ВСТУПЛЕНИЕ

Начало знакомства с новой линейкой Dunu – Studio – было положено. Со старшей модели, SA6, отличной 6-драйверной арматуры. Наушники хоть и не соответствуют на 100% студийному характеру, но в целом склонны к неокрашенному, естественному и информативному звучанию. Одновременно оставляя место для тепла, музыкальности, они и всячески способствуют вовлеченности слушателя в процесс. А какими получились младшие в линейке – Dunu SA3? Такими же балансирующими, подобно канатоходцу, между аналитичностью и музыкальностью? Или наоборот – попыткой замахнуться на сегмент профессионального звука? 

Во время сессий с Dunu SA6 я пришел к выводу, что заходить в профессиональный сегмент сразу в такой ценовой категории неразумно. И потому компания правильно оценила диспозицию. Dunu оттюнинговали SA6 больше для аудиофилов, чем профессионалов. Однако, тюнинг этот ориентирован прежде всего на ценителей сбалансированного и неокрашенного звучания. Причем, сбалансированного и тонально, и по “физике” звука. И, выходит, что модели SA3 суждено “отдуваться” за студийность линейки. И за себя, и за “того парня”. Забегая наперед, скажу, что она делает это весьма успешно.

НЕМНОГО О СТУДИЙНОМ ЗВУКЕ

Профессиональный звук среди аудиофилов не пользуется такой уж повальной популярностью. Все-таки работать со звуком, создавать и записывать, это не одно и то же, что и наслаждаться записанным материалом. Музыканты, звукорежиссеры и саунд продюсеры должны отточить звучание записи таким образом, чтобы это было не только верно с их точки зрения, но и было одинаково слушабельно с любых устройств. И с эирподс, и с EE Odin. А потому требование к нейтральности и тембральной точности у таких решений немного другие. И поэтому они не всегда удовлетворяют падкий на красоту подачи и сочность звучания слух нашего брата.

Я имел опыт с прекрасными мониторами от 64 Audio. Как инструмент, высокоточный и высококлассный, наушники были великолепны. Однако, с точки зрения потребления материала мне не хватало вовлечения. Да, они звучали технически безукоризненно. Но не уводили за собой в неизвестность, заставляя потерять счет времени. 

Разберемся, для кого же они – SA3 – подходят больше.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ DUNU SA3

Формат упаковки у моделей линейки Studio один. Это компактный, предельно утилитарный, черный бокс. Он выполнен из плотного картона и одет в “манишку” с полиграфией. В отличие от модели SA6, бравшей цепким дизайном, SA3 имеет более сдержанную полиграфию обложки. Она исполнена в синем цвете. Лицевая часть несет имя бренда, линейки, а номер модели точно так же расположен в двух плоскостях. Очевидно желание Dunu разместиться на обоих стульях -кресле аудиофила и за микшерным пультом. 

На обратной стороне самым подробным образом размещены характеристики наушников. В том числе масса, материал корпуса и компоновка излучателей. Я бы хотел такой информативности и от других производителей. А вы?

Dunu никогда не жадничали с комплектацией. Потому здесь, хоть и скромный комплект, но достаточный. Помимо документации, в середине черного бокса с логотипом компании вы найдете 10 пар силиконовых насадок, щетку для ухода за наушниками и чехол.

Ну и сами наушники с кабелем. Чехол тоже синий, из качественной эко-кожи. Формат его отчего-то навевает на мысли о созвездиях, звездных системах и Портленде. Хм.

КАБЕЛЬ DUNU SA3

Как всегда, Dunu не пожадничали и положили в комплект кабель, не мешающий раскрытию потенциала наушников. В данном случае это очень мягкое и аккуратное плетение из четырех проводников посеребренной бескислородной меди высокой степени очистки калибром 27 AWG. Оплетка прозрачная, усилена кевларом. Как и в случае с SA6, кабель имеет 2pin (0,78 мм) коннектора. Но в отличие от старшей модели, кабель SA3 не имеет модульной конструкции. Такая опция досталась только старшей модели, что и не удивительно. Поэтому из коробки только ортодоксальные 3,5 мм. Кстати, джек тут прямой. Плохо это или хорошо – решать вам. 

Сплиттер пластиковый, но сердцевина закрыта металлом, покрытым мелкими бороздками. На нем указано название модели и серийный номер. Регулировка по длине выполнена в виде кольца с подобными сплиттеру насечками. 

