ВСТУПЛЕНИЕ

Ох и соскучился я за “обзорными” текстами после трех подряд научпоп-пассажей о работе усилителей, ЦАПах и цифровой фильтрации! Право слово, такие тексты тоже нужны и работать с ними интересно. Но в этом больше работы, чем творчества. Ведь твоя задача – разжевать. Понять то, что ты намедни сам не понимал и объяснить так, чтоб стало понятно тебе вчерашнему. Ну а обзор – дело другое. Тут ты наедине с Изделием. Которое Создатель наделил если не душой, то характером – точно. Твоя задача – обуздать, освоить, получить опыт и выплеснуть этот опыт на страницы блога и всеобщее обозрение. И сегодня этот почти интимный процесс коснется новинки, многодрайверных арматурных наушников Dunu SA6.

Модель не просто новая, она – родоначальник линейки Studio. На данный момент в нее входит две модели – SA6 и SA3 – и объединяет их многодрайверность и сугубо арматурный состав излучателей. Studio как название линейки намекает на мониторность и предполагает применимость наушников в студии. Но у этой медали и в самом деле две стороны. SA6 сложно отнести к чистым мониторам, но и нейтральность им не чужда. Но что это я забегаю наперед?

Покривлю душою, если скажу, что ждал их. К новинках Dunu всегда отношусь с почтением, бренд как никак уважаемый и отнюдь не молодой. Dunu (в том числе) стояли в авангарде популяризации качественного китайского хай-фая. Хоть флагману бренда в лице Luna от меня недавно чутка перепало на орехи, я отношусь к продукции бренда тепло. Во-первых, спустя время я пришел к принятию Luna как полноправного игрока топ-сегмента. Ведь наушники могут дать звучание, которое кто-то сочтет “своим” и вряд ли найдет у ближайших конкурентов Dunu. Во-вторых, меня самого немало связывает с брендом. Хоть и нечасто, но я пользуюсь великолепным медным канатом Hulk, а моими первыми внутриканальными наушниками, которые можно было бы отнести к категории HiFi, были гибридные DN-1000

Сколько же времени прошло с тех лет? Какой это был год? 2014? Да, 2014. Их звук тогда казался невероятно классным. Ну, после победы над сибилянтами. Сейчас я вспоминаю их, попутно сравнивая как с новинками того же сегмента или грешным делом с более дорогими моделями, и понимаю, что они имели невероятное количество косяков. Но на тот момент – нет. 

Насколько выросли аппетиты производителей и хотелки покупателей, настолько и выросли и возможности производителей по обеспечению действительно классного звука. Даже за небольшие деньги. А когда речь заходит про нешуточные 500-600 долларов, то тут можно уже ожидать действительно классного звука. Получим ли мы его здесь? Ответ в конце.

УПАКОВКА DUNU SA6

Наушники приехали в неожиданно очень компактной упаковке. Привычка к более массивным коробам делает коробку Dunu SA6 чем-то невероятно миниатюрным. Особенно если вы имели дело с моделью Luna. Насколько коробка миниатюрна, настолько она яркая. Расцветкой и фактурой рисунка она делает референс на корпуса наушников. Но о них дальше. Суперобложка выполнена в стиле, объединяющим подсвеченные закатным солнцем в прохладный вечер облака (если вы имеете счастье часто любоваться закатом, как я, то понимаете, о чем я) и зарисовки космических пейзажей из Стражей Галактики. Делюсь опытом и наблюдениями, вы помните?

На лицевой части упаковки нанесены название бренда, отмечена принадлежность к линейке Studio, а “шестерка” находится сразу в двух плоскостях. И как бы намекая на дуализм наушников. Об этом тоже не здесь. Сзади мы видим не только классический набор ТТХ, но и даже информацию о корпусах и шеллах. Замечаю, что я, порой, реагирую на аудио-прелести куда эмоциональнее, нежели моя супруга на всякие сугубо женские ништяки вроде одежды и украшений. “Мама, мы все тяжело больны”. Наверное, это может стать темой еще одного текста.

