторяет и острые грани, и плавные очертания. При этом может вызвать россыпь брызг и сверкать своей гладью, ловя и отражая солнечный свет. 

Что касается тонального баланса Zen, то я нахожу его более сбалансированным, чем таковой у Luna. Это легкая V-шка с заметно подчеркнутыми НЧ и ВЧ. Но не настолько, чтобы это негативно сказалось на восприятии средних частот. Назовем это дзен-V-шка. Когда середина находится в гармонии с массивными низкими частотами и энергичными верхними. Или, говоря формально, это просто грамотная реализация идеи целевой кривой Хармана. 

Наушники звучат насыщенно, полнотело, с приятной дозой тепла и высокой прозрачностью самых высоких нот. Нижним при этом хватает убедительности для создания естественной звуковой картины, я бы сказал “натуралистичной”. У них откровенно музыкальная подача и довольно крупная подача образов. Но сохраняющая рассудок и не скатывающаяся в безудержное веселье и драйв. Наушники сохраняют информативность и рассудительность, обеспечивая убедительно вовлекающую презентацию.

СЦЕНА

Сцена скорее интимна, нежели просто камерна. Это явно не самая широкая сцена среди наушников, которые в последнее время побывали у меня. Она шире средней и не строится сугубо внутри черепа. В то же время и не стремится создавать размашистую панораму. Они берут больше реализмом образов и их вертикальной презентацией, имеющей голографический характер и четкое панорамирование. Очень здорово в Dunu Zen реализована проработка сцены вглубь, ее эшелонирование. Разделение планов не делается нарочито контрастно и броско. Скорее в более мягкой и плавной манере. При этом с очень явственной передачей глубины пространства. Позиционирование и локация образов четкие и предельно легко идентифицируются. 

С учетом особенностей звучания Zen великолепно себя показали на инструментальной музыке. Они фантастически вкусно звучат, когда в записи присутствует низко звучащие струнные. Вроде контрабаса, виолончели или, с натяжкой, альта. Тогда более высоко звучащие партии будто удваивают пространство. А НЧ-секция создает мощную подпитку для насыщения дальних его границ. Это такая умеренная масштабность, где в приоритете скорее харизматичность презентации, нежели размеры сцены. Но даже на скандинавском джазовом эмбиенте наушники показали высокий класс проработки объема и наслоения образов. Хотя более динамичные вещи звучат более выигрышно.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

НЧ имеют явно динамический характер, но обладают умеренным разрешением и неплохой скоростью. Сейчас стало популярным в гибридных моделях наделять динамический НЧ-излучатель арматурным характером. Не скажу, что мне претит такой подход. Скажем, мне он нравится больше, чем вычурно динамический почерк, как, например, у iBasso it07. Но каждому свое.

Так вот, у Dunu Zen бас обладает всеми атрибутами классического динамического излучателя. Он весом, обильно “прокачивает” воздух, создает ощущение плотного, телесного саунда. При этом не молниеносен и обладает приятной протяжностью. Однако, инженеры Dunu поработали над тюнингом, слегка обуздав расширение звуковых волн и свободу послезвучий. Бас получает хорошую подпитку по массе на фазе атаки и в начале стационарной фазы. Но фаза затухания уже чуть более быстрая и мене весомая. В результате НЧ звучат собранно, с хорошей артикуляцией и умеренно быстро. 

Суб-бас форсирован несколько слабее, нежели мид. Наушники хорошо справляются с передачей осязаемости самый низких частот, но слишком не выделяя диапазон. Равно как и его фактуру. Это более плавная, пластичная презентация, как я уже сказал, гибкая. Средний бас при этом более артикулирован и несколько более энергичен. Разрешение — высокое, выше среднего. Однако, они не дотягивают до уровня арматурных многодрайверов по части тонкости передачи микронюансов и рельефа. К слову, тут недавняя новинка от Dunu, модель SA6, показала неожиданный для меня уровень исполнения. 

Низкие ноты Dunu Zen рисуют очень натурально, сочно, да чего уж там, вкусно. Но не перебарщивая с этой составляющей саунда. Из-за этого живые инструменты получают дополнительные баллы за эффектность и натурализм. Хорошая скорость и разрешение сбалансированы массой и плотностью. В результате это обеспечивает отличную естественность звука и достоверную тембральную вертикаль. От такого крупного динамического драйвера можно было бы ожидать большего акцента на НЧ. Но он тут настолько аккуратно установлен и контролируется, что наушники никогда не переходят границы разумного. Они обеспечивают драйвовую и энергичную подачу, не теряя при этом естественности и связи с реальностью. 

Пусть НЧ Zen проигрывают Luna по разрешению и уровню проработки текстуры. По этой части Luna и впрямь довольно эффектна. Пусть затухания в абсолюте тоже не самые протяжные. Но по совокупности низкие частоты Zen у меня оставили хорошее впечатление. 