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА DUNU SA3

Существенная разница в стоимости не оставила шансов SA3 получить столь запоминающийся и без преувеличения вкусный дизайн, как у старшей модели. Тут нет такой тщательной подгонки корпуса, а также фейсплейтов из стаибилизированной древесины. Оттого корпуса заметно крупнее, чем у SA6. Особенно с оглядкой на вдвое меньшее количество излучателей. 

Корпуса изготовлены из фотополимерной смолы посредством 3D-печати. Они приятного синего цвета с высокой степенью прозрачности. А потому все внутреннее убранство от нашего взгляда скрыто лишь отчасти. Фейсплейты из того же материала. Dunu удешевили производство за счет отказа в модели SA3 от древесины, но не пожадничали на индивидуальности каждого наушника. Так, фейсплейты SA3 могут похвастаться нанесенным вручную узором, тщательно зафиксированным лаком. Кроме узора, на правом наушнике красуется золотистый логотип Dunu, а на левом – “тройка”.

В отличие в от SA6, тут нет излучателей, которым необходимо обеспечить компенсацию воздушного давления. Потому корпуса Dunu SA3 цельнолитые, без отверстий. В совокупности с упомянутым ранее увеличением размера корпуса это обеспечивает отличную звукоизоляцию. Мне при правильном подборе насадки (меньшего размера, чем для SA6) Dunu SA3 садятся невероятно плотно, отсекая почти полностью шумы извне. Оставляя разве что те, что желательно слышать. Например, приближающийся транспорт. 

Кроме того, анатомическая форма наушников дополняется более длинным, чем у SA6, звуководом. Как следствие, это также играет на руку посадке и звукоизоляции. В целом за эргономику SA3 остается только похвалить. Однако, обладатели совсем уж миниатюрных ушек, возможно, моего мнения не разделят. А потому примите к сведению. На конце звуковода находится защитная решетка. Напомню, что у SA6 на его торце было три отверстия для трубок излучателей.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ DUNU SA3

В основе Dunu SA3 лежит система из трех излучателей со сбалансированным якорем и двухполосного кроссовера. Все три излучателя от Knowles. Компоновка их чуть нестандартная. Два отдельных одинаковых драйвера работают на низких и средних частотах. А один твиттер покрывает ВЧ-диапазон. 

Наушники имеют достаточно низкий импеданс – 13 Ом. Потому они склонны немного шуметь. Чувствительность в 112 дБ делает их удобоваримыми даже для наименее мощных устройств. Например, iBasso CF01. Этот TWS-адаптер по паспорту выдает 9 мВт. Частотный диапазон заявлен на уровне 5 Гц – 40 кГц (Who cares?). Общие гармонические искажения – не более 0,5%. 

ЗВУК DUNU SA3

Во вступлении я касался предполагаемой мониторности линейки Studio и роли SA3 в ней. Да, SA3 звучат подобающе такому неймингу. Это очень честный, не приукрашенный, нейтральный по тону звук. Он обладает предельно допустимым для сохранения нейтральности акцентированием средних частот. Звучание чуть склонно к теплоте и аккуратной презентации микродинамики. SA3 не сглаживают микроконтрасты, но не подают их заведомо броско. Деликатно маскируют не самое выдающееся разрешение. При этом не скрывая грубо музыкальную информацию. 

Наушники делают упор на тембр, детали, сепарацию образов. Особенно в среднечастотном диапазоне. А не на психоакустическом воздействии, направленном на восприятие реалистичности звуковой картины. Очень часто ловишь себя на мысли, что звучание технически точное, но присутствует некая отвязка от источника. Под источником я подразумеваю непосредственно инструмент. Ведь звучит не условная точка в пространстве, а инструмент. Конкретный инструмент, скажем, контрабас. Который состоит из деки, грифа, струн, завитка, черт возьми. И SA3 насколько хорошо справляются с воспроизведением в нашем воображении “малых” инструментов и клавишных, настолько им сложно столь же реалистично представить бас-бочку, виолончель или безладовый контрабас. 

Другую особенность Dunu SA3 можно заметить без прослушки. Достаточно лишь взглянуть на АЧХ наушников на сайте производителя. На фоне линейных НЧ и очень деликатно представленных ВЧ и имеющих к тому же довольно ранний спад середина заметно выделена. О чем мы поговорим более детально далее.