Под рубашкой в черном “гробике” аккуратно зафиксированный поролоновыми фиксаторами нас встречает чехол. Чехол поразительно напоминает такой у старых моделей Campfire Audio. Внешне. Исполнен он не столь классно, но если забыть об этой похожести, то чехол очень ничего. Только чуть меньше, чем у CA. Скажем, в старый кейс Orion, помимо наушников и кабеля, жена кладет еще и FiiO btr3. Тут я не уверен в таком фокусе. 

Под чехлом находится коробка с документацией и аксессуарами. То есть самое время перейти к следующему разделу.

КОМПЛЕКТАЦИЯ DUNU SA6

Комплектация – вечный козырь в рукаве Dunu. Даже если по звуку вам будет с ними не по пути, то комплектацией они смогут вас порадовать. Если Dunu SA6 предлагают не повергающий в шок и трепет набор аксессуаров, то вот кабель заслуживает отдельного внимания. Так, помимо чехла, напоминающего о великом штате Орегон (кстати, каждый наушник в кейсе заботливо упакован в… полиэтиленовый пакетик. Где-то я это уже видел), внутри вы найдете 11 друзей Оушена силиконовых насадок, адаптер на 6,3 мм, щетку для ухода за наушниками и документацию. Ну и сами Dunu SA6. С кабелем.

КАБЕЛЬ DUNU SA6

Кабель, как положено, от самих же Dunu. Они вообще умеют “в кабеля”. Помимо высоких качества и эстетики исполнения, кабеля Dunu обладают запатентованным модульным дизайном. Система коннекторов и сменных Г-образных джеков позволяет использовать один кабель с любым плеером, независимо от “калибра” и типа гнезда. Так, комплектный кабель Dunu SA6 (по паспорту – DUW-03) поставляется с тремя типами джеков – небалансным 3,5мм, а также балансными 2,5мм и 4,4мм. Старшие модели, Hulk и Blanche, комплектуются еще и четвертым – балансным 3,5мм. Его отсутствие тут – не беда. Если только вы не познали все прелести радикального аскетизма и не используете в качестве основного плеера замечательный QLS QA361. 

кабель для dunu sa6, со сменными коннекторами

Кабель представляет собой 8 переплетенных проводников из посеребренной бескислородной меди высокой степени очистки. Для коммутации с наушниками он использует 0,78 мм 2pin-коннектор. 

Шарм ему придает двухцветная изоляция. Шесть проводников имеют привычную прозрачную, а два – темно-серую. Получается такой внешне нетривиальный кабель. Сплиттер – стальной, кольцо регулировки – тоже стальное. Оно плотно фиксирует комфортную длину У-образного разветвления. 

Эргономика у кабеля хорошая. Он не такой тяжелый, как Hulk. При этом довольно мягкий и хорошо ведет себя на морозе. Немного микрофонит, но не критично. Скорее виной тому не сам кабель, а обилие теплой одежды и шарфов на мне, теплолюбивом южанине. 

Отдельно в который раз немного поругаю Dunu. За размеры модульной конструкции. С одной стороны они сделали довольно тонкий механизм крепления (сравните с аналогичным у Dita). С другой – он очень длинный. У тех же Dita он едва ли не вдвое короче. Чем это неудобно? Очень просто. Такая длина создает нежелательный рычаг, который может повредить даже не сам джек, а гнездо плеера. Одно дело, когда вы используете Пентаконн, находящийся на краю торца плеера. Другое дело, когда речь идет про тщедушный 2,5 мм разъем, расположенный к тому же ближе к середине плеера. Привет, Astell & Kern. 

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА DUNU SA6

Говорить о дизайне SA6 и нужно, и в то же время не имеет смысла. Они красивые. Но они еще и уникальные. Прочитав описание моей пары, вы, получив свой экземпляр, увидите не только другую текстуру фейсплейтов, но и вероятно другой цвет. 

Производитель особенно акцентирует на корпусах. Они изготовлены из акриловой смолы немецкого бренда Nice-Fit. При этом подгонка корпусов, шлифовка, полировка и покрытие специальным лаком делается сугубо вручную. На сайте Dunu есть занимательное видео, где показан весь процесс, включая сушку лучами ультрафиолета. Оно даже не занимательное, а залипательное. В общем – смотрим и проникаемся.