Пример, когда чрезмерное внимание наушников к НЧ-диапазону противопоказано. Оно может сказаться негативно на восприятии композиции как единого целого. Вихрь из труб, саксофона, флейты, всевозможных перкуссий может быть погашен слишком тяжелым и медленным басом. Партия бас-гитары тут выделяется разве что во время проигрышей, задавая основной тон. В остальном — бас прекрасно контролируется и обеспечивает контраст ведущей партии. Наушники обеспечивают ритм и динамику, не оставляя мелодику и гармонию на вторых ролях.

Обратный пример. Композиция строится на мощной басовой линии и ярком контрасте “высокой” партии гитары. Высокий вокал Мэттью Шульца как пиковая отметка контраста. При этом скорость атак позволяет сохранить необходимую пластичность и четкость динамики. Композиция звучит собранно, ритмично, НЧ остаются в фокусе и прекрасно контролируются. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Середина Dunu Zen — это стык “инь и ян”. Мы имеем теплую, плотную, уверенно весомую, что называется “бархатистую” нижнюю середину. Питаемую чуть более фактурными средними басами. В то же время верхушка средних частот получает больше подпитки по энергетике и микродинамике. Она подчеркивает эмоции, прозрачная и сверкающая. Наушники могли бы даже сойти за откровенно яркие в этом диапазоне, с высветленной подачей. И это негативно сказалось бы на их общей презентации. Но сбалансированность верхней середины подачей нижних СЧ сводит проблему на нет. Середина Dunu Zen по итогу звучит цельно, уравновешенно и очень музыкально. 

Тут лучше всего проявляется сильнейшая сторона наушников — музыкальность и динамика. Оттого им отлично удается каждый элемент произвольной программы. Вокал, как низкий мужской, так и высокий женский, гитары, что электрическая с дисторшном, что акустика, духовые, клавишные — все без исключение звучит натурально, с естественной “толщиной” основного тона и органично переданными затуханиями. В результате микс теплой нижней середины и более нейтральных ВСЧ делает “температуру” подачи комфортной. Такой, которая не обжигает, но и не заставляет покрываться тело мурашками. Фриссон, скорее, возникает из-за тонкой и гибкой передачи эмоций в диапазоне. 

О вокале. Он тут хорош, убедителен, с отличной проработкой нюансов исполнения и всей натуралистичностью. Вроде причмокиваний, придыханий и “слюны”. Тут это все есть. Однако, презентация не такая прямолинейная, как у более ориентированных на вокалиста моделей. Скорее образ находится на уровне остальных образов в записи, но чуть подчеркнут по энергетике. В результате, красивый тембрально насыщенный вокал звучит великолепно. А вот с женским высоким вокалом, где сама запись имеет некоторый акцент бывают моменты. 

Например, тут эта особенность подачи высокого вокала подчеркивается в самой записи. Потому местами мисс Момсен перегибает палку и становится навязчивой. Но в остальном диапазон великолепно контролируется. ВСЧ имеют четкий повышенный градус, но никогда не переступающий черты.

На Caterina Zpponi — For Me Formidable Dunu Zen во всю демонстрируют технику работы с вокалом. А также свой скорее теплый и дружелюбный к нашему слуху характер. Тут и замечательным образом проиллюстрировано разделение образов. Подача сохраняет цельность и “бесшовность”, но четкие контуры тембров и обертонов сохранены. 

Безусловно, нижняя середина несколько сильнее акцентирует размер образов. Как результат, создавая прекрасный фон для более легкой и изящной верхней части спектра. Наушники имеют подъем в области 2,5-5 кГц с последующим спадом и пиком на 8 кГц. Этот предшествующий спад и довольно обширное плато на СЧ помогают обеспечить баланс. Прежде всего между агрессией ВСЧ и их в целом довольно плавной презентацией. Им хорошо удается отыгрыш жанров, где очень важна атака и в целом напор и агрессия. Кроме того, ясность и хорошая передача текстур обеспечивает прозрачное и бархатное звучание Zen.

Обожаю старый CoB. И не в последнюю очередь за гитарные партии. Zen восхитительно передают мощь и драйв основного рифа. Но также блестяще (буквально блестяще) ведут себя на соло-партии Алекси Лайхо. Трек на более дательных и техничных наушниках сильно теряет из-за качества записи. В свою очередь Zen акцентирует наше внимание на музыке как таковой. А не делает упор на тонкостях и нюансах, беря в фокус главное.

СЧ в целом подаются динамично без излишнего фокуса на микронюансах, но с замечательно переданной текстурой. Плавной, реалистичной и ложащейся на в общем теплую презентацию. Средние частоты этой V-шки едва ли можно упрекнуть в дистрофии. Равно как и в нехватке присутствия, вялой динамике или недостаточном расширении. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

ВЧ подчеркнуты и сбрасывают шаль мягкости и тепла, присутствовавших на низких и средних частотах. ВЧ довольно яркие, но без явного перегиба. Тому способствует некоторый спад следом за ВСЧ. Он дает повышенную артикуляцию в районе 8 кГц. Как следствие, это заметно подчеркивает основной тон. Dunu оттюнинговали ВЧ диапазон на Zen таким образом, что спад продолжается вплоть до 15 кГц. Так обеспечивается пролонгация гармоник вплоть до самых дальних порядков. Сам спад не настолько ощутим, чтобы потерять эффект присутствия ранних гармоник. Поэтому Dunu Zen обладают хорошей протяжность с насыщенностью выше среднего.