СЦЕНА

Наушники строят довольно компактную сцену без размашистых краев и глубины в горизонт. Звучание не зажатое, отнюдь. Тут присутствует качественно сделанное разделение образов в пространстве. Также наушники обеспечивают возможность локализации их в нем. Каждый инструмент на своем месте. 

Сцена средняя и вширь, и вглубь. Она строится от персоны вокалиста, занимающего центральное место на наших воображаемых подмостках. Вокалист (и особенно вокалистка) – прима для Dunu SA3. Все внимание отводится ему (и особенно ей). А также группе поддержке – инструментам, попадающим в диапазон, который наушники столь прямо выводят вперед. Поэтому перед нами строится небольшая, как сцена провинциального театра, звуковая картина в центре которой вместе с вокалистом может находится гитара, скрипка, духовые или даже рояль. И где-то за ними скромно пыхтит барабанщик и бас-гитарист вместе с контрабасистом и виолончелистом. 

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Бас предельно арматурный и линейный. В целом область низких частот лишена какого-либо добавочного воздействия и звучит “как есть”. НЧ быстрые, с неплохим разрешением и хорошим разделением. Разборчивость прослеживается как приоритетная задача. При такой презентации мне немного не хватило хлесткости. 

Глубина умеренная. НЧ ниже 80 Гц не хватает убедительности и презенса. Отсюда некоторая сглаженность и эфемерность подачи в этой области. Мид-бас также не получает добавки по массе и плотности. Он собранный, умеренно фактурный и плотный. 

Тембральная вертикаль в области средних частот выстроена более линейно, нежели в области низких частот. И больше всего страдает от этого бас-бочка. Наушникам не удается достаточно реалистично для искушенного уха соотнести ее размеры как инструмента, как образа с ведущим барабаном. Мы слышим ее, но то, что должно воспоследовать за звуком – а именно представление об инструменте в виде воображаемого образа – не следует. Dunu SA3 хорошо передают удар, атаку, но теряются, когда нужно следом “отработать” тело образа.

Этот момент определяющий в жанровой и вкусовой совместимости. Эти наушники точно не рекомендую бас-хедам и в целом любителям сочных и вкусных НЧ. А также поклонникам электронной музыки. Что касается мониторинга и работы со звуком в целом, то и для тех, чья работа со звуком завязана на НЧ-диапазоне, тоже стоит искать дальше. А вот кому эти наушники точно понравятся – так это тем, кто ищет нейтральные и достаточно качественные НЧ за небольшой прайс. 

Наушники уделяют партии ударных не такое пристальное внимание, как отработке вокала и синтезатора. Барабаны в треке – свойственные Toto. То есть их много, они очень круто записаны, и хорошо показывают вариативность звучания. У Dunu SA3 получается передать вариативность момента извлечения звука, удара, хлопка. Однако, последующие, уходящие вглубь тона растворяются в стремительном и потоке средних частот. Из-за этого теряется эффектность партии барабанов в этой композиции. Бас-гитара передается с хорошей текстурой, но, возможно, отведена слишком сильно назад. 

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

И тут мы переходим к главному. Середина в целом линейна, наушники заметно, но умеренно акцентируют ВСЧ. Сами средние частоты очень хорошо и уверенно доминируют на фоне верха и низа.

Они явно выдвинуты вперед и звучат очень открыто и прозрачно. Сам диапазон можно охарактеризовать как чуть склонный к теплоте. Он тембрально нейтральный, характер инструментов передается очень точно и подлинно. “Пение” акустической гитары и рык гитары с дисторшном будут одинаково качественно отработаны.

Разрешение хорошее, а как для своей цены, то очень хорошее. Что немаловажно, ведь за счет достаточно компактного пространства, воссоздаваемого наушниками, и естественной соразмерности образов важна точность и очерченность при их наслаивании . В противном случае не избежать мазни и каши. Но тут Dunu SA3 звучат технично, исполняя “на все деньги”.

Верхняя середина заметно выделена, она очень эмоциональна и в целом яркая. Но не переходит грани разумного и ведет себя послушно. Тем самым обеспечивая комфортную презентацию без сибилянт. 