Итак, дизайн. Корпуса прозрачные. В моем случае они дымчатые, но достаточно транспарентные, чтобы лицезреть всю подноготную наушников. Форма корпуса неприкрыто анатомическая. Они предельно напоминают кастомы. Звуковод очень короткий и при этом гладкий. Я ожидал сложности с надежной фиксацией амбушюр, как это было с it03, имевшими похожий звуковод. Но мои опасения были напрасны. Ни разу за время эксплуатации JVC Spiral Dot не отделялись произвольно от наушников. Звуковод обрамлен тремя отверстиями, на которые сводятся три трубки от парных арматурных излучателей.

Вишенка на торте дизайна Dunu SA6 – это фейсплейты. Они изготовлены из высококлассной стабилизированной древесины. Хватит валить деревья ради наушников. Это материал на основе натуральной древесины. Как правило, это либо высушенные фрагменты определенных пород, пропитанные специальными растворами для стабилизации и покраски, либо смесь стружки отходов этих пород с эпоксидной или акриловой смолой. Материал получается прочный, термостабильный, не боится влаги и ультрафиолета. В общем – кладезь для любителей всего надежного и красивого. Среди которых особое место отведено нам, аудиофилам. *поглаживаю абаллоновые шеллы своих “лимиток”.

Мои шеллы обладают широким диапазоном оттенков – от темно-коричневого до лавово-красного и банального желтого. Я не специалист в деревьях (куда лучше я разбираюсь, на каких из них лучше жарить свинину), поэтому не могу сказать, из каких пород они сделаны. На сайте есть фото множества вариантов фейсплейтов. Среди них есть и роскошные оттенки синего. Самое главное, что каждый наушник – уникален и неповторим. Опять напрашивается аналогия с одной моделью из Портленда. 

У 2pin-гнезда находится компенсационное отверстие. Неожиданно. Ведь я говорил, что наушники – сугубо арматурные. Это так. Но особый состав излучателей требует наличие компенсационного порта. Далі буде.

ЭРГОНОМИКА DUNU SA6

Посадка комфортная. Примерно такая, какую ждешь от наушников анатомической формы. Тем более нескрываемо косящих под кастомы. Особенно радует размер. Dunu SA6, имея на борту шесть излучателей, остаются довольно компактными. Поэтому проблем с размещением в ухе быть не должно ни у кого.

Звукоизоляцию, признаюсь, ждал хуже. Во-первых, у наушников довольно короткий звуковод. Во-вторых, есть компенсационный порт для “дыхания” пары НЧ-арматур, что, согласитесь, нечасто встретишь в чисто арматурных наушниках. Тем не менее, звукоизоляция средняя. Примите во внимание, если слушаете наушники в метро.

НЕМНОГО О ТЕХНОЛОГИЯХ

Наушники 6-драйверные. За низкие частоты отвечает пара арматур от Sonion, с демпфером AcuPass Vented. Это специальный НЧ излучатель со сбалансированным якорем, которому так же, как и динамическому, необходим вентиляционный компенсационный порт на корпусе наушников. В среднем диапазоне трудится пара отдельный излучателей в Knowles. Их же драйвер покрывает верхний регистр, только тут он уже в сдвоенном исполнении. 

Коротко об основных характеристиках. Наушники имеют немалый и сулящий темный фон импеданс в 60 Ом. И это действительно так. Фоновый шум не станет помехой. Чувствительность высокая – 113 дБ – поэтому хватит мощности даже миниатюрного свистка. Однозначно, с телефоном я бы не рекомендовал использовать Dunu SA6. Хотя бы из соображений раскрытия потенциала наушников. Производитель озвучивает смелый диапазон в 5 Гц – 40 кГц. Оставим это на его совести.

ЗВУК DUNU SA6

Наконец-то мы дошли до главного. Наушники принадлежат к новой линейке Studio. Что как бы наталкивает на мысль. Так все-таки куда тянет SA6 – к мониторности и аналитичности или прочь от скуки в сторону музыкальности и вкусовщины?