ВЧ несколько более требовательны к качеству записи. Тут уж ничего не попишешь, Zen довольно чувствительны к некачественно записанным или сведенным ВЧ-партиям. Но и в откровенную неуютную подачу наушники не скатываются. ВЧ хорошо контролируемы. Они обладают приличным расширением, нет и намека на какую-то искусственную зажатость. Напротив, инструменты долго “живут”, вдыхая воздух в композицию и воссозданное пространство. 

Обладая очень приличным уровнем детализации, Dunu Zen явно не выводят детали на передний план. Они хорошо обозримы, наушники демонстрируют уверенно высокий уровень прозрачности и информативности. Что и подчеркивается той артикуляцией по основному тону, о которой я говорил. Но все-таки Zen звучат уравновешенно, с соблюдением той гармоничности, что заложена в концепцию самой модели. ВЧ не ощущаются отдельным элементом со своим собственным характером. Их поведение и присутствие подчинено общей модели звука. Цельной, плавной, гибкой, почти эластичной. 

Они хороши и с масштабными композициями. Где не столько важна динамика и артикуляция образов, сколько проработка пространства и общая воздушность презентации. Невероятно светлая, но скорбная Ghosteen на Zen звучит с положенным композиции настроем. И, главное, прекрасно переданным ощущением почти безграничного объема. Создается впечатление, что звук распространяется не меж краями горизонта, а скорее почти бесконечно вверх. До сводов условного собора, в котором электронные клавишные звучат с органными послевкусием. Композиция не изобилует перкуссиями или просто высоко звучащими инструментами. Напротив, она требовательна к способности наушников отыгрывать обертона и насыщать ими пространство. Прежде всего, чтобы это пространство оживить, сделать частью общей картины. 

Характер наушников, лежащий в артикуляции основных тонов, несколько излишне подчеркивался довольно прямолинейным, но невероятно динамичным Dacportable. На мой вкус Zen лучше спелись с более мягким источником вроде Lotoo paw 6000. Кроме того, к аналогичному выводу пришел и в паре Aune X8 с Topping A90. Каких-то конкретных рекомендаций делать не буду. Однако, я бы подбирал эти наушники к источникам с более выраженным периодом затухания ВЧ-сигнала.

Ну и как без Eclipse! Закрывающий трек с Темной стороны Луны и один из моих самых любимых в принципе. А если вы ждете Дюну (Dunu!) от Дени Вильнева, то наверняка слышали версию Ханса Циммера. Zen прекрасно справляются с “форте-фортиссимо” тарелок. Давая как ощутимое расширение, так и уберегая нас от откровенного шипения. Запись революционная для 1973 года по меркам аудиофильских записей 20-х годов XXI века, увы, блекнет. Наушники довольно снисходительны к ВЧ в данном случае. Что еще раз подтверждает высокий уровень записи как для фонограммы, которой уже почти полвека. 

С переключением на оркестровую версию мы получаем заметно возросший масштаб. Несмотря на некоторую камерность, Dunu Zen умеют создавать объем и управлять пространством. Эта версия имеет менее выраженный акцент на перкуссиях, но общий характер сохранен. Тут мы получаем чуть более плавную проработку обертонов и более изящную и плавную их презентацию. Что хорошо увязывается с хоровым исполнением. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Dunu после флагманской Luna дали нам продолжение линейки Eclipse. Младшая модель линейки вышла достойным продолжением бериллиевого топа компании. Разумеется, пришлось пойти на известный компромисс для достижения заданной планки кост-эффективности. Ни в коем разе нельзя сказать, что магний-алюминиевый динамик вчистую проигрывает сакральному бериллию. Отнюдь. Dunu смогли добиться действительно впечатляющего звучания для модели Zen. За счет эффективной динамической системы, а также обеспечив “дыхание” драйвера полной грудью.

Более того. Я с точки зрения личных предпочтений для себя выбрал бы именно Zen. Прежде всего, с учетом работы над тональным балансом и общим характером звучания модели. Модель обладает приятной тональностью, естественным и не излишне навязчивым звучанием в верхнем спектре. И, что немаловажно, убедительностью низких нот. Не самая рекордная сцена и детализация не действуют в ущерб главному. А именно общей музыкальности и натуральности звука. Таким образом Zen не сосредотачивают наше внимание на мелких деталях и потаенных аспектах записи. Но и не скрадывает их. Они подаются в плавной манере, всецело вторя названию модели и дуализму самой концепции. Потому Zen — это пример того баланса, которого мне не хватило с Luna. Теперь в линейке динамических наушников Eclipse каждый может найти решение для себя. И не только с учетом толщины кошелька, но и с учетом его звуковых предпочтений. По-моему, это не менее важно, чем сугубо финансовый аспект.