В результате, наушники могут не подойти любителям EDM, R’n’B и прочих стилей с форсированным суб-басом. А вот для почитателей старого доброго гитарного рока, акустических жанров, а также поклонников красивого и качественно переданного вокала Dunu SA3 не разочаруют. Полагаю, что эти наушники придутся по вкусу стесненным в средствах вокалистам, гитаристам и прочим трудягам, чьи партии лежат в диапазоне от 200 Гц до 5 кГц. 

С Dunu SA3 я часа на 4 выпал из жизни в канун 8 марта. Представляете себе остроту момента? Я переслушивал старый металл – Slayer, Megadeth, Judas Priest. А также не менее “гитарно” крутые вещи. Например, Deep Purple, Dio, Black Sabbath и Guns n’ Roses. 

Я не стал приводить в качестве примера заведомо хоршо звучаший металл. Например, Seasons in the Abyss от Slayer или Breaking the Law от Judas Priest. Потому я отказался и от кавера на Whole Lotta Love от Бет Харт. В противном случае это было бы чревато переполнением текста эмоциями. Напротив, я обратился к более эмоционально нейтральному кейсу. Меланхоличные датчане тут очень кстати. Наушники очень гармонично и натурально передают как вокал Сорена Хусса, который густо стелется над основой композиции и окутывает все вокруг. При этом клавишные сохраняют четкие и ясные очертания своего образа. А включающаяся на смену акустической в эндшпиле припева электрогитара рассекает этот туман подобно катане. И на этом фоне чуть теряется нижний регистр, уходя на второй (очень второй) план. Однако, сохраняя динамику и структуру. 

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Сравнительно с серединой ВЧ поданы заметно проще и сдержано. Однако, им не свойственна зажатость или жесткость. Скорее, речь про то, что воспроизведению записи хватает воздуха. И этот воздух – плата за несколько более тусклую презентацию, чем это делает “старший брат” в виде SA6. ВЧ поданы в чуть более расслабленной манере и отведены немного назад, оставляя средним частотам больше простора. 

Разрешение уверенно хорошее как для ценового диапазона. Но после 10 кГц начинается очень явный спад. Потому о насыщенности обертонами и слоистостью верхних частот говорить не приходится. Она тут есть, она неплохая, но – базовая. Кроме того, Dunu SA3 хорошо справляются с разделением звуковых образов. Согласитесь, не стоит ожидать протяжных ВЧ от одинарного арматурного драйвера. Потому мы получаем ровно то, что следует ожидать. Но никак не меньше. С поправкой на заводской тюнинг. Сами Dunu позиционируют SA3 как модель вокально ориентированную. Модель, хорошо подходящую для долгого прослушивания музыки на низком уровне громкости. 

В целом, ВЧ не производят вау-эффект. Они остаются конкурентоспособными, благодаря хорошему разрешению. Кроме того, они толерантны к качеству записи. В результате достигается синергия с металл-жанрами. В частности, где главенствующая роль у гитар. 

Трек очень хорошо подходит для характера презентации ВЧ Dunu SA3. Наушники полноценно справляются с визуализацией перкуссии, ее звучанием и вариативностью. Вполне точны и реалистичны удары, звон и шипение тарелок. Чуть более быстрые, чем хотелось, затухания компенсируются хорошей информативностью и идентичностью звуков. Оставаясь “блюдом на закуску”, ВЧ Dunu SA3 не пасуют, а лишь отдают верховенство партиям вокала и замечательно воссозданных в воображении клавишных. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Dunu SA3 заметно больше соответствует статусу линейки Studio, чем старшая модель SA6. Ведь она ориентирована скорее на аудиофилов, чем работников микрофона и микшера. И этот ход оправдан, что я и обосновал в ревью этих моделей.

Dunu SA3 выглядят отличным вариантом для любителей ровной подачи, ориентированной на максимальную прозрачность и открытость средних частот. Также они подойдут для стесненных в средствах музыкантов. Не всем, а нуждающимся в инструменте мониторинга гитар, вокала и клавишных. Кроме того, наушники показали отличную синергию с акустическими жанрами, гитарным роком и металлом. А снисходительность к качеству записи верхних частот делает их подспорьем для прослушивания классического рока. 

Ну а неутомительная подача и отличная звукоизоляция превращает их еще и в прекрасных попутчиков во время долгих путешествий в утробе шумных вагонов Укрзалиниці.