Ответ, как это обычно бывает, где-то посередине. Наушники имеют довольно нейтральный характер с очень аккуратно расставленными акцентами. Dunu не стали делать из них труъ-мониторы, добавив немного красок. Как с шеллами. Так, у SA6 немного подчеркнута область низких частот, но очень тонко. Речь не о количестве, а по-аптекарски точном определении массы. Наушники не обладают броской презентацией низких частот, однако, НЧ-диапазон может похвастаться отличным балансом массы, скорости и глубины. Что в целом здорово сказывается на общей линейности и переходных характеристиках. 

Я ждал, что средние частоты будут более заметно уведены в арьергард. Однако, это не так. Dunu SA6 стараются быть (и они таковыми являются) открытыми и прозрачными в среднечастотной области. При этом вокалу отводится заглавная роль. С распределением веса в середине я подметил некоторую особенность, но об этом поговорим в соответствующем разделе. 

Пожалуй, верхние частоты получили от меня наименьшее количество положительных откликов. Им хватает разрешения для своего сегмента и выразительности для впечатляющей производительности в целом, однако, более искушенного слушателя они могут не удовлетворить количеством и  степенью проработки парциальных тонов. 

В целом это довольно нейтральная подача. Открытая, выразительная, с хорошо сбалансированной между собой микро- и макродинамикой и при этом довольно неутомительной подачей. Теперь поговорим более подробно.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ DUNU SA6

За НЧ в наушниках отвечает сдвоенная арматура AcuPass Vented от Sonion. Ее особенностью является то, что она, как и ортодоксальная динама, требует компенсационного порта для регулировки давления воздуха. С таким подходом доводится сталкиваться впервые, как с самой арматурой с AcuPass Vented. Однозначно, решение интересное, в частности по звуку. 

Не могу сказать, что арматура уже впритык подошла к динамическому излучателю по части воспроизведения низких частот, но она несомненно уже нарушила социальную дистанцию. Хорошо, что излучатели наушников не болеют Covid-19. Звучание Dunu SA6 в области НЧ полновесное, убедительное и практически линейное.

Говоря полновесное, я не имею в виду избыточную накачку массой и приданию телу звука гипертрофированных очертаний. Наушники очень четко определяют отношение создателей к балансу частот и их веса. 

Весомость умеренна. Что это значит для суб-баса: у наушников хорошее разрешение во всем НЧ-диапазоне, потому суб-бас получает хорошую читаемость и вариативность. Однако, из-за сдержанности по части массы самым нижним слоям НЧ чуть ее не хватает. Ее достаточно для идентификации области, но, по сравнению с более массивными в этой области моделями, недостаточно для пущего психоакустического эффекта ощущения нижних НЧ буквально телом. 

Бас в целом радует и оставляет приятные впечатления. Быстрый, с очень хорошей глубиной (ау, динама! Арматура стучится в двери), чуть подчеркнутым мид-басом. Как и должно, арматура обеспечивает выразительную передачу текстуры звука, его шероховатость. Бас склонен к жестокости, нежели динамической упругости. Низ собранный и структурированный. Самый низ – тоже. Нет динамического рокота и ощущения распада вибрации суб-баса на мелкие составляющие, который играет с нами в игры разума, заставляя поверить в телесное ощущение самых низких частот. В остальном в области НЧ Dunu SA6 склонны к естественной передаче атак и затуханий. Правда, последние несколько ускорены, что ранее уже отмечалось. В целом это отличный арматурный бас, линейный и с хорошей глубиной.

Не обладая сверхдетальностью (это вам этажом выше), Dunu SA6 отлично подходят для классического рока. Здесь акцент сделан на гитаре Роудса и, разумеется, на вокале Оззи. Наушники находят отведенную в тыл бас-гитару и бас-бочку и, нет, не переносят в под свет софитов, но замечательно очерчивают, выделяя из лейтмотива. SA6 обеспечивают читабельность любой партии при условии сколько-нибудь адекватного качества записи.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Средние частоты такие же дуалистичные – мониторно-развлекательные – как и сами наушники в целом. Будучи весьма точными в воспроизведении тембра и имея подчеркнутую микродинамику, они находят место в презентации эмоциональности и остаются при этом по-музыкальному слитными.

Нижняя середина и низы когерентны и органично сплетаются. Кроме того, эта область получает еще и ту подпитку по массе, которую имеет низ. Но чем выше, ближе к верхней середине, ноты заметно истончаются. Это сказывается на чуть более яркой подаче и заметному выделению нижних ВЧ. 

Последний момент отражается на восприятии записей с насыщенной областью сибилянт. Например, очень показателен трек Jason Mraz “Life is wonderful”.

Кое-где Dunu SA6 звучат на грани фола, особенно на таком источнике, как Centrance Dacportable. В результате открытая и прозрачная середина с этой утонченностью ВСЧ отражается на синергии с источниками, предельно выразительными в этой области. 

ВОКАЛ

Вокал прекрасно выделен и подчеркнут. Позиционирование у него явно центральное и подача располагающая к интимности и формированию эмоциональной связи с исполнителем. Касательно этой истонченности, упомянутой ранее, то она привносит дополнительную энергетику в исполнение обладателям высоких голосов. Но из-за нее мужскому высокому вокалу немного не хватает убедительности, например, Кидису с его высоким баритоном, переходящим в тенор. 

Довольно простая аранжировка, строящаяся преимущественно на насыщении низа и середины. В результате она становится сложным испытанием для наушников, благодаря некоторой перегруженности в крещендо. Открытая и прозрачная середина Dunu SA6 тут отлично справляется, сохраняя детализированную подачу и эмоциональную убедительность. Разумеется, вокал мисс Майерс подается как основное блюдо. 

Но не вокалом единым. Гитары также роскошно подаются Dunu SA6. Если мы хотим живую, пульсирующую, одновременно хрипящую и тянущую самые чистые и доступные по высоте ноты гитару, то нам к мистеру Уайту. SA6 принудили переслушать этот трек не один раз. Не перенасыщенный бас и техничная середина заставляет вспомнить, почему я когда-то так полюбил этого косматого повелителя дисторшна и флойд роуза. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ DUNU SA6

И напоследок про ВЧ. Как уже я упоминал, на нижних ВЧ есть небольшой всплеск, добавляющий немного блеска презентации. Я бы не сказал, что эти наушники точно противопоказаны ВЧ-фобам, все-таки их здесь не столь много. Скорее акцент на выразительности, чем на количестве. 

То же самое, к сожалению, касается обертонов. Дальних ВЧ чуть меньше, чем хотелось бы и довольно быстрые затухания скорее располагают к мониторингу, чем аудиофильской презентации материала. Сама же эта область чуть сглажена и подана скорее в комфортном ключе, нежели целясь подчеркнуть контрасты.

Чего не занимать SA6, так это детализации и раздельности. Сепарация звуков в пространстве соответствует классу, придраться тут можно только если забыть про цену или сильно этого захотеть. 

Еще один привет из области ВСЧ-ВЧ, на этот раз от Моррисси. Dunu SA6 создают из всей верхней области в этой композиции хороший контраст-противовес нижним частотам. Основное достоинство, которое тут показывают наушники, это качественное разделение слоев и образов с сохранением энергии, массы и динамики, независимо от насыщенности и перегруженности.

СЦЕНА DUNU SA6

Наушники строят сцену шире средней. Потому построение в основном происходит вдоль воображаемого горизонта, меньше – в глубину. Разделение планов реализовано достаточно хорошо, но не так эффектно, как размашистость “крыльев” сцены. Кроме того, наушники склонны выводить вокал в центр внимания, захватывая его. Так как тела воссозданных образов не гипертрофированы, создается ощущение течение воздуха в пространстве и общей воздушности подачи.

Образы соразмерны, тембрально пропорциональны. Сдвоенные драйвера обеспечивают не только точность тембров, но и достаточно “сочное” звучание, которые может передать еще и тело, плоть и кровь, образов. Мы слышим не только звук, издаваемый виолончелью на Временах года, но и ощущаем деку виолончели. 

Подача уже не плоская, ей присуща некоторая трехмерность. Но базовая, без голографичности музыкальных образов. Другими словами, вертикальной проработке пространства уделено явно меньше внимания, чем горизонтальной. 

Наушники хорошо отзеркаливают не только частотный или тембральный характер источника, но и воссоздаваемое в композиции пространство. Dunun SA6 одинаково умело передали масштабность на саундтреке к “Бэтмен против Супермена” от Ханса Циммера с присущими Заку Снайдеру пафосом и эпичностью. Но и обеспечили напор звучания и динамическую сконцентрированность, подобную пуле, в другом саунд треке. На этот раз из Тарантиновского “Джанго”. Оба кейса хороши настолько, что я не смог не просто не привести иллюстрацию в этот мини-раздел, но и обойти один из них стороной.

Жанрово наушники можно считать универсальными. Некоторые вопросы только остались при прослушивании электронной музыки. Потому что в этом случае НЧ немного не хватало массы в самом-самом низу. А также и всякий нойз-дисторшн вроде NIN. Или Мэнсона. Тут явно нужен звук пожирнее. В остальном нет проблем ни с классической музыкой, ни с современными жанрами. Еще раз подчеркну хорошую синергию SA6 со записями классического рока. 

НЕМНОГО О СРАВНЕНИИ

Я не хочу и не могу сравнить со всеми наушниками, сопоставимыми по классу, но отмечу две модели – iBasso it04 и Moondrop S8

Итак, что касается iBasso, то SA6 на их фоне в большей степени соответствует “Studio” в своем названии. НЧ у Dunu более нейтральные, а ВЧ подаются в чуть более сглаженной манере. Однако, iBasso в верхнем диапазоне демонстрирует чуть большую слоистость и эффектность. Хотя по части разрешения я бы не выделил явного фаворита. Лично для меня Dunu звучат интереснее по двум причинам. Во-первых, я не люблю динамические НЧ такие, какие “готовит” iBasso в своих гибридных моделях. Во-вторых, средние частоты SA6 я нахожу интереснее, чем у it04. Прежде всего за счет той ясности и выразительности, которую они демонстрируют. 

Что касается Moondrop S8, то Dunu SA6 звучат явно ровнее на НЧ, демонстрируя на фоне S8 едва ли не мониторный бас. Кроме того, нижняя середина S8 теряется в тени массивного мид-баса. Также S8 заметно агрессивно звучат в области верхней середины. Еще более навязчиво, чем SA6, которые на фоне могут показаться даже несколько расслабленными. В целом SA6 звучат более естественно и сбалансировано.

ATMOSPHERIC IMMERSION 

Dunu в модели SA6 предусмотрели возможность тюнинга на лету. И назвали это “атмосферным погружением”. Работает она очень тонко и мягко, добавляя нижним частотам и нижней середине небольшую порцию тепла и веса. Как следствие, происходит небольшая коррекция (до + 2-3 дБ) области до 300 Гц. Эта корректировка не столь значительная, чтоб изменением сразу бросалось в глаза, но оно достаточное для того, чтобы изменить ощущение от этой области.

Включение тумблера на корпусе наушников чуть смягчает подачу за счет небольшого выделения нижнего диапазона. Отдельно похвалю реализацию. Включить опцию очень просто и не нужно прибегать к помощи булавок или скрепок. Если вам не хватит баса на EDM, то смело включайте тумблер. Наушники, конечно, не заставят ваш мозг вибрировать, но какое-то “погружение” (недаром это так назвали) присутствует. Тонкий, но заметный тюнинг. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая линейка Studio от Dunu представлена сразу двумя моделями. И про старшую, 6-драйверную SA6, я могу сказать, что она мне приглянулась. Потому что помимо роскошного внешнего вида, который не всегда можно получить и за 2 тысячи долларов, наушники предлагают сбалансированный звук с выдержанным тональным балансом, хорошую техничность и умением работать с эмоциями и пространством. 

Наушники, конкретно SA6, сложно оценить как сугубо инструмент мониторинга (так уместнее говорить про младшую модель). Но это очень взвешенный и обдуманный шаг. Модель за 600$ в области профессиональных мониторов требует определенной репутации бренда именно среди профессионалов. Однако другое дело начальный сегмент, где как раз можно сделать имя. 

Все-таки аудиофилия и профессиональная работа со звуком (будь то сведение или непосредственное исполнение) – это все-таки две большие разницы.